Гибкость как физическое качество и методика его развития. Нагрузка физических упражнений характеризуется

30. Под силой как физическим качеством пони­мается...

а) способность поднимать тяжелые предметы;

б) психофизические свойства человека, обеспечивающие возможность противодействовать внеш­ним силам за счет мышечных напряжений;

в) психофизические свойства человека, обеспечивающие возможность воздействовать на внешние силы за счет мышечных напряжений;

г) комплекс психофизических свойств организма, позволяющий преодолевать внешнее сопротивление либо противодействовать ему.

31. Выберите правильное распределение перечисленных ниже упражнений в занятии по общей физической подготовке (ОФП).

    ходьба или спокойный бег в чередовании с «дыхательными» упражнениями.

    упражнения, постепенно включающие в работу все большее количество мышечных групп.

    упражнения «на выносливость».

    упражнения «на быстроту и гибкость».

    упражнения «на силу».

    дыхательные упражнения.

а) 1, 2, 5, 4, 3, 6; в) 2, 6, 4, 5, 3, 1;

6)6,2,3,1,4,5; г) 2, 1,3, 4, 5, 6.

32. Основная часть урока по общефизической подготовке (ОФП) отводится воспитанию физических качеств. Укажите, какая последовательность
воздействий на физические качества наиболее эффективна.

1.Выносливость.

2.Гибкость.

3.Быстрота.

а) 1, 2, 3, 4; в) 3,2,4,1

б) 2, 3, 1, 4; г) 4, 2,3,1

33. Какие упражнения неэффективны при фор­мировании телосложения?

а) упражнения, способствующие увеличению мышечной массы;

б) упражнения, способствующие снижению веса тела;

в) упражнения, объединенные в форме круговой тренировки;

г) упражнения, способствующие повышению быстроты движений.

34. И для увеличения мышечной массы, и для снижения веса тела можно применять упражнения с отягощением. Но при составлении комплексов уп­ражнений для увеличения мышечной массы реко­мендуется...

а) полностью проработать одну группу мышц и только затем переходить к упражнениям, нагружающим другую группу мышц;

б) чередовать серии упражнений, включающие в работу разные мышечные группы;

в) использовать упражнения с относительно не­большим отягощением и большим количеством по­вторений;

г) планировать большое количество подходов и ограничивать количество повторений в одном подходе.

35. При воспитании силы используются специальные упражнения с отягощениями. Их отличи­тельная особенность заключается в том, что...

а) в качестве отягощения используется собственный вес человека;

б) они выполняются до утомления;

в) они вызывают значительное напряжение мышц;

г) они выполняются медленно.

36. Под быстротой как физическим качеством понимается...

а) комплекс психофизических свойств человека, позволяющих передвигаться с большой скоростью;

б) комплекс психофизических свойств человека, позволяющих выполнять непродолжительную работу в минимальный отрезок времени;

в) способность человека быстро набирать скорость;

г) комплекс психофизических свойств, позволяющих человеку быстро реагировать на сигналы и выполнять движения с большой частотой.

37. Для воспитания быстроты используются...

а) подвижные и спортивные игры;

б) упражнения в беге с максимальной скоростью на короткие дистанции;

в) упражнения на быстроту реакции и частоту движений;

г) двигательные действия, выполняемые с мак­симальной скоростью.

38. Лучшие условия для развития быстроты реакции создаются во время...

а) подвижных и спортивных игр;

б) «челночного» бега;

в) прыжков в высоту;

г) метаний.

39. Под гибкостью как физическим качеством понимается...

а) комплекс морфофункциональных свойств опорно-двигательного аппарата человека, определяющий глубину наклона;

б) способность выполнять движения с большой амплитудой за счет мышечных напряжений;

в) комплекс физических свойств двигательного аппарата, определяющих подвижность его звеньев.

г) эластичность мышц и связок.

40. Как дозируются упражнения «на гибкость», то есть сколько движений следует делать в одной се­рии?

а) упражнения выполняются до тех пор, пока не начнет уменьшаться амплитуда движений;

б) выполняется 12-16 циклов движений;

в) упражнения выполняются до появления пота;

г) упражнения выполняются до появления болевых ощущений.

41. Для повышения скорости бега в самостоятельном занятии после разминки рекомендуется выполнять перечисленные ниже упражнения. Ука­жите их целесообразную последовательность.

1.Дыхательные упражнения.

2.Легкий продолжительный бег.

3.Прыжковые упражнения с отягощением и без.

4. Дыхательные упражнения в интервалах от­дыха.

5.Повторный бег на короткие дистанции.

а) 1, 2, 3,4, 5, 6;

б), 5, 4, 3, 2, 6, 1;

В) 2, 1,3, 4, 5, 6;

г)3, 4, 2,5,4, 1.

42. При воспитании гибкости следует стремить­ся к...

а) гармоничному увеличению подвижности в основных суставах;

б) достижению максимальной амплитуды движений в основных суставах;

в) оптимальной амплитуде движений в плечевом, тазобедренном, коленном суставе;

г) восстановлению нормальной амплитуды движений суставов.

43. Под выносливостью как физическим качеством понимается...

а) комплекс психофизических свойств человека, обусловливающий возможность выполнять разно­образные физические нагрузки;

б) комплекс психофизических свойств человека, определяющих способность противостоять утомлению;

в) способность длительно совершать физическую работу, практически не утомляясь;

г) способность сохранять заданные параметры работы.

44. Выносливость человека не зависит от...

а) функциональных возможностей систем энергообеспечения;

б) быстроты двигательной реакции;

в) настойчивости, выдержки, мужества, умения терпеть;

г) силы мышц.

45. При воспитании выносливости не применя­ются упражнения, характерным признаком которых является...

а) максимальная активность систем энергообеспечения;

б) умеренная интенсивность;

в) максимальная интенсивность;

г) активная работа большинства звеньев опорно-двигательного аппарата.

46. При воспитании выносливости применяют режимы нагрузки, которые принято подразделять на оздоровительный, поддерживающий, развивающий и тренирующий. Какую частоту сердечных сокращений вызывает поддерживающий режим?

