Планирование физкультурных занятий в средней группе детского сада. Перспективный план в средней группе

Екатерина Волкодав
Календарный план по физической культуре в средней группе

Средняя группа

Задачи Упражнять детей в ходьбе и беге колонной по одному; учить сохранять устойчивое равновесие на уменьшенной площади опоры; упражнять в энергичном отталкивании двумя ногам от пола и мягком приземлении при подпрыгивании.

Учить детей энергично отталкиваться от пола и приземляться на полусогнутые ноги при подпрыгивании вверх, доставая до предмета; упражнять в прокатывании мяча.

Упражнять детей в ходьбе колонной по одному, бег врассыпную; упражнять в прокатывании мяча, лазание пол шнур.

Продолжать учить детей останавливаться по сигналу воспитателя во время ходьбы; закреплять умение группироваться при лазанье под шнур.

1-я часть :

Вводная Построение в шеренгу, проверка равновесия (шнур, канат) . Подается сигнал воспитателя к ходьбе колонной по одному за ведущим в обход зала. На следующий сигнал выполняется бег. Упражнения чередуются Ходьба и бег по одному с остановкой по сигналу воспитателя. Педагог объясняет задание; во время ходьбы произносит : «Зайки» , дети останавливаются и выполняют прыжки на двух ногах на месте, затем продолжают ходьбу. После ходьбы переход на бег. Ходьба в колонне по одному между двумя линиями; бег врассыпную по всему залу. Задание в ходьбе и беге повторяются. Воспитатель предлагает взять ребенку мяч. Перестроение в круг. Ходьба в колонне по одному, на сигнал воспитателя; «Воробышки» - остановиться и сказать «чик-чирик» , а затем продолжить ходьбу; бег врассыпную.

ОРУ б/ п :

1. И. п. - стойка ноги параллельно на ширине ступни, руки вниз. Поднять через стороны руки вверх, хлопнуть в ладоши. Опустить руки через стороны, вернуться в и. п (5-6 раз) .

2. И. п- стойка ноги на ширине плеч, руки на пояс. Поворот вправо, отвести правую руку в сторону, вернуться в и. п. То же в другую сторону (по 3 раза) .

3. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, руки вниз. Присесть, руки вынести вперёд, хлопнуть в ладоши перед собой, встать, вернуться в и. п. (5-6 раз) .

4. И. п. - ноги врозь, руки за спину. Поднять руки в стороны : наклониться вперёд и коснуться пола между носками ног. Выпрямиться, руки в стороны, вернуться в и. п. (5 раз) .

5. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, руки на пояс. Прыжки на двух ногах на месте, в чередовании с ходьбой (3 раза) . С флажками :

1. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, флажки вниз. Поднять флажки вперёд, вверх, посмотреть на флажки, опустить их, вернуться в и. п. (5-6 раз) .

2. И. п. - стойка на ширине ступни, флажки у плеч. Присесть, коснуться палочками флажков пола, встать, вернуться в и. п. (5-6 раз) .

3. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, флажки вниз. Поворот вправо (влево, флажки в стороны, вернуться в и. п. (5-6 раз) .

4. И. п. - сидя, ноги врозь, флажки у груди. Наклон вперёд, коснуться пола между носков ног, выпрямиться, вернуться в и. п. (5-6 раз) .

5. И. п. - ноги слегка расставлены, флажки свернуты и лежат у носков ног. Прыжки на двух ногах на месте в чередовании с ходьбой (на счёт 1-8, повторить 3 раза.

С мячом :

1. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, мяч в обеих руках вниз. Поднять мяч вперёд, вверх, посмотреть на него, опустить вперёд-вниз, вернуться в и. п. (5-6 раз) .

2. И. п. - сидя на пятках, мяч в обеих руках перед собой. Подняться в стойку на коленях, мяч вверх; вернуться в и. п. (6 раз) .

3. И. п. - сидя на пятках, мяч в обеих руках перед собой. Прокатить мяч вправо (влево) вокруг себя, толкая мяч руками (по 3 раза в обе стороны) .

4. И. п. - лёжа на спине, мяч в обеих руках за головой. Поднять вогнутые ноги, коснуться их мячом, выпрямиться, вернуться в и. п. (5-6 раз) .

5. И. п. - сидя, ноги врозь, мяч перед собой. Поднять мяч вверх, наклониться, коснуться мячом пола как можно дальше, выпрямиться, вернуться в и. п. (5-6 раз) .

6. И. п. - стойка ноги слегка расставлены, мяч на полу. Прыжки на двух ногах вокруг мяча в чередовании с ходьбой (по 3 раза) .

С обручем :

1. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, обруч вниз. Поднять обруч вперёд, вверх, опустить вперёд, вниз, вернуться в и. п. (5-6 раз) .

2. И. п. - стойка на коленях, обруч в обеих руках у груди. Поворот вправо (влево, обруч в сторону, руки прямые; выпрямиться, вернуться в и. п. (по 3 раза в каждую сторону) .

