Йога как традиционная система физических упражнений. Современные и традиционные оздоровительные системы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Биологический факультет

Реферат по Физической культуре: «Йога – как система физических упражнений»

Cтудентки 4 курса 8 группы

Иванчик А. Н.

Минск, 2011

ЙОГА, КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ

Образ жизни в мире, полном стрессовых и конфликтных ситуаций, требует повышенного внимания к состоянию своего здоровья. Стремление обрести покой, освободиться от стресса, достичь внутренней гармонии сродни поиску "потерянного рая" и может быть поэтому, здоровый образ жизни стал чрезвычайно популярен в современном мире.

Здоровье - основной индикатор состояния жизненных сил человека и качества жизни. Однако, работая только над своим телом и не уделяя должного внимания мыслям, движениям души, человек, к сожалению, не достигнет целостности. Только забота о теле в сочетании с развитием и сознания позволить ощутить радость бытия в полной мере.

Йога - древнее учение, о совершенствовании тела и духа, система практик, способных раскрыть весь энергетический потенциал человека и направить его в нужно русло.Йога упражнения - это соприкосновение с древними восточными традициями и знакомство с уникальной системой оздоровления организма, насчитывающей многие столетия.Истинное желание заняться йогой приходит как осознанная необходимость. Сколько бы лестных отзывов о йоге вы ни слышали, все равно решение принимает каждый человек самостоятельно и в определенный период своей жизни. Только в этом случае йога упражнения станут осмысленными, приносящими наибольшую пользу вашему организму. Слепое следование моде, отношение к йоге как к тренду сезона не имеет ничего общего с принятием философии йоги. Упражнения требуют значительного приложения сил: и физических, и духовных.

Йога упражнения

Йога упражнения - работа и с телом, умом и душой. Именно достижение гармоничного единства между этими тремя субстанциями и является смыслом йоги. Упражнения, регулярность их выполнения, могут действительно изменить всю жизнь человека, научить его мыслить иначе.

ЙОГА: упражнения для гармоничного развития тела и духа

Движение в направлении йоги - это обучение организма сохранять жизненную энергию, накапливать и распределять силы, самостоятельно избавляться от недомоганий и оставаться активным до самой старости.

Чтобы йога упражнения были действительно полезными, приносящими душевное равновесие, нужно быть очень осторожным на стадии знакомства с этой древнейшей системой. Перед выполнением упражнений необходимо хорошо расслабиться посредством дыхательной гимнастики и медитативной практики. Не пытайтесь с первого раза достичь совершенства в выполнении упражнений йоги, иначе можно себя травмировать и на некоторое время забыть о йоге.

ЙОГА: упражнения для здоровья и долголетия

Упражнения йоги (или асаны) имеют поразительный эффект на организм в целом.

Упражнения йоги очищают организм.

Упражнения йоги усиливают кровообращение и обеспечивают долголетие.

Упражнения йоги делают тело стройным и красивым, а мысли - позитивными и ясными.

Упражнения йоги улучшают память и способность к сосредоточению.

Упражнения йоги снабжают ткани организма достаточным количеством крови, что обеспечивает сохранение здоровья.

ЙОГА - золотое правило

Определите свой ЧАС ЙОГИ и строго придерживайтесь его.

ЧАС ЙОГИ должен быть в вашей жизни независимо от желания, настроения и обстоятельств. Выполнять упражнения йоги следует ЕЖЕДНЕВНО.

Упражнения йоги для начинающих

ПРАВИЛА, которые следует выполнять для того, чтобы упражнения йоги принесли наибольший эффект Запомните:

Не следует выполнять позы сразу после сна.

Позы (асаны) всегда делаются на голодный желудок, через 1,5-2 часа после лёгкой еды и через 4 часа после плотной еды.

Делать позы следует в хорошо проветриваемом помещении, можно и на природе при условии, что никто не будет мешать.

Одежда для занятий должна быть удобной и просторной.

Выберите подходящее время для занятий в соответствии с Вашими возможностями и распорядком дня.

Делайте позы йоги без суеты, медленно, сосредотачивая своё внимание на ощущениях в теле.

Постелите коврик. Можно включить приятную, тихую музыку.

Оставьте все заботы, тревоги, суету. Постарайтесь ни о чём не думать.

Есть только вы, ваше тело и йога.

Упражнение 1: поза ГОРЫ (тадасана)

Это первая поза, с которой начинается любой комплекс упражнений йоги.На первый взгляд очень простое упражнение, но для его правильного выполнения тоже нужны некоторые навыки.

Выполнение:

Встаньте. Ноги вместе. Ступни соприкасаются по всей длине. Колени выпрямлены. Мышцы бёдер напряжены. Спина прямая. Голова слегка приподнята. Плечи отведите назад. Руки свободно опущены вдоль тела. Ладони обращены к телу. Следите за лицом. Оно должно быть расслаблено. Смотрите прямо перед собой. Сосредоточьтесь на центре тела. Оставайтесь в этой позе 1-2 минуты.

Упражнение 2: поза ДЕРЕВА (врикшасана)

Эта поза укрепляет нервную систему, развивает вестибулярный аппарат, делает ноги сильными, благотворно влияет на суставы. Выполнение:

Встаньте в позу ГОРЫ. Согните правую ногу и отведите колено в сторону.Возьмите стопу руками и положите её на левое бедро, как можно ближе к паху.Правое колено должно находиться в одной плоскости с телом. Вдыхая, поднимите руки вверх над головой, выпрямите локти, соедините ладони, не сгибая локтей.Замрите в этой позе на 1-2 минуты.Повторите упражнение, поменяв опорную ногу.

Упражнение 3: поза ТРЕУГОЛЬНИКА (триконасана)

Не смотря на кажущуюся простоту, эта поза приносит много пользы: уменьшаются жировые отложения, расширяется грудь, нервы по бокам тела и спинной мозг получают полезную встряску, которая выводит их из вялости.Эта поза быстро прогоняет лень. Особенно эта поза полезна тем, кто вынужден многие часы проводить за рабочим столом. Выполнение: Встаньте прямо, расставив ноги на ширину около 100 см. Разведите руки в стороны, параллельно полу, ладонями вниз.Выдыхая, наклонитесь строго влево, так, чтобы коснуться левой рукой пола около левой ступни. Правая рука поднята вверх. Голову при этом поверните так, чтобы смотреть на ладонь правой руки. Вы должны почувствовать напряжение мускул правой части тела. Побудьте в этом положении некоторое время.Вернитесь в исходное положение на вдохе. Повторите упражнение, наклоняясь вправо.Во время выполнения позы руки и ноги должны быть прямыми. Выполните позу по 5 раз в каждую сторону.

Упражнение 4: поза ЗМЕИ (бхуджангасана)

Это одна из поз специально предназначенных для оздоровления и омоложения спинного мозга. Одновременно эта поза устраняет лишний жир, которые образует безобразные складки, особенно у людей, ведущих сидячий образ жизни. Названия асан не случайны, так как многие обязаны своим рождением наблюдением за мудрой природой. Когда змея ползёт, кажется, будто у неё нет скелета: позвоночник гибкий и упругий.Но при опасности змея может стать твёрдой, словно стальной стержень.Благодаря этому упражнению наш позвоночник также становится гибким и прочным.

Выполнение:

Лягте на живот. Ноги вместе, вытянуты.Пятки и большие пальцы ног должны соприкасаться.Согните руки в локтях. Ладони на полу вблизи подмышек. Поднимите голову, медленно выдыхая, выпрямите руки и как можно сильнее прогнитесь назад. Одновременно поднимите подбородок, запрокиньте голову и плечи отведите назад. Теперь всё Ваше тело выше пупка приподнято и изогнуто назад. Ноги должны быть вместе, рот закрыт. Останьтесь в этой позе несколько секунд, затем, вдыхая, медленно опуститесь.Повторите это упражнение, пять раз будет достаточно.

Упражнение 5: поза ПЛУГА (халасана)

Эта поза также очень благотворно влияет на состояние позвоночника. Чтобы струны скрипки звучали мелодично, их нужно правильно настроить; чтобы стрелы из лука летели быстро и далеко, нужно натянуть тетиву, чтобы жизнь была долгой и здоровой, необходимо иметь гибкий и упругий позвоночник. Это асана укрепляет нервную систему и омолаживает щитовидную железу, которая играет важнейшую роль в функционировании всего организма.

Выполнение:

Лягте на пол. Руки вытяните вдоль тела. Ладони обращены вниз, ноги прямые.На вдохе поднимите ноги, не сгибая колен. Когда ноги займут вертикальное положение, начинайте выдох.Выдыхая, заносите ноги назад, за голову, пока ноги не коснутся пола. Находитесь в этом положении некоторое время, затем медленно вернитесь в исходное. Повторите асану 5-6 раз. Упражнение 6: поза СВЕЧИ (сарвангасана)

Это поза для всех частей тела. Йог, который придумал эту асану, выбрал простой, но действенный путь: он просто позволил силе тяжести творить чудеса в организме. Сарвангасана улучшает кровообращение верхней части тела, укрепляет сердце и щитовидную железу, что приносит неоценимую пользу всему организму. Выполнение: Лягте на спину на коврик. Руки положите вдоль тела. Задержите дыхание и поднимите ноги.Когда они окажутся под углом 45 градусов к полу, возьмитесь руками за спину.Держите ноги прямо, но без напряжения. Руки должны поддерживать спину как можно ниже, чтобы туловище и ноги составляли одну вертикальную линию. Подбородок прижмите к груди. Дышите спокойно и расслабьтесь.Останьтесь в этой позе для начала на одну минуту, со временем доведя продолжительность до 5-10 минут. Выходить из позы нужно медленно, опуская на пол спину постепенно, позвонок за позвонком.

