Голосовые упражнения при заикании. Упражнения от заикания у детей: игры и артикуляционная гимнастика

Согласно МКБ-10, заикание - это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение.

Упражнение 1. Речевой аппарат устанавливается для произнесения звука [А] (расстояние между зубами равно двум пальцам, язык лежит плоско, кончик у нижних передних резцов), но губы в отличие от положения при звуке [А] сомкнуты; гортань должна быть опущена, глотка раскрыта, маленький язычок и небная занавеска подняты.

Проверить опущенное состояние глотки можно следующим образом: положить палец на хрящ гортани (адамово яблоко) и сделать глубокий вдох носом. Если палец ощутит движение хряща вниз, то это значит, что гортань опустилась и приняла нужное для свободного течения звука положение, глотка при этом раскрылась, как она обычно раскрывается при зевке: небная занавеска и маленький язычок поднялись вверх.

Встать прямо, проверить, нет ли мышечного напряжения шеи, головы, рук, всего тела; гортань и речевой аппарат установить в основное положение для свободного течения звука. Сделать вдох через нос и, сохраняя основное положение, послать выдыхаемую на звуке [М] струю так, чтобы ощутить звучание в верхних передних зубах. Звучащая струя воздуха как бы идет от диафрагмы и «ударяется» в верхние передние зубы. Звук должен быть легким и не очень продолжительным. Приложив руку к губам и верхней челюсти, можно ощутить некоторое дрожание-вибрирование. Это значит, что звук идет верно, без препятствий, что он попал в маску, то есть в кости лица, и отражается в ней.

Упражнение 2. Вывести в маску звук [М], который как бы разрывает сомкнутые губы гласным звуком [А]. Нижняя челюсть естественно опускается. Звук должен быть довольно продолжительным; следить за тем, чтобы при разрыве губ не появлялось призвука гнусавости, которая вызывается тем, что небная занавеска не поднимается и не закрывает прохода звука в носовую полость. Сочетание звуков [МА] взять в разных высотах.

Упражнение 3. На одном дыхании вывести сочетание звука [М] с тремя гласными - [А], [О], [У] и [И], [Э], [Ы]. Стараться все звуки произносить на одной высоте и направлять в маску. Следить за отсутствием напряжения, опорой и точной артикуляцией всех звуков.

Протяженность звуков характеризует определенную мелодию, которую принято называть «распевной интонацией», так как это звучание приближается к протяжному певческому. В отличие от «распевной интонации» в тренировке голоса развивается такое звучание, которое называется «речевой интонацией». «Речевая интонация» отличается отсутствием протяженного звучания гласных и приближается к разговорной мелодии.

Упражнение 4. Задача упражнения - добиться правильного посыла звука в маску в речевой и распевной интонациях. На одной высоте нужно постараться произнести сочетание звука [М] с тремя любыми (более верными) гласными, затем новый вдох - и новое сочетание. Последовательность упражнения:

а) вдох носом;

б) на одном вдохе - МА, МО, МУ или НА,

в) вдох носом;

г) на одном выдохе - МИ, МЭ, МЫ или НИ. В процессе упражнения необходимо следить за тем, чтобы не форсировать звук, посылать его в маску, держать опору.

Проделать упражнение в различных высотах.

Упражнение 5. Произносить на одном выдохе следующие согласные: ЖЖЖЖЖЖЖЖ - 3333333333 - НЬНЬНЬНЬНЬНЬ. Эти звуки по своей тембральной окраске тяготеют к различным резонаторам: Ж - ближе грудному звучанию, 3 - середине или «смешанному», среднему резонатору, НЬ - верхнему (головному, лицевому). Произнося подряд все согласные, постарайтесь проверить вибрацию звука во всех резонаторных полостях, прикладывая руку к груди, к лицевым костям (иначе маска). Попробуйте переводить звучание всех согласных в различные резонаторы.

Упражнение 6. На звуке [У] воспроизведите гудок трех теплоходов: большого, среднего и маленького. Последовательность гудков безразлична. Вы должны услышать три различные высоты вашего голоса. Проверьте резонаторы. Хорошо вытягивайте губы вперед при образовании звука [У]. Три услышанные и верно воспроизведенные высоты будут в какой-то степени определять диапазон вашего речевого голоса.

Упражнение 7. Взять воображаемый мяч, определить для себя, какой он величины и начать «играть», ударяя им об пол. При этом считать до десяти, на каждый счет ударяя по мячу, чтобы он «отскакивал» от пола. Затем, также считая до десяти, подбрасывать мяч на каждый счет вверх, потом снова ударять мячом об пол и считать до десяти. Каждый раз считать на одном выдохе. Повторить эту игру несколько раз. Вы услышите, что с изменением полета мяча изменится и высота вашего голоса: мяч внизу - звук голоса ниже, мяч вверху - звук голоса выше. Следить, чтобы звук не был напряженным, не тянуть сильно вверх шею, когда мяч летит вверх.

