Подвижная игра вызов номеров. Сборник подвижных игр для начальной школы

Подвижные и спортивные игры на уроках физической культуры для 5-9 классов

Подвижная игра "Вызов номеров"

Подготовка. Место, инвентарь и подготовка - те же, что и в предыдущей игре. Если позволяет помещение и играющих немного, можно построить их в две шеренги лицом в одну сторону на одной линии. На расстоянии 2 м от линии построения играющих (линии старта) параллельно ей чертится линия финиша.

Побеждает команда, набравшая большее количество победных очков.

Правила игры: 1. Если играющие стоят в шеренгах, то их можно поставить в положение высокого или низкого старта, и из этого положения они должны выбегать по вызову руководителя. 2. Если игрок нарушает правила, у его команды вычитается очко. Это правило рекомендуется применять начиная с 3-го класса, когда учащиеся познакомятся с низким стартом.

Подвижная игра"Передача мячей в колоннах"

Подготовка. Играющие делятся на несколько групп - команд, и каждая из них выстраивается в колонну по одному, одна параллельно другой. Игроки в колоннах стоят на расстоянии вытянутых рук. У впередистоящих в колоннах - по мячу или другому предмету.

Содержание игры. Вариант 1. По сигналу стоящие впереди игроки передают мяч над головой стоящим сзади них. Те таким же способом передают мяч сзадистоящим. Каждый раз последний игрок в колонне, получив мяч, бежит справа от колонны к руководителя, а затем становится первым в своей колонне. Команда того, кто принесёт мяч раньше других, получает выигрышное очко. Затем также по сигналу начинают передавать мяч в колоннах. И так играют до тех пор, пока все участники не побывают в конце колонн и не доставят мяч руководителю.

Выигрывает команда, которая закончит игру первой с наименьшим количеством штрафных очков.

Правила игры: 1. Игра начинается только по сигналу руководителя. 2. Передавать мяч можно над головой, а не другим способом. 3. Уронивший мяч должен его поднять, встать на место и продолжить игру. 4. За каждое нарушение начисляются штрафные очки.

Вариант 2 . Можно передавать мяч и под ногами, широко расставив их.

Подвижная игра"Часовые и разведчики"

Подготовка. Играющие делятся на две команды - "разведчиков" и "часовых" - и выстраиваются вдоль двух противоположный сторон площадки на расстоянии 18-20 м одна от другой. В трёх шагах перед шеренгами проводится линия, а в середине в очерченный кружок кладётся волейбольный мяч.

Содержание игры. Игроки в командах рассчитываются по порядку номеров. Задача команды "разведчиков" - унести мяч за свою линию, задача игроков другой команды - воспрепятствовать этому. Учитель громко называет номер, и игроки, стоящие напротив (имеющие этот номер), подбегают к мячу. Если "часовой" зазевался, "разведчик" хватает мяч и убегает с ним в свой дом, а "часовой" идёт в плен, становится за спиной "разведчика". Если же оба игрока одновременно выбегают на середину, то задача "разведчика" заключается в том, чтобы, выполнив ряд отвлекающих упражнений (движения руками, прыжки на месте и с поворотом, выпады и т.п.), отвлечь внимание "часового" (он повторяет вслед за "разведчиком" эти движения) и унести мяч. Если "разведчик" схватил мяч, но "часовой" настиг его и осалил рукой, пленным становится "разведчик", в противном случае он выигрывает поединок. Игра продолжается до тех пор, пока все номера не примут участия в игре. Пленные подсчитываются и отпускаются в свои команды. Игра повторяется, игроки при этом меняются ролями.

Побеждает та команда, которая сумела взять больше пленников.

Правила игры: 1. "Часовой" обязан повторить все движения "разведчика", иначе он проигрывает. 2. Преследовать убегающего игрока можно только до черты его дома. 3. Игрок, уронивший мяч, считается пойманным. 4. Каждый раз мяч ставит на место "разведчик".

"Встречная эстафета с бегом"

Подготовка.

Правила игры:

"Перестрелка"

Подготовка. Игру можно проводить на волейбольной площадке. В этом случае имеются средняя или лицевые границы площадки. Отступив на 1-1,5 м от лицевой линии внутрь зала, проводят параллельно ей другую линию, чтобы образовался коридор ("плен"). Дополнительная линия проводится и на другой стороне.

Содержание игры. Играющие делятся на две равные команды, каждая из которых произвольно располагается в своём городе на одной половине площадки (от средней линии до коридора). В ходе игры нельзя заходить на половину противника. Руководитель подбрасывает волейбольный мяч в центре, между капитанами, и те стараются отбить его своим игрокам. Задача каждой команды - получив мяч, попасть им в противника, не заходя за среднюю черту. Противник увёртывается от мяча и, в свою очередь, пытается осалить мячом игрока противоположной команды. Осаленные мячом идут за линию плена на противоположную сторону (в коридор). Пленный находится там до тех пор, пока его не выручат свои игроки (перебросив мяч без касания стены или земли). Поймав мяч, пленный перебрасывает его в свою команду, а сам перебегает из коридора на свою половину поля.

Побеждает команда, у которой после 10-15 мин игры в зоне пленных окажется больше выбитых игроков. Игра заканчивается досрочно, если все игроки одной из команд оказались в плену.

Правила игры: 1. Салить мячом можно в любую часть туловища, кроме головы. 2. Ловить мяч рукам можно, но если игрок выронил мяч, то но считается осаленным и идёт в плен. 3. Не разрешается бегать с мячом в руках по площадке, но можно вести его. 4. Мяч, вышедший за границы площадки, отдаётся команде, из-за линии которой он выкатился. 5. За допущенные нарушения мяч передаётся противнику.

"Эстафета по кругу"

Подготовка. Все играющие делятся на три - пять команд и встают в середине зала наподобие спиц колеса, повернувшись правым (или левым) боком к центру круга. Получается своеобразное солнышко с лучами. Каждый луч - шеренга является командой. Игроки, стоящие крайними от центра круга, держат в правой руке эстафетную палочку (городок, теннисный мяч).

Содержание игры. По сигналу учителя те игроки, у которых в руках эстафетная палочка (городок или теннисный мяч), бегут по кругу (с внешней его стороны) мимо остальных "спиц" к своей спице и передают эстафету ожидающему с краю игроку, после чего встают на другой конец своей шеренги (ближе к центру). Все игроки делают полшага от центра. Получивший эстафету также обегает круг и передаёт её третьему номеру и т.д. Когда начинавший игру окажется с края и ему принесут предмет, он поднимает его вверх, возвещая об окончании игры его командой.

Побеждает команда, закончившая эстафету раньше.

Правила игры: 1. Во время бега запрещается касаться стоящих игроков, а тем - мешать игрокам, совершающим перебежки. 2. За нарушения правил начисляются штрафные очки.