Упражнение 7: поза трупа (савасана)

Савасана - одна из прекрасных поз в йоге и ею обязательно надо овладеть. Поза трупа является волшебным средством против усталости, мрачности, уныния, депрессии и быстрой утомляемости.10-15 минут пребывания в этой позе мгновенно снимут эти состояния. Полное расслабление всего тела в течение 15 минут равноценно 2-3 часам сна. Регулярное выполнение этой асаны улучшит циркуляцию крови, нормализует кровяное давление, тонизирует нервную систему, снимет усталость и повысит энергию. Выполнение: Лягте удобно на спину. Руки лежат на небольшом расстоянии от туловища.Голова не должна лежать на подушке. Глаза закрыты. Никакие посторонние шумы не должны Вас беспокоить. Лишнюю одежду и украшения снять. Начинайте расслабление, вслушиваясь в своё дыхание. Следите за входящим и выходящим воздухом. Дыхание должно быть спокойным и свободным. Теперь переходите к самому расслаблению. Охватите своим мысленным взором отдельные части тела. Начните со ступней, пройдитесь по ногам, затем уделите внимание рукам, внимание на живот, грудь, шею, голову. Не забудьте о лице, все мышцы лица должны быть максимально расслаблены.Каждой части тела внушайте тепло, потом тяжесть или наоборот.Для того, чтобы Вы поняли к чему стремится, важно знать, что такое расслабленное тело.Вы действительно расслаблены тогда, когда не поднять ни руку, ни ногу, когда Ваши глаза словно налиты свинцом, и всему телу лень сделать даже малейшее движение. Тело спит, а сознание бодрствует.Выходить из позы надо очень спокойно и постепенно.

Использованные источники:

1.www.chasyogi.ru/telo.html

2.yogajournal.ru/

Сбитнева О. А. Современные и традиционные системы физических упражнений как средство оздоровительной направленности студентов в процессе образовательной деятельности / О. А. Сбитнева. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – 4. – С. 65-68.

С ОВРЕМЕННЫЕ И ТРАДИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В

ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О.А. Сбитнева , старший преподаватель

Перм ский государственный аграрно- т ехнологический университет име ни академика Д.Н. Прянишникова

(Росси я, г . Пермь)

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы здоровья студентов. Материалы статьи отображают значимость современных и традиционных оздоровительных систем. Рассмотрено влияние физической активности на учебный процесс. Обсуждаются пробл е мы пассивного образа жизни студентов. Приведен краткий обзор пользы йоги в разных в и дах спорта.

Ключевые слова: физическая активность, здоровье, физические нагрузки, современные и традиционные оздоровительные системы, образ жизни.

Проблема здоровья никогда не теряла своей актуальности . В наше время пробл е мы здоровья остаются самыми значимыми, тревожащими современный мир. Ухудш е ние здоровья зависит от целого ряда факт о ров , в том числе недостаток двигательной активности. В ажно последовательно фо р мировать здоровье на протяжении всего п е риода обучения. Поступив в ВУЗ, студенты сталкивается со многими проблемами: н ер е гулярное и неправильное питание, недос ы пание , недостаточная физическая акти в ность , д лительное пребывание в душных помещениях , п риобретение вредных прив ы чек (курение, алкоголь и др.) , п остоянные стрессы , б ольшая умственная, физическая , н апряжение зрения. У словия и режим обучения, приобретение знаний, умений, навыков, достижение уровня физ и ческой подготовленности, гарантирует о х рану и укрепление здоровья студентов. Зд о ровье является потребностью жизнеде я тельности. Успешность усвоения знаний, творческая самоотдача, психологический комфорт, самосовершенствование, во мн о гом зависят от здоровья студентов. Здоровье играет большую роль в образовательном процессе, его отсутствие ведет к снижению умственной, физической работоспособн о сти. Адаптироваться к новым условиям жизни, обучения, труда , возможно собл ю дая ЗОЖ, направленный на укрепление здоровья и профилактику заболеваний. В е дя здоровый образ жизни, необходимо пр и держиваться некоторых правил: абсолю т ный отказ от пагубных привычек, ежедне в ное умеренное здоровое питание, систем а тическая двигательная активность, полн о ценный сон, гигиена (личная и обществе н ная), непрерывный контроль над эмоциями, интеллектуальное развитие, духовное и с о циальное самочувствие. Неотъемлемой ч а стью становления всесторонне развитых студентов, будущих специалистов, является фи зическое и психическое здоровье. Пр о цессы восприятия, внимания, мышления, памяти имеют большое значение в подг о товленности студентов к деятельности. Учебная деятельность ориентирована на умственный труд. Основная нагрузка пр и ходится на ЦНС, ее высший отдел головной мозг. Длительное пребывание в «сидячей» позе отрицательно воздействует на орг а низм. В современном обществе первое м е сто занимают « сидячие » работы . «Сидячий» образ жизни является фактором риска мн о гих заболеваний опорно-двигательного а п парата, сердечно — сосудистой , лимфатич е ской , нервной, пищеварительной, дыхател ь ной, иммунной систем. В студенческие г о ды организм молодых людей подвержен большому риску разви тия хронических з а болеваний. Одним из сп особов поддерж а ния здоровья, являю тся физические нагру з ки, оздоровительная физическая культура. Появляется необходимость в комплексах различных физических и психических у п ражнений , современных и традиционных оздоровительных систем.
Оздоровительные системы — это системы обеспечивающие формирование здоровья человека на основе практических методик, которые подразделяются на современные и традиционные. Современные оздоровител ь ные системы формиру ются в странах мол о дой культуры, позволяют обеспечить фо р мирование здоровья на основе системного подхода. Это шейпинг, аэробика, стре т чинг , пилатес , ритмическая гимнастика, калланетика . Шейпинг – это комплекс ри т мических упражнений и здорового питания, направленные на коррекцию фигуры и п о вышения тонуса мышц. Аэробика – это ра з новидность физической тренировки, когда специальные движения выполняются под ритмичную музыку, которая помогает сл е дить за ритмом выполнения упражнений. Улучшает деятельность дыхательной, се р дечно- сосудистой , нервной систем. Укре п ляется костная система. Наиболее популя р ными видами аэробики являются степ-аэробика и аква-аэробика . Стэп-аэробика это танцевальная аэробика, которая пров о дится на специальных платформах, наз ы ваемых «степами». Аква-аэробика – это у п ражнения, выполняемые в воде. Стретчинг – это спортивная гимнастика, подвид фитн е са, представляющий собой комплекс у п ражнений способствующих растяжке мышц и связок тела. Используется в качестве ра з минки, профилактики (гипокинезии, осте о пароза ) и лечению различны заболеваний. Положительно влияет на центральную и п е риферическую нервную систему. Активиз и руются обменные процессы. Пилатес – это комплекс статических упражнений, напра в ленных на развитие гибкости и подвижн о сти в сочетании с правильным дыханием и поддержанием тела в равновесии. Основная задача пилатеса заключается во взаимоде й ствии всех мышечных групп, связок и с у хожилий. Это способствует укреплению мышечной ткани организма, увеличению эластичности связок, поднятию настроения и морального состояния. Оказывает благ о творное действие на иммунную, лимфат и ческую, сердечно – сосудистую систему. Ритмическая гимнастика – разновидность оздоровительной гимнастики. Важным эл е ментом ритмической гимнастики является музыкальное сопровождение. Занятия ри т мической гимнастикой улучша ют работу сердечно-сосудистой , дыхательной систем, укрепляю т мышцы, восстанавливают коо р динац ию движений, исправляют осанку. В ырабатывается выносливость, силовые к а чества, улучшается подвижность суставов. В ритмическую гимнастику можно вкл ю чать следующие движения: движения о т дельными частями тела, сгибания и разг и бания, повороты и вращения с большим и маленьким напряжением, махи ногами и р у ками; ходьба, бег, подскоки, прыжки; эл е менты художественной гимнастики , танц е вально-хореографические . Калланетика – это комп лекс гимнастических упражнений. Это система комплексных статических у п ражнений, направленных на сокращение и растяжение мышц. Способствует коррекции фигуры. Традиционные системы родом из стран с непрерывн ой и старейшей культ у рой — Индии и Китая. Это йо га, ушу и цигун в их основе лежа т гимна стические компле к сы, дыхательная гимнастика , элементы пс и хофизического тренинга, изобразительного искусства, философской системы и опред е ленных взглядов на жизнь. Йога и спольз о валась для единения человека с божеством. Занятия приводят к полной гармонии тела, души и психики . Есть несколько путей до с тижения , на и х основе йога имеет нескол ь ко направлений. Регулярная практика ра з личных поз йоги, а также дыхательных у п ражнений помогает укрепить мышцы, ра з вить качественно новую силу, а также улучшить мышечную эластичность и массу. Йога является незаменимым помощником многих спортсменов. Средства йоги спосо б ствует оздоровлению организма, укрепл е нию координации движений, развитие пс и хоэмоциональной устойчивости у карат э ков . Восстановление и повышение спорти в ной работоспособности с применением средств йоги. Комплексы упражнений с применением йоги направлены на корре к тировку дисбаланса опорно – двигательного аппарата, разогрев, концентрацию, устойч и вость психоэмоционального состояния, б ы стрые восстановительные процессы. Йогу включают для развития гибкости суставов, связок, мышц волейболисты. Отмечается положительное воздействие на отделы п о звоночника, как средство борьбы со стре с сом, эмоциональным перевозбуждением. Польза йоги для силовых видов спорта (пауэрлифтинг, гиревой спорт, тяжелая а т летика, бодибилдинг) становится очеви д ной. Постановка правильного дыхания спортсменов; концентрация внимания на выполняемом действии; гибкость суставов, позвоночника; профилактика травматизма являются неотъемлемыми факторами пр и менения йоги в тренировочном процессе тяжелоатлетов. Средства йоги дают во з можность разогреть мышцы и поддерживать их в хорошей форме у легкоатлетов. У п ражнения йоги положительно влияют на формирование правильной осанки и пов ы шение подвижности суставов и позвоно ч ника. Стимулируют нервную, сердечно – сосудистую, эндокринную, дыхательную систему. Применяя упражнения йоги, спортсмен контролирует свое тело, дых а ние; концентрируется на выполнении дв и жений, двигательной деятельности. Йога полезна и для баскетболистов. Помогает предотвратить ряд травм; повысить по д вижность суставов; укрепить мышцы; улучшить баланс тела, способствующий лучшему контролю движений тела, его п о ложения в пространстве. Ушу – совоку п ность боевых искусств , объединяющи х множество стилей. Ушу строится на при н ципах управления внутренней энергии, к о торые развиваются с помощью психофиз и ческой тренировок, позволяющие активиз и ровать скрытые возможности органи з ма. Упражнения развивают координацию, быстроту двигательной реакции, гибкость, подвижность в суставах, выносливость. Ц и гун и спользуется с оздоровительной, тер а певтической цел ью . Упражнения просты в выполнении, отсутствует ограничение по состоянию здоровья. Основой упражнений является дыхательная гимнастика . Систему упражнений Цигун назначают при язвах, гастрите, гипертонии и т.д. Применение о з доровительных систем ведет к полной га р монии души и тела. С помощью этих си с тем функционирование внутренних органов нормализуется, укрепляются все основные системы организма, улучшается эмоци о нальное состояние, повышается концентр а ция внимания, уверенность в собственных силах. Физическая акти вность, оздоров и тельная физическая культура являются зн а чимыми для функциональной жизнеде я тельности организма на протяжении всей жизни. Укрепление, сохранение здоровья является возможным при применении с о временных, традиционных оздоровител ь ных систем. Регулярная физическая де я тельность способна приостановить возра с тные изменения физиологических функций. Физическая культура и спорт занимает ва ж ное место в учебе, работе, отдыхе.