3. И. п. - сидя, ноги врозь, обруч в обеих руках у груди. Поднять обруч вверх, на клониться вперёд и коснуться пола между носками ног, поднять обруч вверх; вернуться в и. п. (5-6 раз) .

4. И. п. - сидя, ноги, согнуты в коленях, в обруча, руки в упора сзади. Развести ноги в стороны, вернуться в и. п. (5-6 раз) .

5. И. п. - лёжа на спине, обруч в прямых руках за головой. Поднять вогнутые в коленях ноги, коснуться ободом обруча колен; выпрямить ноги, вернуться в и. п. (5-6 раз) .

6. И. п. - стойка ноги слегка расставлены, руки свободно вдоль туловища, обруч на полу. Прыжки на двух ногах вокруг обруча (используя взмах рук в чередовании с ходьбой по 3 раза в каждую сторону.

2-я часть :

Основные виды движений

1. Ходьба и бег между 2- мя параллельными линиями (дл. – 3м, ш. -15 см.)

2. Подпрыгивание на двух ногах на месте с поворотом кругом вправо и влево в чередовании с небольшой паузой (3-4 раза) .

3. Ходьба между 2-мя линиями (ш. – 20. см., Выполняется 2-мя колоннами друг за другом.

4. Прыжки на 2-х ногах с продвижением вперёд до кубика. Повторить 2 раза. 1. Подпрыгивание на 2-х ногах на месте «Достань до предмета» . (3-4 раза) .

2. Прокатывание мяча друг другу (расстояние 2 м, стоя на коленях, сидя на пытках 10-12 раз каждой группе ).

3. Повтор подпрыгивания.

4. Ползание на четвереньках по прямой (расстояние 5 м) выполняется двумя шеренгами до обозначенного места.

1. Прокатывание мячей друг другу 2-мя руками, и. п. - стоя на коленях. (10-12 раз) .

2. Ползание под шнур, не касаясь руками пола. Высота от пола 50 см).

3. Подбрасывание мяча вверх и ловля 2-мя руками (10-12 раз) .

4. Подлезание под дугу, поточно 2 колоннами необходимо группироваться в комочек .

5. Прыжки на 2-х ногах между кеглями. 1. Ползание под шнур, не касаясь, пола руками в группировке (8-10 раз) .

2. Ходьба на носках доске, лежащей на полу, руки на поясе.

3. Ходьба по скамейке перешагивая через кубики (3-4 кубика,руки на поясе.

4. Лазание под шнур (дугу) с опорой на ладони и колени. Дуги на расстоянии 1 м одна от другой.

5. Прыжки на 2- х ногах, продвигаясь вперёд до обозначенного места (2-3 раза) .

3-я часть : Подвижные игры «Найди себе пару» «Самолеты» «Огуречик, огуречик» «У медведя во бору»

Заключительная

часть : Ходьба в колонне по одному «Карлики и великаны» Ходьба с положениями рук Ходьба в колонне по одному.

Волкодав Е. В.

Средняя группа

Задачи Учить сохранять устойчивое положение при ходьбе на повышенной опоре; находить своё место при ходьбе и беге, развивать глазомер и ритмичность шага при перешагивании через бруски. Упражнять в энергичном отталкивании от пола, в прокатывании мячей друг другу, развивать точность направления; в подлезании под дугу не касаясь, пола руками, в ходьбе с изменением направления, в прыжках на 2-х ногах.

1-я часть :

Вводная Ходьба в колонне по одному, по команде воспитателя переход на ходьбу с перешагиванием через шнуры (расст 40 см) . Затем проводится упр-е в перешагивании (перепрыгивании) проводится в беге (расст между шнурами 60 см) . По одной стороне шнуры для перепрыгивания, а по другой для перешагивания. Упражнения в ходьбе и беге повторяется 2-3 раза. Построение в шеренгу. Воспитатель предлагает для детям внимательно посмотреть, кто рядом с кем стоит, запомнить какие –либо ориентиры. Подает команду к ходьбе в колонне по одному. На следующую команду : По -местам»- дети стараются занять свое место в шеренге. Ходьба врассыпную и бег. Построение в три колонны. Ходьба в колонне по одному, ходьба с перешагиванием через бруски, положенные на расстоянии двух шагов ребенка. Воспитатель напоминает детям, что перешагивать через бруски надо попеременно правой и левой ногой. После того как последний в колонне ребенок закончит упр-е, подается команда к бегу врассыпную по всему залу. Упражнение в ходьбе и беге чередуются. Построение в шеренгу, проверка осанки равнение; ходьба и бег в колонне по одному, ходьба и бег врассыпную.

ОРУ С косичкой :

1. И. п. -стойка ноги врозь, косичка вниз. Поднять косичку вперед, вверх, вниз, в и. п. (5-6 раз) .

2. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, косичку вниз. Поднять косичку вперед, присесть, руки прямые, встать, вернуться в и. п. (5-7 раз) .

3. И. п. - стойка на коленях, косичка вниз. Поворот вправо (влево, косичку отвести в сторону, руки прямые; вернуться в и. п. (по 3 раза) .

4. И. п. - сидя, ноги врозь, косичка на коленях. Поднять косичку вверх, на клониться вперёд и коснуться косичкой пола как можно дальше. Выпрямиться, косичку вверх, вернуться в и. п. (5-6 раз) .

5. И. п. - стойка ноги слегка расставлены, руки произвольно, косичка на полу. Прыжки через косичку на двух ногах (10-12 раз) .

1. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, руки вниз. Поднять руки в стороны, вверх, хлопнуть в ладоши над головой; опустить руки через стороны вниз, вернуться в и. п. (5-6 раз) .

2. И. п. - стойка ноги врозь, руки на пояс. На клониться вперед, хлопнуть в ладоши перед собой, выпрямиться, вернуться в и. п. (5-6 раз) .

3. И. п. - стойка на коленях, руки на пояс. Поворот вправо (влево, коснуться пальцами рук носков ног, вернуться в и. п. (5-6 раз) .

4. И. п. - лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поднять правую (левую) ногу вверх, опустить ногу, вернуться в и. п. (5-6 раз) .

5. И. п. - стойка ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища произвольно. Прыжки на двух ногах на месте код счёт воспитателя или удары в бубен. После серии прыжков ходьба на месте (3-4 раза) .

С мячом :

1. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, мяч в обеих руках вниз. Поднять мяч вперёд, вверх; опустить мяч, вернуться в и. п. (5-6 раз) .

2. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, мяч в обеих руках у груди. Наклониться, прокатить мяч от правой ноги к левой, подняться, вернуться в и. п. (5-6 раз) .

3. И. п. - сидя, ноги врозь, мяч в обеих руках перед собой. Наклониться, коснуться мячом пола как можно дальше, выпрямиться, вернуться в и. п. (5-7 раз) .

4. И. п. - стойка на коленях, сидя на пытках, мяч в обеих руках перед собой. Прокатить мяч вокруг себя в правую и левую сторону, перебирая его руками (по 3 раза в каждую сторону) .

С кеглей :

1. И. п. - стойка ноги врозь, кегля в правой руке. Поднять руки через стороны вверх, переложить кеглю в другую руку, опустить кеглю.

2. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, кегля в правой руке. Наклон вперёд, поставить кеглю у левой ноги. Выпрямиться, руки на пояс. Наклон вперёд, взять кеглю левой рукой, выпрямиться. То же выполнить к правой ноге (по 3 раза к каждой ноге) .

3. И. п. - стойка на коленях, кегля в правой руке, левая на пояс. Поворот вправо (влево, взять кеглю (по 3 раза в каждую сторону) .

4. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, кегли в правой руке. Присесть, кенгю поставить на пол, встать, выпрямиться, руки за спину. Присесть, взять кеглю. Вернуться в и. п. (5-6 раз) .

5. И. п. - стоя около кегли, ноги слегка расставлены, руки произвольно. Прыжки на двух ногах вокруг кегли в обе стороны (2-3 раза в каждую сторону) .

2-я часть :

Основные виды движений

1. Ходьба по гимнастической скамейке. Руки на поясе, на середине скамейке присесть, руки в стороны, встать, пройти до конца скамейки и сойти, не спрыгивая.

2. Прыжки на 2-х ногах до предмета.

3. Ходьба по гимнастической скамейке с мешком на голове, руки на пояс.

4. Прыжки на 2-х ногах до косички, перепрыгнуть и пойти дальше. 1. Прыжки на 2-х ногах из обруча в обруч.

2. Прокатывание мяча друг другу, и. п. - стоя на коленях.

3. Прокатывание мяча между 4-5 предметами, поставленными в один ряд на расстоянии 1 м один от другого, двумя руками. 1. Прокатывание мяча в прямом направлении.

2. Подлезание под дуги, не касаясь руками пола.

3. Прыжки на 2-х ногах через 4-5 линий.

4. Подбрасывание мяча двумя руками и ловля мяча двумя руками. 1. Подлезание под дугу (50 см, касаясь руками.

2. Ходьба по доске, перешагивая через кубики.

3. Прыжки на 2-х ногах между набивными мячами (4-5 штук, положенные в две линии.

4. Прокатить мяч по дорожке (ширина 25 см) в прямом направлении, затем пробежать за мячом по дорожке.

3-я часть : Подвижные игры «Кот и мыши» «Автомобили» «У медведя во бору» «Кот и мыши»

Заключительная

часть : Ходьба в колонне за «котом» , как «мыши» , черед. с обычной ходьбой Построение автомобилей по цветам «Угадай, где спрятано» «Угадай, кто позвал?»