"Эстафету по кругу", как и "Встречную эстафету" можно проводить с ведением баскетбольного мяча.

Подвижная игра"Мяч капитану"

Подготовка. Игра проводится на площадке или в зале размером не менее 6х12 м (лучше в баскетбольном зале или на площадке). Игрокам выдаются баскетбольный мяч и повязки или жилеты - из расчёта половины играющих. В зале (на площадке) очерчиваются для противоположных угла и проводится линия, образующая коридор - нейтральную зону. Посередине площадки чертится круг для начала игры. Играющие делятся на две равные команды; в каждой выбирают капитана и ловца. Одна команда отличается от другой повязками. Ловцы команд становятся в углах зала. Игроки размещаются по площадке парами (из разных команд). У центрального круга становятся капитаны.

Содержание игры. Руководитель, выйдя на середину площадки, бросает мяч вверх между капитанами. Каждый из них старается отбить мяч своим игрокам. Завладев мячом, игроки каждой команды стремятся путём передач подвести мяч как можно ближе к своему ловцу и бросить ему мяч так, чтобы он поймал его на лету. Противники стараются перехватить мяч и, в свою очередь, подвести его и бросить своему ловцу. Играющие мешают ловцу поймать мяч. При этом в нейтральную зону не имеют права заходить ни играющие, ни ловец. Игроки каждой команды примерно поровну распределяются на защитников и нападающих. Те и другие могут передвигаться по всему полю. Когда ловец одной из команд поймает мяч на лету, игра начинается снова с центра площадки, а за ловлю мяча ловцом команда получает очко. Игра продолжается установленное время (10-15 мин), после чего команды меняются сторонами площадки и играют вторую половину игры. Выигрывает команда, получившая больше очков.

Правила игры: 1. Бегать с мячом не разрешается. Игрок может сделать не более 2 шагов, а на 3-м передать мяч. В противном случае противники выбрасывают мяч сбоку, напротив места, где допущена ошибка. 2. Мяч считается пойманным, если ловец поймал его с воздуха или после отскока от противника. 3. Мяч, отскочивший от земли или стены, ловцу не засчитывается. 4. Мяч, вылетевший за границу площадки, вбрасывает игрок-противник с того места, где мяч пролетел границу. 5. Если игрок-защитник зайдёт в нейтральную зону, мяч вбрасывается противником сбоку. 6. Если ловец при попытке завладеть мячом выскочит в нейтральную зону, ловля не засчитывается. 7. После того как ловец поймает мяч, игру начинают с середины или противник вбрасывает мяч с лицевой стороны около угла площадки (по договорённости). 8. Нельзя толкать друг друга и вырывать мяч. За нарушение этого правила даётся штрафной бросок: пострадавший игрок становится в 5-6 м от своего ловца и бросает ему мяч, который может отбивать только один из защитников команды противника. Все остальные находятся за штрафной линией. Штрафная линия чертится в 5-6 м от нейтральной зоны. 9. Если два игрока одновременно схватят мяч, даётся спорный бросок.

Подвижная игра"Челнок"

Подготовка.

Содержание игры.

Правила игры:

Подвижная игра "Горелки"

Все хором распевают: «Гори, гори, масло! Чтобы не погасло! Взгляни на небо, там птички летают!» В это время «горящий» должен посмотреть вверх, а последняя пара отделяется от остальных и расходится по сторонам колонны. Пройдя мимо колонны шагом и поравнявшись с водящим, пара бежит вперёд, стараясь взяться за руки. Задача «горящего»: до того как пара успеет восстановиться, постараться поймать кого–то из них или хотя бы прикоснуться рукой к бегущему. Новая пара встает впереди всей колонны, а оставшийся без пары становится водящим.

Правила игры:

"Пятнадцать передач"

Подготовка.

Содержание игры.


Правила игры:

"Перестрелбол"

Подготовка.

Правила игры:

"Волейбол с выбыванием"

Подготовка.


Правила игры: 1. Ошибки фиксируются по волейбольным правилам. 2. После выхода участника из игры подаёт команда, допустившая ошибку. 3. Участники возвращаются в игру в таком порядке, в каком выбывали (1-й выбывший, затем 2-й и т.д.). 4. Игроки в командах подают по очереди, перемещаясь на площадке по часовой стрелке (как в волейболе).

Игра в "Пионербол"

  1. 1.Участники игры делятся на две команды, численность каждой должна составлять от 3 до 8 человек. Оптимальное число участников – 14 человек.
  2. Через середину игрового поля натягивается волейбольная сетка или обычная веревка.
  3. По обе стороны сетки располагаются команды. Расстановка игроков в пионерболе может быть заранее прорисована капитаном команды на бумаге. При этом существуют определенные зоны в пионерболе, схожие с волейбольными: передняя и задняя линии, где каждый участник команды ответственен за свою зону.
  4. Необходимо отбивать мяч на сторону противника. При этом данное действие можно сделать не более двух раз.
  5. Если мяч коснулся тела игрока выше пояса, то засчитывается удар.
  6. Игрок № 1 бросает мяч сразу двумя или одной руками.
  7. Во время подачи мяч не должен касаться сетки, однако во время игры касания разрешены.
  8. После выигрыша происходит переход игроков по часовой стрелке. Игра заканчивается в тот момент, когда какая-либо из команд наберет 10-15 очков и не имеет перевес в два очка.
  9. Если выиграно две партии подряд, то команде засчитывают победу.
  10. С помощью жеребьевки команды определяются с выбором стороны для игры и правом подачи мяча.
  11. После того, как первая партия окончена, происходит смена сторон командами и подачу мяча начинает команда, которая в прошлый раз уступила в подаче согласно жеребьевке.
  12. Третья партия является решающей и если команда набрала 8 очков, то также стороны меняются. Однако подачу осуществляет тот же игрок, что и раньше.

Следует помнить, что официальных единственно верных правил пионербола не существует. Они могут быть скорректированы участниками команд по договоренности. При этом можно обсуждать следующие вопросы:

  • будет ли переход игроков во время игры;
  • какое количество мячей будет в игре;
  • сколько партий будет сыграно;
  • какое количество очков необходимо набрать команде для присуждения победы.

Мини-баскетбол

Предварительный просмотр:

Подвижные и спортивные игры на уроках физической культуры для 10-11 классов

"Пятнадцать передач"

Подготовка. Для игры требуется набивной мяч весом 5 кг. Играть могут одновременно несколько команд, каждая из которых состоит из трёх игроков, имеющих номера 1, 2, 3. Они становятся в одну шеренгу на расстоянии 7-8 м друг от друга.

Содержание игры. Центральный игрок (номер 2) по сигналу преподавателя бросает набивной мяч своему партнёру слева (номер 1). Тот ловит мяч и бросает его вправо через центрального игрока номеру 3, который возвращает мяч обратно центральному игроку. Это считается одной передачей. Игра продолжается, пока не будет выполнено 15 передач, что приносит команде победное очко.