Б иблиографический список

  1. Алексеев, С.В. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности: Монография / С.В. Алексеев, Р.Г. Гостев, Ю.Ф. Курамшин. — М.: Теор. и практ. физ. культ., 2013. – 780 c.
  2. Бароненко , В.А . Здоровье и физическая культура студента: Учебное пособие / В.А. Бароненко. — М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2012. — 336 c.
  3. Барчуков, И.С. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / И.С. Барчуков и др. — М.: Советский спорт, 2013. — 431 c.
  4. Виленский , М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: Учебное пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. — М.: КноРус, 2013. — 240 c.
  5. Дианов , Д.В. Физическая культура. Педагогические основы ценностного отношения к здоровью / Д.В. Дианов, Е.А. Радугина, Е Степанян. — М.: КноРус, 2012. — 184 c.
  6. Кобяков, Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни: Учебное пособие / Ю.П. Кобяков. — Рн/Д: Феникс, 2012. — 252 c.

MODERN AND TRADITIONAL SYSTEMS OF PHYSICAL EXERCISE AS A MEANS OF IMPROVING ORIENTATION OF STUDENTS IN EDUCATIONAL ACTIVITIES

O.A. Sbitneva , senior lecturer

Perm state agrarian and technological university named after Academician D.N. Pryanishnikov

(Russia, Perm)

Abstract. The article deals with the problems of students ‘ health. The materials of the article r e flect the importance of modern and traditional health systems. The influence of physical activity on the educational process is considered. The problems of students ‘ passive lifestyle are discussed. A brief overview of the benefits of yoga in different sports is given.

Keywords: physical activity, health, exercise, modern and traditional health systems, a way of life.

Подмена понятий «Йога» и «Асана», а точнее - происходящая в наше время фактическая монополизация йоги практикой асан, далеко не так безобидна, как это может показаться с первого взгляда. Эта подмена вводит в заблуждение сотни тысяч людей по всему миру, которые только ощутили побуждение, может даже еще не до конца осознаваемое, к внутреннему поиску самого себя и обратились к духовному знанию. Но в результате, эти люди получают «посвящение» от так называемых «учителей» различных стилей того, что они преподносят под «йогой» и что по своей сути является набором гимнастических упражнений, сдобренным оккультной терминологией.

По сути, такие учителя проповедуют ЛОЖЬ, так как искажен сам тезис, лежащий в основе деятельности подобных «школ йоги», «центров йоги», «классов йоги» и т.п. Это лживый тезис о том, что «Йога» - это физическая система с мощной духовной компонентой, которая в итоге может привести к самореализации человека. В результате происходит не просто подмена понятий и смещение акцентов, но выхолащивание изначальной Йоги, по своей сути глубокого философского и духовного учения. В результате некоторые, так называемые «учителя», в погоне за прибылью фактически доводят Йогу до уровня «программы физических упражнений на ДВД диске».

Часто можно слышать, как некоторые последователи Йоги, в том числе и получившие различного рода сертификаты мастерства от различного рода школ заявляют «Я практикую только Хатха йогу, меня не интересует глубокая медитация. Я хочу достигнуть совершенства через Хатха-йогу». Однако Хатха-йога это всего лишь метод приведения организма к балансу, создающему условия для дальнейшей эволюции сознания. Без этой цели занятия Хатха-йогой бессмысленны, ибо тело - это только инструмент практики, а не самоцель практики.

Известный учитель современной Индии Свами Рама в своих лекциях объяснял:

«В наши дни термин «Йога» стал синонимом преходящего увлечения или простого чудачества. Множество некомпетентных учителей сделали Йогу объектом коммерческой эксплуатации и один маленький аспект Йоги выдается за всю Йогу. Например, многие люди на Западе считают, что Йога это культ тела и красоты.

Другие относят Йогу к религиозному культу. И то и другое мнение искажает истинный смысл Йоги».

Далее Свами Рама приводит сравнение: «Если Вы собираетесь в Гималаи, Вы можете поехать на машине или полететь на самолете. Каждый день миллионы людей ездят на машинах и летают на самолетах. Но это не значит, что все, кто путешествует на машинах и самолетах попадут в Гималаи, если целью их путешествия не будут Гималаи». Хатха йога, так же как впрочем и религиозный аспект йоги, это всего лишь, условно говоря «транспортные средства», которые помогают достичь конечной цели Йоги. Но они приведут в никуда, если практикуются сами по себе.

Вот характерный пример подмены понятий. На сайте ashtanga.com Аштанга-йога описывается как «система йоги, переданная современному миру Sri K. Pattabhi Jois (1915-2009). Этот метод йоги включает в себя синхронизацию дыхания с прогрессивной серией физических позиций - процесс, который производит интенсивный внутренний жар и глубокий очищающий пот, который выводит токсины из организма. Результатом является улучшенная циркуляция, светлое и сильное тело, и успокоенный разум».

В то же время, как пишет Свами Шивананда Сарасвати: «В традиционном понятии Йоги, систематизированной Патанджали, под Аштанга-йога подразумевалась восьми ступенчатая система практики, через которую достигалась свобода». Причем эта система включает не только позы и дыхание, но и глубокие медитативные практики, которые занимают в ней превалирующее место."

Подмена понятий Йоги заставляет многих людей делать вывод о том, что занятие чем то, что входит в Йогу с целью оздоровления, снятия стресса и т.п. - является занятием Йогой. Это нет так. Это заблуждение, так как практика чего либо, что не соотносится с целью Йоги в самореализации высших уровней сущности человека, не может являться Йогой.

Как сказано в классическом трактате «Хатха йога прадипика» - шлока 4.79 - «Практика хатха-йоги без реализации Раджа-йоги является бесплодной. Есть практикующие хатха-йогу, которые не имеют знаний в раджа-йоге. Я считаю их просто практикующими, поскольку они не получают плодов от своих усилий».

Приносят ли упражнения хатха-йоги пользу для здоровья даже в отрыве от целостной Йоги? Да, безусловно, при правильном их выполнении приносят. Но одно их выполнение не делает человека ни йогином ни даже учеником на пути Йоги.

«Йога - это метод медицинского лечения» - ложное утверждение.

«Йога - это метод физической терапии» - ложное утверждение.

Цель и суть Йоги не состоит в том, что бы сделать тело здоровым. Единственная цель Йоги по своей природе духовная. Реализация Йоги выводит человека за пределы физического тела с его болезнями и неизбежной гибелью.