Календарный план инструктора по физической культуре

Волкодав Е. В.

Средняя группа

Задачи Упражнять в ходьбе и беге по кругу, взявшись за руки, бросании мяча о землю и ловле его 2- мя руками. Упражнять в ходьбе и беге с изменением направления, в прыжках на 2-х ногах, в перебрасывании мяча и др. ; ползать на животе по скамейке, закреплять умение удерживать устойчивое равновесие при ходьбе на повышенной опоре, ползать на четвереньках, следить за правильной осанкой, ходьба и бег между предметами, не задевая их.

1-я часть :

Вводная Ходьба и бег между кубиками, поставленными по всему залу произвольно, стараясь не задеть друг друга и кубики. Повторить 2-3 раза.

Ходьба в колонне по одному; ходьба и бег по кругу с поворотом в другую сторону по сигналу воспитателя. Ходьба и бег врассыпную; ходьба на носках, «как мышки» , переход на обычную ходьбу. Ходьба в колонне по одному, на сигнал воспитателя изменить направление (поворот кругом в движении) 4 ходьба в колонне по одному, высоко поднимая колени, руки на поясе, переход на обычную ходьбу, бег врассыпную. Ходьба и бег в колонне по одному; ходьба и бег врассыпную- по сигналу воспитателя остановиться и принять какую -либо позу (повторить 2-3 раза) .

ОРУ С кубиками :

1. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, кубик в правой руке. Поднять руки через стороны вверх, переложить кубик в левую руку, опустить руки. Поднять через стороны руки и передать кубик из левой в правую руку (4-5 раз) .

2. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, кубик в правой руке. Присесть, поставить кубик на пол, встать, руки на пояс. Присесть, взять кубик, выпрямиться, вернуться в и. п. (5-6 раз) .

3. И. п. - стойка на коленях, кубик в правой руке. Поворот вправо (влево, положить кубик у носков ног, выпрямиться, вернуться в и. п. (по 3 раза в каждую сторону) .

4. И. п. - сидя, ноги врозь, кубик в правой руке. На клониться вперёд, положить кубик у носка правой (левой) ноги, выпрямиться, руки на пояс. На клониться вперёд, взять кубик, вернуться в и. п. (5-8 раз) .

5. И. п. - ноги слегка расставлены, руки произвольно, кубик на полу. Прыжки на двух ногах вокруг кубика в обе стороны в чередовании с небольшой паузой.

1. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, руки вниз. Поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши над головой; опустить руки, вернуться в и. п. (5-6 раз) .

2. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, руки на пояс. Присесть, руки вперёд, хлопнуть в ладоши; выпрямиться, вернуться в и. п. (4-5 раз) .

3. И. п. - сидя, ноги врозь, руки на пояс, руки в стороны, наклон вперёд, коснуться пальцами рук носков ног. Выпрямиться, руки в стороны, вернуться в и. п. (5-6 раз) .

4. И. п. - лёжа на спине, руки прямые за голову. Согнуть ноги в коленях, обхватить их руками. Распрямиться, вернуться в и. п. (4-5 раз) .

5. И. п. - ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища произвольно. Прыжки на двух ногах - ноги врозь, руки в стороны, вернуться и. п. - на счёт 1-8. (2-3 раза) .

С мячом :

1. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, мяч в обеих руках вниз. Поднять мяч вверх, поднимаясь на носки, потянуться, опустить мяч, вернуться в и. п. (4-5 раз) .

2. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, мяч у груди. Присесть, мяч вынести вперёд, подняться, вернуться в и. п. (5-6 раз) .

3. И. п. - сидя, ноги врозь, мяч в согнутых руках перед собой. На клониться, прокатить мяч от одной ноги к другой, выпрямиться, вернуться в и. п. (6 раз) .

4. И. п. - лёжа на спине, мяч в прямых руках за головой. Согнуть колени, коснуться их мячом, выпрямиться, вернуться в и. п. (5-6 раз) .

5. И. п. - стойка ноги слегка расставлены, руки произвольно, мяч на полу. Прыжки на двух ногах в обе стороны (3-4 раза, с небольшой паузой между серией прыжков.

С флажками :

1. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, флажки вниз. Флажки вверх, скрестить, опустить, вернуться в и. п. (5-6 раз) .

2. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, флажки у плеч. Поворот вправо (влево, отвести правую руку в сторону с флажком в сторону, вернуться в и. п. (по 3 раза в каждую сторону) .

3. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, флажки за спиной. Поднять флажки в стороны; на клониться вперёд и поражать флажками вправо и влево. Выпрямиться, вернуться в и. п. (4-5 раз) .

4. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, флажки вниз. Присесть, флажки вынести вперёд; подняться. Вернуться в и. п. (4-5 раз) .

5. И. п. - ноги слегка расставлены, флажки вниз. Прыжки на двух ногах на месте в чередовании с ходьбой на месте (3 раза) .

