Как проводятся олимпиады в школах. Карьерные перспективы победителей олимпиад

1. Общие положения

1.1. Данное Положение разработано на основе Положения о Всероссийской олимпиаде школьников (приложение к приказу Министерства образования РФ от 30.10.2003 № 4072).

1.2. Предметные олимпиады проводятся с целью выявления одаренных и талантливых детей, развития познавательных интересов обучающихся.

1.3. Школьная олимпиада является первым этапом Всероссийской олимпиады школьников и проводится общеобразовательным учреждением. Количество и состав участников определяются самостоятельно, при этом в олимпиаде могут принимать участие по желанию обучающиеся с 3-го по 11-й класс на втором году изучения учебного предмета. Срок проведения определяется приказом муниципального органа управления образованием. Функции оргкомитета и жюри 1-го этапа предметной олимпиады совмещены и распределяются между учителями-предметниками.

1.4. Школьная предметная олимпиада — итог работы педагогического коллектива с одаренными обучающимися не только в ходе учебных занятий, но и внеурочной деятельности (кружках, секциях, студиях и т. д.), развития у обучающихся творческого отношения к изучаемому предмету вне рамок образовательной программы, проявления склонности к самостоятельному поиску дополнительной информации в работе со справочной, научно-популярной литературой и в Интернете.

1.5. Школьные олимпиады могут проводиться по всем предметам, изучаемым в общеобразовательном учреждении.

1.6. Финансовое обеспечение 1-го этапа олимпиады осуществляется за счет общеобразовательного учреждения (попечительского совета, родительского комитета, бюджетных или внебюджетных средств).

2. Задачи олимпиады

2.1. Пропаганда научных знаний и развития у школьников интереса к творческой деятельности. Создание условий для реализации способностей, склонностей, интересов обучающихся, ранней профилизации в рамках реализации Программы работы с одаренными обучающимися.

2.2. Привлечение обучающихся к научно-практической деятельности.

2.3. Выявление наиболее способных обучающихся для участия в городских (районных) предметных олимпиадах.

3. Организация и порядок проведения олимпиады

3.1. Для организации и проведения школьных олимпиад в общеобразовательном учреждении создается оргкомитет. Состав оргкомитета и членов жюри утверждается приказом по школе (лицею, гимназии).

3.2. Ответственным за проведение школьной предметной олимпиады является председатель методического совета учителей общеобразовательного учреждения (руководитель научно-методической кафедры, заместитель директора школы по научно-методической работе).

3.4. При невозможности разработать задание в школе можно запросить тексты теоретических и экспериментальных заданий для 1 -го этапа у методистов муниципального методического центра (методического кабинета муниципального органа управления образованием).

3.5. Задания для олимпиад и их решения (ответы) хранятся в специальных пакетах у ответственного за организацию и проведение школьных олимпиад или у директора школы (лицея, гимназии).

3.6. Предметные олимпиады проводятся на заседании кружка или во внеучебное время с приглашениями особо успевающих обучающихся и остальных желающих каждой параллели в специально отведенное время в учебные дни по согласованию с руководством общеобразовательного учреждения.

3.7. Олимпиада проводится для всех параллелей классов в один или несколько дней по утвержденному графику.

3.8. Олимпиаду каждой параллели классов проводят не менее двух учителей данного учебного предмета; на олимпиаде может присутствовать представитель руководства или председатель методического объединения учителей - предметников.

3.9. Со сроками и порядком проведения школьной олимпиады обучающиеся должны быть ознакомлены не менее чем за 10 дней до ее проведения.

3.10. Олимпиадные работы проверяются учителями- предметниками в присутствии ответственного за организацию и проведение школьных олимпиад. Каждое задание оценивается отдельно.

3.11. Результаты объявляются всем участникам олимпиады не позднее чем через два дня после ее проведения.

3.12. Призерами считаются обучающиеся, занявшие I, II, III места по каждой параллели, получившие наибольшее количество баллов за всю работу. При этом могут быть указаны участники, набравшие наибольшее количество баллов по сложному заданию, даже если они не имели возможности приступить к выполнению более легких заданий.

3.13. Решение конфликтных ситуаций или апелляций по итогам школьной олимпиады рассматривает оргкомитет школьной олимпиады в течение дня после объявления результатов.

3.14. Информация о призерах 1-го этапа предметной олимпиады доводится до всего коллектива школы с помощью информационных бюллетеней, школьного радио.

3.15. Призеры школьного этапа предметных олимпиад могут быть награждены школьными грамотами или подарками и направляются для участия в следующем этапе в соответствии с положением о городской (районной) олимпиаде по каждому предмету.