а) 110-130 ударов в минуту;

б) до 140 ударов в минуту;

в) 140-160 ударов в минуту;

г) до 160 ударов в минуту.

47. Техникой физических упражнений принято называть...

а) способ целесообразного решения двигательной задачи;

б) способ организации движений при выполнении упражнений;

в) состав и последовательность движений при вы­полнении упражнений;

г) рациональную организацию двигательных действий.

48. При анализе техники принято выделять основу, ведущее звено и детали техники. Что понимается под ведущим звеном техники?

а) набор элементов, характеризующий индиви­дуальные особенности выполнения целостного дви­гательного действия;

б) состав и последовательность элементов, входя­щих в двигательное действие;

в) совокупность элементов, необходимых для решения двигательной задачи;

г) наиболее важная часть определенного способа решения двигательной задачи.

49. В процессе обучения двигательным действиям используются методы целостного или расчлененного упражнения. Выбор метода зависит от...

а) возможности расчленения двигательного дей­ствия на относительно самостоятельные элемен­ты;

б) сложности основы техники;

в) количества элементов, составляющих двигательное действие;

г) предпочтения преподавателя.

50. Процесс обучения двигательному действию рекомендуется начинать с освоения...

а) основы техники;

б) ведущего звена техники;

в) подводящих упражнений;

г) исходного положения.

1-г; 2-6; З-а; 4-г; 5-в; 6-г; 7-6; 8-а; 9-в; 10-в; 11-6; 12-г; 13-в; 14-6; 15-г;

16-а; 17-а; 18-в; 19-г; 20-6; 21-6; 22-а; 23-а; 24-в; 25-а; 26-в; 27-в; 28-6;

29-в; 30-г; 31-в; 32-в; 33-г; 34-а; 35-в; 36-6; 37-г; 38-а; 39-в; 40-г; 41-6;

42-а; 43-6; 44-6; 45-в; 46-6; 47-а; 48-г; 49-6; 50-6.

Задания по основам знаний по физической культуре

1. Физическая культура представляет собой...

а) учебный предмет в школе;

б) выполнение упражнений;

в) процесс совершенствования возможностей че­ловека;

г) часть человеческой культуры.

2. Физическая подготовленность, приобретаемая в процессе физической подготовки к трудовой или иной деятельности, характеризуется...

а) высокой устойчивостью к стрессовым ситуациям, воздействию неблагоприятных условий внешней среды и различным заболеваниям;

б) уровнем работоспособности и запасом двига­тельных умений и навыков;

в) хорошим развитием систем дыхания, кровообращения, достаточным запасом надежности, эффективности и экономичности;

г) высокими результатами в учебной, трудовой и спортивной деятельности.

3. Под физическим развитием понимается...

а) процесс изменения морфофункциональных свойств организма на протяжении жизни;

б) размеры мускулатуры, форма тела, функциональные возможности дыхания и кровообращения, физическая работоспособность;

в) процесс совершенствования физических ка­честв при выполнении физических упражнений;

г) уровень, обусловленный наследственностью и регулярностью занятий физической культурой и спортом.

4. Физическая культура ориентирована на совершенствование...

а) физических и психических качеств людей;

б) техники двигательных действий;

в) работоспособности человека;

г) природных физических свойств человека.

5. Отличительным признаком физической культуры является...

а) воспитание физических качеств и обучение двигательным действиям;

б) физическое совершенство;

в) выполнение физических упражнений;

г) занятия в форме уроков.

6. Физическими упражнениями называются...

а) двигательные действия, с помощью которых развивают физические качества и укрепляют здо­ровье;

б) двигательные действия, дозируемые по величине нагрузки и продолжительности выполнения;

в) движения, выполняемые на уроках физической культуры и во время утренней гимнастики;

г) формы двигательных действий, способствую­щие решению задач физического воспитания.

7. Нагрузка физических упражнений характеризуется...

а) подготовленностью занимающихся, их возрастом, состоянием здоровья, самочувствием во время занятий;

б) величиной их воздействия на организм;

г) временем и количеством повторений двига­тельных действий;

г) напряжением определенных мышечных групп.

8. Величина нагрузки физических упражнений обусловлена...

а) сочетанием объема и интенсивности двига­тельных действий;

б) степенью преодолеваемых при их выполнении трудностей;

в) утомлением, возникающим в результате их выполнения;

г) частотой сердечных сокращений.

9. Если частота сердечных сокращений после выполнения упражнения восстанавливается до уровня, который был в начале урока, за 60 секунд, то это свидетельствует, что нагрузка...

а) мала и ее следует увеличить;

б) переносится организмом относительно легко;

в) достаточно большая, но ее можно повторить;

г) чрезмерная и ее надо уменьшить.

10. Интенсивность выполнения упражнений можно определить по частоте сердечных сокращений. Укажите, какую частоту пульса вызывает большая интенсивность упражнений:

а) 120 - 130 ударов в минуту;

б) 130 - 140 ударов в минуту;

в) 140 - 150 ударов в минуту;

г) свыше 150 ударов в минуту.

11.Регулярные занятия физическими упражнениями способствуют повышению работоспособности, потому что...

а) во время занятий выполняются двигательные действия, способствующие развитию силы и вынос­ливости;

б) достигаемое при этом утомление активизирует процессы восстановления и адаптации;

в) в результате повышается эффективность и эко­номичность дыхания и кровообращения;

г) человек, занимающийся физическими упражнениями, способен выполнить больший объем физической работы за отведенный отрезок времени.

12. Под здоровьем понимают такое комфортное состояние человека, при котором...

а) легко переносятся неблагоприятные климатические условия и отрицательные экологические факторы;

б) он обладает высокой работоспособностью, быстро восстанавливается после физических и психических нагрузок;

в) он бодр и жизнерадостен;

г) наблюдается все вышеперечисленное.

13. Первая помощь при ударах о твердую поверх­ность и возникновении ушибов заключается в том, что ушибленное место следует...

а) потереть, почесать;

б) нагревать;

в) охлаждать;

г) постараться положить на возвышение и обратиться к врачу.

14. Что понимается под закаливанием?