2-я часть :

Основные виды движений

1. Ходьба по гимнастической скамейке, перешагивая через кубики, поставленные на расстоянии двух шагов ребёнка (2-3 раза) .

2. Прыжки на 2-х ногах, продвигаясь вперёд между кубиками, поставленные в один ряд на расстоянии 0,5 м (2-3 раза) .

3. Ходьба по гимнастической скамейке с мешочком на голове, руки в стороны (3-4 раза) .

4. Прыжки на двух ногах через 5-6 линий. Дистанция 3 м (3-4 раз) .

5. Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками (по 5-6 раза подряд) .

1. Прыжки на двух ногах через 5-6 линий, повторить 2-3 раз.

2. Прокатывание мячей друг другу (и. п. стойка на коленях, 10-12 раз.

3. Прыжки на двух ногах, продвигаясь вперёд между предметами.

4. Перебрасывание мяча друг другу (стоя в шеренгах на расстоянии 1,5 м одна от другой) двумя руками снизу.

1. Броски мяча о пол и ловля его двумя руками (10-12 раз) .

2. Ползание по гимнастической скамейке с опорой на ладони и колени.

3. Ползание в шеренгах в прямом направлении с опорой на ладони и ступни «как медвежата» . Дистанция 3 м.

4. Прокатывание мяча между предметами, поставленными в одну линию.

5. Прыжки на двух ногах между предметами, поставленными в один ряд. Дистанция 3 м. 1. Ползание по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь двумя руками, хват с боков скамейки (2-3 раза) .

2. Ходьба по гимнастической скамейке боком приставным шагом, руки на пояс (голову и спину держать прямо) . В конце скамейки сделать шаг вперёд-вниз (не прыгая) .

3. Ползание по гимнастической скамейке с опорой на ладони и колени (2-3 раза) .

4. Прыжки на двух ногах до кубика на расстоянии 3 м (2 раза) .

3-я часть : Подвижные игры «Салки» «Самолёты» «Лиса в курятнике» «Цветные автомобили»

Заключительная

часть :

«Найди и промолчи» «Найдём цыплёнка» Ходьба в колонне по одному за ведущим.

Цель и задачи : формировать двигательные умения и навыки; развивать физические качества; удовлетворять естественную биологическую потребность в движении; обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованные, оптимальные для данного возраста физические нагрузки; дать возможность каждому ребенку продемонстрировать свои двигательные умения сверстникам и поучиться у них; создать условия для разностороннего развития детей.

Характеристика: Физкультурное занятие в средней группе - это ведущая форма организационного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам. Для проведения занятия в средней группе воспитатель подбирает физические упражнения, определяет последовательность их выполнения, составляет план-конспект, продумывает методику проведения, готовит оборудование, размещает его, следит за созданием санитарно-гигиенических условий, за одеждой детей. Занятие в средней группе включительно - 3 раза в неделю (2 раза в зале, 1 раз на воздухе). Летом все занятия на воздухе.

Характерные черты занятия: ярко выраженная дидактическая направленность; руководящая роль воспитателя; строгая регламентация деятельности и дозирования физической нагрузки; постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность.

Требования к занятиям: каждое предыдущее занятие средней группе связано с последующим и составляет систему; важно обеспечить оптимальную двигательную деятельность детей; должно соответствовать возрасту, уровню подготовленности детей; следует использовать физкультурно-оздоровительное оборудование и музыкальное сопровождение.

Типы физкультурных занятий

Учебно-тренировочное занятие: формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, совершенствование умений и навыков. 50% всех занятий.

Сюжетное физкультурное занятие: построено на одном сюжете ("Зоопарк", "Космонавты" и т.д.). решаются задачи совершенствования двигательных умений и навыков, воспитание интереса к занятиям физическими упражнениями.

Игровое занятие: построено на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов. Совершенствуются двигательные умения и навыки, развиваются физические качества, воспитывается интерес к занятиям, физическим упражнениям, двигательная самостоятельность и т.д.

Комплексное занятие: направлено на синтез различных видов деятельности. Решаются задачи физического, психического, нравственного развития.

Физкультурно-познавательные занятия: занятия носят комплексный характер, решают задачи, например, эколого-физического, нравственно-физического, умственного и физического развития ребенка и т.д.

Тематическое физкультурное занятие: посвящено, как правило, какому-либо одному виду спортивных игр или упражнений: катанию на коньках, лыжах, элементам игры в волейбол, хоккей и т.д. разучиваются новые виды спортивных упражнений и игр и закрепляются навыки в уже освоенных движениях.

Контрольные занятия: проводятся в конце квартала и направлено на количественную и качественную оценку двигательной подготовленности детей в основных движениях и физических качеств.