Коммерциализация йоги привела к тому, что человек, пройдя за деньги курс в так называемых школах (центрах, студиях, курсах, «ашрамах» и т.п.) йоги, сам может стать сертифицированным учителем (инструктором, «гуру» и т.п.) йоги не прочитав ни строчки из классических Йога-сутр. И потом многие из таких «учителей» ощущают себя достаточно компетентными для того, что бы создавать свои собственные направления и школы йоги. Характерно то, что очень часто название такой школы содержит в себе имя или фамилию ее еще прибывающего в добром здравии основателя. В дополнение очень часто подобного рода «учителя» используют традиционные древние названия и термины, вводя в заблуждение учеников, которые принимают это за реальную преемственность нового учения с оригиналом.

Когда Йога перестает быть Йогой? Представьте себе, что вместе с другом увидели автомобиль. Друг спрашивает: «Что это?» Вы отвечаете: «Это автомобиль». Представьте себе, что у автомобиля нет руля и Ваш друг задает тот же вопрос. Вы все еще отвечаете, «Это автомобиль». Но что если отсутствуют все четыре колеса, двери и мотор? И тогда на вопрос друга, «Что это?» Вы вероятно всего ответите - «Хлам. Металлолом» Подумайте о Йоге, у которой после адаптации к современной западной культуре отобрали важнейшие компоненты. Будете ли это все еще оставаться Йогой? Без высшего смысла, целей и методов? Однозначно - нет!

Современное общественное восприятие Йоги кардинально отличается от самой сути Йоги в том традиционном смысле, в котором это учение развивалось древними святыми и подвижниками.

Современное общественное восприятие Йоги кардинально отличается от самой сути Йоги в том традиционном смысле, в котором это учение развивалось древними святыми и подвижниками.

Во первых, изначально Йога была цельной системой, в которой физические упражнения и позы были небольшой, хотя и достаточно полезной частью. Цель древней Йоги была духовная, а не телесно-физическая и слово «Йога» относилось к целой системе, а не просто к позам – Aсанам.

В настоящее же время происходит чрезмерное акцентирование на асанах и сама «Йога» стала ассоциироваться главным образом с ее телесно-физиологической частью и превратилась в своего рода разновидность фитнеса. Все это в совокупности привело к тому, что люди стали полагать, что целью Йоги является именно поддержание здоровья и отличной физической формы. Однако – это ложь.

Целью Йоги является исключительно сама Йога – как процесс пробуждения истинной сути человека и путь освобождения от власти самскар и круговорота перерождений.

Подмена понятий «Йога» и «Асана», а точнее – происходящая в наше время фактическая монополизация йоги практикой асан, далеко не так безобидна, как это может показаться с первого взгляда. Как минимум это вводит в заблуждение сотни тысяч людей по всему миру, которые только ощутили побуждение, может даже еще не до конца осознаваемое, к внутреннему поиску самого себя и обратились к духовному знанию. Но в результате, эти люди получают «посвящение» от так называемых «учителей» различных стилей того, что они преподносят под «Йогой» и что по своей сути является набором гимнастических упражнений, сдобренным оккультной терминологией.

По сути, такие учителя проповедуют ЛОЖЬ, так как лжив сам тезис, лежащий в основе деятельности подобных «школ Йоги», «центров Йоги», «классов Йоги» и т.п. Это лживый тезис о том, что «Йога» – это физическая система с мощной духовной компонентой, которая в итоге может привести к самореализации человека. Так происходит не просто подмена понятий и смещение акцентов, но выхолащивание изначальной Йоги, по своей сути глубокого философского и духовного учения. В результате некоторые, так называемые «учителя», в погоне за прибылью фактически доводят Йогу до уровня «программы физических упражнений на ДВД диске».

Часто можно слышать как некоторые последователи Йоги, в том числе и получившие различного рода сертификаты мастерства от различного рода школ заявляют «Я практикую только Хатха йогу, меня не интересует глубокая медитация. Я хочу достигнуть совершенства через Хатха-йогу».
Однако Хатха-йога это всего лишь метод приведения организма к балансу, создающему условия для дальнейшей эволюции сознания. Без этой цели занятия Хатха-йогой бессмысленны, ибо тело – это только инструмент практики, а не самоцель практики.

Известный учитель современной Индии Свами Рама в своих лекциях объяснял:

«В наши дни термин «Йога» стал синонимом преходящего увлечения или простого чудачества. Множество некомпетентных учителей сделали Йогу объектом коммерческой эксплуатации и один маленький аспект Йоги выдается за всю Йогу.
Например, многие люди на Западе считают, что Йога это культ тела и красоты, другие относят Йогу к религиозному культу. И то и другое мнение искажает истинный смысл Йоги».
Далее Свами Рама приводит сравнение: «Если Вы собираетесь в Гималаи, Вы можете поехать на машине или полететь на самолете. Каждый день миллионы людей ездят на машинах и летают на самолетах. Но это не значит, что все, кто путешествует на машинах и самолетах попадут в Гималаи, если целью их путешествия не будут Гималаи».
Хатха йога, так же как впрочем и религиозный аспект йоги, это всего лишь, условно говоря «транспортные средства», которые помогают достичь конечной цели Йоги. Но они приведут в никуда, если практикуются сами по себе.

Вот характерный пример подмены понятий. На сайте ashtanga.com Аштанга-йога описывается как «система Йоги, переданная современному миру Sri K. Pattabhi Jois (1915-2009). Этот метод Йоги включает в себя синхронизацию дыхания с прогрессивной серией физических позиций – процесс, который производит интенсивный внутренний жар и глубокий очищающий пот, который выводит токсины из организма. Результатом является улучшенная циркуляция, светлое и сильное тело, и успокоенный разум».

В то же время, как пишет Свами Шивананда Сарасвати: «В традиционном понятии Йоги, систематизированной Патанджали, под Аштанга-йога подразумевалась восьми ступенчатая система практики, через которую достигалась свобода». Причем эта система включает не только позы и дыхание, но и глубокие медитативные практики, которые занимают в ней превалирующее место.

Подмена понятий Йоги приводит многих людей к убеждению в том, что занятие чем то, что входит в Йогу с целью оздоровления, снятия стресса и т.п. – является занятием Йогой. Это нет так. Это заблуждение, так как практика чего либо, что не соотносится с целью Йоги в самореализации высших уровней сущности человека, не является Йогой.

Как сказано в классическом трактате «Хатха йога прадипика» – шлока 4.79 – «Практика хатха-йоги без реализации Раджа-йоги является бесплодной. Есть практикующие Хатха-йогу, которые не имеют знаний в Раджа-йоге. Я считаю их просто практикующими, поскольку они не получают плодов от своих усилий».

Приносят ли упражнения Хатха-Йоги пользу для здоровья даже в отрыве от целостной Йоги? Да, безусловно, при правильном их выполнении приносят. Но одно их выполнение не делает человека ни йогином, ни даже учеником на пути Йоги.

«Йога – это метод медицинского лечения» – ложное утверждение.

«Йога – это метод физической терапии» – ложное утверждение.

Цель и суть Йоги не состоит в том, что бы сделать тело здоровым. Единственная цель Йоги по своей природе духовная и реализация Йоги выводит человека за пределы физического тела с его болезнями и неизбежной гибелью.

Коммерциализация Йоги привела к тому, что человек, пройдя за деньги курс в так называемых школах (центрах, студиях, курсах, «ашрамах» и т.п.) Йоги, сам может стать сертифицированным учителем (инструктором, «гуру» и т.п.) йоги не прочитав ни строчки из классических Йога-сутр. И потом многие из таких вот «учителей» ощущают себя достаточно компетентными для того, что бы создавать свои собственные направления и школы Йоги.
Характерно то, что очень часто название такой школы содержит в себе имя или фамилию ее еще прибывающего в добром здравии основателя. В дополнение очень часто подобного рода «учителя» используют традиционные древние названия и термины вводя в заблуждение учеников, которые принимают это за реальную преемственность нового учения с оригиналом.

Когда Йога перестает быть Йогой?
Представьте себе, что вместе с другом увидели автомобиль. Друг спрашивает: «Что это?» Вы отвечаете: «Это автомобиль». Представьте себе, что у автомобиля нет руля и Ваш друг задает тот же вопрос. Вы все еще отвечаете, «Это автомобиль». Но что если отсутствуют все четыре колеса, двери и мотор? И тогда на вопрос друга, «Что это?» Вы вероятно всего ответите – «Хлам. Металлолом».

Подумайте о Йоге, у которой после адаптации к современной западной культуре отобрали важнейшие компоненты. Будете ли это все еще оставаться Йогой? Без высшего смысла, целей и методов? Однозначно – нет.

Из статьи Свами Джанешвара Бхарати

Курсовая работа на тему

«Современные виды фитнеса. Йога. Влияние занятий йогой на организм человека»


Введение

Актуальность проблемы: В настоящее время, когда растет заболеваемость, уменьшается продолжительность жизни населения России, люди живут в ритме большого города в постоянной суматохе и стрессе, для них имеют большое значение все мероприятия ведущие к улучшению здоровья населения не только физического, но и здоровья духовного.В настоящее время физическая культура стала всё больше входить в жизнь людей. Глубокое изучение физиологии человека вносит в занятия спортом теоретические обоснования. Тренировки продумываются таким образом, чтобы они наиболее органично вписывались в общую жизнедеятельность организма человека. Занятия стали не только руководствоваться принципом «не навреди», но и стремиться принести наибольшую пользу человеку. Наверное, можно заметить, что одним изтеоретически наиболее обоснованных видов физической деятельности сейчас становится фитнес.Возникнув в древние времена на Востоке, йога постепенно была адаптирована и приспособлена под стиль жизни современного человека и с тех пор очень быстро приобрела популярность в фитнес-клубах и спортивно-оздоровительных центрах.Йога является одним из наиболее распространенных направлений фитнеса, которое популярно не только в России, но и во всем мире. Йогой может заниматься каждый, начиная от самых маленьких и заканчивая людьми пожилого возраста, так как йога является, наиболее щадящим видом физической деятельности и заниматься ей могут все независимо от степени физической подготовленности.Рабочая гипотеза: На основе литературных источников мы выдвинули гипотезу: занятия йогой благотворно влияют не только на физическое развитие человека, но и на его духовное состояние.