Упражнение 8. Собака (назовем ее Бобик) убежала, ее надо вернуть домой. Звать будем три раза: один раз с далекого расстояния, затем с более близкого, и, наконец, собака будет около вас. Повторять кличку собаки несколько раз в быстром темпе, кроме последнего (собака около вас). Последовательность упражнения: произнести слово «Бобик» на одном дыхании десять раз (собака далеко) - остановка - произнести слово «Бобик» десять раз (собака подошла ближе) - остановка - повторить кличку несколько раз, но более медленно (собака подошла к вам). В упражнении должна меняться высота звука.

Упражнение 9 . Принцип и задача те же, что и в предыдущем упражнении, но теперь собака бежит на зов без остановки, поэтому повторять ее кличку от высоких нот к низким через средние без остановки на одном дыхании. Произносить кличку столько раз, насколько хватит дыхания.

Упражнение 10. Вспомнив различие высот вашего голоса, которое появилось в предыдущих упражнениях, посчитайте до десяти на одном дыхании в трех различных высотах; после каждого счета до десяти нужно делать остановку, чтобы взять дыхание и услышать следующую высоту.

Упражнение 11. Произнести фразу «Я вам приказываю» с повышением по строчкам, начав с удобной нижней высоты. Всего пройти пять-шесть ступеней, не уходя в крик. Произнести данную фразу, оправдывая ситуацию (оправданием может быть, например, то обстоятельство, что приказ не выполняется).

Упражнение 12. В упражнении участвуют два человека. У первого фраза «Накажу!», у второго «Нет!». Первый произносит свою фразу в повышении по строчкам, второй идет на понижение. Первый приказывает, второй отвечает. Необходимо оправдать диалог предлагаемыми обстоятельствами.

С проблемой заикания сталкиваются и взрослые, и дети. Вне зависимости от возраста, этот дефект дикции причиняет немало дискомфорта, неудобств. Дети часто становятся предметом насмешек своих одноклассников, получают плохие оценки за устные ответы на уроках. Для взрослых недостаток речи может стать преградой в карьере. Методы, описанные ниже, направленные на лечение заикания у взрослого человека так и у ребенка, они включают в себя психологическую работу и специальные упражнения.

Причины заикания

Повторение одних и тех же звуков или целых слогов – ни что иное, как спазм во время работы артикуляционного аппарата. Непроизвольные сокращения возникают во время попытки выговорить те или иные слова. Специалисты-логопеды много лет исследуют феномен заикания.


Основными причинами называются следующие:

  1. Детские травмы во время периода активного развития речи – от года до трех. Заикание у ребенка может быть связано с действительно страшными событиями – смертью родственника, тяжелой болезнью, но иногда возникает из-за случайного стечения обстоятельств. Например, если малыша в этом возрасте испугает большая собака или даже крики мамы или папы.
  2. Биологические причины, с которыми может быть связано заикание у ребенка включают болезни мозга, нервной системы. Перенесенный в детстве менингит, внутричерепное давление, удары головы – все это относится к органическим предпосылкам. Бороться с такого рода заиканием труднее всего.
  3. Невротические переживания, связанные с процессом речи. Такие дети или взрослые могут совершенно нормально разговаривать в “обычной” жизни, но начинать заикаться в ответственных ситуация, когда требуется выступать, говорить на публику. Логоневроз не имеет “возраста”, заикание у взрослого такого типа встречается чаще всего.

Врачи утверждают, что мужчины чаще страдают этим недостатком речи, чем женщины, связывая предрасположенность с особенностью функций нервной системы и мозга. Логопеды также выделяют “замаскированное” заикание, когда человек не проглатывает слоги и не повторяет их, но вставляет в речь бессмысленные междометия – “э-э-э”, “кхем” и другие. Заикание у взрослого зачастую маскируется этими фонетическими паузами, отчего речь тоже не становится красивее.

Центр заикания “Причал”

Высоко результативным и эффективным зарекомендовал себя метод устранения заикания Центра «Причал» (№ патента 2497555) города курорта федерального значения Белокуриха. Именно там, в основу положена психологическая работа с пациентом по разрушению сложившихся рефлексов и привычек в производстве речи. Заикание, по мнению авторов метода, это «речевая травма», сопровождающаяся затруднением в речевых движениях.

