Основные принципы выполнения упражнений утренней гимнастики. Принципы построения утренней гимнастики

Что такое здоровый образ жизни и как вы его реализуете?

Здоровый образ жизни следует рассматривать как активную и целенаправленную форму поведения, которая обеспечивает сохранение и длительное поддержание психического и физического здоровья. Понятие «здоровый образ жизни» включает в себя: соблюдение рационального режима дня, чередование труда и отдыха; следование правилам личной гигиены, закаливание; рациональное питание; оптимальную двигательную активность (занятия физическими упражнениями и спортом). Двигательная активность - это естественная потребность человека в движении. Количество движений, которые совершает человек в течение какого-либо периода времени, составляет объем двигательной активности. Ученые установили: если потребность в движении не удовлетворяется, то наступает гиподинамия (недостаточная двигательная активность). Она отрицательно сказывается на деятельности всех органов и систем организма, на физической и умственной работоспособности.
Систематические занятия разнообразными физическими упражнениями, воздействующими на различные группы мышц, оказывают положительное влияние на все системы организма и тем самым способствуют укреплению здоровья, профилактике различных заболеваний. Сочетание физических упражнений с закаливанием повышает защитные функции организма. Большое значение в отношении ведения здорового образа жизни имеют семейные традиции. Если же этого в вашей семье нет, то вы сами должны позаботиться о своем здоровье и вовлечь в занятия физическими упражнениями своих близких.

Правила выполнения утренней гимнастики (составить комплекс упражнений утренней гимнастики).

Утренняя гимнастика (зарядка) выполняется ежедневно в домашних условиях (при открытой форточке) или на свежем воздухе. Комплексы упражнений, как правило, разучиваются на уроках физической культуры под руководством преподавателя. Ежедневная утренняя гимнастика воспитывает привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями. Она состоит из обще-развивающих упражнений, которые можно выполнять без предметов либо с предметами (резиновыми бинтами, гантелями, эспандерами, скакалками). Примерная продолжительность занятий: для учащихся 1-4 классов - 8-10 мин, 5-9 классов - 11 -15 мин. Упражнения утренней гимнастики выполняются в определенной последовательности. Вначале потягивание, которое улучшает дыхание и кровообращение. Затем упражнения для мышц рук и плечевого пояса, туловища и ног. Далее выполняются бег и прыжки, которые положительно влияют на обменные процессы в организме. Заканчивается утренняя гимнастика упражнениями, нормализующими деятельность органов дыхания и кровообращения. После утренней гимнастики необходимо принять душ. Комплексы упражнений нужно регулярно менять. При этом следует постепенно повышать нагрузку, усложняя упражнения, увеличивая их количество и темп выполнения. Дозировка нагрузки должна быть такой, чтобы занимающиеся испытывали бодрость, а не усталость. Примерная продолжительность использования одного и того же комплекса 12-15 дней.


Разминка. Ходьба на месте в течение 1 минуты. Дышать спокойно и свободно.

Ноги на ширине плеч. Описывать руками окружность и поднимать их вверх, одновременно вставая на носки. На вдох руки вверх и встать на носки. На выдох – опустить руки вниз и встать на стопу. Выполнять 5-10 раз.

Ноги на ширине плеч. Руки можно положить на пояс. Поворачивать голову влево и вправо. Наклонять голову вперед, назад. Затем к правому плечу – левому плечу, стараясь ухом достать плеча, но не поднимая плечо. Выполнять 5-10 раз.

Ноги на ширине плеч. Левую руку положить на пояс. Правую поднять вверх. Наклонить туловище влево. Переменить руки на наклониться вправо. Выполнять 5-10 раз.

Ноги на ширине плеч. Руки горизонтально расставить в стороны. Поворачивать туловище влево и вправо, как вертолет. Выполнять 5-10 раз.

Ноги на ширине плеч. Руки положить на пояс. Наклоны вперед и назад. Выполнять 5-10 раз.

Придерживаясь за спинку стула (не за кресло на колесиках), мах правой ногой вперед, назад, вправо и влево, перед собой. Затем переменить ногу. Выполнять 5-10 раз каждой ногой.

