Аделина Сотникова: «Меня ругают за то, что я веду себя не как девочка. Все заработанные на соревнованиях деньги аделина сотникова отдает матери на лечение младшей дочери На подаренном «Мерседесе» — по буеракам в деревню

Аделину Сотникову по праву называли «вундеркиндом», потому что уже в 13 лет девочка исполняла два чрезвычайно сложных каскада в одной программе: тройной лутц - тройной риттбергер и тройной сальхов – тройной риттбергер.

2. Почти рекорд

Свой первый международный турнир, этап юниорской серии Гран-при 2010 – 2011 в Австрии, выиграла, опередив ближайшую соперницу, американку Кристину Гао, более чем на 10 баллов. Причем ее оценка, 178,97 баллов, оказалась всего на 0,27 меньше наивысшей, когда-либо полученной одиночницей на юниорских соревнованиях.

3. Ученик превзошел учителя


Тренер Аделины Сотниковой - знаменитая в прошлом фигуристка Елена Буянова, в девичестве Водорезова. В свое время она завоевала для Советского Союза первую бронзу в женском одиночном катании. Елена сразу стала относиться к Аделине как к дочери. «Меня она знает наизусть, видит, что мне нужно, - поорать на меня или, наоборот, похвалить, посюсюкаться со мной, чтобы все было хорошо, - рассказала в интревью «Вестям в субботу» Аделина Сотникова. - Елена Германовна знает, что мне нужно в разные моменты. Иногда мне нужно, чтобы на меня поорали».

4. Сдала школьные экзамены экстерном

Аделине 17 лет и сейчас она должна была бы учиться в 10-м классе. Но в прошлом году Сотникова сдала все экзамены экстерном, ушла из школы и поступила в РГУФК, где сейчас учится на тренера.

5. Вся жизнь – жесткий график

Сегодня вся жизнь Аделины посвящена спорту, а все ее друзья – спортсмены, с которыми Сотникова любит в свободное время (которого у нее немного) сходить в кино или посидеть в кафе. С мамой спортсменка очень близка и считает, что у нее замечательная семья, которой она, к сожалению, не может уделять столько внимания, сколько хочется.

6. Все победы Аделина посвящает сестре


У Аделины есть младшая сестра Мария. К сожалению, девочка родилась с врожденным заболеванием. За несколько последних лет Маше сделали три дорогостоящие операции в Германии. Все заработанные на соревнованиях деньги Аделина отдает на лечение сестры, а се победы, включая победу на Олимпиаде в Сочи, – посвящает ей. «Очень люблю мою младшую сестру. И, выиграв свой первый крупный турнир – юношеское первенство Европы, я помогаю ей. Моя сестра героический человек, с которой я беру пример. Сейчас она занялась танцами, и в этом тоже поступок» – рассказала спортсменка в интервью «Российской газете».

7. Победить на Олимпиаде помогла обида


Аделина очень расстроились, когда ее не взяли в командные соревнования. Для нее это стало настоящей трагедией. Из депрессии ее долго выводили тренеры. «Было обидно, когда меня не взяли в командный турнир. Очень разозлилась, ведь было понятно, что у нас там будет медаль, – рассказала Сотникова в интервью «Вечерней Москве». – После этого дала себе слово, что в личных соревнованиях сделаю все для того, чтобы выиграть золото. Русские, если ставят цель, всегда ее добиваются».

8. Аделина катается для людей.

В интервью «Известиям», которое Аделина Сотникова дала после победы на Олимпиаде, спортсменка призналась, что катается не ради наград и званий, а чтобы порадовать людей. «Прежде всего я катаюсь для людей, а не на результат. Хочу, чтобы им понравилось. Я была переполнена хорошими эмоциями и убедила себя, что могу сделать все хорошо. Выйти и откататься в кайф. Хотела показать, что мое катание стало взрослее, качественнее».

9. Корейцы опротестовали победу


После того, как Аделина Сотникова завоевала золото, представители Южной Кореи направили протест в Международный союз конькобежцев (ISU), считая, что судейство было необъективным, золото должна была получить их спортсменка – фигуристка Ким Ю На, занявшая второе место. Протест был отклонен. «Мне стало известно, что ISU отклонил протест южнокорейцев, и это логично, – сообщила ИТАР-ТАСС заслуженный тренер России . – ISU доверяет своим судьям, олимпийская бригада была абсолютно квалифицирована. Что касается Аделины, то ее результат был вполне справедливым. Да, она задела лед ногой, и за это ей снизили оценку на 0,9 балла. Но Сотникова во второй половине программы сделала аксель в два с половиной оборота с тройным тулупом, чего не сделала Ким Ю На. За это россиянка и получила больше на несколько баллов».

