Олимпиада на основам православной культуры. Школьный тур олимпиады по опк

Все нравиться, участвуем с 2010 года. Замечательная олимпиада, полезная, заставляет задуматься над вечным.

Организация 1 :-(( Задания 1 :-((

Очень интересная олимпиада. Задания очень интересные и актуальные. Особенно понравилась организация проведения на региональном этапе. В процессе выполнения заданий получил удовольствие от выполнения практически всех заданий.

Организация 5 :-)) Задания 5 :-))

Максимально полезная и интересная олимпиада и не менее сложная

Организация 5 :-)) Задания 5 :-))

Четкая организация на всех этапах, интересные и очень познавательные задания, дизайн дипломов и сертификатов, судейство

Организация 5 :-)) Задания 5 :-))

Очень хорошие организаторы! Запомнились поездки на финалы, командные задания. С удовольствием приняла бы участие еще раз!

Организация 5 :-)) Задания 5 :-))

Организация на высшем уровне, очень грамотно составлены задания! Стоит участвовать всем школьникам, не равнодушным к собственным культуре и истории, а также тем, кто интересуется историей и устройством православной христианской церкви

Организация 5 :-)) Задания 5 :-))

Малахова Юлия, учитель

Интересная, познавательная олимпиада. Задания всегда вызывают интерес учащихся и учителей. Хорошая, чёткая организация. Спасибо за вашу качественную работу!

Организация 5 :-)) Задания 5 :-))

Одна из наиболее интересных перечневых олимпиад. Формат позволяет участникам не только проверить свои знания и умения анализировать информацию, но и узнать что-то новое, причём в максимально интересной форме. Более этого, олимпиада сочетает в себе что-то из истории, что-то из теологии, что-то из литературы, что позволяет проверить свои знания во многих областях, а для того, чтобы стать победителем или призёром, необходимо разбираться не в одном предмете, а в нескольких и на их стыках. Метапредметность ценится в современном мире, поэтому я считаю, что эта олимпиада очень важна в современном мире не только с идеалогической точки зрения, но и с точки зрения её формата.

Организация 5 :-)) Задания 5 :-))

Мне все понравилось,но очень долго нужно ждать результатов. Спасибо!

Организация 4 :-) Задания 5 :-))

Спасибо за всю, проделанную организаторами,работу!!!Сколько нового я узнала как мама,какой замечательный опыт приобрел мой сын.Ваш труд, как посадка семян на благодатной почве,даст добрый урожай!!!Ждем новых интересных работ по ОПК!!!

Организация 5 :-)) Задания 5 :-))

С благодарностью и признательностью организаторам, хочется сказать об Общероссийской олимпиаде "Основы православной культуры". С 2013 года мы участвуем в олимпиаде. Нравится! На сайте ПСТГУ всегда доступно организована подготовка и тренинг. Спасибо, это помогает нам на местах при подготовке детей. Глубоко продуманы задания: с учетом возрастных особенностей и стержневых потребностей учащихся, умные, развивающие, воспитывающие. Ничего лишнего. Олимпиада, с Юбилеем! Сложно, но интересно! Полезно! Организованно по совести! Олимпиаде БЫТЬ!!! С искренним уважением, участники олимпиады "ОПК" МБОУ СОШ №7 г. Мичуринска Тамбовской области

Организация 5 :-)) Задания 5 :-))

Очень удобна в проведении от школьного до регионального уровня. Интересные, полезные и грамотные задания. Интерес к Олимпиаде у обучающихся постоянно растет. Сертификаты и дипломы очень приятно эстетически.

Организация 5 :-)) Задания 5 :-))

Крылова Елена Геннадиевна. Олимпиада более носит образовательный характер, расширяет кругозор. Достаточно сложная и интересная, требует именно системных знаний. Орг комитет проводит очень большую и системную работу по организации и проведению олимпиады. Всё очень прозрачно, хорошо налажена обратная связь.

6 февраля 2016 г. в Москве состоялись сразу две школьные олимпиады, организованные ПСТГУ - Общероссийская олимпиада школьников по Основам православной культуры и Многопрофильная предметная олимпиада ПСТГУ «Аксиос». В 2016 году четыре олимпиады, организованные ПСТГУ, дают возможность 300 000 школьников из 57-ми регионов России принять участие в конкурсах почти по полутора десяткам гуманитарных и естественнонаучных предметов. Победители получат дипломы, государственные премии «В поддержку талантливой молодежи» и льготы при поступлении в профильные вузы. Но самое главное, добрая воля школьников-участников православных олимпиад станет залогом будущей жизни Церкви, убежден ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев.

