Детская гимнастика от 1 года. Утренняя гимнастика (зарядка) для детей разных возрастов

Нашла вот такую гимнастику, может кому пригодится:
После того, как мой сынок научился ходить, наши занятия гимнастикой автоматически прекратились. Повзрослевший малыш уже отказывается заниматься пассивной гимнастикой. Но не бросать же занятия совсем? Для зарядки для дошкольников Саша еще мал, ему пока не объяснишь сути и смысла упражнений. И мы нашли выход.

В этом возрасте у ребенка очень сильно выражено подражание взрослым. Он все хочет делать «как большой», значит и гимнастику нужно делать вместе со взрослыми. Мама показывает упражнение - малыш, стремясь подражать, повторяет. Упражнения хорошо сопровождать веселыми стишками и песенками, тогда гимнастика станет веселой и любимой игрой вашего ребенка.

Гимнастику с ребенком в возрасте от года до трех нужно проводить по настроению. Не надо пытаться выполнить весь комплекс упражнений за раз, можно это сделать в течение дня. То есть выполнять по одному-два упражнения за раз и обязательно в игровой форме.

Вот наш комплекс упражнений. Нам еще нет трех лет, так что я буду добавлять новые упражнения, по мере их появления в нашей жизни.

1. Каравай. Мама поет песенку и показывает малышу движения. Помогает малышу их повторять.

Как на Сашины именины
Испекли мы каравай
Вот такой ширины, (ручки в стороны)
Вот такой ужины, (ручки перед собой)
Вот такой вышины, (ручки вверх)
Вот такой нижины. (присели, ручками достали до пола)
Каравай-каравай, (до конца песенки крутим «фонарики»)
Кого любишь выбирай,
Я люблю конечно, всех,
Ну а Сашу больше всех!

2. В Африке горы. Мама поет песенку, держит ребенка за руки, помогая выполнять упражнение. Когда малыш запомнит упражнение - за руки не держать.

А-а, в Африке горы вот такой вышины, (руки вверх)
А-а, в Африке реки вот такой ширины, (руки в стороны)
А-а, крокодилы, бегемоты, (хлопаем в ладоши)
А-а, обезьяны, кашалоты,
А-а, и зеленый попугай. (взмахи руками «как птичка»)

3. Баба сеяла горох. Мама держит ребенка за обе руки, стоя лицом к лицу. Когда ребенок будет прыгать самостоятельно, за руки можно не держаться.

Баба сеяла горох,
Прыг-скок, прыг-скок, (прыгаем на месте)
Обвалился потолок,
Прыг-скок, прыг-скок. (прыгаем на месте)
Баба шла-шла-шла, (шагаем на месте)
Пирожок нашла,
Села, поела (присели на корточки)
И дальше пошла.

4. Мишка косолапый. Изображаем медведя, сильно переваливаясь из стороны в сторону.

Мишка косолапый (шагаем, сильно раскачиваясь влево-вправо)
По лесу идет,
Шишки собирает,
Песенку поет.
Шишка отлетела,
Прямо мишке в лоб, (ладошкой хлопнуть по лбу)
Мишка рассердился
И ногою - ТОП! (топнуть ножкой)

5. По горкам. Садим ребенка к себе на колени и качаем вверх-вниз. В конце стихотворения раздвигаем свои колени, малыша опускаем вниз, поддерживая под коленки.

По горкам, по горкам,
По горной дорожке,
В ямку - БУХ!

А нам больше нравится такое стихотворение для этого упражнения.

Еду-еду, к бабе, к деду,
На лошадке, в красной шапке,
По ровной дорожке, на одной ножке,
В старом лапоточке, по рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо, а потом вдруг в яму - БУХ!

6. Большой и сильный. Ребенка садим на колени лицом к себе. Держим малыша за руки.

Спрашиваем: какой у нас Саша вырастет?
И отвечаем: высокий (ручки в верх), большой (разводим ручки в стороны), и сильный (руки сгибаем, кулачками прижимаем к плечам).
Спрашиваем еще раз. Отвечаем в обратном порядке: сильный, большой, высокий.

7. Ходим на носочках и на пяточках. Я спрашиваю: как Саша на цыпочках ходит? А как Саша на пяточках ходит?

8. Приседаем. Мы разбрасываем по полу колечки от пирамидки, палочку я держу в руках. Прошу приносить мне колечки по одному. За каждым колечком сыну приходится присесть. Можно, например, разбросать кубики и собирать их в коробку.

9. Мостик. Вроде взрослого мостика, только наоборот. Малыш встает попой вверх, ручками опирается о пол, коленки прямые. Тоже говорю: покажи, как Сашенька мостик делает? И заглядываю ему в этом положении в лицо, Саше смешно - он хохочет.

10. Черепашка. Из положения мостик ходим на ручках и ножках (колени прямые). Говорю: покажи, как черепашка ходит?

11. Прыжки. Говорю: покажи, как зайчики прыгают? Прыг-скок, прыг-скок.

12. Играем с мячом: катаем мяч по полу, бросаем от груди и из за головы.

13. На прогулке. Ходим вверх-вниз по ступенькам, вверх-вниз по горке. При этом пока поддерживаю за ручки, будет ходить уверенней - перестану поддерживать.