10. Сегодня Аделине Сотниковой вручили орден Дружбы

Сегодня президент России Владимир Путин встретился с членами сборной России – чемпионами и призерами Олимпийских Игр в Сочи и раздал им заслуженные награды. Аделина, а вместе с ней и другие спортсмены, были награждены почетным орденом Дружбы.

СОБЕСЕДНИКИ Елены ВАЙЦЕХОВСКОЙ

Открытая тренировка единственной российской олимпийской чемпионки в одиночном катании дала возможность увидеть, что Сотникова не просто в превосходной спортивной форме, но и по-прежнему не намерена проигрывать

На интервью Сотникова появилась минута в минуту, словно и не было у нее накануне тяжелейшего дня, на протяжении которого фигуристка исполняла непривычную для себя роли - подружки невесты. Невестой была олимпийская чемпионка Сочи Татьяна Волосожар, женихом - ее партнер Максим Траньков, а сама церемония собрала весь цвет фигурного катания, причем не только российского.

Но разговаривали мы, разумеется, не об этом. А о намерении Сотниковой вернуться в большой спорт, который она вынужденно оставила год назад.

* * *

- Когда спортсмен по тем или иным причинам пропускает сезон и окунается в "другую", неспортивную жизнь, самой большой проблемой для него становится снова впихнуть себя в "спортивные" рамки. Вы, даже восстанавливаясь после травмы, а потом, выступая в шоу-проекте на телевидении, каждый день приходили на каток, не давая себе возможности полностью отдохнуть ото льда. Неужели фигурное катание до такой степени крепко продолжало вас держать?

Отдохнуть я как раз успела - в те месяцы, что была травмирована и не могла кататься. И мне уже тогда не хватало льда и привычного образа жизни. Я продолжала приходить на каток, немного тренировала маленьких детишек и страшно скучала по тем временам, когда каталась сама. Несмотря на это возвращаться на "большой" лед сейчас все равно тяжело. Слишком давно не было соревнований.

- Но ведь вы выступали на публике достаточно много: катались во всевозможных шоу, танцевали в телевизионном проекте и даже пели со сцены. На этом фоне открытая для прессы тренировка вызывает хоть какое-то волнение? Или это просто очередной рабочий момент?

Рабочий момент. Понятно, что на эту тренировку придут многие, в том числе и руководители федерации фигурного катания. Но как какой-то серьезный экзамен я все равно такую тренировку не воспринимаю. Разве что будет непривычно много народа. У нас на катке такое происходит нечасто.

- Но ведь работу над наиболее сложными прыжками и каскадами вы начинаете достаточно поздно - об этом много раз говорила ваш тренер Елена Буянова. А информационный мир устроен так, что показавшись публике в "сыром" состоянии вы тут же можете получить волну отзывов на интернет-форумах в стиле: "Караул, кошмар, Аделина не прыгает".

О-о, это обычное дело.

- Хотите сказать, что стали достаточно "толстокожей", чтобы реагировать на подобные вещи всерьез?

Наверное, да. Ничего нового ведь в этих отзывах люди не пишут. Я прекрасно знаю, какие у меня планы на сезон, какую работу нужно сделать, поэтому и не вижу смысла как-то реагировать.

- Год назад вы сказали мне в интервью, что не хотели бы уйти из большого спорта так, как ушла Тара Липински. Пытались понять, почему она так ушла? Почему точно так же в свое время уходили после своих Олимпийских игр Оксана Баюл, Сара Хьюз?

Мне кажется, я сейчас это понимаю гораздо лучше, чем раньше. После Игр в Сочи меня долго не покидало чувство, что все свои силы и эмоции я оставила там, в "Айсберге". Вроде прошло немало времени, а выходишь на лед - внутри ощущение, что ты абсолютно исчерпан. Пустой. Когда я осознала, что это происходит со мной уже столько времени, реально испугалась. Потому что вообще не понимала: а что дальше? Просто даже в том состоянии я не представляла свою дальнейшую жизнь без спорта. Все, что происходило вокруг - приглашения, встречи, шоу - это все было не то. Поэтому я и пыталась себя из этой пустоты вытягивать всеми возможными способами.