В солнечный воскресный зимний день в московском Свято-Тихоновском университете очень живая атмосфера - Николо-Кузнецкий университетский храм и территория вокруг него полна школьниками всех возрастов. Они приехали из Москвы и со всех концов России для участия в очных турах православных интеллектуальных олимпиад. Одни общаются друг с другом, другие молятся и ставят свечки перед иконами. Они прошли регистрацию участников и все ждут общей молитвы и приветственного слова ректора Университета протоиерея Владимира Воробьева.

Четыре православные Олимпиады ПСТГУ в 2015-2016 учебном году – 300 000 участников

В 2016 году региональные туры Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры проходят в 57 регионах России. Заключительные региональные туры, получившие статус Открытых проходят в Москве и Екатеринбурге. Олимпиада по ОПК проводится 7-й год подряд. Многопрофильная предметная олимпиада ПСТГУ «Аксиос» проводится 11-й год. Обе олимпиады входят в просветительскую программу предметных олимпиад для учащихся всех форм общего среднего образования, которые с 2006 года ПСТГУ реализует по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, при содействии Министерства образования Российской федерации, Совета ректоров России и при финансовой поддержке Фонда просвещения «МЕТА».

Всего ПСТГУ организует четыре олимпиады. Кроме Общероссийской олимпиады по Основам православной культуры (ОПК) http://opk.pravolimp.ru/ и «Аксиос» http://aksios.pravolimp.ru/ , есть также Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие» (ОВИО) http://ovio.pravolimp.ru/ , и «Олимпиада по основам религиозной культуры и светской этики для учащихся 4-5 классов» (ОРКСЭ) http://ucheba.pravolimp.ru/ .

В каждой из олимпиад участвуют тысячи учащихся. Так, в олимпиаде «Аксиос» приняло участие относительно немного - 3000 школьников, но это индивидуальная олимпиада, она ориентирована не на школы, а на каждого ученика отдельно. Количество участников ОПК и ОВИО значительно больше. В 2015-2016 учебном году суммарное число участников всех четырех олимпиад ПСТГУ составило 300 000 школьников. К сожалению, из-за демографического кризиса в России, количество участников несколько уменьшилось, тогда как в 2014 г. число участников олимпиад приближалось к полумиллиону человек. Таким образом, на сегодня, четыре олимпиады, организуемые ПСТГУ, входят в число крупнейших по числу участников негосударственных олимпиадных проектов в России.

Для сравнения, самая крупная государственная всероссийская олимпиада школьников в 2014 учебном году на всех этапах собирает более семи миллионов детей, или больше половины школьников в России, как утверждает министр образования Ливанов. Всего на сайте РСОШ зарегистрировано 71-а олимпиада, проводимая в России.

Всероссийская олимпиада «Основы православной культуры» - ежегодная олимпиада по комплексу предметов, связанных с изучением истории и культуры Православия. Основной целью олимпиады является вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность в области истории и культуры Православия.

Многопрофильная предметная олимпиада ПСТГУ «Аксиос» предлагает школьникам возможность участвовать в конкурсах почти по 14 профилям, таким как основы христианства, история России, обществознание, музыкальное искусство, история искусств, изобразительное искусство, математика, педагогика, социология, экономика, русский язык, церковнославянский язык, литература, английский язык, педагогика и социология.

По профилям олимпиады, включенным в Перечень Российского Совета олимпиад школьников (РСОШ), победителям присуждаются государственные премии «В поддержку талантливой молодежи». Победители и призеры олимпиады получат дипломы и могут претендовать на льготы при поступлении в вуз по профильному предмету или направлению высшего образования («Литература», «История» или «Теология»).

Участие в православных олимпиадах: «Эта добрая воля является залогом будущей жизни Церкви»

Наконец наступает полдень, и отец Владимир выходит в центр храма, становится перед иконой святого покровителя Университета святителя Тихона и, окруженный детьми, запевает молитву «Царю Небесный», потом «Отче наш» и тропарь Патриарху Тихону «В годину тяжкую Богом избранный». Пение молитв подхватывает хор и дети.

