Жесткие фрирайд лыжи. Лучшие лыжи для фрирайда в шерегеше

Фрирайд — одна из самых интересных и опасных разновидностей горнолыжного катания. Он подразумевает спуски по рыхлому и глубокому снегу вне подготовленных горнолыжных трасс. От спортсмена требуется хорошая физическая подготовка, опыт и достойная экипировка.

В прошлой статье мы уже описывали особенности , а сейчас заострим внимание на лыжах более экстремального направления (freeride).

Вот так это выглядит в живую:

Главный вопрос: что вы хотите от катания?

Главное отличие фрирайдерских лыж от всех других — ширина и суммарная площадь поверхности.

В сравнении с остальными моделями, они получаются предельно широкими и отличаются огромными носами, имеющими своеобразный загиб (рокер). Благодаря такой конструкции лыжники не тонут в глубоком снегу и на больших скоростях чувствуют себя как сёрфингисты на морской волне.

Помимо конструкционных различий, лыжи для фрирайда имеют возрастные и гендерные различия. Все они отличаются между собой по мягкости, чувствительности к снежному покрову, а также по геометрии.

Давайте перейдем непосредственно к выбору. Первый делом, вы должны понять, где и как вы будете кататься. А для этого ответе на такие вопросы:

Я хочу кататься быстро или медленно, но с максимальными маневрами?
Я хочу кататься по крутым склонам, либо по средней «крутизны»?
По глубокому или лёгкому снегу всегда, либо по разбитому?

Вес спортсмена — самая важная характеристика у лыж для фрирайда

Для целины важен вес лыжника. Чем больше вес и мягче покрытие (снег), тем больше должна быть площадь поверхности лыж в сумме.

Точные цифры определяются уже с опытом и индивидуально, но можно вывести некоторые закономерности.

Новичкам стоит запомнить простую формулу: берете свой рост и прибавляете 10 сантиметров. С таким подходом лыжи будут максимально предсказуемы на скорости, маневренные и управляемые. Профессионалы с длиной «играют» и часто прибавляют к росту всего 5 сантиметров — так появляется возможность контролировать все движения и делать трюки.

Ширина и площадь поверхности

Чем быстрее вы хотите спускаться с горы, тем площадь поверхности лыж должна быть меньше. В фрирайде работает такая пропорция:

  • Для медленной езды надо более широкие лыжи.
  • Для быстрой езды соответственно более узкие.

Разброс в цифрах по ширине достаточно велик, ширина варьируется от 80 до 140 миллиметров.

Если вы отправляетесь на целину, где лежит полуметровый снег, то берите самые широкие модели, но если вы едете на уплотненные склоны и хотите адреналина от скорости, то ограничьтесь универсальной шириной (в среднем — 100 мм).

лучшие посты
Хотим напомнить, что в зимнее время почти все авиаперевозчики разрешают . Но лучше заранее проверить допустимые нормы по весы и размеру.

Направленные и всенаправленные лыжи

Существует ещё одна важная характеристика, отвечающая за направленность конструкции.

У «направленных» конструкция направлена четко вперед. Работают в большей части на продольное скольжение. То, что на склоне называется карвинговой ездой или резанной.

Дают хорошую стабильность на скорости. Они требуют скорости, потому что сами всплывают. Направленные фрирайдные лыжи уже, потому работают вдоль прямого движения и всей своей длинной. Они склонны к длинным поворотам и им нужно большое пространство.

Всенаправленные лыжи

Лыжи достаточно широкие. Соотношение длины и ширины отличается от направленных.

После того как определились с типом конструкции, начинаем выбирать лыжи по площади поверхности, длине и ширине. Пользуясь тем правилом, о котором мы писали уже выше:

Длиннее и уже — быстрее езда. Короче и шире — медленнее и маневренней.

Боковой вырез

Этот показатель регулирует радиус поворота. Если вы только учитесь кататься и выбираете неспешный спуск, то радиус должен быть не более 14 сантиметров, но если у вас уже имеется за плечами некий опыт, то смело увеличивайте его до 20 сантиметров.

Делаем поправку на состояние снега

Чем жестче снег, тем лучше брать более длинные и узкие фрирайдные лыжи, чтобы они показывали стабильность и не «козлили» на кочках.

Чем лучше снег, мягче, то можно брать короче и шире, чтобы лучше глиссировать на нём.

Вот в принципе и все основные характеристики, которые стоит учесть при выборе лыж для фрирайда. Дальше уже погружаемся «внутрь» концепции и начинаем подбирать производителя, определенные модели, цвет и так далее.

Дизайн лыж не уходит на второстепенный план. Помните, что снаряжение должно устраивать вас по всем пунктам. Жертвовать эстетической составляющей совсем не обязательно — на спортивном рынке сотни моделей, главное найти «свою», которая будет подходить , и ботинкам.

Сколько стоят и модели каких производителей покупать?

На сегодняшний момент лыжи для фрирайда изготавливают десятки мировых компаний. Каждый производитель пытается удивить потенциального покупателя и предоставляет широкий ассортимент (в среднем по двадцать моделей одного типа).

Россияне чаще всего отдают предпочтение европейским брендам, известных с давних времен: Salomon, Atomic, Volkl.

В премиальном сегменте есть два несомненных лидера: Fischer и Rossignol. Они по карману далеко не каждому, потому что цены на их пары могут доходить до 1500- 2000 долларов. Для тех, кто не готов так вкладываться в хобби, есть и бюджетные варианты — по 200-400 долларов.

Горные лыжи Atomic Backland с камбером и рокером Powder. Радиус бокового выреза составляет 117 см. Стоимость составляет 42 тысячи рублей.

Как правило, стоимость зависит не только от бренда, а ещё от года выпуска. Новейшие модели стоят дорого, но все они со временем теряют свое место в топе, а вместе с ним и в стоимости.