Сесть на пол на туристический коврик или старое шерстяное одеяло. Вытянуть распрямленные ноги перед собой. Дотягиваться пальцами рук до пальцев ног. Выполнять 5-10 раз.

Лежа на полу на спине согнутыми в коленях ногами (коленкой одной из ног) стараться дотронуться до пола слева и справа от туловища. Руки лежат на полу ладонями вниз параллельно туловищу. Выполнять 5-10 раз.

Встать на четвереньки. Выгнуть спину дугой вверх. Затем прогнуть ее вниз. Стараться достичь максимальной амплитуды. Выполнять 5-10 раз.

Сесть на пол и максимально широко расставить ноги. Дотягиваться поочередно до левой и правой ноги. Выполнять 5-10 раз для каждой ноги.

Ноги на ширине плеч. Одновременно вращать плечами вперед ("едем вперед") и назад ("едем назад"). Выполнять 5-10 раз.

Ноги на ширине плеч. Одновременно вращать прямыми руками вперед и назад. Выполнять 5-10 раз.

Ноги на ширине плеч. Прямыми руками перед собой выполняем упражнение "ножницы". Сначала руки совершают горизонтальные движения (параллельно полу). Затем вертикальные. Выполнять 5-10 раз горизонтальные и 5-10 раз вертикальные движения.

Ноги на ширине плеч. Приседать, стараясь не отрывать пятки от пола и держать спину прямой. Выполнять 5-10 раз.

Прыжки на месте. Сначала на правой ноге, затем на левой. Потом на обоих ногах. Выполнять 10 раз на каждой ноге и 10 раз обеими ногами.

Бег на месте в течение одной минуты.

Ноги на ширине плеч. Описывать руками окружность и поднимать их вверх, одновременно вставая на носки. Опускать руки вниз, наклоняя туловище вперед. На вдох руки вверх, на выдох руки вниз. Выполнять 5-10 раз.

Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов – зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного, повышает жизнедеятельность организма в целом.

Регулярное проведение физических упражнений на свежем воздухе способствует закаливанию детского организма, вырабатывает стойкость к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Введение в комплексы упражнений корригирующего характера способствует формированию свода стопы и правильной осанки. Таким образом, утренняя гимнастика является многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, систематически оздоравливающим детский организм.

Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.

Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость), улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры.

1. Значение утренней гимнастики, ее задачи

Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. У систематически занимающихся утренней гимнастикой пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность. Необходимость тотчас после пробуждения встать с постели и приступить к выполнению упражнений требует определенного волевого усилия, вырабатывает настойчивость, дисциплинирует детей.

Таким образом, перед утренней гимнастикой стоят совершенно особенные задачи, а именно: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.

Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Эта полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь.

Утренняя гимнастика позволяет организованно начать день в детском саду, способствует четкому выполнению режима дня.

Утренняя гигиеническая гимнастика, или, как ее называют, зарядка, должна выполнятся непосредственно после сна. Но это можно осуществить только в детских садах имеющих ночные группы. В дошкольных учреждениях с дневным пребыванием детей утренняя гимнастика по режиму дня проводится до завтрака после уже достаточно активной, разнообразной деятельности детей. В данных условиях гимнастика преследует еще и цели организации детского коллектива, переключения внимания детей от свободных, индивидуальных игр и занятий к совместным видам деятельности.

Вследствие одновременной совместной умеренной двигательной деятельности более возбужденные дети, которые успели уже побегать, попрыгать, успокаиваются, а малоактивные – активизируются. Все это создает ровное, бодрое настроение у всех детей, готовит их к последующим занятиям. Таким образом, воспитательное значение утренней гимнастики при проведении ее не сразу после сна, а спустя некоторое время, расширяется. Она становится неотъемлемым организующим моментом в режиме дня, приучает детей к определенной дисциплине, порядку.

В тоже время сохраняется огромное оздоровительное значение утренней гимнастики. Ежедневное занятие физическими упражнениями благоприятно воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма ребенка. Содержание гимнастики составляют упражнения для разнообразных групп мышц (плечевого пояса, туловища, ног и др.). Систематическое повторение их укрепляет двигательный аппарат ребенка. Широко включаются упражнения для профилактики нарушения осанки и предупреждения плоскостопия. Бег и прыжки еще более усиливают дыхание и кровообращение, сердечную деятельность и другие физиологические функции. Все это благоприятствует нормальной жизнедеятельности организма, повышению его работоспособности. .