4. Права участников олимпиады

4.1. Организаторы олимпиады и учителя-предметники могут быть поощрены руководством общеобразовательного учреждения.

4.2. Обучающиеся, пожелавшие принять участие в 1-м этапе олимпиады, но по уважительной причине (болезни и т. д.) не сумевшие участвовать, могут получить специальное индивидуальное задание.

4.3. Каждый участник школьной олимпиады может ознакомиться со своей работой после объявления результатов и получить все необходимые пояснения от учителя- предметника во время последующих кружковых занятий, или задания олимпиады с полным ответом помещаются в информационном бюллетене.

5. Ответственность участников олимпиады

5.1. Члены оргкомитета олимпиады и учителя-предметники несут ответственность за неподготовку текстов олимпиады, срыв сроков, за сохранение конфиденциальности текстов олимпиадных заданий.

5.2. Участники олимпиады во время практической работы должны беспрекословно выполнять все требования членов жюри и оргкомитета, не пользоваться подсказками, не мешать остальным участникам в выполнении практических заданий.

5.3. Приказом по общеобразовательному учреждению подводятся итоги 1-го этапа олимпиады и определяется состав участников 2-го этапа предметной олимпиады по каждому классу.

6. Делопроизводство

6.1. Отчет о проведении олимпиады составляется ответственными лицами и передается заместителю по учебно- воспитательной работе (директору учебного заведения).

Участие в олимпиаде, на сегодняшний день, дает гораздо больше преимуществ, чем 20 лет назад. Если раньше талантливые дети отстаивали честь школы, то сегодня, выиграв олимпиаду, можно облегчить себе поступление в престижный вуз.

История

Всем людям свойственно соперничество, поэтому многим важно признание не только ближайшего окружения, но и конкурентов. Для того чтобы выяснить, кто же самый умный еще в эпоху Ренессанса организовывались всевозможные интеллектуальные соревнования. Основным предметом, где взрослые профессионалы соревновались за звание самого умного, была математика.

Официально самой первой олимпиадой, считается олимпиада, по математике, проведенная в 1934 году Ленинградским университетом. Именно она положила начало олимпийскому движению на территории бывшего Союза. Спустя всего год, уже в 1935 году математическая олимпиада приобрела большое число участников, где наравне со студентами, пробовали свои силы 122 школьника.

Затем к олимпиадному движению подключились и такие предметы как физика в 1938 году и химия в 1939 году. Эти олимпиады проводились уже на школьном уровне и были предназначены для выявления одаренных детей. Олимпиадное движение разрасталось с каждым годом все больше и больше, и в 1960 году была проведена самая большая математическая олимпиада, а в 1964 году был официально подписан приказ об утверждении государственной системы предметных олимпиад школьников.

Это давало право любому школьному предмету на участие в олимпиаде, то есть уже после 1965 года стали появляться олимпиады по информатике, географии, биологии и литературе. Все олимпиады проходили в несколько уровней, сначала были городские олимпиады, затем республиканские и самый высокий уровень международные (Всесоюзные).

Современное олимпиадное движение в России

После распада Советского Союза исчезли Всесоюзные олимпиады, и появилось два основных направления, Всероссийская олимпиада, которую проводят сами школы под патронажем Минобрнауки и олимпиада школьников под эгидой Российского союза ректоров. Эти две олимпиады не зависят друг от друга, но согласно приказу Минобрнауки в 2007 году проводятся по одним и тем же стандартам и требованиям.

Всероссийская олимпиада проводиться по определенному перечню предметов, на сегодняшний день их более 20, и в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный.

Школьный этап проводится в основном между учениками 5 – 11 классов, в период с середины октября до конца ноября. Затем школьники ставшие призерами на данном этапе допускаются до участия в следующем.

Муниципальный этап или как еще называют городская олимпиада, организовывается местной властью и проводится между учениками 7 – 11 классов, в период с середины ноября до конца декабря месяца. Затем представители только старших классов, ставшие призерами в городской олимпиаде могут претендовать на участие в следующем этапе.

Региональный этап допускает к участию только учеников 9 – 11 классов, проводится в период со второй половины января по февраль. Призеры данного этапа автоматически включаются в заключительный этап, который проводится со второй половины марта по апрель.

Олимпиады школьников, под эгидой Российского союза ректоров не имеют единой системы, все они проводятся каждым вузом отдельно и те бонусы, которые дает участие и призовое место в данной олимпиаде, так же индивидуально.

