Правая и левая часть задания для дошкольников. Закрепление представлений о понятиях "право", "лево", "верх", "низ", "середина"

Учим детей определять лево и право. Ориентирование на плоскости и в пространстве. Точка зрения. Для детей от 5 до 7 лет.

Физиология у человека такова, что за его пространственную ориентацию и восприятие пространства отвечает не один специальный орган чувств, а взаимодействие сразу нескольких (зрение, слух и осязание). Плохое или неточное формирование пространственных представлений может отрицательно сказаться на уровене интеллектуального развития ребенка.

Тема «правое и левое» изучается в школе довольно бегло. Однако, довольно много взрослых людей путают право и лево. Умение различать правую и левую стороны - это важная предпосылка для многих видов обучения. Дети, поступающие в 1 класс, зачастую еще плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям. Наибольшие трудности выработки этого навыка - у леворуких детей.

Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и упражнений.

Начинать вводить понятие «право» и «лево» ребенку нужно как можно раньше! Ребенок не путает ногу и руку, так почему же он путает правую руку и левую? Это же разные части тела! Ребенок учится понимать слова «нога», «рука» еще в раннем младенчестве, а вопрос о правом и левом встает перед ним гораздо позже, когда освоение новых слов происходит уже не с той легкостью.

Как искать правую руку?

Правую руку часто ищут при помощи привычного действия (пытаются взять ложку, например). Словарь Даля определяет правую руку как «крещоную» (сравните у Пушкина: «он еще не мог добиться, чтобы все они знали, которая сторона правая и которая левая, хотя многие из них, чтобы в том не ошибиться, перед каждым оборотом клали на себя знамение креста»). Вот еще один способ - для тех, кто умеет читать. Представьте себе любое слово (например, «магазин»). Первая буква этого слова находится слева, последняя - справа. Обычно люди читают слева направо, не задумываясь.

Право не лево, а лево не право

Как все странно устроено! То, что для меня правое, оказывается левым для того, кто стоит лицом ко мне. Для того, чтобы понять его, я должен (мысленно или физически) поставить себя на его место, встать рядом с ним, посмотреть на мир его глазами.

Думать о чем-то с позиции другого человек непросто. Но значение этого навыка трудно переоценить. По крайней мере, оно далеко выходит за рамки собственно образования.

КОММЕНТАРИЙ: Попросите ребёнка сложить руки, как на картинке. Прочитайте подписи под картинками. Обсудите, как получилось, что правая рука оказалась слева. Попросите ребёнка положить левую руку на правую коленку, хлопнуть правой рукой по левой ступне, достать правой ногой до правого уха. Можно одновременно топать правой ногой и махать левой рукой. В движении многие вещи запоминаются проще.

В европейских странах люди здороваются, пожимая друг другу правую руку.


Задание №1. Определите, где у жука правые части тела и где левые. Впишите в прямоугольники слова:

Какой усик жука мы видим слева от его головы?

Задание №2. Человек вошёл в лабиринт. Сначала он положил правую руку на стену и идёт вперёд, не отрывая руку от стены. Через какой выход он выйдет из лабиринта? Ответ: выход №___. Затем он положил левую руку на стену и идёт впрёд, также не отрывая руки от стены. К какому выходу он придет? Ответ: выход № ___.

КОММЕНТАРИЙ: Это задание требует известной аккуратности. Попросите ребёнка нарисовать путь человека вдоль стенок лабиринта.

Разберитесь теперь с рисунками и определениями ниже!

А теперь выполни задание!

Задание №3. Вот дерево. Сколько листьев на этом дереве?

Попробуй выбрать лист дерева под любым номером и самостоятельно написать путь, как туда добраться.

Задание №4.

Представь себя на месте клоуна Бима. Где у тебя правая рука?

А если Бим повернётся к нам лицом, в какой руке у него будет мячик?

Теперь представь себя на месте клоуна Фомы. Где у тебя правая рука?

В какой руке этот клоун держит мячик?

А если Фома повернётся к нам спиной, в какой руке у него будет мячик?

Комментарий: Это задание даёт ребёнку главный инструмент: учит его вставать на точку зрения другого человека.

Задание №5. За столом будут ужинать четыре рыбака.

Представь себя сидящим на одном из табуретом.