Утренняя гигиеническая гимнастика ускоряет приведение организма в рабо-тоспособное состояние, она усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаляет продукты распада, накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную сис-темы, улучшает деятельность пищеварительных органов, способствует более про-дуктивной деятельности коры головного мозга.

Регулярные утренние занятия физическими упражнениями укрепляют двига-тельный аппарат, способствуют развитию физических качеств, особенно таких, как сила, гибкость, ловкость. Кроме того, во время утренней гимнастики можно осваивать технику многих спортивных видов; зарядка позволяет преодолеть ги-подинамию, свойственную современному человеку, укрепить здоровье, повысить физическую и умственную работоспособность. Ежедневная утренняя гимнасти-ка, дополненная водными процедурами, - эффективное средство повышения фи-зической тренированности, воспитания воли и закаливания организма.

Эффективность утренней гимнастики основывается на соблюдении гигиени-ческих правил ее проведения, подборе специальных упражнений и их дозировке, сочетание зарядки с другими формами занятий физической культурой, на учете ее эффективности и другое.

При проведении утренней гимнастики следует соблюдать определенные ги-гиенические правила. По возможности, зарядку рекомендуется проводить круг-лый год на открытом воздухе, что дает наибольший эффект. При выполнении ее в помещении необходимо хорошо проветрить комнату и делать зарядку при откры-том окне или форточке. Комплекс упражнений следует выполнять в легкой спортив-ной одежде (трусах и майке).

Эффективность утренней гимнастики зависит, прежде всего, от подбора уп-ражнений, дозировки нагрузок и интенсивности выполнения упражнений. Про-должительность зарядки зависит от степени физической подготовленности, реко-мендуется проводить зарядку не менее 30 мин. В комплексы утренней гигиени-ческой гимнастики следует включать упражнения для всех групп мышц, упраж-нения на гибкость и подвижность, дыхательные упражнения. Не рекомендуется выполнять упражнения статического характера со значительными отягощениями, на выносливость (например, длительный бег до утомления). Можно вклю-чить упражнения со скакалкой, экспандером и резиновым жгутом, с мячом (на-пример, элементы игры в волейбол, баскетбол, футбол).

Объем нагрузки и ее интенсивность должны ограничиваться и быть значи-тельно меньшими, чем в дневных тренировках. Упражнения, как и вся зарядка, не должны вызывать утомления. При появлении утомления следует проконсульти-роваться с преподавателем физического воспитания или обратиться к врачу.


При выполнении утренней гигиенической гимнастики рекомендуется придерживаться определенной последовательности выполнения упражнений:

Ходьба, медленный бег, ходьба (2-3 мин.);

Упражнения типа "потягивание" с глубоким дыханием;

Упражнения на гибкость и подвижность для рук, шеи, туловища, ног;

Силовые упражнения без отягощений или с небольшими отягощениями для рук, туловища и ног (сгибание и разгибание рук в упоре лежа, упражнения с легкими гантелями - для женщин 1,5-2 кг, с экспандером и другие);

Различные наклоны и выпрямления в положении стоя, сидя, лежа, приседа-ние на одной и двух ногах и другие;

Легкие прыжки или подскоки (со скакалкой) - 20-30 с;

Медленный бег и ходьба (2-3 мин.);

Упражнения на расслабление с глубоким дыханием.

При составлении комплексов утренней гигиенической гимнастики и их вы-полнении рекомендуется физическую нагрузку на организм повышать постепен-но, с наивысшей нагрузкой в середине и во второй половине комплекса. К концу выполнения комплекса упражнений нагрузка снижается, и организм приводится в сравнительно спокойное состояние. Увеличение и уменьшение нагрузки должно быть волнообразным. Каждое упражнение следует начинать в медленном темпе и с небольшой амплитудой дви-жений с постепенным увеличением ее до средних величин. Между сериями из 2-3 упражнений (а при силовых - после каждого) выполняется упражнение на рас-слабление или медленный бег (20-30 с).

