Олимпиада по основам православной культуры. Школьный тур олимпиады по опк

Формирование ответственного отношения к учебе является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Веду ежедневный контроль успеваемости и посещаемости, информирую родителей, что позволяет своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогом-предметником и успевающими учениками.

Подробнее остановлюсь на организации досуга , внеклассной работе. Это одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному отдыху, формированию законопослушного поведения.
Стараюсь привлекать как можно больше ребят своего класса к участию в предметных олимпиадах (шк.и районная олимпиада по географии и другим предметам), поощрять их за участие. В этом учебном году победителями и призерами в ройонных олимпиадах стало 8 обучающихся 7а класса. Привлекаю к участию в дистанционных конкурсах (Пермский географический чемпионат, «Олимпус»), к исследовательской деятельности.

В прошлом учебном году ребята приняли участие в конкурсе « История твоей семьи в истории Тверской земли» в рамках программы «Корнями дерево сильно» . Журавлева Н. победила в муниципальном этапе конкурса и участвовала в региональном этапе в г. Бежецке.

Стараюсь вызвать у ребят интерес к краеведческой работе, к изучению природы, истории и культуры родного края. Учащиеся моего класса в текущем учебном году приняли участие в областной викторине по географическому и историческому краеведению, совместив поездку с экскурсией по городу Твери. В данный момент мы участвуем в областной Интернет-игре «Достопримечательности Тверской губернии».

Принимая участие в районных и областных фотоконкурсах («Мое увлечение», «Зеркало природы», «Времена года» и др.) учимся видеть красоту окружающего мира.

Будучи начальником летнего оздоровительного спортивно-краеведческого лагеря «Пламя» на базе школы, активно вовлекаю ребят своего класса в работу лагеря, тем самым организуя их занятость в каникулярное время. В этом году 6 человек из моего класса будут посещать лагерь. Большой интерес в последние годы вызвали проекты «Забытые храмы Краснохолмского района», акция «Дорогами памяти», «На родину героев», экологическая акция «Чистый стадион» и др. Вовлечение ребят в поисково-экскурсионную деятельность способствует воспитанию гражданского сознания, патриотизма, любви к своей малой родине, а также положительно сказывается на формировании чувства товарищества, дружбы, ответственности за судьбу своей Родины, развивает познавательные интересы и кругозор, отвлекает от бессмысленного времяпрепровождения, отдых становится содержательным, заполнен полезной деятельностью.

Организация путешествий и экскурсий играют важную роль в профилактике правонарушений. Приобщение детей к культурному, природному наследию сказывается положительно на их воспитании, формирует положительную мотивацию. Со своими ребятами мы побывали во многих местах, увидели много достопримечательностей, знакомились с многими интересными людьми.

Вышний Волочок – край художников, Кашин, санаторий «Кашин», Калязин, Углич – город на Золотом кольце России, Молоково и его окрестности. Устюжна Вологодская область – город на Русском Севере, с. Даниловское –усадьба Батюшковых, д. Божонка – места, где совершилась Ситская битва (1238), снова В. Волочок.

В Краснохолмском районе посетили Николаевский Антониев монастырь, совершили экскурсии к 7 православным храмам, в карьер д. Могочи, побывали на родине Русина Н.П. в д. Поповское и в других местах.

Все это помогает развитию положительных интересов, обогащает духовно и эмоционально, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение.

Пропаганда здорового образа жизни исходит из потребностей детей и их естественного природного потенциала. Всячеки стараюсь поддерживать своих ребят в их стремлении заниматься физкультурой, спортом, к участию в различных соревнованиях школьного и других уровней. Объясняю им необходимость занятий в спортивных секциях. Провожу беседы и кл. часы о вреде табакокурения, алкоголя, наркотиков, по экологической тематике («Здоровое питание», «Курить-здоровью вредить», «Мифы об алкоголе», «Человек и природа», «Мое увлечение», «Путь к звездам» и др.) Командные соревнования, КВНы, разнообразные конкурсы в которых ребята участвуют и как непосредственные участники и как болельщики способствуют негативному отношению к вредным привычкам, воспитанию чувств стремления к успеху, взаимопомощи и взаимоподдержки.