- И когда почувствовали, что наконец выкарабкиваетесь?

Прошлой осенью, когда возникли проблемы с голеностопом. У нас уже начался сезон, прошли прокаты, я даже успела выступить в Сочи на каком-то турнире. Нога болела, но еще не до такой степени, чтобы придавать этому большое значение. А когда случилась травма, у меня было чувство, что в моей жизни рухнуло все. И я ужасно захотела вернуться. Уже по-настоящему захотела.

* * *

- То, что вам придется пропустить весь сезон, стало понятно далеко не сразу. Каково это - раз за разом возвращаться к тренировкам, восстанавливать прыжки и раз за разом чувствовать, что боль возвращается?

Это было ужасно на самом деле. Иногда я начинала думать, что нога теперь будет болеть всегда. От этого реально опускались руки. Даже когда работа шла нормально, я подсознательно ждала очередной "ямы", в которую рухну. Понимала, что психологически вряд ли сумею выдержать еще несколько месяцев лечения. Помог, как ни странно, танцевальный проект.

- Как же вам тогда мыли кости на фигурнокатательных форумах: "У нее нога болит, а она на шпильках!"

Во-первых, я постоянно работала в специальном бандаже. Просто надевала его не потому, что голеностоп продолжает болеть, а как раз для того, чтобы исключить даже малейший риск травмы. Сама тоже очень внимательно контролировала ситуацию. Если чувствовала в ноге хотя бы незначительную усталость, тут же говорила партнеру "Глеб, сегодня работаем без каблуков". И мы танцевали в кроссовках или вообще босиком.

Вот и получилось, что танцуя я каждый день незаметно закачивала ногу. Плюс - много работала над этим в зале в ЦСКА. А через три месяца и думать забыла о том, что у меня когда-то болела нога.

- Осваивать танцы на паркете было трудно?

Я сразу невзлюбила фокстрот. Наверное потому, что этот танец был самым первым. Глеб, помню, начал мне показывать шаги, а я повторяла за ним и мрачно думала: "Ну, Аделина, ты попала…". Хотя в целом эмоции от проекта остались только положительные. Иногда даже скучаю по танцам.

- Остаться в этом виде спорта вам не предлагали?

Предлагали постоянно. Все профессиональные ребята-танцоры, принимавшие участие в проекте, удивлялись, что я так быстро схватываю движения. Пусть не все получалось идеально с точки зрения бальной выучки, но очень точно по сути.

- Признаться, я не ожидала, что близкие без колебаний отпустят вас в мир шоу-бизнеса.

Я сама, если честно, не сразу поняла, куда попала. Думала там все, как в спорте: все честно и понятно. Оказалось, там свои законы. Но ничего страшного, это был хороший опыт.

- Плакать по ходу проекта вам приходилось?

Было дело. Но не потому, что мы с Глебом проиграли. А из-за того, что долго ничего не получалось и я слишком уставала. Работали-то мы действительно очень много - по нескольку часов в день. Это реально тяжелый труд. Во-первых, танцы требуют совершенно другой осанки. Мы ведь все - любители горбиться: группировка в тех же прыжках требует "круглой" спины. Представить себе не можете сколько раз за эти три месяца я слышала от Глеба: "Спина!"

Когда тренировки на протяжении нескольких часов проходят на каблуках, с непривычки начинают дико болеть подушечки ног. Первое время я просто приползала на каток после репетиций. Большую сложность создавало и то, что танец - это постоянные совместные движения, где концентрироваться приходится не только на том, что делаешь ты сам, но и на движениях партнера. На самом деле я только в этом проекте поняла, как сложно красиво танцевать. Была уверена, что это намного проще.

- Сразу вспоминается популярное среди фигуристов высказывание: "Не умеешь прыгать - иди в танцы".

Теперь я так не думаю. Даже когда что-то кажется со стороны совсем простым, это совершенно не значит, что ты сумеешь без труда это повторить.

Аделина СОТНИКОВА в 2015 году участвовала в телепроекте "Танцы со звездами". Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"

* * *

- Вы оставили на этот сезон прошлогоднюю произвольную программу Malade . Почему?

