Гимнастика в начальной школе упражнения. Комплексы гимнастических упражнений для начальной школы с оздоровительной направленностью

ББК 74.267.5я721 ПЗО

Рецензенты:

кафедра гимнастики Московской государственной

академии физической культуры

(зав. кафедрой канд. пед. наук, проф. Е. Е. Биндусов),

д-р пед. наук, проф., засл. тренер Российской Федерации,

акад. МАИ Н. Г. Сучилин

ПРЕДИСЛОВИЕ

Петров П. К.

ПЗО Методика преподавания гимнастики в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 448 с.

ISBN 5-691-00412-3.

В учебнике отражены основные вопросы теории и методики преподавания гимнастики в общеобразовательной школе. Большое внимание уделяется структуре урока, педагогическому контролю за успеваемостью учащихся, вопросам планирования учебной ра­боты по разделу гимнастики комплексной программы физическо­го воспитания учащихся 1-11 классов.

Адресован студентам высших учебных заведений. Будет полезен учащимся педагогических училищ и колледжей, учителям и методистам.

ББК 74.267.5я721

© Петров П.К., 1999

© «Гуманитарный издательский

центр ВЛАДОС», 1999 © Серийное оформление.

Художник Токарев Ю.В., 1999

ISBN 5-691-00412-3

Гимнастика с методикой преподавания - одна из основных дисциплин учебного плана факультетов физической культуры. Важное место в этом курсе отводится методике подготовки и проведения уроков по основной гимнастике в школе. Основная гимнастика является базовой частью комплексной программы физического воспитания учащихся общеобразовательной шко­лы и государственного стандарта.

Средства гимнастики, безусловно, являются наиболее эффек­тивными в физическом воспитании детей, подростков, оказыва­ют значительное влияние на их здоровье, развитие физических качеств. В последние годы гимнастика обогатилась новыми не­традиционными видами, такими как ритмическая гимнастика, атлетическая гимнастика, стретчинг, шейпинг, ушу, хатха-йога и т. д. Возросли требования к основам знаний учащихся, к ис­пользованию на уроках современных средств и методов обучения.

Урок физической культуры с гимнастической направленно­стью как основная форма занятий считается одним из ведущих критериев, отражающих уровень профессионально-педагогиче­ской подготовленности специалистов физического воспитания для средних общеобразовательных школ. Однако, как показы­вает анализ научно-методической литературы, учебников, в ко­торых более детально и систематизировано раскрывались бы технология планирования учебного материала, обучения и при­менения на уроках и при самостоятельных занятиях традици­онных и нетрадиционных видов упражнений, использование со­временных методов и средств, на сегодняшний день практиче­ски не имеется.

Поэтому учебник, подготовленный П. К. Петровым, в опреде­ленной степени восполняет этот пробел. В книге на достаточно высоком методическом и профессиональном уровне излагается методика обучения и проведения базовых упражнений школь­ной программы (висы и упоры, акробатические упражнения и прыжки, упражнения в равновесии). Для освоения каждого ба­зового упражнения программы приводятся последовательность обучения, методика страховки и помощи, раскрываются типич­ные ошибки. Все это имеет важное значение, так как наруше­ния в последовательности обучения гимнастическим упражне­ниям, незнание и плохое владение приемами страховки и помо­щи могут привести к травмам. В целях организации самостоя­тельной и индивидуальной работы с учащимися при освоении наиболее сложных упражнений предлагаются обучающие про­граммы, составленные по типу алгоритмических предписаний. Определенный интерес представляют и примерные комбинации для совершенствования освоенных элементов и контрольных уроков.

Большое внимание в учебнике уделено методике обучения и проведения общеразвивающих и нетрадиционных видов упраж­нений. В разделе «Методика организации и проведения контро­ля знаний» автор как один из известных специалистов в облас- „ ти программированного обучения и компьютеризации в учеб­ном процессе рекомендует использовать для этих целей новые информационные технологии. Много внимания уделено методи­ке подготовки, проведения и оценки урока физической культу­ры с гимнастической направленностью с учетом современных требований.

В связи с этим мы надеемся, что учебное пособие окажется хо­рошим подспорьем в профессионально-педагогической подго­товке студентов факультетов физической культуры, работе пре­подавателей и методистов по педагогической практике.

Зав. кафедрой методики физвоспитания

и спортивной тренировки МГАФК,

доктор педагогических наук,

профессор Ю. В. Менхин

Глава 1. Урок гимнастики в школе

1.1. Характерные особенности и задачи урока гимнастики в школе

Урок является основной формой организации занятий по гимнастике в школе. Преимущество урочной формы проведе­ния занятий заключается в том, что руководящая роль здесь принадлежит учителю, который обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса путем плановой работы в соот­ветствии со стабильным расписанием, правильного определе­ния целей и задач каждого занятия, подбора средств для реше­ния поставленных задач, оказания квалифицированной помо­щи учащимся (показ, объяснение упражнений, исправление до­пущенных ошибок, обеспечение страховки), организации зани­мающихся на активное овладение специальными двигательны­ми навыками на фоне повышенного положительного эмоцио­нального состояния школьников.

Урок должен содержать определенные общие задачи, выпол­нение которых обеспечивается всем процессом обучения, и складывается из последовательно решаемых конкретных задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных.

Образовательные задачи заключаются в обучении детей вы­полнению гимнастических упражнений, предусмотренных про­граммой, получении учащимися знаний о гимнастической тер­минологии, самоконтроле при выполнении общеразвивающих упражнений, правилах безопасности, страховки и помощи при выполнении упражнений на гимнастических снарядах. После­довательное выполнение образовательных задач приводит к сис­тематическому, прочному и полному изучению всего учебного материала. Для решения одних образовательных задач необхо­димо относительно длительное время (серия последовательных

с

уроков), а для решения других - достаточно лишь одного уро­ка. Например, научить лазанью по канату в три приема на од­ном уроке довольно сложно. Поэтому такая задача может быть общей для серии уроков. А вот задача научить правильному за­хвату каната ногами может быть решена в течение одного уро­ка. Именно эта задача и должна быть поставлена в таком случае как одна из частных для конкретного урока.