К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек привлекаются также специалисты (медсестра школы Мараева Е.Н., психиатр ЦРБ Грибова – частые гости у ребят).

Организация досуговой деятельности учит детей, как правильно провести свободное время без употребления алкоголя, табака. Интересно проходят у нас классные развлекательные мероприятия. Например:

Поздравления с днем рождения, где именинникам вручаем подарки и открытки, изготовленные своими руками,

классные «огоньки», где каждый может себя проявить в различных конкурсах, ролях и т.д.,

новогодние праздники,

Выезд на озеро,

пионерские дела,

проводим экскурсии в пожарную часть.
Такие мероприятия способствуют сплочению коллектива, учат детей с пользой для себя организовать досуг, а также получить некоторые навыки здорового образа жизни.

В рамках правового воспитания проводятся классные часы с участием работников правоохранительных органов (ГИБДД, прокуратуры), частый гость Коровина Т.М. – секретарь КДН администрации района. Проведение бесед на классных часах, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних дают мотивацию на ответственность за свои действия

Работа с родителями ведется в индивидуальных беседах, на родительских собраниях, при посещении семей. На родительских собраниях касаемся тем: «Возрастные особенности школьников», «Развитие интересов подростка», «Участие родителей в организации досуга детей» и др.

Как классный руководитель знакомлюсь с жилищно-материальными условиями обучающихся, взаимоотношениями в семье, знакомлю родителей с успехами ребенка и возникающими проблемами. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях формируется положительная личностная установка.

Существуют некоторые трудности в работе с родителями. Не все родители заботятся серьезно о духовно-нравственном воспитании ребенка, видя свою роль в том, чтобы накормить и одеть, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. В некоторых семьях ослаблен контроль за свободным временем, за поведением ребенка, отсутствует должное взаимопонимание и доверие. Родители не всегда глубоко вникают в проблемы учебной деятельности.

В своей работе по профилактике правонарушений в классе не обходится без трудностей. В моем классе дети очень эмоциональны, подвижны, все еще присутствует агрессия в поведении и недостаток толерантности. Увлекшись игрой или выяснением отношений могут перейти границы дозволенного. Могут попасть под дурное влияние друзей. Не всегда бывают ответственны за порученное дело.

Особое внимание уделяю индивидуальной работе с обучающимися, стоящими на учете в КДН. Таких в классе 2 чел. Постоянно контролирую их посещаемость и успеваемость. Стараюсь быть в курсе их занятий во внеурочное время (кружки, секции и т. д), поддерживаю контакт с родителями. Привлекаю этих ребят к участию в классных и школьных мероприятиях.

Над решением этих проблем предстоит еще много работать.

Вопрос, связанный с профилактикой правонарушений детей был актуален всегда, и волнует сегодня не только учителя, педагога, но и каждого гражданина, а так же государство в целом.Учитывая особенности современ-ных подростков и факторов окружающей среды, влияющих на их психо-логическое развитие, для своевременного выявления и установления причин и обеспечения профилактики негативных явлений в поведении детей,МБОУ "Стычновская СОШ" были определены следующие сферы деятельности воспитательно-профилактической работы в школе на 2013 −2018 гг.:

Создание в школе условий для успешного формирования творческого школьного сообщества включающего в себя обучающихся, учителей и родителей;

Развитие принципов толерантности, ценности личности каждого участника образовательного процесса;

Развитие внеклассной деятельности с целью обеспечения максимально широких возможностей для совершенствования личности каждого индивида;

Вовлечение школьников в социально значимую деятельность и профилактикудевиантного поведения;

Отслеживание, предупреждение и анализ нарушения учебной дисциплины, режимных моментов и основных норм поведения обучающихся;

Систематический контроль за посещаемостью и успеваемостью обучаю-щихся;

Психологическая и педагогическая помощь по формированию адекватной самооценки;

Ориентация на здоровый образ жизни, привлечение обучающихся к занятиям спортом;

Оказание помощи тем, кто находится в сложной жизненной ситуации;

Привлечение обучающихся к укреплению правопорядка, как в школе, так и за ее пределами.

