Типы гладиаторов Древнего Рима. Оружие гладиаторов древнего рима Гладиатор с 2 мечами название

В течении столетий рассказы о гладиаторских сражениях вызывают у людей восхищение. И неудивительно, ведь эти бесстрашные войны сражались за право жить. Для наиболее красочного представления могучих воинов делили на виды и каждый из них использовался в различных боях и был по-своему вооружен.

Бестиарии никогда не боролись с гладиаторами других классов, они боролись с экзотическими животными. Специально для боев привозили различных опасных зверей. Бестиарии делились на два типа. "Damnatio ad bestias" – переданные зверям. К ним относили проговоренных к казни граждан низшего сословия. И этот поединок больше походил на простую травлю зверями. Второй тип назывался "venatio", что переводится как охотник. Охотники были вооружены палицей, копьем или дротиками, выходили на арену с почти обнаженным телом без какой – либо брони. Также охотники занимались тренировкой агрессивных животных и часто показывали на зрителям настоящие представления, засовывая руки и голову в пасть хищника.


отличались холоднокровием и мужеством в любой безнадежной ситуации. Выходили на арену вооруженными только облегченными копьями против противников с тяжелым оружием. С помощью неожиданной атаки и виртуозной обороны велиты показывали самые красочные и яркие победы, получив славу холоднокровных бойцов, способных на самые результативные действия в ходе жестоких побоищ на арене.


Мощные и смелые имели славу элиты мира гладиаторов. Эти грозные войны одним ударом разрубали человека пополам. Отличались большим напором и выдержкой, часто тяжело раненый гопломах – победитель, не уходил с поля боя долгое время, слушая восторженные крики зрителей. Мощные гопломахи бесстрашно могли сражаться в одиночку с несколькими соперниками. Гопломахи выходили вооруженными мечами – гладиусами или тяжелыми двузубыми топорами, для защиты пользовались массивными щитами. На голове носили большой шлем, украшенный рогами или перьями.


относились к конному виду гладиаторов, начинали поединок на конях и с копьями длинной 2 – 2,5 метра, но заканчивали бой они всегда пешими с помощью мечей. На арене они носили шлем с широкими полями, а также круглый щит среднего размера изготовленный из кожи. Этот вид считался легковооруженным, так как вес обмундирования был не более 12 кг. Эквиты всегда бились только с эквитами и не выставлялись против гладиаторов других видов.


бились на арене без доспехов в эффектной маске на лице. Обладая большой ловкостью и быстротой, они наносили множество режущих и колотых ран, выматывая противников своей недоступностью. Вооружившись двумя тонкими и легкими мечами димахеры с легкостью сражались с оппонентами с тяжелым оружием. Были случаи, когда некоторые освобожденные императором димахеры впоследствии становились отличными актерами.


Главной отличительной способностью легниариев было отточенное до совершенства умение сосредоточить всю свою силу в одном ключевом ударе. Эти умелые бойцы редко участвовали в боях насмерть, а выступали на ристалище ради показа восхитительного зрелища. Основным вооружением был посох или кнут, однако иногда вооружались длинным бичом для смертельного поединка со страшными животными. Одним сильным и четким ударом этого бича легниарий с легкостью ломал позвоночник огромному зверю или своему сопернику.


вооружались щитами и мечами-гладиусами и выступали всегда в паре, против особенно сильных соперников. На голове носили приметные шлемы, украшенные восхитительными гребнями с яркими полосами. Гребни помогали бойцам не терять друг друга из виду, чтобы вовремя прикрыть своего товарища. Часто в случае смерти своего напарника, другой боец, не уходя с арены совершал самоубийство. Такая верность считалась подтверждением крепкой мужской дружбы.


Ретиарии являются самыми старым видом гладиаторов. Благодаря большой боевой результативности эти натренированные войны благополучно противостояли тяжеловооруженным секуторам и фракийцам. Поначалу ретиарии выходили на бой оснащенными кинжалом, трезубцом и сетью, позже им разрешили надевать впечатляющий шлем и щитки для защиты шеи. Но именно сеть и трезубец остались неизменной особенностью этих смелый воинов. Брошенная опытной рукой сеть на некоторое время запутывала оппонента в тяжелом вооружении, который пытаясь выпутаться представлял собой легкую цель для огромного трезубца.


вооружались огромным щитом и мечом, одевались в тяжелые доспехи и шлем округлой формы закрывающий лицо с двумя маленькими щелями для глаз. Обычно гладиаторы этого вида выставлялись против ретиариев. В начале боя ретиарий отходил на неопасное расстояние, а секутор преследовал его, стараясь не попасться в сеть и под удар трезубца. Нося тяжелую броню и оружие эти смелые войны быстро уставали.


Фракийцы благодаря своей смелости и безграничной отваге стали легендой гладиаторских сражений. Выходили сражаться в тяжелом шлеме с заточенными рогами, острым фракийским мечом и крепким щитом из бронзы. Такое обмундирование превращало бойца в опасное оружие против конных и пеших врагов. При потере меча фракийцы моментально снимали с себя шлем и использовали его как оружие во время ближнего боя. Многие именитые фракийцы получали привилегию носить красочный посох во время выхода всех гладиаторов перед началом сражений.


Сагиттарии были конными гладиаторами мастерски владевшими луком. Стремительные сагиттарии обычно выходили в конце массовых боев, убивали выживших бойцов, при этом успевали до смерти биться друг против друга. Были ситуации, когда эти бесшабашные храбрецы стреляли в ложу императора, в предвкушении убить правителя, забравшего у них свободу. Попытки всегда заканчивались неудачей, но воспоминания об этих исключительных подвигах давала гладиаторам надежду и однажды вылилось в прославленное восстание Спартака.


были наиболее опасными гладиаторами - одиночками Рима, своими особыми заточенными щитами и гладиусами, они наносили соперникам режущие раны. Совершенное владение любым холодным оружием, а также хорошая физическая подготовка позволяли войнам наносить удары своим соперникам в любом положении. Сикссоры бились и с конными гладиаторами, они ударяли лошадь и убивали гладиусом всадников, которые были повалены собственной лошадью.


выходили на поединок только против провокаторов. Они могли сами вызвать на бой соперника с целью укрепить свое положение, повергнув более популярного соперника или же, чтобы уладить конфликты двух гладиаторских школ, соперничавших между собой. Провокаторы вооружались в одежду римских легионеров, носили щит прямоугольной формы, кирасу и шлем.


Самниты подобно ретиариям были ранним видом гладиаторов. Это были военнопленные из региона Самний. Римские солдаты, разгромив самнитов заставили их участвовать в потешных боях, позднее превратившихся в гладиаторские сражения. Самниты одевали воинскую форму и бились при содействии меча и прямоугольного щита. Их врагами стали захваченные в плен солдаты из поверженных Римом территорий. Позднее, когда Самний превратился в провинцию Римской империи, самнитов перестали относить к отдельному виду и присоединили к гопломахам и мурмиллонам, которые сражались похожим оружием.


почти не одевали на себя броню и выходили сражаться с оголенным туловищем и не используя шлем, чтобы было видно, что дерется женщина. Вооружались легкими мечами и небольшими щитами. Драки с участием женщин-гладиаторов были редки, и принимались публикой как новинка. Женщины состязались друг с другом и в редких случаях с карликами, чем вызвали потрясение толпы. Женские гладиаторские бои всегда сопровождалось скандалами и вскоре были запрещены.

Навмахиарии считались гладиаторской элитой и принимали участие в морских баталиях. По причине того, что не все арены можно было заполнить водой, такие представления были очень редки. Навмахиарии выходили, вооружившись тяжелыми копьями, короткими мечами и абордажными крюками. В битвах на воде обычно реконструировали разные исторические сражения, но исход битвы не всегда соответствовал действительности.

Рудиариями были опытнейшие войны, заслужившие свободу за свои заслуги, но решившие остаться в гладиаторском ремесле. В качестве символа свободы они получали деревянный меч. Рудиарии могли стать тренерами, судьями или остаться бойцами. Публика обожала их, так каждый выход рудиария обещал настоящее шоу.

Прегенарии выходили перед началом состязаний для разогрева толпы. Сражались деревянными мечами без какой – либо брони.

Тертиарии – выставлялись на замену ранее заявленного гладиатора, в случаях если тот не смог выйти. Так же иногда на арене было трое гладиаторов. Первые двое сражались друг против друга, а третий сражался с победителем.

Все эти бесстрашные войны безусловно заслужили уважения и легенды о них не умрут еще долгое время.

Гладиаторы (лат. gladiator, от gladius — меч) — в Древнем Риме — военнопленные, осуждённые преступники и рабы, специально обученные для вооруженной борьбы между собой на аренах амфитеатров. Гладиаторы Древнего Рима обычно сражались на публике до смерти. Поединки римских гладиаторов устраивались сначала в дни наиболее значительных религиозных праздников, а затем превратились в наиболее популярное увеселение простых граждан. Традиция боёв гладиаторов сохранялась на протяжении более чем 700 лет.