Мне она очень нравится. Считаю, что еще не показала ее так, как программа того заслуживает. Она очень красивая. И мне хочется, чтобы зрители это увидели не в шоу, а именно в соревнованиях. Я стала себя по-другому чувствовать в этой программе, больше ее понимать. Мне нравится вслушиваться в слова, пропускать музыку через себя, а не ездить от элемента к элементу.

- Один известный тренер сказал на этот счет, что если фигурист заходит на четверной прыжок "в образе", то выедет он из этого прыжка, лежа на спине.

Это правда. У меня такое тоже случалось. Едешь, отдаешься музыке, так все классно, и тут - бах! И уже сидишь на попе.

- О том, чтобы усложнить свои прыжки, вы думаете?

Пока лишь в теории. Прежде чем браться за большую сложность, хорошо бы довести до ума каскады "лутц-тулуп" и "флип-тулуп". Они пока получаются не всегда. Лутц и флип я прыгаю слишком "вверх". От этого на приземлении теряется скорость, и тулуп не получается так, как должен. Значит, нужно стараться делать тот же лутц с пролетом. Так, как у меня получилось выполнить этот прыжок на Олимпиаде. До этого идеальный "лутц-тулуп" был у меня лишь однажды, на юниорском "Гран-при" в Австрии в 2010-м. Я тогда, помню, еще подумала, что наконец-то поняла, как прыгать этот каскад. Но на том все и закончилось на много лет.

Вот над этим мы сейчас и работаем. Хотя периодически я разумеется думаю и про тройной аксель тоже.

- Алексей Мишин сказал не так давно, что успешно прыгать аксель сумеют лишь те спортсменки, которые начинали осваивать этот прыжок еще в юниорском возрасте.

Я прыгала, когда каталась в юниорах, и у меня несколько раз даже получалось удачно выезжать. Просто тогда меня этот прыжок не пугал. А вот сейчас, наверное, будет.

- Почему?

Сам процесс непростой: нужно снова учиться тому, чтобы выстраивать траекторию, выполнять непривычное вращение. Страшно ведь не прыгать. А неудачно упасть и снова травмироваться - это единственное, что пугает на самом деле.

- Что, кстати, кажется вам более реальным - освоить тройной аксель, или четверной тулуп?

Разница между этими прыжками не так велика. И в том и в другом случае нужен один лишний оборот. Просто само слово "четверной" вызывает в голове ощущение: "О-о-о! Четверной!"

- Как думаете, тренеру сейчас проще с вами работать, чем было до Олимпиады?

В чем-то, наверное, сложнее. Придется ведь заново учить меня соревноваться, вытаскивать из соревновательного "ступора". Если бы не пропущенный год, все было бы проще. А сейчас я успела прилично подзабыть, что это такое - бороться за победу.

- Я прекрасно понимаю, что заставляло вас так сильно волноваться на соревнованиях до Олимпиады - все-таки от каждого вашего выступления зависел не только ваш личный результат, но и возможность оплачивать лечение близкого человека. Что пугает вас сейчас?

Просто очень не хочется опускаться вниз. Да, я понимаю, что у меня есть золотая медаль Олимпийских игр, много медалей с других соревнований, что никто у меня этого не отнимет, но… Я очень четко понимаю, что мне нельзя - вниз. Я не хочу - вниз. Я хочу держать тот уровень, которого достигла. Хочу оставаться на вершине. А для этого нужно просто тренироваться. Много-много работать над собой - и все будет в порядке.

- В Москве вы по-прежнему живете под опекой мамы?

Да.

- Не хочется большей свободы?

Мою свободу никто особенно не ограничивает. Нет такого, что "сиди дома и делай то, что я скажу". В метро я не езжу с тех самых пор, как получила права и начала водить машину, водитель я осторожный и аккуратный, так что за меня можно не беспокоиться.

Виталий МУТКО (слева) и Аделина СОТНИКОВА. Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"

* * *

- Насколько хорошо по вашим ощущениям вы готовы к сезону?

Процентов на 50. Уже делаю все прыжки, но пока они, конечно же, не восстановлены до такого уровня, как это было перед Играми в Сочи. Но я не тороплюсь. В конце концов у меня есть три с половиной года.