Формирование личности высокой общечеловеческой культуры;

Установление контакта с семьей и проведение работы с родителями по выявлению проблемы ребенка и семьи.

Компоненты (составляющие) сферы деятельности воспитательной работы так или иначе, подразумевают мероприятия, целью которых является профилактика и борьба с беспризорностью и правонарушениями.

В школе с 2013 г. работаетпрограмма воспитания и социализации обучающихся "Школа - социокультурный центр села«.Цель программы: представление всех возможностей школы для формирования психически здорового, социально-адаптивного, физически развитого выпускника.

В школе созданы условия нормального воспитания и развития личности ребенка:

  • гуманный стиль отношений между всеми участниками образо-вательного процесса;
  • демократические принципы и стиль общения между учителями и воспитанниками;
  • разумная дисциплина и порядок как условия защищенности ребенка и взрослого в образовательном пространстве;
  • возможность проявления детских инициатив и их поддержка со стороны взрослых.

Воспитательная работа в школе,работа классных руководителей по правовому воспитанию и профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних носит систематический характер. Работа ведётся в соответствии с планом воспитательной работы и согласно плану мероп-риятий по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних по программе «Правильный выбор», которая рассчитана на 2013-2018гг.Вся работа осуществлялась по следующим направлениям:

1) ликвидация пробелов в знаниях;
2) борьба с пропусками занятий и самовольных уходов;
3) организация досуга обучающихся;
4) занятость обучающихся в свободное время;
5) пропаганда здорового образа жизни;
6) правовое воспитание;

7) работа с родителями.

Направления воспитательной работы по профилактике правонарушений

1. Ликвидация пробелов в знаниях обучающихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Тесное взаимодействие классных руководителей с учителями-предметни-ками способствует решению проблемы с обучением обучающихся, имеющих трудности в освоении программы.В школе ведется ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и информирование роди-телей,позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими обучающимися, организовывалась помощь педагогами-предметниками и успевающими учениками, индивидуальные занятия и консультации.Неуспевающихобучающихся в 2016-2017 учебном году в школе не было ни за учебные четверти, ни за год.

2. Борьба с пропусками занятий и самовольных уходов является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.

С целью выполнения Закона РФ «Об образовании», а также для предотвращения бродяжничества и безнадзорности ведется строгий контроль над посещаемостью занятий обучающимися школы. С этой целью:

Ведётся ежемесячный мониторинг пропусков обучающимися занятий по уважительной или без уважительной причины.

Сведения о пропусках уроков регистрируются заместителем директора по УВР в специальном журнале, выявляется причина пропусков;

Классными руководителями регулярно заполняется страница пропусков уроков в классном журнале;

Учителя-предметники своевременно ставят в известность классного руководителя о пропусках уроков учениками;

Классный руководитель в тот же день сообщает родителям о пропусках уроков (запись в дневнике, звонок по телефону, посещение семей на дому).

Обучающихся, пропускавших занятия без уважительных причин и склонных к самовольным уходам из дома, в 2016-2017 учебном году в школе не было.

3. Организация досуга обучающихся

Широкое вовлечение обучающихся в занятия спортом, художественное творчество, работу молодёжных организаций, кружков- одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.

Воспитательная работа в классах планируется и ведется с учетом общешкольных и стоящих перед классным коллективом целей и задач, возрастных и личностных особенностей обучающихся, положения семей, деятельность осуществляется с учетом реализуемых целевых воспитательно-образовательных программ и проектов в разных направлениях с использованием активных форм и методов работы:

Гражданско-патриотическом;

Спортивно-оздоровительном;

Художественно-эстетическом;

Духовно-нравственном;

Трудовом;

Экологическом и др.