Дозировка физических упражнений, то есть увеличение или уменьшение их интенсивности, обеспечивается:

Изменением исходных положений (например, наклоны туловища взад - вперед, не сгибая ног в коленях, с доставанием руками пола легче делать в исходном положении ноги врозь и труднее - в исходном поло-жении ноги вместе);

Изменением амплитуды движений;

Ускорением или замедле-нием темпа;

Увеличением или уменьшением числа повторений упражнений;

Вклю-чением в работу большего или меньшего числа мышечных групп;

Увеличением или сокращением пауз для отдыха.

Во время выполнения комплекса упражнений утренней зарядки большое зна-чение придается правильному дыханию. Во время выполнения упражнений реко-мендуется сочетать вдох и выдох с движениями. Вдох рекомендуется сочетать с разведением рук в стороны или с подниманием их вверх, с потягиванием и проги-банием позвоночника, с выпрямлением туловища после наклонов, поворотов я приседаний. Выдох производится при опускании рук вниз, во время наклонов и поворотов туловища, при приседаниях, поочередном поднимании ног вперед маховыми движениями и т.п. Дышать следует только через нос или одновременно через нос и рот.

Сочетание зарядки с другими формами занятий физической культурой и спортом имеет большое значение. Рекомендуется во время утренней гимнастики совершенствовать наиболее отстающие физические качества. Регулярное сочета-ние выполнения упражнений утренней гимнастики с упражнениями из выбран-ного вида спорта эффективно способствует достижению занимающимися высо-ких спортивных результатов. Утренняя гигиеническая гимнастика должна соче-таться с самомассажем и закаливанием организма. Сразу же после выполнения комплекса утренней гимнастики рекомендуется сделать самомассаж основных мы-шечных групп ног, туловища и рук (5-7 мин.) и выполнить водные процедуры с учетом правил и принципов закаливания.

Учет эффективности утренней гигиенической гимнастики ведется в дневни-ке самоконтроля, в котором отмечаются субъективные ощущения и объективные данные состояния организма. Кроме того, каждый занимающийся по графику вра-чебного контроля, утвержденному в вузе, проходит медицинское освидетельство-вание. В случае необходимости, при первых признаках повышения утомляемос-ти организма, а также при появлении болевых ощущений, каждый занимающий-ся обязан обратиться к врачу, проконсультироваться у преподавателей физическо-го воспитания по содержанию тренировочных планов на дальнейший период.

В наше время благотворное влияние зарядки для всех и каждого ни у кого не вызывает сомнения, а потому не будьте инертны, преодолейте лень, встаньте на 10-15 мин. раньше и посвятите их своему здоровью. Пройдет немного времени, зарядка войдет в привычку, и вам будет трудно отказаться от нее. А вы и не от-казывайтесь! Начать зарядку можно еще лежа в постели.

Открыть глаза, потянуться, выпить воды, сделать зарядку - и наконец проснуться. У каждого по утрам свои способы привести себя в чувство. Однако самым эффективным считается всё-таки утренняя гимнастика. Речь идёт об элементарных упражнениях, которые разбудят тело и помогут собраться с мыслями. Как её делать - узнаем дальше.

Про гигиеническую гимнастику

Увеличить продуктивность, ускорить работу мозга и привести тело в тонус - это всё результат ежедневной утренней гимнастики. Иногда мысль о подъёме даже на пару минут раньше, чем обычно, приводит в ужас. Ведь перед рабочим днём каждая минута сна дорога.

Но если потратить это время на разминку тела, то уже через неделю вы заметите значительные изменения здоровья. А ведь для этого нужно всего лишь 15 минут с утра.

Секрет эффективной тренировки дома - свежий воздух и пополнение водного баланса. Проснулись, открыли окно, а в это время идёте на кухню за стаканом воды. Возвращаетесь в проветренную комнату, закрываете окно и приступаете к делу.

Гигиеническая гимнастика включает в себя упражнения на разогрев, растяжку и укрепление мышц. Начинать стоит с 10 минут работы и увеличивать это время до получаса.

Важно! Главное правило занятия: первые минуты работы - спокойные, далее интенсивность нарастает и держится на протяжении всей тренировки. Ближе к концу темп замедляется.