14. Догонялки. Говорю: как Саша бегает? Догоню-догоню. Можно и дома побегать, но у нас места маловато, получается бегать только по коридору от комнаты до кухни. Так уж лучше на улице.

  • | E-mail |
  • | Печать

Упражнения, способствующие развитию ходьбы.

Само­стоятельно ходить дети начинают с 8-13 мес. Сна­чала появляются первые неуверенные шаги, которые еще нельзя назвать ходьбой в полном смысле слова. В дальнейшем ходьба совершенствуется, ребенок на­чинает менять ее направление без остановки, приуча­ется ходить по "пересеченной" местности - кочкам, неровностям (вначале, неустойчиво, затем устойчиво). Вскоре происходит овладение ходьбой в ровном ритме, появляется быстрая ходьба. Постепенно ребе­нок начинает ходить по лестнице (бытовая ходьба) приставным шагом с опорой и без опоры, а также переменным шагом. Имитационная ходьба развива­ется параллельно пониманию речи. При этом важ­ную роль играет знакомство с образами животных. Некоторые дети овладевают автоматизированной ходьбой только к 3 годам 6 мес, другие же - до 2 лет. Ходьба усиливает деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, уравновешивает ос­новные нервные процессы. Для воспитания ритмич­ной ходьбы у детей применяются упражнения на координацию: ходьба по неровной местности, соразмерение своего шага с шагом товарища (в воз­расте 3 лет). Продолжительность ходьбы с возрастом увеличивается. Так, дети 3 лет при условии эмоцио­нальной заинтересованности (пойти посмотреть, как летают самолеты, как плавают утки, и т. д.) могут проходить 500 м и более (малый туризм).

Во время "дальней ходьбы" желательно делать остановки - отдых для осмотра окружающей при­роды.

Приводим примерный перечень упражнений для развития и совершенствования 1ходьбы:

Ходьба через палочки с опорой и без опоры.

Ходьба по "кирпичикам" с опорой и без опоры.

Ходьба через обруч или через обручи (рис. 22).

Ходьба вокруг обруча.

Ходьба вокруг веревки.

Ходьба с мешочком на голове (рис. 23).

Ходьба между разложенными палками.

Ходьба между булавами (рис. 24).

Ходьба за мячом.

Ходьба через обручи вдвоем.

Ходьба по пересеченной местности.

Имитационная ходьба и др.

Во время выполнения упражнений для развития и совершенствования ходьбы необходимо постоянно следить за осанкой.

Упражнения, способствующие развитию бега.

Этим видом движения большинство детей овладевают только к 2 или 3 годам. По-видимому, развитие указанного двигательного акта до 2,5 лет связано с двигательной одаренностью.

Развитие его проходит ряд стадий: быстрая ходь­ба, бег без "полета", с небольшим "полетом". Только к концу 3-го года и позже у детей появляется "полет" в беге. При быстрой ходьбе и беге детям трудно ме­нять направление, но к 3 годам многие из них это осваивают.

Бег развивает быстроту, выносливость: в этом движении участвует большое количество мышц, зна­чительно усиливается кровообращение и дыхание. Темп и ритм бега у детей преддошкольного возраста должны быть произвольными. Изменять ритм во время бега желательно под образную команду: "пойдем быстрее", "автомобиль замедляет ход" и т. д. Положение рук также должно быть произвольным, а в дальнейшем при полном умении бегать руки дви­гаются в сочетании с движениями ног. Для обучения бегу очень удобно использовать игру "в лошадки". Приводим примерный перечень упражнений для раз­вития и совершенствования бега:

Бег, "как лошадки" (рис. 25).

Догнать катящийся мячик, обруч.

Пробежать вокруг обруча (рис. 26).

Пробежать вокруг веревки.

Пробежать вокруг булавы.

Пробежать вокруг палки.

Бег с предметом (обручем), который имитирует руль автомобиля (рис. 27).

Можно использовать и другие упражнения. Во время бега необходимо следить за положением го­ловы, которая не должна быть опущенной.

Упражнения, способствующие развитию равновесия.

Дети сами часто делают движения, связанные с сохранением равновесия (залезают на высокий предмет, встают на поверхность с малой площадью опоры и т. д.). Некоторые дети "трусливы" и движениями, связанными с сохране­нием равновесия, овладевают позднее.

Данный навык у таких детей приходится длительно тренировать.

Выполнение упражнений для выработки умения сохранять равновесие способствует развитию коорди­нации движений, ловкости, смелости, внимания. При этом совершенствуется функциональная взаимосвязь анализаторов (вестибулярного, зрительного и двига­тельного).

Приводим примерный перечень упражнений для развития и совершенствования умения сохранять рав­новесие.

Ходьба по ограниченной плоскости (рис. 28),

Перешагивание через предмет (рис. 29).

Ходьба по доске (ширина 25-15-10 см) с помощью и без помощи взрослого.

Вхождение на наклонную плоскость с опорой.

Вхождение на наклонную плоскость разной высоты без опоры (рис. 30).

Ходьба по гимнастической скамейке с опорой,

Ходьба по гимнастической скамейке без опоры.

Ходьба по скамейке с предметами (рис. 31).

Ходьба по стесанному бревну с опорой и без нее.

Ходьба по веревочке (рис. 32).

Ходьба по обручу.

Ходьба боковая по палочке (рис. 33).

Ходьба с мешочком на голове.