Воспитательная работа в школе реализуетсяпо программе «Школа- социокультурный центр села». Все обучающиеся школы за 2016-2017 учебный год были охвачены внеклассной деятельностью: принимали участие в подготовке и проведении общешкольных традиционных мероприятий, активно участвовали во всех проводимых школьных и районных акциях.

Более 50обучающихся школы в течение года принимали участие в школьных предметных олимпиадах,спортивных мероприятиях, спортивных соревнованиях на муниципальном уровне, участвовали в дистанционных конкурсах, олимпиадах, викторинах, конкурсах муниципального, регио-нальногои Всероссийского уровня.

4.Занятостьобучающихся в свободное время является одним из важных факторов профилактики, поэтому в школе большое внимание уделяется развитию системы дополнительного образования, а также пропаганде здорового образа жизни и вовлечению подростков в кружки и секции ДО. Дети посещали не только школьные кружки и спортивные секции, но и кружки СДК, библиотеку, спортивную площадку на территории школы.

В школе все 100% обучающихсяохвачены кружковой работой: «Мир вокального искусства», «Наш выбор-здоровье», «Музей», ЮИД «Светофор», ДЮП «Добровольцы», спортивнаясекция «Баскетбол», «Спортивный туризм», «Донская вольница»

В школе проводились трудовые рейды, трудовые десанты, направленные на приобщение воспитанников младшего, среднего и старшего звена к систематической работе по благоустройству школы и прилегающей к ней территории, обелиска погибшим воинам.Привлечение детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов различных мероприятий, рейдов, акций помогало удовлетворить потребность ребят в общении, организовать их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение.

Классные руководители вовлекали детей в работу оздоровительного лагеря на базе школы летом, планировали и проводили мероприятия во время каникул, тем самым организуя занятость детей в каникулярное время.Обучающиеся старших классов работалиот центра занятости помощниками воспитателями в оздоровительном лагере на базе школы.

5. Пропаганда здорового образа жизни исходит из потребностей детей и их естественного природного потенциала. С целью привлечения обучающихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганды здорового образа жизни, в школе были выявлены сильнейшие обучающиеся из них формировались сборные команды школы для участия в школьных, районных соревнованиях. В начале учебного года был составлен календарь спортивно-массовых мероприятий, в течение года проводились различные виды соревнований.

С целью профилактики правонарушений, наркомании, повышения правовой культуры несовершеннолетних в школе ежемесячно проводились единые тематические классные часы, коллективно-творческие дела.

Пропаганде здорового образа жизни были посвящены такие мероприятия:

Мероприятия в рамках декады «SOS»;

Неделя безопасности дорожного и движения и безопасности на льду;

Акция «Я выбираю спорт как альтернативу».

Проведены классные часы по следующим темам:

2 - 4-й классыЧто такое хорошо и что такое плохо", "Курить - здоровью вредить";,5, 6-й класс "Мифы об алкоголе""Школьнику о вреде никотина«,

7-й, 8-й «Кто кого или подросток в мире вредных привычек», 10-й класс "Жизнь без наркотиков",11-й класс"Мы против наркотиков«

6. Правовое воспитание

В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовер-шеннолетнихбыли проведенымесячники и недели профилактики правонарушений. В их организации участвовали не только классные руководители, но и сотрудники ГИБДД, ППС, правоохранительные органы; работники медицинских учреждений, заместитель директора по воспитательной работе школы. В рамках месячника профилактики правонарушений проводились следующие мероприятия:

участие во межведомственных операциях «Внимание! Дети!», «Подросток» (сентябрь);

неделя правовых знаний. Встречи с работниками ОДН ОВД;

Анкетирование «Отношение подростков к пагубным привычкам» (декабрь);

месячник по военно-патриотическому воспитанию (февраль);

конкурс рисунков на темы: «Права и обязанности гражданина РФ», «Права детей».

В школе оформлен уголок правовых знаний, в котором регулярно обновляласьинформация.

1раз в полугодие проводилась неделя правовых знаний:

в 1полугодии - неделя правовых знаний «Закон для всех»;

во 2-ом полугодии - неделя правовых знаний «Территория подростка».