В тяжкую годину коммунистических гонений на христианскую веру и Православную Церковь было невозможно себе представить, что когда-нибудь храмы будут полны детьми и молодежью, которые будут писать какие-то православные олимпиады, говорит отец ректор в своем приветственном слове к юным участникам двух школьных олимпиад. «Невозможно было и мечтать о том, чтобы дети изучали христианство, учились в православных школах, чтобы они могли задавать вопросы о христианской вере и получать на них ответы. Это было непредставимо»! Поэтому отцу Владимиру так особенно радостно видеть детей и молодежь в этом храме.

Протоиерей Владимир Воробьев рассказал о гонениях на христиан, свидетелем которых был он сам, о темной эпохе советской власти, бывшей, вместе с тем, героической эпохой для Церкви, давшей много великих святых, таких же, какие были в первые века христианства. надежду, что участие в православных олимпиадах поможет в будущем сотням юных участников хранить твердую веру в Бога, исполнять заповеди Божии, учиться любви, верности, правде, знать и любить историю и культуру России.

«Мое поколение уходит. Еще немного - вы вырастете и станете на наше место. Я очень надеюсь, что сегодня среди вас, таких еще молодых, некоторые совсем еще небольшого роста - много будущих священников, много будущих матушек, будущих учителей, которые будут преподавать уже новому поколению детей закон Божий и учить их. Хочется, чтобы вы приняли эту эстафету, чтобы вы прикоснулись к духу наших святых подвижников, чтобы вы их полюбили и захотели идти тем путем, который они проложили ценой своей жизни. Это путь победный, путь добрый», - убежден отец Владимир Воробьев.

«А сегодня живете вы. И вы уже можете знать, кому вы обязаны своей церковной жизнью? Вы обязаны этим святым, этим вашим дедам, прадедам, которые отдали свою жизнь за веру в тюрьмах, лагерях, были расстреляны, были замучены, претерпевали пытки, голод, лишения, изгнания, умирали в тайге или казахстанских пустынях. Они стали семенем веры, которую вы сегодня получили, которая сегодня сеется в ваши сердца чудесным образом. Сегодня вы все являетесь плодом их подвига», - такие вдохновенные слова новому поколению сказал протоиерей Владимир Воробьев.

Очень важно, что молодежь сама добровольно приходит в Церковь, и участвует в олимпиадах, которые дают возможность посмотреть на мир с христианской точки зрения. «Это особенно важно – вместе поучаствовать, вместе порадоваться, поговорить, пообщаться, подумать, узнать что-то новое. Эта добрая воля является залогом будущей жизни Церкви», - так объясняет цели проведения православных олимпиад для школьников протоиерей Владимир Воробьев.

«Посмотреть на обычные школьные предметы с точки зрения православия»

Ответственная за проведение олимпиады «Аксиос» Ирина Георгиевна Артамкина говорит о том, что отличие олимпиады Аксиос от множества других предметных олимпиад состоит в том, что она дает возможность «посмотреть на обычные школьные предметы с другого ракурса - с точки зрения православия».

По ее мнению, детям полезно участвовать в олимпиадах, потому что это «всегда дает стимул расширять и углублять свои знания». «Даже если участник не займет никакого места, но, придя домой, полезет в какую-то книгу, будет расспрашивать старших, чтобы узнать больше о предмете, то наша задача будет выполнена», - убеждена Ирина Георгиевна.

Значительный процент победителей и призеров олимпиад ПСТГУ, естественно поступают в Университет, хотя не все, конечно. «Я смотрела статистику, но меня интересовали результаты их дальнейшей учебы, и могу сказать, что, по результатам первой сессии они в основном находятся в первой четверти по успеваемости - это лучшие студенты», - утверждает Ирина Георгиевна. – «Я каждый год смотрю на выпускников - и часто вижу знакомые лица участников прошлых олимпиад, и некоторые из них получают красные дипломы», - говорит она.

Из самой Москвы в ПСТГУ приходит относительно мало участников, так как московские школьники перегружены разными олимпиадами. Если москвичи участвуют, то это либо дети, увидевшие объявление в храмах и пришедшие в ПСТГУ сами, либо дети из православных школ. «К нам чаще приезжают дети из других регионов России – от Урала до Калининграда, от Архангельской области до Крыма и Ставропольского края», - рассказывает Ирина Георгиевна Артамкина.