Ходьба по лестнице.

При выполнении упражнений надо обязательно следить за осанкой (начиная с 1 года 2 мес. дети при ходьбе по доске следят за игрушкой, стоящей на конце доски). Если дети полутора лет и старше еще не умеют прыгать, схо­ждение малышей со скамейки должно быть "мягким".

Упражнения, способствующие развитию прыжков.

Этот дви­гательный акт возника­ет довольно рано. Со­вершенствование его во многом зависит от ин­дивидуальных особен­ностей ребенка. Так, например, перепрыги­вать через палку боль­шинство детей начина­ет с 2 лет 6 мес., но встречаются дети, уме­ющие делать это уже в 1 год 7 мес.

Детям первых лет жизни доступны самые простые элементы прыжка, например "пританцовывание", подпрыгивание, перепрыгивание через какой- либо предмет на малое расстояние (5-10-15 см) с опорой и без опоры, соскакивание.

Прыжки - упражнение, вырабатывающее лов­кость и координацию движений, после их выполнения учащается и углубляется дыхание.

Необходимо обращать внимание на легкость прыжка (как мышка, как кошка) и обучать послед­нему имитационным способом (как зайка, как мя­чик). Спрыгивать с высоты следует после того, как ребенок научится легко подпрыгивать на месте. Злоупотреблять спрыгиванием не нужно, учитывая несовершен­ство строения и особен­ности сводов стопы у детей.

Во время выполне­ния прыжков необхо­димо следить за осан­кой.

Приводим пример­ный перечень упражне­ний для развития и со­вершенствования пры­жков:

Подпрыгивание на месте с поддержкой за руки.

Подпрыгивание на месте без опоры.

Подпрыгивание в длину ("скачет зай­ка").

Прыжки в об­руч-вперед, назад (рис. 34, а, б).

Прыжки через па­лочку, веревочку дву­мя ногами начиная с высоты 2 см (рис. 35)

Подпрыгивание на одной ноге попере­менно.

Спрыгивание с гимнастической ска­мейки с мягким при­землением (рис. 36).

Прыжки двумя ногами вдоль веревки.

Прыжки вокруг мешка и др.

Упражнения, способствующие развитию лазания.

Это один из видов движения, который рано развивается (в основе его лежит умение пол­зать, которое появляется в 5-6 мес.) и легко совер­шенствуется. Детям, имеющим недостаточные навыки по сохранению равновесия, освоение лазания по вер­тикальной лестнице дается не легко.

Ползание, подползание, лазание - движения, спо­собствующие уменьшению нагрузки на позвоночник, которая в возрасте 2-3 лет уже достаточно велика при длительном сидении за столом (во время занятий и приема пищи).

Приводим примерный перечень упражнений, спо­собствующих развитию и совершенствованию лаза­ния:

Залезть на гимнастическую лесенку с помощью взрослого.

Влезть в обруч, вылезти из него (рис. 37).

Залезть на горку на четвереньках.

Перелезть через предмет - гимнастическую скамейку, веревку (рис. 38).

Подползти под предмет (скамейку, стол, стул, палочку-, веревку (рис. 39).

Ползание по гимнастической скамейке.

Вползание в обруч или в обручи (рис. 40).

Проползти на четвереньках между двумя па­раллельно положенными веревками (рис. 41).

Ползать на четвереньках между булавами.

Лазание по стремянке.

Ползание на четвереньках вокруг обруча, па­лочки, мешочка (рис. 42).

Лазание по вертикальной лестнице пристав­ным, переменным шагом.

Ползти за "убегающей" веревкой (рис. 43).

Встать на скамейку и сойти.

Упражнения, способствующие развитию метания.

Это движение у детей проявляется бро­санием предметов вниз или в горизонтальную цель. Оно воспитывает ловкость, координацию движений, быстроту, развивает мышцы плечевого пояса. Сна­чала предмет бросают одной рукой, затем двумя (это труднее). Постепенно ребенок овладевает элементами произвольного бросания в вертикальную цель.

В этом упражнении участвуют двигательный, вес­тибулярный и зрительный анализаторы, но ведущая роль принадлежит последнему. Положение туловища при этом движении должно быть произвольным.

Приводим примерный перечень упражнений, спо­собствующих развитию и совершенствованию мета­ния:

Положить мяч в горизонтальную цель (корзину или обруч), находящуюся на разном расстоянии;

а) горизонтальная цель на высоте 80-100 см/диа­метр ее - 60 ч:м, расстояние до цели - вытянутые руки ребенка (рис. 44);

б) горизонтальная цель на высоте 100-120 см, диаметр - 50-60 см, расстояние - то же.

Бросить мяч в вертикальную цель диаметром 60 см, находящуюся на высоте вытянутых рук ре­бенка.

Бросить большой мяч двумя руками в горизон­тальную цель диаметром 50-60 см с расстояния от 50 до 100 см.

Бросить маленький мяч отдельно правой и ле­вой рукой в цель диаметром 50-60 см с расстояния от 50 до 100 см (рис. 45).

Сбить кегли или булавы мячом.

Катание большого или малого мяча через огра­ниченное пространство или по направлению друг к другу.

Игры в мяч: поймать мяч на разном расстоя­нии от пола и от стенки; отбивание мяча рукой.