Льготы

Призовые места во Всероссийской олимпиаде обеспечивают существенные льготы при поступлении и дальнейшем обучении в вузах. Участие в альтернативной олимпиаде дает большой шанс быть зачисленным в определенный вуз автоматически или так же предоставляет существенные льготы при поступлении.

По статистике из 23 тысяч дипломантов 2012 года, воспользовались своими льготами всего 14 тысяч, а 8114 были зачислены в вузы автоматически, без вступительных экзаменов.

На сегодняшний день, конкурсы и олимпиады проводятся в элитных детских садах, развивающих центрах и колледжах, даже среди детей младшего школьного возраста. Отношение к ним, как среди родителей, так и среди педагогов неоднозначное, участие проходит полностью на добровольной основе и может дать только льготы при поступлении в школьное учебное заведение, хотя показатели данных конкурсов не берутся за основу.

Всероссийские и вузовские олимпиады являются бесплатными. Первые финансируются из бюджета, вторые существуют за счет спонсорских выплат. Если олимпиада организовывается не вузом и не школой, тогда обязательно нужно уточнять платным является участие в данной олимпиаде или нет.

Подготовка

Для подготовки к определенной олимпиаде, чаще всего, используются прошлогодние задания, которые либо издаются в печатном виде, либо размещаются на специальных сайтах. Задания идут вместе с ответами и разными вариантами решения задач. Все большей популярностью начинают пользоваться он-лайновые игры-тренинги и специальные тренажёры для подготовки участников.

Достаточно просто зарегистрироваться на выбранном сайте и получить доступ ко всевозможным функциям, которые предоставляет данный сайт, так же популярны форумы, где все участники могут задавать вопросы и получать нужную информацию в режиме онлайн. Очень многие популярные вузы разработали свои официальные сайты, которые занимаются предварительным отбором участников и индивидуальной подготовкой к участию в олимпиаде.

Именно на таком сайте можно узнать место и время проведения олимпиады, условия и критерии отбора. Так же можно дистанционно пройти начальный отборочный тур, а вот на заключительный этап требуется обязательное присутствие участника. По желанию самого человека он имеет право принять участие в нескольких олимпиадах одновременно. Такой случай имел место быть в 2010 году, когда школьница Анна Андреева стала абсолютной рекордсменкой, приняв участие в 13 олимпиадах и победив в них.

Плюсы участия в олимпиаде

Поступление в вуз. Гораздо легче убедить ребенка в том, зачем ему нужно хорошо учиться, продемонстрировав конечный результат. Допустим, если ты будешь хорошо учиться, станешь директором, а если плохо дворником. Данный пример показывает ребенку наглядно, к чему ему нужно стремиться, мотивирует его и делает обучение более целесообразно.

Так дело обстоит и с олимпиадой, если ребенок еще в средних классах поймет, для чего ему нужно участвовать в олимпиадах и конкурсах, то определенная цель будет являться мотиватором к действию или обучению. Очень важно чтобы родители и учителя раскрыли для ребенка все преимущества участия в олимпиадах.

Ведь начиная принимать участие с пятого или седьмого класса, ребенок набирается определенного опыта, тем проще, легче и увереннее будет его участие в старших классах, где на кону будет уже стоять поступление в престижный вуз.

Душевное равновесие. Не секрет, что выпускники старших классов практически полгода находятся в паническом состоянии страха. Сначала они переживают о том, как сдадут выпускные экзамены, затем продолжают находиться в состоянии неизвестности при поступлении в вуз. Очень многие поддаются панике и не понимают, что они будут делать, если не поступят, кто-то будет вынужден идти в армию, кто-то работать.

Весь этот стресс очень неблагоприятно отражается на общем эмоциональном состоянии ребят и не дает сосредоточиться и показать все свои знания во время сдачи вступительных экзаменов. Куда в более спокойном состоянии находится человек выигравший олимпиаду, он уже точно знает, что зачислен в определенный вуз или имеет льготы при поступлении.

Можно спокойно отдохнуть за летний период и набраться сил для нового учебного года, ведь принимая участие в олимпиаде, ученик не просто показал себя, как умного абитуриента, а оградил от большого числа конкурентов. Идти к своей цели пошагово, гораздо легче, чем все оставить на последний момент и довериться, в некоторой степени, воле случая. Все вузы заинтересованы в талантливых и инициативных студентах, поэтому участие в олимпиаде поощряется даже участникам, занявшим второе и третье место.

Расширение кругозора. Цель обеспечить себе льготное поступление в престижный вуз, появляется уже в старших классах, а вот что может дать участие в олимпиаде ребенку средних классов? Олимпиада в школе, повышает самооценку и уверенность в себе и своих силах, прежде всего. Дает ученику возможность, получить наиболее полные знания в той области, которая ему очень интересна.