Конкретной является такая образовательная задача, в форму­лировке которой отражен конечный результат данного урока. В связи с этим целесообразно при постановке задач на уроках ис­пользовать следующие глаголы: научить (например, наскоку на мостик при обучении опорным прыжкам или приземлению и т. п.), если обучение упражнению ведется, в течение нескольких уроков, то на первом уроке можно поставить задачу учить, а на последующих - продолжить учить; при условии, когда гимна­стическое упражнение освоено, можно ставить задачу закре­пить или совершенствовать его; в определенных случаях, ко­гда основной задачей является не формирование навыка, а толь­ко ознакомление, - задача урока формулируется глаголом оз­накомить, когда же основная цель урока состоит в определении качества освоенного упражнения или комбинации, то задачу урока можно обозначить словом оценить. Такие конкретные за- „ дачи записываются в конспекте и доводятся до сознания уча­щихся на каждом уроке. Нечеткая, неконкретная постановка образовательных задач приводит к нарушению логики учебно­го процесса, дезориентирует учащихся, снижает их активность.

Параллельно с образовательными учитель ставит и оздорови­тельные задачи, решение которых в последние годы становит­ся одной из основных целей в физическом воспитании детей и подростков. Одной из важнейших оздоровительных задач на за­нятиях гимнастикой является задача по формированию у детей правильной осанки. Немаловажное значение для решения оздо­ровительных задач приобретает соблюдение гигиенических ус­ловий проведения занятий и мер предупреждения травматизма. На достижение этой цели направлены усилия учителя по подбо­ру и дозировке физических упражнений, на обучение правиль­ному дыханию при их выполнении. Значительную помощь учи­телю в этом плане могут оказать включенные в урок элементы из так называемых нетрадиционных видов гимнастики, таких как дыхательная гимнастика, ушу, хатха-йога и др. Решая оз­доровительные задачи, учитель должен обучать учащихся мето­дам самоконтроля и оценки состояния здоровья.

Уроки гимнастики имеют большие возможности для решения

воспитательных задач, таких как дисциплинированность, вни­мательность, аккуратность, коллективизм, настойчивость в преодолении трудностей, эстетика движений и т. д. Оздорови­тельные и воспитательные задачи должны решаться в нераз­рывной связи с образовательными.

Уроки гимнастики в школе в зависимости от педагогических задач могут быть: вводные (в начале прохождения раздела), на которых учитель ставит задачи учебной работы, сообщает тре­бования к учащимся, раскрывает содержание программного ма­териала, может проверить уровень физической подготовленно­сти и качество выполнения основных упражнений за предыду­щий класс; уроки изучения нового материала; уроки повторе­ния, направленные на закрепление и совершенствование ранее освоенных упражнений или комбинаций, они могут предшест­вовать контрольным, комбинированные (смешанные) уроки, со­четающие изучение, повторение и совершенствование ранее ос­военных упражнений (имеют наибольшее распространение в школе).

Контрольные уроки проводятся либо после прохождения час­ти раздела программного материала, либо в конце раздела гим­настики и направлены на выявление успеваемости и подготов­ленности учащихся. На таких уроках оценивается техника вы­полнения гимнастических упражнений или комбинаций. Кон­трольный урок, проводимый в конце раздела гимнастики, же­лательно организовывать в виде соревнований по гимнастике*-

Методика оздоровительных занятий.

комплексы домашних заданий 1-4 классы.

КОМПЛЕКСЫ ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Урок физической культуры по своей актуальности и значимости является, испокон веков, носителем здоровья. Но в настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представление о здоровом ребёнке. Безусловно, подготовка к здоровому образу жизни школьника, с позиции здоровьесбережения, должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого учителя, то есть каждый школьник должен получить за время учёбы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. А инновационная деятельность учителя физической культуры состоит в создании условий для усиления здоровьесберегающего потенциала урока. Наращиванию и эффективной реализации потенциала урока физкультуры способствуют специальные упражнения для формирования осанки, упражнения для коррекции зрения, упражнения для профилактики плоскостопия. Мною разработаны и апробированы комплексы упражнений с предметами и без предмета для профилактики осанки, зрения, для профилактики плоскостопия.

Комплекс № 1. Упражнения с малым мячом

    И. п. – Мяч в левой руке. 1 – 2 – руки через стороны вверх, потянуться и передать мяч в правую руку – вдох. 3 – 4 – опуская руки вниз, - выдох (6 – 7 раз). Мяч передавать над головой или чуть сзади.

    И. п. – стойка ноги врозь, руки в стороны, мяч в левой руке. 1 – поворот в право, руки вперёд, передать мяч в правую руку. 2 – руки в стороны, и. п. (4 – 6 раз в каждую сторону). Руки выпрямлены, пятки от пола не отрывать, ноги прямые.

    И. п. – стойка ноги врозь, мяч в левой руке. 1 – 2 – наклон вправо, передать мяч над головой правую руку – вдох. 3 – 4 опуская руки, и. п. – выдох (3 -4 раза вкаждую сторону). Голову не опускать, грудь подавать вперёд.

    И. п. – руки в стороны, мяч в правой руке. 1 – 2 - глубокий присед, ноги вместе, передать мяч в левую руку у носков ног – выдох. 3 – 4 - выпрямиться, руки в стороны – выдох (5 – 6 раз). Принять точное положение рук.

    И. п. – стойка ноги врозь, мяч вверху. 1 - наклон вперёд, положить мяч на пол – выдох. 2 – выпрямиться, руки вверх - вдох. 3 – наклон вперёд, взять мяч – выдох. 4 – выпрямиться, мяч вверх – вдох (4 – 5 раз). Счёт вести медленно, ноги прямые. Выпрямившись, грудь подать вперёд.

    И. п. – руки на поясе, мяч на полу впереди. 1 – 8 – прыжки по кругу (70 – 80 см) вокруг мяча (по 2 – 3 раза в каждую сторону).

Комплекс № 2. Упражнения с малым мячом.