Занятия современными и народными танцами, ритмической гимнастикой, на тренажерах, с элементами фольклора, у-шу, хатка-йоги: повышают интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями, развивают двигательную самостоятельность, совершенствуют умения и навыки (Н.Н. Кожухова, 2003).

Физкультурные занятия на воздухе

Значение: способствуют развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других систем организма, закаливанию, повышают сопротивляемость простудным заболеваниям, формируют ориентировку в пространстве, закрепляют навыки в естественных условиях.

Структура занятия традиционная: вводно-подготовительная, основная и заключительная часть.

Вводная часть

  • · Построение (в теплое время года); в холодное время года - ходьба, бег;
  • · Виды ходьбы;
  • · 3-5 дыхательных упражнений;
  • · Медленный бег (1,5-3 мин. в зависимости от возрастных особенностей);
  • · Ходьба обычная с перестроением на выполнение общеразвивающих упражнений.

Основная часть

  • · Общеразвивающие упражнений или бессюжетная подвижная игра;
  • · Бег со средней скоростью (от 40 сек. до 2 минут);
  • · Бег заканчивается ходьбой и перестроением для выполнения основных движений или для освоения спортивных упражнений;
  • · Основное движение (новое или более трудное по координации) или спортивное упражнение (элементы спортивных игр);
  • · Бег со средней скоростью (1-1,5 мин);
  • · Медленный бег или пробежка в среднем темпе;
  • · Сюжетная подвижная игра или игра-эстафета.

Заключительная часть

  • · Медленный бег;
  • · Ходьба с дыхательными упражнениями.

План проведения занятия по физической культуре

в средней группе детского сада № 1446.

Инструктор по физической культуре - Стародубцев Яков Иванович.

Тема занятия:

1.Упражнения в равновесии.

2. Прыжки в длину и высоту.

Обучающие задачи: учить ползать по скамейке и на четвереньках под дугами, учить прыжкам на двух ногах из обруча в обруч, прыжкам в стороны через канат, продвигаясь вперед.

Развивающие задачи: развивать координацию движений, чувство пространства, прыгучесть.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей чувство смелости, способность преодолевать препятствия.

Оборудование:

Обручи по количеству детей, дуги- 4-5 штук, канат или толстая веревка, скамейка, пирамидки для бега между предметами.

Ход занятия.

I.Вводная часть (4 мин.). Занимательная разминка.

Построение. Приветствие.

Ходьба один за другим по залу. Ходьба на носочках, руки на поясе. Ходьба полуприсев, руки вперед. Боковой галоп правым и левым боком. Ходьба «Обезьянки»- на четвереньках. Быстрый бег. Дыхательные упражнения при переходе на шаг. Ходьба скрестным шагом. Прыжки в движении вперед на двух ногах, руки на поясе. Легкий бег. Заключительная ходьба.

II.Основная часть(15 мин.).

1.Комплекс точечного массажа и дыхательной гимнастики(2 мин.).

1.’’Моем “ кисти рук. (Повторить 2 раза).

2.Указательным и большим пальцем надавливаем на каждый ноготь другой руки. (Повторить по 2 раза на каждой руке).

3.” Лебединая шея”. Легко поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку. (Повторить 2 раза).

4.Вдох через нос, задержка дыхания, выдох через рот. (Повторить 2 раза).

5.Несколько раз зевнуть и потянуться.

2.Общеразвивающие упражнения(4 мин.).

1.И.п.- ноги слегка расставлены, обруч на плечах. 1- обруч вверх, посмотреть вверх; 2- и.п.

2.И.п.- стоя, держать обруч обеими руками перпендикулярно себе. Вращать обруч на себя, перехватывая по нему руками.

3.И.п.- стоя, обруч стоит на полу, хват сверху. 1- присесть, положить подбородок на руки; 2- и.п.

4.И.п.- сидя, ноги врозь, поставить в обруч, руки в упоре сзади. 1 – 2 – ноги прямые врозь; 3 – 4 – и.п.

5.И.п.: о.с – обруч внизу, хват с боков. 1 – 3 – наклониться и продеть в обруч сначала одну ногу, потом другую (надеть обруч на себя). Поднять обруч вверх.4 – и.п.

6.И.п. – стоя в обруче. Прыжки на двух ногах. Чередовать с ходьбой.

3.Основные виды движений (5 мин.).

Игра «Полоса препятствий». Оборудование расположено рядами. Дети выполняют упражнение 2 – 3 раза поточным способом.

    Прыжки боком через канат.

    Прыжки на двух ногах из обруча в обруч (6 шт.).

    Ползание по скамейке на четвереньках.

    Ползание под дугами (4-5 шт.).

    Бег между предметами змейкой.

4.Веселый тренинг (2 мин.).

«Колобок». Что за странный колобок в окошке появился :

Постоял совсем чуток, взял и развалился.

Лягте на спину, а затем сядьте, обнимая ноги руками, уберите голову в колени. Прижмите колени к плечам, посмотрите на свои пятки.