Выигрывает команда, набравшая за установленное время большее число очков.

Правила игры: 1. Центральный игрок каждый раз должен объявлять номер законченной передачи. 2. Если мяч у какой-либо команды упал, то она должна поднять его и начать передачу сначала. 3. Игроки не должны толкать друг друга руками.

"Перестрелбол"

Подготовка. Игроки располагаются с двух сторон от сетки (как в волейболе). В команде 6-8 человек.

Игрок, допустивший техническую ошибку, отправляется на противоположную сторону за линию плена. Команда теряет подачу. Игра возобновляется. Игра длится 10-15 мин.

Побеждает команда, у которой по окончании игры в зоне пленных будет меньше игроков.

Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Пленный в ходе игры (не выходя в поле) старается перехватить мяч и выполнить (без помех со стороны противника) подачу на свою площадку. Игроки его команды любым ударом (из трёх) направляют мяч обратно. При удачном завершении ими атаки пленный возвращается к своим партнёрам, а в случае ошибки за линию плена идёт второй игрок. 3. В ходе игры участники атакующей команды могут умышленно досылать мяч своим партнёрам, находящимся в плену. 4. Игра идёт по волейбольным правилам.

"Волейбол с выбыванием"

Подготовка. Две команды по 6-8 человек располагаются произвольно, каждая на своей половине волейбольной площадки.

Если в ходе игры команда снова ошибается (шестое по счёту нарушение), то лишается ещё одного игрока и т.д. Когда обе стороны понесли "потери", игра продолжается, но команда, совершившая очередную, третью, ошибку, решает (исходя из тактических соображений), удалять ли ей с поля своего очередного игрока или остаться в прежнем составе, но разрешить вернуться на площадку игроку противоположной команды. Игра состоит из 3-5 партий. Каждая заканчивается, когда последний игрок одной из команд покинет площадку.

Побеждает команда, которая выиграет большее число партий. Можно ограничить партии временем (12-15 мин) и определять победителя в каждой из них по большему числу оставшихся игроков.
Правила игры: 1. Ошибки фиксируются по волейбольным правилам. 2. После выхода участника из игры подаёт команда, допустившая ошибку. 3. Участники возвращаются в игру в таком порядке, в каком выбывали (1-й выбывший, затем 2-й и т.д.). 4. Игроки в командах подают по очереди, перемещаясь на площадке по часовой стрелке (как в волейболе)

Мини-баскетбол

С небольшими отклонениями правила мини-баскетбола соответствуют правилам обычного баскетбола.

Команда состоит из 5 игроков и 5 запасных. Каждый игрок должен находиться на площадке минимум 10 мин.

Каждый тайм по 20 мин чистого времени разбивается еще на 2 периода по 10 мин каждый. Перерыв между таймами – 5 мин, между периодами - 2 мин. В каждом периоде команда имеет право на один тайм-аут.

Правила игры существенно не отличаются от тех, что приняты в баскетболе для взрослых. Запрещается ударять по мячу кулаком или ногой, делать с мячом более двух шагов, отрывать ногу от пола во время поворотов, вести мяч двумя руками, возобновлять ведение, после того как мяч был задержан одной или двумя руками (двойное ведение). Нельзя находиться более 3 с в трехсекундной зоне, когда мячом владеет команда этого игрока. Команда, владеющая мячом, обязана в течение 30 с произвести бросок в корзину. Мяч должен быть введен в игру в течение 15 с, если вышел за границы площадки или после попадания в кольцо (время отсчитывается после получения мяча от судьи).

За указанные выше нарушения команда теряет мяч. Он выбрасывается из-за боковой линии в месте, указанном судьей.

Подвижная игра"Челнок"

Подготовка. Игра может проводиться одновременно на разных половинах зала, команды могут быть смешанными или раздельными по составу. Две соревнующиеся команды располагаются справа и слева от проведённой линии. Договариваются, что игроки одной команды будут прыгать (толкаясь с места двумя ногами) вправо от линии, а игроки другой - влево.

Содержание игры. Команды выбирают капитанов, которые по очереди посылают игроков к средней линии. После начального прыжка первого номера по пяткам отмечается линия его приземления. Игрок возвращается в свою команду, о от отмеченной линии прыгает в обратную сторону (к средней черте) игрок другой команды. Также делается отметка его приземления. От этой отметки в другую сторону снова прыгает игрок первой команды и т.д.

Контрольной всегда является средняя линия. Если последнему игроку удалось перепрыгнуть через неё, его команда побеждает. Если не удалось, то команда проигрывает тот отрезок, которого недостаёт до средней линии.

Правила игры: 1. Не разрешается заступать за черту, от которой прыгают. 2. Если после приземления игрок оступится назад (обопрётся от пол рукой), то отметка соответственно переносится к крайней точке приземления. 3. Каждый имеет право только на один прыжок.

Подвижная игра «Второй лишний»

Играющие строятся по кругу лицом к центру на расстоянии одного шага друг от друга. Двое водящих – убегающий и догоняющий – становятся за кругом. По сигналу учителя догоняющий старается запятнать убегающего, коснувшись его рукой. Убегающий может стать впереди кого-либо из игроков. Тот, перед кем стал убегающий, оказывается вторым лишним и должен убежать от водящего. Если убегающий пойман, то он меняется ролями с догоняющим. Водящим разрешается бегать только вне круга не более одного или двух кругов. Если в течение 1-2 минут игрокам не удается догнать друг друга, игра останавливается и назначаются новые водящие.

Подвижная игра «Третий лишний»

Количество игроков не ограничено, как можно больше. Все встают в круг лицом, попарно - один человек, а за спиной другой. Одна пара становится ведущей - один из пары бежит, другой догоняет. Бегают по внешнему кругу. Тот, кто убегает, может спастись от погони, встав к любой паре третьим. Вставать нужно перед первым игроком пары, тогда стоящий у него за спиной игрок становится третьим, третьим лишним и должен убегать от погони. Тот, кого догонит и коснётся «ляпа» сам становиться «ляпой» и теперь должен догонять. Играют, пока не надоест.

Подвижная игра «Борьба за знамя»

В игре участвуют две команды (количество игроков заранее обговаривается). Команды располагаются в свободном порядке на своей половине игровой площадки. По два флажка устанавливается на одинаковом расстоянии в начале площадки каждой команды (в «тылу»).

Суть игры: пробраться в тыл соперника, перенести флажки на свою территорию.

Описание игры: партия начинается по сигналу судьи. Игроки перебегают через линию, на территорию соперника одновременно обе команды. На территории соперника игрок может быть «осален» и, таким образом, «заморожен» хозяевами половины площадки. «Замороженный» игрок не имеет права двигаться до тех пор, пока его не «разморозят» («осалят») свои игроки.