Как подобрать упражнения - вам подскажут тело и вид деятельности. Тяжесть в голове, зажатая шея и плечи говорят о том, что больше нагрузки потребуется для верхней части туловища. То же касается любых проблем с ногами, тазом и животом - в этом случае работайте больше на низ.

Также стоит отталкиваться от особенностей работы. При сидячей работе нужна более активная разминка с утра для разгона крови по телу. Тем же, кто большую часть дня проводит на ногах, стоит заняться укреплением тазовых суставов и дать нагрузку на верх, чтобы не было болей в спине и шее.

Со временем для упражнений может понадобится инвентарь - гантели, фитбол, скакалка. Это необязательное условие, но такие предметы помогут разнообразить занятия и сделать их интереснее.

Виды гимнастики

Работайте над собой весь день - после пробуждения, во время работы за компьютером и перед сном. На каждый из видов гимнастики существуют свои упражнения, которые помогут проснуться, отвлечься и подготовиться к отдыху. Рассмотрим каждый вид гимнастики отдельно.

Утренняя гимнастика (зарядка)

Подготовиться к новому дню и дать организму запустить все процессы жизнедеятельности - вот основная цель утренней гимнастики. Она помогает поддерживать здоровье и укреплять иммунитет. К тому же упражнения позволяют предотвратить различные проблемы с мышцами и опорно-двигательной системой.

Сделать зарядку эффективной помогут такие правила:

  • всегда занимайтесь в проветренном помещении;
  • надевайте свободную, лёгкую одежду;
  • включайте музыку - с ней тренировка пройдёт веселее;
  • следите за дыханием, оно должно быть ровным.

Важно! Вдох всегда нужно делать через нос, а выдох - через рот. Иначе дыхание может нарушиться, темп - измениться, тело будет быстрее уставать, а мозгу - не хватать кислорода.

После упражнений отправляйтесь в ванную и попробуйте принять . Нельзя включать сразу ледяную воду, просто постепенно каждый день можно понижать её температуру. Это наверняка поможет вам полностью проснуться и зарядиться энергией.

Задача утренней зарядки - нормализовать состояние здоровья. Поэтому при малейшем ухудшении самочувствия стоит сбавить темп. Нужно сделать небольшой перерыв, если вы заметили учащённое сердцебиение, усталость, головную боль.

Это не означает, что лечебную гимнастику стоит бросать - напротив, нужно продолжать заниматься в более медленном темпе и постепенно его ускорять.

Гимнастика в режиме рабочего дня (физкультпауза)

Такую гимнастику ещё называют производственной. Она не требует очень много времени и усилий, поэтому заниматься ею можно прямо в офисе. Более того, она нужна, чтобы отвлечься, дать мозгу отдохнуть от напряжённой работы и избавиться от переутомления.

У физкультпаузы есть много преимуществ:

  • поддерживает работоспособность;
  • при сидячей работе помогает поддерживать работу суставов и мышц;
  • позволяет эмоционально разрядиться;
  • упрощает решение сложных задач - нередко ответы приходят как раз во время гимнастики, когда мозг может «перезагрузиться».

Всего 5 минут - и вы уже готовы возвращаться к работе, полные сил и желания трудиться. За это время обычно можно успеть сделать 7 упражнений, таких как растяжка, приседания, разминка рук, шеи, спины.

Ещё существует такое понятие, как физкульминутка. Это выполнение лёгких упражнений до 5 раз за день. Но для такой тренировки отводится действительно 1 минута, за которую можно сделать не более 3 упражнений. Такой способ разминки подойдёт тем, у кого полностью сидячая работа.

Какой бы вид гимнастики на работе вы ни выбрали - результат увидите очень быстро. Вам будет легче браться за новые задания, вы будете быстрее выполнять старые, пройдут боли в спине и шее, будет меньше болеть голова.

Возможны такие варианты упражнений:

  1. Сидя на стуле, вытяните прямые ноги вперед, а руки - вверх. Тянитесь изо всех сил. Сделайте 5 раз.
  2. Сидя на стуле, вытяните ноги, а руками держитесь за стул. По очереди делайте круговые движения каждой ступнёй, потом - обеими. Выполняйте 5 раз.
  3. Встаньте перед спинкой стула и попробуйте сделать ласточку, не наклоняясь вперед. Отведите ногу назад и разведите руки. Повторяйте по 3 раза на каждую ногу.