Жизнь гладиатора в большинстве своём была короткой и полной постоянного страха за свою жизнь и риска, без которого сама жизнь наверное была бы не возможной. судьбу каждого гладиатора вершил бой, уже после нескольких боёв было понятно, ожидает ли бойца будущее и вознаграждение, или бесславная кончина в расцвете сил. Для современного человека совершенно не понятно, как при таком образе жизни (см. образ жизни гладиатора) и работе на износ, некоторые бойцы выигрывали бой за боем и могли побеждать в яти, десяти боях подряд.

Гладиаторские бои были переняты римлянами у греков, этруссков и египтян и приняли религиозный характер жертвоприношения богу войны Марсу. В начале гладиаторами являлись военнопленные и приговорённые к смертной казни. Законы древнего Рима позволяли им участие в гладиаторских боях. В случае победы (на полученные деньги) можно было выкупить свою жизнь. Были случаи, когда граждане, отказавшись от имеющейся у них свободы, вступали в гладиаторы в погоне за славой и деньгами.

Для того чтобы стать гладиаторами, необходимо было принять присягу и объявить себя «юридически мёртвыми». С этого момента бойцы вступали в другой мир, где царили жестокие законы чести. Первым из них — было молчание. Гладиаторы объяснялись на арене жестами. Второй закон — полное соблюдение правил чести. Так, например, гладиатор, упавший на землю и сознающий своё полное поражение, был обязан снять защитный шлем и подставить горло под меч противника или же вонзить свой нож в собственное горло. Конечно, аудитория могла всегда предоставлять милосердие тем гладиаторам, которые отважно сражались и нравились публике, однако такое помилование случалось крайне редко.

«Мы жертвуем живыми, чтобы накормить мертвых» — так император Каракалла в III веке нашей эры сформулировал идейную основу гладиаторских боев, вместе со звериными травлями ставших самым кровавым и жестоким зрелищем в истории человечества. Согласно римским верованиям, которые они, в свою очередь, заимствовали у этрусков, зверства должны были умиротворить души умерших. В древности это было высшей честью, которую могли воздать знатному предку благодарные наследники.

Впрочем, поначалу этот этрусский обычай достаточно медленно укоренялся в жизни римлян времен ранней Республики, может быть, потому что им приходилось много работать и много воевать, и в качестве развлечений они предпочитали атлетические состязания, конные скачки, а также театральные представления, разыгрывающиеся непосредственно в толпе отдыхающих. Тогда римлян никак нельзя было назвать любителями созерцания предсмертных конвульсий и стонов раненых, так как этого более чем хватало в их повседневной полувоенной жизни.

Но энтузиасты находятся в любом деле, и в 264 году до н.э. на Коровьем рынке Рима во время поминок по Бруту Пере, устроенных его сыновьями Марком и Децимом, состоялся поединок трех пар гладиаторов (от латинского слова «gladius» — меч). Но лишь спустя еще почти 50 лет это зрелище получило определенный размах: уже 22 пары гладиаторов на протяжении 3 дней услаждали взоры жителей на погребальных играх, устроенных в память о дважды консуле Марке Эмилии Лепиде тремя его сыновьями. И только в 105 году до н.э. благодаря неустанным заботам народных трибунов об увеселении римской черни, уже начавшей формироваться как социальный класс, гладиаторские бои были введены в число официальных публичных зрелищ. Так джинн был выпущен из бутылки…

К исходу II века до н.э. бои, длившиеся несколько дней подряд при участии не одной сотни гладиаторов, не удивляли уже никого. Появились и люди, для которых содержание и обучение гладиаторов стало профессией. Они назывались ланистами. Суть их деятельности заключалась в том, что они находили на невольничьих рынках физически крепких рабов, причем желательно военнопленных и даже преступников, выкупали их, обучали всем премудростям, необходимым для выступлений на арене, а затем сдавали в аренду всем желающим устроить гладиаторские бои.

И все же основную массу профессиональных бойцов арены составляли выходцы из гладиаторских школ. Во времена правления Октавиана Августа (около 10 года до н.э.) в Риме существовало 4 императорские школы: Большая, Утренняя, где готовили бестиариев – гладиаторов, сражавшихся с дикими зверями, школа Галлов и школа Даков. Во время обучения в школе всех гладиаторов сытно кормили и квалифицированно лечили. Примером тому может служить тот факт, что знаменитый древнеримский врач Гален долгое время работал в Большой императорской школе.

Спали гладиаторы попарно в небольших каморках площадью 4-6 кв.м. Тренировки, продолжавшиеся с утра и до вечера, были очень интенсивными. Под руководством учителя, бывшего гладиатора, новички обучались фехтованию. Каждому из них давали деревянный меч и щит, сплетенный из ивы. Удары отрабатывались на вкопанном в землю деревянном колу высотой около 180 см. На начальном этапе обучения «курсант» должен был овладеть умением наносить сильные и точные удары в воображаемые грудь и голову противника, а также не раскрываться при обороне. Для укрепления мышц следующее после деревянного железное учебное оружие специально делалось в 2 раза тяжелее боевого.

Когда новичок в должной степени постигал азы боевого искусства, его, в зависимости от способностей и физической подготовки, распределяли в специализированные группы того или иного типа гладиаторов. Самым старым, классическим типом, просуществовавшим до конца Республики, были самниты, названные так по имени народа, хоть и покоренного римлянами, но нанесшего последним несколько военных поражений, за что и были практически истреблены в I веке до н.э. И, тем не менее, именно их вооружением римляне и снабдили своих первых гладиаторов. Оно состояло из большого прямоугольного щита, шлема с высоким гребнем и султаном из перьев, короткого прямого меча и поножи на левой ноге. В начале нашей эры название «самнит» заменилось на секутора (преследователя), хотя вооружение оставалось прежним. На них очень походили гопломахи, с той разницей, что их щиты были большими и круглыми.

Соперниками гопломахов и секуторов были, как правило, ретиарии – представители одного из самых технически сложных видов этого «спорта». Ретиарии получили это название от своего главного орудия – сети (от лат. – «rete») с тяжелыми грузилами по краям. Задачей ретиария было метнуть сеть так, чтобы опутать противника с головы до ног, а затем уже прикончить его трезубцем или кинжалом. Ни шлема, ни щита у ретиария не было – ему приходилось рассчитывать только на собственную ловкость. В эту группу брали наиболее быстрых и координированных новичков.
Франкийцы были вооружены маленьким круглым щитом, небольшим изогнутым мечом, поножами на обеих ногах, железным нарукавником на правой руке, шлемом с забралом со множеством отверстий, закрывавшим все лицо.

На шлемах галлов, или мурмиллонов (от лат. «murma» – рыба) изображалась рыба, а их вооружение соответствовало галльскому. Часто противниками мурмиллонов выступали ретиарии, напевавшие во время схватки песенку, придуманную в давние времена: «Я ловлю не тебя, я ловлю рыбу. Почему ты убегаешь от меня, галл?». Несколько особняком стояли эсседарии – гладиаторы, сражавшиеся на боевых колесницах. Они были вооружены арканами, пращами, луками и дубинами. Первыми эсседариями были пленные бритты, которых Юлий Цезарь привез из своего не слишком удачного Британского похода.

Наименее способные ученики попадали в андабаты. Они были вооружены только двумя кинжалами, без всякой дополнительной защиты, довершал это снаряжение шлем с двумя отверстиями, совершенно не совпадающими с глазами. Поэтому андабаты вынуждены были сражаться друг с другом практически вслепую, наугад размахивая оружием. Цирковые служители им «помогали», подталкивая сзади раскаленными железными прутами. Публика всегда очень веселилась, глядя на несчастных, а эта часть гладиаторских боев считалась у римлян самой забавной.

Гладиаторы, подобно римским воинам имели свой устав, некоторые историки называют его кодексом чести, но на самом деле это условное название. т.к. изначально гладиатор по определению не свободный человек, а понятия о чести у римских рабов как такового не было. когда человек попадал в гладиаторскую школу, особенно если до этого он был свободным, ему необходимо было для того, чтобы юридически считаться гладиатором, исполнить ряд действий, во многом конечно чисто формальных. гладиаторы давали клятву и принимали присягу на подобие воинской, согласно которой должны были считаться «формально мёртвыми» и передавали свою жизнь в собственность гладиаторской школы в которой жили, учились, тренировались и умирали.

Существовал ряд негласных правил и условностей, которых должен был придерживаться каждый гладиатор и не нарушать их ни при каких обстоятельствах. гладиатор всегда во время поединка должен был хранить молчание – единственный способ, которым он мог контактировать с залом, были жесты. когда гладиатор поднимал вверх указательный палец – это символизировало мольбу о пощаде, если же большой палец был повернут вниз, это символизировало, что боец так тяжело ране, не может продолжать бой и просит добить его, ибо знает, что погибнет и после боя. вторым негласным пунктам было соблюдение неких «правил» достоинства, которые можно сопоставить с правилами самураев. Боец – гладиатор не имел право на трусость и страх смерти. если боец чувствовал, что умирает.

Должен был открыть противнику своё лицо, чтобы тот добил его, глядя ему глаза, или сам перерезать себе горло, сняв шлем и открыв зрителям своё лицо и глаза, и те, должны были увидеть, что в них нет ни капли страха. третьим законом было то, что гладиатор не мог сам выбирать себе противника, очевидно, это было сделано для того, что бы бойцы на арене не сводили свои личные счёты и обиды. выходя на поле, гладиатор до последнего не знал, с кем ему придётся драться.