Перебросить мяч над веревкой или палкой.

Прокатить мяч под веревкой.

Бросание большого мяча двумя руками (движения - мяч у груди, над головой, за головой и из этого положения бросок в вертикальную цель диа­метром 60 см, высотой 80-120 см, с расстояния 80- 150 см).

И цель и расстояние те же - бросание малых мячей поочередно правой и левой руками.

В качестве цели применяют обручи разных разме­ров и цветов. Во время бросания нужно следить за осанкой, за обязательным чередованием рук. У де­тей до 3 лет метание носит произвольный харак­тер.

Формирование правильной осанки.

В формиро­вании правильной осанки основную роль играет общий мышечный тонус и, в частности, тонус мышц спины, живота ("мышечный корсет") и ягодиц. Приводим примерный перечень упражнений, допол­нительно способствующих формированию осанки.

Упражнения в ползании и подползании, кото­рые укрепляют мышцы спины, живота.

Присаживание за игрушку, предмет (рис. 46).

Из исходного положения лежа на животе с фик­сированными прямыми ногами приподнять палочку двумя полусогнутыми руками (руки на ширине плеч ребенка). При этом нужно следить, чтобы ребенок не прогибался.

Из исходного положения на животе сделать "крылышки".

Скатывание с горки в положении на животе, руки держать за спиной (рис. 47).

Исходное положение на животе, на скамейке; сделать "ласточку".

Упражнения с мячом: исходное положение - сидя верхом на скамейке:

а) мяч на голове; б) положить мяч справа на пол; в) положить слева на пол; г) снова положить мяч на голову (рис. 48, а, б).

Упражнения с обручем: а) встать в обруч; б) присесть; в) поднять обруч на вытянутых руках вверх; г) вытянуть обруч вперед; д) положить обруч на пол (рис. 49, а, б).

Из исходного положения сидя верхом на ска­мейке с обручем:

а) поднять обруч вверх ("я на крышу посмотрю"); б) положить обруч справа на пол; в) поднять обруч вверх; г) положить обруч слева; д) положить обруч на скамейку.

Подтягивание за палочку (рис. 50).

Перетягивание палочки, веревки (рис. 51, а, б).

В положении лежа на животе катать мяч и другие предметы (рис. 52).

При выполнении упражнений следует следить за осанкой (положение головы и плеч).

Упражнения для мышц голеней, стоп (предупреж­дение плоскостопия).

Ребенок сидя на стульчике и опираясь на его спинку, руками - в сиденье, катает мяч ногами впе­ред и назад (рис. 53).

Исходное положение тоже - покатать ногами палку (рис. 54).

Сидя на стуль­чике, собрать ногами веревку.

Сидя на стуль­чике, поднять мешочек или мяч ногами (внут­ренней стороной) (рис. 55). Мячи разных раз­меров.

Сидя на стуль­чике, покатать ногами булаву.

Из положения стоя (воспитательница держит ребенка под мышки) покатать нога­ми мяч.

Описание упражне­ний с отдельными пред­метами. В занятиях гимнастикой должны использоваться различ­ные предметы, которые следует ежедневно ме­нять (чередовать).

В первые дни заня­тий упражнения повто­ряются 2 раза, затем их число увеличивает­ся и достигает 5 у детей до 2 лет и 8 - до 3 лет. Сле­дует учитывать, что возраст при выполнении тех или иных упражнений имеет до некоторой степени относи­тельное значение. Одно и то же упражнение разные дети могут осваивать или несколько раньше, или позд­нее. Так, упражнения, выполняемые в 1 год 6 мес., неко­торыми детьми могут быть освоены в 2 года и позже.

Гимнастический инвентарь (скамейка, ящик, мяч, обручи, палки, веревки, булавы, мешочек - на рис. 56) дает возможность интересно и эмоционально про­водить занятия гимнастикой в домашних условиях и в условиях коллектива.

При применении предметов дети быстрее и лучше приобщаются к занятиям, и их творческие способно­сти развиваются интенсивнее.

Занятия с детьми от 1,5 до 3 лет проводятся малым групповым методом (по 4-5 человек в группе). Дети объединяются по принципу их умений. Упражнения повторяются по 3-4 раза и больше в зависимости от состояния здоровья и индивидуаль­ных способностей каждого ребенка. Некоторые уп­ражнения повторяются чаще (упражнения для мышц спины, живота), особенно при вялой и нарушенной осанке.

Зарядка для детей от 1 5 лет

Зарядка

Комплекс упражнений для детишек в возрасте от полутора и до двух лет

1.Ходьба по наклонной доске.

Укрепляют доску, приподняв один ее край на 20-25 см от пола. Слегка помогая ребенку, пробуждают его подниматься и спускаться по доске. Повторить 4-6 раз.

2.Подползание под веревку.

Вешают веревку на высоту 25-35 см. Показывая ребенку игрушку по другую сторону веревки, побуждают его подползать под веревку и выпрямляться, доставая игрушку. Повторить 4-5 раз.

3.Перелезание через бревно, скамейку.

Побуждают ребенка перелезть через ящик, бревно или скамейку, слегка помогая ему. Повторить 2-3 раза.

4.Поочередное поднимание ног.

Ребенок лежит на коврике (дома) или на травке (в саду) на уровне 40-50 см от пола. Ребенок поочередно пальцами то одной, то другой ноги пытается достать палку. (3-4 раза каждой ногой).