- Вот она - настоящая психология олимпийского чемпиона! Вы начали мыслить не годами, а четырехлетиями?

А почему бы и нет? Ну а если серьезно, я просто понимаю, что процесс возвращения может быть не очень гладким. Что я, возможно, буду допускать какие-то ошибки. И что надо относиться к этому спокойно.

- Почему, кстати, вы отказались от участия в "Гран-при"?

Потому что хочу выступить на чемпионате России, отобраться в команду и поехать на чемпионат Европы и мира. Если выступать в двух этапах "Гран-при" и все сложится удачно, значит, добавляется еще и третий старт - финал. А он в декабре. То есть сразу возникает опасность не успеть восстановиться к чемпионату страны. А хочется подготовиться к этим соревнованиям хорошо. Поэтому мы и решили взять только один этап "Гран-при" - в Москве. Кроме этого у меня запланировано выступление на Japan Open и на турнире в Саранске. Возможно, выступим в каких-то этапах Кубка России.

- В Америку вы ездили этим летом в рамках спонсорского контракта?

Вообще-то ездила с мамой отдыхать. Неделю мы провели в Лос-Анджелесе, куда меня пригласил мой партнер по танцевальному шоу. Глеб там живет с семьей и предложил нам с мамой заехать к нему, посмотреть город, побывать в Диснейленде, на танцевальном шоу. Вторую неделю мы провели в Майами. Просто вышло так, что фирма, с которой у меня контракт, узнав о том, что я в Майами, организовал для меня рекламную фотосессию. Так что удалось очень удачно совместить отдых и работу.

- Раньше вы неоднократно говорили о том, что для вас не имеет значения в чем выходить на лед. В этом году вас одевали самые разные модельеры. Не поменяли своего отношения к одежде?

Если говорить о процессе выбора костюмов, я сейчас вклиниваюсь со своим мнением гораздо активнее. Конечно же на многие вещи я сейчас смотрю иначе. У меня дома много старых фотографий, я иногда рассматриваю их и с ужасом думаю: "Я в таком виде выходила на лед? И на меня смотрели люди и видели это?"

- Любимое платье у вас есть?

Из тех, в которых катаюсь - черное, которое мы сделали для программы Malade . А из просто платьев - красное в пол. Я его купила уже после Игр, когда была на отдыхе во Франции. Помню, вошла в магазин, увидела платье на вешалке, и даже подошла не сразу. Стояла, смотрела на него и думала: "Наверное, не мой размер. Наверное, слишком длинное. Наверное, мне вообще не подойдет по фасону, или будет неудачно сидеть". И когда все-таки собралась с духом и решила померить, поняла, что это - абсолютно мое. И фасон, и цвет, и вообще все. Еще очень нравится платье, в котором я была на свадьбе Тани и Максима.

- Раз уж именно вы поймали букет невесты, скоро, полагаю, фигуристы будут плясать уже на вашей свадьбе.

Эх, пока что не до этого. Но церемония была безумно трогательной и красивой - многие плакали даже. Это были непередаваемые ощущения. Я смотрела на Таню с Максом и думала: "Вот она, любовь-то настоящая! А мы, дурочки, страдаем, что какие-то лутцы не можем прыгнуть!".

«Мне надо сосредоточиться на себе. Важно не накрутить себя и подойти к стартам с холодной головой. Мне легче, когда до меня не доходит лишняя информация и я не знаю, что происходит за пределами ледового дворца. Когда Юля каталась во время командных соревнований, публика просто визжала от восторга. Я сидела и понимала, что меня саму начинает трясти. Потом думаю: мне же самой скоро предстоит выходить на лёд, нужно успокоиться и ловить кайф. Ведь публика болеет за тебя, и нужно кататься вместе с ней. И моя задача - поймать этот кураж во время личного первенства», - сказала Аделина нам за два дня до старта соревнований. Как показало время, ей удалось поймать такой кураж, что рядом не осталось ни одной конкурентки.

Как откатала Ю-На? – спрашивала Аделина у журналистов в микст-зоне сразу же после своего проката.
- Чисто.

Когда уже объявят оценки, - продолжала не находить себе места будущая олимпийская чемпионка.

Дело в том, что в зоне общения спортсменов со СМИ установлены телевизоры, где в прямом эфире шла трансляция соревнований, а на одном из них можно было отследить судейские оценки ещё до того, как они высветились на экраны. И, наконец, момент истины настал.