Процесс занятий в Центре заикания “Причал” построен настолько гармонично, что позволяет за сравнительно короткий промежуток времени, 10-12 дней, привести в соответствие и отрегулировать обменные процессы в нервной и дыхательной системах, голосового, артикуляторного аппаратов. Вследствие систематических и ежедневных занятий, заикание исчезает, как вредная привычка. Формируется новая программа на спокойную речь и закрепляется на уровне подсознания.

Достоинством Центра “Причал” является и его месторасположение. Чистый горный воздух, уникальная минеральная вода, атмосфера доброжелательности, спокойствия, возможность приема (рекомендательно) процедуры ПРАК (программа резонансно-акустических колебаний), позволяют пациентам глубоко сосредоточиться и сконцентрироваться, и как результат, получить здоровую, спокойную, надежную и уверенную Речь!!!

Этот простой, уникальный и эффективный курс просто необходим для страдающих заиканием людей вне зависимости от возраста. А их в нашей стране немало (2% населения).

Как вылечить заикание у взрослых

Ситуационное заикание может возникнуть даже у совершенно здорового физически человека. Однако прежде, чем избавляться от симптома, необходимо определить причину возникающей проблемы. Если она связана с органическими нарушения, то способы, как вылечить заикание будут одни, направлены на устранение биологических причин. При иной этиологии более эффективна будет психотерапия.

Необходимо исключить следующие нарушения:

  • инсульт и его последствия;
  • энцефалит, осложнения болезни;
  • патологии полости рта – например, заячья губа;
  • неврологические нарушения.

Как избавиться от заикание у взрослых, если обнаружена одна из болезней или ее последствия, будет определять лечащий врач. Назначаются препараты, физиотерапия, специальные упражнения. Некоторые из них можно использовать и людям без органических патологий. От психологических проблем избавляет исключительно терапия и самотерапия, направленная на борьбу с неврозами.

Упражнения против заикания

Можно ли вылечить заикание в домашних условиях? Да, особенно если речь не идет о серьезных патологических изменениях. Немедикаментозные и психологические методики, упражнения подскажут, можно ли вылечить заикание без обращения к логопедам.

1. Дыхательная гимнастика

Упражнения на дыхания пригодятся любому, кто хочет знать, как вылечить заикание в домашних условиях. Методика простая, ее сможет выполнить ребенок и взрослый:

  1. В положении сидя чуть опустить голову вперед, глубоко вдохнуть носом, выдохнуть ртом. Повторить 10-15 раз. Вдох должен быть максимально быстрым, а выдох – медленным.
  2. Стоя поворачивать голову по своей оси. Тело должно оставаться расслабленным, руки по швам, ноги расставлены в комфортном положении. Повторить до двадцати раз.
  3. Сесть на твердую поверхность, закрыть глаза и дышать, стараясь проталкивать воздух с силой в диафрагму и обратно.

Работа с дыханием помогает исправить дефект дикции за счет укрепления мышц полости рта. Это один из ключевых моментов в том, как вылечить заикание. Крепкие мускулы менее подвержены спазмам, это относится и к артикуляционной мускулатуре.

2. Репетиции перед зеркалом


Психологический прием, который используют актеры и другие люди, профессионально работающие с речью, помогут и заикам. Как вылечить заикание с помощью репетиций? Очень просто: проговаривайте вслух стихи, читайте книги, репетируйте выступления. Постепенно ваша речь будет становиться более гладкой.

3. Медитация

Как любой невроз, заикание проявляется в моменты душевного волнения, равно у детей и взрослых. Понимание этой особенности поможет понять, как научиться расслабляться или научить своего ребенка перед потенциально травмирующей ситуацией. Медитационные практики помогут сосредоточиться на смысле выступления, а не на дефекте речи.

4. Ароматические масла

Фитотерапия поможет успокоиться. Лаванда, чабрец и шалфей рекомендованы как легкие седативные средства, которые помогут перестать тревожиться перед необходимостью разговора. Дополнительно можно выпить чашку мятного чая, который тоже обладает безвредным успокаивающим эффектом.

5. Молчание

При лечении заикания необходимо выдерживать речевой режим, чтобы не перегружать мускулатуру рта и гортани. Большую часть дня желательно молчать. Для детей можно придумывать специальные игровые ситуации, например изображать рыбок.

6. Массаж

Процедуры у специалиста либо самомассаж области шеи и горла помогут снять и предотвратить спазмы. Движения должны быть мягкими, плавными, направленными на то, чтобы максимально релаксировать артикуляционный аппарат.

Дефекты речи способны испортить жизнь как ребенку, так и взрослому. Малышей с проблемами заикания лучше показывать специалисту, как только появились негативные симптомы. Взрослый также может посетить психотерапевта и невролога. А упражнения, применяемые в домашних условиях, будут полезны в любом случае.