Вот вы все и колобки! Раз, два, три, четыре, пять – развалились вы опять.

Вытяните ноги и лягте на спину.

5.Подвижная игра «Грачи и автомобиль» (2 мин.).

Дети – грачи стоят в обручах. Выбирается водящий – автомобиль. Он находится в гараже. Воспитатель произносит слова, а дети выполняют движения в соответствии с текстом. По сигналу воспитателя « Автомобиль едет!» водящий выезжает из гаража. А дети « летят» в свои гнезда.

Текст Движения

Как – то раннею весной Стоя перед воспитателем.

На опушке на лесной

Появилась стая птиц: Бег на носочках, чуть подняв руки.

Не скворцов и не синиц,

А большущие грачи Присесть на корточки.

Цвета черного ночи.

Разбежались на опушке, Бег в разных направлениях.

Прыг – скок, крак – крак! Прыжки вверх.

Тут жучок, там червяк! Наклоны вперед – вниз.

Крак – крак – крак!

III.Заключительная часть (1 мин.).

Игра малой подвижности «Холодно – жарко».

Дети садятся в круг в свободных позах. Воспитатель: «Подул холодный северный ветер»- дети сжались в комочки. «Выглянуло яркое солнышко» - дети расслабились, улыбаются, подставляют лицо солнцу. Повторить 2- 3 раза.

Построение, подведение итогов.

Используемая литература и ЭОР:

1.К.К.Утробина. Занимательная физкультура в детском саду. Москва.Издательство ГНОМ и Д.2004.

2.

3.

Конспект НОД по физкультуре в средней группе по теме «Прыжки»

Автор работы : инструктор по физической культуре Хрипунова Татьяна Юрьевна, МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 172» г. Иваново
Описание материала: Материал предназначен для выявления уровня развития движений и физических качеств ребенка средней возрастной группы, а также для определения степени его соответствия возрастным нормам. Полученные результаты во время НОД помогут изучить особенности развития детей пятого года жизни и определить средства и методы физического воспитания. Материал будет полезен инструкторам по физической культуре и воспитателям ДОУ, которые любят заниматься с детьми физкультурой.
Пояснение: Материал состоит из шести взаимосвязанных между собой НОД. Конспекты имеют общий игровой сюжет и связаны единой целью. В структурной таблице конспектов НОД «Урок № 1 прыжки» и НОД «Школа Мишки – топтышки» проводятся на одной неделе и следуют один за другим, поэтому имеют одинаковую подготовительную и заключительную части. Что бы ребенок усвоил материал, он должен повторить его несколько раз.
Цель: определить скоростно-силовые качества ребенка (прыжки).
Задачи: научить детей спрыгивать с высоты, закрепить навыки прыжков с продвижением вперед, совершенствовать технику прыжка вперед с места, способствовать умению подпрыгивать вверх.
Оборудование: игрушка – медвежонок, колокольчики 5 штук, гимнастические палки 2 штуки, шнур 70 см с бабочкой на конце, шнур 70 см с самолетом на конце, кирпичики деревянные по количеству детей, лента-ручеек голубого цвета 6-7 метров.

Ход НОД:

Подготовительная часть 4 минуты.
Детей встречает Мишка – топтышка он рад, что ребята так любят спорт.
Мишка: «Урок прыжков начнем с разминки».
1. Построение в шеренгу, приветствие, поворот прыжком.
2. ОРУ в движении.
- ходьба обычная
- ходьба с упражнениями для рук
- ходьба на носках, пятках, внешнем своде стопы.
- бег обычный
- бег в чередовании с подскоками
- бег на месте с переходом в движение и на оборот (по сигналу)
3. Упражнение на дыхание дети стоят в кругу.
Я подую высоко – сделать вдох через нос, поднять голову вверх и сделать выдох вверх, через рот.
Я подую низко – сделать вдох через нос, наклонить голову вниз и сделать выдох вниз, через рот.
Я подую далеко – вытянуть руки вперед ладошками к себе, сделать вдох через нос, и плавный выдох через рот, губы трубочкой.
Я подую близко – поместить ладошки рук около рта, сделать вдох через нос, и плавный выдох через рот, губы трубочкой.