Объект исследования: Современные виды фитнеса, в частности йога.

Предмет исследования: Является йога как один из современных видов фитнеса.

Цель исследования: Целью исследования является выявление эффекта, которое оказывается йогой на человека.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу.

2. Установить влияние занятий йоги на психическое и физическое состояние человека.

3. Рассмотреть наиболее популярные виды фитнеса и разновидности современной йоги.


1. Фитнес и основные понятия йоги

Слово «фитнес» пошло от английского «to be fit» соответствовать.

Перефразировка: быть здоровым, вести здоровый образ жизни. В целом фитнес можно охарактеризовать как физическую активность, интегрального плана, целью которого является повышение способности организма к физическим нагрузкам. Одним словом фитнес – это укрепление организма с помощью физических упражнений, идеологической основой которой является доступность занятий во всех смыслах этого слова: от ценовой политики залов до режима их работы.Безусловная победа и непреходящая популярность фитнеса обусловлены тем, что занимающимся не предлагается изнурять себя тренировками и диетами. Фитнес не утомляет – многие занимаются им по утрам, до работы, тонизируя свой организм. Занятия фитнесом – это комплексное восстановление и поддержание здоровья: рациональное питание, очищение организма и индивидуальные программы физических нагрузок. Во многих европейских странах фитнес сегодня является глобальной программой, направленной на укрепление здоровья нации.Как отмечают профессионалы, точного ответа на вопрос: «Что такое фитнес?» не существует: занимающиеся им не видят необходимости в юридической точности определений. Просто фитнес дает каждому то, что он хочет.Чаще всего занятия фитнесом проходят в специальных клубах под руководством опытных инструкторов. Но это вовсе не обязательное условие. Фитнес – это гораздо более широкое понятие, чем просто регулярное посещение фитнес-клуба, оснащенного огромным количеством современного оборудования и предлагающего десятки самых разных услуг (нужных и не очень). Если занимающийся действительно хочет держать свое тело в форме, то всегда можно найти для себя разные способы: ходить на лыжах, кататься на коньках или роликах, играть в бадминтон, волейбол, футбол, просто бегать на школьном стадионе, плавать в бассейне, – все это будет фитнесом. Чем бы вы ни занимались, главное – регулярность и получение удовольствия от того, что делаешь. И тогда фитнес станет неотъемлемой частью в жизни человека. Таким образом, можно с уверенностью заявлять, что фитнес является образом жизни, позволяющий сохранить и укрепить здоровье, уравновеситьэмоциональное состояние и совершенствовать физическую форму.Есть довольно много разновидностей фитнеса и одной из них является йога.Йога – санскритское слово, родственное русскому «иго» – буквально означает «соединение». Йога в первую очередь – религиозно-философская система, и основное внимание в ней уделяется тем средствам и техническим приемам, которые способствуют достижению конечной цели. Это добровольная прочная связь, соглашаясь на которую, человек вступает в отношения с самим собой. Метод работы с телом, дыханием и сознанием. Постоянное изучение и изменение себя с благой целью.Сначала йога совершенствует тело. Выполняя йоговские позы (асаны), человек обретает физическое и психическое здоровье и силу.Далее он учится управлять эмоциями, контролировать колебания ума и достигает состояния равновесия и самообладания. Это помогает успешно преодолевать трудности, воспитывать в себе удовлетворенность судьбой и значительно повышать качество жизни.Когда человек от контроля ума переходит к контролю над сознанием, это позволяет достичь состояния тишины, покоя и обнаружить в себе нечто цельное, неизменное, прекрасное. Целостность. Полноту. Свободу.Йогой можно заниматься в любом возрасте. Интеллектуальный рейтинг, профессиональные успехи, гибкость и физическая подготовка не имеют никакого значения. Чтобы занятия йогой пошли на пользу, нужно практиковать регулярно и разумно, ориентируясь на свои возможности, состояние своего здоровья, на внутренние ощущения. Не нужно ни с кем соревноваться. Выполняя асаны, не стремитесь покорить тело, дыхание и сознание. Просто исследуйте их с интересом и постоянством. Не стесняйтесь советоваться с преподавателем. Это поможет Вам понять, каково состояние Вашего организма и постепенно менять его к лучшему. Занятия помогут Вам укреплять тело, выравнивать дыхание, стремиться к устойчивому, ровному состоянию ума. Чтобы изменив себя, оставаться сильными и мудрыми, несмотря ни на что. В любых условиях и при любых обстоятельствах.На базе йоги разработаны такие комплексы физических упражнений как:

· Йога против артрита. Цикл специально подобранных упражнений позволяет усилить кровообращение в сухожилиях и мышцах, прилегающих к суставам, снабжать ткани кислородом и уменьшать болевые ощущения.

· Йога – путь к интимности. Данный комплекс упражнений разработан для стимулирования работы нервной системы, улучшения кровообращения, усиления притока крови к нижней половине тела, снятия напряжения, обострения чувственного восприятия, и за счет всего этого он положительно влияет на интимную жизнь.

· Йога – это подвижность и гибкость. С этими упражнениями фигура приобретает хорошую и красивую осанку, развивается гибкость.

Классическая йога (айенгара) – из всех разновидностей йоги является самой спокойной. Занятия по этой системе не имеют возрастных или профессиональных ограничений и прекрасно адаптированы для быстрого освоения представителями европейских национальностей. Этот вид йоги предлагает практические навыки по расслаблению и медитации, а также овладение основными позами. Человек также учится заряжать свой организм энергией, познав секреты здоровья и внутреннего умиротворения.

Любая наука в сущности бесконечна, она имеет свои азы, основополагающие принципы. Это относится и к йоге. Желающий достичь вершин этого учения должен знать о состоянии своего здоровья, проконсультироваться у врачей и обучаться под руководством опытных учителей йоги – гуру.

2. Основные разновидности йоги как одного из современных видов фитнеса

2.1 Хатха йога

Хатха йога. Почти все современные виды йоги являются той или иной разновидностью хатха йоги. Родилось это направление в 6 в. н.э. и считается самым новым направлением среди классических. Её основные элементы – определённые позы (асаны), упражнения на дыхание (пранаяма), расслабление и медитация. Цель хатха йоги достичь душевного покоя и баланса между телом, духом и окружающим миром.

Хатха-йога является частью раджа-йоги и служит для подготовки тела к духовной стороне раджа-йоги. Хатха-йога включает в себя:

· физические упражнения,

· дыхательные упражнения,

· очищение внутренних органов,

· умение расслабляться,

· правильное питание.

Хатха-йога может быть использована вне рамок индуизма как система поддержания тела в оптимальном состоянии особенно подходящая для людей умственного труда и людей с духовными интересами.

Хатха-йога освобождает от бесчисленных болезней. Занятия асанами укрепляют тело и создают хорошее самочувствие. Йога помогает концентрации внимания.

Хатха-йога занимается приведением тела в такое состояние, при котором сознание, дух человека освобождаются от бремени тела и делается возможным возвышение к трансцендентному. Тело в йоге рассматривается лишь как оболочка души в ее путешествии к совершенству. На практике же, как физическая культура способствует здоровью и работе мозга, так и йога делает тело сильнее и привлекательнее, хотя прямо и не ставит такой цели.

2.2 Аштанга йога

Термин «аштанга» означает «восемь основ» и восходит к восьми основным принципам этого вида йоги. Аштанга практикуется преимущественно как серия переходов из позы в позу, причём позы в аштанге отличаются большей сложностью, чем в других разновидностях йоги. Фокус Аштанга-йоги – сила, что вообще не типично для йогических практик: классическая йога, напротив, уделяет особое внимание дыханию, гибкости и расслаблению. В целом аштанга представляет собой вид йоги, в основе которого – быстрые движения. Практикующие должны переходить из позы в позу в быстром темпе и в определенном дыхательном ритме. Фокусами Аштанга-йоги являются Виньяза и Тристана.

Во время выполнения упражнений необходимо дышать равномерно, вдыхая и выдыхая при смене поз. Это прекрасное сочетание – для тех, кто обладает неугомонным разумом и сильным телом. Тристаной называется сочетание трёх главных аспектов, на которые следует обращать внимание во время тренировки.

· Ровное дыхание

· Точка концентрации (фокальная точка)

Сочетание этих трёх компонентов необходимо для очищения, как душевного, так и физического. В то время как асаны улучшают осанку, правильно организованные вдохи и выдохи способствуют развитию дыхательной системы. Помимо этих целей аштанга включает в себя такие популярные компоненты, как внутренние блоки банды, задержание взгляда дришти и асаны, пришедшие в аштангу из Хатха-йоги.

Банды – это внутренние блоки, необходимые для выполнения некоторых поз. Банда помогает практикующим йогу подготавливаться, изучать и выполнять асаны. Иными словами, банда представляет собой сокращение различных мышечных групп.