Как вы могли заметить раньше, почти все нюансы выбора опираются на правильную оценку собственных способностей и возможностей. Катание будет безопасным и приятным, если вы учтете свой уровень подготовки и прислушайтесь к советам людей, которые занимаются фрирайдом достаточно давно.

  1. Идти в ногу со временем и как можно чаще мониторить рынок. Технологии не стоят на месте, поэтому каждый год появляются новые формы и материалы, лыжи видоизменяются;
  2. Ощущение полета придаст обратный прогиб — рокер. Лыжи с рокером не тонут в снегу, легко управляются и дарят владельцам ни с чем несравнимое ощущение сёрфинга по снежной целине.
  3. Кататься можно будет и весной, если вы отдадите предпочтение лыжам с ярко выраженным радиусом бокового выреза. Они не застрянут в мокром снеге и пройдут практически по любой поверхности.

Все мы частенько стараемся избегать навязчивых консультантов в магазинах, но при выборе спортивного снаряжения им стоит отдать предпочтение, а не советам с интернета.

Помните, что лыжи на горном склоне — ваш основной инструмент, от которого будет зависеть комфорт и безопасность спуска. Без качественной пары вы не освоите фрирайд и не начнете получать удовольствие от катания!

Фрирайд (от англ. freeride - «свободная езда, катание») - это один из стилей самого великолепного зимнего увлечения, а именно . Считается, что именно катание в стиле «фрирайд» по внетрассовой горной местности и нетронутому снегу раскрывает полноту возможностей лыжного спорта. Безусловно, фрирайд не место для новичков лыжного спорта, так как его часто сопровождают различные опасности (от схода лавин до элементарной потери маршрута в пространстве). При подготовке к освоению фрирайдерского стиля катания необходимо ответственно подойти к выбору местности, планированию маршрута, разведке климата и погодных условий. Остаётся дело за малым - правильно подобрать лыжи для фрирайда.

Перед катанием необходимо не только спланировать маршрут, но и правильно подобрать лыжи

В этой статье вы узнаете, по каким критериям следует выбирать лыжи для фрирайда среди богатого современного ассортимента.

Виды фрирайд-катания

Прежде чем приступить , необходимо разобраться, с чем именно предстоит иметь дело, а точнее, каким именно видом фрирайда вы собираетесь заняться.

  • Фрирайд лайт, или облегчённый - вид лыжного катания по рыхлому снегу (паудер), за пределами готовых лыжных трасс. Людей доставляют на вершину горы с помощью подъёмников, затем следует свободный съезд с горы по выбранной нетронутой местности. Стоит заметить, что этот вид является сравнительно бюджетным развлечением.
  • Кэтскиинг - заключается в том, что лыжников забрасывают на снежные горные вершины с помощью специального транспорта, славящегося абсолютной проходимостью, под называнием «сноукэт» (что сразу влияет на стоимость такого вида лыжного катания). После этого фрирайдеры осуществляют внетрассовый свободный спуск с горы.
  • Бэккантри, или скитур - ещё один доступный своим бюджетом вид фрирайда. В этом случае подъём на вершину горы осуществляется путём комфортного восхождения фрирайдерами на лыжах до выбранной конечной точки маршрута. Далее следует свободный спуск.
  • Сноумотобординг - является, пожалуй, одним из самых весёлых видов фрирайда. Здесь горные лыжи становятся лишь вспомогательным элементом катания. Основную часть процесса на себя берёт горный мотоцикл, квадроцикл или снегоход, к которому цепляют при помощи специального снаряжения фрирайдера. Так осуществляется катание по снегу, напоминающее езду на водных лыжах.

Вышеописанные виды лыжного фрирайда - лишь основные и самые распространённые вариации катания, с которыми первоначально может ознакомиться даже новичок или любитель, приняв решение освоить этот стиль.

Выбор горнолыжного снаряжения

Итак, если вы уже определились с маршрутом и видом фрирайда, значит, пришло время выбрать лыжи для фрирайда. Следует учесть, что здесь важен ваш уровень подготовки и навыки владения лыжами.

Горные лыжи делятся между собой на несколько категорий и типов по разным признакам.

Категории горных лыж

Прежде всего, подбор категории зависит от профессионализма и персональных физических данных лыжника.

Здесь мы можем выделить такие категории лыж:

  • для начинающих;
  • для продвинутых лыжников-любителей;
  • для профессионального спортивного лыжного катания.

Без сомнений, этот первичный выбор вам поможет сделать консультант любого спортивного магазина. Дальше следует учесть возраст и конституцию лыжника. Немаловажна и гендерная принадлежность спортсмена.

Возрастное и гендерное различие горных лыж

Существует возрастное разграничение лыжного снаряжения. Исходя из этого, снаряды делятся на такие виды:

  • взрослые;
  • юниорские (подростковые);
  • детские.

В свою очередь, взрослые и детские снаряды из категории для начинающих также можно разделить по гендерному признаку:

  • мужские;
  • женские.

Все они различаются по мягкости или жёсткости, чувствительностью к поверхности снежного покрова и геометрией лыжной конструкции, которая будет способна обеспечить безопасность спуска в трудных условиях (ледяное покрытие, сход лавины). Об этом мы расскажем подробнее позже.

Горные лыжи для фрирайд-стиля

Основная особенность приспособлений для фрирайда кроется в их конструкции: они обладают довольно широкой средней частью снарядов (до 11 см) и невысокой длиной относительно своего хозяина.

Профессиональные райдеры советуют ориентироваться на свой рост: поставленные вертикально лыжные доски должны быть немного (на 2–3 см) выше человека.

Лыжи для фрирайда должны быть, безусловно, комфортны для любого маневрирования с учётом возможности катания как по рыхлому снегу (паудеру), так и по жёстким ледяным поверхностям.

Следует понимать, что профессиональный спортивный лыжный инвентарь отличается жёсткостью доски при нажиме, а значит, обладать такими лыжами может только человек с определённой весовой категории. Эту категорию снарядов спортсмен, несомненно, будет подбирать исходя из рекомендаций своего тренера и вида спуска (ски-кросс, слалом, фристайл и т. п.).