Всем доброго дня! Знаете ли вы, что упражнения от заикания у детей приносят почти 50% результата в лечении этого недуга? Главное тут регулярность занятий и упорство. Но, разве захочет ребёнок выполнять что-то, если ему не хочется? Да и однообразие его угнетёт. Но выход есть! И сейчас я о нём расскажу.

Заикание, это серьёзный речевой недуг, который не сразу поддаётся терапии. И лечение тут многогранно. По сути нужно, чтобы дитя не только научилось правильно говорить, но ещё и закрепило эти навыки. А сделать это возможно лишь посредством каждодневных манипуляций.

Но чтобы кроха выполнял их с удовольствием, нужно его заинтересовать. Чем? Конечно, игрой! Поэтому лучше говорить, не: «Давай пойдём позанимаемся», а: «Давай, пойдём поиграем!» И чтобы малыш не утомился от однообразия, нужно сделать так, чтобы игры были разными.

Ну это просто! Ведь упражнения при заикании у детей направлены на развитие следующих систем:

  • Дыхательной.
  • Артикуляционной.
  • Мышечной (учиться расслабляться).
  • Голосовой.
  • Развитие чувства ритмики.

Видите, какую большую работу нужно проделать? Об однообразии и речи нет! Ну а теперь, когда ясно, что заинтересовать ребёнка можно, о сути каждой методики.

Дыхательная гимнастика

Вообще, дыхательная методика — штука очень полезная. Она помогает не только при заикании, но и ускоряет процесс становления речи. Самой распространённой является зарядка Стрельниковой. Суть заключается в том, чтобы при различных физических действиях малыш вдыхал и выдыхал по правилам. Тут довольно много манипуляций, направленных и на расслабление, и на умение контролировать дыхание, и на развитие речевых способностей.

Кроме такой масштабной методики могу предложить варианты попроще, но эффективность их от этого не снижается.

  • Пусть кроха ляжет на спинку. Положите ему на животик мягкую игрушку. Теперь нужно сделать вдох, надув живот. Игрушка поднимется вверх. После этого следует выдох, плавный со звуком «пффф». При этом соблюдать дыхание ровное и спокойное.
  • Дуем ватные шарики. Сделайте из ваты небольшие комочки, и дуйте вместе с малышом. Сначала манипуляцию можно проделывать на гладком столе. А потом усложнить задачу: постелить махровое полотенце. Кусочки ваты будут цепляться за ворсинки. Тем самым у крохи будет появляться спортивный интерес, он будет набирать больше воздуха, и дуть дольше.
  • А мыльные пузыри! Ну какой ребёнок их не любит пускать? И весело, и полезно одновременно!
  • Через соломинку можно дуть в воду. Представляете, сколько восторга это доставит карапузу?

Скажите, а вы знаете ещё подобные примеры? Поделитесь? Ну а я пока расскажу про артикуляцию!

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика при заикании признана одной из самых эффективных. Ещё бы! Ведь тут тренируются мышцы артикуляционного аппарата! Смотрите сами:

  • Надуваем щёки, спускаем. Теперь надуваем каждую щёку в отдельности.
  • Хлопаем губками друг об друга, как рыбки.
  • Язычком надавливаем то на одну, то на другую щёку поочерёдно.
  • Надуть щёки и закрыть ротик. Теперь ударяем по щёчкам кулачками, чтобы воздух выходил с шумом.
  • Вообразим, что язычок, это зубная щётка! Попросите малыша почистить языком зубки при закрытом ротике.
  • Покусать верхнюю, потом нижнюю губу.

Кроме этого можно просить дитя при открытом ротике покашлять несколько раз или позевать. Главное, соблюдайте системность! И не забывайте про комплексность.

Мышечная гимнастика

Замечали, как говорит малыш, начинающий заикаться? Речь прерывиста, воздуха не хватает сказать порой даже слова. И при всём этом начинают напрягаться его мышцы, любые: лица, шеи, плеч... Причём неважна причина заболевания.

Что же, нужно учиться расслабляться. Попросите дитя напрячь любую часть тела, например, сжать сильно кулачки на 5 секунд. Теперь попросите максимально расслабиться. То же самое проделайте с другой частью тела.

Голосовая гимнастика

А теперь учимся говорить громко и уверенно. На время упражнений просите кроху держать головку прямо и смотреть прямо в ваши глаза. Ведь это так важно в разговоре! Зрительный контакт. Когда дитя привыкнет, он не будет чувствовать скованности и стесняться.