Важно то, что во множестве школ распространяется информация о ПСТГУ. Это помогает школьникам, которые даже если не будут участвовать в олимпиаде, но будут знать о возможности получить образование в Православном вузе по различным специальностям: «не только религиоведение и богословие, как многие думают, но и история, и филология, и социология, и педагогика». «Проучившись в нашем университете можно стать музыкантом, художником и даже математиком. Нужно только иметь желание быть полезным Церкви и Отечеству», - объясняет Ирина Георгиевна Артамкина.

Школьники в духовной школе

После молитвы и ректорского слова, детей из храма разводят по всем аудиториям Богословского факультета студенты ПСТГУ. Помогать в организации олимпиад для них это послушание – не только учебная, но и духовная практика, характерная для всех духовных школ. Студенты сопровождают участников, раздают задания, собирают ответы, смотрят, как они пишут, следят чтобы не списывали и раздают пирожные и шоколадки, чтобы дети смогли подкрепить свои силы, ведь несколько часов напряженной интеллектуальной работы требуют много энергии.

Дети готовились к олимпиаде несколько месяцев, чтобы ответить на вопросы о христианской вере, истории Церкви и истории России, по литературе, экономике, социологии и другим предметам. Теперь они могут проверить свои знания в соревновании друг с другом.

Вместе с тем, они погружаются в атмосферу крупнейшего в России гуманитарного православного университета. В каждой аудитории в красном углу стоят иконы. Со стен аудиторий на них смотрят c портретов Патриарх Тихон и новомученики. Студенты ПСТГУ, помогающие в организации олимпиады, пока дети пишут, читают Синодальный перевод Библии на русском языке. Может быть они тоже готовятся к заданию по Новому Завету на следующей неделе, а может быть просто молятся. Возможно, кого-то из школьников привлечет атмосфера духовной школы, и они захотят поступить сюда, когда придет время выбирать вуз.

Молодые люди сегодня имеют широкий доступ в интернет и получают много информации. Как их заинтересовать учением Церкви, культурой и историей России? Может ли древнее учение о благочестии и вечные догматы христианства конкурировать за внимание молодого поколения с морем информации со всего мира? Пример православных олимпиад показывает, что может конкурировать и стать инструментом в познании церковных истин, в получении знаний по истории России и о строении всего мира, созданного Богом. Хотелось бы, чтобы сбылись надежды отца Владимира Воробьева и всех организаторов олимпиад ПСТГУ, что все эти ранние детские впечатления помогли бы этим школьникам в будущем сохранить христианскую веру и верность Богу и Церкви, кому-то стать студентом ПСТГУ, кому-то прихожанином храма около своего дома, а всем вместе стать верными чадами Православной Церкви и нашей Родины.

Фото, текст Александр Филиппов

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Школьный тур, IV класс, 2016 – 2017 учебный год

Время на выполнение работы 45 минут

ЗАДАНИЕ 1. За каждый правильный ответ - 1 балл. Максимально 10 баллов .

1. В 2017 году отмечается 170-летие Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, помогавшей путешествовать русским паломникам. Она была основана в …

В. 1847 г.

2. Город, связанный с земным служением Христа:

Б. Иерусалим

3. На том месте, где сейчас располагается палестинский город Хеврон, ветхозаветному патриарху Аврааму было явление Бога в виде трех Ангелов. В 1868 г. начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) приобрел для Миссии участок в Хевроне с главной святыней этого места – …

Б. Мамврийским дубом

4. Святых, пострадавших в ХХ веке за веру Христову, принято называть…

А. новомучениками

5. Поместный Собор Русской Церкви 1917–1918 годов начал свою работу в Москве 28 августа по н.ст., когда отмечался двунадесятый Богородичный праздник…

Г. Успения Пресвятой Богородицы

6. Московская обитель милосердия, основанная преподобномученицей великой княгиней Елизаветой Федоровной в начале XX века:

Б. Марфо-Мариинская обитель

7. Город, в котором в 2000–2003 гг. был построен храм-памятник на Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, на месте убиения Царской Семьи:

А. Екатеринбург

8. Икона Божией Матери, обретенная в подмосковном селе Коломенском в день отречения императора Николая II от престола 2 марта 1917 г.

Б. Державная

9. В 19 веке в России каждый год проводился Вербный сбор, во время которого собирались средства на нужды Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и русских паломников. Название Вербного сбора связано с двунадесятым праздником, к которому сбор был приурочен:

Б. Вход Господень в Иерусалим

10. Богослужебное название дня, в который каждый год в Храме Гроба Господня в Иерусалиме накануне православной Пасхи происходит чудо схождения Благодатного огня.