Где у тебя правая рука?

Нарисуй около каждой тарелки вилку и нож так, чтобы каждый рыбак видел нож справа от тарелки, а вилку слева.


Комментарий: Это задание попробуйте порешать не только в теории, но и на практике, пересаживаясь со стула на стул вокруг обеденного стола.

Задание №6. Морковки, груши и яблоки нарисованы в ряд.

Покажи самую правую морковку.

Покажи самую левую грушу.

Назови фрукты, которые нарисованы левее самой левой морковки?


А сейчас сделайте похожее задание самостоятельно: Нарисуйте в ряд четыре треугольника и три круга так, чтобы самый правый круг был левее самого левого треугольника.

Обведи самый правый круг.

Обведи самый левый треугольник.

Какая из этих фигур расположена левее?

Задание №7. Вот ряд букв.

Какая в этом ряду самая правая буква? Назови?

Какая в этом ряду самая левая буква? Назови?

Перечисли все буквы, которые расположены левее буквы П?

Сколько букв в этом ряду расположено правее буквы Р?

Задание №8. Нарисуй рыбу, плывущую справа налево. Нарисуй змею, ползущую слева направо.

Задание №9. На картинке нарисованы четыре зверя.


Перечислим их. На картинке справа налево нарисованы: СВИНЬЯ, КОШКА, ЖИРАФ, ЗАЯЦ.

Перечисли зверей слева направо (как это обычно и делают).

Покажи правое ухо каждого зверя.

Кого кошка может увидеть слева от себя?

Перечисли зверей, которых жираф может увидеть слева от себя?

ПЛАН-КОНСПЕКТ.

«Закрепление представлений о понятиях «право», «лево», «верх», «низ», «середина».

Цель : Закрепление представлений о понятиях «верх», «низ», «право», «лево», «середина».

Задачи :

Коррекционные: развитие памяти, внимания, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы.

Образовательные: закрепление представлений о понятиях «право», «лево», «верх», «низ», «середина»; ориентировка в собственной схеме тела.

Воспитательные: соблюдение правил поведения во время игры; выполнение заданий по инструкции.

Вводная часть.

«Здравствуйте, дети. Сегодня мы вспомним, где у нас право, где лево, верх и низ».

ИГРА «ПОЛОСКИ»

Цель игры : закрепление представлений о сторонах «право», «лево», «верх», «низ», цветоразличение, формирование умения действовать по образцу.

Оборудование : полоски красного и белого цвета.

Ход игры :

Учитель раздает детям конверты с полосками.

Дети сейчас мы с вами поиграем. У вас у каждого на столе лежат конверты и лист бумаги. У меня тоже есть конверт. Сейчас я буду выкладывать полоски на доске, а вы должны выложить свои полоски у себя на листе.

(Затем учитель поворачивается к детям спиной, выкладывает первую полоску и определяет ее местоположение).

Я беру полоску красного цвета и кладу ее сверху. Дети, найдите у себя в конвертах полоску такого же цвета и положите ее так же, как я. Куда вы положили полоску? (вверх).

(Затем учитель берет следующую полоску белого цвета и кладет ее справа от себя).

Дети, какого цвета нужно взять полоску? (нужно взять полоску белого цвета)

Дети, куда надо положить полоску? (справа)

После уточнения местоположения ученики выкладывают эту полоску в заданном направлении.

(Затем учитель берет полоску красного цвета и кладет ее вниз).

Какого цвета полоску я взяла? (красного цвета)

Куда я положила полоску? (вниз)

После уточнения местоположения полоски учитель говорит:

Найдите у себя полоску такого же цвета и положите ее так же как я.

Затем учитель берет полоску белого цвета и кладет ее слева от себя.

Дети, какого цвета полоску я взяла? (белого)

Куда нужно положить полоску? (справа)

После уточнения местоположения полоски:

А теперь найдите у себя полоску такого же цвета и положите ее так же.

Молодцы. Теперь давайте уберемся на своем рабочем месте. Положите свои конверты на край стола. А я пройду, соберу их и раздам вам другие конверты для следующего задания.

ИГРА «СОСТАВЬ ФИГУРУ».

Цель игры : закрепить представление учащихся о сторонах «право», «лево», «верх», «низ»; расширение представлений о геометрических фигурах; цветоразличение; умение действовать по памяти.