Устройте небольшой спектакль только для членов семьи. Потом можно пригласить друзей, которых кроха хорошо знает. Такой метод помогает научиться не бояться говорить громко и открыто на публику.

Наряду с этим применяйте другие нехитрые действия:

  • Пение гласных: АОИЕ, любые другие комбинации. При этом регулировать громкость: громко, тихо, громко, теперь всё тише и тише.
  • Распевание тех же гласных только менять не громкость, а интонацию: сердито, ласково, грустно, весело.
  • Воображаемый мячик бьётся об пол со звуком МО, об стену со звуком МЭ и так далее.

И напоследок отрегулируем чувство такта в речи.

Ритмическая гимнастика

Помню, в 5 классе я начала посещать школьные уроки танцев. Там отбирали по таком принципу: учитель ключом настукивала мелодию, а мы должны были повторить. Вот что-то подобное делаем и при лечении заикания.

Начинаем с простого. Стукните 2 раза, потом ещё 2. Пусть дитя повторит. Теперь усложняем задачу: стукните 2, потом 3 раза.

Вместо звуков можно хлопать ладошками под стихи. Например: «ЗАЙку БРОсиЛА ХОзяйка...». берите простые и легко запоминаемые стишки. Да, ещё специалисты советуют распевать народные песенки или потешки.

При постоянном и кропотливом труде, подобные логопедические тренировки дадут отличный результат. Дорогие взрослые, именно от нашего настроя зависит здоровье малыша! Верьте и всё получится!

А теперь расскажите вы, как приходится избавляться от недуга? Какие игровые упражнения знаете? Оставляйте комментарии и становитесь подписчиками блога. До новых встреч. Пока!

Заикания при речевом общении создают сложности и дискомфорт как для взрослых так и для детей. Однако спасение от этой патологии не только в лечении нервной системы и организма в целом. Немаловажным фактором в проблеме постановки свободной речи при заикании стала и дыхательная гимнастика. Благодаря четко разработанной системе, речевой аппарат начинает функционировать правильно, выравнивается артикуляция и голос. Дыхательные упражнения при заикании имеют наибольший эффект у детей, но перед ее применением обязательно получите консультацию у логопеда.

Дыхательная гимнастика при заикании подразумевает комплексы лечебных упражнений различной сложности в разных положениях тела:

  • Во время активного движения человека (бег, ходьба, прыжки);
  • В состоянии полного покоя (стоя в расслабленной позиции, сидя, в позиции лежа).

Это обусловлено несколькими задачами дыхательной гимнастики:

  • Пробуждение активности мышц в брюшном прессе;
  • Освоение техники диафрагмального дыхания;
  • Сознательная регулировка ритма дыхания;
  • Грамотное соотношение вдохов и выдохов;
  • Правильная расстановка выдохов при речевых отрезках.

Система целенаправленных, профессионально сложенных тренировок позволяет развивать ритм и темп дыхания. Изначально тренировка предполагает дыхательные упражнения, после начнет сопровождаться звуками, звукосочетаниями и вербальными проявлениями. Постепенное повышение уровня сложности заданий приведут к быстрому и полному выздоровлению пациента.

Небрежное отношение к дыхательной гимнастике может привести как минимум к неэффективности процесса. Регулярное выполнение упражнений с постепенными, удлиненными выдохами при заикании у детей – залог формирования свободного дыхания во время разговора. Полноценные выдохи помогают запастись необходимым количеством воздуха на вдохе.

Природа происхождения заикания

Перед тем как приступать к дыхательным упражнениям от заикания, нужно понять отчего возникает дефект. Исследователи и ученые, доктора и профессора сходятся во мнении, что заикание само по себе не является речевым нарушением. Психолог и педагог Р. Е. Левина считает, что скорость устранения дефектов речи зависит от того, насколько серьёзно ребенок относится к дефекту, а также в зависимости от природы возникновения заикания.

Целый ряд советских педагогов, таких как М. Е. Хватцев, М. И. Пайкин и другие считали, что первоочередной причиной появления заикания служит шоковое состояние, травма психологического характера, резкий испуг. Кроме того, специалисты настаивают, что простое спотыкание в речи еще не является заиканием и оно легче поддаётся корректировке.

Стоит выделить основные причины вызывающие патологию:

  • Заикание, как следствие травм, частых болезней, шоковых ситуаций;
  • Возникновение дефекта в случае, когда левшу переучивают в правшу;
  • Последствия пережитого шока, стресса, чрезмерного утомления во время публичных выступлений и подготовки к ним.

Каждый тип заикания вызванный, вышеуказанными причинами поддаётся лечению.

Один из способов решения проблемы – дыхательная гимнастика при заикании.