4. ОРУ на месте зарядка «Медвежата в чаще жили, головой они крутили…»
Музыкальное сопровождение: Музыкальные игры для детей старшего возраста «Медвежата в чаще жили, головой они крутили…»

Медвежата в чаще жили
Головой они крутили,
Вот так, вот так – головой они крутили
(Поворачиваем голову вправо и влево, руки на поясе)

Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали,
Вот так, вот так – дружно дерево качали
(И.п. – руки вверх, махи руками вправо, лево)

А потом они ходили,
И из речки воду пили,
Вот так, вот так и из речки воду пили
(И.п. – руки за спиной, наклоны вперед, спина прямая)

А ещё они плясали!
Дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так дружно лапы поднимали!
(И.п. – правая рука вверху, левая внизу, смена положения рук)

Основная часть 14 минут.
Мишка: « Первый прыжок – это прыжок по ровной дорожке, а называется он, прыжок с продвижением вперед. Вам задание сложное придумал я, посмотрю, как справитесь друзья».
Педагог от лица мишки объясняет, как выполняется это задание.
Игровое задание «Колокольчик»
Дети малыми подгруппами (4-5 человек) по сигналу прыгают на двух ногах с продвижением вперед до колокольчика, перемещаясь с одной стороны зала на другую. Допрыгав до колокольчика надо позвенеть.
Методические указания: Приучать прыгать в ровном темпе, следить за тем, чтобы дети не задерживали дыхание, дышали, ровно и ритмично. Продвигаться вперед необходимо частыми и легкими подскоками.

Мишка: «Следующий вид прыжков - прыжок в высоту, не научишься подпрыгивать вверх, голодным останешься».
Педагог от лица мишки объясняет, как выполняется задание.
Игровое задание «Достань до предмета»
Группа детей делится на две подгруппы, которые образуют круг, на одной части зала и на другой. В центре одного круга инструктор, в центре другого воспитатель, инструктор и воспитатель держат гимнастическую палку, на конце палки привязан шнур с предметом удобным для хватания, в данном случае бабочка и самолет. Педагоги по сигналу начинают проносить предмет над головами детей так, чтобы ребенок, подпрыгивая, смог коснуться предмета рукой. Затем предметы в кругах меняются.
Методические указания: Следить за приземлением ребенка, приземление должно быть на носки, во время выпрыгивания ноги полностью выпрямляются, туловище держится прямо. Предмет должен находиться несколько впереди, чтобы при прыжке ребенок не закидывал голову.

Мишка: «А сейчас я буду учить вас спрыгивать с высоты».
Педагог от лица мишки в игровой форме учит детей спрыгивать с высоты.
Обучение лучше начать с высоты 10 см, это могут быть кирпич деревянный, доски для степа, бревнышки, имеющие твердую поверхность. Приучайте детей спрыгивать и подниматься на кирпичик по команде. Следите, чтобы, спрыгивая, дети не «садились» слишком глубоко. Покажите, как правильно нужно спрыгивать с предмета, сильно не отталкиваясь, далеко не приземляясь. После нескольких выполнений можно провести подвижную игру, которая закрепит выученные навыки.
Игра малой подвижности: «Птицы на дереве»
Дети-птицы располагаются по периметру зала, стоя на кирпичиках-веточках.
Рано птички все проснулись,
Дружно вместе встрепенулись,
И полетели гулять, зернышки искать.

После слов инструктора дети спрыгивают с кирпичика-веточки и, выполняя имитационные движение «птицы летают» двигаясь по всему залу.
Ночь наступает, все засыпает.
Птицы занимают свои домики.

Мишка: «Последнее задание повторение прыжков в длину с места».
Педагог от лица мишки совершенствует прыжки в длину с места у детей.
Игровое задание: «Попрыгунчики»
Разложить вдоль зала ленту длиной 6-7 метров. Предложить детям встать около ленты. По команде «ручеек» дети все вместе перепрыгивают ленту способом прыжок в длину с места. Разворачиваются. По команде «канава» перешагивают ленту и так несколько раз.
Методические указания: Следить за правильной постановкой стоп, стопы должны стоять не плотно и параллельно друг другу. Толчок производить одновременно двумя ногами. Приземление мягкое на полусогнутые ноги.

Мишка: «Ребята, какие вы молодцы! Сделал дело, можешь играть смело».
Музыкальная игра "Эй, ты мишка лежебока..." диск «Пой, играй, танцуй малыш», дорожка 06
Все движения выполняются в соответствии с текстом.

Заключительная часть 2 минуты.
Задание «Отдых»
Предложить детям отдохнуть после музыкальной игры, лечь на мягкое покрытие, закрыть глаза и под спокойную медленную музыку слушать слова инструктора.
Реснички опускаются, глазки закрывается,
Дышится легко, спокойно, глубоко.
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем
Хорошо нам так лежать, но пора уже вставать.
Глазки открываются, дети поднимаются.

Мишка: «Вы сегодня были большие молодцы, за первый урок прыжков все получают зачет, жду вас на следующей неделе, до свидания» (уходит).
Можно шариковой ручкой на тыльной стороне кисти нарисовать оценку пять, детям очень нравится.
Инструктор: «Ребята, первый тренировочный урок показал, что вы много умеете, но я думаю, что на этом мы останавливаться не будем и продолжим заниматься в школе Мишки – топтышки».
Спокойная ходьба на выход из зала.
После занятия инструктор проводит анализ, выявляет детей, кому необходима дополнительная помощь для развития скоростно-силовых качеств. Отмечает результаты в журнале.