Первая! – понёсся по микст-зоне русский голос.
- Я так даже во время выступлений никогда не волновалась! Я не верю! Когда уже будет официальное подтверждение?!

Официальное подтверждение последовало через несколько секунд, и Аделина потеряла дар речи, а когда немного пришла в себя, сразу же попросила журналистов отпустить её к тренеру, пообещав скоро вернуться. Отпустили. Забег олимпийской чемпионки видела вся страна. Дальше была цветочная церемония, после которой российская фигуристка всё-таки добралась до представителей СМИ.

- Когда вы поверили, что сможете побороться за олимпийскую медаль?
- Я выходила на старт с такими мыслями. Раньше, когда у меня что-то не получалось, я не верила в себя. Не верила, что могу добиваться успеха. Всё изменилось в этом сезоне, когда мне удалось показать неплохие результаты. Я поняла, что глубоко ошибаюсь в себе. И сегодня я доказала это.

- Показалось, что когда закончилась музыка, вы уже поняли, что будете олимпийской чемпионкой?
- Я думала, что попаду в тройку. Всё-таки Ю-На очень сильна. Поэтому когда увидела оценки – просто не поверила. Я до сих пор в это не верю. Я благодарна своим тренерам. Спасибо Петру Чернышеву, который занимался постановкой этих прекрасных программ.

- Пётр сказал, что это вы нашли музыку для программы?
- Мы вместе с тренером слушали музыку, а потом сказали об этом Петру. Ему она тоже очень понравилась. Мне очень комфортно кататься под эту музыку.

- Что можете сказать о своём тренере – Елене Буянове?
- Спасибо ей большое. Она видит меня насквозь. Очень здорово иметь рядом с собой такого человека. Она слушает и помогает мне. Самое главное: Елена Германовна делает это от души. После чемпионата Европы мы обращали большое внимание на вторую часть произвольной программы. Хотели добавить скорость и эмоции. Следили за каждым пальчиком. Я благодарна всей своей команде. Это и их медаль тоже.

- Вы выходили удерживать серебро или бороться за золото?
- Бороться за золото. Отрыв был очень маленький, и я понимала, что если откатаюсь чисто – всё возможно. Но когда каталась, то не думала о золоте, а была сосредоточена на выполнении элементов.

Вам помогло то, что в России всё внимание было сосредоточено на Юлии Липницкой, а вы могли спокойно готовиться к старту?
- Я всегда борюсь только сама с собой и не обращаю внимания на других. Мне не удалось выступить в командных соревнованиях, поэтому я очень хотела выиграть медаль в личном первенстве.

- Вы когда-нибудь ещё испытывали такие эмоции?
- Когда я выиграла чемпионат России в 10 лет, то тоже была очень счастлива. После этого у меня ещё были победы. Я была очень рада, когда попала на Олимпийские игры. Поставила перед собой такую цель ещё перед Ванкувером. Уже тогда понимала, что у меня будет шанс отобраться в Сочи и нужно воспользоваться им. Моя первая мечта была попасть на Олимпиаду, а вторая - выиграть её. Они обе исполнились - это непередаваемые ощущения.

- В конце своего выступления вы уже начали играть со зрителями.
- Зал мне очень помогал, поэтому эмоции зашкаливали. Хотела, чтобы людям понравилось моё катание. Надеюсь, они получили удовольствие. Я получила кайф от выступления здесь. Честно, я не поверила своим оценкам. Думала, что просто попаду в призёры, но стала чемпионкой. Я безумно рада этому.

​Фигуристка Аделина Сотникова прославилась, завоевав золотую медаль Олимпиады в Сочи и став первой в российской истории чемпионкой в женском одиночном катании.

Фотография: DR

После этой победы ее жизнь сильно изменилась. О своих мечтах, разочарованиях, взрослении, а также о роли в ледовом шоу «Щелкунчик и мышиный король» Аделина поговорила с ОК!