Были проведены беседы на классных часах, велась разъяснительная работа о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних, которые давали мотивацию на ответственность за свои действия.

Роль классного руководителя заключалась в направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений. Такие занятия развивали активность, формирование жизненных позиций.
В течение 2016-2017 годаклассные руководители провели классные часы:

2 - 4-й классы
«Что такое хорошо и что такое плохо»
«Правила поведения в общественных местах»

5, 6-й класс
"Мы и улица, наши интересы«\

«Конвенция ООН о правах ребенка»

«Знай свои права, но не забывай про обязанности»

7-й, 8-йкласс
«Права и обязанности школьника»;
Почему подросток совершает преступление"
«Поговорим об ответственности»

10-й класс

«Преступления и его последствия»
«Как научится быть ответственным за свои поступки»

11-й класс
«Административная и уголовная ответственность»;

Выпуск буклета «Роль классного руководителя в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений»

7. Работа с родителями по профилактике правонарушений строится планово. В начале каждого учебного года классные руководители создавалипаспортизацию семей по выявлению трудных детей и семей, находящихсяв социально-опасном положении. Так за период 2016 -2017 год были посещены все семьи обучающихся, в том числе неполные и многодетные, но следов неблагополучия в этих семьях не было выявлено, что подтверждается в актах посещений. В случае выявления негативных фактов,должныбыли проинформировать Совет профилактики школы. При посещении семей классные руководители знакомились с жилищными условиями обучающихся, в домашней обстановке проводили беседы с родителями и со взрослыми членами семьи, составляли акты обследования жилищных условий, выясняли положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями.
Важными направлениями в этой работе являлось:

установление доверительных отношений между родителями и педагогом;

разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;

формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом являлось необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях должна формироваться положительная личностная установка;

формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.

Классными руководителями велась большая работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводились лекции по воспитанию обучающихся,согласно их возрастных особенностей: консультации «Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста», «Интересы моего ребёнка. Как выбрать кружок; индивидуальные беседы «Как преодолеть трудности в обучении. Родительская помощь» «Почему ребенок не хочет учиться»; родительские собрания "Ваш ребенок стал подростком. Проблемы воспитания","Роль семьи в профилактике правонарушенийи преступлений«.

Проводилась профилактическая информационно-разъяснительная работа с родителями. На классных собраниях проводились беседы: «Права и обязанности подростков», «Заботьтесь о безопасности своих детей».

«Права и обязанности ребёнка в школе и семье». Все эти мероприятия были направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.Наряду с этим организовывались и проводились вечерние рейдына территории сельского поселения и школы, где в состав комиссии вместе с классными руководителямии администрацией школы входилипредставители родительского комитета.

Для установления доверительных отношений между родителями и педагогами была проведена следующая работа:

Выбор родителей в Совет по профилактике правонарушений.

«День открытых дверей» для родителей.

Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.

Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.

Проведение родительского всеобуча:

Лекторий для родителей

1) Права и обязанности семьи.

2) Права, обязанности и ответственность родителей.

3) Нравственные уроки семьи - нравственные законы жизни.

4) Права и обязанности ребёнка в семье, в школе, в социуме.

5) Причина детских суицидов

6) Свободное время и развлечения обучающихся.

Выпуск буклетов:

1. «За здоровый образ жизни»,

2. «Психологические особенности подросткового возраста»

3. «Как создать атмосферу доверия в семье»

4. «Мой ребенок - моя забота»

За период 2016-2017 гг., не было совершенони одного правонарушения. Для реализации индивидуальной программы подростка классным руководителем, социально-психологической службой школы, педагогами школы использовались различные формы и методы индивидуальной профилактической работы с обучающимся:

Изучение особенностей личности подростка, занятия с психологом по коррекции его поведения;

Посещение на дому с целью контроля подростка, его занятость в свободное от занятий время, а также каникулярное время, подготовка к урокам;

Посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки обучающегося к занятиям;

Психолого-педагогическое консультирование родителей, учителей-предметников с целью выработки подходов к воспитанию и обучению подростка;

Индивидуальные и коллективные профилактические беседы с подростком;

Вовлечение подростка в общественно значимую деятельность через реализацию воспитательно-образовательных программ и проектов;

Вовлечение обучающегося в систему объединений дополнительного образования с целью организации занятости в свободное время.