    И. п. – стойка ноги врозь, мяч в левой руке. 1 – 2 подняться на носки, руки через стороны вверх, потянуться, переложить мяч в правую руку – вдох. 3 – 4 опуская руки – выдох (6 – 8 раз). Мяч передавать над головой, грудь подать вперёд.

    И. п. – стойка ноги врозь, мяч в левой руке.1 – 2 наклон вперёд, мяч передать над головой, в правую руку, смотреть вперёд – выдох. 3 – 4 выпрямиться вдох (5 – 6 раз). Не опускать голову, смотреть вперёд.

    И. п. – руки вверх, мяч в левой руке. 1 – глубокий присед, положить мяч у носков ног – выдох. 2 – встать, руки вверх – вдох. 3 – присесть, взять мяч правой рукой – выдох. 4 – встать, руки вверх – вдох (5 – 6 раз). Счёт вести медленно. Выпрямившись, подать грудь вперёд, руки прямые.

    И. п. – упор на коленях, мяч на полу между рук. 1 – 4 – взяв мяч правой (левой) рукой, описать большой круг вперёд - вверх в боковой плоскости, положить мяч на место. Поднимая руку – вдох, опуская – выдох (4 – 5 раз каждой рукой).

    И. п. – руки в стороны, мяч в левой руке. 1 – поднять согнутую в колене левую ногу, передать мяч под коленом в правую руку – выдох. 2 – и. п. – мяч в правой руке – вдох (4 – 5 раз в каждой ногой), опорную ногу не сгибать.

    И. п. – правая (левая) нога впереди, руки на поясе, мяч на полу между ног. Прыжки на двух ногах. Каждым прыжком менять положение ног (20 – 40 прыжков).

Комплекс № 3. Упражнения с малым мячом.

И. п. – мяч в правой руке. 1 – 2 – отставляя правую ногу назад на носок, руки дугами вперёд вверх, передать мяч в левую руку – вдох. 3 – 4 –и. п. – выдох (8 – 10 раз). Ноги прямые.

    И. п. – правая рука на поясе, левая впереди, мяч на ладони. 1 – 4 – присесть, перейти в положение седа и выпрямить ноги. 5 – 8 встать, и. п. (6 – 8раз). На счёт 8 – положить мяч в другую сторону.

    И. п. – стойка ноги врозь, руки в стороны, мяч в правой руке. 1 – 2 – наклон туловища вправо, левая рука через сторону вверх, взять мяч с правой руки – вдох. 3 – 4 – и. п. – выдох (3 – 4 в каждую сторону).

    И. п. – стойка на коленях, руки в стороны, мяч в правой руке. 1 – поворачивая туловище вправо и наклоняясь, положить мяч между ступней. 2 - выпрямиться. 3 – повернуться налево и взять мяч левой рукой. 4 – выпрямиться (5 – 6 раз).

    И. п. – руки в стороны, мяч в правой руке. 1 – мах правой ногой вперёд – вверх, передать мяч под коленом в левую руку. 2 – опустить ногу, руки в стороны (5 – 6 раз каждой ногой).

    И. п. – о. с., мяч с боку на полу. Прыжки на двух ногах через мяч (10 – 20 прыжков).

Комплекс № 4. Упражнения с малым мячом .

    И. п. – стойка ноги врозь, мяч в правой руке. 1 – правую руку через сторону вверх. 2 - левую руку вверх – вдох, передать мяч в левую руку, 3 – 4 – руки через стороны вниз – выдох (5 – 6 раз). Мяч передавать прямыми руками над головой, голову не опускать.

    И. п. – руки в стороны, мяч в правой руке.1 – 2 – отставляя правую ногу в сторону на носок, наклон вправо, руки за голову, передать мяч в левую руку – вдох. 3 – 4 - и. п. – выдох (5 – 6 наклонов в каждую сторону). Голову держать прямо.

    И. п. – упор сидя сзади. Мяч между ступнями. 1 – 2 – зажав мяч ступнями, поднять ноги до уровня плеч. 3 – 4 – и. п. (7 – 8 раз).

    И. п. – руки в стороны, мяч в правой руке.! – 2 – упор присев, мяч между ногами и туловищем – выдох. 3 – 4 – выпрямляясь, взять мяч другой рукой – вдох (6 – 7 приседаний).

    И. п. – стойка ноги врозь, руки в стороны, мяч в правой руке. 1 – 2 – наклоняясь вперёд, прогнуться, руки вверх, передать мяч в левую руку, смотреть вперёд. 3 – 4 - и. п. (7 – 8 наклонов). Упражнение выполнять с прямыми ногами.

    И. п. – руки на поясе, мяч между ступнями. Прыжки на месте, удерживая мяч ногами (10 – 20 прыжков).

Комплекс № 5. Упражнения с малым мячом.

    И. п. – стойка ноги врозь, мяч в правой руке. . 1 – правую руку через сторону вверх. 2 - левую через сторону вверх – вдох. 3 – отводя руки назад, прогнуться, передать мяч в левую руку. 4 – руки через стороны вниз (8 – 10 раз).

    И. п. - широкая стойка, руки в стороны, мяч в правой руке. 1 – наклон к левой ноге, передать мяч в левую руку под ногой. 2 – выпрямиться, руки в стороны (5 – 6 наклонов к каждой ноге).

    И. п. – упор сидя сзади, мяч на голенях ног у стоп. 1 – 2 – поднимая ноги перекатить мяч к туловищу. 3 – 4 – опустить ноги и двумя руками переложить мяч, и. п. (8 – 10 раз).

    И. п. – о. с. - мяч в правой руке. 1 – поднять вверх согнутую в колене правую ногу, мяч под колено. 2 – отвести согнутую ногу назад, прогнуться. 3 – согнутую ногу вперёд, взять мяч левой рукой. 4 – и. п. мяч в правой руке (6 – 7 раз каждой ногой). Счёт вести медленно.

    И. п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. мяч в левой руке. 1 – 2 – сгибая левую ногу, левая рука вверх, выпустить мяч и поймать его правой рукой. 3 – 4 – выпрямляя ногу, и. п. (5 – 6 наклонов в каждую сторону).