Но существует и универсальная продукция.

Универсальные горные снаряды более податливы в освоении как любителями-лыжниками, так и новичками. Они позволят вам прокатиться как на подготовленной трассе, так и по крутому необъезженному горному склону.

Размер и длина горных лыж для любительского фрирайда

Обычно снаряжение для любого фрирайд-спуска отличается своей длиной и шириной, которая состоит из разных параметров передней, средней и задней частей снаряда. Также при выборе горнолыжного инвентаря учитывается радиус бокового выреза снаряда. Например, для мягкого склона по паудеру подходят широкие экземпляры горных лыж. Для жёстких горных скосов следует выбрать более узкие устройства (со средней широтой «талии»), которые позволят лыжнику с лёгкостью проехаться даже по бугристой трассе.

Обычная средняя ширина универсальных горных лыж для любителей-райдеров варьируется от 6 см до 8 см. Такие снаряды не должны быть длинными. Зачастую они короче своего владельца на 5–10 см. Эта длина обеспечивает безопасный спуск новичкам, так как относительно легка в управлении и маневрировании.

Конструкция горных лыж

По своей конструкции горнолыжные снаряды делятся на три основные категории:

  • сэндвич;
  • короб.

Сэндвич - конструкция лыж, которая заключается в многослойном наполнении устройства различными материалами. Каждый слой такого наполнения отвечает за свою функцию. Как правило, верхний и нижний слои отвечают за обеспечение жёсткости снаряда.

Кэп - вариант конструкции, который представляет собой также наличие нескольких слоёв, различных по составу, но, в отличие от первого варианта, «фундаментом» кэпа является верхний жёсткий слой, к которому прикрепляются все последующие формирующие слои лыжного снаряда.

Короб - конструкция с наличием «сердцевины», которая обволакивается необходимым материалом по всей своей поверхности, что, в свою очередь, обеспечивает торсионную жёсткость лыжной доски для хорошего сцепления с любой трассой и плавного управления.

Для полноты картины нелишним будет прислушаться к профессионалам стиля фрирайд. Чаще всего это гиды и спасатели, которые обучены и обладают самыми изощрёнными и ловкими профессиональными навыками горнолыжного катания.

  • Ширины лыжи в 10 см для фрирайда - более чем достаточно на любом уровне владения лыжами. Подойдёт для катания как по жёсткой поверхности, так и для мягкого рыхлого снега.
  • Всегда следует идти в ногу со временем и прислушиваться к новым спортивным тенденциям. В этом случае речь идёт о приобретении горнолыжных снарядов с технологией Рокер. Такие лыжи гораздо быстрее и легче на меньшей скорости, что позволяет осваивать технику катания по паудеру без ущерба для катания по жёстким поверхностям. Таким образом, выезжая на лыжах с рокером, можно смело чередовать местность для катания, что отлично подойдёт как новичкам, так и более продвинутым любителям фрирайда. Для ежедневного свободного катания подойдут лыжи с обоюдосторонним рокером.
  • Стоит заметить, что для скитурного катания подходят жёсткие лыжи с прямым хвостом. Скитурный крепёж нередко утяжеляет лыжи и уменьшает чувствительность управления ими, это следует помнить лыжникам с низкой весовой категорией, а также необходимо учитывать при выборе снаряжения для женщин и детей.
  • При катании по паудеру целесообразно приобрести снаряды с обратным прогибом. Это создаст ощущение полёта и «снежного сёрфинга». Лыжи с таким прогибом не тонут в снегу и легко управляемы.
  • Весеннее катание вам обеспечат лыжи лёгкого моделирования с ярко выраженным карвингом наподобие твин-тип. Такие лыжи не застрянут в плотном мокром снегу и обеспечат хорошую проходимость с учётом весенних погодных условий.

Вот и все первоначальные знания об особенностях лыж для фрирайда, которые следует учитывать при покупке горнолыжного инвентаря. Остаётся только выбрать дизайн и цветовую гамму вашего снаряжения, и вперёд к освоению стиля фрирайд.

Шерегеш - традиционное место для открытия горнолыжного сезона у большинства райдеров из России и ближнего зарубежья. Курорт знаменит своим рассыпчатым снегом и внетрассовым катанием. Но представления об идеальных лыжах для фрирайда в Шерегеше неоднозначны и напрямую зависят от предпочтений райдера. Кто-то стремится раскатывать исключительно нетронутые поля свежего снега, а кто-то - осваивать всё пространство курорта независимо от состояния склонов на трассах и за их пределами. Мы опросили несколько опытных горнолыжников, чтобы они рассказали на каких лыжах катаются в Шерегеше сами и дали советы по выбору идеальной фрирайдной модели для этого курорта. В чём-то их мнения совпали, но в чём-то предсказуемо разошлись.

Ростислав Акава

О райдере: Инструктор в школе SnowPro, лыжный инструктор категории B в НЛИ (Национальной Лиге Инструкторов), спортсмен - финалист российских соревнований по фрирайду в 2012, 2013 и 2014 году.

Ростислав Акава

Сейчас в моём арсенале две пары лыж - Black Crows Corvus 2011 года и Rossignol Super 7 2015-го года. Первые - это жёсткий снаряд для фрирайда по крутым склонам в больших горах. Лыжи требовательные, и чтобы привыкнуть и подружиться с ними понадобился целый сезон. Но после этого они показали себя отличным универсалом и заслуженно стали любимой «рабочей лошадкой» - на Corvus я катаюсь практически повсюду. Вдобавок, они помогают в моей инструкторской практике. Так как эти лыжи требовательны к технике, на них всё нужно делать максимально правильно, а это очень наглядно и полезно для обучающихся внетрассовому катанию райдеров.

Rossignol Super 7 - достаточно мягкие, но в то же время стабильные лыжи, которые здорово едут не только в целине. Мне они приглянулись ещё и из-за сравнительно небольшого веса, так как я каждый год скитурю в Лужбе и Казыре.