Б. Великая Суббота

ЗАДАНИЕ 2. Максимально в задании 2 балла .

2.1. (1 балл) Сколько всего священных сооружений было разрушено в период с 1917 по 1987 год? 73884

2.2. (1 балл) В течение скольких лет продолжалась эпоха гонений на веру в нашей стране? 73

ЗАДАНИЕ 3. Максимально в задании 8 баллов .

3.1. (4 балла) Люди молились дома, ходили в храм, носили крестики, красили яйца на Пасху.

За каждое перечисленное действие - по 1 баллу, но не более 4-х баллов за задание 3.1.

3.2 . (2 балла) За каждый верный ответ - по 1 баллу.

№ 2 (Батюшка дает девочке красное яйцо) - этот праздник называется Пасха, или Воскресение Христово

№ 4 (девочка с мамой в храме, в руках у них вербные веточки) - этот праздник называется Вход Господень в Иерусалим, или Вербное Воскресение

3.3. (1 балл) Когда в нашей стране начались преследования за веру? После 1917 года

3.4. (1 балл) Как называлась наша страна до революции 1917 года? Российская империя

ЗАДАНИЕ 4. Максимально в задании 10 баллов .

За каждое правильно выделенное слово в филворде - по 1 баллу. Итого 5 баллов

За правильные соответствия названий святых мест и их описаний - по 1 баллу. Итого 5 баллов

К К

12 апреля в Православном Свято-Тихоновском Богословском Университете проходит федеральный тур второй всероссийской Олимпиады школьников по основам православной культуры.

Вот некоторые из вопросов и заданий Олимпиады:

  1. Этот праздник возник в России еще в XVII в., но стал торжественно отмечаться только с ХХ в. Поместный собор 1917-1918 гг. постановил праздновать его ровно через неделю после дня всех святых (т.е. во 2-ое воскресенье по Пятидесятнице). В 1941 г. с этим праздником совпало начало Великой отечественной войны.
  2. В каком году в СССР была введена в эксплуатацию первая ветка метрополитена, а также разрешена новогодняя елка?
  3. Псалтирь, книга, написанная царем и пророком Давидом, начинается словами «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых …». А какими словами она заканчивается?
  4. Эта благочестивая девушка вышла замуж за Византийского императора Феофила, бывшего убежденным иконоборцем. После смерти супруга ей пришлось управлять целой империей, пока не подрос ее сын Михаил. В период ее правления был одержан ряд военных побед, пополнена государственная казна, а главное – собран церковный собор, восстановивший иконопочитание в империи. В память этого события был установлен особый праздник.
  5. Кто эта святая и как называется праздник?
  6. Что общего у слова метаморфоза с названием одного из двунадесятых праздников?
  7. В романе Ф.М.Достоевского Семен Мармеладов при встрече с Родионом Раскольниковым восклицает: «Се человек!» Откуда взята эта фраза и кому она принадлежит?
  8. В скобках укажите православный праздник, в день празднования которого произошли события, относящихся к Великой Отечественной войне (нужно указать только цифру, под которой записан праздник).

9. Перед Вами фрагмент «Слова на 1000-летие Крещения Руси», составленного великим подвижником благочестия ХХ века архимандритом Иоанном (Крестьянкиным). 11 апреля, исполнилось 100 лет со дня его рождения. О каких новопрославленных святых идет речь?

«Ныне, в юбилейный год, даровал Господь России новых ходатаев, исполненных Божией благодати. В разное время они жили и разными дорогами шли по пути Божию в Царство Небесное, но так ярко горели их сердца любовью к Богу, что свет этот не угас во времени, но достиг и нас и нам светит теперь на нашем пути к Богу…

Ныне на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном юбилею 1000-летия Крещения Руси… возгласил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен: «Изволися Духу Святому и нам причислить к лику святых угодников Божиих:

Благоверного великого князя Московского ________________________________(1350-1389), показавшего подвиг праведной и благочестивой жизни… отдавшего душу свою за други своя (Ин. 15,13). Он защищал веру Христову, основывал многие монастыри, строил храмы и благотворительствовал бедным.

Преподобного ___________________________________(1360-1-я пол. Х V в.), постника и аскета, известного иконописца, богослова, совершенно выразившего догмат о Триедином Боге в своей иконе _______________________.