5.Бросание мяча в цель.

Ребенок держит в руке малый мяч. Побуждать его бросать мяч в корзину, поставленную на расстоянии 1м (4-6 раз).

6.Лазанье по лесенке.

Ребенку помогают взбираться по лесенке на высоту 1.5 м (1-2 раза).

7.»Спрячь флажок».

Ребенок садиться на стульчик и держит в руках 2 флажка. По команде взрослого он поднимает руки с флажками вверх, вытягивает их вперед и затем, сильно наклоняясь вперед, прячет под стульчик. Повторить 3-5 раз.

8.Ходьба по доске.

На полу лежит доска шириной 25-30см. Ребенок проходит по ней с поднятыми в стороны руками. Затем ту же доску

устанавливают на высоте 15-20 см. Ребенок повторяет упражнение. Выполнить по 2-4 раза.

9.Игра «в лошадки».

Взрослый, закрепив «вожжи» на плечах ребенка, предлагает ему побегать. Проводить игру 40-50 секунд.

Продолжительность всего занятия 15-18 минут.

Утренняя зарядка для детей в возрасте от 1,5 до 2 лет

Упр. 1. Движение руками. Упражнение проводят из исходного положения ребенка верхом на скамейке (или сидя на стуле) лицом к партнеру (взрослому). Удобно это упражнение выполнять с двумя гимнастическими палками, концы которых с одной стороны держит взрослый, с другой-ребенок. С помощью этих палок взрослый двигает руки ребенка в стороны вверх, вперед и назад. Повторить б- 10 раз.

Упр. 2. Приседание, держась за гимнастическую палку, которую придерживает взрослый. Повторить 4-8 раз.

Упр. 3. Присаживание из исходного положения лежа на спине на полу или скамейке. Взрослый фиксирует стопы ребенка и просит его сесть. Повторить 4-б раз.

Упр. 4. Пролезание под скамейкой. Расстояние нижней поверхности скамейки (табуретки) от пола 24 см. Повторить 2-4 раза.

Упр. 5. Ходьба по ребристой доске.

Упр. 6. Приседание, держась за палку. Повторить 4-6 раз.

Упр. 8. Ходьба по гимнастической скамейке. Высота от пола 20 и 24 см.

Упр. 9. Напряженное прогибание позвоночника. Упражнение выполняется из исходного положения лежа на животе на полу. Повторить 2-4 раза.

Упр. 10. Поднимание выпрямленных ног. Упражнение выполняется из исходного положения лежа на спине. Ребенок руками придерживается за край скамейки или за другую опору. По просьбе взрослого он поднимает прямые ноги одновременно обе и попеременно, доставая ими до палочки. Повторить 4-8 раз.

Упр. 11. Перешагивание через ряд препятствий. На полу кладут разные невысокие предметы, через которые по сигналу взрослого ребенок перешагивает сначала приставным, а затем чередующимся шагом.

Нравится

1 – 2 неделя

Где же наши руки?

Ходьба стайкой за воспитателем. По сигналу остановиться, повернуться к воспитателю.

Общеразвuвающuе упражнения.

1. “Покажите руки”. (Воспитатель, улыбаясь, проговаривает простые, понятные ребенку, слова и показывает действия – дети повторяют)

И. n.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки перед собой: «Вот они («вот руки»)», опустить (сказать: «Спрятали руки»). Повторить 4 раза.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСЫ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ

для детей 1 группы раннего возраста (1,5 - 2 лет)

Сентябрь

1 – 2 неделя

Где же наши руки?

Ходьба стайкой за воспитателем. По сигналу остановиться, повернуться к воспитателю.

Общеразвuвающuе упражнения.

1. “Покажите руки”. (Воспитатель, улыбаясь, проговаривает простые, понятные ребенку, слова и показывает действия – дети повторяют)

И. n.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки перед собой: «Вот они («вот руки»)», опустить (сказать: «Спрятали руки»). Повторить 4 раза.

2. “Спрячьте руки”.

И. n.: То же. Отвести руки назад, вернуться в исходное положение. Через несколько дней можно усложнить упражнение: присесть, положить руки на колени, встать, опустить руки. Повторить 4 раза.

3 – 4 неделя

Большие и маленькие

Ходьба стайкой за воспитателем. По сиг налу повернуться к воспитателю.

Общеразвuвающuе упражнения.

1. “Какие мы стали большие”.

И.n.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки вверх, опустить. Повторить 4 раза.

2. “Какие мы были маленькие”.

И.n.: то же. Присесть, руки положить на колени, встать, опустить руки. Повторить 4 раза.

Ходьба стайкой за воспитателем.

Октябрь

1 – 2 неделя

Птички

Ходьба стайкой, постепенно перейти к бегу стайкой и закончить ходьбой стайкой.

Общеразвивающие упражнения.

  1. “Птички машут крыльями” и.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки в стороны, помахать ими, опустить. Повторить 4 раза.
  2. “Птички клюют зерна”. И.п.: то же. Присесть, постучать пальцами по коленям, встать. Повторить 4 раза.

Ходьба стайкой.

3 – 4 неделя

Пузырь

Ходьба стайкой, постепенно перейти к бегу стайкой, закончить ходьбой стайкой.