Среди римских аристократов стало модным иметь своих личных гладиаторов, которые не только зарабатывали хозяину деньги выступлениями, но и выполняли функции личных охранников, что во времена гражданских волнений поздней Республики было чрезвычайно актуальным. В этом отношении всех перещеголял Юлий Цезарь, содержавший одно время до 2 тысяч гладиаторов-телохранителей, составлявших настоящую армию. Надо сказать, что гладиаторами становились не только по принуждению рабовладельца или по приговору суда к арене, но и абсолютно добровольно, в погоне за славой и богатством.

Несмотря на все опасности этой профессии, простой, но крепкий парень с римского социального дна действительно имел шанс разбогатеть. И хотя шансов погибнуть на пропитанном кровью песке арены было куда больше, рисковали многие. Самые удачливые их них, помимо любви римской черни, а случалось, и римских матрон, получали солидные денежные призы от поклонников и устроителей боев, а также проценты от ставок в букмекерских конторах. К тому же римские зрители частенько бросали на арену особенно полюбившемуся победителю деньги, драгоценности и другие дорогостоящие безделушки, что также составляло немалую долю в доходах цирковой звезды. Император Нерон, например, подарил однажды гладиатору Спикулу целый дворец. А еще многие из известных бойцов давали всем желающим уроки фехтования, получая за это весьма приличную плату.

Тем не менее, удача на арене улыбалась совсем немногим – публика хотела видеть кровь и смерть, поэтому гладиаторам приходилось биться всерьез, доводя толпу до неистовства.

Все эти животные в цирках были жертвами градиаторов-бестиариев. Их обучение было гораздо более длительным, нежели классических гладиаторов. Учеников знаменитой Утренней школы, получившей такое название из-за того, что звериные травли проходили по утрам, обучали не только обращению с оружием, но и дрессуре, а также знакомили с особенностями и повадками разных животных.

Древнеримские дрессировщики достигли в своем искусстве невиданных высот: медведи ходили по канату, а львы клали бестиарию под ноги загнанного, но еще живого зайца, обезьяны ездили верхом на свирепых гирканских гончих, а оленей запрягали в колесницы. Этим удивительным трюкам не было числа. Но когда пресыщенная толпа требовала крови, на арене появлялись бесстрашные венаторы (от лат. wenator – охотник), умевшие убивать зверей не только различными видами оружия, но и голыми руками. Высшим шиком у них считалось накинуть на голову льва или леопарда плащ, замотать его, а затем убить зверя одним ударом меча или копья.

Огромной популярностью пользовалось также стравливание животных друг с другом. Римлянам надолго запомнился бой между слоном и носорогом, во время которого слон схватил метлу, которой подметали арену, ослепил ее острыми прутьями носорога, а затем растоптал противника.

Гладиаторские бои проходили по-разному. Бывали поединки единичных пар, а иногда несколько десятков, а то и сот пар сражались одновременно. Порой на арене разыгрывались целые представления, введенные в практику массовых развлечений Юлием Цезарем. Так, за считанные минуты воздвигались грандиозные декорации, изображавшие стены Карфагена, а гладиаторы, одетые и вооруженные, как легионеры и карфагеняне, представляли штурм города. Или на арене вырастал целый лес из свежесрубленных деревьев, а гладиаторы изображали нападение германцев на тех же легионеров из засады. Фантазия режиссеров-постановщиков древнеримских шоу не знала границ. И хотя римлян чем-то удивить было крайне трудно, императору Клавдию, правившему в середине I века, это вполне удалось. Воплощенная по его приказу наумахия (инсценировка морского сражения) была такого масштаба, что оказалась способной поразить воображение всех жителей Вечного города от мала до велика. Хотя наумахии устраивались достаточно редко, так как были очень дорогостоящими даже для императоров и требовали тщательной разработки.

Первую же наумахию провел в 46 году до н.э. Юлий Цезарь. Тогда на Марсовом поле Рима для проведения морской битвы было выкопано огромное искусственное озеро. В этом представлении участвовало 16 галер, на которых находились 4 тысячи гребцов и 2 тысячи солдат-гладиаторов. Казалось, более масштабное зрелище устроить уже невозможно, но во 2 году до н.э. первый римский император Октавиан Август после годичной подготовки представил римлянам наумахию с участием 24 кораблей и 3 тысяч солдат, не считая гребцов, которые разыграли битву между греками и персами при Саламине. Побить этот рекорд удалось только императору Клавдию. Для проведения задуманной им наумахии было выбрано Фуцинское озеро, находящееся в 80 километрах от Рима. Никакой другой близлежащий водоем просто не мог вместить 50 настоящих боевых трирем и бирем, экипажи которых составили 20 тысяч приговоренных к арене преступников. Для этого Клавдий опустошил все городские тюрьмы, посадив на корабли всех, кто мог носить оружие.

А чтобы отбить у такого количества преступников, собранных в одном месте, охоту организовать мятеж, озеро было окружено войсками. Морское сражение происходило в той части озера, где холмы образовывали естественный амфитеатр. Недостатка в зрителях не было: около 500 тысяч человек – практически все взрослое население Рима, расположилось на склонах.
Корабли, разделенные на два флота, изображали противостояние родосцев и сицилийцев. Сражение, начавшееся около 10 утра, закончилось лишь в четвертом часу дня, когда сдался последний «сицилийский» корабль. Римский историк Тацит писал: «Боевой дух сражавшихся преступников не уступал боевому духу настоящих воинов». Воды озера были красными от крови, не говоря уж о раненых, только убитых было больше 3 тысяч человек. После сражения Клавдий помиловал всех уцелевших, за исключением нескольких экипажей, уклонившихся, по его мнению, от боя. Публика же была в совершеннейшем восторге от увиденного. «Переиграть» Клавдия никому из последующих императоров уже не удалось. Не случайно его смерть оплакивал буквально весь город, ведь он, как никто другой, возможно, за исключением Нерона, умел развлечь публику. И пусть за время своего правления Клавдий показал себя далеко не блестящим государственным деятелем, это не мешало ему быть едва ли не самым почитаемым в народе императором.

Именно гладиаторские бои, проводимые на аренах цирков, были ежедневным и любимым зрелищем римлян, прекрасно разбиравшихся в нюансах рукопашных схваток.

Публика внимательнейшим образом следила за ходом поединка, отмечая малейшие изменения в действиях сражающихся гладиаторов.

Если один из них во время поединка был тяжело ранен, он мог бросить оружие и поднять вверх руку – этим жестом он просил зрителей о пощаде. Если публике нравилось, как он сражался, то люди поднимали вверх большие пальцы рук или просто махали платками, крича при этом «Отпусти!». Если же не нравилось, то зрители опускали большие пальцы книзу, вопя «Добей!». Вердикт толпы не оспаривался даже императором.

Бывало, что схватка затягивалась, а оба израненных гладиатора долго не могли одолеть один другого. Тогда зрители могли сами остановить поединок и потребовать от эдитора – устроителя игр – отпустить обоих бойцов с арены. И эдитор подчинялся «гласу народа». То же происходило и в том случае, если гладиатор настолько угождал публике своим мастерством и мужеством, что она требовала немедленного вручения ему деревянного тренировочного меча в качестве символа полного освобождения не только от схваток на арене, но и от рабства. Разумеется, касалось это только военнопленных и рабов, но не добровольцев.

До наших дней дошло имя гладиатора Фламмы, во время карьеры которого восхищенные зрители четырежды требовали вручения ему деревянного меча, а он все четыре раза отказывался! Не исключено, что Фламма проявлял столь неслыханное упрямство в погоне за славой и деньгами. Так или иначе, но это ему удалось, он ушел с арены добровольно, более или менее невредимым, причем в довольно зрелом возрасте и будучи обладателем приличного состояния.

Гладиаторские бои были не чужды и образованнейшим людям того времени. Цицерон, например, так оценивал эти игры: «Людям полезно видеть, что рабы могут мужественно сражаться. Если даже простой раб может проявлять мужество, то какими же должны быть римляне? Кроме того, игры приучают воинственный народ к виду убийства и готовят его к войне». Плиний, Тацит и многие другие выдающиеся римские писатели и мыслители были горячими поклонниками цирковых зрелищ. Исключение составлял, пожалуй, только философ Сенека, всячески ратовавший за их запрещение, что не в последнюю очередь привело к его вынужденному самоубийству по приказу его венценосного воспитанника Нерона.
Почти все римские императоры стремились превзойти в грандиозности игр друг друга, чтобы завоевать любовь толпы. Император Тит на открытии Колизея, вмещавшего до 80 тысяч зрителей и сразу ставшего главной ареной Древнего Рима, приказал умертвить разными способами 17 тысяч евреев, десять лет работавших на его строительстве. А император Коммод, прошедший курс обучения в гладиаторской школе, сам сражался на арене. Все его поединки, естественно, заканчивались победами. Впрочем, римляне, не любившие «халтуры» в таком важном деле, довольно быстро заставили его закончить карьеру гладиатора. Хотя войти в летопись игр Коммоду все же удалось – однажды он убил меткими выстрелами из лука пятерых весьма дорогостоящих бегемотов. Император Домициан, будучи виртуозом в стрельбе из лука, любил потешить зрителей, поражая стрелами голову льва или медведя так, чтобы стрелы как будто становились для них рогами. А рогатых от природы животных – оленей, быков, зубров и так далее он убивал выстрелом в глаз. Надо сказать, что римский народ очень любил этого правителя.