    И. п. – стойка на левой ноге, левая рука с мячом в сторону, правая на поясе. 1 – 8 – прыжки на левой ноге вокруг воображаемой опоры – мяча. Менять направление прыжков и опорную ногу (4 – 6 кругов).

Комплекс № 6. Упражнения с малым мячом.

1. И. п. – стойка ноги врозь, мяч в правой руке. 1 – 2 – руки через стороны вверх, передать мяч в левую руку, потянуться - вдох. 3 – 4 – руки через стороны вниз, передать мяч сзади в правую руку – выдох (8 – 10 раз).. Руки прямые.

2. И. п. – руки в стороны, мяч в правой руке. 1 – наклон, передать мяч сзади голеней в левую руку. и. п. (7 – 8 раз). Ноги прямые.

    И. п. – мяч впереди, ладони «лодочкой» . 1 – 2 подбросить мяч на 5 -10 см, приседая поймать. 3 – 4 –встать и. п. (7 – 8 раз).

    И. п. – упор сидя сзади, мяч на голенях у стоп.1 – 2 держа голени горизонтально, подтянуть голени к груди, взять мяч правой рукой. 3 – 4 – упор сидя сзади, мяч в правой руке. 5 – 6 – положить мяч обратно. 7 – 8 –и. п. (8 – 10 раз). Счёт вести медленно.

    И. п. – сед, руки в стороны, мяч в правой руке.1 – правую ногу вверх, передать мяч под ногой в левую руку. Ноги в коленях не сгибать. 2 – и. п. (6 – 7 раз каждой ногой).

    И. п. – мяч под коленом правой (левой) ноги, руки на поясе. 8 прыжков на одной ноге. Переложить мяч под колено другой ноги (4 – 5 раз каждой ногой).

Приложение № 1.

Упражнения для формирования правильной осанки

    «Великан». Встать на цыпочки, поднять руки вверх и потянуться всё выше и выше, не сводя глаз с кончиков пальцев. Идти вперёд.

    « Военный парад». Исходное положение основная стойка и двигаться, как военный на параде: вытянуть носок вперёд и, ставя ногу на всю ступню.

    «Сесть по - турецки». Сесть на пол, скрестив ноги. Положить руки на колени и выпрямить спину.

    «Любопытный» Лечь лицом вниз, все мышцы туловища прижать к полу, руки соединить за спиной в замок. Выгнув грудь, посмотреть вперёд, по сторонам, назад. Следить, чтобы двигалась только голова, руки при этом прижимать к телу.

    «Ворота». Встать спиной друг к другу, Поднять вверх обруч. Маленькими шажками разойтись в противоположные стороны, не отрывая глаз от обруча, и потянуться. Затем такими же маленькими шажками вернуться в и. п. и положить обруч на плечи. Голова при этом оказывается как бы в рамке обруча.

    Игра – состязание «Испугавшиеся лошади». Встать спиной друг к другу, взяться за одну и ту же гимнастическую палку, сделать один шаг вперёд, плечи при этом опустить вниз, а спину выгнуть дугой. По сигналу тянуть друг друга в противоположные стороны.

    Игра – состязание «Перетяни палку» Сесть по - турецки, спиной друг к другу, руки вверх, в руках гимнастическая палка. Наклоняясь вперёд стараться перетянуть гимнастическую палку в свою сторону. Всё это время смотреть на палку.

Упражнения для укрепления «мышечного корсета».

Эти упражнения применяются с целью развития силы и статической выносливости мышечных групп, которые обеспечивают функцию прямостояния (мышцы стопы, голени, сгибатели бедра, разгибатели позвоночника) и мышечных групп, не имеющих ведущей роли в сохранении прямостояния (мышцы брюшного пресса, плечевого пояса, шеи). Эти упражнения целесообразно выполнять с отягощениями: гантелями, набивными мячами и так далее.

Упражнения для мышц шеи.

    Медленные повороты головы вправо, влево, медленно наклонить голову вперёд, назад, руки на пояс или в стороны.

    Медленные повороты головы в стороны, руки над головой, кисти в «замок».

    Руки на пояс, медленно наклонить голову вперёд, выполнить движение полукруга, затем медленно наклонить голову, назад и снова выполнить движение полукруга.

Упражнения для плечевого пояса .

    Круговые движения плечами.

    Круговые движения кистями, руками, поднимать плечи вверх, опускать вниз, плечи вперёд, соединить лопатки.

    Повороты туловища в стороны, стоя на коленях, руки в стороны, к плечам, вверх, на пояс; то же, сидя ноги скрестно.

    В упоре стоя на коленях поворот туловища направо (налево), отводя правую (левую) руку в сторону до отказа.

    Стоя в упоре на коленях прогнуться в грудном, поясничном отделе, вправо, влево, наклониться вперёд, руки в стороны, вытянуть руки вверх, потянуться и так далее.

    Лечь лицом вниз, руки поднять вверх, ноги отвести от мата вверх, точка опоры мышцы живота, (покачивание).

    Лёжа на спине расслабиться, согнуть ноги и сгруппироваться (покачивание – вперёд назад, вправо, влево).

    Поднимание туловища из положения лёжа, руки за голову.

    Встать в основную стойку, руки на пояс или за голову, вращение таза вправо, влево.

    То же самое, вращение туловища, вправо, влево. И так далее.

Упражнения для нижней части туловища.

    Приседание, руки вперёд, вверх, в стороны, за голову.

    То же в стойке ноги вместе, с сомкнутыми носками, с сомкнутыми пятками.

    Приседание в стойке на носках ноги врозь, ноги вместе. Руки вверх, в стороны, за голову.

    Из стойки на коленях, руки на пояс, встать в основную стойку и опуститься на колени, затем сохраняя равновесие (вертикальное положение туловища) встать в основную стойку.

    Из основной стойки присесть, касаясь руками пяток, выполнить группировку, хватом за колени.