Правила игры:

  • «замораживать» игроков-соперников можно только на своей территории
  • у «замороженного» игрока с флажком разрешается забрать флажок
  • флажки можно передавать из рук в руки, но не бросать

Победители: побеждает команда, на территории которой оказываются флажки соперников. Команде победителей вручается «Знамя».

"Встречная эстафета с бегом"

Подготовка. Играющие делятся на несколько команд. Каждая, в свою очередь, делится пополам. Команды выстраиваются друг против друга за линиями. Игрокам, возглавляющим команды на одной стороне площадки, даётся по эстафетной палочке (теннисному мячу).

Эстафета заканчивается, когда команды поменяются местами на площадке.

Выигрывают те, кто закончил перебежки раньше.

Правила игры: 1. Эстафета начинается по команде. 2. Необходимо обегать колонну справа налево и после этого передавать эстафету игроку, который вышел на полшага вправо. 3. Чтобы увеличить нагрузку, можно проводить игру с двойными перебежками: игрок, оказавшийся на противоположной стороне, после передачи ему эстафеты снова бежит туда, откуда начинал бег.

Предварительный просмотр:

Описание некоторых игр и эстафет.

«Салки». Играющие разбегаются по площадке (она должна быть ограничена линиями), а водящий ловит их. Пойманный становится водящим. При большом количестве играющих можно выделить двух-трех водящих. В дальнейшем игру можно усложнить, оговорив способ передвижения. Например, игрокам разрешается передвигаться только спиной к щиту, на половине поля которого они находятся, т. е. бегать и ходить спиной вперед, приставными шагами, боком.

«Вызов номеров». Играющих делят на две команды, которые выстраиваются в две колонны у лицевой линии. Команды рассчитываются по порядку. Каждый игрок запоминает свой номер. На средней линии напротив каждой колонны ставят булавы. Педагог называет один из номеров. Игроки обеих команд, стоящие под этим номером, бегут до булав, обегают их и возвращаются обратно. Победитель приносит своей команде очко. Игра продолжается до тех пор, пока не будут вызваны все номера. Команда, набравшая наибольшее количество очков, побеждает. Можно усложнить игру, если предложить игрокам бежать спиной вперед, боком, приставными шагами или поставить на пути препятствия.

«Пустое место». Играющих выстраивают в круг, руки за спиной. Водящий бежит за кругом и дотрагивается до руки одного из играющих. Игрок, до которого дотронулся водящий, бежит в обратную сторону, стремясь быстрее водящего занять свое место. Кто из бегущих останется без места, тот и становится водящим.

«Команда быстроногих». Играющие образуют четыре команды, стоящие в колоннах по одному перед линией старта. В 10-15 м от линии старта чертят кружки, в которые кладутся кубики. По сигналу педагога первые четверо бегут к кубикам, берут их, ударяют о пол и возвращаются на свое место. Игрок, прибежавший первым, получает 4 очка, вторым - 3 очка, третьим - 2 очка и четвертым - одно очко. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

«День и ночь». Играющих делят на две команды, которые становятся в две шеренги у средней линии площадки спиной друг к другу на расстоянии 2 м. Одна команда - «день», другая - «ночь». Педагог называет ту или иную команду неожиданно. Если он говорит «ночь», то эта команда убегает, а команда «день» догоняет ее. Затем подсчитывают осаленных, и все игроки становятся на свои места. Очередность вызовов команд не соблюдают, но число вызовов должно быть одинаковым. Выигрывает команда, осалившая больше игроков. Исходное положение можно менять: стоя лицом, боком друг к другу и т. д.

«Эстафета с булавами». Играющих делят на две равные команды, выстраивают в колонны по одному у линии старта. На расстоянии 12-15 м против каждой колонны ставят в ряд три булавы в 0,5 м одна от другой. По сигналу педагога стоящие впереди бегут к булавам, собирают их, бегут обратно и передают их следующему игроку. Те бегут с булавами, расставляют их по местам (которые должны быть помечены) и возвращаются обратно и т. д. Выигрывает команда, закончившая игру раньше.

«Встречная эстафета». Играющих делят на две равные команды и выстраивают в колонны. Колонну делят на две группы, которые располагаются друг против друга на расстоянии 12-15 м (можно и больше). Перед всеми группами проводят стартовые линии. Двум игрокам, стоящим впереди колонн на одной стороне, дают по флажку. По сигналу педагога игроки с флажками бегут к противоположной группе, отдают впередистоящим флажки, а сами становятся сзади этой половины команды. То же делают игроки, получившие флажки. Игра заканчивается, когда последний из перебегающих игроков какой-либо из команд передает флажок начавшему эстафету игроку. Побеждает команда, закончившая передачу флажков раньше.

«Круговая охота». Игроки, распределенные на две команды, образуют два круга - внешний и внутренний. По сигналу педагога игроки начинают двигаться приставными шагами или скачками в разные стороны. По второму сигналу игроки внешнего 1 круга разбегаются, а игроки внутреннего круга стараются их поймать.

«Кто подходил?» Все играющие образуют круг, водящий с завязанными глазами стоит в центре.

Руководитель указывает на кого-либо из играющих, и тот подходит к водящему, слегка дотрагивается до его плеча, подаёт голос какого-либо животного или называет его по имени, изменив свой голос.

Водящий открывает глаза по указанию руководителя, когда подходивший займёт свое место. Он должен отгадать, кто к нему подходил. В случае, если водящий отгадал того, кто к нему подходил, игроки меняются ролями.

Побеждает тот, кто ни разу не был водящим.

Водящий не должен раньше времени открывать глаза. 2. Голос подаёт только тот, на кого укажет руководитель. 3. Первый водящий не считается проигравшим.

«Караси и щука. На одной стороне площадки находятся "караси", на середине "щука".

Теперь "караси" должны перебегать на другую сторону площадки через сеть (под руками). "Щука" стоит за сетью и подстерегает их. Когда пойманных "карасей" будет восемь-девять, они образуют корзины - круги, через которые нужно пробегать. Такая корзина может быть и одна, тогда её изображают, взявшись за руки, 15-18 участников. "Щука" занимает место перед корзиной и ловит "карасей".

Когда пойманных "карасей" станет больше, чем непойманных, играющие образуют верши - коридор из пойманных карасей, через который пробегают непойманные. "Щука", Находящаяся у выхода из верши, ловит их.

Победителем считается тот, кто остался последним. Ему и поручают роль новой "щуки".

Игра начинается по сигналу руководителя. Все "караси" обязаны при перебежке пройти сеть, корзину и верши. Стоящие не имеют права задерживать их. Игроки, образующие корзину, могут поймать "щуку", если им удастся закинуть сплетенные руки за спину "щуки" и загнать её в корзину или захлопнуть верши. В этом случае все "караси" отпускаются, и выбирается новая "щука".