Знаете ли вы? Самым эффективным временем для тренировок считается период с 16:00 до 19:00. Это связано с тем, что именно в это время суток была установлена большая часть рекордов олимпийцев.

Вечерняя гимнастика (перед сном)

Если днём мы стараемся давать побольше нагрузки на тело, то вечером её нужно свести к минимуму. Уделите внимание растяжке, и дыхательным практикам.

Это поможет быстрее уснуть, улучшит качество сна и сделает пробуждение более лёгким.

Особенности вечерних упражнений:

  • помогают настроиться на сон;
  • успокаивают тело, мозг и делает засыпание более лёгким;
  • можно выполнять их под музыку, при свечах или аромалампе;
  • после гимнастики и тёплого душа сон придет быстрее, чем обычно.

Варианты упражнений:

  1. Вытягивание спины: соедините пальцы рук в замок и вытяните их вверх. При этом ноги не отрываются от земли, а руки тянутся как можно выше. Медленно выведите сомкнутые руки перед собой и опустите вниз. Повторите 3 раза.
  2. Работа над ногами и спиной: сидя на коврике с широко расставленными ногами, попробуйте схватиться за кончики пальцев ног и медленно потянитесь к ним. Если не дотягиваетесь, просто тяните руки перед собой по полу. Каждый раз, как дотянетесь, оставайтесь в согнутом положении не менее 5 секунд.
  3. Скручивания: ложитесь на пол, руки раскиньте в стороны, ноги согните в коленях и медленно, не отрывая спину от пола, кладите их на пол на каждую сторону.

Дополняйте вечернюю разминку элементами йоги - различные асаны прекрасно растянут тело и подготовят его ко сну.

Комплекс упражнений

По этой схеме можно проводить утреннюю гимнастику, с каждым разом при этом увеличивая нагрузку.

Упражнения простые и эффективные:



Знаете ли вы? Без постоянного движения деградируют даже орангутанги. В 2010 году голландский зоопарк нанял олимпийца, чтобы тот провел для обезьян пару тренировок по акробатике. Ведь в неволе они забыли, как прыгать с ветки на ветку. Но за спортсменом они охотно повторяли каждое упражнение.

Особенности музыкального сопровождения

Музыка во время тренировок не обязательна, особенно если это пятиминутная зарядка. Но всё же она задаст настрой и ритм.

Для чего нужна музыка:

  • тело подхватывает ритм и начинает двигаться в такт, таким образом можно, к примеру, проснуться быстрее;
  • для выработки рефлекса - как только будете слышать весёлую мелодию, вам захочется сделать пару упражнений;
  • если в доме шумно, то музыка в наушниках поможет сконцентрироваться на тренировке;
  • ускорять темп интереснее под задорную, быструю музыку;
  • медленные мелодии успокоят тело, настроят его на отдых и сон.

Создайте плей-лист из любимых треков, чтобы получать максимальное удовольствие от тренировки. Для активных занятий выбирайте быстрые мелодии, а для растяжки и тренировок перед сном - спокойные и медленные.

Как правильно начинать и заканчивать утреннюю гимнастику

Старайтесь заниматься только в хорошем расположении духа. Приучите себя к тому, что утренняя гимнастика должна сопровождаться хорошими мыслями - о продуктивном дне, интересных встречах, удачных проектах. Тогда она поможет настроиться на позитивное настроение на весь день.

Не приступайте к основным упражнениям ( , ) без предварительной растяжки. Разогрейте мышцы и связки, чтобы не травмировать их.

Следите за дыханием, оно должно быть всегда ровным. Любые нарушения темпа говорят о том, что скорость нужно сбавить.

Заканчивайте занятия так же, как и начинали, - с лёгкой, медленной растяжки. А после - в душ. И главное, поблагодарите себя за проделанную работу, тогда её захочется повторить вновь.

Итак, утренняя гимнастика поможет в любом возрасте поддерживать тонус тела, укрепить здоровье и увеличить продуктивность. Если уделять занятиям хотя бы 15 минут в день, то уже через пару недель можно увидеть результат - хорошее самочувствие и тонус мышц во всем теле.