    Из стойки ноги врозь, руки на пояс, поворот кругом в стойку ноги скрестно, сесть колени врозь, с поворотом кругом встать в исходное положение.

Приложение № 2.

Упражнения с профилактической направленностью:

    «Растирание ушных раковин и пальцев рук» - активизирует все системы организма.

    «Перекрёстные движения» - активизируют оба полушария головного мозга, готовят к усвоению знаний.

    «Качание головой» - улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращение.

    «Ленивые восьмёрки» - активизируют структуры, обеспечивающие запоминание, повышают устойчивость внимания.

    «Симметричные рисунки» - улучшают зрительно – моторную координацию, улучшает память.

Специальные знания сообщаются перед выполнением строевых команд и построений, упражнений малой интенсивности, упражнений на внимание, например: перед выполнением упражнений по профилактике простудных заболеваний сообщаются теоретические сведения о важности ведения ЗОЖ, о значении сна и отдыха, правила личной гигиены. Так же, в процессе, урока включаются эмоциональные разрядки в виде поговорок, стихов, загадок. Используются плакаты с мыслями философов о здоровье, нарисованные схемы, где указано, из каких компонентов слагается понятие «здоровый образ жизни» и так далее.

В ходе каждого урока решаются оздоровительные задачи (укрепление здоровья средствами физкультурно – оздоровительной деятельности; выработка адаптации к условиям жизни; формирование первичных знаний о здоровом образе жизни; овладение оздоровительными комплексами утренней гимнастики); упражнений для снятия напряжения. Например:

    Упражнение «Лобно-затылочная коррекция» - сидя с закрытыми глазами, правая рука кладётся на лоб, левая – на затылок, упражнение выполняется в течение 1 минуты, улучшает мозговое кровообращение.

    «Медвежьи покачивания» - это упражнение расслабляет мышцы позвоночника, головной мозг, мышцы шеи и глаз.

    Упражнение «Поза скручивания» - улучшает кровоснабжение в позвоночнике, снимает спазмы сосудов, питающих позвоночник.

Используются упражнения на концентрацию внимания, на профилактику нарушения осанки, зрения; разнообразные упражнения с различной дозировкой нагрузки; по профилактике плоскостопия; по профилактике инфекционных заболеваний; по профилактике близорукости; для укрепления отдельных мышечных групп.

    Обязательным элементом здоровьесберегающей организации на уроках физической культуры является овладение основами дыхательной гимнастики и выработка привычки правильного дыхания – дышать через нос, глубоко, ровно, ритмично.

    Например: Упражнение «Дыхательная гимнастика» - ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.

    Либо сделать глубокий вдох, медленный выдох «струечкой» до полного выдоха.

    Упражнение «Свеча» - ровный медленный выдох, глубоко вдохнуть, задержать дыхание и медленно дуть на воображаемое пламя свечи, постараться дуть так, чтобы пламя «легло», и удержать его в таком положении до конца выдоха.

    Упражнение «Погаси свечу» - интенсивный, прерывистый выдох. Все упражнения дыхательной гимнастики гармонизирует деятельность дыхательной, нервной, сердечно – сосудистой систем.

Овладение навыками мышечной релаксации.

Упражнения для мимики лица:

    Сморщить лоб, поднять брови (удивиться), расслабить его.

    Нахмуриться (сердитесь) – расслабить брови.

    Расширить глаза (страх, ужас) – расслабить веки (лень, хочется подремать).

    Расширить ноздри (вдыхаем запах; выдыхаем страстно) – расслабление. Зажмуриться, расслабить веки.

    Сузить глаза – расслабиться.

    Поднять верхнюю губу, сморщить нос – расслабиться.

    Оскалить зубы – расслабить щёки, нос.

    Оттянуть вниз нижнюю губу – расслабиться.

Уверенно выполнять упражнения на концентрацию внимания и упражнения, направленные на профилактику нарушений осанки, зрения. Эти упражнения позволяют быстрее и эффективнее переключать школьников в другой режим деятельности.

Приложение № 4.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ.

Упражнения при плоской спине

    Наклоны назад, прогнувшись из и. п. стоя на коленях.

    Лёжа на животе «корзиночка», то же поочерёдно правой, левой ногой.

    «Мост» из положения лёжа.

    Висы прогнувшись на гимнастической стенке.

    Смешаннее висы прогнувшись.

УПРАЖНЕНИЯ ПРИ УВЕЛИЧЕННОМ ПОЯСНИЧНОМ ИЗГИБЕ.

    Наклоны назад, стоя на коленях.

    Сесть на пятки, руки вперёд, плечами коснуться колен.

    Сесть ноги скрестно, наклониться вперёд, поочерёдно касаясь головой колен.

    Из упора присев разгибание ног в коленях, руки у носков.

    Поднимание ног в упоре сидя.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАССЛАБЛЕНИЕ.

    роняем руки, трясём кистями

    стряхиваем воду с пальцев,

    поднимаем и опускаем плечи,

    «мельница».

Гимнастика на уроке в начальных классах

Некоторые особенности обучения гимнастическим упражнениям

Одной из важных задач, поставленных школьной реформой, является повышение физической подготовленности учащихся с целью обеспечения их дальнейшей полноценной и активной довоенной деятельности, службы в Вооруженных силах РК. Осуществить это можно, только постоянно повышая качество обучения на основе совершенствования методики всех форм занятий, и в первую очередь урока физической культуры.