Ученик, который попадает уже на городскую олимпиаду, имеет возможность познакомиться с единомышленниками, создать свой круг общения, состоящий из людей которые понимают друг друга, живут одними взглядами на жизнь, одними интересами. Если ребенок пошел еще дальше, то перед ним появляется еще одна возможность, это путешествия в другие города. Выиграв городскую олимпиаду, есть очень хороший шанс поехать в другой город на следующий этап.

Таким образом, можно расширить свой кругозор в разных направлениях. В основном первыми кто поддерживает интерес ребенка к определенному предмету, является непосредственно преподаватель, далее его родители, которые так же прилагают усилия к тому, чтобы ребенок прошел все этапы олимпиады, обеспечивают материальную сторону этого вопроса (переезд, проживание и питание). Поддержка и вера в силы своего ребенка и ученика тоже играют очень большую роль в победе.

Любые конкурсы или школьные олимпиады – это, прежде всего, способ самовыражения и самореализации для ребенка. Поэтому если ребенок проявляет интерес к интеллектуальным соревнованиям, его обязательно нужно в этом поддержать. Ребенку важно почувствовать не только дух соперничества, но и принять себя как часть интеллектуального сообщества, сравнив свои успехи с успехами сверстников.

Если ребенок проявляет интерес самостоятельно – его нужно обязательно поддержать, если ребенок не хочет участвовать, принуждать его к этому категорически не рекомендуется. Возможно, внутренние барьеры и страхи не дают ему этого сделать, здесь важно найти их и преодолеть совместными усилиями.

Допустим, ребенок боится стать «белой вороной» в своем классе или ему мешает внутренний страх перед публичными выступлениями. Если у ребенка есть интерес, но он по каким-то причинам боится его проявить, то лучше всего начать с малого, записаться в кружок, познакомиться со сверстниками, у которых такие же интересы, постепенно дух соперничества разовьется и ребенок станет намного смелее.

Интеллектуальная перегрузка может проявиться в нервных срывах или физических проявлениях таких как: бессонница, боли в желудке или наоборот сонливость, апатия и хроническая усталость. Важно не доводить ребенка до такого состояния и строго следить за чередованием умственной деятельности с физической активностью. Порою дети сами не могут остановиться, и все свое время сидят за книгами или компьютером.

Но родители должны донести до ребенка, что от физического здоровья так же зависит умственная работоспособность. И что каждый человек должен развиваться гармонично. У ребенка должен быть режим дня, куда в обязательном порядке должно входить время, проведенное на свежем воздухе, время для игр, время для занятий и время для компьютера. Если разграничить эти составляющие четким временем, то ни зависимость от компьютера, ни переутомление в будущем ребенку грозить не будет.

Если родители хотят чтобы ребенок был интеллектуально развит, начинать этот процесс нужно еще с младшего возраста. Нужно проводить с ребенком много времени, читая, играя и объясняя все, к чему проявляется интерес чада. Все основы закладываются внутри семьи, поэтому ребенок является зеркальным отражением всего того что он получил от родителей. Если родители чем-то недовольны, возможно, есть смысл пересмотреть собственную линию поведения прежде, чем искать виновных в школе или окружении.

Участие в олимпиадах придает ребенку уверенности в себе, дает возможность для самовыражения, делает его более инициативным и ответственным, а это очень хорошие качества для будущих руководителей.

Конкурсы и олимпиады - это отличная возможность проявить свои способности, повысить уверенность в себе, воспитать лидерские качества. Как правило, основная часть подобных мероприятий проводится в старшей школе. Но теперь даже учащиеся младших классов имеют шанс попробовать свои силы в любимом предмете. Специально для этого существуют олимпиады для начальной школы.

Зачем нужно ребенку участие в олимпиадах?

Школьники очень любят соревноваться друг с другом в различных сферах жизни, в том числе и в учебе. Реализовать эту потребность они могут при условии активного участия в общественной жизни, можно проявить себя в различных конкурсах. Это позволяет стимулировать формирование индивидуальности ученика.

Участие в подобных конкурсах может выступить очень важным стимулом познавательной активности. Вполне возможно, что ребенок с удовольствием будет получать новые знания для того, чтобы занимать призовые места в рамках олимпиады для начальной школы. В таких случаях он станет более усидчивым, сможет во внеурочное время заниматься учебной деятельностью, посещать дополнительные занятия, факультативы.