а) Купание в холодной воде и хождение босиком;

б) приспособление организма к воздействиям внешней среды;

в) сочетание воздушных и солнечных ванн с гимнастикой и подвижными играми;

г) укрепление здоровья.

15. Во время индивидуальных занятий с закаливающими процедурами следует соблюдать ряд правил. Укажите, какой из перечисленных ниже рекомендаций придерживаться не стоит.

1. Чем ниже температура воздуха, тем интенсивнее надо выполнять упражнения, так как нельзя до­пускать переохлаждения.

2. Чем выше температура воздуха, тем короче должны быть занятия, так как нельзя допускать перегревания организма.

    После занятия надо принять холодный душ.
    а)1; б)2; в)3; г)4.

16. Правильное дыхание характеризуется...

а) более продолжительным выдохом;

б) более продолжительным вдохом;

в) вдохом через нос и выдохом ртом;

г) равной продолжительностью вдоха и выдоха.

17. При выполнении упражнений вдох не следует делать во время...

а) вращений и поворотов тела;

б) прогибания туловища назад;

в) возвращения в исходное положение после на­клона;

г) дыхание во время упражнений должно быть свободным.

18. Осанкой называется...

а) качество позвоночника, обеспечивающее хорошее самочувствие и настроение;

б) пружинные характеристики позвоночника и стоп;

в) привычная поза человека в вертикальном по­ложении;

г) силуэт человека.

а) затылком, ягодицами, пятками;

б) лопатками, ягодицами, пятками;

в) затылком, спиной, пятками;

г) затылком, лопатками, ягодицами, пятками.

20. Главной причиной нарушения осанки является...

а) привычка к определенным позам;

б) слабость мышц;

в) отсутствие движений во время школьных уроков;

г) ношение сумки, портфеля на одном плече.

21. Когда спортсмены России впервые участвова­ли в Олимпийских играх, их было всего 5 человек. Тем не менее фигуристу Николаю Панину-Коломенкину удалось стать олимпийским чемпионом. В ка­ком году это было? Программа

... Первой мировой войне из участия в VII Олимпийских играх указывает на ... произошла , когда в 1980 году Соединенные Штаты бойкотировали Олимпийские игры в Москве. Официальным ... Олимпийская идея для России , М., 2000; Чиглинцев Е.А. Возрождение олимпийских игр ...

  • Грязь)? Книга начертанная! Ведь книга праведников, конечно, в иллийуне (возвышенном). А что тебе даст знать, что такое иллийун? Книга начертанная! (Таблица с Письменами)

    Документ

    ... олимпийском идеале говорили: “важна не победа, а участие ”. Почему? А потому, что ИГРА ... они произошли . Например, русские произошли от... России , согласно Откровений, должен стать Хозяином Земли и Первым Майтрейей на ... рыцарей ордена. Официально разгром ордена...

  • Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования 2 17

    Программа

    Принимать участиев ... в официальной обстановке... на ­ше государство, какие важнейшие события произошли ... Первые университеты в России . М.В. Ломоносов. Искусство России ... России Анализировать и отвечать на вопросы по тексту о возрождении Олимпийских игр ...

  • С. Раскройте социальные принципы физической культуры.

    Вариант IV.

    1.Какая последовательность воздействия на физические качества наиболее эффективна в основной части урока по общей физической подготовке?

    1. На выносливость. 2. На гибкость.

    3. На быстроту. 4. На силу.

    а. 1,2,3,4. б. 2,3,1,4.

    в. 3,2,4,1. г. 4,2,3,1.

    2. При формировании телосложения не эффективны упражнения…

    а. Способствующие увеличению мышечной массы.

    б. Способствующие снижению веса тела.

    в. Объединенные в форме круговой тренировки.

    г. Способствующие повышению быстроты движений.

        При составлении комплексов упражнений для увеличения мышечной массы рекомендуется…

    а. Полностью проработать одну группу мышц и только затем переходить к упражнениям, нагружающим другую группу мышц.

    б.Чередовать серии упражнений, включающие в работу разные мышечные группы.

    в. Использовать упражнения с относительно небольшим отягощением и большим количеством повторений.

    г. Планировать большое количество подходов и ограничивать количество повторений в одном подходе.

    4.Отличительной особенностьюупражнений, применяемых для воспитания силы, является то, что…

    а. В качестве отягощения используется собственный вес человека.

    б. Они выполняются до утомления.

    в. Они выполняются медленно.

    г. Они выполняются быстро.

    5.Под быстротой как физическим качеством понимается …

    а. Комплекс свойств, позволяющих передвигаться с большой скоростью.

    б.Комплекс свойств, позволяющих выполнять непродолжительную работу в минимальный отрезок времени.

    в. Способность быстро набирать скорость.

    г. Комплекс свойств, позволяющих быстро реагировать на сигналы и выполнять движения с большой частотой.

    6. Для воспитания быстроты используются

    а. Подвижные и спортивные игры.

    б.Упражнения в беге с максимальной скоростью на короткие дистанции.

    в. Упражнения на быстроту реакции и частоту движений.

    г. Двигательные действия, выполняемые с максимальной скоростью.

    7.Лучшие условия для развития быстроты реакции создаются во время

    а. Подвижных и спортивных игр. б. «Челночного» бега.

    в. Прыжков в высоту. г. Метаний.

    8.Под гибкостью как физическим качеством понимается…

    а. Комплекс морфо-функциональных свойств опорно-двигательного аппарата, опреде ляющий глубину наклона.

    б. Способность выполнять движения с большой амплитудой за счет мышечных сокращений.

    в. Комплекс свойств двигательного аппарата, определяющих подвижность его звеньев.

    г. Эластичность мышц и связок.

    9.В какой последовательности целесообразно выполнять перечисленные ниже упражнения для повышения скорости бега.

    1. Дыхательные упражнения

    2. Легкий продолжительный бег.

    3. Прыжковые упражнения с отягощением и без.

    4. Дыхательные упражнения в интервалах отдыха.

    5. Повторный бег на короткие дистанции.

    6. Ходьба.

    7. Упражнения на частоту движений (бег на месте).