Главное, на чем хочется остановиться в ном материале,- это показать типичные, более часто встречающиеся ошибки в ос нии упражнений раздела «Гимнастика» и п комендовать, исходя из опыта, некоторые сг бы разучивания упражнений, оправдавшие бя на практике. В то же время автору г ставляется нецелесообразным делать ре всех, без исключения, упражнений, так как из них повторяются в различных вариан последующих классах, а другие - не пред ляют трудности при обучении. Поэтому (рассматриваться те элементы, которые яв ся, на наш взгляд, ключевыми и предста! определенную трудность при разучивании, некоторые из них и не содержатся в прогр,

Обращаясь к опытным и молодым учи! и коллегам, специализирующимся не в ги тике, мы напоминаем, что предлагаемые способы разучивания отдельных упражнен являются чем-то единственным и обязател Это итог многолетней работы в общеоб вательной школе, лично накопленного с дополнение к общепринятой методике ил для школьных условий, способствующих, ктелось бы надеяться, более качественному нию учебного материала на уроках гимна

Практика показывает, что методика рс вания того или иного элемента зависит от м факторов. К ним можно отнести прежде степень одаренности занимающихся, уровфизической подготовленности (развитие гибкости), морфологические особенности возраст. Влияют на методику также и те;

екая оснащенность места занятий, наличие вре­мени (как продолжительность отдельного заня­тия, так и общее их количество). В качестве примера приведу плавание: разработаны спе­циальные программы ускоренного обучения в пионерском лагере в отличие от программы начального обучения абонементных групп или программ для ДЮСШ.

Таким образом, видно, что, в отличие от спор­тивной тренировки, школьный урок физической культуры ставит учителя физической культуры в довольно жесткие условия, а именно: острый дефицит времени, большое количество занимаю­щихся, невозможность постоянного контроля за работой каждого отдельно взятого ученика и в то же время необходимость решения многих педа­гогических и организационных вопросов. Сло­вом, у учителя физической культуры на уроке примерно 30 мин. для работы чисто гимнасти­ческого характера, не всегда отвечающая тре- бованиям времени техническая оснащенность спортивного зала и, наконец, главное, самый разнообразнейший по своей подготовленности и индивидуальным возможностям контингент обучающихся. И вот в таких условиях необходи­мо качественно освоить довольно обширный ма­териал школьной программы.

Поэтому, по нашему мнению, и методика обу­чения должна иметь свои особенности в отли­чие от так называемой классической, предлагае­мой специалистами в учебниках гимнастики для процесса спортивной тренировки с занимающи­мися, уже прошедшими предварительный отбор и, следовательно, обладающими определенны­ми способностями к этому виду спорта. Мно­голетняя педагогическая практика подтверждает это положение.

Опыт свидетельствует: при выборе средств и методов обучения необходимо постоянно учи­тывать, что силовые возможности, которые в большинстве случаев являются определяющими при занятиях на уроках гимнастикой, у ребят школьного возраста весьма ограничены. Есть смысл напомнить учителям некоторые факты. Так, исследованиями доказано, что в процессе естественного развития отмечаются периоды ак­тивного нарастания силовых показателей.

У девочек это происходит примерно в 12 лет. В дальнейшем, особенно к завершению пубер-татного периода (с 14-15 лет), показатель раз­вития абсолютной и относительной силы нахо­дится на низком уровне. У подростков и юношей отмечаются два периода прироста: в начале (примерно к 13 годам) и особенно интенсивно в конце (приблизительно в 16 лет) активной фа-

зы полового созревания.

Вместе с тем общий уровень развития силы у учащихся еще очень далек от максимального, т. е. того, которого они достигнут примерно к 20-23 годам. Поэтому нужно осторожно под­ходить к силовым нагрузкам, особенно зани­маясь с девочками. Все сказанное о развитии силы относится в основном к тем, кто не за­нимается в спортивных секциях.

Приведенные данные об уровне развития си­ловых возможностей школьников свидетельст­вуют также и о том, что для большинства уча­щихся традиционный подход к разучиванию мно­гих упражнений, принятый в спортивной гимнас­тике, не совсем приемлем. К примеру, началь­ное обучение размахиванию в упоре на брусьях современной, так называемой «хлестовой» тех­никой не подходит мальчикам V-VI классов. Требование этой техники удерживать в конце маха назад туловище слегка согнутым на прак­тике приводит к падениям назад.

Таким образом, специфика работы на уроке, объективные данные о двигательных возмож­ностях детей, практический опыт убеждают в том, что обучение школьников гимнастическим упражнениям в условиях урока должно иметь свои особенности. Рассмотрим некоторые из них.

Практика показала, что начинать серию уро­ков гимнастики в младших и средних классах (с I по VI) лучше с акробатики. Желательно (если позволяет количество матов) разделить класс на первые и вторые номера. Тогда одно­временно одна половина класса выполняет за­дание, а вторая - исправляет ошибки и оказы­вает помощь. Такой способ организации эф­фективен, так как наряду с высокой моторной плотностью занятий достигается и высокая ак­тивность ребят, приобретаются инструкторские навыки. Применяя этот вариант работы в па­рах, можно успешно освоить не только абсо­лютное большинство акробатических упражне­ний школьной программы (перекаты, кувырки, разновидности стоек и т. д.), но и все вариан­ты простых и смешанных висов и упоров, осо­бенно если есть МУГСы - нестандартные мас­совые универсальные гимнастические снаряды.

Приобретению инструкторских навыков все учителя физической культуры, как правило, при­дают большое значение. Учитывая, что педагог не в состоянии на уроке постоянно находиться рядом с каждым учеником и контролировать его работу, автор этих строк в своей практике при разучивании любого элемента, а также и при выполнении любого задания одновременно с объяснением техники выполнения и возмож­ных ошибок сразу же показывал, каким обра­зом можно помочь однокласснику и как осущест­вить страховку и поддержку, чтобы напарник при выполнении упражнения не упал. Этому мы уделяем большое внимание постоянно на всех уроках и во всех классах и даже практикуем выборочное проставление оценок учащимся, юным помощникам педагога за четкое знание и умелое использование приемов помощи и стра­ховки.

Мы уже говорили о том, что в I-VI классах уроки гимнастики лучше всего начинать с изу­чения акробатических упражнений. Итак, рас­смотрим непосредственно некоторые упражне­ния, предусмотренные программой для учащих­ся-шестилеток, а также I-III классов.

Класс шестилеток. Учебной программой по разделу «Гимнастика» для учащихся этого клас­са среди акробатических упражнений предусмот­рены группировка, перекаты в группировке. При разучивании группировки целесообразно давать побольше заданий в положении лежа на спине. Это положение позволяет активно сгибаться, ок­руглять спину, дает возможность оттянуть носки. После этого знакомим с перекатами в группи­ровке в стороны сначала из седа на пятках, а затем из стойки на коленях.