Кроме того, ребенок станет более активным. Чаще всего дети, которые постоянно участвуют в олимпиадах и конкурсах, проявляют активность и в других сферах жизни. Они занимаются спортом, ведут общественную деятельность, занимают руководящие должности в активе класса.

Проведение конкурсов позволяет выявить действительно талантливых детишек, способности которых в последующем необходимо развивать. Чем раньше это сделать, тем лучше. Поэтому и нужны конкурсы и олимпиада для начальной школы.

Какие бывают конкурсы и олимпиады для учеников младших классов?

Подобные мероприятия могут проводиться на разных уровнях. Прежде всего, они могут быть организованы учителем или школой. Таких программ великое множество. Они могут касаться разных сторон жизни учеников. Это не обязательно должна быть может быть и возможность проявить себя с творческой стороны.

Также проводятся всероссийские олимпиады для начальной школы. Это возможность продемонстрировать свои достижения в масштабах всей страны, сравнить свои успехи с возможностями учеников из других регионов государства. Такие мероприятия проводятся в несколько этапов. Прежде всего, ученики могут сражаться со своими одноклассниками. Затем им дается возможность проявить себя на городском уровне, потом - на областном этапе. И лишь самые лучшие ребята имеют возможность соревноваться с другими школьниками из разных уголков Российской Федерации.

Среди современных форм проведения конкурсов все чаще проводятся дистанционные олимпиады для начальной школы. Такое мероприятие позволяет проверять знания учащихся с минимальными финансовыми затратами.

Как проводятся олимпиады в начальных классах?

Мотивация ребят — основа любого конкурса. Необходимо подчеркнуть, что к участию будут допущены лишь самые лучшие. Такой понравится детям. Они будут очень стараться, чтобы соответствовать этим словам. Кстати, важно допускать как можно больше детей к участию в олимпиаде. Вполне возможно, что у них откроются невиданные таланты, которые учитель в свое время оставил без внимания.

Далее, проведение олимпиад в начальной школе включает в себя раздачу заданий. Они обязательно должны быть запакованы в конверт и открыты при учениках. При этом можно создать интригу. Кроме того, школьникам необходимо быть убежденными в том, что никто до них не видел задания. Открывать конверт следует при участии кого-нибудь из ребят для большей прозрачности всего дела. Желательно, выбрать того школьника, который имеет хорошую успеваемость или уже побеждал в каких-либо олимпиадах. Именно ему должна достаться данная почетная миссия.

Требования, выдвигаемые к учителям, которые проводят олимпиады

Учителю важно быть максимально строгим, особенно если речь идет о конкурсах в начальной школе. Дети должны понимать всю серьезность происходящего. Иначе в будущем им будет сложнее принимать участие в мероприятиях, где невозможно списывание или подсказки со стороны. Конкурс должен длиться на протяжении строго определенного времени. Нельзя давать малышам ни минуты больше на написание работы, чтобы они не расслаблялись.

Как правило, подобное мероприятие занимает не более часа, ведь маленьким детям еще очень сложно концентрировать свое внимание. Поэтому олимпиада не может длиться дольше этого времени.

Особенности проверки конкурсных работ

После окончания олимпиады для детей начальной школыможно переходить к проверке написанных детьми заданий. Очень важно подходить к их анализу объективно, ведь каждая работа должна быть оценена по достоинству. Результаты проведенного конкурса следует огласить всем ученикам. В идеале лучших можно наградить какими-нибудь мелкими подарочками, например, набором ручек или красивыми тетрадками. Дети должны четко знать свои баллы, полученные за выполнение заданий олимпиады для начальной школы. Их нельзя ограничивать в возможности посмотреть свои работы, чтобы выявить пробелы в знаниях либо оспорить результат.

Особенности всероссийских предметных олимпиад

Стоит отметить, что всероссийские предметные олимпиады для начальной школы - это самый престижный вид конкурсов из всех, которые доступны не только в младших, но и в старших классах. Они позволяют определить самых лучших учеников в различных Дети имеют возможность посоревноваться в знаниях по русскому языку и литературе, математике, природоведению, трудовому обучению, физкультуре и другим предметам, благодаря которым ученики делают первые шаги в освоении окружающего мира.

Преимущества всероссийских предметных олимпиад

Победители подобных мероприятий имеют возможность соревноваться с другими детьми такого же возраста со всей России. Таким образом, олимпиады для начальной школы дают возможность не только проявить свои знания, но и познакомиться с другими ребятами, которые также заинтересованы в изучении того или иного предмета. Порой такие связи через несколько десятков лет выливаются в успешные научные сообщества.