Одним из важных факторов профилактики являлась занятость обучающегося в свободное время, поэтому в школе большое внимание уделялось развитию системы дополнительного образования, а также пропаганде здорового образа жизни и вовлечению подростка в кружки и секции.

Классным руководителем проводились профилактические беседы с подростком: «Конфликт. Как вести себя в конфликтной ситуации и справляться с агрессией», «Аромат жизни без привкуса табака», «Наркотик - орудие самоубийства»; «Почему так трудно учиться?», «Закон и порядок». Проводились беседы с родителями «Психологический климат в семье», «Ответственность родителей» и др. Тесное взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками способствовало решению проблемы с обучением обучающегося. При возникновении трудностей в изучении отдельных предметов (алгебра, русский язык, английский язык) подростку была оказана помощь в обучении, проводились дополнительные занятия, на которых учителями -предметниками были устранены пробелы в знаниях.

Также классным руководителем систематически велся контроль за посещением занятий и подготовкой к урокам, регулярно заполнялась страница пропусков уроков в классном журнале, устанавливалась причина отсутствия обучающегося на занятиях.

Ежемесячно классный руководитель и социально -психологическая служба школы, посещали на дому семью подростка, с целью изучения психологического климата в семье, условия проживания подростка, его занятость в свободное то учебы время.

С целью профилактики правонарушений, наркомании, повышения правовой культуры несовершеннолетних в школе ежемесячно проводились единые тематические классные часы, коллективно-творческие дела, где данный подростокбыл вовлечен во многие мероприятия. Так в рамках районной антинаркотической акции: «Здоровье нации - в наших руках» занял 1 место в конкурсе плакатов «Здоровье! Творчество! Успех!»

Педагогом-психологом, социальным педагогом и заместителем директора по ВР организовано психолого-педагогическое консультирование родителей и обучающегося, проведены профилактические беседы, тренинги: беседа «Ответственность родителей за воспитание детей», «Знакомство с семейным кодексом РФ», «Психология воспитания в семье», «Мы в ответе за свои поступки», «Алкоголю - нет!», «Путь в профессию», психологический тренинг «Я учусь владеть собой».

Во внеурочной деятельности данный подросток был вовлечен в кружковую работу «Наш выбор - Здоровье!», ЮИД «Светофор», «Баскетбол», являлся активным участником волонтерского движения «7-ой лепесток», участвовал в районных акциях «Рождественские колокола», «Венок памяти», «Наследники Победы», «Мы за чистый район», «Бессмертный полк».

В профилактической работе коллектив школы осуществлял сотрудничество с заинтересованными службами и ведомствами: КПДиЗП, РОВД, районной психолого-наркологической службой, центром ОСЗН, сектором по делам молодежи при администрации района, СтычновскимФАПом, Стычновским ДК и Администрацией Стычновского сельского поселения.

Зам. директора по ВР И.Ю.Самсонова

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 29 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области

«Система работы классного руководителя по профилактике правонарушений среди учащихся»

Подготовила

классный руководитель 11 класса

Балашова Елена Евгеньевна

Моя работа по правовому воспитанию и профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, носит систематический характер. Работа ведется в соответствии с планом воспитательной работы по следующим направлениям:

а) профилактическая работа;

б) организация досуговой деятельности;

в) работа с родителями;

г) правовой всеобуч;

д) организация каникул;

е) работа с трудными детьми.

В начале каждого учебного года я провожу анкетирование семей, с целью выявления трудностей в воспитании со стороны родителей, ранее я создавала банк данных учащихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи. Систематически посещала семьи, составляла акты посещения.

Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и информирование родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогом-предметником и успевающими учениками.

Борьба с пропусками занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.