    а. 1,2,3,4,5,6,7. б. 7,5,4,3,2,6,1.

    в. 2,1,3,7,4,5,6. г. 3,4,2,7,5,4,1.

    Часть 2.

    При выполнении заданий части 2 в бланке ответов (часть 2) в графе «ответ», соответствующий номеру выполняемого задания (В1-В5), впишите понятие, сформулируйте требуемую последовательность.

    В1. Раскройте условия эффективного физического развития и воспитания ребенка.

    В.2. Специфика и сущность метода Ж. Эбера.

    В. 3. Физическое развитие в узком и широком понимании.

    В4. Физическое воспитание – это …………

    В5. Вид объяснения, не используемый в старшей группе.

    Часть 3.

    С. Раскройте значение утренней гимнастики в гармоническом развитии ребенка.

    ВАРИАНТ V .

    1.При воспитании гибкости следует стремиться к …

    а. Гармоничному увеличению подвижности в основных суставах.

    б. Достижению максимальной амплитуды движений в основных суставах.

    в. Оптимальной амплитуде движений в плечевом и тазобедренном суставе.

    г. Восстановлению нормальной амплитуды движений суставов.

    2.Под выносливостью как физическим качеством понимается

    а. Комплекс свойств, обуславливающий возможность выполнять разнообразные физические нагрузки.

    б. Комплекс свойств, определяющих способность противостоять утомлению.

    в. Способность длительно совершать физическую работу, практически не утомляясь.

    г. Способность сохранять заданные параметры работы.

    Одной из главных задач, решаемых в процессе физического воспитания, является обеспечение многостороннего и гармоничного уровня развития физических качеств.

    Физическими качествами в теории и практике физического воспитания принято считать, социально-обусловленные, системно - структурированные психобиологические свойства человека, регламентирующие все многообразие видов и форм его двигательной активности .

    К числу основных физических качеств относят: силу, выносливость, быстроту, ловкость и гибкость. Одним из ценных двигательных качеств человека является гибкость.

    В физическом воспитании главной является задача обеспечения такой степени всестороннего развития гибкости, которая позволяла бы успешно овладевать основными жизненно важными двигательными действиями (умениями и навыками) и с высокой результативностью проявлять остальные двигательные способности -- координационные, скоростные, силовые, выносливость.

    В плане лечебной физической культуры в случае травм, наследственных или возникающих заболеваний выделяется задача по восстановлению нормальной амплитуды движений суставов.

    Для детей, подростков, юношей и девушек, занимающихся спортом, выдвигается задача совершенствования специальной гибкости, т.е. подвижности в тех суставах, которым предъявляются повышенные требования в избранном виде спорта.

    Ученые и исследователи в области физической культуры ставят гибкость по степени важности на второе место после выносливости, называя упражнения на растягивание эффективным средством оздоровления и гармоничного физического развития.

    Под гибкостью понимают, способность выполнять движения с большой амплитудой, морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, обуславливающее степень подвижности его звеньев относительно друг друга .

    Термин «гибкость» более приемлем, если имеют в виду суммарную подвижность в суставах всего тела. А применительно к отдельным суставам правильнее говорить «подвижность», а не «гибкость», например «подвижность в плечевых, тазобедренных или голеностопных суставах».

    Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений человека, так как ограничивает перемещения отдельных звеньев тела.

    Таким образом, гибкость характеризует степень подвижности в суставах и состояния мышечной системы.

    Термин «гибкость» более применяем, если иметь в виду суммарную подвижность в суставах всего тела, применительно к отдельным суставам правильно использовать термин «подвижность».

    Гибкость имеет большое значение в быту, в спортивной и трудовой деятельности.

    Она способствует правильной осанки, улучшает внешний вид и влияет на жизненный тонус.

    Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений. Благодаря достаточной подвижности позвоночного столба и растянутости плечевых и тазобедренных суставов человек имеет возможность выполнять мягкие, плавные и изящные движения.

    Недостаточно развитая гибкость ограничивает проявление таких физических качеств, как выносливость, сила, быстрота реакции и скорость движения. Увеличивая энергозатраты и, снижая экономичность работы, она затрудняет координацию движений человека, так как имитирует перемещение отдельных звеньев тела в пространстве и может привести к травмам мышц и связок при выполнении физических упражнений.

    Гибкость - рациональная работа наших мышц, при отсутствии запаса подвижности трудно выполнять амплитудные двигательные действия, что снижает потенциальные возможности занимающихся .

    Снижение гибкости вызывает проблемы со здоровьем: ухудшение осанки, механическое разбалансирование костей спины, таза и шеи, смещение отдельных частей тела относительно друг друга и как следствие повреждение связок, хрящей и деформацию тела. Короткие мышцы груди приводят к сутулости спины, которая в итоге проявляется во впалой грудной клетке и уменьшенной вентиляции легких.

    Мало эластичные сгибатели бедра и короткие спинные мышцы поворачивают таз вперед и вызывают лордоз, хронические боли в пояснице и воспаление седалищного нерва. Опущенная голова вызывает головные боли. Головокружение и хроническое переутомление мышц задней части тела.

    Гибкость быстрее других физических качеств утрачивается с возрастом (если специально не тренируется), поэтому ученые считают уровень гибкости мерилом возраста. Мудрые йоги говорят: «Пока позвоночник гибок, тело молодо».

    Гибкость -- это способность выполнять движения с максимальной амплитудой в суставах. Термин «гибкость» более приемлем, если имеют в виду суммарную подвижность в суставах всего тела. А применительно к отдельным суставам правильнее говорить «подвижность», а не «гибкость», например «подвижность в плечевых, тазобедренных или голеностопных суставах».

    Гибкость нам нужна не только для демонстрации, она необходима нам по жизни. Свойство гибкости участвует не только в редких случаях сложных движений, а намного чаще, чем нам кажется. Например, обеспечивает ровную осанку, когда одни мышцы растягиваются при напряжении других.