Аделина Сотникова - девушка невероятно милая и хрупкая. И хотя сама она уверяет, что хрупкость не имеет к ней никакого отношения, согласиться с этим сложно. «Мои родители склонны к полноте, естественно, мне тоже нужно следить за собой, - говорит Аделина. - Если человек хочет, он будет делать всё, чтобы понравиться себе и окружающим. Если для этого требуется не есть - он не будет есть». И эта самодисциплина чувствуется в Сотниковой всё время. Например, она никогда не опаздывает и сама себя называет «человек-время». А еще Аделина очень не любит, когда на нее обижаются. «Я такой человек, что мне всегда нужно быть для всех хорошей. Всегда всем стараюсь помогать, подсказывать... Но в нашем мире это не ценится», - говорит Сотникова.

И как вы реагируете на негатив?

Раньше обращала внимание, очень сильно переживала. Сейчас - видимо, повзрослев, - стала понимать, что негатив будет всегда. Наверное, обрастаю толстой кожей. (Улыбается. ) После Олимпиады писали и хорошее, и плохое, но мне уже было всё равно - олимпийское золото было у меня в руках, я своего добилась.

После победы не было морального опустошения?

Однозначно было. И из спорта хотелось уйти. Но это сиюминутные порывы. В олимпийском сезоне был такой эпизод: на одном из соревнований серии Гран-при я из-за рассеянности завалила произвольную программу. После этого приехала домой, села и говорю родителям: «Может, всё? Не факт, что попаду в Сочи на Олимпиаду. Еще ведь чемпионат России и чемпионат Европы, вдруг не выдержу?»

Родители меня никогда не уговаривают. Вот и тогда они сказали: «Если ты так чувствуешь, то что мы можем сказать? Не выступай». Я сижу, слезы на глазах, не знаю, что делать. В итоге решила: дам себе еще один шанс. А дальше всё наладилось.

Год назад вы получили серьезную травму, но всё равно продолжали ходить на каток в гипсе. Зачем?

Мне не хватало льда и привычного образа жизни. Буквально за неделю до этапа Гран-при на тренировке я надорвала себе связку голеностопа правой ноги. Естественно, мне наложили гипс. Нужен был полный покой. Но я понимала: если я хочу заниматься спортом дальше, то должна поддерживать форму, тренироваться при любых обстоятельствах. Тем более у меня был пример для подражания: раньше у нас катался мальчик, который сломал ногу и каждый день приходил на каток в гипсе. Буквально через два месяца он поехал на соревнования. Поэтому, когда мне наложили гипс, я тоже продолжала приходить на каток, тренировала маленьких детишек и страшно скучала по тем временам, когда каталась сама. Несмотря на это, возвращаться на большой лед всё равно было тяжело. Слишком долго не было соревнований. Для меня это была очень серьезная травма.

Аделина, кто вам привил любовь к фигурному катанию?

Я не знаю. Спортсменов в нашей семье не было. Только дедушка по папиной линии был мастером спорта по вольной борьбе. Наверное, от него мне передались все волевые качества характера. (Смеется. ) Родители даже не думали отдавать меня в спорт. Они хотели, чтобы их дочь получила музыкальное образование, но фигурное катание затянуло раньше.

Как вы впервые оказались на катке?

В четыре года родители привели меня на каток «Пингвины», который находился неподалеку от нашего дома в Бирюлёво. Конечно, я не помню своего первого выхода на лед, но мне рассказывали, что я встала на коньки и пошагала. Тренер очень удивилась, что ребенок падает, поднимается и продолжает идти дальше, и сказала, что нужно заниматься. Мне там очень нравилось.

Так получилось, что я ходила в один детский садик с ребенком тренера ЦСКА, которая дружила с моей мамой. Она как-то увидела, как я катаюсь, и порекомендовала отвести меня в более серьезную спортивную школу. И вот так она переманила нас к себе. Год я занималась у нее, а потом уже пришла к своему тренеру Водорезовой-Буяновой. Я понравилась Елене Германовне, она взяла меня в свою группу. Первые годы я не ставила перед собой высоких целей, но всё время старалась ей понравиться.

И вам это удалось?

Не сразу. Ее зацепило мое упорство. Она видела, что я всегда выполняю всё, что мне говорят, и никогда не пререкаюсь.

Говорят, у детей, которые профессионально занимаются спортом, детства нет. Это так?

Я не скажу, что у нас нет детства. Оно есть, но проводим мы его с теми детьми, которые так же, как мы, занимаются спортом. В перерывах между тренировками мы бесились, играли в салочки, догонялки, казаки-разбойники, прыгали с девочками в резиночки. Упадешь, разобьешься - твои проблемы.