Специфика дистанционных конкурсов

Компьютерные технологии все активнее вливаются в нашу жизнь. Они используются в различных сферах человеческой жизни, в том числе при проведении конкурсов и других подобных мероприятий. Это очень удобно, ведь не нужно привозить ребят в определенный город, где проходит финальный этап, срывать родителей или учителей. Ведь школьники еще не в том возрасте, чтобы добираться самостоятельно в другой населенный пункт. Кроме того, такие поездки требуют немалых финансовых затрат.

Хорошо, если школа согласится компенсировать деньги на дорогу, иначе все расходы лягут на плечи родителей талантливого ученика. Таким образом, конкурсы, олимпиады для начальной школы в дистанционном режиме позволяют существенно сэкономить время и деньги.

Как поучаствовать в дистанционной олимпиаде?

Для того чтобы поучаствовать в подобном мероприятии нужно ознакомиться с информацией на специализированном сайте, подать заявку на участие в конкурсе и плодотворно готовиться. Затем в нужное время нужно зайти на сайт, авторизоваться и перейти к выполнению заданий. Выполнить их нужно в строго отведенное время, после этого они просто будут недоступны. Время на работу рассчитано таким образом, что у ребенка не будет возможности гулять по Интернету или пользоваться другими справочными материалами. Если он будет этим заниматься, то не успеет выполнить все задания. На следующий день после проведения конкурса можно будет узнать свои результаты на сайте.

Участие в дистанционных конкурсах - это потрясающая возможность попробовать свои силы в той или иной предметной области. Для этого достаточно лишь иметь доступ в Интернет.

Стоит ли принимать участие в олимпиадах и конкурсах?

Ученикам начальной школы очень важно делать свои первые шаги к науке путем участия в подобного рода мероприятиях. Родителям ни в коем случае нельзя отговаривать своих детей и тем более запрещать. Некоторые взрослые не понимают этого и внушают детям, что такие нагрузки никак не пригодятся в жизни, что это просто пустая трата времени и сил. На самом деле это совершенно не так. Родители будут приятно удивлены тем, каким собранным, целеустремленным, уверенным в себе станет их ребенок после участия в различных конкурсах и олимпиадах.

Чем раньше ученик начнет заниматься активной деятельностью, тем больше шансов, что он сможет легко приспособиться к условиям жизни, отыскать свое призвание. Часто во время подготовки к конкурсам дети могут открыть в себе новые таланты, которыми они до этого момента не пользовались. Поэтому не стоит упускать возможность принять участие в подобном мероприятии.

Всероссийская олимпиада школьников – самая известная олимпиада в стране. Ее проведение даже прописано в Законе об образовании. В ней принимает участие множество школьников, при этом часто они даже не осознают, что участвуют именно во Всероссийской олимпиаде, не понимают, по каким правилам она проходит. Мы описали ключевые моменты, которые позволят если не разобраться досконально, то хотя бы получить общее представление о том, что же такое Всероссийская олимпиада школьников и чего можно от нее ожидать.

1. По каким предметам проводится олимпиада

Она проводится по 24 предметам. При этом олимпиады проходят, в том числе, и по некоторым дисциплинам, не входящим в программу: например, по астрономии, экономике, всевозможным иностранным языкам. Так что всегда есть возможность найти себе олимпиаду по душе.

2. Как устроена олимпиада

Олимпиада Всероссийская олимпиада школьников В марте-апреле проходит заключительный этап

Интеллектуальный чемпионат России для всех желающих. Проводится по 24 предметам в четыре этапа для 4-11 классов

Математика Информатика и еще 22 предмета

В олимпиаде четыре этапа и все они проходят очно. Первый этап обычно проводится в школе своими же учителями. Второй этап – муниципальный, в нем соревнуются между собой школьники всего района. На третий уже собираются лучшие школьники региона. А четвертый, заключительный этап – это финал олимпиады, на каждый предмет приезжают 200-300 сильнейших олимпиадников со всей страны.

Чаще всего туры олимпиад письменные, но чем «старше» этап, тем больше появляется новых форматов по разным дисциплинам. Например, по химии, физике и биологии – экспериментальные туры, по языкам – устные, по географии – полевой тур и так далее.

3. Как попадают из одного этапа в другой?

В первом этапе могут участвовать все желающие. На муниципальный приглашают тех, кто хорошо выступил на школьном, и тех, кто выиграл муниципальный этап в прошлом году. Аналогично на региональном и заключительном этапах.

При этом «хорошо выступил» – это не обязательно то же самое, что «стал победителем или призером». Порог, который нужно преодолеть на каждом из этапов, устанавливает его организатор: на втором этапе это муниципалитет, на третьем – регион, в финале – Минобрнауки.