Утренняя гимнастика прежде всего имеет оздоровительное значение, так как состоит из упражнений, укрепляющих отдельные группы мышц туловища, которые удерживают позвоночник в правильном положении. К ним относятся также и мышцы стопы. Ежедневное проведение таких упражнений способствует формированию правильной осанки, предупреждает плоскостопие. Основные движения -- бег и поскоки-- обязательно включаются в утреннюю гимнастику, они усиливают деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, обмен веществ, и в конечном счете направлены также на оздоровление организма ребенка.

Особое значение приобретает утренняя гимнастика в подготовительной к школе группе. Если у ребенка к семи годам не будут достаточно хорошо развиты мышцы туловища, то в школе ему будет трудно усидеть за партой 3--4 ч в день, сохраняя правильную осанку.

Воспитательное значение утренней гимнастики сводится главным образом к воспитанию организованности, дисциплинированности, собранности, формированию у детей привычки ежедневно начинать свой день с утренней гигиенической гимнастики, чтобы эта привычка сохранилась ив школьном, и в зрелом возрасте.

Воспитатель, должен помнить о специфических задачах утренней гимнастики и не превращать ее в дополнительное, укороченное занятие по физической культуре, в дополнительное музыкальное занятие, хотя умелое музыкальное сопровождение на утренней гимнастике надо приветствовать.

Первое необходимое условие для проведения утренней гимнастики -- чистый, свежий воздух. Поэтому с наступлением теплых весенних дней утреннюю гимнастику надо проводить на участке.

В холодное время в помещении, где проводится утренняя гимнастика, за несколько минут до прихода детей открываются окна и проводится уборка влажным способом. Когда температура воздуха снизится на 1--2°, окна закрывают и оставляют открытыми только фрамуги или форточки. Если зала нет, утренняя гимнастика проводится в групповой комнате, которая также проветривается. С помощью воспитателя дети сдвигают столы и стулья в сторону, а еще лучше, если вынести их в коридор или другое соседнее помещение.

Одежда детей для утренней гимнастики должна соответствовать требованиям гигиены: она должна быть чистой, легкой и не стеснять движения. Наиболее принятая форма - майка и трусики. Идеальным костюмом для утренней гимнастики (занятии физической культурой) надо считать такой, при котором костюм держится только на плечах ребенка, не прикасаясь вплотную к телу. Это костюм типа женского гимнастического дли детского «песочника». Его можно сделать из закрытого купальника, взяв на один номер больше. Пояс на таком костюме можно сделать из яркой материи, он не должен плотно охватывать тело ребенка, а играть чисто декоративную роль.

При подборе упражнений для комплекса утренней гимнастики необходимо учесть следующее: 1) они должны соответствовать требованиям программы по гимнастике для детей данного возраста; 2) должны быть простыми по форме и в основном знакомы детям. Поэтому рекомендуется в утреннюю гимнастику включать упражнения, которые дети недавно выполняли на физкультурных занятиях (не Обязательно те, которые были на последнем занятии). Один комплекс проводится в течение недели (5--6 дней). Опыт показал, что ежедневное выполнение одних и тех же движений в течение двух недель снижает интерес детей к ним.

Комплексы утренней гимнастики составляются следующим образом. Вначале надо организовать коллектив, сосредоточить внимание детей, поэтому утренняя гимнастка начинается с построения, затем ходьбы в сочетании с легким непродолжительным бегом. Уместны здесь и специальные упражнения на внимание и быстроту реакции на сигнал: например, на хлопок воспитателя ответить хлопком, не прекращая ходьбы ели бега, или на резкий удар в бубен изменить направление движения. Нужно только помнить, что сигналы и требуемые ответы на них надо разнообразить. Затем дети перестраиваются для выполнения общеразвивающих упражнения. Их количество 6--8. Она направлены в общей сложности на формирование осанки я укрепление свода стопы. Упражнения следует применять с таким расчетом, чтобы последовательно прорабатывались различные мышечные группы: плечевого пояса, ног, боковые мышцы туловища, мышцы спины, брюшного пресса, стопы. Все эти упражнения выполняются, как без пособий, так и с мелкими физкультурными пособиями: мячами, обручами, палками. лентами.