Говоря об идеальных лыжах для внетрассового катания в Шерегеше, стоит понимать, что снег здесь бывает очень разным. «Тот самый» пухляк, о котором обычно все говорят, выпадает в период «Большого снега» на рубеже ноября-декабря. В этот момент он действительно мягкий, очень рассыпчатый, снегопады идут часто и снежный покров постоянно обновляется. Для фанового катания по такому паудеру будут действительно актуальны широкие лыжи с талией от 115-120 мм и глубоким рокером на носке. Классикой здесь являются широкие Fischer Watea/Big Stix, Atomic Bent Chetler, Line Eric Pollard, старая Armada JJ.


Слава Акава. Катание в районе «Верблюдов» Шерегеша © Юлия Гребенёва

Но период «Большого снега» длится недолго. В «высокий» сезон снегопадов может не быть по несколько недель, а свежий пухляк раскатывается ещё в первой половине дня. Так что необходимо быть готовым в том числе к катанию по разбитым склонам. На мой взгляд, для этого подойдут манёвренные фрирайд-универсалы с талией до 115 мм. Обязательно нужен прогиб Camber под ногами - для должного контроля над лыжами на участках с закатанным, задутым или обледеневшим снегом - таких в Шерегеше хватает, особенно когда подолгу нет снегопадов. К таким лыжам можно отнести Rossignol Super 7 и Soul 7, современные Fischer Ranger. Самому интересно было бы попробовать на шерегешских склонах Movement Fly Swatter, а исключительно для прыжков в пухляке и фана - Volkl Two.

Андрей Маков

О райдере: Ветеран Шерегеша, который раскатывал его склоны задолго до того, как курорт приобрёл свою нынешнюю популярность. Опытный инструктор по горным лыжам («С» ВАГИ) с многолетним стажем. Предпочтения: внетрассовое катание, бугры. Не равнодушен к скитуру. Зимует в Красной Поляне.

Стаж катания: Впервые встал на горные лыжи весной 1996 года в Шерегеше!

Я учился кататься ещё на «классике», незадолго до «карвинговой революции», открывшей эру смелых экспериментов с геометрией лыж. Вместе с лыжной индустрией, если так можно выразиться, эволюционировал как лыжник и я. Катался на самых разнообразных лыжах: широкие, длинные, «рокер-шмокер» и пр. После экспериментов с крайностями, типа Hell Bent от К2 или Armada ARG, пришёл к умеренности и здравому консерватизму. Самые тёплые воспоминания остались от Scott Pure и Scott Mission. Последние, без преувеличения, можно назвать легендарными лыжами для Шерегеша начала 2000-ых.


К слову, о Шерегеше 1990-х и начала 2000-х гг. В то время это был региональный курорт выходного дня. Снег, выпавший на неделе, спокойно лежал до выходных и «ждал» своих снегорайдеров. Мы катались либо в целине по пояс, либо по буграм той же высоты. Скупая слеза… :)

Сейчас моими основными лыжами являются Black Crows Corvus - они достаточно строги и требовательны к технике райдера и больше подходят для big-mountain фрирайда, нежели для простого рельефа Шерегеша с его мягким снегом. Но я к ним привык и могу кататься на них в любых условиях, по совершенно разным кондициям снега на трассе и за её пределами.

Если рекомендовать некие идеальные лыжи для Шерегеша, то я бы остановился на фрирайд-универсалах с талией в пределах 105-108 мм, с классическим прогибом Camber и небольшим рокером на носке. Ростовка, без фанатизма, рост +10-15 см. Благо сегодня подобных моделей достаточно много. Почему остановиться на них?

    Это будет действительно универсальный снаряд, на котором вы сможете в своё удовольствие кататься вне трасс на самых разных курортах - от Красной Поляны до Шерегеша. В Геше, вопреки расхожему мнению, снег не сыпет постоянно, а свежий «паудер» раскатывается с подъёмников очень быстро - буквально за 2-3 часа. Поэтому выделить одну пару лыж специально для рассыпчатого пухляка можно только в случае, если вы можете себе позволить оплатить не только их, но и фрирайд-программы. Чаще всего в дни обильного паудера выгоднее и проще взять широкие лыжи в прокате. В середине дня в Шерегеше вы обычно уже катаете по настоящему «расколбасу». На нём широкие лыжи с талией от 115 мм бьют по ногам и по-настоящему фанового катания не получается.

Начинающим фрирайдерам, при выборе лыж напомню: «Едут не лыжи, а ноги». Нужно совершенствовать свои навыки катания, поддерживать физическую форму. В противном случае, никакой «рокер» и геометрия не вывезут вас из глубокого снега или с крутого склона. Катайте бугры, катайтесь с друзьями! :)

Сергей «Камикадзе» Туриков

О райдере: Соучредитель и гид в компании «Горный Патруль», которая организует фрирайд-программы в Шерегеше и на Алтае. Спортсмен, старший тренер Новосибирской Федерации Горнолыжного Фристайла.

Стаж катания: Стаж катания на горных лыжах более 20 лет. В Шерегеше катаюсь с 2002 года. С приходом сезона, тренировки из зала переходят в ежедневное катание на Горе. С учётом специфики работы, имею возможность регулярно кататься в, отдалённых от курорта, районах Горной Шории.


Фрирайд в Шерегеше © Екатерина Климова, Instagram @egklimova

За весь стаж катания перепробовал множество моделей горных лыж. Если рассматривать специализированные на фрирайде варианты, которые мне довелось протестировать и обкатать, то, включая кучу раритетных «дров», это будут:

    Rossignol Bandit (XXl, B-Squad, Scratch BC); Fischer Watea, Big Stix, Ranger; Armada ARV, TST, Norwalk, ARG; Line Eric Pollard, Sir Francis Bacon; Scott Mission, Dozer, Punisher, Scrapper, SageBrush, Rock Air, Cascade 110; Icelantic Shaman, Nomad; Movement Buzz; Atomic Pimp, Bent Chetler, Automatic 107; Salomon Czar и серию Rocker.