4. В какие сроки проводится олимпиада?

Школьный этап проходит в начале учебного года (в сентябре-октябре). Конкретные даты олимпиад устанавливает сама школа, так что не пропустите начало! Ведь если вы не выигрывали более старшие этапы в прошлом году, то без школьного этапа вас на них не пустят! Дальше план такой: в ноябре-декабре проходит муниципальный этап, в январе-феврале – региональный, а в марте-апреле – заключительный.

5. С какого возраста можно принимать участие?

Начинать участвовать можно уже с 4-5 класса. При этом для разных этапов возрастные ограничения отличаются. На муниципальном этапе задания предназначены для 7 класса и старше, а начиная с регионального - для 9–11 классов.

6. Как восьмиклассники попадают на финал? Можно ли участвовать за старший класс?

Можно. Только определиться надо сразу. Например, если школьник уже начал участвовать за 8 класс, то на региональный этап его не пустят. А если он с самого начала выполнял задания 9 класса, то может и до финала дойти. Кстати, в истории олимпиады был случай, когда в заключительном этапе участвовал четвероклассник! И он выполнял задания 9 класса, начиная со школьного этапа.

7. Кто придумывает задания?

Тот же, кто определяет критерии отбора на следующий этап. Для школьного этапа задания составляет район, для муниципального – область, а для регионального и заключительного – Минобрнауки. Задания школьного этапа должны быть одинаковые для всего района, задания муниципального – единые для всей области, а задания регионального – одни и те же для всей страны.

8. С чего начать подготовку к участию?

Прежде всего, полезно посмотреть задания школьного этапа прошлых лет: их можно найти на странице нашего специального проекта. Там же есть ссылки на интернет-ресурсы и книги, которые могут пригодиться при подготовке.

9. Победа в финале гарантирует поступление?

В целом, да. Вузы должны принимать победителя без экзаменов, достаточно лишь получить аттестат. Но это верно только для «направления, которое соответствует профилю олимпиады». А какое направление – профильное, решает каждый конкретный вуз самостоятельно. Допустим, с математикой все просто – олимпиада обеспечивает поступление на математические факультеты, но как учитывается ОБЖ, МХК или физкультура? Ответ можно получить только в приемной комиссии интересующего вуза.

При этом засчитывается победа именно в заключительном этапе, предыдущие могут добавить до 10 баллов к портфолио.

10. Если без экзаменов принимают только победителей и призеров заключительного этапа, стоит ли вообще в этом участвовать?

Как минимум стоит попробовать. Хорошо составленный школьный этап замечательно подходит для знакомства с миром олимпиад. А если учитель его еще и качественно проверил и объяснил ошибки, то это принесет реальную пользу и, возможно, откроет предмет с совершенно новой стороны.

МОУ ПОНАЗЫРЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

УТВЕРДИТЬ

Директор школы

«______ » _____________

Приказ № ____________

ПОЛОЖЕНИЕ

О ШКОЛЬНЫХ ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАДАХ

1.1. Предметная олимпиада – это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить не только знания фактического материала, но и умение применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления. Предметные олимпиады проводятся для выявления одаренных и талантливых детей, развития познавательных интересов обучающихся.

1.2. Предметные олимпиады проводятся в несколько туров: школьный, районный, областной

1.3. Школьный тур предметных олимпиад проводится общеобразовательным учреждением. Количество и состав участников определяются самостоятельно. При этом в олимпиаде могут принимать участие по желанию обучающиеся с 5-го по 11-й класс Срок проведения школьного тура – октябрь. Участниками других туров по мере повышения уровня становятся победители (призеры) предыдущих туров.
Функции организационного комитета и жюри первого этапа предметной олимпиады совмещены и распределяются между учителями-предметниками.

1.4. Школьная предметная олимпиада – итог работы педагогического коллектива с одаренными обучающимися не только в ходе учебных занятий, но и во внеурочной деятельности (кружках, секциях и т. д.), показатель развития у обучающихся творческого отношения к предмету вне рамок образовательной программы , возможность проявления склонности к самостоятельному поиску дополнительной информации в справочной и научно-популярной литературе , а также в Интернете.

1.5. Школьные олимпиады могут проводиться по следующим учебным предметам: математика, физика, химия, биология, география, русский язык , литература, иностранный язык (английский и немецкий), история, обществознание, МХК, экология, право, технология, информатика, физическая культура

2. Задачи олимпиады

2.1. Предоставление возможностей всем желающим учащихся проверить свои знания в определенной научной области в условиях соревнования.