Я веду ежедневный контроль посещаемости уроков, ежемесячный учет пропуска учащимися занятий по уважительной или без уважительной причины. В случае пропуска занятий учеником выясняю у родителей причину отсутствия.

Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, работу объединений - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.

Принимаю меры по привлечению в спортивные секции учащихся. Организация предметных и спортивных олимпиад, участие в дистанционных конкурсах, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение. В летний период я вовлекала детей в работу оздоровительного лагеря на базе школы, тем самым организуя их занятость в каникулярное время.

Пропаганда здорового образа жизни исходит из потребностей детей и их естественного природного потенциала. С целью привлечения учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганды здорового образа жизни, выявляются сильнейшие учащиеся и формируются сборные команды школы для участия в школьных, городских соревнованиях. В начале каждого учебного года составляется календарь спортивно-массовых мероприятий, проводятся Дни Здоровья, соревнования по футболу, волейболу. Традиционно стало участие учащихся в осеннем кроссе.

К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек привлекаются не только специалисты (медики, психологи, работники ОГИБДД, Железнодорожной полиции, представители Пожарной охраны г.Сызрани), но и широко используется детский потенциал.

Профилактике правонарушений, ПДД и ППБ посвящены такие мероприятия:

Конкурс рисунков «Скажи наркотикам нет!»

Мероприятия в рамках декады «Внимание, дети!»;

Участие в различных творческих конкурсах, таких как «Безопасное колесо», агитбригада ЮИД, конкурс рисунков «Добрая дорога детства»;

Творческий конкурс на лучшую поделку по профилактике противопожарной безопасности.

месячник по военно-патриотическому воспитанию;

Проведены классные часы по следующим темам:

5-6 й классы

Что такое хорошо и что такое плохо”

Курить – здоровью вредить”;

Мифы об алкоголе”

Школьнику о вреде никотина”

«Красный, желтый, зеленый»

«Огонь друг или враг?»

Правила поведения в общественных местах”

7-й, 8-й, 9-й класс

Кто кого или подросток в мире вредных привычек”

Права и обязанности школьника”;

«Почему подросток совершает преступление”

Поговорим об ответственности”

10-й класс

Жизнь без наркотиков”

«Я- за безопасную жизнь»

Как научится быть ответственным за свои поступки”

В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективны проводимые в нашем учреждении Месячники профилактики правонарушений. В их организации участвую не только я как классный руководитель, но и приглашенные сотрудники ГИБДД, ППС, пожарной охраны, представители общественных организаций в лице членов комиссии по делам несовершеннолетних, специалисты по делам семьи, молодежи, занятости, правоохранительные органы; работники медицинских учреждений, психолог.

Проведение бесед на классных часах, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних дают мотивацию на ответственность за свои действия. Роль классного руководителя заключается в направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений. Такие занятия развивают активность, формирование жизненных позиций.

Работа с родителями. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении строится планово. В начале классный руководитель знакомится с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводит беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляет акты обследования жилищных условий, выясняет положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями.

Важными направлениями в этой работе являются:

Установление доверительных отношений между родителями и педагогом;

Разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;

Формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях формируется положительная личностная установка;

Формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.

Мною, ведется работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, проводятся лекции по воспитанию учащихся согласно их возрастных особенностей: консультации «Возрастные и психологические особенности детей среднего, а теперь и старшего школьного возраста», «Интересы моего ребёнка. Как выбрать кружок; индивидуальные беседы «Как преодолеть трудности в обучении. Родительская помощь» «Почему ребенок не хочет учиться»; родительские собрания «Ваш ребенок стал подростком. Проблемы воспитания», «Права и обязанности ребёнка в школе и семье». Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.

Работа с личностью отдельного учащегося предполагает также знание классным руководителем уровня воспитанности всего класса, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в общей деятельности. Классными руководителями школы проводится диагностика уровня воспитанности обучающихся (2 раза в год по полугодиям). На основе установленного уровня воспитанности учащихся классный руководитель проектирует развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств, разрабатывает план воспитательной работы класса.