Аштанга йога – для тех, кто хочет развить физическую силу, выносливость и гибкость. Эта разновидность йоги особенно популярна среди атлетов. Состоящая из непрерывного цикла поз, аштанга требует высокого уровня физической подготовки. Выполнять упражнения следует только после разминки, включающей в работу все необходимые группы мышц.

2.3 Силовая йога

Силовая йога (power yoga) – интенсивный вид йоги. В отличие от Аштанга йоги, в силовой практике упражнения выполняются не в закрепленной последовательности, но с такой же интенсивностью. Силовая йога отлично подходит для людей с хорошей физической подготовкой, желающих увеличить гибкость и выровнять мышечный дисбаланс, что часто встречается у спортсменов. Энергичная смена поз схожа с танцевальным ритмом и требует большой концентрации.

Силовая йога – это гармоничное сочетание упражнений на развитие гибкости и силы с традиционными движениями йоги – Сурия Намаскар.

Силовая йога концентрируется на внешней стороне Силы, раскрывая в полной мере энергию и здоровье человеческого организма. Физическая сила развивается через выносливость и усиленную работу внешней оболочки человека. При этом вы избавляетесь от психологических блоков и нервного напряжения. Выходя за грани физического, йога готовит практикующим испытания и сложными позами, и необходимостью задерживаться в них на довольно значительные периоды времени. Сила ума, также воспитываемая силовой йогой, учит отдаляться от тяжёлых, ненужных мыслей, сохраняя при этом концентрацию внимания.

Кроме физической и моральной силы силовая йога нацелена и на поиск силы духовной. Найдя её, практикующий становится выше тела и ума и обретает гармонию.

Силовая йога создана для тех, кто находит удовольствие в упражнениях. Она – для тех любителей интенсивных тренировок, которые уже в форме и не хотят терять её, посвящая большую часть времени медитации и неспешным движениям, которые являются неотъемлемой частью классической йоги. Силовая йога будет полезна атлетам, особенно профессионально занимающимся серфингом, лыжами, бегом, боевыми искусствами, велосипедом и командными видами спорта. Однако силовая йога предполагает не только программы для профессионалов, но и занятия для новичков и любителей с различными уровнями подготовленности и природной гибкости.

Силовая йога включает в себя Сурия Намаскар (позы для приветствия солнца), состоящие из двенадцати упражнений. Этот комплекс включает в себя продолжительные грациозные движения в сочетании со специальными дыхательными техниками и напряжением мышц грудной клетки, подреберья и талии. Смена поз направлена на развитие силы, а также помогает укрепить позвоночник и снять лишние сантиметры с талии. Существует немало различных вариаций силовой йоги, вместе составляющих динамичную и эффективную тренировку.

Полезный эффект силовой йоги:

· Силовая йога способствует увеличению мышечной массы, более интенсивному сжиганию калорий и уменьшает процент содержания жира в организме.

· Она помогает ускорить метаболизм, тонизирует, помогает избавиться от лишнего веса естественно, без строгих диет, голодания и хирургического вмешательства.

· Повышается выносливость организма, стойкость к нагрузкам.

· У практикующих возрастает общая физическая сила, так как постоянно работают мышцы спины и пресса.

· Силовая йога помогает избавиться от токсинов, скапливающихся в теле человека, через потоотделение.

· Сердцебиение становится спокойнее и равномернее.

· Работа над правильной осанкой и её сохранением – один из основных компонентов силовой йоги.

· Сокращается уровень стресса.

· Силовая йога улучшает концентрацию внимания, которая так необходима школьникам и студентам.

· Ещё это прекрасная нагрузка для атлетов, чья нагрузка постоянно возрастает.

2.4 Сахаджа Йога

Учение Сахаджа йога ведет к оздоровлению организма человека. Основателем этого учения является индийская врач-философ Шри Матаджи Нирмала Деви, открывшая уникальный метод духовного возрождения человека. Положительные результаты, спонтанно происходящие в человеке, идущим по пути Сахаджа йоги, показывают, что мы действительно обладаем внутренним механизмом корректировки образа жизнедеятельности и защиты от разрушительных тенденций. Благодаря своей простоте и доступности Сахаджа йога стала быстро развиваться во всем мире и в 1989 году пришла в Россию. Уникальные возможности лечения заболеваний методами Сахаджа йоги, особенно тех, которые не лечатся традиционной медициной, пробудили живой интерес ученых всего мира.

В 1990 году в Москве состоялась Международная медицинская конференция, где были представлены научные результаты практического применения методов Сахаджа-йоги в различных странах при лечении многих болезней.

В 1995 году состоялась в Санкт-Петербурге по инициативе Шри Матаджи вторая Международная конференция «Мораль, Здоровье, Мир» – где было показано, что мир на планете возможен только тогда, когда мир в каждом из нас. В этой конференции приняли участие представители различных религий, ученые медики различных стран. В Москве, совместно с НИИ Социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А. Семашко РАМН проведено исследование на тему «Социально-гигиенические особенности лиц, практикующих занятия Сахаджа йогой.» Результаты исследований: 1792 искателей показали значительное оздоравливающее влияние этого метода.

Исследования, проведенные в Киеве, Новосибирске, Санкт-Петербурге также подтверждают ее результативность. Интересные исследования в этом же направлении имеются и за рубежом.

Занятия Сахаджа йогой значительно повлияют на сон, так по оценке респондентов до начала занятий 44,5% лиц считали, что их сон хороший, а в настоящее время таких лиц уже в два раза больше (90,8%).

Таким образом, оценка состояния здоровья тесно связана с риском факторов, формирующих ее, это оценка сна, наличие длительно текущих болезней, недомоганий, ограничивающих жизнедеятельность, обращения в лечебно-профилактические учреждения по поводу хронической патологии, а также прослеживается четкая тенденция зависимости этого показателя с удовлетворенностью жизнью.

Однако следует отметить еще раз, что практика занятий Сахаджа йогой значительно улучшила все выше перечисленные показатели.

3. Типы упражнений йоги и механизмы их влияния на организм занимающихся

Дыхание человека (Пранаямы) – единственный процесс, который управляем и мозгом человека, и его сознанием. Дыхание – мостик между биологической и духовной природой человека. Тип дыхания, особенности, глубина, задействованные в нем мышцы напрямую связаны с состоянием сознания человека. Не случайно в обиходе употребляются такие метафоры, как «сперло дыхание», «затаив дыхание» и т.д. Если состояние сознания человека спокойное – его дыхание глубокое, устойчивое, с равномерным ритмом. Напротив, при изменении физического состояния или направления потока сознания ритм или тип дыхания меняется. В пределе происходит «срыв» дыхания, временная, неконтролируемая сознанием задержка дыхания. Например, при попытке человека поднять что-то слишком тяжелое наступает «срыв», выражающийся в напряжении и кряхтении. Но ведь иногда точно такой срыв происходит и тогда, когда предмет, который собирается поднять человек, и не является в действительности слишком тяжелым. Срабатывает установка – предмет слишком тяжел в сознании человека. На этом примере мы наблюдаем «срыв» сознания. Такой же срыв, который приведет к аналогичному «срыву» дыхания, может произойти при вспоминании человека о некоторой психологически тяжелой для него ситуации.

Человек может полагать, что его состояние совершенно спокойно. Но любой сторонний наблюдатель, посмотрев на особенности дыхания, легко определит, так ли это. Дыхание выражает истинное эмоциональное состояние. И, наоборот, контролируя дыхание, можно научиться контролировать эмоциональное состояние. Опираясь на более детальное знание чакральной системы и других принципов психосоматических взаимодействий, можно подробно анализировать текущее состояние психики человека, только наблюдая или слушая его дыхание.

Однако для целей йоги важно, что работает и обратный принцип: сознательно формируя и удерживая некоторый тип дыхания, мы формируем определенное, заранее выбранное состояние сознания. Именно на этом принципе и базируется следующий тип упражнений йоги – ПРАНАЯМЫ. Пранаяма – это контроль дыхания. Йогакундалья-упанишада утверждает: «Есть две причины, принуждающие разум блуждать – васаны (желания, вызванные скрытыми впечатлениями чувств) и дыхание. Если одно покоряется, то и другое само по себе поддается управлению. Из этой пары прежде следует овладевать дыханием».

Итак, пранаямы – это дыхательные упражнения. В «Хатха-йога прадипике» описано 8 пранаям: Сурья Бхеда, Уджайи, Ситкари, Ситали, Бхастрика, Бхрамари, Мурчха, Плавини. Иногда в древней йоге пранаямой называли практику задержек дыхания. В современной йоге насчитывается несколько десятков пранаям и их разновидностей, например: полное дыхание, быстрые пранаямы, медленные, динамические пранаямы. Пранаяма оказывает незначительное, по сравнению с асанами, воздействие на физическое тело. Ее основными целями являются эфирное и астральное тела, т.е. жизненность и эмоциональная сфера.