«Белый медведь» Площадка представляет собой море. В стороне очерчивается небольшое место - льдина. На ней стоит водящий - "белый медведь". Остальные "медвежата" произвольно размещаются по всей площадке.

Медведь" рычит: "Выхожу на ловлю!" - и устремляется ловить "медвежат". Сначала он ловит одного "медвежонка" (отводит на льдину), затем другого. После этого два пойманных "медвежонка" берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. "Медведь" отходит на льдину. Настигнув кого-нибудь, два "медвежонка" соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: "Медведь, на помощь!" "Медведь" подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину. Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят "медвежат". Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все "медвежата". Последний пойманный становится "белым медведем".

Побеждает последний пойманный игрок.
"Медвежонок" не может выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока не осалил "медведь". 2. При ловле запрещается хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки.

« Два Мороза». На противоположных сторонах площадки отмечаются два города. Играющие, разделившись на две группы, располагаются в них. В середине площадки помещаются "братья Морозы": "Мороз Красный Нос" и "Мороз Синий Нос"

По сигналу руководителя они обращаются к играющим со словами:

Мы -два брата молодые,
Два Мороза удалые:
Я - Мороз Красный Нос,
Я - Мороз Синий Нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?

Ребята хором отвечают:

Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз! -

и начинают перебегать из одного города в другой. "Морозы" их ловят. Тот, кого им удастся запятнать, считается замороженным. Он остаётся на том месте, где был пойман, и должен с распростёртыми руками преграждать путь играющим при следующих перебежках. Когда замороженных окажется так много, что пробегать станет трудно, игра прекращается.

Победителями считаются те, кого ни разу не заморозили.
Начинать бег можно только после окончания речитатива. Осаливание за линией города не считается. 3. Осаленных ребят можно выручить: для этого остальные играющие должны коснуться их рукой.

«Мяч» Все играющие образуют круг. Двое играющих становятся в середину круга. Стоящие по кругу опускаются но одно или два колена. У них один волейбольный мяч. Водящие поворачиваются лицом к мячу.

По сигналу руководителя играющие начинают перекатывать мяч по полу, стараясь задеть им ноги водящих. Водящие бегают от мяча в кругу, подпрыгивают, спасаясь от него. Если кому-нибудь из играющих удастся попасть мячом в ноги водящего, он занимает его место, а бывший водящий становится в круг.

Выигрывают те, кто ни разу не были водящими. Первые водящие не считаются проигравшими. Игра начинается по сигналу. Осаленный по ногам водящий сразу же идёт на место осалившего его. Осаливать можно не выше коленей. Первый водящий не считается проигравшим.

«Метание в цель». Играющих выстраивают в колонну по три (четыре) в 4-5 м от стены. Перед каждой колонной на стене на высоте 2-2,5 м фанерный щит (1x1 м). По команде первые в каждой колонне встают на линию метания и бросают теннисный мяч в щит. Метают три мяча подряд. То же выполняют остальные. За каждое попадание в цель начисляют пять очков. Побеждает команда, набравшая больше очков.

«Гонка мячей над головой, сидя в колоннах». Две- четыре равные команды выстраивают в колонну по одному. Играющие садятся на пол. У первых игроков в руках мяч. По сигналу играющие передают его над головой прямыми руками. Последний игрок, получив мяч, встает, бежит вперед, садится перед колонной и передает мяч тем же способом. Когда игроки, начавшие передачу первыми, снова окажутся впереди своих команд, они поднимают мяч вверх. Побеждает команда, закончившая игру первой.

«Подвижная цель». Все играющие встают за линией круга. В центре круга водящий. У одного из игроков мяч. Он бросает его в водящего (в ноги). Каждый игрок, поймавший мяч, в случае промаха тоже выполняет бросок. Попавший игрок становится водящим.

«Мяч соседу». Играющие стоят в кругу на расстоянии 1 м один от другого. У двух игроков, стоящих на двух противоположных сторонах круга, по волейбольному мячу. По сигналу играющие начинают передавать мячи друг другу вправо или влево так, чтобы один мяч догнал другой. Проигрывает игрок, у которого окажутся два мяча. Играют 3-4 мин., после чего отмечают игроков, которые лучше передавали мяч. Эту игру можно проводить в шеренгах, передавая мяч перед собой, или в колоннах, передавая мяч над головой и под ногами. В этом случае игру проводят как эстафету. Побеждает команда, быстрее всех закончившая передачу.

«Передал - садись». Играющих выстраивают в две-три колонны. Перед ними на расстоянии 2-4 м встают капитаны с мячами в руках. По сигналу капитаны передают мяч двумя руками от груди (или одной рукой от плеча): первым игрокам в колонне, которые ловят его, возвращают тем же способом обратно и принимают положение упора присев. Затем следуют передачи вторым игрокам и т. д. Когда последний в колонне передает мяч капитану, тот поднимает его вверх и вся команда быстро встает. Команда, сделавшая это раньше, побеждает.

«Быстрая передача». Играющие в парах. Расстояние между учащимися 4-5 м. По сигналу они начинают передавать мяч заданным способом. Пара, быстрее всех сделавшая 15-20 передач, выигрывает.

«Бросай-беги». Играющие стоят в двух разомкнутых на 3-4 шага шеренгах. Одна шеренга рассчитывается на первый-второй, а другая - на второй-первый. Первые номера - одна команда, вторые -

другая. У края каждой шеренги лежат мячи. По сигналу крайние игроки берут мяч, передают его по диагонали игроку своей команды, стоящему напротив, и сами бегут вслед за мячом. Игрок, получивший мяч передает его по диагонали игроку, стоящему напротив, и сам бежит на его место и т. д. Когда мяч достигнет крайних игроков, они ведут мяч, обегая противоположную колонну, на место игрока, начавшего передачу первым, и передают мяч по диагонали напротив, т. е. игра начинается сначала. Игра заканчивается, когда игроки, начавшие передачу первыми, вернутся на свои места. Команда, сделавшая это первой, побеждает.

«Не давай мяча водящему». Все играющие образуют круг, В середине круга два-три водящих. Игроки начинают передавать мяч друг другу, а водящие пытаются перехватить его. Если одному из них это удается, то водящим становится игрок, делавший последнюю передачу.

«Мяч среднему». Играющих делят на две команды, которые образуют два круга. В центре каждого круга становится игрок с волейбольным мячом. По сигналу игроки в центре поочередно бросают мяч своим игрокам и получают его обратно. Получив мяч от последнего, игрок в центре поднимает его вверх. Команда, уронившая мяч меньшее число раз, побеждает. Затем в центр становится другой игрок. Можно ввести дополнительное упражнение: игрок, получивший мяч от центрового, сначала должен ударить мячом о пол и только после этого передать мяч обратно.