Может быть что ещё было, но сейчас уже не вспомню:) Каждый раз старался пробовать что-нибудь новенькое, чтобы найти свой заветный идеал. В итоге, когда я «устаканился» и понял что для меня действительно важно, пришёл к выводу, что нужно иметь в арсенале три пары:) Но для катания в Шерегеше у меня есть два любимых снаряда - Fischer Ranger 122 и Scott Scrapper 115 .

Из всего, что довелось попробовать, мне одно время дико нравились Armada TST. Классная, лёгкая, вёрткая лыжа. Но нехватка ширины заставила меня попробовать её старшего брата - Norwalk. Остался доволен. Но всё-таки агрессивный стиль катания и желание большей уверенности в снаряде склонили попробовать Fischer Big Stix 122. На них собственно и катаюсь до сих пор:) А если быть точнее, то на Fischer Ranger 122 (они же Big Stix 122 в прошлом). За много лет модель претерпела значительные изменения и превратился в отличный универсальный снаряд для разных кондиций снега за счёт своей геометрии и ряда конструктивных особенностей. Именно на этой лыже люблю «лосить» по разбитому мягкому снегу и на трассе. Умеючи, их можно использовать практически в любых условиях. Но, в наступающем сезоне 2017-2018 мы не увидим их в линейке Ranger.

На смену Ranger 122 пришла новая модель со 115-й талией, меньшим весом и максимальной ростовкой 196 см. 196 см, Карл! Видимо, производитель посчитал, что 192 см мало и решил запилить для настоящих мужиков двухметровые «шпалы». Эти лыжи пока не тестировал, попробую их в этом сезоне и будет ясно, что они из себя представляют.

Scott Scrapper 115 люблю брать, когда едем на нераскатанные снежные поля на сноукэте. Мне они нравятся за ощутимо меньший вес в сравнении с Ranger 122. Я люблю прыжки и вращения, что на них делать заметно комфортнее. Scrapper 115 немного мягче и легче, но по уровню манёвренности не уступают «Рейнджерам». Scrapper, выражаясь доступным языком, более утончённый что ли… :) Fischer Ranger 122 для меня - это «паровоз», которому всё равно куда, всё равно по какой кондиции снега и всё равно как ехать. Он проедет везде. А вот Scrapper не сильно любят «расколбас», а на жёстком задутом снегу с ними надо быть начеку. Вообще, хотелось бы взять геометрию Scrapper 115 и запихать в неё «начинку» Ranger 122 , а затем попробовать эту гремучую смесь на вкус:)

А если серьёзно, то хочу в этом сезоне опробовать Fischer Ranger 115 в ростовке 196 см. Мне кажется это прямо дурная лыжа, которая должна ездить прямо и быстро!

Дмитрий Богданов

О райдере: Инструктор по горным лыжам с 2009 года. Преподаёт в школах фрирайда и на курсах по совершенствованию техники катания Snowpro. Вёл верхние группы в Красной Поляне, Шерегеше, Тинь (Франция), Монте Розе, Курмайоре (Италия), Гульмарге (Индия).

Стаж катания: Стаж катания на горных лыжах более 20 лет. В Шерегеше катаюсь с 2001 года.

Мои основные лыжи для Шерегеша и не только - Line Influence 105 , талия 105 мм, минимальный рокер на носке, достаточно жёсткая пятка и дополнительно усилены титаналовой пластиной. Благодаря такой конструкции и геометрии они очень универсальны - адекватно ведут себя на трассе и вполне сносно всплывают в мягком глубоком снегу, если только это не супер-пушистый паудер. Поэтому 95 % времени катаюсь именно на них.


Полагаю, все давно и хорошо запомнили, что единственный надёжный способ выбрать подходящие горные лыжи – это взять их покатать, чаще всего это реально на тестах. К сожалению, такая возможность доступна не всегда и не всем, так что часто нам приходится полагаться на чьё-то мнение. К счастью есть всё же и вполне объективные параметры, которые мы можем посчитать и использовать их в качестве ориентира при выборе горных лыж.

И вот один такой объективный параметр, касающийся именно лыж универсальных и для фрирайда – это площадь лыжи, на которую приходится единица нашего веса. С ним вполне всё очевидно – чем большая площадь поверхности держит ваш вес, тем меньше лыжи проваливаются в снег, тем лучше они в этом снегу едут. Как уже, опять же, говорилось, лыжи с конкретными свойствами призваны минимизировать количество усилий лыжника в тех или иных условиях. И любая модель является компромиссом минимизации энергозатрат для разных условий катания.

Когда я только написал эту статью, я не знал, что аналогичные цифры указывают в технических характеристиках на машины - снегоходы, ратраки, болотоходы, вездеходы. Вдобавок я рассчитал рекомендуемые значения в числе квардатных сантиметров см 2 , приходящихся на килограмм веса, то есть величины обратные принятым. Сейчас всё исправлено на привычные г/см 2 , грамм на квадратный сантиметр - то есть удельное давление на снег. При этом сама мысль, бывшая очевидной для меня, нашла чёткое научно-техническое подтверждение.

Вы находитесь на сайте Прогресс-Ski - первой и единственной школы, кто предоставляет гарантию на обучение . Эта гарантия возможна благодаря Прогрессивной Системе обучения катанию на горных лыжах и сноуборде.