    Взглянем на свою повседневную жизнь. На работе в большей степени мы сидим. Сидим мы за компьютером и корпим над бумагами, кушаем в ресторане и посещаем кинотеатр, едем в транспорте или просто отдыхаем, приходя домой. устраиваемся в кресло перед телевизором и снова сидим. Но не каждый задумывается над таким «сидячим» образом жизни, который может привести ко многим проблемам: избыточному весу, отеку ног, заболеваниям сосудов и многим другим. Однако все это уже последствия. Основная причина - утрата гибкости тела, вследствие отсутствия движений.

    В профессиональной физической подготовке и спорте гибкость необходима для выполнения движений с большой и предельной амплитудой. Недостаточная подвижность в суставах может ограничивать проявление качеств силы, быстроты реакции и скорости движений, выносливости, увеличивая энерготраты и снижая экономичность работы, и приводит к серьезным травмам мышц и связок.

    Различают виды (формы проявления) гибкости - активная и пассивная.

    Активная гибкость - это способность человека достигать больших амплитуд движений за счет сокращения мышечных групп, проходящих через тот или иной сустав (например, амплитуда подъема ноги в равновесии «ласточка»).

    Пассивная гибкость - понимают способность выполнять движения с наибольшей амплитудой под воздействием внешних растягивающих сил: усилий партнера, внешнего отягощения, специальных приспособлений. В пассивных упражнениях на гибкость достигается большая, чем в активных упражнениях, амплитуда движений. Информативным показателем состояния суставного и мышечного аппарата является разница между показателями активной и пассивной гибкости. Эта разница называется дефицитом активной гибкости.

    Различают также динамическую и статическую гибкость. Первая проявляется во время движений, а вторая - в позах.

    Различают также общую и специальную гибкость. Общая гибкость характеризует подвижность во всех суставах тела и позволяет выполнять разнообразные движения с большой амплитудой. Специальная гибкость - предельная подвижность в отдельных суставах, соответствующая требованиям конкретного вида деятельности и определяющая эффективность спортивной или профессионально-прикладной деятельности.

    По аналитическому признаку проявления гибкости можно выделить гибкость шейных позвонков, плечевых суставов, поясничной части позвоночника, тазобедренного, коленного и голеностопного суставов. Гибкость в различных суставах имеет неодинаковое значение. Наибольшая нагрузка чаще всего приходится на поясничную часть и тазобедренные суставы.

    Делая вывод, отметим что, гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и повседневной деятельности. Исследования подтверждают необходимость развития подвижности высокого уровня в суставах для овладения техникой двигательных действий разных видов спорта (гимнастика, синхронное плавание, прыжки и др.). Уровень гибкости обусловливает также развитие быстроты, координационных способностей, силы. Трудно переоценить значение подвижности в суставах в случаях нарушения осанки, при коррекции плоскостопия, после спортивных и бытовых травм и т.д.

    Упражнения на гибкость можно легко и с успехом, самостоятельно и регулярно выполнять в домашних условиях. Особенно ценны упражнения для улучшения подвижности в суставах в сочетании с силовыми упражнениями. Упражнения на гибкость рассматриваются специалистами как одно из важных средств оздоровления, формирования правильной осанки, гармоничного физического развития.

    Любое движение человека производится благодаря подвижности в суставах. В некоторых суставах - плечевом, тазобедренном - человек обладает большой подвижностью, в других - коленном лучезапястном, голеностопном - амплитуда движений ограничена формой сустава и связочным аппаратом. Обычно человек редко использует всю свою максимальную подвижность и ограничивается какой-либо частью от имеющейся максимальной амплитуды движения в суставе. Однако недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, отрицательно влияет на скоростные и координационные способности, снижает экономичность работы и часто является причиной повреждения связок и мышц. Но, к сожалению, многие ученики и педагоги в своей физкультурной и спортивной деятельности недооценивают значение гибкости. Вместе с тем, воспитание гибкости имеет особое значение в целом для воспитания двигательных качеств и физического состояния людей, так как это ограничено достаточно жесткими возрастными рамками.


    Физическими (двигательными) качествами принято называть:

    а) способности человека правильно выполнять двигательные действия в сложных незнакомых жизненных ситуациях;

    б) врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональые качества, благодаря которым возможна двигательная деятельность человека;

    в) способности человека к быстрому освоению двигательного действия.

    а) величина максимального напряжения мышц, которую может продемонстрировать человек.

    б) комплекс психофизических свойств организма, обеспечивающих возможность человеку противодействовать внешним силам за счет мышечных напряжений.

    в) психофизические свойства человека, обеспечивающие возможность воздействовать на внешние силы за счет мышечных напряжений.

    г) комплекс психофизических свойств организма, позволяющий преодолевать внешние сопротивления либо противодействовать им за счет мышечных напряжений.

    Под силой как физическим качеством понимается:

    а) способность поднимать тяжелые предметы,

    б) свойство человека противодействовать внешним силам за счет мышечных напряжений,

    в) свойство человека воздействовать на внешние силы за счет мышечных напряжений.

    г) комплекс свойств организма, позволяющих преодолевать внешнее сопротивление либо противодействовать ему.

    При воспитании максимальной силы используются веса (ПМ – повторный максимум):

    а) очень малый (свыше 15 повторных максимумов(ПМ);

    б) малый (8-12 ПМ);

    в) предельный и околопредельный (1-3 ПМ).

    И для увеличения мышечной массы, и для снижения веса тела можно применять упражнения с отягощениями. Но при составлении комплексов упражнений для увеличения мышечной массы рекомендуются:

    а) полностью проработать одну группу мышц и только затем переходить к упражнениями, нагружающим другую группу мышц,

    б) чередовать серию упражнений. включающие в работу различные мышечные группы,

    в) использовать упражнения с относительно небольшим отягощением и большим количеством повторений,

    г) планировать большое количество подходов и ограничивать количество повторений в одном походе.

    ^ При развитии силы используют специальные упражнения с отягощениями. Их отличительная особенность заключается в том, что:

    а) в качестве отягощения используется собственный вес человека,

    б) они выполняются до утомления,

    в) они вызывают значительное напряжение мышц,

    г) они выполняются медленно.

    ^ Какие упражнения не эффективны при формировании телосложения?