Механизм действия дыхательных упражнений, в частности, пранаям, основан на следующих принципах воздействия:

· Изменение соотношений концентрации кислорода и углекислого газа в организме. Увеличение концентрации кислорода способствует процессам торможения и достигается за счет интенсивного дыхания, гипервентиляции легких. Увеличение концентрации углекислого газа достигается за счет задержек дыхания на различных фазах и приводит к возбуждению некоторых зон мозга. Так, например, при повышении в процессе дыхательной гимнастики концентрации СО2 возбуждаются все гиперкапнические хеморецепторы и дыхательный центр, возникает ответное усиление вентиляции, поэтому успешность тренировки дыхания определяется именно постепенным, медленным повышением гиперкапнии. Только в этом случае удается добиться повышения устойчивости хеморецепторов и нейронов дыхательного центра к гиперкапническому стимулу, что повышает устойчивость дыхательной системы при физических нагрузках, в условиях замкнутых пространств (транспорт и т.п.) Долговременная адаптация к гиперкапнии также повышает компенсаторные возможности буферных систем, способствует устранению гипервентиляционных нарушений, гипокапнии, нормализации углекислоты в тканях и оптимизации обменных процессов в клетках через цикл трикарбоновых кислот, реакции карбоксилирования и пр.

Данные эффекты исследовались современными медиками, которые сделали выводы, аналогичные сделанным в древности в йоге. Так, уже упомянутый Л.Х. Гаркави и соавторы показали, что гиперкапнию можно успешно использовать как фактор повышения неспецифической резистентности организма. Другой исследователь, С.П. Павленко, писал, « «гиперкапния» – обычно эффект патогенетический, но, возбуждая до определенного момента дыхательный центр, она играет и саногенетическую роль».

Аналогичные исследования проводились и в «противоположной» области – при избытке кислорода. Так, исследования активности мозга в состоянии холотропного дыхания, проведенное в Институте высшей нервной деятельности РАН, показали, что при выполнении такого дыхания у человека активными становятся задняя левая и передняя правая зоны мозга, так называемая «ось сверхсознания». Они же активизированы в состоянии творчества. В обычном же состоянии активизированы передние (лобные) доли левого полушария и задние – правового («когнитивная ось»).
Комбинируя соотношение длительностей вдох–задержка–выдох–задержка, можно добиваться строго определенного соотношения концентраций кислорода и углекислого газа в крови, тем самым достичь различных «калиброванных» состояний. Эффективность подобного метода увеличивается также за счет непосредственного ритмического воздействия на мозг через нервные окончания, расположенные в носоглотке. Методы ритмического дыхания использовались не только в йоге, но и в магической практике, ци-гуне, боевых искусствах, шаманских психопрактиках.

· Задействование в процессе дыхания различных групп мышц. Взаимосвязь между различными мышцами человека, в частности, дыхательными, была отмечена и введена в современную теорию психосоматики А. Лоуэном, хотя она с очевидностью следует из структуры чакральной системы. Суть такой взаимосвязи состоит в том, что человек не использует в дыхании мышцы, расположенные на уровне пробитой или ослабленной чакры. Верно и обратное: задействование в дыхании группы мышц, соответствующей некоторой чакре, активизирует эту чакру. Дополнительным воздействием является укрепление (тренировка) различных групп дыхательных мышц.

· Рефлекторное воздействие на мозг посредством воздействия на обонятельные и другие рецепторы, находящиеся в дыхательных путях. Некоторые исследователи считают, что лимбическая система, связанная, с одной стороны, с эмоциональной сферой человека, а другой – с управлением работой внутренних органов, имеет в своей эволюционной основе обонятельный мозг. Поэтому ритмическое прохождение воздуха через нос формирует специфическое состояние лимбической системы, что в свою очередь сказывается на всем состоянии организма как физиологическом, так и эмоциональном. Более глубокие нейрофизиологические исследования автору неизвестны, поэтому при подборе циклов приходится, как и древним йогам, опираться на эмпирические наблюдения и рефлексию.

· Гидравлический массаж мозга и внутренних органов. Пранаямы, в особенности выполняемые в быстром ритме (например, капалабхати и бхастрика), создают некоторые колебания давления как в теле, так и в голове, что приводит в эффекту их внутреннего гидравлического массажа. Из этого принципа следует, что существует минимальная скорость выполнения таких пранаям, при которой они еще оказывают воздействие.

· Рефлекторное воздействие на симпатическую и парасимпатическую нервную систему. В классической йоге считается, что дыхание правой ноздрей носит стимулирующий характер и способствует процессам диссоциации в организме (солнечное дыхание). Дыхание левой ноздрей, напротив, успокаивает организм и способствует процессам ассимиляции (лунное дыхание). Поэтому преднамеренное задействование той или иной ноздри или их специфическое чередование – важный элемент йоги, практически ее «визитная карточка».

· Воздействие через внутридыхательную систему психосоматических соответствий. Базовая система психосоматических соответствий, описанная выше, не является единственной. Можно выделить и другие локальные, связанные с отдельными органами, системы. Например, 7 шейных позвонков проективно связаны с 7 чакрами. Существует подобная взаимосвязь и в дыхательной системе: более периферийные отелы носоглотки связаны с нижними чакрами, а более глубокие – с верхними. Верхние отделы связаны с мозгом, нижние – с телом. Комбинируя аэродинамические типы дыхания (например, за счет положения головы или напряжений носа), можно добиваться воздействий на заранее выбранные зоны. Другим вариантом использования этого механизма является концентрация на разных типах ощущений в носу, т.е. задействование разных рецепторов, а следовательно, и отделов мозга.

Дыхание может быть успешно скомбинировано с медитативными техниками. Существуют целые группы дыхательных медитаций, основанных на структурировании сознания (не обязательно успокоении) через дыхание. Самая простая из них: практикующий садится, и начинает слушать свое дыхание. В одной из шастр эта техника сформулирована таким образом: «Слушая свое дыхание, ты слушаешь дыхание Вселенной». Следует сидеть и дышать, просто дышать и ничего не делать. Нужно дышать и слушать дыхание. С помощью этой медитации можно очень быстро впасть в трансовое состояние.

Бандха в переводе с санскрита означает «замок», что и характеризует сущность их механизма влияния. Бандхи перекрывают определенные токи энергии и связанные с ними перемещения жидкостей внутри организма, поэтому чаще всего бандхи делаются при выполнении упражнений, изменяющих корпоральное давление.

В классической йоге выделяют три основные бандхи: джаланадхара-бандха, уддияна-бандха и муладхара-бандха.

Джаланадхара-бандха перекрывает движение энергии в голову и препятствует повышению внутричерепного давления в упражнениях, связанных с повышением корпорального, например, в кумбхаке. Действительно, «снимите» джаланадхара-бандху при выполнении кумбхаки и Вы почувствуете гидравлический удар в голову, т.е. резкое повышение внутричерепного давления, которое выразится в виде «зябликов» перед глазами или шума в голове.

Помимо описанного, уддияна-бандха оказывает позитивное влияние на органы брюшной полости за счет их механического массажа.
Муладхара-бандха уплотняет энергию в нижних чакрах. Она также делается во всех случаях, когда существует избыточное давление или избыточная концентрация энергии для того, чтобы препятствовать уходу энергии в землю. Кроме того, муладхара-бандха препятствует оттоку энергии муладхары, связанной с жизненной силой, на других людей. Если при общении с некоторым человеком Вы начинаете чувствовать резкое похолодение конечностей, озноб или ухудшение физического (не эмоционального!) самочувствия, вероятно, имеет место именно такой отток и мулабандха поможет устранить соответствующие симптомы. На механическом уровне муладхара-бандха стимулирует внутренние половые органы, способствует развитию интимных мышц, нужных мужчине для контроля семяизвержения, а женщине – для усиления оргаистических ощущений и внутреннего массажа мужского полового органа при сексе.

Слово крийя переводится с санскрита как «движение», поэтому в последнее время этим термином стали называть многие динамические практики йоги. Однако, в действительности крийи – это упражнения, оказывающие динамические воздействия, по сути, массаж, внутренних органов. Крийи – одно из «ноу-хау», поскольку они не имеют аналогов в других системах физической культуры. К крийям относятся, в частности: уддияна-бандха крийя, наули крийя. Также крийями или шаткармами называются процедуры физического очищения, связаные с ниямой. Они предназначены для выведения шлаков из организма. Отдельное внимание уделяется очищению пищеварительного тракта, кровеносной системы и других систем. Существует шесть видов очистительных процедур: Дхаути, Басти, Нети, Тратак, Наули, Капалабхати. К каждому виду относятся различные процедуры и техники очищения. Принципы воздействия этих упражнений в большинстве случаев очевидны.

Мудры – обычно, в обывательском восприятии, под мудрами понимают специфические положения рук. Такой взгляд порожден в значительной мере буддийской традицией, активно использовавшей именно этот тип мудр. Однако, строго говоря, в классической йоге категория «мудра» намного шире: существуют положения тела, которые также относятся к мудрам, например, уже упомянутая йога-мудра, шактичелани-мудра и другие, хотя таких меньшинство. К мудрам относят также специальные положения глаз (например, самбхави-мудра, вайшнави-мудра), языка (набхо-мудра, кхечари-мудра) и даже ануса (ашвини-мудра). В большинстве случаев мудры применяют в медитативной практике и редко связывают с физическими упражнениями. Это и понятно, поскольку мудры оказывают очень тонкое влияние на организм человека, причем исключительно на его эмоциональную сферу (астральное тело).

Механизм воздействия мудр также связан с психосоматическими соответствиями. Для того чтобы понять этот механизм, обратим внимание на ближайших родственников мудр – жесты. Самые обычные жесты, которые составляют значительную часть динамики общения. Жесты напрямую связаны с текущим эмоциональным состоянием человека и воспроизводят движения энергии в ауре. Мудры используют обратный принцип, «раскручивая» нужные движения энергии и тем самым формируя требуемое состояние.