Общеразвuвающuе уnражненuя.

1. “Надуем пузырь”. И. n.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Развести руки в стороны, опустить. Повторить 4 раза.

  1. “Пузырь лопнул”. И. n. То же. Присесть, погладить колени, встать. Повторить 4 раза.

Ходьба стайкой.

Ноябрь

1 – 2 неделя

Барабан.

Ходьба стайкой, перейти на бег стайкой, закончить ходьбой.

Общеразвuвающие упражнения.

  1. “Большой барабан”. И. n.: ноги слегка расстав лены, руки внизу. Поднять руки в стороны, опустить. Повторить 4 раза.
  2. “Поиграем на барабане”. И. n.: ноги слегка расставлены, руки внизу за спиной. Нагнуться, по стучать по коленям, сказать “бум-бум”, выпрямиться. Повторить 4 раза.

Ускоренная ходьба за воспитателем. Закончить спокойной ходьбой.

3 – 4 неделя

Деревья

Ходьба стайкой, непродолжительный бег стайкой, закончить ходьбой.

Общеразвивающие упражнения

1. “Шелестят листочки”. И. n.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Под нять руки вверх, помахать ими, произ нести звук “Ш-Ш-Ш”, опустить. Повто рить 4 раза.

2. “Деревья качаются”. И. n.: то же. Слегка наклониться влево, потом впра во, сказать “Ш-Ш-Ш”, выпрямиться. Повторить 6 раз. ,

  1. “Кусты”. И. n.: то же. Присесть, руки положить на колени, встать. Повторить 4 раза.

Декабрь

1 – 2 неделя

Прятки

Ходьба на носках. Ходьба стайкой.

3 – 4 неделя

Покажите руки.

Ходьба, непродолжительный бег стайкой. Перестроиться в полукруг.

Общеразвивающие упражнения

1. “Покажите руки”. И. п.: ноги слегка расставлены, руки за спиной. Руки поднять перед собой, ладони кверху, вернуться в исходное положение. Повторить 4 раза.

2. “Руки на колени”. И. п.: ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклониться вперед, руки положить на колени, выпря миться. Повторить 4 раза.

3. “Спрячьте руки”. И. п.: то же. Присесть, руки на ко лени, встать, опустить руки. Повторить 4 раза.

Ходьба на носках. Ходьба стайкой.

Январь

1 – 2 неделя

Пузырь.

Ходьба и непродолжительный бег друг за другом. По строиться в полукруг.

Общеразвивающие упражнения

1. “Надуем пузырь”. И. п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднести руки ко рту, сказать “ф-ф-ф”, опустить их и спрятать назад. Повторить 4 раза.

2. “Проверить пузырь”. И. п.: то же. Наклониться вперед, постучать по коленям, сказать “TуK-TуK”, выпрямиться. По вторить 4 раза.

  1. “Пузырь лопнул”. и. n.: то же. Присесть, положить руки на колени, сказать “хлоп”, встать. Повторить 4 раза.

3 – 4 неделя

Прятки

Ходьба стайкой, непродолжительный бег, ходьба стайкой.

Общеразвивающие упражнения на стульях

1. “Покажите руки”. И. п.: сидя на стульях, ноги слегка расставлены, руки на коленях. Вытянуть руки вперед, пока зать ладони, опустить. Повторить 4 раза. .

2. “Спрячьте голову”. И. п.: то же. Наклониться вперед, опустить голову, выпрямиться. Повторить 4 раза.

  1. “Приседание”. И. п.: ноги слегка расставлены, руки на спинке стула. Присесть, спрятаться за стул, встать. Повторить 4 раза.

Ходьба на носках. Ходьба стайкой

Февраль

1 – 2 неделя

Часы

Ходьба и бег друг за другом. Построиться в полукруг. Общеразвивающие упражнения

1. “Часы идут”. и. n.: ноги слегка, расставлены, руки внизу.

Раскачивание рук вперед-назад (рис. 15). Повторить 4 раза.

2. “Проверим часы”. и. n.: то же. Наклониться вперед, постучать по коленям, выпрямиться. Повторить 4 раза.

3. “Часы звенят”. И. n.: то же. Присесть, постучать по коленям, сказать “динь-динь”, встать. Повторить 4 раза.

Ходьба на носках. Ходьба друг за другом.

3 – 4 неделя

С погремушкой.

Ходьба и бег друг за другом. Ходьба на носках. Построиться в круг.

1. “Потряси погремушку”. И. n.: ноги слегка расставлены, руки внизу, погремушка в правой руке. “Погреми” - поднять погремушку вверх, потрясти ее, опустить вниз. Повторить 3 раза. Переложить погремушку в другую руку и выполнить то же упражнение.

2. “Постучи погремушкой”. И. n.: то же. Нагнуться, постучать погремушкой по коленям, сказать “динь-динь”, вы прямиться. Повторить 3 раза. То же выполнить левой рукой, предварительно переложив погремушку.

3. “Положи погремушку”. И. n.: то же. Присесть, положить по гремушку на пол, выпрямиться, присесть, взять погремушку, выпрямиться. Повторить 2 раза. Переложить по гремушку и выполнить то же упражнение.

Бег и ходьба друг за другом.

Март

1 – 2 неделя

Птички

Ходьба и бег друг за другом. Ходьба на носках. Построе ние в круг.