    а . упражнения, способствующие увеличению силы;

    б. упражнения, способствующие повышению выносливости;

    в. упражнения, способствующие формированию правильной осанки;

    г. упражнения, способствующие повышению быстроты движений.

    ^ Результатом выполнения силовых упражнений с небольшим отягощением и предельным количеством повторений является:

    а) быстрый рост абсолютной силы.

    б) увеличение собственного веса,

    в) увеличение физиологического поперечника мышц,

    г) повышается опасность перенапряжения.

    Наиболее распространенным методом совершенствования скоростно-силовых способностей является:

    а) интервальная тренировка,

    б) метод расчлененно-конструктивного упражнения,

    в) метод выполнения упражнений с переменной интенсивностью,

    г) метод повторного выполнения упражнения.

    Максимальное напряжение мышц достигается при работе мышц в:

    а) преодолевающем режиме,

    б) удерживающем режиме,

    в) уступающем режиме,

    г) статическом режиме.

    ^ Какое из предложенных определений сформулировано не корректно:

    а) взрывная сила является компонентом скоростно-силовых способностей

    б) сила проявляется в собственности преодолевать сопротивление посредством мышечных напряжений,

    в) быстрота является качеством, от которого зависят скоростные характеристики движений,

    г) все предложенные определения сформулированы конкретно,

    Лучшие условия для развития взрывной силы мышц ног создаются во время:

    а) челночного бега,

    б) прыжков в глубину,

    в) подвижных игр,

    г) приседаний со штангой.

    а) скорость перемещения тела человека в пространстве и времени;

    б) комплекс психофизических свойств, позволяющих перемещать тело человека или отдаленные его звенья за минимально короткий отрезок времени;

    в) способность человека ускорять перемещение тела на коротком отрезке дистанции;

    г) быстрота реакции человека в ответ на неожиданно возникающий внешний раздражитель.

    Под быстротой как физическим качеством человека понимается:

    а) комплекс свойств, позволяющих передвигаться с большой скоростью.

    б) комплекс свойств. позволяющих выполнять непродолжительную работу в минимальный отрезок времени.

    в) способность быстро набирать скорость,

    г) комплекс свойств, позволяющих быстро реагировать на сигналы и выполнять движения с большой частотой.

    Для развития быстроты используют:

    а) подвижные и спортивные игры,

    б) упражнения в беге с максимальной скоростью,

    в) упражнения на быстроту реакции и частоту движений,

    г) двигательные действия. выполняемые с максимальной скоростью.

    Лучшие условия для развития быстроты реакции создаются во время:

    а) подвижных и спортивных игр,

    б) челночного бега,

    в) прыжков в высоту,

    г) метаний.

    ^ Под гибкостью как физическим качеством понимается:

    а) комплекс морфофункциональных свойств опорно-двигательного аппарата, определяющий глубину наклона,

    б) способность выполнять движения с большой амплитудой за счет мышечных сокращений,

    в) комплекс свойств двигательного аппарата, определяющих подвижность его звеньев,

    г) эластичность мышц и связок.

    Как дозируются упражнения на развитие гибкости, т.е. сколько движений следует делать в одной серии:

    а) упражнения выполняют до тех пор, пока не начнет уменьшаться амплитуда движений,

    б) выполняют 12- 16 циклов движений,

    в) упражнения выполняют до появления пота,

    г) упражнения выполняют до появления болевых ощущений.

    Под гибкостью как физическим качеством понимается:

    а) комплекс анатомо-морфологических свойств, определяющих глубину наклонов вперед-назад и вправо-влево;

    б) комплекс анатомо-морфологических свойств, обеспечивающих выполнять движения с разной амплитудой;

    в) комплекс анатомо-морфологических свойств, определяющих подвижность в суставах;

    г) комплекс анатомо-морфологических свойств, определяющих эластичность мышц и связок.

    При развитии гибкости следует стремиться к:

    а) к гармоничному увеличению подвижности в основных суставах,

    б) достижению максимальной амплитуды движений в основных суставах.

    в) оптимальный амплитуде движений в плечевом, тазобедренном, коленном суставах,

    г) восстановлению нормальной амплитуды движений суставов.

    Если после выполнения упражнения величина частоты сердечных сокращений (ЧСС) восстанавливается до исходного уровня за 30 секунд то это свидетельствует, что физическая нагрузка во время выполнения упражнения:

    а. мала и ее следует увеличить;

    б. переносится организмом достаточно легко, и ее можно повторить;

    в. достаточно большая, но ее можно повторить, увеличить время отдыха;

    г.

    Если после выполнения упражнения величина частоты сердечных сокращений (ЧСС) восстанавливается до исходного уровня за 60 секунд то это свидетельствует, что физическая нагрузка во время выполнения упражнения:

    а. мала и ее следует увеличить;

    б. переносится организмом относительно легко, и ее можно повторить;

    в. достаточно большая, но ее можно повторить, увеличив время отдыха;

    г. чрезмерная и ее надо уменьшить.

    Если после выполнения упражнения величина ЧСС восстанавливается до исходного уровня за 120 секунд, то это свидетельствует, что физическая нагрузка во время выполнения упражнения:

    а. мала и ее следует увеличить;

    б. переносится организмом относительно легко, и ее можно повторить;

    в. достаточно большая, но ее можно повторить, увеличив время отдыха;

    г. чрезмерная и ее надо уменьшить.

    Регулярные занятия физическими упражнениями способствуют повышению работоспособности, потому что:

    а. обеспечивают усиленную работу мышц;

    б. обеспечивают выполнение большого объема мышечной работы с разной интенсивностью;

    в. обеспечивают усиленную работу систем дыхания и кровообращения;

    г. обеспечивают усиленную работу системы энергообеспечения.

    ^ Укажите, в каком из комплексов утренней зарядки последовательность выполнения упражнений представлена наиболее правильно:

    1. дыхательные упражнения;

    2. упражнения на укрепление мышц и повышение гибкости;


    1. потягивания;

    1. бег с переходом на ходьбу;

    2. ходьба с постепенным повышением частоты шагов;

    3. прыжки;

    4. поочередное напряжение и расслабление мышц;

    5. бег в спокойном темпе.
    Комплекс - а (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8).