Оборудование : полоски разных цветов и разной длины; лист бумаги.

Ход игры :

У каждого из вас есть конверт с цветными полосками. Посмотрите, какого цвета полоски. Покажите полоски красного цвета, желтого, синего. Какая самая короткая полоска? (желтая полоска) А самая длинная? (красная) У всех есть такие полоски? Хорошо.

Сейчас я буду выкладывать геометрическую фигуру. Ваша задача узнать, что это за фигура. Вверху доски я размещаю самую длинную красную полоску. Справа, под наклоном, я кладу синюю полоску. Желтую (самую маленькую) полоску кладу так, чтобы она соединилась с красной и синей полоской. Обратите внимание, что фигура лежит примерно посередине листа.

Какая получилась фигура? (треугольник)

Теперь попробуйте выложить у себя такую же фигуру. Какую полоску кладем сверху? (красную) Куда положим синюю полоску (справа, под наклоном), желтую (соединяю красную и синюю полоску)? Получилось?

А теперь из оставшихся полосок соберите еще фигуру. Возьмите полоску желтого цвета и поместите ее на листе в правом нижнем углу, вертикально. Полоску синего цвета положите горизонтально. Какая осталась полоска? (полоска красного цвета) Этой полоской соедините желтую и синюю полоски. Какая фигура получилась? (треугольник) Где она лежит? (в правом нижнем углу)

Хорошо. Теперь убираем листы бумаги. Представьте, что вся парта – это лист бумаги. Соберите самостоятельно треугольник и спросите своего соседа, где он лежит.

Умницы. А теперь давайте немножко отдохнем.

Встаньте прямо, ручки положите на пояс (бока)

Наклоните головку вперед, прямо.

Наклоните головку назад, прямо.

Наклоните головку вправо, прямо.

Наклоните головку влево, прямо.

Теперь вытяните ручки вперед; вверх; в стороны.

Ну и последнее упражнение.

Ручки на пояс (бока). Наклоните туловище вправо, а теперь влево.

Хорошо. Теперь спокойно садимся за свои места.

ИГРА «КАРТИНА»

Цель игры : учить располагать предметы на листе бумаги, закрепить представления учащихся о сторонах: вверх, низ, право, лево; развивать внимание, подражание; закреплять восприятие целостных предметов и различия между собой.

Оборудование : большой лист бумаги, крупные детали аппликации (солнце, полоса земли, дом, человечек, дерево, птица), листы бумаги, те же элементы аппликации небольших размеров.

Ход игры : Сейчас я каждому дам лист бумаги и конверт. Откройте его. Какие фигурки вы видите? (солнышко, дом, дерево, птица, земля, человечек) У меня есть такие же фигурки, но они больше. Сейчас мы будем делать красивую картину. Берем полоску земли. Куда ее положим? (внизу) (Один из детей по просьбе учителя выходит и кладет полоску на полотно, а остальные – у себя на листах) Берем солнышко. Куда его положим? (вверху, слева) (Один из детей по просьбе учителя выходит и кладет солнце на полотно, а остальные – у себя на листах) Берем домик. Куда его положим? (справа) (Один из детей по просьбе учителя выходит и кладет домик на полотно, а остальные – у себя на листах) Берем дерево. Куда его положим? (слева) (Один из детей по просьбе учителя выходит и кладет дерево на полотно, а остальные – у себя на листах) Берем человечка. Давайте положим его рядом с домом. (Один из детей по просьбе учителя выходит и кладет человечка на полотно, а остальные – у себя на листах) На дерево прилетела птичка. (Один из детей по просьбе учителя выходит и кладет на дерево птичку, а остальные – у себя на листах) Давайте посмотрим, что у нас получилось. (Ребенок по просьбе учителя рассказывает)

Молодцы. Вам нравится ваша картина?

Заключительная часть.

Сегодня мы с вами хорошо поработали, много вспомнили, много успели.