Как будем считать площадь лыжи? Форма канта достаточно сложная. Но можно для упрощения считать кант с боковой стороны горной лыжи прямой линией от талии до носка/пятки, поскольку это внесёт в расчёт меньшую погрешность, чем последующие факторы. В этом случае мы просто вычисляем среднее арифметическое ширины носка, талии и пятки – складываем их и делим на три. Далее умножаем полученное число на длину лыжи. Длина лыжи измеряется по скользяку, так что сильно загнутые носки и пятки внесут ещё бОльшую погрешность. Кроме того, носки, а часто и пятки, скруглены. Все эти неточности влияют на нужный нам результат, но не сильно. Не забываем про размерность – длина лыжи в сантиметрах, а ширина в миллиметрах, так что их следует разделить на 10. Мы получили площадь одной лыжи. Лыжи две, так что умножим число на два. И разделим свой вес в граммах на эту площадь. Для примера наиболее любимые автором лыжи для поездок в большие горы

73 кг х 1000 / [ 184 (ростовка, см) х (136+99+120)/10/3 (среднее арифметическое ширины, см) х 2 ] =

16.8 г/см 2

А теперь сравним получившееся число со следующей шкалой, составленной автором, г/см 2:

26-31 – показатель для узких длинных лыж классической “прямой” геометрии (на самом деле не так часто они действительно были прямые, эксперименты с формой шли всегда); Чтобы понять, сколько усилий требуется для катания на этих лыжах в целине, посмотрите видео. Для катания приходится использовать технику годиля, делать частые повороты с созданием уплотнённой площадки снега в заключительной фазе поворота, от которой лыжник отталкивается в новый поворот.

Широкие и/или длинные?

Большая ширина талии лыж (больше 100 мм) несёт издержки полного лишения их универсальности. Такие лыжи хорошо минимизируют усилия в снегу, но! – как только возникает необходимость ехать по твёрдой опоре, постановка их на кант связана со значительными усилиями в области голеностопа. Если вы приехали покататься с широкими лыжами на курорт, где, увы, уже неделю не было снегопада, и в бетон укатаны не только трассы, но и все окрестные поля, кусты и перелески, через день-другой катания на этих лыжах ноги начнут отваливаться. Автор сего имел удовольствие покататься несколько дней в таких условиях до начала снегопада в Вистлере на взятых в прокате лыжах с талией 125 мм и сохранил от этого катания яркие впечатления.

По этой причине автор часто жертвует шириной в пользу универсальности и при отсутствии конкретного прогноза поездки под снег берёт с собой лыжи с талией 99 мм (16.8 г/см 2). А также считает оптимальной длиной для своего веса, колеблющегося вокруг 73 кг (и технического уровня), длину таких лыж в районе 185-190 см (эти, пожалуй, чуть коротковаты).

В целом можно считать универсальными лыжами те, чья талия находится в диапазоне от 75 до 90 мм. Чем больше талия - тем более внетрассовые свойства имеет лыжа. Сегодня с некоторой натяжкой к универсалам относят уже и талию в пределах 100 мм. Но, конечно, только с натяжкой - на жёстком склоне такие лыжи требуют усилий.

Здесь нужно отметить, что называемые диапазоны ширины талии зависят от габаритов лыжника. А именно - пропорциональны размерам нижних конечностей. Условно говоря, для человека со стопой 29 см, ширина талии в 93 мм - равносильна талии 80 мм для человека со стопой 25 см (простая пропорция 29/25 = 93/80). Корректность утверждения относительна, поскольку пропорции сводятся не только к длине стопы.

Кроме увеличения площади, есть и ещё одна причина необходимости большой длины. Несколько утрируя, можно дать такое объяснение конструкции более длинных, более внетрассовых горных лыж: представьте ваши короткие жёсткие горные лыжи для трассы. Помимо того, что их малая площадь будет способствовать проваливанию в снег, их жёсткие носки будут зарываться в него. Представим себе, что мы удлинили их носы более мягким сердечником, который не даёт хорошей опоры на жёстком склоне, но изгибается вверх при сопротивлении движению в глубоком снегу, в результате чего обеспечивает всплытие лыж в снегу – они больше не зарываются. Эффективная площадь опоры, на которую распределяется вес на жёстком, осталась всё та же – мягкая часть лыжи почти не держит вес, пока лыжи не погружаются в снег и не изгибаются. Зато плюсом идут хорошие амортизирующие свойства при движении в разбитом снегу, и это уменьшает жёсткость ударов в ноги.

Так что длина лыж для фрирайда обусловлена не только необходимостью иметь большую площадь лыж. При любых ваших колебаниях в выборе длины горных лыж () по мнению автора следует предпочесть более длинные. Возможно, на первых порах непривычно большая длина вызовет сложности в управлении, но вы к ней адаптируетесь. А вот кувыркаться в снегу на коротких лыжах будете всегда.

И ещё в защиту большей длины - погруженные в снег лыжи ведут себя не совсем так, как поставленные на жёсткий склон. Уже на слегка разбитом склоне лыжи начинают рыскать и требовать контроля. А в снегу стабильность в направлении движения становится много актуальнее. Особенно на скоростях. И длинные лыжи сохраняют эту стабильность лучше.

Немного практики выбора

Для примера рассмотрим стоковые лыжи качественного швейцарского производителя Movement - Evolution , из линейки, от консультаций по выбору из которой автор до сих пор не может избавиться:о) На указанном сайте их можно приобрести за 160€, что крайне недорого для качественных, даже не швейцарских лыж с деревянным сердечником (почему так важен деревянный сердечник - см. в этой статье). Геометрия этих лыж 116-80-104, а радиус 20м - вполне такой типовой универсал. Кроме того, у этой модели очень мягкие носки, которые не дают им зарываться, а жёсткость имеет так называемое "прогрессивное распределение" - непропорционально нарастает при продвижению к центру лыжи, что обеспечивает увеличение отдачи лыжи с ростом нагрузки.