    Комплекс - б (7, 5, 8, 6, 2, 3, 2, 1, 4).

    Комплекс - в (3, 7, 5, 8, 1, 2, 6, 4, 1).

    Комплекс - г (3, 1, 2, 4, 7, 6, 8, 4).

    Выберите правильное распределение перечисленных ниже упражнений для основной части занятия по общей физической подготовке (ОФП):

    1.ходьба или спокойный бег в чередовании, с «дыхательными» упражнениями;

    2.упражнения, постепенно включающее в работу все большее количество мышечных групп;

    3.упражнения «на выносливость»;

    4.упражнения «на быстроту и гибкость»;

    5.упражнения на «силу»;

    6.дыхательные упражнения;

    а. 1, 2, 5, 4, 3, 6.

    б. 6, 2, 3, 1, 4, 5.

    в. 2, 6, 4, 5, 3, 1. г. 2, 1, 3, 4, 5, 6.

    а. функциональных возможностей систем энергообеспечения;

    б. антропометрических данных человека;

    в. выдержки и умения терпеть утомление;

    г. сократительных свойств мышц.

    При развитии выносливости применяют режимы нагрузки, которые принято подразделять на оздоровительный, поддерживающий, развивающий и тренирующий. Какую частоту сердечных сокращений вызывает поддерживающий режим?

    а. 110 - 120 ударов в минуту;

    б. 120 - 140 ударов в минуту;

    в. 140 - 160 ударов в минуту;

    г. свыше 160 ударов в минуту.

    б) умеренная интенсивность,

    в) максимальная интенсивность,

    г) активная работа большинства звеньев опорно-двигательных аппаратов.

    ^ При развитии выносливости не применяются упражнения, характерным признаком которых является:

    а) максимальная активность систем энергообеспечения,

    б) большая продолжительность,

    в) максимальная амплитуда движений,

    г) умеренная интенсивность.

    ^ Выносливость человека не зависит от:

    а) прочности звеньев опорно-двигательного аппарата,

    б) силы воли,

    в) силы мышц,

    г) возможности систем дыхания и кровообращения.

    ^ Какое из предложенных определений сформулировано некорректно?

    а. взрывная сила является компонентом скоростно-силовых способностей.

    б. скорость передвижения в пространстве обусловлена физическим качеством, обозначаемым как быстрота.

    в. быстрота является качеством, от которого зависят скоростные характеристики движений.

    г. все предложенные определения сформулированы корректно.

    ^ Результатом выполнения силовых упражнений с большим отягощением является…

    а. увеличение объема мышц.

    б. повышение уровня функциональных возможностей организма.

    в. укрепление опорно-двигательного аппарата.

    г. быстрый рост абсолютной силы.

    ^ Наиболее распространенным методом совершенствования скоростно-силовых способностей является…

    а. интервальная тренировка.

    б. метод повторного выполнения упражнений.

    в. метод выполнения упражнений с переменной интенсивностью.

    г. метод расчлененно-конструктивного упражнения.

    ^ Фактором преимущественно обусловливающим проявление общей выносливости является уровень развития…

    а. скоростно- силовых способностей.

    б. личностно-психических качеств.

    в. функциональная экономичность.

    г. аэробных возможностей.

    Упражнения «на гибкость» выполняются…

    а. до появления пота.

    б. по 8-16 циклов движений в серии.

    в. пока не начнется увеличиваться амплитуда движений.

    г. до появления болевых ощущений.

    ^ Основу непрерывности физического воспитания составляет…

    а. взаимодействие эффектов занятий физическими упражнениями.

    б. разнообразие форм занятий.

    в. специфика урочных форм занятий.

    г. сочетание занятий подготовительной и развивающей направленности.

    Укажите, какая последовательность воздействий на физические качества наиболее эффективна во время основной части урока по общефизической подготовке (ОФП) ?


    1. Выносливость.

    2. Гибкость.

    3. Быстрота.

    4. Сила.
    а. 1, 2, 3, 4.

    Частота сердечных сокращений, как правило, не превышает 140 уд/мин во время занятий …

    а. обще - подготовленной направленности.

    б. обще - развивающей направленности.

    в. в форме уроков.

    г. обще - укрепляющей направленности.

    Укажите, какие упражнения характерны для заключительной части урока физической культуры?


    1. Упражнения «на выносливость». а. 1, 5.

    2. Дыхательные упражнения. б. 3, 5

    3. Силовые упражнения. в. 2, 4.

    4. Скоростные упражнения. г. 2, 6.

    5. Упражнения «на гибкость».

    6. Упражнения «на внимание».

    а. разучивания координационно сложных действий.

    б. закрепления сформированных навыков.

    в. воспитания выносливости.

    г. совершенствования гибкости.

    ^ Волейбол как спортивная игра появился в конце XIX века в …

    а. США

    б. Канаде.

    в. Японии.

    г. Германии.

    Сгибание опорной ноги перед отталкиванием в лыжном спорте обозначается как …

    Прыжок со снаряда в гимнастике обозначается как …соскок

    Положение занимающегося, при котором согнутые в коленях ноги подтянуты руками к груди и кисти захватывают колени, в гимнастике обозначается как группировка…

    Способ, с помощью которого занимающийся держится за снаряд, в гимнастике называется хват…

    Завершите утверждение, вписав соответствующие числа в бланк ответов.

    Для занятия какими видами спорта характерны следующие виды травм?


    1. Биллиард. 5. Велосипедный спорт. 9. Гребной спорт.

    2. Бокс. 6. Горнолыжный спорт. 10. Легкая атлетика.

    3. Борьба. 7. Конькобежный спорт. 11. Тяжелая атлетика.

    4. Шахматы 8. Лыжный спорт. 12. Спортивные игры
    Растяжение связок голеностопного, коленного суставов …3,5,6,7,8,10,11,12

    Потертости, обморожения … 2,3,5,6,7,8,9,10,12

    Вероятность травм при занятиях физическими упражнениями снижается, если занимающиеся …

    а. следуют указаниям преподавателя.