Данные занимательные развивающие задания предназначены для детей от 3-х лет. Занимаясь по этим заданиям ребенок сможет закрепить навыки ориентирования в пространстве, освоить такие пространственные понятия, как: направо, налево, справа, слева.
Просите ребенка, чтобы он отвечал на вопросы полными предложениями. Пространственные понятия: слева, справа, направо, налево необходимы для изучения и запоминания малышом. Поэтому данные знания необходимо закреплять в повседневной жизни.
Задания на закрепление понятий: Направо,Налево,Справа,Слева
Скачайте все задания для закрепления понятий слева, справа, направо и налево для детей.

Как научить ребенка ориентироваться в пространстве?
Ориентировка в пространстве:
Для закрепления понятий слева, справа, направо, налево ребенок должен научиться:

  • - Различать правую и левую руку
  • - Раскладывать предметы правой рукой слева на право (для правшей)
  • - Определять направления от себя: направо (справа) - налево (слева)
  • - Двигаться в заданном направлении (влево-вправо)

К пятилетнему возрасту ребенок должен свободно ориентироваться в перечисленных выше понятиях. Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и упражнений.
Начинать вводить понятие «право» и «лево» ребенку нужно как можно раньше! Ребенок не путает ногу и руку, так почему же он путает правую руку и левую? Это же разные части тела! Ребенок учится понимать слова «нога», «рука» еще в раннем младенчестве, а вопрос о правом и левом встает перед ним гораздо позже, когда освоение новых слов происходит уже не с той легкостью.

Изучаем понятия "До и После"
Развивающие занятия для детей для ориентирования в пространстве До или После. Что находится до указанного предмета, а что находится после указанного предмета.
Данные задания по изучению понятий "До и После" помогут подготовить ребенка к школе.
Всего: 11 заданий

Олеся Пономаренко
Конспект занятия по математике «Пространственные отношения. Лево, право»

Тема Пространственные отношения , слева, право .

Цель Создание социальной ситуации развития детей в позновательно исследовательской деятельности по средствам закрепления пространственных отношений , с лева и право .

Задачи Создать условия для упражнения детей в определении правой руки и правой стороны ; левой руки и левой стороны .

Создать условия для закрепления навыков ориентировки в пространстве , решении простых задачь .

Создать условия для развития внимания, памяти, логического мышления, мелкой моторики рук.

Создать условия для развития речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения .

Закрепить словообразование (образование прилагательных) .

Повторить геометрические фигуры.

Повторить цвета.

Создать условия для воспитания у детей самостоятельности, уверенность в себе, умение понимать учебную задачу и точно ее выполнять.

Организация рабочего пространства Деятельность педагога Деятельность детей Условия социальной ситуации развития

Вводная часть

Дети стоят в рассыпную Математическая разминка «Веселый счет» .

В группу к нам вошла Маринка,

А за ней зашла – Иринка,

А потом вошел – Игнат.

Сколько было всех ребят?

В каком порядке ребята входили в группу?

Сколько девочек, мальчиков?

Выслушивают задание.

Ответы детей.

Основная часть

Стоят в кругу

Садятся на стулья.

Подошли к воспитателю

Подошли к магнитной доске.

Стоят в рассыпную.

Сели за столы.

1. Пространственные отношения : правый , левый.

Поднимите вашу «главную» руку, которой вы держите ложку, рисуете, вышиваете. Назовите её.

При обсуждении этого задания помою каждому ребенку уточнить для себя, какая рука у него правая , а какая – левая. (Для левши «главная рука – левая.)

Оглянитесь вокруг себя. Что находится справа от вас , слева от вас?

Зову ребенка он выходит ко мне, поворачивается к группе спиной и по моей команде поднимает правую руку , затем левую руку. Остальные дети, сидя на своих местах, выполняют те же команды.

Зову др ребенка он поворачивается лицом к группе, и все выполняют те же команды.

Что вы заметили?

2. Гимнастика для глаз.

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Моргать обоими глазами

Вправо , влево , кругом, вниз,

Повторять ты не ленись.

Движения глаз в соответствии с текстом

Укрепляем мышцы глаза.

Сильно зажмуриться

Видеть лучше буем сразу.

Широко открыть глаза.

3. Игра «Составь картину»

Сейчас мы с вами превратимся в художников и нарисуем картинку «зимний лес» . Но сначала нужно отгадать загадки.

Какое сейчас время года? (Зима) .

Что медведь и ёжик делают зимой? (Спят)

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку.