Встречались среди римских императоров и весельчаки. С именем Галлиена, например, связана очень забавная история. Одного ювелира, продававшего фальшивые драгоценные камни и приговоренного за это к арене, бестиарии выгнали на середину цирка и поставили напротив закрытой львиной клетки. Несчастный с замиранием сердца ждал неминуемой и притом ужасной смерти, и тут дверь клетки распахнулась, и из нее вышел… цыпленок. Не выдержавший напряжения ювелир упал в обморок. Когда зрители вдоволь насмеялись, Галлиен повелел объявить: «Этот человек обманывал, поэтому и его обманули». Затем ювелира привели в чувство и отпустили на все четыре стороны.

К началу IV века гладиаторские бои и звериные травли стали постепенно приходить в упадок. Это было время, когда некогда Великая Римская империя стала буквально изнемогать под ударами многочисленных «варварских» племен. Положение усугублялось непрекращающимся экономическим кризисом – сами римляне практически не работали, а привозимые товары непрерывно дорожали. А потому у римских императоров того периода хватало забот, помимо устройства дорогостоящих игр. И, тем не менее, они продолжались, хотя уже и без прежнего размаха. Окончательно гладиаторские бои были запрещены за 72 года до падения Римской империи.

Конец кровавым оргиям на арене положила христианская церковь, ставшая в поздней Римской империи серьезной как духовной, так и политической силой. Выдержав страшные гонения в первые 300 лет и потеряв десятки тысяч первых последователей Христа, замученных все на той же арене, церковь в 365 году добилась повсеместного запрета звериной травли в цирках. В 404 году монах Телемах, вмешавшись в сражение гладиаторов, сумел прекратить его ценой собственной жизни. Это событие стало последней каплей, переполнившей чашу терпения императора-христианина Гонория, наложившего на бои официальный запрет.

Для историков по сей день остаётся не прочитанной книгой судьба женщин – гладиаторов. не стоит сомневаться, жестокие нравы того времени могли допустить и такое. в 2000 году все газеты мира провозглашали сенсацию: «найдены останки женщины – гладиатора!». эту, по истине, шокирующую находку сделали британские учёные проводившие раскопки исследования римского периода. если ранее, единственным что доказывало факт того, что женщины не только могли участвовать в сражениях, но участвовали в них, были только гипотезы учёных. изучив тазовые кости и позвоночник, ученые смогли установить с большой достоверностью, что найденные останки принадлежат женщине. проведя сложный анализ определяющий возраст, учёные констатировали факт, что ставки относятся к римскому периоду.

Женщина умерла от многочисленных повреждений, и возможно предполагать, участвовала в схватке с животным. римляне исповедовали язычества, и поэтому природа римской религии не запрещала женщинам «лицедействовать» т.е. перевоплощаться, по средствам театральной игры. впервые женщину в качестве актёра на сцене увидели при нейроне. нейрон восторгался красотой женского тела и привлекал женщин не только к исполнению на сцене песен и театральных актов, но и к настоящим дракам. Постепенно, женщина перекочевала из театра в амфитеатр. Первые в истории гладиаторские бои в честь смерти женщины были проведены после смерти любимой дочери цезаря юлии. существует также информация, что эти игры сопровождались женскими ритуальными танцами, в ходе которых женщины имитировали бой. Конечно, точно никто пока не назовёт имён женщин гладиаторов, причин тому несколько. во-первых, поступая в школу они возможно получали мужские имена, под которым и были похоронены, во вторых, даже читая римских историков, становится понятно, что женские бои были более таинственные и сакральные… а тайны как известно, принято не разглашать.

Выступление женщин – гладиаторов, о котором упоминает светоний в жизнеописании императора домициана (81-96гг.), уже в то время считалось чем-то новым. В цирке устраивались кровавые бои женщин – гладиаторов, в которых участвовали даже женщины из почтенных семейств, что считалось особенно позорным. на 9-том году правления нерона эти бои приняли невероятные масштабы. Было бы совершенно неверным думать, что представительницы нежного пола только в продвинутом и эмансипированном хх веке так упорно стремились присвоить все исконно мужское - манеру поведения, участие в общественной жизни, одежду, профессии, увлечения. такова уж натура женщины, что ей всегда хочется того, что, по идее, ей не должно принадлежать. так что уже древние гречанки прилагали немало усилий (вплоть до риска лишиться жизни), чтоб попасть на запретные для женщин олимпийские игры, а древние римлянки обожали мужские бани и мужской разгульный образ жизни. более того, женщины-гладиаторы иной раз одерживали победу над представителями сильнейшего пола.

Мир менялся, и вместе с ним менялись ценностные ориентации людей. когда римским императором был Константин, христианство крепло и набирало силу. постепенно церковь становилась сильным феодалом, она владела землей и вследствие этого серьёзно влияла на государственную политику.

Сам Константин – великий принял христианство первым среди римских императоров, правда, сделал это за несколько мину перед смертью. вскоре христианство было принято равноправной с римским язычеством религией, а после и вовсе вытеснило языческие представления римлян о богах, и навязала единобожие. на сборе первого же церковного собора было принято решение бороться с кровавыми языческими игрищами. осуждённых высшим удом больше не обрекали на смерть и не бросали на арену с хищными жаждущими крови зверями, вместо этого им инкриминировали принудительные каторжные работы.

Однако, даже после принятия этого эдикта на апеннинском полуострове жрецы, с согласия императора, всё же ещё продолжали организовывать гладиаторские бои. жрецы, хлебом для которых было служение кровавым культом, не хотели расставаться со своими привычными и понятными ритуалами, и с их лёгкой руки гладиаторские бои чуть было не возродились. Однако, в 357 году император Константин второй запретил военнообязанным юношам вступать в гладиаторские школы, а в 399 закрылась последняя из них. но, расстаться с привычкой видеть смерть, живущую в обществе долгое время, было не так-то просто. через пять лет, понадобился новый императорский указ решительно и бесповоротно запрещающий организацию как школ, так и гладиаторских сражений. поводом для этого послужила трагическая гибель христианского послушника в 404 году, некого Телемаха. монах выбежал на арену и пробовал успокоить дерущихся, но вместо этого сам был разорван разъярённой толпой. после этого император Ганорий запретил гладиаторство. навсегда.

«Телемах останавливает гладиаторов». Картина Й. Сталлерта, 1890 год

А в следующий раз я вам расскажу про восстание Спартака.

источники
http://www.mystic-chel.ru/
http://www.istorya.ru/
http://www.gramotey.com/

А я вам напомню вот такую спорную тему: А так же давайте вспомним Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Гладиаторские бои были характерной чертой древнеримского образа жизни. Их основными участниками выступали профессиональные бойцы, обученные сражаться друг с другом различными видами оружия. Снаряжение гладиаторов отличалось разнообразием и первоначально соответствовало особенностям вооружения различных противников римлян.

Со временем сформировалось несколько основных типов гладиаторского вооружения. Предлагаем познакомиться с ними поближе в этой теме.

Секутор

Секутор, или «преследователь» – тяжеловооружённый боец, впервые упоминаемый в источниках около 50 года н.э. Его защитное снаряжение включало полностью закрытый шлем без козырька или полей, наручь из мягкой набивной ткани на правой руке и укороченную поножу на левой ноге. Большой прямоугольный щит секутора по форме напоминал щит, который носили римские легионеры. Вооружен он был коротким прямым мечом. Общий вес снаряжения секутора составлял 15–18 кг.

По своему снаряжению секутор напоминал галла или мурмиллона, от которого он, должно быть, и происходит. Главное различие между ними состояло в противнике, с которым этим бойцам приходилось встречаться на арене. Для секутора таким постоянным противником были легковооруженные ретиарии, в то время как мурмиллон обычно сражался с другими тяжеловооруженными гладиаторами – гопломахами и фракийцами.

Даже шлем особой конструкции, который отличает секутора от мурмиллона, а также близкого ему по вооружению провокатора, был специально предназначен для борьбы с ретиарием. Будучи практически лишенным выступающих частей, этот шлем позволял секутору легче сбрасывать с себя сеть противника.

Большой щит и прочее снаряжение позволяли секутору не бояться атак, но одновременно ограничивали бойца своей тяжестью и сковывали его движения. Чтобы поразить своего противника коротким мечом, секутору приходилось сближаться с ним практически вплотную. Ретиарий, гораздо более легкий и подвижный в сравнении со своим противником, в свою очередь, стремился измотать его ложными нападениями. Итог боя между ними, таким образом, решали хладнокровие и выносливость бойца.

В качестве секутора на арене сражался император Коммод, правивший в 180–192 годах.

Шлем секутора

К шлемам, принадлежавшим секуторам, относятся закрытые боевые наголовья без полей, с высоким гребнем на вершине купола. Конструктивно они напоминают шлемы, носившиеся в это же время провокаторами, от которых отличаются более простым дизайном, а также минимальным количеством выступающих деталей, за которые могла бы зацепиться сеть ретиария, традиционного противника секутора.