Общеразвивающие упражнения.

1. “Птички машут крыльями”. И. n.: ноги слегка расстав лены, руки внизу. Поднять руки в стороны, помахать ими, опустить вниз. Повторить 4 раза.

2. “Птички пьют воду”. И. n.: тоже. Наклониться вперед, руки отвести назад, выпрямиться. Повторить 4 раза.

  1. “Птички клюют зерна”. И. n. то же. Присесть, постучать пальцами по коленям, встать. Повторить 5 раз.

Бег и ходьба друг за другом.

3 – 4 неделя

С флажком.

Общеразвивающие уnражнения с флажком

1. “Покажите флажок”. И. n.: ноги слегка расставлены, флажок, внизу в правой руке. Поднять флажок, помахать им, посмотреть, опустить вниз. Повторить 3 раза. Переложить фла жок в левую руку и выполнить то же упражнение.

2. “Постучи флажком”. И. n.: то же. Наклониться, посту чать, палочкой флажка по правому колену; выпрямиться. Повторить 3 раза. Переложить флажок в левую руку, выполнить такие же движения, но постучать флажком по левому колену.

3. “Положи флажок”. И. n.: то же. Присесть, положить флажок, выпрямиться, присесть, взять фла жок, встать. Повторить 2 раза.

Бег друг за другом. Спокойная ходьба друг за другом.

Апрель

1 – 2 неделя

Барабан.

Ходьба и бег друг за другом. Ходьба на носках. Построение в круг.

Общеразвивающие упражнения

1. “Большой барабан”. И. n.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять прямые руки в сто роны, опустить. Повторить 4 раза.

2. “Поиграем - на барабане”. И. n.: ноги на ширине плеч, руки внизу за спиной. Нагнуться, постучать по коленям, сказать “бум-бум”, выпрямиться.

3. “Постучи ногами”. И. n.: ноги слегка расставлены, руки внизу. По

стучать ногами по полу, сказать “тук -тук”. Повторить 4 раза.

Непродолжительный бег и ходьба друг за другом.

3 – 4 неделя

Прятки

Ходьба стайкой, непродолжительный бег, ходьба стайкой.

Общеразвивающие упражнения на стульях

1. “Покажите руки”. И. п.: сидя на стульях, ноги слегка расставлены, руки на коленях. Вытянуть руки вперед, пока зать ладони, опустить. Повторить 4 раза. .

2. “Спрячьте голову”. И. п.: то же. Наклониться вперед, опустить голову, выпрямиться. Повторить 4 раза.

  1. “Приседание”. И. п.: ноги слегка расставлены, руки на спинке стула. Присесть, спрятаться за стул, встать. Повторить 4 раза.

Ходьба на носках. Ходьба стайкой.

Май

1 – 2 неделя

Поезд

Ходьба и непродолжительный бег друг за другом. Ходьба на носках.

Построение в круг.

Общеразвивающие упражнения

1. “Поезд”. И. n.: ноги слегка расставлены; руки согнуты в локтях (у пояса), пальцы сжаты в кулаки. Выпрямить руки вперед, согнуть, произнести “чу-чу” (рис. 19). Повторить 4 раза.

2. “Починим колеса”. И. n.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Наклониться вперед, постучать по коленям, выпрямить ся. Повторить 4 раза.

3. “Проверим колеса”. И. n.: то же. Присесть, положить руки на колени, встать. Повторить 4 раза.

Перестроение из круга. Бег друг за другом - “ поезд быстро едет ”. Ходьба.

3 – 4 неделя

С погремушкой.

Ходьба и бег друг за другом. Ходьба на носках. Построение в круг.

Общеразвивающие упражнения с погремушкой.

1. “Посмотрим на погремушку”. И. n.: ноги слегка расставлены, руки внизу, погремушка в правой руке. Поднять по гремушку вверх, потрясти, посмотреть на нее, опустить, повто рить 4 раза. Переложить погремушку в левую руку и выпол нить те же движения.

2. “Постучи погремушкой”. И. n.: ноги на ширине плеч, погремушка внизу в правой руке. Наклониться, постучать погремушкой по коленям, сказать “тук-тук”, выпрямиться. Переложить погремушку в левую руку и выполнить те же движения.

3. “Положи погремушку”. И. n.: ноги слегка расставлены, погремушка внизу в правой руке. Присесть, положить по гремушку, выпрямиться, присесть, взять по гремушку, встать. Повторить 3 раза.

Перестроение из круга. Бег друг за другом. Спокойная ходьба.

Июнь

1 – 2 неделя

Бабочки.

Ходьба друг за другом. Бег. Ходь ба на носках. Построение в круг.

Общеразвивающие упражнения

1. “Бабочки летают”. И. n.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Раз вести руки в стороны, помахать ими, опустить вниз. Повторить 5 раз.

2. “Бабочки пьют”. И.n.: ,то же. Нагнуться, руки отвести назад, вы прямиться (рис. 20). Повторить 4 раза.

3. “Бабочки сели”. И. n.: то же. Присесть, руки на колени,

выпрямиться. Повторить 5 раз.

Перестроение из круга. Бег и ходьба друг за другом.

3 – 4 неделя

С флажком.

Ходьба и бег друг за другом. Ходьба на носках. Перестрое ние в круг.