«Охотника и утки». Играющие в двух командах. «Охотники» образуют круг. Перед ними проводят черту, за которую переступать нельзя. «Утки» произвольно располагаются внутри круга. По сигналу охотники, перебрасывая мяч, стараются неожиданно бросить мячом в уток. Осаленная мячом утка выбывает из игры. Когда все утки осалены, учитель отмечает затраченное время. Затем играющие меняются ролями. Выигрывает команда, которая быстрее осалила всех уток.

«Гонка мячей по кругу». Две команды играющих образуют два круга. Игроки в кругу становятся на расстоянии вытянутых рук и рассчитываются на первые и вторые номера. Первые номера - одна команда, вторые - другая. Назначаются капитаны, им дают по мячу. По сигналу один капитан начинает передавать мяч вправо, другой влево от себя своим ближайшим игрокам. Мячи передают по кругу, пока они не возвратятся к капитанам. Выигрывает команда, закончившая передачу первой.

«Гонка мячей по рядам». Все играющие в двух шеренгах, стоящих лицом друг к другу. Первые игроки в шеренгах (с одной стороны) по сигналу передают мячи своим соседям, а те дальше. Последние игроки в шеренгах, получив мячи, бегут и становятся впереди своих шеренг, затем начинают передавать мяч своим

соседям и т. д. Когда игроки, начинавшие гонку мячей, окажутся снова на своем месте, они поднимают мяч вверх. Команда, сделавшая это раньше, побеждает.

«Встречная эстафета с мячом». Играющих делят на две команды и выстраивают в колоннах. Каждую колонну делят на две группы, которые располагаются друг против друга на расстоянии 12-15 м. У первых двух игроков по мячу. По сигналу они передают мяч игроку в противоположную группу, а сами становятся в конец своих колонн. Выигрывает команда, быстрее закончившая передачу.

В этой игре возможны варианты: после передачи бежать в противоположную группу и там встать в конец колонны; передавать мяч одной рукой, с отскоком от пола; вместо передачи вести мяч и передавать мяч после остановки перед игроком, стоящим напротив.

«Эстафета с ведением мяча» Играющие в двух колоннах, выстраиваются параллельно друг другу у лицевой линий. По сигналу первые ведут мяч вперед до противоположной стороны (до отмеченного места), останавливаются, бросают мяч двумя руками в стену, ловят его, и ведут мяч обратно. На расстоянии 3-4 м от колонны они останавливаются, передают мяч двумя руками от груди очередному игроку и сами становятся в конец колонны. Команда, закончившая ведение быстрее, выигрывает. Можно на пути ведения расставить булавы, тогда игроки должны вести мяч, обводя их.

«Бомбардировка». Играющих делят на две равные команды. На каждой половине поля параллельно лицевой линии на расстоянии 2-3 м от нее проводят линию города. Команды получают по 8-10 булав и расставляют их произвольно в своем городе. Игроки размещаются на своей половине площадки между средней линией и линией города. Каждой команде дают по два волейбольных мяча. По сигналу играющие бросают мячи, стараясь сбить булавы. Каждая команда старается перехватить мячи, которые бросает команда противника. Сбитые булавы убирают. Играют 5-8 мин. Побеждает команда, сбившая большее количество булав. Вбегать в свой город для защиты булав запрещается.

«Перестрелка». Играют две команды на площадке не менее 6x12 м. Посредине площадки проводят линию. Параллельно лицевым линиям в 1-1,5 м от них проводят линии «плена», образуя «коридор плена». Команды размещаются на своей половине поля от средней линии до линии плена. Педагог подбрасывает мяч между капитанами на средней линии. Каждый из них старается отбросить мяч своим игрокам. Получив мяч, игрок бросает его в противника. Осаленные мячом игроки идут за линию плена к противоположной команде. «Пленный» находится там до тех пор, пока его не выручат свои игроки (перебросят ему мяч), после этого он возвращается в свою команду. Пленный должен поймать мяч с воздуха, вернуть мяч в свою команду и только после этого вернуться сам. Играют 10-15 мин. За каждого пленного команда получает очко. Можно играть до тех пор, пока, одна из команд не пересалит всех игроков противника.


Вызов номеров

Игроки стоят перед стойками (флажками, булавами...), расположенными в 15-20 шагах, и рассчитываются по порядку номеров. Построение может быть в колоннах или шеренгами, как показано на рис. 8.

Ведущий игру громко называет номер, например «пять» . Пятые номера команд бегут вперед, обегают предмет и возвращаются на свои места. Кто первым пересечет финишную линию, которая проведена в четырех шагах перед колоннами (шеренгами), получает очко. Если играют три команды, первый в забеге получает 2 очка, второй - 1 очко. Финишировавший последним не получает зачетных очков. Финишировавшим одновременно начисляют по очку.

Игроков вызывают в любом порядке, при этом паузы для подведения итогов после каждого вызова не делают. Новый вызов следует сразу после того, как последний игрок пересечет линию финиша. Игра прекращается после того, как каждый стартует по 1-2 раза.

Выигрывает команда, набравшая больше очков.

Если играют дети младшего возраста, то вместо номеров можно называть игроков зверушками: «львы» , «тигры» , «лисы» , «зайцы» - или цветами. Тогда это будет не «Вызов номеров» , а «Эстафета зверят» и др.

Подвижные игры имеют большое значение в системе обучения баскетболу. Игры развивают ряд качеств, необходимых игрокам, как, например, быстроту, меткость, ориентировку и др., позволяют закрепить приобретенные навыки в технике и тактике игры, делают урок более интересным. Есть игры простые, в которых вырабатывается навык ведения, передач мяча, бросков в корзину и т. д. Но есть и сложные игры, где требуются ловкость, ориентировка и знание хотя бы основ тактики и правил игры. В зависимости от состава занимающихся и цели занятия подбирается соответствующая игра. Ниже дается несколько игр различного содержания.

«Эстафета с передачей мяча» . Группа разбивается на несколько команд с равным количеством игроков в каждой. Команды выстраиваются в колонну по одному на лицевой линии. По одному игроку из каждой команды переходят к противоположной лицевой линии. Стоящие в колоннах первыми ведут мяч вдоль площадки и, пройдя среднюю линию, делают передачу стоящему напротив игроку. Тот в свою очередь возвращает мяч обратно и выбегает вслед за своей передачей. Ему вторично передается мяч, после чего он ведет его и передает очередному игроку, становясь сам в затылок последнему. Игрок, который вел первым, остается на лицевой линии. Таким же образом проводится дальнейшее ведение и передачи, пока мяч не вернется первому игроку.

«Эстафета с передачей мяча и броском в корзину» . В игре участвует две команды, участники выстраиваются в две колонны по одному за противоположными лицевыми линиями с правой (или левой) стороны щита. По одному игроку из команд встают напротив, вблизи щита. Первые игроки ведут мяч и, пройдя среднюю линию, передают его партнеру, после чего выбегают под щит, где, получив мяч, делают бросок (до попадания) и затем передают его тому же игроку, который ведет мяч обратно и, сделав передачу, встает последним в колонну. Под щитом остается игрок, который вел первым. Побеждает команда, закончившая эстафету первой.