Обратите внимание на положение рук людей, сидящих в общественном транспорте. Иногда руки сплетены в сложные и экзотические мудры, но это не следствие повального увлечения эзотеризмом, а одна из естественных форм саморегуляции организма, замеченная и поставленная на службу древними практиками. Способность мудр активизировать эмоции использовалась в классическом индийском театре и танцевальном искусстве, где мудры имели название «хасты».

В некоторых «популярных» источниках по йоге можно встретить утверждение, что мудры воздействуют на организм, потому что «замыкают каналы». Причем под каналами понимают меридианы, используемые в китайской медицине (чжень-цзю терапии). Действительно, шесть из этих каналов заканчиваются на руках, однако какую пользу можно извлечь из замыкания канала легких и тонкого кишечника, как это «происходит» в классической джнана мудре? Мне не известны случаи радикального влияния мудр на физическое состояние организма, вегетативные реакции, т.е. эфирное тело, поэтому такое объяснение считаю надуманным. Мудры воздействуют на организм очень тонко. Если сравнить работу со своим организмом с ремонтом, то мудры – мелкая шкурка, которой Вы пользуетесь после того, как проработали свой организм рубанком, потом прошлись тонкой шкуркой, потом полакировали и теперь полируете. А если вы взяли мелкую шкурку, а у вас ещё занозы торчат, то эффект такого воздействия минимальный. Мудры – упражнения, относящиеся к очень продвинутому уровню.

По типам мудры разделяются на замыкающие, блокирующие отток энергии из какой либо чакры: дхъяна-мудры, способствующие удержанию состояний в различных формах медитации, и выводящие, которые концентрируют энергию (астральную) вовне.

Вибрационные техники (мантры) – одной из древнейших в истории человечества практикой является повторение мантр – определенных наборов звуков, резонансно воздействующих на отдельные участки головного мозга или тела. Согласно исследованиям современных нейропсихологов, практика произнесения мантр действительно изменяет относительные амплитуды ритмов мозга, что способствует достижению измененных состояний сознания. Мантры не следует путать с молитвами и формами, предназначенными для словесного самовнушения, поскольку они могут не иметь смысловой нагрузки (хотя могут и иметь). Не является принципиально значимым и символический аспект мантр. Правда, некоторые мантры имели символический смысл, например, шесть слогов основной мантры тибетского буддизма Ом мани падме хум соотносились с шестью мирами буддийской космогонии, но это скорее исключение.

К сожалению, механизмы психологического воздействия мантр изучены слабо. Возможно, ключом к пониманию такого воздействия являются исследования фоносемантики относительно первичных значений звуков, а также схемы соответствий различных зон человеческого тела звукам различным звукам.

Можно выделить еще один механизм влияния мантр – резонансное воздействие на эндокринную и вегетативную нервную системы. Действительно, при пении определенных звуков можно сформировать выстройку таким образом, что максимальная амплитуда вибрации придется на соответствующие зоны. Таким образом, мантры могут обеспечить внутренний массаж эндокринных желез (см. «Уджайя»).

Следует отметить, что в истории человечества существовали механические аналоги произнесения мантр. Так, известный музыкальный инструмент северных народов, варган, использует в качестве резонатора череп играющего, что позволяет локализовать акустические вибрации максимальной амплитуды в определенных зонах мозга, стимулируя, таким образом, их деятельность.

В индийской традиции существовало четыре способа (точнее восходящих ступени) произнесения мантр.

1-я ступень – мантра произносится вслух громко и отчетливо;

2-я ступень – мантра произносится шепотом, но с четкой артикуляцией;

3-я ступень – мантра произносится мысленно;

4-я ступень – высшая – слова мантры не произносятся, но человек вызывает соответствующее мантре состояние.

Существует менее известные варианты использования мантр. Один из них – прислушивание к звукам, издаваемым вдыхаемым и выдыхаемым воздухом. В индийской традиции считается, что вдыхаемый воздух производит звук «Со» или «Сах», а выдыхаемый – «Хам».

Другая техника, которую можно отнести к мантрам, состоит в резком выкрикивании определенных звуков. Так, например, в Тибетской йоге для снятия депрессии резко выкрикивалась мантра «Пхат». В Японии использовались мантры «Ос» и «Киай». При использовании такого типа мантр также важны техники произнесения и согласования с дыханием.

При помощи длительных и целенаправленных упражнений йоги возможно регулировать вегетативные функции. Каждое упражнение характеризуется определенным положительным воздействием на различные органы и системы человека. Достигаемые при этом высокая жизнеспособность и ловкость тела при регулярных занятиях по системе йогов может сохраняться до конца жизни.

Крупнейший специалист в области физиологии спорта доктор биологических наук В.С. Фарфель констатирует: «…мое знакомство с гимнастическими упражнениями позволяет утверждать, что асаны – статичные упражнения йогов – хорошее средство для развития суставной гибкости и чувства равновесия при небольшой затрате физической энергии». В хатха-йоге, как и в любой системе физической культуры, подчеркивается, что с заботы о теле начинается развитие и совершенствование главного – духа («тренированное тело способствует тренировке ума»).

Общеизвестно, что многие функции нашего организма регулируются сознанием. Мы ходим, бегаем, останавливаемся, садимся, берем ложку, жуем твердую пищу, проглатываем жидкую, открываем и закрываем глаза и т.п. – все эти действия можем начать и прервать по собственному желанию. Но в состоянии ли мы одним лишь волевым усилием ускорить либо замедлить биение сердца? Способны ли повлиять на работу желудка и перистальтику кишечника?

В целом же в физиологическом аспекте йога дает следующие результаты: развивает мышцы и повышает подвижность; массирует внутренние органы, что обеспечивает их хорошую работу; устраняет физическое напряжение и умственные стрессы, что автоматически приводит к расслаблению мышц и снятию стрессов и таким образом обеспечивает первый шаг к снятию умственного напряжения, поскольку физического расслабления невозможно достичь, если человек находится в состоянии умственного напряжения.


Заключение

Сейчас в мире существует настолько много видов фитнеса и йоги – что довольно часто возникают идеи для новых её применений: стретчинг, пилатес, шейпинг, йога для беременных, йога для младенцев и мам, парная йога, йога для сидящих в инвалидной коляске, для ведущих сидячий образ жизни, для больных сердечнососудистыми заболеваниями и т.д.

Изучив материал по теме мы пришли к следующим выводам:

1. Занятия йогой приводит к оптимальной работе дыхательной системы, что способствуют необходимому насыщению крови кислородом и существенному росту функциональных возможностей системы кровообращения в сухожилиях и мышцах, прилегающих к суставам, снабжая ткани кислородом.

2. Статичные упражнения йоги (асаны) – хорошо развивают гибкость суставов и чувство равновесия при небольшой затрате физической энергии.

3. Упражнения йоги укрепляют и оживляют деятельность таких органов, как печень, селезёнка, кишечник, лёгкие и почки. Каждое упражнение воздействует на всю систему.

4. Многие асаны снабжают мозг свежей кровью, держат его в бодром, активном и в то же время спокойном состоянии. Йога, таким образом, обладает уникальной способностью успокаивать нервы и мозг и возвращать душе спокойствие, свежесть и умиротворённость.

Таким образом йога не только предупреждает заболевания, но и лечит. В отличие от других системйога развивает в организме симметрию, координацию и выносливость. Она стимулирует внутренние органы и обусловливает их гармоничное функционирование.

Список используемой литературы

1. Агаджанян Н.А., Катков А.Ю. Резервы нашего организма. – М.: 1979.

2. Борисова И. Йога для двоих. // Физкультура и спорт, №5, 1999.

3. Быков О. Гимнастика от ста недугов. // Физкультура и спорт, №7, 1999.

4. Верещагин В.Г. Физическая культура индийских йогов. – Минск, 1982.

5. Гущо Ю. Техника медитации. // Физкультура и спорт, №9, 1999.

6. Евтимов В. Йога. – М.: Медицина, 1986.

7. Зубков А.Н., Очаповский А.П. Хатха-йога для начинающих. – М.: Медицина, 1991.

8. Кент Г. Йога день за днем. – Л.: ЛФ ВНИИТЭ, 1991.

9. Ковриго Н. Эмоции и здоровье. // Физкультура и спорт, №4, 1999.

10. Крапивина Е.А. Физические упражнения йогов. – М.: Знание, 1991.

11. Латохина Л.И. Хатха – йога для детей. – М.: Просвещение, 1993.

12. Лах Ман Чун Г.Е. Эта замечательная йога. – М.: Физкультура и спорт, 1992.

13. Мерзляков Ю.А. Путь к долголетию: энциклопедия самооздоровления. – Мн.: ППК «Белфакс», 1994.

14. Нестеровский Е.Б. Что такое аутотренинг. – М.: Знание, 1984.

15. Петров Н. Самовнушение в древности и сегодня. – М.: Прогресс, 1986.

16. Смирнов Б.Л. Санкхья и йога. – Ашхабад: «Ылым», 1981.

17. Сытин Г.Н. Божественные лечебные исцеляющие настои. – Петрозаводск, издательство ИЧП «ЭТИ», 1994.

18. Тартаковский М.С. Нетрадиционная физкультура. – М.: Просвещение, 1986.