(Заяц)

Что же это за девица :

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(Ёлка)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

Как зовут её?

(Лиса)

Зимой спит,

Летом ульи ворошит.

(Медведь)

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам :

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке – летом.

(Белка)

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки – ни одной.

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

(Волк)

Вот и все готово для нашей картины. Давайте на магнитной доске составим картину. Я буду говорить, что где находится, а вы по очереди расставлять элементы картины.

Посередине лесной опушки растет ёлка. Заяц сидит слева от ёлки. Норка ежа справа от ёлки . Белка сидит прямо на ёлке. Лиса идет к ёлке справа , а волк идет от ёлки с лева. Берлога медведя находится за ёлкой.

Молодцы, справились заданием .

4. Пальчиковая гимнастика.

Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

пальцы рук ритмично соединяются в замок

Мы с тобой подружим маленькие пальчики,

Ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук

Раз, два, три, четыре, пять мы закончили считать.

Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев.

5. Игра : «Выложи фигуру» .

У каждого ребенка на столе лежат счетные палочки. Воспитатель предлагает выложить из них геометрические фигуры : треугольник, квадрат и прямоугольник.

А теперь из построенных геометрических фигур выложите домик, поменяв две палочки местами.

6. Физкультминутка.

Мишка, мишка - косолапый

Покажи дорогу нам.

Топай правою ногой ,

Топай левою ногой .

Хлопай правою рукой ,

Хлопай левою рукой .

Снова правою ногой ,

Снова левою ногой .

После – правою ногой ,

После – левою ногой ,

Вот тогда придешь домой.

7. Игра : «Геометрическое лото»

У каждого ребенка на столе геометрические фигуры – красный круг, синий треугольник, зеленый квадрат, желтый овал.

Рассмотрите фигуры, которые лежат на столе. Назовите их.

Из чего сделаны круг и треугольник? (Из картона) . Значит они какие? (Картонные) . А квадрат и овал (Бумажные)

Положите перед собой желтый овал, справа от него – синий треугольник, а слеваот овала – зеленый квадрат.

Какая фигура осталась? Выберите для нее место и назовите, где она лежит.

В это время можно оценить уровень усвоения каждым из них пространственных отношений левый , правый .

Выполняют поручение воспитателя

Отвечают на заданное задание

Ответы детей.

Выполняют задания.

Играют, выполняют задания.

Ответы детей.

Выполняют гимнастику.

Выслушивают задания.

Отгадывают загадки.

Отгадывают загадки.

Выходят поочередно расставляют картинки.

Выполняют пальчиковую гимнастику.

Выполняют физминутку.

Играют, выслушивают задание.

Выполняют задание самостоятельно.

Заключительная часть

8. Итог занятия .

Молодцы, ребята! Вы хорошо справились со всеми заданиями , и я приготовила для вас сюрприз, но чтобы его найти, до него надо дойти!

Шаг направо ,

Три на лево ,

Пять шагов пройди вперед,

Оглядись по сторонам

И сюрприз отыщешь сам!

Находят сюрприз.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Ребёнок имеет право жить в дружной семье» Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни. Задачи: дать представление о защите прав ребенка членами его семьи,.

Дидактическое пособие «Чудо дерево» и «Лево-Право»

Фестиваль «Я имею право, ты имеешь право» в рамках проекта «Я знаю свои права» Проект «Я знаю свои права» Фестиваль «Я имею право, ты имеешь право» Цель: познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребенка, формировать.

Конспект открытого занятия по правовому воспитанию в средней группе «Каждый ребенок имеет право на семью» ГУ «Луганское дошкольное учебное учреждение я/с кт №2» Конспект открытого занятия по правовому воспитанию в средней группе «Каждый.

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию во второй младшей группе «Права ребенка. Право на жилище» Конспект занятий по социально-коммуникативному развитию во второй младшей группе – «Права ребенка» Тема: «Право на жилище». Цель: развитие.

Оксана Шарова
Конспект занятия «Слева, справа» в младшей группе

Воспитатели Шарова О. В., Золотова Т. Н

Конспект занятия в младшей группе : «Слева , справа » .