Купол шлема выкован из одного куска бронзы или железа и снабжен широким назатыльником, который обеспечивает защиту шеи и верхней части плеч. Забрало шлема представляет собой два больших нащечника, подвешенные на боковых шарнирах к нижней части обода. Спереди место стыковки обоих нащечников защищалось вертикальной пластиной-штифтом. Глазные прорези представляют собой два ничем не защищенных узких круглых отверстия, которые сильно ограничивают угол обзора. К недостаткам шлема относится отсутствие отверстий для ушей, что обрекало его обладателя на почти полную глухоту. Кроме того, плохой воздухообмен и значительный вес позволяли носить шлем лишь в течении очень ограниченного времени.

Щит секутора, мурмиллона и провокатора

Секутор, мурмиллон и провокатор вооружались большим прямоугольным щитом выпуклой формы (scutum), подобным тем, которые в I веке носили римские легионеры. Судя по соотношению с фигурами воинов на мозаиках и фресках, размеры щита составляли примерно 1 м в длину и 0,5 м в ширину. Основу щита изготавливали из трех слоев тонких деревянных планок, проклеенных под прямым углом друг к другу. Толщина дерева в центре щита была около 6 мм и уменьшалась к краям для облегчения его веса. С наружной стороны щит покрывался кожей и богато расписывался геометрическими узорами и фигурами. Края сверху и снизу обивались бронзовыми обоймами, чтобы дерево не щербилось от ударов. Щит держали кистью руки за поперечную рукоять, проходившую через центр. Вес современной реконструкции такого щита составляет примерно 7,5 кг.

Щит обеспечивал бойцу надежную защиту корпуса, но при этом значительно ограничивал его подвижность. В бою с более легко вооруженным гладиатором это обстоятельство определенно отдавало инициативу противнику.

Поножи секутора, мурмиллона и провокатора

Поножи (ocrea) являлись частью защитного доспеха, прикрывавшего ногу от колена до подъема стопы, т.е. ту ее часть, которая не была обычно закрыта щитом. Их изготавливали из бронзы, отбивая металлический лист по выпуклой матрице так, чтобы он приобрел форму голени. Надевали поножи поверх мягких обвязок из набитой ткани. Диаметр археологических находок свидетельствует о значительной толщине мягкой прокладки. Чтобы поножи плотно сидели на ноге, их фиксировали при помощи ремней, которые пропускали через две или три пары колец, с каждой стороны прикреплявшихся к краям поножи.

Количество поножей и их вид строго регламентировались в каждом типе гладиаторского снаряжения. Секуторы, мирмиллоны и провокаторы, как правило, изображаются лишь с одной короткой поножей, которую они носят на левой ноге. При раскопках в Помпеях были найдены 9 таких поножей, длина которых варьировалась от 28 до 35 см. Все поножи за исключением одной были роскошно украшены фигурными чеканными изображениями и гравированным орнаментом.

Меч секутора, мурмиллона и провокатора

Меч (gladius) был основным оружием гладиаторов, от которого те и получили свое имя. Судя по рельефам и мозаичным изображениям I века до н.э. – I века н.э. это было то же оружие, которое носили римские легионеры. Оно представляло собой прямой обоюдоострый клинок длиной 60 – 65 см и шириной около 4 см, с параллельными лезвиями, переходящими в длинное и тонкое острие, одинаково хорошо подходящее как для нанесения рубящих ударов, так и для уколов. Тяжелая рукоять, вытачивавшаяся из дерева и слоновой кости, сдвигала баланс оружия к его нижней части, что позволяло бойцу наносить хорошо нацеленные колющие удары, быстро менять направление атаки, делать финты и т.д.

Судя по изображениям I – III веков, в это время длина меча сильно сокращается, что затрудняет его практическое применение, но в то же время затягивает поединок и повышает его зрелищный компонент. При раскопках гладиаторской школы в Помпеях были найдены три меча с клинком лавролистой формы и рукоятью из слоновой кости. Длина клинка всех трех экземпляров варьируется от 20 до 30 см.

Наручи

Наручи (manica), которые носили гладиаторы, а также используемые ими набедренники и наголенники, могли изготавливаться как из листовой бронзы, так и из набивной и простёганной в несколько слоев ткани. Ввиду отсутствия материальных остатков этих предметов экипировки, их конструкция и покрой до сих пор являются предметом дискуссий.

Судя по всему, набитая ткань, используемая для изготовления такого рода доспехов, была достаточно толстой. Во всяком случае, поэт Ювенал, описывая руки и ноги гладиаторов, заключенные в мягкие доспехи, уподобляет их виду толстой деревянной колоды. Такими же они выглядят на мозаиках и фресках, изображающих гладиаторов. Чтобы доспехи плотно сидели на своем месте, их приходилось затягивать при помощи шнуровки и дополнительно фиксировать ремешками.

В качестве средства боевой защиты от оружия противника мягкие доспехи были достаточно эффективными. Они защищали своих владельцев как рубящих ударов, так и от уколов острия меча. Кроме того, они придавали бойцам экзотический вид, что соответствовало эстетике зрелищ.

Строго говоря, однозначных свидетельств, указывавших на материал гладиаторских наручей нет. Дискуссия о том, изготавливали ли их из мягкой набивной ткани или металлических пластин, продолжается до сих пор. Один из аргументов сторонников первой версии состоит в том, что при раскопках гладиаторских казарм в Помпеях было найдено множество элементов снаряжения, но наручей найдено не было. Их противники указывают на то, что мелкие пластины, из которых собирались эти доспехи, могли просто не быть узнанными. Одним из аргументов в пользу металлических наручей является ряд находок последних при раскопках военных складов I – II веков., прежде всего в Ньюстеде и Карлайле. Если найденные там наручи могли носить солдаты, гладиаторы теоретически также могли их использовать.

Конструктивно римские наручи представляли собой ламинарную броню, в которой металлические полосы, набранные вертикально, соединялись друг с другом путем наклепывания или нанизывания их на кожаные ремни. Полосы должны были быть точно рассчитанной воронкообразной формы. Набегая друг на друга, они составляли чрезвычайно гибкое, эластичное покрытие, не сковывавшее движения.

Набедренная повязка

Набедренная повязка (subligaculum) являлась обычной римской нижней одеждой. Она представляла собой треугольный кусок ткани с длиной каждой стороны около полутора метров. Два конца, соответствующие углам у основания треугольника, связывали узлом на животе. Третий конец пропускали между ног и протаскивали под узлом, образованным другими двумя концами, так, чтобы он свисал наподобие передника. Сверху набедренная повязка фиксировалась широким кожаным поясом, который, в свою очередь, застегивался при помощи крючков или простой шнуровки. Судя по фрескам и мозаичным изображениям, набедренная повязка была ярких цветов, возможно ее также украшали вышивкой.

Хотя в большинстве имеющихся изображений гладиаторы представлены облаченными лишь в набедренную повязку, оставляющую открытыми торс и бедра, в некоторых случаях гладиаторы выходили на арену в туниках.

Гопломах

Гопломах – греческое название, обозначающее тяжеловооружённого бойца. Возможно, такой тип гладиаторского вооружения появился в I–II веках н.э. вместо более раннего самнита. Гопломах сражался в тяжёлом вооружении, которое включало закрытый шлем с широкими полями и высоким гребнем, наручь из бронзовых пластин или стёганой ткани на правой руке, высокие бронзовые поножи и набедренники из мягкой ткани на обеих ногах. В бою гопломах прикрывался небольшим бронзовым щитом круглой формы и старался поразить своего противника копьём. Возможно, в качестве дополнительного оружия он также имел меч или кинжал.

Основными противниками гопломахов выступали вооружённые сходным образом мурмиллоны или фракийцы. Копье позволяло гопломаху поразить своего противника на дистанции, превышавшей длину вражеского оружия. С другой стороны, небольшие размеры щита не обеспечивали ему надежной защиты в обороне и в ближнем бою. Он также не мог теснить своего противника большим щитом, как это делал мурмиллон. В схватке гопломах должен был придерживаться агрессивной, наступательной тактики, навязывая своему противнику темп и дистанцию боя.

Бронзовая статуэтка гопломаха. Античное собрание, Берлин

Щит гопломаха

На изображениях гладиаторов гопломах, как правило, вооружён бронзовым щитом круглой формы, напоминающим щиты греческих гоплитов или македонских фалангитов эллинистической эпохи. Несколько таких щитов было найдено при раскопках, и сегодня они хранятся в музеях и ряде частных коллекций.

Изображенный на этой фотографии экземпляр щита из гладиаторской школы в Помпеях имеет диаметр 37 см и весит 1,6 кг. Он представляет собой бронзовую облицовку, крепившуюся на не сохранившейся деревянной основе. Лицевая поверхность щита и обод украшены чеканными узорами в форме нескольких гирлянд серебряных листьев. В центре находится круглая серебряная пластина с изображением лица Горгоны Медузы. Роскошь украшений отнюдь не обязательно свидетельствует, что перед нами экземпляр, предназначенный лишь для демонстрации.

Небольшие размеры щита совершенно не сковывают движения воина, однако при этом ограничивают предоставляемую им защитную функцию. Гладиатор, вооруженный таким щитом, неизбежно проигрывал в ближнем бою и потому должен был держать своего противника на расстоянии.