Методика лечения от А. Н. Стрельниковой

Методов тренировки дыхания на сегодняшний день существует довольно большое количество. Однако наибольший вклад, по мнению специалистов, в решение проблемы сделала Александра Николаевна Стрельникова. Будучи оперной певицей, женщина страдала от приступов удушья. Чтобы избавится от приступов она разработала специальную систему, которая помогла ей справиться с недугом. Вскоре дыхательная гимнастика возымела популярность по всему Советскому Союзу, многие доктора признали эффективность упражнений. Считается, что система Стрельниковой наиболее эффективная работа над дыханием при заикании.

Уникальной дыхательная гимнастика от Стрельниковой считается благодаря нижеследующим особенностям упражнений:

  1. резкие и короткие вдохи носом, необходимые во время сжимания грудной клетки;
  2. все упражнения направлены на активное действие всех частей тела;
  3. усиление внутреннего тканевого дыхания, как следствие, повышение показателей усвоения кислорода организмом.

Данная система направлена не только на лечение заикания – она приходит на помощь больным, страдающих заболеваниями различных систем органов. Как метод лечения, гимнастику следует выполнять дважды в день, в утреннее и вечернее время.

Ниже расскажем о нескольких упражнениях, которые помогут справиться с дефектами речи как у ребенка, так и у взрослого.

Упражнение «Ладошки»

Упражнение включает сжатие ладошек в кулаки. При сжатиях выполняются 8 шумных вдохов носом. После этого нужно сделать паузу в несколько секунд и повторить движения снова. Необходимое количество повторов – 32. Что же касается выдохов, то задерживать их не стоит, они делаются ртом, достаточно пассивно.

Вдыхать носом рекомендуется при слегка сомкнутых губах, а во время выдоха, губы необходимо разжать и выполнить естественный выдох. Обязательно нужно следить за положением плеч – не поднимать. Возможно легкое головокружение во время тренировки. Тем, у кого присутствует такой эффект, советуют выполнять упражнение сидя.

Упражнение «Погончики»

8 активных вдохов без пауз, после передышки в пару секунд – повторить цикл. Необходимое количество повторов – 32. Кулаки не поднимаем выше пояса.

Упражнение «Насос»

8 вдохов делаются циклами 4 раза. Несколько секунд перерыв и снова повтор цикла. Представляем как будто накачиваем шину ручным насосом.

Все три упражнения занимают примерно 10 минут. Вдохи везде должны быть короткими как хлопок.

Усложненный комплекс выполняется после того, как дыхательная гимнастика Стрельниковой при заикании в облегченной форме будет выполняться пациентом без особого затруднения.

Кинезиология как метод борьбы с заиканием

Наука кинезиология занимается изучением развития умственных и физических способностей посредством выполнения определённых упражнений для двигательного аппарата. Считается, что истоки кинезиологии берут начало в Древней Руси и Древней Греции. Многие логопеды советуют обратить внимание при заикании на кинезиологические упражнения, так как положительные результаты практики очевидны:

  • упражнения влияют на развитие активности мозга;
  • трудности в усвоении информации детьми сводятся к минимуму;
  • упражнения способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга.

Грамотный подход к выполнению упражнений ребенком обеспечивает позитивный результат. Непроизвольные зажимы мышц снимаются, непреднамеренные движения сокращаются в разы. Также стоит отметить, что подвижный ребенок лучше обучаем, нежели пассивный в действиях малыш.

Система гимнастики для ребенка, которая способствует устранению заикания, включает в себя несколько направлений:

  • растяжка, которая нормализует мышечные сокращения;
  • дыхательная гимнастика позволяет отладить ритмы организма;
  • упражнения для глаз, направленные на улучшение восприятия.

Малышу будет интересно выполнять большинство заданий, так как многие из них подключают воображение. Таким образом, в растяжке присутствует упражнение «Снеговик», в котором нужно представить себя тающим снеговиком – начиная от головы, заканчивая конечностями. Ребенок должен постепенно расслабляться. «Таить», чтобы в конце концов мягко приземлиться на пол, имитируя лужу воды.

Кинезиологические упражнения предполагает выполнение упражнения «Дерево», которое нужно выполнять на корточках. Малыш прячет голову между коленями, обхватывает их ручками и представляет себя семечком, прорастающим и становящимся прекрасным деревом. Ребенок поднимается на ноги, расправляет все тело и вытягивает руки вверх. Дует ветер, и ребенок имитирует качание веток.

В числе дыхательных упражнений выделяют «Свечу», исходное положение сидящее. Малыш представляет большую свечу и пытается ее задуть коротким выдохом. Затем представляет 5 маленьких свечей, набирает воздух и короткими выдохами задувает все свечи.