Известно, однако, что лыжник весом за 80кг, когда-то сгоряча обзаведшийся этой моделью, был ей недоволен. Согласно приведённой выше шкале, лыжи будут представлять "универсальный интерес", если давление на снег не превысит 20 г/см 2 . Считаем:

184 х (116+80+104)/3/10 х 2 х 20 = 73.6 кг

То есть, минимальные универсальные свойства эти лыжи в их длинной ростовке 184 обеспечат для человека весом в пределах 73 кг. Рассматривать их как относительно фрирайдные (наш коэффициент - до 17 г/см 2) можно лишь при весе 61 кг. На взгляд автора ростовка 184 великовата для этого веса, так что на роль фрирайдных, а не универсальных лыж длинная ростовка этой модели не может претендовать. Тем более ни при каких обстоятельствах эти лыжи не могут быть интересны парню весом за 80 кг - с такой площадью для его веса это могут быть лыжи уж никак не с мягкими носами. Будучи обогащён сообщённой выше информацией он бы имел понимание, что Evolution в ростовке 184 - это универсал для горнолыжника/цы весом 65-73 кг. Доказательством служит, в частности, приводимый отзыв девушки весом в 64 кг, катающейся первый сезон и удовлетворённой чуть меньшей ростовкой - 177.

А вот в ростовке 170 эти же вычисления дают вес 57 - 68 кг. Относительно агрессивно катающаяся лыжница весом около 60 кг будет удовлетворена этими лыжами в росте 170, как внетрассовыми. И логика здесь простая - ширина лыж остаётся та же в меньшей ростовке, и для человека небольших габаритов пропорции этих лыж оказываются такие же, как более широких лыж для крупного лыжника.

Зимняя программа Прогресс-Ski, подробности

Регулярная (весь сезон) выездная школа Прогресс-Ski в Нечкино, горные лыжи и сноуборд.

Российский "малый" курорт на берегу Камы, хвойный лес на склонах. Катальный день полных 12 часов - с 10 до 22х. Отлично подготовленные склоны. Оснежение. Быстрый кресельный подъёмник.

Удобная транспортная доступность для Москвы и средней полосы. Наиболее бюджетная поездка сезона. Рекомендуется для работы над техническим совершенством, и тех, кто впервые.

Чудесное место для отдыха - и мега-благоприятные цены. Прекрасное, красивое место. Хорошие условия, чтобы приобщиться к горным лыжам и сноуборду!

Даты: ноябрь, февраль, март, больше - по запросу. Группы горных лыж и сноуборда. Детские группы .

Цель ам Зее - Капрун, ледник Китцштайнхорн, Австрия, Альпы

Это удивительно - но осенью на леднике обычно царит чисто весенняя погода. Вы бы хотели попасть в весну в ноябре? С одновременным досрочным открытием сезона!

Группа горных лыж (группа сноуборда - по запросу).

Каракол, Тянь-Шань, Киргизия

Для начинающих – подготовленные трассы, для продолжающих – лесные тропинки, для крутых – фрирайд по лесу или в полях. Каждому занятие по душе и по силам. Среднеазиатский колорит добавляет поездке особую остроту.

Стабильные полтора-два метра снежного покрова, возможность первым раскатать свежие склоны (количество жадных до целины райдеров тут всё ещё невелико!), комфортная температура весь сезон, эпические пейзажи (со склонов виден в том числе и Иссык-Куль)! Для фрирайдера - возможность недорогой снегоходной и сноукэт заброски к лакомым местам.

Хорошее, практически "домашнее" отношение местного населения к райдерам. Кормёжка сытной среднеазиатской кухней, как на убой. Достаточно внутреннего российского паспорта! И при всех этих плюсах бюджетнее, чем Альпы!

Любителям скорости и свободной езды подойдут лыжи для фрирайда. С помощью специальной конструкции можно почувствовать себя серфингистом. Чтобы отправиться в «свободное плавание», следует выбрать модель, учитывая несколько параметров.

В первую очередь следует понять, что это такое — фрирайд. Слово является транскрипцией английского слова «freeride» и буквально переводится как «свободная езда». Для фрирайда не нужны специально подготовленные трассы, достаточно найти склон с нетронутым снегом. Спуск напоминает езду на сноуборде.

Для имеют следующие характеристики:

  • увеличенная ширина;
  • широкий нос (шире талии);
  • технология «рокер»;
  • небольшая длина.

Рокер — ранний подъем передней, задней или передней и задней части, начинающийся с середины лыжи. Благодаря этой технологии, «подсмотренной» у воднолыжников, райдер легко скользит и держится на поверхности, не зарываясь в снег.

Виды фрирайд-катания

Облегченный фрирайд

Другое название — «фрирайд-лайт». Самый простой и бюджетный вид фрирайда. Лыжник поднимается на фуникулере и съезжает по склону с рыхлым, неподготовленным снегом.

Бэккантри (backcountry)

Требует некоторой физической подготовки: подъем осуществляется пешком на снегоступах или со специальным оборудованием для скитуров. После поднятия наверх райдеры скатываются по склону.

Хели-ски (heli-skiing) и хели-бординг

Райдеры поднимаются на вертолете, а затем скатываются. Это более опасный вид фрирайда, т.к. предполагает более крутые склоны и продолжительный спуск по горной местности.

Сноукэтскиинг (snowcat skiing)

Лыжников поднимают на гору специальные гусеничные вездеходы с пассажирской кабиной — ратраки (сноукэты). Ратраки проходят по любой местности, поэтому райдеры могут покорить разнообразные склоны — лесные, бугристые, крутые.

Фристайл-бэккантри

Вид для экстремально настроенных лыжников, решивших выйти из парков в природную среду. Предполагает не только подъем и скат по необорудованным склонам, но и выполнение различных трюков в естественных условиях — со скал, бугров, бревен и т.д.

Лыжи для фристайла-бэккантри

Модели, предназначенные для фристайла- , относятся к категории фрирайда. Однако некоторые производители выносят лыжи для фристайла в отдельную категорию.

Различия между лыжами для фристайла-бэккантри и классическими лыжами для фрирайда

В сравнении с классикой фрирайда, модели для фристайла-бэккантри имеют несколько особенностей:

  • конструкция позволяет переворачиваться в воздухе;
  • крепления находятся ближе к носку (у фрирайдных — ближе к пятке);
  • повышенная маневренность;
  • неравномерная жесткость — мягкая пятка и более жесткий носок;
  • больший боковой радиус;
  • полный (двойной) рокер.