Преподобного _________________________________(1470-1556), местночтимого радонежского святого, чудотворца, монаха-аскета и учителя иноческого жития. Он как духовный учитель углубил святоотеческую традицию.

Митрополита Московского и всея Руси ____________________________(1482-1563), показавшего подвиг добродетельной и постнической жизни, за которую он сподобился дара прозорливости и чудотворения. Его церковная деятельность отмечена борьбой с ересями, а также собиранием духовных сокровищ Русской Церкви.

Схиархимандрита ___________________(__________________________) (1722-1794). Он возродил на Руси школу старчества.

Блаженную _________________________________________________(Х VIII – нач. XIX в.) Подвиги любви к ближним она пронесла через всю свою многострадальную жизнь, получила любовь Божию в даре прозорливости и чудотворения и любовь человеческую, которая не угасает уже второе столетие.

Епископа _________________________(_________________________) (1807-1867), подвижника благочестия, учителя христианской жизни и писателя духовного.

Иеросхимонаха _____________________________________(1812-1891) – старца, пастыря и проповедника, делателя любви к Богу через людей.

Епископа ________________________________________________(1815-1894). Он явил высоту и святость жизни, в плодотворном служении Церкви сохраняя православную чистоту и богопросвещенность»

Будем просить у Господа благословения, а у всех русских святых – молитв на вступление во второе тысячелетие, чтобы их молитвами не оскудела на Руси православная вера во всей чистоте, чтобы не забыли ни мы, ни наши потомки Божиих заповедей и заветов. И еще будем благодарить Господа за ушедшее в вечность тысячелетие.

Боже наш, слава Тебе за все и за вся во веки веков! Аминь».

10. Опишите первую фотографию: что на ней запечатлено, в какой временной интервал она могла быть сделана? Что связывает эти два снимка?

ОЛИМПИАДА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
ОЛИМПИАДА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Примерные темы на ближайшие пять лет (2016–2021)

Основная тема каждого учебного года связана с юбилейными датами того календарного года, которым учебный год кончается. Основная тема совпадает (полностью или частично) с темой ближайших Рождественских чтений и утверждается после официального оглашения темы чтений.
Кроме основной темы, задания каждого года связаны с темой локальной, имеющей географический признак. Географически ограниченная тема позволяет ближе познакомиться с историей, лицами, художественными и литературными памятниками избранного региона.
Темы для 2016/2017 года окончательно утверждены 6 мая 2016 г.
Темы для осени 2017 года и далее указаны приблизительно; впоследствии возможно внесение методистами Олимпиады корректив и дополнений.

2016/2017 учебный год
ОСНОВНАЯ ТЕМА:
«Русь уходящая»: русская культура перед лицом гонений
В 2017 году отмечается 100-летие Поместного Собора Русской Церкви, восстановившего Патриаршество. Собор проходил в 1917/1918 годах, что дает особое основание для посвящения учебного года 2017/2018, прежде всего, памяти этого исторического собора, его участников и современников. Часть участников Собора прославлена в лике новомучеников и исповедников. Это люди, воспитанные в Синодальный период; их жизнь, культурные и интеллектуальные ценности и мировоззрение заслуживают изучения.
Юбилеи, связанные с темой:
Крушение Российской Империи (февральский и октябрьский перевороты) – 2017
Восстановление Патриаршества в Русской Церкви – 2017

ЛОКАЛЬНАЯ ТЕМА:
«Русское Присутствие на Святой Земле»
Тема приурочена к юбилеям 2017 года:
200-летие со дня рождения архимандрита Антонина (Капустина; 1817–1894) – самого известного начальника духовной миссии в Иерусалиме, выдающегося пастыря, ученого-византиниста, начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме, при котором ее деятельность достигла наибольшего расцвета в дореволюционный период.
170-летие основания Русской миссии в Иерусалиме (1847 г.)