Поножи гопломаха и фракийца

Секуторы, мурмиллоны и провокаторы, носившие большой прямоугольный щит, как правило, носили лишь одну короткую поножь на левой, выставлявшейся вперед в боевой стойке, ноге. Гопломахи и фракийцы, вооружавшиеся щитами небольшого размера, должны были компенсировать его недостаточные защитные свойства при помощи дополнительных элементов снаряжения, прежде всего набедренников и поножей. На рельефах и изображениях они обычно носят пару поножей на обеих ногах, причем их длина достигает примерно середины бедер.

Этим изображениям соответствуют 10 бронзовых поножей, найденных при раскопках гладиаторской школы в Помпеях. Их длина варьировалась от 48 до 58 см. Верхняя часть поножей делалась в форме широкого раструба, слегка выгнутого наружу. Диаметр свидетельствует о том, что поножи носились поверх толстой обвязки из простеганной ткани. На ноге они закреплялись при помощи ремня, пропущенного через три пары колец. Все поножи были роскошно украшены чеканным рельефом, символическими изображениями и гравированным орнаментом.

Провокатор

Провокаторы («бросающие вызов») упоминаются уже в позднереспубликанский период. Они представляли собой тяжеловооружённый тип гладиатора, снаряжение которого напоминало секутора. Провокатор носил большой прямоугольный щит, шлем без гребня, сначала открытый, затем полностью закрытый, металлическую или мягкую наручь на правой руке и укороченную бронзовую поножу на левой ноге. Особенностью его снаряжения являлся небольшой нагрудник прямоугольной или скругленной формы. Оружием провокатора был короткий прямой меч. На арене провокаторы обычно сражались друг против друга. Лишь одна дошедшая до нашего времени надпись свидетельствует о его бое с мурмиллоном.

Шлем провокатора

Из рельефов I века до н.э. – начала I века н.э. можно сделать вывод, что вначале провокаторы сражались в шлемах открытого типа с нащечниками, прикреплявшимися на шарнирах к нижней части обода шлема для защиты лица, и широким назатыльником для защиты шеи и верхней части спины. Такая форма напоминала армейский шлем, носившийся в это время римскими легионерами. Затем в первой половине I века н.э., в подражание шлемам других гладиаторских типов их нащечники увеличились так, что стали полностью закрывать лицо. Спереди они смыкались друг с другом и фиксировались специальной обоймой, образуя закрытое забрало. Чтобы облаченный в этот шлем боец мог что-либо видеть, в нем проделывалась пара круглых отверстий диаметром 8 см, которые снаружи закрывались круглыми пластинами-решетками.

От шлемов, которые носили мурмиллоны и фракийцы, шлем провокатора отличает отсутствие широких полей. Лишь спереди к лобной части шлема приклепывался козырек. С другой стороны, от конструктивно сходных с ним шлемов секуторов его отличает большое число украшений и выступающих деталей, например, боковых трубок для крепления перьев.

Нагрудник провокатора

Как правило, гладиаторы выступали на арене с обнаженным торсом, что давало им возможность продемонстрировать публике фигуру и поиграть рельефной мускулатурой груди и плеч. Лишь на некоторых рельефах тяжеловооруженные провокаторы изображены носящими на груди небольшую пластину прямоугольной формы для защиты области сердца. Эта деталь экипировки известна лишь по изображениям, ни одного экземпляра нагрудника до сих пор не обнаружено.

Щит провокатора

Секуторы, мурмиллоны и провокаторы вооружались большим прямоугольным щитом выпуклой формы (scutum), об устройстве которого подробнее рассказывается в разделе, посвященном секутору.

Поножи провокатора

Меч провокатора

Ретиарий

Ретиарии впервые появились на арене в начале I веке н.э. Они представляли собой типаж легковооружёноого бойца, внешний вид которого напоминал рыбака. Ретиарий выступал, будучи одетым в тунику или набедренную повязку, его левое плечо было прикрыто бронзовым наплечником, левая рука – наручем из набивной ткани. Другого защитного снаряжения ретиарии не носили и сражались с непокрытой головой. Оружие ретиария состояло из трезубца и сети. В бою они старались набросить сеть на противника, чтобы затем поразить его трезубцем или кинжалом, который держали в левой руке.

Обычным противником ретиария являлся секутор , изредка они могли сражаться также против мурмиллонов .

Превосходя любого своего тяжеловооружённого противника в подвижности, ретиарии могли выбирать тактику и контролировать темп боя. Обычно они подолгу кружили вокруг своего противника, стараясь вывести его из равновесия и измотать ложными атаками, после которых они сами легко могли спастись бегством. Когда противник выбивался из сил, ретиарий мог перейти к нападению. Свою сеть он использовал, чтобы зацепить противника, вывести его из равновесия, свалить и обездвижить.

Огромное количество упоминаний в источниках и надписей свидетельствует о зрелищности такого рода поединков и их широкой популярности у публики.

Мозаика IV в. из Национального музея в Мадриде, изображающая поединок ретиария Календиона и секутора Астианакса. Нижняя панель изображает начало боя, когда ретиарию удалось набросить свою сеть на противника. Верхняя изображает его завершение. Календион ранен и, протянув руку с кинжалом, умоляет о пощаде. Его противник победил

Трезубец ретиария

Трезубец ретиария (fuscina или tridens) вел свое происхождение от оружия рыбака. Он представлял собой короткое копье с тремя остриями. На изображениях ретиарии обычно держат его двумя руками: левая вынесена вперед, правая сзади. При таком хвате большая часть ударов должна наноситься в направлении снизу-вверх. К сожалению, до сих пор нет ни одной археологической находки трезубца, поэтому сложно сказать, каковы его размеры. Судя по имеющимся изображениям, острия трезубца были небольшими.

На одном из черепов, найденном на кладбище гладиаторов в Эфесе, были обнаружены следы, оставленные трезубцем ретиария. Расстояние между отверстиями составляет 5 см. Входные отверстия расположены под большим углом. Это означает, что роковой удар был нанесен сверху, когда поверженный противник лежал на земле или стоял на коленях.

Сеть ретиария

Сеть ретиария (rete) имеет форму круга диаметром около 3 м. По ее краям укреплялись свинцовые грузила, чтобы при набрасывании сеть распрямлялась. Ретиарий мог использовать сеть для того, чтобы зацепить и выдернуть из рук противника его меч, или набросить сеть на него самого. Крупные ячейки сети легко цеплялись за оружие и предметы экипировки, ее было трудно сразу сбросить. Ухватившись за ее край, ретиарий мог запутать своего противника, обездвижить или же свалить его с ног. При неудачном броске он мог подтянуть упавшую сеть к себе за веревку, которая соединялась с его запястьем, после чего предпринимал новую попытку. Чтобы противник, ухватив за веревку, не подтянул к себе его самого, ретиарий имел при себе кинжал, которым мог ее обрезать.

Кинжал ретиария

Ретиарий носил за поясом кинжал, который мог использовать как дополнительное оружие, если терял свой трезубец. Этот кинжал мог выглядеть как один из мечей с коротким лезвием 20 – 30 см длиной, найденных при раскопках гладиаторской школы в Помпеях.

На одном из рельефов с изображением ретиария его кинжал выглядит как четыре острия на одной рукояти. До недавнего времени оружие этой формы считалось измышлением художника. Однако на одной из костей, найденных при раскопках гладиаторского кладбища в Эфесе, был обнаружен след раны, нанесенной четырьмя остриями, который доказывает реальный его характер.

Наплечник ретиария

Наплечник (galerus) является одним из характерных элементов военного снаряжения ретиариев. Его они носили на левом плече вместе с наручью из набивной ткани на левой руке. Другие гладиаторы обычно носили наручи на правой руке. Эта особенность позволяла ретиарию более свободно пользоваться правой рукой, чтобы забрасывать свою сеть. Соответственно, имея левый бок более защищенным в сравнении с правым, ретиарий в бою должен был стоять, повернувшись к противнику левым боком.

При раскопках гладиаторской школы в Помпеях было обнаружено 3 чеканных бронзовых наплечника. Один из них, представленный на снимке выше, украшен изображениями краба, якоря, трезубца, а другой – купидонами и головой Геркулеса. На третьем изображены военные трофеи. Высота наплечника 30–35 см, ширина около 30 см, вес – 1,2 кг. Широкие поля делают наплечник более похожим на небольшой щит, который обеспечивал определенную защиту голове, лицу, шее и верхней части груди при ударах сверху вниз и справа налево.

Мурмиллон

Мурмиллон – тип тяжеловооружённого гладиатора, который в I веке н.э. пришел на смену более раннему галлу. Защитное вооружение мурмиллона включало большой прямоугольный щит, закрытый шлем с высоким султаном из перьев и стилизованным изображением рыбы на гребне, наручи на правой руке, поножи на левой ноге. В бою мурмиллон сражался коротким прямым мечом. Такое же снаряжение носили и секуторы, которые отличались от мурмиллонов лишь другим типом шлема.

Основным противником мурмиллонов были столь же тяжеловооружённые фракийцы и гопломахи. По словам Квинтилиана, им также приходилось сражаться с легковооружёнными ретиариями, но изобразительные источники эту информацию не подтверждают.