Затем обязательно включаются упражнения, способствующие усилению обмена веществ в организме. Это различного вида поскоки (на обеих ногах, на одной, на месте я с продвижением вперед), которые могут чередоваться с легким бегом.

В конце утренней гимнастики надо урегулировать деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Здесь даются упражнения в ходьбе, можно включить танцевальные шаги, желательно с музыкальным сопровождением.

Характер упражнений, входящих в комплекс утренней гимнастики, должен несколько изменяться в зависимости от места проведения гимнастики. Так, если гимнастика выполняется в групповой комнате с небольшой площадью, то в комплекс не включаются ходьба и бег врассыпную, упражнения из исходного положения лежа на волу, а в качестве упражнений с большой физиологической нагрузкой могут применяться главным образом поскоки или упражнения, охватывающие большие группы мышц, проводимые с большей дозировкой или в более быстром темпе.

При проведении утренней гимнастики не следует уделять много времени построению, оно должно быть самым простым и доступным, например построение в звенья. В том случае, если комната мала, воспитателю надо продумать такой способ построения, который позволил бы наиболее рационально использовать имеющуюся в распоряжении площадь. Например, построение детей в шахматном порядке, вполоборота к воспитателю позволяет наилучшим образом использовать малую площадь. Детей надо научить такому построению, хотя оно не предусмотрено программой.

Воспитатель должен продумать объяснение и показ упражнений. Объяснение должно быть понятым и кратким, показ - четким. Детей подготовительной к школе группы надо готовить к такой форме организации гимнастики, когда весь комплекс проводится по словесному указанию. С этой целью воспитатель должен чаще проводить упражнения без показа, только по слову.

Воспитатель должен: обеспечить бодрый, энергичный темп проведения утренней гимнастики. Во время бега под бубен нужно ударять пальцами в бубен, предлагая необходимый для бега темп, а не давать дребезжащие звуки (трясти бубен одной рукой). При таком дребезжании дети не бегут, а топчутся на месте мелкими шажками.

Если большинство детей выполняет упражнение неправильно, то воспитатель должен остановить их и указать ошибки. Если же ошибаются отдельные дети, нужно по ходу выполнения упражнений делать индивидуальные замечания и исправлять ошибки.

Продолжительность утренней гимнастики в подготовительной к школе группе 10--12 мин. За это время дети получают хорошую физиологическую нагрузку, «зарядку бодрости».

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ

1. Построение и ходьба в колонне по одному; на сигнал «Поворот!» повернуться и идти в обратном направлении. Одновременно под тихие удары в бубен бежать на носках, под громкие -- идти обычным шагом. Построение в звенья.

2. «Растягивание резины». И. п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки перед грудью, пальцы сжаты в кулаки. С напряжением развести руки в стороны «растянуть резину», вернуться в исходное положение; после 2--3 повторений опустить руки вниз (7--8 раз).

3. Приседание. И. п.: стоя, пятки вместе, носки врозь, руки на поясе. Подняться на носки, присесть, разводя колени в стороны и сохраняя правильную осанку, вернуться в исходное положение (7--8 раз).

4. «Медведь топает». И. п.: стоя на коленях и ладонях, туловище горизонтально; Переступать руками, не сдвигая с места ног, до левой стопы, затем--вправо, до правой стопы, вернуться в исходное положение. То же выполнить вправо.

5. «Хлопок под коленом». И. п.: стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. Взмахнуть (не резко!) прямой левой ногой вперёд, сделать под ней хлопок, вернуться в исходное положение. То же выполнить правой ногой (по 4--5 раз каждой ногой).

6. «Сесть -- лечь». И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Садиться, опираясь кистями рук об пол, и сказать: «Сели!», вернуться в исходное положение (7--8 раз).

7. «Отдохнем». И. п.: лежа на животе, кисти рук под, подбородком, локти в стороны, ноги согнуты в коленях под прямым углом. Сгибать и разгибать стопу (опускать носки вниз, поднимать их вверх) 8--10 раз.

8. Перестроение в колонну по одному. Поскоки на двух ногах продвигаясь вперед, чередуя с ходьбой и бегом; (6 поскоков, 8 шагов ходьбы. 8-- бега, 8-- ходьбы).