Для чего нужны фристайл-бэккантри лыжи

Фристайл-бэккантри хорошо подойдут начинающим и опытным райдерам. Они более маневренные, легкие, лучше справляются с рельефными склонами и не требуют от лыжника сложных техник. Начинать учиться скатываться по горным склонам можно именно на этой модели. Необязательно использовать только для трюков, подойдут и для обычных спусков.

Нужны ли специальные лыжи для фрирайда

Техника фрирайда на горных лыжах предполагает маневренность на большой скорости, и обычные тонкие модели с такой задачей не справятся. Поэтому разработаны модели для горнолыжного спорта:

  • универсальные;
  • карвинговые (трассовые);
  • фрирайдные.

Трассовые подходят для спуска по укатанным, оборудованным склонам. Они более жесткие и заужены в талии. На трассовых лыжах катаются не по прямой траектории, а дугами. От радиуса дуги зависит скорость райдера, а радиус зависит от технических возможностей лыжника и бокового выреза. В соответствии с радиусом выреза выделяют коротко-, средне- и длиннорадиусные трассовые лыжи.

Для фрирайда на горных лыжах подойдут универсальные и собственно фрирайдные модели.

Какие бывают горные лыжи для фрирайда

Специально разработанные для фрирайда лыжи:

  • фрирайд (классика) — с рокером;
  • паудер — самые широкие;
  • park&pipe — для выполнения трюков и прыжков;
  • скитур — для восхождения на гору.

Park&pipe предназначены для выполнения трюков в лыжных парках с трамплинами, перилами и т.д. Скитур специально разработан для бэккантри. Модель отличается небольшим весом и позволяет подниматься в гору, отрывая пятку. При спуске она фиксируется креплением. Лыжи неудобны для экстремального спуска.

Паудер (powder)

Предназначены для езды по глубокому (от 20 см), мягкому, жесткому снегу. Хорошая пара для преодоления бугров и неровностей склона. Отлично себя чувствуют в лесистых и овражистых местностях с метровой глубиной снега. Основные характеристики:

  • ширина — до 150 мм в носке и до 140 мм в талии;
  • радиус поворота — 24-35 м;
  • передний рокер.

Паудеры не подходят для укатанных склонов.

Универсалы (all-mountain)

Подходят для по различной местности с мягким, липким, глубоким (от 30 см) снегом. На универсалах можно преодолевать мягкие бугры. Однако на укатанных склонах они значительно уступают трассовым моделям по скорости и маневренности.

Характеристики:

  • ширина — 140 мм в носке и 100-105 мм в талии;
  • поворот — 16-24 м;
  • низкий передний рокер.

Универсалы подходят для обучения фрирайду.

Big mountain freeride (фрирайдные лыжи для больших гор)

Усовершенствованный вариант универсалов. Лыжи для фрирайда на высоких склонах могут проехать буквально везде. Хорошо преодолевают чрезвычайно жесткие склоны, глубокий, подтаявший снег. Зачастую укрепляются углепластиком в один лист.

Основные характеристики:

  • ширина — 108-120 мм;
  • низкий передний, задний, редко полный рокер;
  • радиус поворота — 21-35 м.

Пара сложна в управлении и подойдет исключительно опытным лыжникам.

Как правильно купить лыжи для фрирайда

Подобрать лучшие лыжи для фрирайда довольно сложно. Следует учитывать несколько параметров и понимать, для чего необходимы лыжи — езды на укатанных склонах или преодоления естественных препятствий.

Радиус выреза

Этот параметр показывает, каким будет радиус поворота. Лыжи с небольшим показателем способны разворачиваться быстро и часто. Большой радиус (от 17 м) помогает поворачиваться плавно. Начинающему катальщику важно обращать на это внимание, чтобы намного облегчит маневренность.

Для пересечения леса лучше выбрать пару с радиусом до 15 м. Для свободного спуска достаточно 20 м.

Жесткость и весовой прогиб

Жесткость не измеряется количеством, и ее можно проверить только своими руками. Мягкими лыжами легче управлять. Они подходят для глубокого мягкого снега. Для спуска по плотному, подтаявшему покрытию лучше приобрести жесткую пару.

Весовой прогиб распределяет давление лыжи на склон и зависит от жесткости. Во фрирайдных моделях весовой прогиб сочетается с рокером. Чем он длиннее, тем выше маневренность. Короткий рокер помогает при резких поворотах и езде по плотному снегу.

Чем больше вес райдера и короче лыжи, тем больше должна быть жесткость.

Длина и ширина

Длинные лыжи менее маневренны, чем короткие. Поэтому начинающим лыжникам рекомендуется выбирать модели точно по росту. Это намного облегчит управление.

Ростовка, указанная на лыжах, является средним параметром и может не соответствовать действительности. Обычно вертикально поставленная лыжа выше или ниже лыжника на 5-10 см.

Широкие модели с легкостью преодолевают глубокий мягкий снег и подходят для неподготовленных склонов. Узкие лыжи лучше маневрируют на жесткой поверхности и способны быстрее менять направление. Средними показателями обладают универсалы с талией в 100 мм.

Обычно указанная ширина соответствует талии. Носки шире талии на 2-5 см.

Категории горных лыж

  • по опыту — для начинающих, любителей, профессионалов;
  • по гендерному признаку — мужские, женские;
  • по возрасту — детские, подростковые, взрослые.

Каждая категория различается размерами, массой, креплением, маневренностью. Новичкам рекомендуется покупать универсальные модели с двойным рокером. На них можно кататься по склонам с разной плотностью снега и совершать быстрые повороты.

Важно! Ребенок может приобретать навыки езды уже с 5 лет. Зарубежные школы принимают малышей в возрасте 2-3 лет. Однако фрирайд лучше осваивать с 8-10 лет.

Производители и цены

Топ-10 производителей горных лыж.