Общеразвивающие упражнения

1. “Помаши флажком”. И. n.: ноги слегка расставлены, флажок внизу в правой руке. Поднять флажок вверх, по махать им, опустить. П6вторить 3 раза. Переложить флажок левую руку и выполнить те же движения.

2. “Постучи флажок”. И. n.: то же. Наклониться, посту чать по коленям, сказать “тук-тук”, выпрямиться. Повторить3 раза. Переложить флажок в левую руку и выполнить те же движения.

3. “Положи флажок”. И. n.:то же. Присесть, положить флажок, встать, присесть, взять флажок, встать. Переложить флажок в левую руку и повторить упражнение.

Бег друг за другом. Спокойная ходьба.

Примерная последовательность проведения

в течение года комплексов утренней гимнастики

в группе раннего возраста.


4104 0

Комплексы упражнений для детей 1,5—2 лет

1. Ходьба по наклонной доске (рис. 58). Укрепляют доску, приподняв один ее край на 20 - 25 см от пола. Слегка помогая ребенку, побуждают его подниматься и спускаться по доске. Повторить 4 - 6 раз.

Рис. 58. Примерные комплексы упражнений для детей 1,5—2 лет

2. Подползание под веревку. Вешают верев­ку на высоте 25 - 35 см. Показывая ребенку игрушку по другую сторону веревки, побуждают его подползать под веревку и выпрямляться, доставая игрушку. Повторить 4—5 раз.

3. Перелезание через бревно, скамейку (рис. 59). Побуждают ребенка перелезать через ящик, бревно или скамейку, установленные в саду, слегка помогая ему. Повторить 2—3 раза.

Рис. 59. Примерные комплексы упражнений для детей 1,5—2 лет

4. Поочередное поднимание н о г. Ребенок лежит на коврике (дома) или на травке (в саду). Взрослый держит горизонтально палку на уровне 40 - 50 см от пола. Ребенок поочередно пальцами то одной, то другой ноги пы­тается достать палку. Повторить 3 - 4 раза каждой ногой.

5. Ползание на четвереньках. На полу ле­жит широкая доска, покрытая ковриком. Ребенок, стоя на четвереньках, пытается продвигаться по доске. Проделать 3—4 раза.

6. Бросание мяча в цель. Ребенок держит в руке малый мяч. Побуждать его бросать мяч в горизонтальную цель — корзину, поставленную на расстоянии метра. Повто­рить 4—6 раз.

7. Лазание по лесенке. Ребенку помогают взби­раться на лесенку на высоту 1,5 м. Повторить 1- 2 раза.

8. «Спрячь флажок». Ребенок садится на стульчик и держит в руках два флажка. По команде взрослого он под­нимает руки с флажками вверх, вытягивает их вперед и затем, сильно наклоняясь вперед, прячет под стульчик. Повторить 3—5 раз.

9. Ходьба по доске. На полу лежит доска шири­ной 25 - 30 см. Ребенок проходит по ней с поднятыми в сто­роны руками. Затем ту же доску устанавливают горизонталь­но на высоте 15—20 см. Ребенок повторяет упражнение Выполнить по 2—4 раза.

10. Игра «в лошадки». Взрослый, закрепив «вожжи» на плечах ребенка, предлагает ему побегать, удерживая


«вожжами» от чрезмерно быстрого темпа. Проводить игру в течение 40 — 50 секунд.

Продолжительность всего занятия — 15—18 минут.

1. Ходьба по кружкам. Мелом на полу чертят несколько кружков диаметром 50 — 70 см. Побуждают ребен­ка перешагивать из одного кружка в другой, стараясь не на­ступать на черту. Повторить 4—6 раз.

Рис.60. Комплекс для детей 2—2,5 года

2. Сесть и лечь (рис. 61). Ребенок лежит на коврике, закрепив выпрямленные ноги под креслом, шкафом или их удерживает взрослый. Побуждать его сесть, и лечь не сгибая ног. Повторить 1-3 раза.


Рис.61. Комплекс для детей 2—2,5 года

3. Лазание (рис. 62). Ребенка побуждают взобраться на 3 - 4 ступеньки установленной стремянки или лесенки и слезть с нее приставным шагом. Повторить 2—3 раза.

Рис.62. Комплекс для детей 2—2,5 года

4. Бросание мяча. Ребенок стоит и держит в руке малый мяч. Его побуждают бросать мяч в установленную вертикальную цель (обруч диаметром 50 - 60 см, прикреп­ленный к стенке на уровне глаз ребенка) на расстоянии 80—100) см. Повторить 3-4 раза.

5. Перешагивание через веревку. Закреп­ляют веревку на высоте 22— 28 см над полом. Ребенок пере­шагивает через нее в одну и другую сторону, стараясь поднять ногу повыше. Повторить по 2 - 4 раза.

6. «Достань предмет». Ребенок садится на ков­рик; рядом с ним кладу различные мелкие предметы - кубики, кольца и пр. Ребенка побуждают доставать предмет и, поворачивая туловище, класть его по другую сторону от себя. Повторить по 2—3 раза в каждую сторону.

7. Игра «Догони мяч». Взрослый подзывает к себе ребенка, бросает мяч подальше от него и предлагает ему побежать и принести мяч. Игра повторяется 4-6 paз

Продолжительность занятия 18- 20 минут