«Гонка мяча с переменой места» . 12 человек играющих разбиваются на две шеренги, которые встают лицом одна к другой на расстоянии 10 м. Обе шеренги размыкаются на три-четыре шага и рассчитываются на первые и вторые номера; одноименные номера должны стоять через одного. Первые номера обеих шеренг составляют одну команду, а вторые - другую. У крайних игроков обеих команд находится по мячу. Место, где они стоят, обводится линией. По сигналу руководителя мячи передаются по диагонали напротив стоящим, и туда же следует перебежка; получившие мяч передают его следующим партнерам и перебегают по диагонали на их место. Когда мячи попадают к крайним игрокам, они начинают продвигаться с ведением, обегая противоположную шеренгу до обозначенного круга (рис. 94). Расстановка играющих оказывается такой же, как вначале, только все сдвинулись вправо.

Далее следуют безостановочно передачи и перебежки в том же порядке, пока начинавшие игроки не вернутся в свои круги. Если во время передачи мяч упал, то его следует поднять и передавать очередному игроку. Выигрывает команда, окончившая гонку мяча первой. Можно условиться о продлении игры до 2-3 и более смен подряд. Если количество играющих каждой команды будет нечетным - 5 или 7, то крайние игроки должны обегать не противоположную шеренгу, а ту, в которой они стоят.

«Вызов номеров» . Группа делится на две равные команды, которые встают в затылок за лицевой линией с обеих сторон щита. Каждая команда рассчитывается по порядку номеров, и эти номера сохраняются за игроками на все время игры. Перед каждой командой кладется по мячу. Руководитель громко вызывает какой-нибудь номер, например три. Третьи номера выбегают вперед, поднимают мяч и ведут его до стоек, обегают их и возвращаются назад. Мяч снова кладется на лицевой линии. Затем руководитель вызывает другие номера и т. д. За каждого игрока, пришедшего первым, команда получает очко. Победителем считается та команда, которая за пять минут игры набрала большее количество очков.

«Борьба за мяч» . Две команды, по пяти человек каждая, размещаются произвольно на баскетбольной площадке. Игроки каждой команды, передавая мяч друг другу, стараются сохранить его возможно дольше, не давая противнику овладеть мячом. Другая команда стремится завладеть мячом и также не отдавать его своим противникам. Игроки должны держаться дальше друг от друга, выбегать на свободное место, когда мяч находится у партнера, и закрывать свободных игроков противника, когда мяч находится в их руках. Игрокам рекомендуется сохранять определенные места на площадке. Выигрывает команда, сделавшая большее число передач за пять минут игры. Игра начинается и ведется по правилам баскетбола, за исключением бросков в корзину и игры в зонах. Нельзя в этой игре выбивать мяч из рук противника; стоять с мячом на месте разрешается до подхода противника на метр. За грубую игру мяч передается другой команде. Руководитель ведет счет, не прерывая игры, объявляя его громко каждый раз, когда мяч переходит от одной команды к другой.

«Мяч своему» . На баскетбольной площадке в пределах обеих зон корзин чертится по одному кругу радиусом 1 м. В игре участвуют две команды по пять-шесть человек каждая, которые встают следующим образом: один защитник находится у круга в тыловой зоне, три нападающих размещаются произвольно, и один ловящий находится в круге передовой зоны. Цель игры заключается в том, чтобы, передавая мяч друг другу, подвести его к кругу и передать своему игроку, стоящему в круге. За всякий мяч, пойманный с воздуха стоящим в круге, команда получает одно очко, после чего игра начинается с центра. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков за пять минут игры. Игра ведется с соблюдением всех правил баскетбола. Запрещается кому-либо из игроков наступать на линию круга или переступать ее, а стоящим в круге выходить из него. Если ловящий прыгает за мячом, то он должен обязательно приземлиться в круг. За нарушение этого правила мяч передается другой команде для вбрасывания его с ближайшей точки из-за боковой линии. Передавать мяч ловящему можно с любой стороны круга в пределах границ площадки; очко засчитывается только в тех случаях, когда ловящий поймал мяч с воздуха. Если пойман катящийся или отскочивший от земли мяч, то ловящий не должен его задерживать; за грубую игру назначается штрафной бросок, который производится из центрального круга в любом направлении; если мяч при штрафном броске попадает сразу к ловящему, то засчитывается очко; за время игры разрешается делать любые перестановки в команде и сменять ловящего.

«Не меньше другого» . Количество играющих -4-7 человек. Расположение произвольное, устанавливается только очередность при бросках. Первый игрок бросает мяч в корзину с линии штрафного броска, затем бросает вторично с того места, где упал мяч, и, наконец, в третий раз. Второй игрок обязан попасть столько же раз и в таком же порядке, как и первый. Если он сделал меньше попаданий, то выбывает из игры. Затем бросает следующий, который обязан попасть не меньше предыдущего, и т. д. до тех пор, пока останется один игрок, который и считается победителем. После этого игра начинается сначала.

«Отрыв» . Количество играющих - от 4 до 8 человек. Играющие рассчитываются по порядку номеров, которые сохраняются за ними на все время игры, и встают на 2-3 шага от лицевой линии лицом к щиту. Водящий с мячом в руках находится сзади остальных. Водящий бросает мяч в корзину и, когда мяч достигает высшей точки полета, вызывает какой-либо номер из числа играющих. Вызванный игрок должен поймать снижающийся или отскочивший от щита мяч и, не делая пробежки, запятнать им любого из играющих. Все остальные стремятся убежать за среднюю линию. Если водящему удалось кого-либо запятнать до средней линии, то он продолжает водить. Если же он промахнулся, то водящим становится тот, кого пытались запятнать. Эту игру можно проводить одновременно двумя группами у разных стоек. В этом случае необходимо предостеречь играющих от столкновения, когда они перебегают среднюю линию. Данная игра вырабатывает ценные навыки быстрого отрыва, необходимые при игре в баскетбол.

Играющие рассчитываются по порядку номеров в каждой колонне – команде. Руководитель вызывает игроков по номерам, чередуя их по своему усмотрению. Каждый раз прибежавшему к финишу первым, записывается выигрышное очко.

Побеждает команда, набравшая большее количество победных очков.

Правила подвижной игры

Если играющие стоят в шеренгах, то их можно поставить в положение высокого или низкого старта, и из этого положения они должны выбегать по вызову руководителя.

Если игрок нарушает правила, у его команды вычитается очко. Это правило рекомендуется применять, начиная с третьего класса, когда учащиеся познакомятся с низким стартом.