2.2. Создание условий для реализации способностей, интересов обучающихся, профилизации в рамках выполнения программы работы с одаренными обучающимися.

2.3. Привлечение обучающихся к научно-практической деятельности .

2.4. Выявление наиболее способных обучающихся к участию во втором этапе предметных олимпиад.

3. Организация и порядок проведения олимпиады

3.1. Ответственный за проведение школьной предметной олимпиады – заместитель директора по УВР

3.3. Предметные олимпиады проводятся по ступеням в назначенное время в учебные дни и по согласованию с руководством общеобразовательного учреждения.

3.4. Олимпиада проводится для всех классов в один день или по утвержденному графику.

3.5. Олимпиаду проводят один или несколько учителей.

3.6. На олимпиаде может присутствовать представитель руководства или представитель методического объединения.

3.7. Со сроками и порядком проведения школьной олимпиады обучающиеся должны быть ознакомлены не менее чем за 10 дней до ее проведения.

3.8. Письменные олимпиадные работы проверяются учителями-предметниками. Каждое задание оценивается отдельно.

3.9. Результаты проведенной олимпиады объявляются всем участникам не позднее чем через два дня после ее проведения.

3.10.Призерами считаются обучающиеся, занявшие первое, второе и третье места по каждой параллели и получившие наибольшее количество баллов за всю работу. При этом могут быть указаны участники, набравшие наибольшее количество баллов по самому сложному заданию.

3.11. Информация о призерах первого этапа предметной олимпиады доводится до всего коллектива и учащихся школы.

3.12. Призеры школьного тура предметных олимпиад могут быть награждены школьными грамотами или подарками, а также направляются для участия в следующем этапе согласно Положению о районной олимпиаде по каждому предмету.

3.13 Продолжительность школьной олимпиады должна быть не менее двух часов, но не более четырех..
3.14 Олимпиадные задания должны быть оформлены на листке со штампом школы.
3.15 Участник олимпиады должен сидеть за отдельной партой.
3.16 Во время олимпиад участникам запрещается:

    совещаться между собой; пользоваться дополнительной литературой, в которой находятся ответы на задания олимпиады; пользоваться мобильными телефонами и другой связью; списывать у других участников ответы на вопросы олимпиады; мешать другим участникам; конфликтовать с членами жюри.

4. Права участников олимпиады

4.1. Организаторы олимпиады и участвующие в ней учителя-предметники могут быть поощрены руководством общеобразовательного учреждения предоставлением отгулов, выплатой премий

4.2. Обучающиеся, которые желали принять участие в первом этапе олимпиады, но не смогли по болезни или какой-либо другой уважительной причине, вправе получить специальное индивидуальное задание или быть приглашенными на второй этап олимпиады.

4.3. Каждый участник школьной олимпиады может ознакомиться со своей работой после объявления результатов и получить все необходимые пояснения от учителя-предметника во время последующих кружковых занятий или в информационном бюллетене , публикующем задания олимпиады с полными ответами. Учащиеся, занявшие призовые места в олимпиадах, поощряются дипломами 1, 2 и 3 степени.

4.4 Учащийся имеет право на оспаривание результатов олимпиады в следующих случаях:

    если были нарушены правила проведения олимпиады, и это повлияло на результат выступления учащегося на олимпиаде; если олимпиада была неправильно оценена членами жюри.

4.5 Для пересмотра результатов олимпиады учащийся должен написать заявление председателю оргкомитета в следующей форме:

Председателю школьного оргкомитета
от учащегося ___класса МОУ Поназыревской СОШ

ФИО

Заявление.

Прошу Вас пересмотреть результат моего участия в олимпиаде по______________, в связи с тем, что____________________________________________________________________________________.

Дата.
Подпись.

4.6 Аппеляция проводится в течение суток после предварительного подведения итогов олимпиады. После аппеляции подводятся окончательные итоги проведения олимпиады по предмету

5. Ответственность участников олимпиады

5.1. Организаторы олимпиады и учителя-предметники несут ответственность за подготовку текстов олимпиады

5.2. Приказом по общеобразовательному учреждению подводятся итоги олимпиады и определяется состав участников для участия в районных олимпиадах по каждому классу. Также в этом документе назначается сопровождающий сборную команду, на которого возлагается ответственность за жизнь и здоровье участников команды.

6. Делопроизводство олимпиады

6.1. Отчет о проведении школьной олимпиады составляется заместителем директора по УВР

6.2. Указанный отчет и список призеров с первого по третье место предоставляется заместителем директора по УВР в районный отдел образования

Учащиеся, занявшие призовые места в олимпиадах, поощряются дипломами 1, 2 и 3 степени.