Образовательная ситуация : СЛЕВА , СПРАВА

Цель :

1. уточнить пространственные отношения «слева » - «справа » , сформировать представление детей о положении предмета справа и слева от них ;

2. закрепить умение выделять и называть свойства предметов;

3. тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию;

4. развивать внимание, речь, воображение, логическое мышление.

Материал :

Демонстрационный : игрушка «Заяц» , корзинка, берёза (макет, письмо.

Раздаточный : вырезанные из картона конфеты одинакового размера желтого и красного цвета.

Ход образовательной ситуации :

1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи : мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя.

– Любите ли вы ходить в гости?

– Почему вам это нравится?

– К кому вы ходите в гости?

Воспитатель рассказывает, что детям прислал письмо и пригласил их в гости «Зайчик» .

– Ходят ли в гости с пустыми руками?

– Чем мы можем порадовать «Зайчика» ?

Выслушиваются все предложения детей, после чего решаем порадовать «Зайчика» конфетами.

– Где можно купить конфеты? (В магазине.)

– Хотите сходить в магазин и купить конфеты для «Зайчика» ?

– Сможете?

2. Актуализация знаний

Дидактические задачи : актуализировать знания детей о том, что существует правая и левая рука, умение выделять и называть свойства предметов, развивать речь

Дети подходят к столу – как будто бы магазину и встают лицом к воспитателю. Если детей в группе много , то дети могут подойти к столам по 4 человека. На столе (на столах) лежат конфеты двух цветов одинакового размера. Количество и желтых и красных конфет равно количеству детей. Конфеты лежат вперемешку.

– Чем отличаются конфеты? (Цветом.)

Воспитатель предлагает детям взять в правую руку красную конфету, а в левую руку – желтую. Задание проверяется индивидуально у каждого ребенка.

Дети выходят из-за столов (из магазина) и подходят к воспитателю.

Воспитатель говорит, что нести конфеты в руках неудобно, конфеты могут растаять и предлагает положить их в корзинку.

– Сначала положите в корзинку все желтые конфеты. В какой руке они у вас находятся? (В левой.)

– Какие конфеты у вас остались? (Красные.)

– В какой руке вы держите красные конфеты? (В правой.)

– Положите в корзинку красные конфеты.

3. Затруднение в игровой ситуации

Дидактические задачи :

1) создать мотивационную ситуацию для формирования представлений детей о положении предмета справа и слева от них ;

2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.

Дети вместе с воспитателем подходят к месту, где стоит берёза.

Воспитатель говорит, что для того, чтобы попасть к «Зайчику» , надо пойти вправо от берёзы.

Возникает затруднение.

– Смогли вы выбрать дорожку? (Нет.)

– Почему не смогли? (Потому что не знаем, как идти вправо.)

4. Открытие нового знания

Дидактические задачи :

1) сформировать у детей представление о положении предмета справа и слева от них ;

2) сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.

– Попробуйте сами догадаться! Вытяните в сторону правую руку. Как вы думаете, если мы пойдем в ту сторону, куда показывает правая рука, то мы пойдем вправо или влево? (Вправо.)

Воспитатель хвалит детей и подводит итог : если надо идти вправо, то надо вытянуть в сторону правую руку и идти в том направлении.

– А теперь догадайтесь, какая дорожка идет влево.

Дети должны показать дорожку около левой руки.

– Молодцы! Значит, что надо сделать для того, чтобы пойти влево?

(Надо вытянуть в сторону левую руку и идти в том направлении.)

Воспитатель делает вывод : то, что находится около вашей правой руки, находится справа от вас , а то, что находится около левой руки, – слева от вас .

5. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Дидактические задачи : организовать активный отдых детей, развивать внимание речь, закрепить умение определять положение предмета относительно себя.

Дети по дорожке доходят до стола, за которым находится «Зайчик» , здороваются с ним, ставят корзинку с конфетами, предлагают угощаться.

Воспитатель рассказывает «Зайчику» , что дети нашли его дом потому, что научились определять, какие предметы находятся слева от них , а какие – справа .

«Зайчик» просит детей показать, как они это умеют делать.

Дети под веселую музыку танцуют танец «Буги-Вуги»

6. Осмысление (итог)

Дидактические задачи : восстановить в памяти детей то, что делали, и создать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя.

– Где вы сегодня побывали?

Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли найти дом «Зайчика» , потому что знают, где право, а где лево.