Вот несколько вариантов этой же игры, от простого к сложному:

  1. По сигналу учителя участники (начиная с первого номера в колоннах) добегают до кегли, возвращаются назад в свою команду и передают эстафету следующему. Варианты; можно использовать скакалки, флажки - как эстафетную палочку.
    В колоннах команды рассчитываются по порядку номеров, каждый участник запоминает свой номер. Ребята работают по номерам, которые называет учитель. Названный номер, выполняя задание, например, бежит до обруча берет баскетбольный мяч, который там находится, бежит до баскетбольного щита и должен забросить мяч в кольцо, каждое результативное попадание приносит очко команде. Побеждает команда, набравшая большее количество очков. Возможны варианты.
    Отрабатывается двигательное действие, координация движений, внимание, память.
  2. Этафета продолжается, но участники вызываются не по порядку, а в разном порядке номеров, задание меняем. Например, участник под номером 3 должен добежать до стены, на которой находится школьная доска (меньших размеров) и вычеркнуть 5 четных чисел, от10 до 100, (зависит от количества участников), ассистент (освобожденный ученик) следить за правильностью выполнения задания и подсчитывает очки. Сразу найти в веренице цифр нужное число трудновато, ребята торопятся, делают ошибки, затем даётся время на их исправление и подводятся итоги. Определяется математическое мышление участников.
    Внимание, мышление, память, двигательное действие. Возможны варианты.
  3. Этафета продолжается. Задание: Для каждой команды кладем два обруча, в одном лежит волейбольный мяч, в другом баскетбольный. Обручи разных цветов, мячи получаются разных размеров.
    Названный номер добегает до первого обруча, берет волейбольный мяч, перекладывает его во второй обруч, со второго берет баскетбольный мяч и с ведением работает до кегли, установленной на определенном расстояние. Возвращается назад с ведением, мячи кладет в первоначальное положение.
    Координация движений, внимание, память, мышление. Возможны варианты.
  4. Эстафета, только учитывая количество учащихся их номеров в каждой команде, вместо номера учитель предлагает решить пример на сложение или вычитание, умножение или деление, ученики решают пример, находят ответ. Например, 36:6=6. Это значит, что игроки обеих команд под номером 6 должны быстро устремиться к обручам. Игрок, выполнивший первым задание, приносит команде очко. Двигательное действие, внимание, мышление, память.
  5. Эстафета с правилами о здоровье. Учащиеся работают последовательно.

Каждой команде предлагается взять набор карточек, где напечатаны правила, сохраняющие наше здоровье. Карточки следующего содержания.

Чтобы быть здоровым:

  • надо питаться разнообразной пищей,
  • меньше есть мучного и сладкого, отдавая предпочтение овощам, фруктам, кисломолочным продуктам.

чистить 2 раза в день, утром, вечером,

  • не грызите орехи,
  • не увлекайтесь сахаром, шоколадом, мучными изделиями.
  • для профилактики болезней зубов посещайте врача-стоматолога 1-2 раза в год.

Чтобы кожа была здорова:

  • содержите её в постоянной чистоте,
  • ежедневно принимайте душ,
  • раз в неделю мойтесь с мылом в ванне или бане.

Чтобы органы дыхания были здоровы:

  • занимайтесь физкультурой, спортом, дыхательной гимнастикой.
  • никогда не курите и не дышите табачным дымом.

Улыбка и добрый смех – те частички радости, которые помогают жить, учиться, справляться с трудностями.

Это тоже составляющие нашего здоровья, перед ребятами ставиться проблема, начинаются рассуждения “а как улыбка влияет на здоровье, причем тут правила честной игры”. Дети в ходе беседы находят сами ответы на свои вопросы. И меня это радует.

Последним двум разделам уделяю больше времени, так как считаю, что добро правит миром.

6. Комбинированная эстафета.

Использую четыре обруча, кубик, два мяча разного цвета.

Первый берет малый мяч и переносит его в пустой обруч, который находится на противоположной стороне площадки, назад возвращается просто без задания. Второй берет кубик, добегает до обруча, кубик оставляет, а мяч забирает и несет его в первый обруч. Третий берет большой мяч и добегает до обруча, кубик забирает, большой мяч оставляет, кубик кладет во второй обруч. Четвертый берет малый мяч, несет его в обруч, а большой мяч забирает, несет его в пустой обруч. Так эстафета продолжается до последнего номера.

Ведущий следит за правильным исполнением задания, скорость не столь важна, как четкое выполнение. Развитие памяти, внимания, мышления, а также чувство коллективизма. Ребята могут подсказывать друг другу.

В этих эстафетах можно импровизировать, есть много вариантов, разной сложности. В зависимости от возраста и подготовленности учащихся.

Нешаблонность, разнообразие урока воспитывает интерес к занятиям физической культурой. Используя соревновательный способ выполнения задания, активизирую деятельность учащихся на уроке.

Для эстафет с использованием межпредметных связей характерна широкая постановка задач – это развитие интереса учеников и умственное развитие, эстетическое развитие.

Все участники разделены на команды (2 и более) с равным количеством игроков. Игроки команд имеют номера, начиная с первого. Учитель (тренер) называет любой номер. Игроки этого номера выполняют задание, стараясь опередить друг друга.

Вариант 1. Игрок подбегает к мячу, лежащему на полу в 1 м от лицевой линии, берет его и бросает в цель, расположенную на расстоянии 6-9 м. После этого сам бежит за мячом, подбирает его и бросает первому в колонне. Тот, поймав мяч, поднимает его вверх (или кладет в и.п.). Места команд определяются по очередности поднятия рук (мяч положен в и.п.).

Цель для метания должна быть небольшого размера (например, набивной мяч), т.к. основным в этом упражнении является бег за мячом после промаха. За попадание в цель даются дополнительные очки, которые отнимаются от суммы мест команды. Побеждает команда, имеющая меньшую сумму мест.

Вариант 2. То же, но бросок выполняют в игрока противоположной команды. На рисунке показан вариант расположения игроков-мишеней при трех командах. После ловли мяча первыми игроками команд игрок-мишень уходит в свою команду, а его место занимает тот, кто выполнял упражнение.

Вариант 3. Игрок бежит к мячу, лежащему на расстоянии 6-9 м от колонны. Подбирает его и бросает в мишень. В случае попадания бежит обратно в город и финиширует, пробегая линию города. В этом случае мяч подбирает помощник. В случае промаха сам бежит за мячом, подбирает его, делает передачу помощнику и бежит в город.

Вариант 4. Игрок бежит до средней линии, выполняет кувырок, пробегает с любой стороны между фишками, забегает за линию кона (наступает двумя ногами за линию) и возвращается обратно, выполняя все в обратном порядке.

Вариант 5. Игрок выполняет бег до линии кона и обратно, при этом он перепрыгивает через скамейку и пробегает между набивными мячами (стульями).

Для этой игры можно придумать множество своих заданий, в зависимости от качеств и навыков которые вы совершенствуете.