Тяжелое снаряжение, общий вес которого составлял 15–18 кг, требовало от бойца развитых мышц рук и плеч, просто необходимых, чтобы сражаться тяжелым щитом и мечом. Победа в бою и сама жизнь мурмиллона зависели от его выносливости, поскольку сражаться ему приходилось с врагами, снаряжение которых было лучше приспособлено для нападения, чем его собственное. С другой стороны, большой щит давал ему значительные преимущества в обороне.

Знаменитым сторонником мурмиллонов являлся император Домициан (81–96 годы.).

Часть рельефа с погребального склепа Гая Лузия Сторакса (25 – 50 годы н.э.) с изображением поединка гладиаторов. В центре изображены два мурмиллона, по сторонам – двое фракийцев

Шлем мурмиллона

Гладиаторские шлемы (galea) известны по большому числу изображений и археологических находок. Большинство последних было сделано при раскопках гладиаторской школы в Помпеях. Они подразделяются на два больших типа – с полями и без полей. Каждый из них, в свою, очередь, делится еще на два подтипа.

Принадлежавшие мурмиллонам шлемы легко идентифицируются на основе большого количества рельефных и мозаичных изображений. Эти шлемы имеют широкие поля, горизонтальные и почти плоские по всему периметру в ранних моделях и поднимающиеся спереди в виде арки – в более поздних. Сверху купол шлема украшен массивным коробчатым гребнем, в который вставлялся пышный султан из перьев или конской гривы. К нижней части обода шлема с боков на шарнирах подвешивалась пара больших нащечников, закрывавших не только скулы, но также и лицо его владельца. Спереди нащечники смыкались друг с другом, образуя закрытое забрало. Их нижняя часть была выгнута вперед для защиты горла. Для зрения в нащечниках имелись большие отверстия, закрывавшиеся снаружи пластинами-решетками.

Все гладиаторские шлемы изготовлены из бронзы толщиной 1 – 1,5 мм. Поверхность шлемов обильно украшалась чеканными изображениями и гравировкой. Часть поверхности шлема могла покрываться позолотой или серебром, или лудилась оловом для его имитации. Вес шлема варьируется от 3,8 до 5 кг, что примерно в два раза выше веса солдатского шлема. Правда, легионерам приходилось носить свой шлем на протяжении всего дня, а гладиатор надевал его лишь перед боем, который продолжался 10–15 минут.

Щит мурмиллона

Секутор, мурмиллон и провокатор вооружались большим прямоугольным щитом выпуклой формы (scutum), об устройстве которого подробнее рассказывается в разделе, посвященном секутору.

Поножи мурмиллона

Секуторы, мурмиллоны и провокаторы использовали похожие поножи, о которых подробнее рассказывается в разделе, посвященном секутору.

Меч мурмиллона

Секуторы, мурмиллоны и провокаторы использовали одинаковые мечи, о которых подробнее рассказывается в разделе, посвященном секутору.

Фракиец

Фракийцы стали выступать в гладиаторских состязаниях, по крайней мере, начиная с I века до н.э., когда римляне впервые столкнулись с ними в ходе войн на Балканском полуострове. Со временем сложился характерный для них комплекс вооружения, который включал закрытый шлем с широкими полями, наруч для правой руки и пару высоких поножей. В левой руке фракийцы держали небольшой прямоугольный (реже круглый) щит, в правой – меч с кривым лезвием.

На арене гладиаторы-фракийцы обычно сражались с мурмиллонами или гопломахами, имевшими сходное с их собственным вооружение тяжёлого типа. Вооруженный менее громоздким щитом, фракиец обладал более высокой подвижностью в сравнении с мурмиллоном и мог навязывать ему темп и тактику боя. В отличие от гопломаха, державшего своего противника на длинной дистанции, фракиец стремился сойтись с ним грудь в грудь. В тесной схватке кривой клинок позволял ему обманывать противника, очень быстро менять направление атаки, а также подрезать слабо защищенные обратные части рук и ног.

Хитрость и коварство фракийцев неоднократно отмечались в литературных памятниках. Их знаменитым сторонником являлся император Калигула, правивший в 37 – 41 годах.

Шлем фракийца

Шлем гладиатора-фракийца легко идентифицируется на основе большого количества имеющихся изображений. Конструктивно он схож с шлемом мурмиллона и представляет собой наголовье с широкими полями и большими нащечниками, полностью закрывающими лицо своего владельца. Для зрения и дыхания в верхней части нащечников имелись большие отверстия, снаружи закрытые подвешенной на шарнирах или штифтах ажурной решеткой. Поверхность шлемов покрывалась чеканными изображениями и гравировкой на мифологические сюжеты.

Отличительной особенностью шлемов фракийцев являлся высокий плоский гребень, украшенный головой грифона. Украшением шлема также являлись перья, визуально увеличивавшие рост воина и придававшие ему нарядный вид.

Фрагмент украшения гребня шлема гладиатора-фракийца, выполненный в виде грифона

Щит фракийца

Гладиаторы-фракийцы вооружались прямоугольным, реже круглым, щитом (parma), имевшим меньший, чем у их противников, размер. Конструктивно он был устроен также, как и большой щит секуторов, провокаторов и мурмиллонов. Он состоял из нескольких слоев деревянных планок, проклеенных перпендикулярно друг по отношению к другу. Снаружи щит обклеивался холстом, затем кожей, и, наконец, богато расписывался. Варианты украшений можно наблюдать на примере многочисленных мозаик римского времени. Такой щит предоставлял хорошую защиту верхней части корпуса бойца.

Недостаточную защиту нижней части живота и бедер приходилось компенсировать широким поясом и набедренниками. Благодаря небольшому весу своего щита, фракиец неизменно превосходил своего тяжеловооруженного противника в подвижности и мог навязывать ему время и дистанцию боя.

Меч фракийца (сика)

Гладиаторы-фракийцы были вооружены кривым мечом (sica), который вел происхождение от однолезвийных изогнутых клинков, распространенных в течение III – II веков до н.э. на севере Балканского полуострова. Длина оригинальных находок этого оружия колеблется в пределах 40 – 50 см, ширина –4 см. Прямая рукоять сики была вытянута из клинка и с обеих сторон обложена деревянными щечками. Вогнутое лезвие сики обладало прекрасными режущими свойствами.

При раскопках римского лагеря Обераден в Германии был обнаружен деревянный меч с клинком изогнутой формы. Длина клинка 30 см, эфес и рукоять имеют характерную римскую форму. Наиболее вероятно, что деревянный меч являлся тренировочным оружием и был потерян при эвакуации лагеря в 8 году до н.э.

Поножи фракийца

Гопломахи и фракийцы использовали одинаковые поножи, о которых подробнее рассказывается в разделе, посвященном гопломаху.

Популярная теория о возникновении гладиаторского боя гласит, что он пришел из Этрурии. Но исторические документы, к примеру, фрески, доказывают обратное. Гладиаторский бой изначально имел сакральное обрядовое значение, и зародился в Кампании. Обычай трактуется по-разному. Некоторые историки считают, что проводился обряд умерщвления врага над гробом знатного воина, чтобы умилостивить богов. В результате отмирания традиции ритуал превратился в бои двух пленных соперников. Меч назвался gladius, откуда впоследствии и пошло название участников схватки.

Разновидность гладиаторов

Гладиаторы подразделялись на несколько типов, каждый из которых первоначально соответствовал одному народу, который был враждебен Риму. Наибольшее количество сведений о ретиариях. Ретиарий вооружен привязанной к запястью сетью и массивным трезубцем, называвшимся фусцина. Кроме того, у ретиария обычно был кинжал.

Иной тип гладиаторов — мирмиллон — практически полная противоположность ретиарию. Вооруженный тяжелым щитом-скутумом и гладиусом, мирмиллон был грозным соперником. Оружие мирмиллона — меч гладиус обычно привязывался к руке, чтобы не выронить во время боя. Воин со средним щитом, имеющим чудовищный вес — гопломах был вооружен коротким кинжалом. Щит выступал не только защитой, но и мог использоваться для нападения, так что необходимость в большом количестве вооружения отпадала.

Следующий тип гладиатора — провокатор. Его вооружение составлял меч с прямым клинком, наподобие легионерского. Чаще всего гладиаторы данного типа сражались друг против друга, и в исключительных случаях их противником был боец другого типа.

Интересно вооружение эквитов. Эквит — легковооруженный всадник. С начала боя их орудием были копья с наконечником в виде листа. Если эквит был выбит из седла или его копье ломалось, бой продолжался с помощью короткого меча.

Менее известными являются такие виды гладиаторов как андабат (воин в глухом шлеме без прорезей для глаз), велит, сагиттарий и самнит. Немногочисленные исторические источники сообщают о том, что сагиттарий сражался мощным луком, состоящим из нескольких частей. Лакверарий был схож с ретиарием, с тем отличием, что вместо сети у него было лассо и короткое копье.

Разновидность оружия

Несмотря на достаточно разнообразное вооружение гладиаторов, самым известным остался меч-гладиус. Его лезвие достигало в длину 70 см при ширине около 5 см. Рубяще-колющее действие клинка было обусловлено продольным ребром жесткости и ярко выраженным острием. После начала правления Августа меч данного типа был забыт. На мену ему пришел гладиус «Майнц», который активно использовался до середины I в.н.э. Массивный меч весил примерно 1,5 кг, а его длина достигала 70-75 см. Более позднее вооружение — гладиус помпейского вида. Облегченный длиной 45 см и расположенными под 45 градусов гранями.