2017/2018 учебный год

ОСНОВНАЯ ТЕМА:
«Подвиг последних Романовых»
Тема, прежде всего, связана с главным – трагическим – юбилеем 2018 года: убийством Царской семьи и великих князей, ставших символом православной России, с которой жестоко расправлялась новая власть. Эта страница жизни последних Романовых и связанных с ними людей характеризуется словами «страстотерпчество» и «мученичество». Но, кроме внимания к последнему совершенному ими христианскомуподвигу, тема подразумевает изучение «подвига повседневности» – внимание к тем годам жизни Царской семьи, которые предшествовали гонениям, изучение того духовного багажа и опыта социального служения, с которыми представители царского дома подошли к эпохе гонений.
Юбилей:
в 2018 году 150-летие со дня рождения св. имп. Николая II
2018 год – столетие гибели Царской семьи, кн. Елизаветы Федоровны и других великих князей

ЛОКАЛЬНАЯ ТЕМА:
«Царский Крым»(Крым при Романовых)
Крым был любимым местом пребывания последней Царской семьи. Именно там они хотели провести остаток дней после свержения монархии. Богатая и, как водится, непростая история полуострова была украшена этой глубокой привязанностью царского дома. Тема позволяет нам совершить заочное путешествие в Царский Крым и постараться понять, что именно вызвало царские симпатии и что сам Крым получил в наследие от любивших его царей.

2018/2019 учебный год
ОСНОВНАЯ ТЕМА:
«Умозрение в камне»: каменное церковное зодчество Древней Руси
Тема обращает внимание на историю появления храмов и монастырей в период каменного строительства, их архитектуру, инициаторов и архитекторов, систему росписи, а также воспоминания о храмах, отражение образов и судьбы этих храмов в живописи и литературе.
Юбилеи:
В 2019 году – 540 лет со дня завершения строительства Успенского собора Московского Кремля (1479)
В 2019 году – 1030 лет с начала строительства первого известного каменного храма древней Руси – Десятинной Церкви (989 год)
В 2018 году – 1030 лет Крещения Руси.

ЛОКАЛЬНАЯ ТЕМА:
«Славянский мир в эпоху свв. Кирилла и Мефодия»
даты 2019 года:
1250 лет со дня кончины равноапостольного Кирилла, одного из братьев (869 г.)
800-летие получения Сербской Православной Церковью автокефалии (1219 год)
1100 лет провозглашения автокефалии Болгарской Церкви (919 год)
Тема позволяет вникнуть в миссию святых братьев, лучше понять их подвиг, рассмотреть плоды миссии в славянских странах – прежде всего, в Болгарии и Сербии, в которой их труды способствовали окончательному утверждению христианства. Тема позволяет увидеть культурные связи России с другими славянскими странами и значение миссии для распространения и утверждения христианской веры на русской земле.

2019/2020 учебный год

ОСНОВНАЯ ТЕМА:
«Эпоха святого Александра Невского»
Юбилей:
в 2020 году – 800-летие со дня рождения св. князя Александра Невского
Примерное содержание темы: воинский подвиг (самого князя и вообще), защита веры, святые и несвятые современники князя из князей, мирян и духовенства; княжеская семья; почитание и храмы, связанные с его именем.

ЛОКАЛЬНАЯ ТЕМА (два варианта):
I. «Соловки: прошлое и настоящее»
Юбилей:
в 2020 году – 300-летие преставления прп. Иова Анзерского.
Тема связана с новомучениками и вообще сонмом пострадавших за Христа на архипелаге: прп. Иову было от Божией Матери откровение, что Соловки станут Русской Голгофой. Но история монастыря интересна и до страшного ХХ века.

II. «Православие в Америке»
Американская православная Церковь – это дочерняя Церковь для Русской. Тема года включает в себя такие аспекты: история американской миссии, появление и распространение Православия в Америке, подвиг русских миссионеров и святителей, русские монастыри в Америке и т.д.
Юбилейные даты:
в 2020 году – 50-летие автокефалии Американской Православной Церкви (1970).
В 2019 году – 225 лет со дня появления первых русских миссионеров на Аляске (1794 год), прп. Герман Аляскинский.

2020/2021 учебный год

ОСНОВНАЯ ТЕМА:
«Русская школа в новое время(от Петра Великого до 1917)»
Юбилей:
в 2021 году исполнится 300 лет учреждения Славянской школы при Петре I при Александро-Невском монастыре.
Тема позволяет познакомиться с типами школ и путями получения образования в XVIII–XIX века, продолжительностью, ступенями и качеством образования, уровнем знаний выпускников, системой подготовки учителей. С темой связан общий вопрос об отношениихристиан к получению образования.

ЛОКАЛЬНАЯ ТЕМА:
«Православие в Японии»
Юбилей:
в 2021 году исполняется 160 лет со времени прибытия в Японию в 1869 г. русского миссионера архимандрита Николая (Касаткина).
И вторая дата 2021 года: 120 лет со дня выхода полного перевода Нового Завета на японский язык, подготовленного свт. Николаем (1901 г.).