    б. переоценивают свои возможности.

    в. не умеют владеть своими эмоциями.

    г. владеют навыками выполнения движений.

    Завершите утверждение, вписав соответствующее слово в бланк ответов.

    Катание на доске за воздушным змеем называется …

    Положение занимающегося, когда его плечи находятся выше точек опоры, называется … упор

    Метод организации деятельности занимающихся, предусматривающий последовательное выполнение серий заданий, дозируемых индивидуально на основе максимального теста, называется …

    Максимальная амплитуда движений, достигнутая приложением как внутренних, так и внешних сил характеризует … гибкость .

    Временное снижение работоспособности принято называть …утомлением

    Процесс становления и изменения биологических форм и функций организма, совершающийся под влиянием условий жизни и воспитания называется физическим …развитием

    Положение занимающегося на снаряде, при котором его плечи находятся ниже точек хвата, в гимнастике обозначается как …вис

    Двойной шаг, но только с фазой полета в конце движения в волейболе обозначается как …

    а. шаг. б. прыжок. в. скачок + г. падение.

    В профессиональной физической подготовке и спорте гибкость необходима для выполнения движений с большой и предельной амплитудой. Недостаточная подвижность в суставах может ограничивать проявление качеств силы, быстроты реакции и скорости движений, выносливости, увеличивая энерготраты и снижая экономичность работы, и зачастую приводит к серьезным травмам мышц и связок.

    Сам термин «гибкость» обычно используется для интегральной оценки подвижности звеньев тела. Если же оценивается амплитуда движений в отдельных суставах, то принято говорить о подвижности в них.

    В теории и методике физической культуры гибкость рассматривается как морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата человека, определяющее пределы движений звеньев тела. Различают две формы ее проявления: активную, характеризуемую величиной амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнений благодаря своим мышечным усилиям; пассивную, характеризуемую максимальной величиной амплитуды движений, достигаемой при действии внешних сил (например, с помощью партнера или отягощения и т. п.).

    В пассивных упражнениях на гибкость достигается большая, чем в активных упражнениях, амплитуда движений. Разницу между показателями активной и пассивной гибкости называют «резервной растяжимостью», или «запасом гибкости».

    Различают также общую и специальную гибкость.
    Общая гибкость характеризует подвижность во всех суставах тела и позволяет выполнять разнообразные движения с большой амплитудой.
    Специальная гибкость — предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность спортивной или профессионально-прикладной деятельности.

    Развивают гибкость с помощью упражнений на растягивание мышц и связок. В общем виде их можно классифицировать не только по активной, пассивной или смешанной форме выполнения и по направленности, но и по характеру работы мышц. Различают динамические, статические, а также смешанные стато-динамические упражнения на растягивание.

    Специальная гибкость приобретается в процессе выполнения определённых упражнений на растягивание мышечно-связочного аппарата. Зависит проявление гибкости от многих факторов и, прежде всего, от строения суставов, эластических свойств связок и мышц, а также от нервной регуляции тонуса мышц.

    Чем больше соответствие друг другу сочленяющихся суставных поверхностей (т. е. их конгруэнтность), тем меньше их подвижность. Шаровидные суставы имеют три, яйцевидные и седловидные — две, а блоковидные и цилиндрические — лишь одну ось вращения. В плоских суставах, не имеющих осей вращения, возможно лишь ограниченное скольжение одной суставной поверхности по другой.

    Ограничивают подвижность и такие анатомические особенности суставов, как костные выступы, находящиеся на пути движения суставных поверхностей.
    Ограничение гибкости связано и со связочным аппаратом: чем толще связки и суставная капсула и чем больше натяжение суставной капсулы, тем больше ограничена подвижность сочленяющихся сегментов тела.

    Кроме того, размах движений может быть лимитирован напряжением мышц-антагонистов. Поэтому проявление гибкости зависит не только от эластических свойств мышц, связок, формы и особенностей сочленяющихся суставных поверхностей, но и от Вашей способности сочетать произвольное расслабление растягиваемых мышц с напряжением мышц, производящих движение, то есть от совершенства межмышечной координации. Чем выше способность мышц-антагонистов к растяжению, тем меньшее сопротивление они оказывают при выполнении движений, и тем «легче» выполняются эти движения. Недостаточная подвижность в суставах, связанная с несогласованной работой мышц, вызывает «закрепощение» движений, резко замедляет их выполнение, затрудняет процесс освоения двигательных навыков. В ряде случаев узловые компоненты техники сложно-координированных движений вообще не могут быть выполнены из-за ограниченной подвижности работающих звеньев тела.

    К снижению гибкости может привести и систематическое или концентрированное на отдельных этапах подготовки применение силовых упражнений, если при этом в тренировочные программы не включаются упражнения на растягивание.

    Проявление гибкости в тот или иной момент времени зависит и от общего функционального состояния организма, и от внешних условий: времени суток, температуры мышц и окружающей среды,степени утомления.
    Обычно до 8-9 часов утра гибкость несколько снижена, однако тренировка в утренние часы для ее развития весьма эффективна. В холодную погоду и при охлаждении тела гибкость снижается, а при повышении температуры внешней среды и под влиянием разминки, повышающей и температуру тела, увеличивается.

    Утомление также ограничивает амплитуду активных движений и растяжимость мышечно-связочного аппарата, но не препятствует проявлению пассивной гибкости.

    Зависит гибкость и от возраста. Обычно подвижность крупных звеньев тела постепенно увеличивается до 13-14 лет, и, как правило, стабилизируется к 16-17 годам, а затем имеет устойчивую тенденцию к снижению. Вместе с тем, если после 13-14-летнего возраста не выполнять упражнений на растягивание, то гибкость может начать снижаться уже в юношеском возрасте. И наоборот, практика показывает, что даже в возрасте 40-50 лет, после регулярных занятий с применением разнообразных средств и методов, гибкость повышается, а у некоторых людей достигает или даже превосходит тот уровень, который был у них в юные годы.

    Список использованной литературы:

    Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А.В. Карасева. — М.: Лептос, 1994.-368 с.