Кинжалы гладиаторов имели вид клинка с широким ромбовидного сечения лезвием. Рукоять изготавливалась из кости. Длина кинжала часто достигала 30 см. Меньше сведений дошло о тонких кинжалах с изогнутым клинком. Длинные и тонкие, они имели равномерный изгиб по всей длине.

Таким же распространенным как гладиус, было гладиаторское копье. Длина оружия достигала 2,3 м. Чаще всего копьями пользовались эквиты и венаторы (воины, сражавшиеся с дикими животными). Несмотря на многие находки трехлопастных наконецников, историки предполагают, что навершие гладиаторского копья имело скругленную форму листа либо ланцета. Трехлопастный наконечник скорее всего являлся частью сломанного трезубца ретиария.

Говоря о вооружении гладиаторов, нельзя обойти вниманием учебные мечи, имеющие большое значение и символы победы — рудисы. Рудис был символом победы и единственным шансом сохранить жизнь. Заслужившие признание толпы самые смелые и сильные гладиаторы могла получить освобождение, получив деревянный меч. Освобожденные воины назывались рудиариями.

Несмотря на многочисленные раскопки, до нас дошли только самые распространенные виды гладиаторского оружия.

Гладиатором Древнего Рима был профессиональный боец, который специализировался на конкретном оружии и сражался перед публикой на больших, специально построенных аренах. Такие арены строились по всей Римской империи.

Гладиаторские бои взяли свое начало со 105 года до н. э. и имели статус официальных соревнований до 404 года н. э. Бои продолжались, как правило, до смерти одного из гладиаторов. Именно по этому продолжительность жизни таких бойцов была коротка. И хотя быть гладиатором считалось престижно, большинство бойцов являлись рабами, освобожденными рабами или осужденными. Без сомнения гладиаторские бои были одним из самых популярных форм развлечений в Древнем Риме.

Римляне во многих отношениях верили приметам и традициям своих итальянских предков, этрусков. Например, использовались жертвоприношения животных, для предсказания будущего, использовались символические фасции и организовывались гладиаторские бои. Этруски связывали состязания такого рода с проведением обрядов смерти, поэтому гладиаторские бои имели для них определенное религиозное значение. Хотя, первые частные гладиаторские состязания проходили в 264 году до н. э. и организовывались в память о смерти отца, позднее для организации официальных боев данная причина не бралась во внимание. Однако, следы религиозного происхождения оставила традиция добивать побежденных гладиаторов. В данном случае помощник должен был нанести удар в лоб пострадавшему гладиатору. Дежурный помощник должен был носить костюм, представляющий собой костюм бога Гермеса, который сопровождал души в загробный мир или «Charun». Присутствие божьего посланника и императора, в сопровождении жрецов и весталок, показывали некое псевдорелигиозное веяние на боях.

Римские гладиаторские бои давали возможность императорам и богатым аристократам продемонстрировать свое богатство населению. Бои устраивались в честь военных побед, визитов важных чиновников, в честь празднования дня рождения или просто для того, чтобы отвлечь народ от экономических и политических проблем. В глазах общественности это было что-то вроде развлечений, которые становились буквально вопросом жизни и смерти. Эти чрезвычайно популярные мероприятия проходили на всех массовых аренах Римской империи. Колизей (амфитеатр Флавиев) был крупнейшим из них. От 30 до 50 тысяч зрителей из всех слоев римского общества стекались сюда для развлечения кровавыми зрелищами, где устраивалась охота на диких и экзотических животных, проводились казни заключенных, религиозных мучеников бросали в клетки со львами, устраивались звездные шоу, которые являлись символами Римской добродетели, чести и мужества.

Использовали все свои боевые навыки, сражаясь под девизом «убей или будь убит». Популярным заблуждением является утверждение, что гладиаторы приветствовали своего императора вначале каждого боя строками: «Да здравствует император! Мы, идущие на смерть, приветствуем тебя!». Однако, в реальности эти слова произносились в честь заключенных и убитых в инициированных морских сражениях (Naumachia), которые также проходили на закрытых аренах по особым случаям.

Наиболее часто гладиаторами являлись рабы или преступники , также многие военнопленные были вынуждены выступать на аренах. Были случаи, когда, по причине банкротства, аристократам приходилось зарабатывать на жизнь мечем, например, Симпроний (Sempronius), потомок могущественного клана Гракхов. Необходимо отметить, что до принятия закона Septimius Severus (Септимий Север) в 200 году н. э., женщинам было разрешено сражаться в роли гладиаторов.

По всей империи были созданы специальные гладиаторские школы . В самом Риме располагались три таких казармы. Капуя - одна из казарм, которая особо славилась своими гладиаторами. По всей Риской империи агенты производили поиск потенциальных гладиаторов, чтобы удовлетворять постоянно растущий спрос и заполнять школы, которые должны были иметь огромной оборот бойцов. Условия в школах были похожи на тюрьму - небольшие клетки и кандалы, тем не менее, еда была лучше (например, проросший ячмень), а также учащиеся получали возможность оказания им лучшей медицинской помощи, так как являлись для школы дорогой инвестицией.

Победители гладиаторских сражений становились любимцами толпы и были особенно популярны среди женщин.

Термин «Гладиатор » происходит от латинского gladiators , по названию их главного оружия gladius или короткий меч. Однако, существовал широкий спектр других видов оружия, используемого в гладиаторских боях. Также, гладиаторы носили доспехи и шлемы, которые, в частности, являлись образцами великого мастерства, были богато украшены декоративным орнаментом, а гребни украшались перьями страусов и павлинов. Вид оружия и доспехов зависел от того, к какому виду принадлежал гладиатор.

Виды гладиаторов

В Древнем Риме существовало четыре основных вида гладиаторов:

  • вид Самнит , был назван в честь великих воинов самнитов, которые воевали за Рим в первые годы империи. Интересно, что римляне употребляли слова «гладиатор» и «самнит» как синонимы. Одним из лучших вооружений самнита были меч или копье, большой квадратный щит и защитные доспехи на правой руке и левой ноге;
  • Фракийский гладиатор (Фракиец) имел короткий изогнутый меч (сика) и очень маленький квадратный или круглый щит (парма), который подставлялся для отклонения ударов противника;
  • гладиатор Мурмиллон , также известный как «Fishman», был снаряжен в образе рыбы - на шлеме устанавливался гребень. Как и у Самнита у него был короткий меч и щит, но из доспехов были только накладки на руке и ноге;
  • у гладиатора Ретиарий не было ни шлема, ни доспехов, кроме мягких плечевых накладок. В качестве оружия у него была сеть и трезубец. Он пытался запутать своего противника сетью, а потом наносил удар своим трезубцем.

Гладиаторы сражались в определенных комбинациях. Как правило, для контраста подбирали пары, которые состояли из медленного и хорошо защищенного тяжелыми доспехами гладиатора (Мурмиллон) против быстрого и менее защищенного гладиатора (Ретиарий).

Были известны и другие менее распространенные виды гладиаторов с разными комбинациями оружия и доспехов, названия которых менялись с течением времени. Например, «Самнит» и «Галл» стал политически не корректным, когда эти страны стали союзниками. Другие виды гладиаторов включали лучников, боксеров и Бестиарий (вооружённые дротиком или кинжалом), которые сражались с дикими животными.

Тех, кому не хватало храбрости в поединке, заставляли сражаться, используя кожаные кнуты и раскаленные металлические прутья. Однако, под возмущенный рев толпы (от 40 тыс. зрителей) и безжалостной атаки своего противника, многие боролись до конца. Были случаи и отказа от борьбы. Одним из наиболее известных случаев был гладиаторский поединок, организованный Квинтом Аврелием Симмахом в 401 году н. э., когда германские заключенные, которые должны были драться на играх, вместо этого они повесились в своих камерах, тем самым, оставив римское население без зрелища.

Если проигравший гладиатор не был убит на месте, то он обращался за помилованием, опуская оружие и щит и поднимая палец. Противник мог проявить снисхождение, хотя тогда существовал риск повторной встречи на арене, но это считалось хорошей профессиональной практикой. Если на боях присутствовал император, тогда решение принимал он, хотя толпа пыталась влиять на его суждения, размахивая тряпками и жестами рук, - поднимали палец вверх и кричали «mitte!», что означало «дай ему уйти»; большой палец вниз и кричали «iugula!», что означало «казнить его».

Победители поединков, особенно многократные, становились любимцами толпы и в честь них создавались изображения на римских зданиях, а также они были популярны среди женской половины населения Древнего Рима.

Граффити Помпеи дают уникальную возможность узнать о том, на сколько гладиаторы были признаны общественностью. На них изображены гладиаторы и количество их побед, например Северу 55. Однако, среднее число побед было значительно ниже. Иногда проводились бои, когда победители одного боя сражались с победителями других, до тех пор, пока не оставался в живых только один. Победителей награждали материальными призами, которые включали престижную пальмовую ветвь победы и серебряное блюдо с деньгами. После многолетних побед гладиатору даровали свободу.

Пожалуй, одним из самых знаменитых гладиаторов был Спартак, который возглавил восстание гладиаторов и рабов в 73 году до н. э.