Перекаты назад и вперед начинаем учить од­новременно, создавая условия для выполнения их слитно, не разделяя элементы друг от дру­га искусственно. Трудность для учеников пред­ставляет выполнение переката вперед в присед и упор присев. Практика подтверждает, что учить заканчивать перекат вперед в эти поло­жения лучше после одного переката назад, а не

нескольких, так как первый перекат назад, полненный из упора присев, делается с довс но большой скоростью.

При разучивании вставаний после перек; в группировке оправдала себя следующая следовательность:

1. И. п.- упор присев на полу спиной к ма Перекат назад (один или несколько) и пер(вперед в сед с согнутыми ногами, ноги на п

2. И. п.- упор присев на матах. Те же пс каты в сед согнув ноги на матах.

3. То же, что в упражнениях 1, 2, но из согнув ноги.

4. Перекаты в присед ноги на полу с до нительной опорой руками сзади в конце п ката вперед.

5. То же без дополнительной опоры рук

6. Перекатом вперед присед, ноги на n вначале также с помощью рук.

7. На матах перекат назад в группиров перекат вперед в упор присев.

8. То же с последующим прыжком ве

После освоения этих упражнений можно ступить к разучиванию кувырка вперед.

Упражнения в равновесии. Программой класса шестилеток предусмотрено изучение дующих упражнений в равновесии - на мтом и приседанием, по наклонной скамейю рейке гимнастической скамейки.

Обучая упражнениям в равновесии на настической скамейке (в том числе и на г вернутой) и низком бревне, во всех мл а классах мы часто даем варианты передвиж с закрытыми глазами в сопровождении нера, держащего ученика, выполняющего уп нение, за руку. Помимо того, что такие уп нения весьма эффективно развивают у I чувство равновесия, способствуют выра(правильной осанки, они еще и очень прив тельны для самых маленьких школьников как дают возможность проявить смелость.

I класс. Акробатические упражнения для первоклассников - кувырок вперед, стойка н патках согнув ноги. Остановимся на перво ражнении. Обучение кувырку вперед слначать с повторения перекатов в группировк тем изучаем кувырок поперек матов с расчетом, чтобы дети заканчивали его в жении ноги на полу, поскольку пониженна; ра облегчает вставание.

Тем, кто с трудом осваивает активное (бание ног и движение плечами вперед в н кувырка, можно предложить отрабатывать элемент под небольшой уклон. Для этот статочно положить под мат мостик. Часто боятся начального движения головой вп вниз. Чтобы исправить этот недостаток, n порекомендовать выполнение кувырка на шенную поверхность, т. е. на 2-3 мата, женных друг на друга. Упражнение делав упора присев, руки на матах.

Упражнения в равновесии для первокл ков включают ходьбу по бревну, перешагь на гимнастической скамейке и бревне чер бивные мячи.

При обучении упражнениям в равновес да и во всех, без исключения, других к мы применяем такую последовательность

полу, 6) на перевернутой гимнастической ска­мейке, в) на бревне. Если разучивается какая-либо комбинация, советуем учителям физиче­ской культуры освоить ее с учениками на полу до полного запоминания ими и только после этого переходить к следующему этапу.

Висы и упоры. После освоения на уроках гим­настики в I классе акробатических упражнений, а также упражнений в равновесии можно присту­пать к висам и упорам - упражнениям в висе лежа, упоре, упоре стоя и лежа. Из всего мно­гообразия висов и упоров на уроках в I, а также во II-III классах стараемся подбирать упраж­нения для группового выполнения (даже на стан­дартных снарядах), а не поточного. Это делает-ся для того, чтобы повысить моторную плот-ность занятий, использовать вариант работы в па­рах - один делает, а другой исправляет ошиб­ки, страхует и помогает ему.

II класс Для оценки развития силы учащих-ся в перечень учебных нормативов за II класс включено подтягивание: мальчики на высокой перекладине из виса, девочки на низкой пере-кладине из виса лежа. У мальчиков 3, 2, 1 под-тягивания оцениваются баллами «5», «4», «3», у девочек - соответственно 8, 6, 4 раза.

В учебниках по гимнастике подтягивание на перекладине классифицируется как силовые пе­ремещения - медленные переходы из одного статического (вис) положения в другое (вис на согнутых руках). Из этого определения видно, что не следует увлекаться какими-либо допол­нительными колебательными движениями нога­ми и туловищем ни в начале каждого подтя­гивания, ни в процессе его. Порой в практике мы, педагоги, разрешаем ученикам делать рыв­ки, использовать махи и т. д. Выполненное та­ким способом большое количество «подтягива­ний» может создать у ученика неправильное, завышенное представление о своих силовых воз­можностях. Поэтому в данном случае совет мо­жет быть один: лучше сразу же учить ребят правильному выполнению этого упражнения.

В акробатические упражнения, которые разу­чивают второклассники, включаются перекаты назад в группировке с последующей опорой руками за головой; два кувырка вперед; стой­ка на лопатках, из положения лежа на спине - «мост».

Остановимся на последних двух упражнениях как наиболее сложных для выполнения учащи­мися и требующих, как и все другие акробати­ческие упражнения, соответствующего разви­тия координационных способностей и двигатель­ных качеств.

Положение стойки на лопатках полезно пред­варительно побольше повторить, сначала стоя на полу и затем в седе, обращая внимание на прогибание туловища и отведение локтей назад. Непосредственно выполнять стойку лучше спер­ва из положения стойки на лопатках согнув но­ги с последующим их выпрямлением и уж только после этого - из седа перекатом назад согнув­шись с прямыми ногами. Уже с первых попы­ток учитель физической культуры внимательно следит за учащимися, помогает принять правиль­ное (выпрямленное) положение тела. В этом педагогу обычно очень активно помогают юные инструкторы, наиболее подготовленные ученики. Готовясь к разучиванию «моста» из положе­ния лежа на спине, предварительно можно ис­пользовать различные варианты наклонов назад у стены и гимнастической стенки. При выпол­нении собственно «моста» хорошо зарекомендо­вало себя задание на покачивание, т. е. пооче­редный перенос центра массы тела с рук на ноги и обратно. Подчеркиваем, что это упраж­нение полезно для дальнейшего разучивания вставания с «моста», поворота в упор присев.