Занятия для глаз типичные для любого офтальмологического комплекса. В процессе должны сокращаться мышцы. Взгляд устремляется в даль и в близь, глазное яблоко двигается по часовой стрелке и против, напрягается и расслабляется.

Упражнения будут иметь больший эффект в комплексе с массажем, который выполняется для расслабления организма и настройки на восприятие упражнений.

Как бы ни была важна дыхательная гимнастика при заикании, всегда нужно обращать внимание на психологическое состояние ребенка. Родители и близкие должны максимально правильно подобрать тактику общения с ребенком. Стараться не обидеть чувствительного малыша, но в то же время, не пытаться во всём угождать ему. Дети прекрасно чувствуют чрезмерную жалость и всяческими способами будут отвергать такую заботу. В конце концов, это чревато недоверием со стороны ребёнка, как следствие, невозможностью избавить его от дефектов речевого аппарата.

У заикающихся детей часто бывают проблемы со сверстниками – это еще один психологический фактор, который необходимо учесть. Ребенку нужно донести, что его дефект – не изъян, а особенность. И все, что ему нужно, чтобы завести друзей – это общаться с ребятами и не бояться своего голоса, ведь никто не идеален.

Запас терпения, поддержка ребенка – это то, что необходимо вкладывать в сбалансированную работу с дыханием, помимо физических упражнений для организма. Несколько месяцев потребуется для того, чтобы дыхательные упражнения при заикании, а также кинезиология сделали свое дело. Ожидать моментального результата не стоит, однако, ежедневный труд над проблемой обеспечит полное исцеление ребенка, подарит ему радость и легкость человеческого общения.

Добрый день!

По себе знаю, что заикание приносит огромные душевные муки, но как ни странно, заики в большинстве своем очень пассивные люди, в общем-то, как и все люди, когда дела касается глубокой работы над собой . Единицы способны взяться и усердно работать над собой в течение длительного времени. Но такие люди есть и их много, о них вы можете узнать . Сегодня поговорим о дыхательных техниках, которые помогут вам в борьбе с заиканием, а конкретно, помогает ли дыхательная гимнастика Стрельниковой при заикании.

Я пробовал очень многие дыхательные упражнения от заикания, и все они давали какой-то результат, иногда чуть лучше иногда чуть хуже, но полного избавления не случилось. И я вам честно скажу – совершенно не важно, насколько сильно вы заикаетесь! Если у вас сильное заикание, и вы надеетесь, что если вы хоть немного улучшите свою речь, то жизнь станет лучше — вы ошибаетесь!

Даже если у вас легкая степень заикания, незнакомый человек сразу вешает на вас ярлык «заика» и этот взгляд… как на инвалида какого-то. Если вы заикаетесь, то вы понимаете, такой устало-внимательный взгляд, вроде хотят подсказать, чтоб ты уже родил, что хотел сказать и отстал.

Прочитайте мою книгу, в которой я рассказываю мой опыт избавления от заикания, введите ниже ваш email и получите ее, это совершенно бесплатно!

Гимнастика Стрельниковой от заикания

Пожалуй, самая известная из дыхательных гимнастик это гимнастика — Стрельниковой А. Н . Еще около 15 лет назад, когда я был еще ребенок, мне бабушка принесла книжку Стрельниковой, но я не стал заниматься… причина – конечно же, лень!

Но спустя годы я все же взялся за нее, результаты были, но не особо внушительные. После тога как я перестал заниматься, заикание быстро вернулось. В самой книге Стрельникова писала, что заикание сложно лечиться с помощью этой гимнастики и времени требуется от 6 месяцев. Заикающийся должен правильно дышать в течении всего дня. Сама тренировка занимает не много времени.

Если вы все же хотите попробовать я приведу для вас самые действенные гимнастики, вдруг именно вам поможет перестать заикаться!

Дыхательная гимнастика при заикании у детей и взрослых Стрельниковой основана на сочетании резкого и короткого вдоха с различными телодвижениями. Активные телодвижения вызывают сильное кислородное голодание.

Упражнение «Насос»

Встаньте ровно, опустите руки вниз. Немного наклоните тело вниз, к полу: округлите спину, опустите голову (смотрите на ступни или на пол, но не напрягайте шею и плечи, руки опустите вниз). Произведите короткий и шумный вдох в конечной точке вашего наклона.

Произведите наклон еще раз и во время наклона сделайте шумный, короткий вдох. Далее во время выдоха, немного выпрямитесь и свободно выпускайте воздух через рот или через нос, без усилий.