Родители внимательно за вами следили?

Да, до четырнадцати лет мама с папой водили меня на тренировки. Вся семья была задействована в моей спортивной жизни. Родители всю свою жизнь посвятили мне и моей младшей сестре Маше. Она инвалид детства, на медицинском языке ее заболевание называется «синдром Тричера Коллинза»... Ужасная болезнь! Помогла нам Татьяна Анатольевна Тарасова. Если бы не она, наверное, так и не решились бы на радикальные шаги. Татьяна Анатольевна вышла на Чулпан Хаматову, и благодаря этой актрисе нам выделили деньги на лечение. Несколько лет назад Маше сделали три операции, и сейчас она совершенно другой, жизнерадостный человек. Она хочет всё увидеть, познать... Маша - мой ангелочек, и я больше всего на свете хочу ей помочь.

Аделина, вы обмолвились, что тренер обратила на вас внимание потому, что вы так усердно занимались. Как думаете, чтобы достичь успеха, нужен талант или достаточно много тренироваться?

Талант рождается при упорстве. Если человек упертый, он горы свернет. Я просто по себе знаю: если хочу - сделаю всё что угодно. Когда в двенадцать лет выиграла взрослый чемпионат России, почувствовала, что хочу чего-то большего. Если бы не победила тогда в Казани, может быть, уже и ушла бы из спорта.

Как вас, совсем ребенка, допустили к соревнованиям со взрослыми спортсменками?

Исключение сделали. Видели, что девочка маленькая, а делает сложные элементы, поэтому допустили до участия в чемпионате России. Я его выиграла и повторила достижение своего тренера Елены Водорезовой-Буяновой, которая в том же возрасте стала чемпионкой СССР.

Аделина, вы сами себя считаете сильной?

Да, конечно. Когда мы с мамой разговариваем про отношения с мальчиками, она всё время говорит: «Девочка должна быть слабой». Но как же быть слабой, когда ты всю жизнь всё делаешь сама?

Меня и ругают постоянно за то, что я веду себя не как девочка. Например, мой партнер по «Ледниковому периоду» Александр Соколовский каждый раз старается открыть мне дверь, когда мы заходим на каток, а я об этом всё время забываю. Потом он возмущается: «Ты меня достала уже! Хватит, побудь девушкой». Я говорю: «Ну не могу я. Я не знаю, что такое «быть девушкой».

А как же ваше признание в том, что после Олимпиады вы стали женственной, начали носить платья и туфли на каблуках?

Это правда. Раньше я ходила в джинсах, толстовках с капюшонами, куртках, сейчас - в платьях и пальто. Стиль свой появился. Я это связываю именно с победой. Без нее это, может, и случилось бы, но гораздо позже. Ну и наверное, сказался возраст. (Улыбается. ) Такое ощущение, будто мне не двадцать лет, а уже под сорок. (Смеется. ) Столько всего было в моей жизни...

А сколько еще будет! Я прочитала, что вы собираетесь стать актрисой. Это правда?

Да, я с девятого класса мечтаю поступить в ГИТИС. В какой-то момент даже начала готовиться, но потом поняла, что либо театральный вуз, либо Олимпиада, и, конечно, выбрала спорт. ГИТИС никуда не убежит - актрисой я могу стать в любое время, а спорт для меня не вечен. Поэтому сначала нужно красиво закончить спортивную карьеру, а потом уже думать о следующем шаге своей жизни.

А как же ваше участие в ледовом шоу «Щелкунчик и Мышиный король»?

После «Ледникового периода» Илья Авербух пригласил меня исполнить роль королевы Мышильды в его ледовом шоу, и я согласилась. В первую очередь это спектакль, и в нем ставка делается на игру. Но элементы сложные обязательно будут! Безусловно, мне это интересно, но я планирую вернуться в большой спорт, попасть на Олимпийские игры в 2018 году. Эти шоу - лишь временное удовольствие. Они нужны, чтобы остыть, прийти в себя и уже с холодной головой вернуться в спорт и радовать всех своими выступлениями.

Текст: Юлия Красновская. Фото: Аня Козленко. Стиль: Полина Шабельникова

Макияж: Елизавета Ильина. Прически: Данила Милеев/Kérastase