Это упражнение сделайте 8 раз (8 поклонов с вдохом), после выполнения отдых 3-6 секунд и далее опять 8 поклонов со вдохом.

Норма данного упражнения 12 раз по 8 поклонов со вдохом. В общей сложности выходит 96 вдохов — выдохов. Это так называемая Стрельниковская сотня». Если есть возможность и позволяет организм делайте по 16 вдохов и выдохов, затем кат же перерыв 3-6 секунд и так 8 подходов.

Делайте тренировки ежедневно и уже через 2-3 дня (для некоторых нужно больше времени) можно уже выполнять по 16 вдохов с выдохом, а затем и по 32. Так же 32 вдоха с выдохом, далее 3-6 секунд отдых. И так 3 раза (одна сотня) или 6 раз (две сотни).

Если вам тяжело увеличивать количество вдохов с выдохом, то делайте без остановок по 8 раз. Попробуйте увеличивать количество спустя 1-2 недели ежедневных упражнений до 16, а затем и до 32 х.

Данное упражнение необходимо делать без усилий, легко и свободно без напряжения в шее и пояснице.

Если у вас тяжелое состояние организма, то возможно выполнять упражнение сидя.

У упражнения от заикания Стрельниковой есть некоторые ограничения!

Ни в коем случае не наклоняйтесь низко при:

  • Травмы головы
  • Травмы позвоночника
  • Смещения межпозвоночных дисков
  • позвоночные грыжи
  • многолетнем остеохондрозе
  • радикулите
  • артериальном давлении
  • внутриглазном давлении
  • камнях в почках
  • при близорукости более 5 диоптрий

Выполняйте упражнение насос легко и покойно в ритме армейского шага. Если после первых тренировок возникнет боль в спине — ничего страшного! Не прекращайте тренировки, но осторожнее, учтите ограничения описанные выше. Со временем боль отступит и вам все легче будет выполнять упражнения.

Упражнение «Обними плечи»

Начальное положение: выпрямитесь. Согните руки в локтях и поднимите их на уровень плеч, кистями друг к дружке. Делайте шумный и короткий вдох носом и одновременно бросайте руки друг к другу, обнимая себя за плечи. Очень важно, чтобы ваши руки двигались не крест-накрест, а параллельно. Одна рука окажется над другой, какая не важно. Главное запомните, что на протяжении всего упражнения не следует менять положение рук.

Сразу после вдоха руки слегка расходятся (не не до начального положения). Вовремя вдоха локти должны сойтись на уровне грудной клетки и образовать треугольник, после этого руки слегка расходятся и получается квадрат. В это время на выдохе свободно и пассивно выходит воздух из легких.

Далее, руки сходятся треугольником — делайте вдох, и затем немного разводите руки в стороны (должен образоваться квадрат) — выдох должен пойти незаметно через слегка приоткрытый рот или через нос. Запомните, что необходимо бросать руки лруг другу навстречу паралельно, а не крест накрест. Помните, как в школе первоклашки сидели за партами, положив руки на парты, одно на одну, вот так и нужно выполняться данное упражнение, параллельно.

Важно! Ограничения!

Если только осваиваете гимнастику Стрельниковой, то сразу не делайте упражнение «обними плечи» первые 2-3 недели. Это упражнение стоит подключать, когда вы в достаточной степени освоите другие упражнения.

Так же это упражнение сначала необходимо делать не более чем по 8 вдохов выдохов, с отдыхом 3-6 секунд.

Оптимально 12 раз по 8 вдохов выдохов за один раз. Через 2-3 недели допустимо увеличить до 16 или до 32 количество вдохов выдохов подряд.

Важно! Не следует напрягать руки в этом упражнении, не нужно разводить их широко в стороны и менять местами. Рука снизу идет к подмышке, а которая сверху к плечу.

Данное упражнение от заикания допустимо делать сидя и даже лежа, если состояние тяжелое. Если у вас одна рука травмирована, выполняйте упражнение одной здоровой рукой, но мысленно представьте, что у вас работает и вторая рука.

Если вы уже хорошо освоили упражнение «Обними плечи», делаете его по 32 вдоха-выдоха без остановок и в положения стоя, то можете в момент встречного движения ваших рук немного откидывать назад голову, делая своеобразных «вдох с потолка».

Данная дыхательная гимнастика от заикания поможет улучшить свою речь. Делать или нет, решать вам.

Красной нитью в моем блоге проходит мысль о том, что заикание можно вылечить! Это реально ! Многие люди справились с этим недугом!

И всех этих «героев» объединяет одно – они искали не просто избавления от заикания, НЕТ! Они пошли на много дальше, они развили свою речь до определенных высот.