Упражнения в равновесии для учеников 11 клас­са включают ходьбу по бревну на носках, пово­роты. При разучивании поворотов на бревне сле­дует постоянно напоминать учащимся, что выпол­нять данное упражнение нужно не сгибаясь, глядя точно вперед. Почаще обращайте внима­ние учеников на то, чтобы они держали туло­вище строго вертикально. Ведь при малейшем отклонении туловища от строго вертикального положения происходит потеря равновесия. Для наглядности это можно показать. Кстати, в млад­ших (да и в средних) классах, благодаря особен­ностям мышления детей, очень помогает исправ­лять ошибки утрированный показ этих ошибок с их последствиями.

Начиная знакомить учащихся с техникой ла­занья по канату, мы уделяем большое внимание таким деталям, как захваты каната ногами, и прежде всего когда упражнение выполняют де­вочки. При разучивании способов захватов, тех­ники движений ногами необходимо, чтобы ноги не скользили по канату. В этой связи разъясня­ем ребятам, что лазанье по канату в носках, в «чешках» или кроссовках на толстой, негнущей­ся подошве очень неудобно из-за скольжения ног вниз. Удобнее всего это упражнение вы­полнять в обуви на тонкой резиновой подошве (кеды, полукеды и т. д.).

III класс Практика показывает, что из акро­батических упражнений, которые изучаются третьеклассниками, особую трудность может вызывать кувырок назад. Поэтому мы и остано­вимся на некоторых особенностях обучения младших -школьников этому гимнастическому упражнению.

Кувырок назад является довольно сложным элементом, и обычно дети в начальной стадии разучивания допускают существенные ошибки. Так, вначале они делают перекат назад медлен­но, пассивно. Потом же, стараясь исправить этот недостаток и выполнить перекат побыстрее, они начинают запрокидывать голову назад и выпрям­ляют спину. Учителя физической культуры знают, что это приводит к удару затылком о мат. Вто­рая, также очень распространенная и, мы счи­таем, главная ошибка - неправильная поста­новка рук. Здесь следует особо подчеркнуть, что совершенно справедливо в программу 11 класса в раздел «Гимнастика» как самостоя­тельный элемент включен перекат назад в груп­пировке с последующей опорой руками за голо­вой. Чтобы подготовить учащихся к выполнению кувырка назад, их действительно надо вначале научить перекату назад. Этому нужно в самом деле много учить.

Для того чтобы по возможности исправить ошибки, при обучении кувырку назад мы в своей практике используем следующие упражнения:

1. И. п.- упор присев. Поставить руки не-

сколько вперед и перенести центр массы тела на них.

2. И. п.- в группировке. Перекаты назад и вперед.

3. И. п.- в группировке. Перекат назад в быст­ром темпе.

4. Перекаты назад с постановкой рук за голо­вой.

5. И. п.- стоя спиной к стене. Опираясь ру­ками о нее за плечами, следить, чтобы голова была опущена.

6. То же с последующим выпрямлением рук.

7. Кувырок назад под уклон в сед на пятках.

8. Кувырок назад в сед на пятках на ровной поверхности.

9. И. п.- упор присев. Кувырок назад в груп­пировке в упор присев.

В IV классе в разделе «Гимнастика» особенно трудным, судя по моему опыту, упражнением для школьников можно считать опорный пры­жок - вскок в упор присев, соскок прогнув­шись (козел в ширину, высота - 80-100 см). Многие годы я скрупулезно анализировал, поче­му учащиеся с таким напряжением осваивают данный опорный прыжок. В итоге практика по­казывает, что при опорном прыжке вскок в упор присев и соскок прогнувшись положения именно упора присев, как такового, не нужно, ибо оно только затрудняет прыжок. Мы учим, раньше начав отталкивание руками, напрыгивать на сна­ряд не в упор присев, а в присед, руки впе­ред-вниз и в темпе выпрямляясь, делать соскок.

Котов В.Н., учитель физической культуры

КГУ «СШ №10 с. Николаевка» Осакаровского р-на.

Задачи урока:

1.Совершенствование «моста» из положения, стоя с помощью.

2.Развитие гибкости, силы.

3.Воспитание трудолюбия, дисциплины.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь: гимнастические маты, гимнастические палки, гимнастические скамейки, обручи, волейбольный мяч, таблички с названием станций.

Ход урока.

1.Вводная часть.

1) Организация урока – построение, сообщение задач урока.

Учитель: ребята сегодня мы отправимся в небольшое путешествие в страну «Спортландию», где ждут нас трудности и испытания. Ребята отправляются в путь.

Круговая разминка:

Учащиеся продвигаются бегом по гимнастической скамейке, прыжками по болоту (обручи), приставными шагами правым боком до второй скамейки, по которой передвигаются в упоре лежа подтягиваясь руками.

Учащиеся останавливаются около первой станции.

«Волшебная палка».

Почему эту палочку называют волшебной? Правильно, потому что она поможет вам стать сильнее и в неожиданной ситуации тоже пригодится.

Комплекс ОРУ с гимнастической палкой.

2.Основная часть.

Учащиеся приближаются к следующей станции.

«Город акробатов».

Учитель: Добро пожаловать в наш город и примите участие в выполнении некоторых упражнений. Учащиеся повторяют ранее изученные упражнения.

    Кувырок вперёд.

    Кувырок назад.

    Стойка на лопатках.

    «Мост» из положения лёжа.

    «Мост» из положения стоя с помощью.

    Разучивание гимнастической комбинации: равновесие на левой, правая вперёд, руки в стороны – упор присев – кувырок вперёд в упор присев – перекат назад в стойку на лопатках – положение лёжа – «мост» из положения лёжа – упор присев – кувырок назад – прыжок руки вверх.

Ребята упражнения закончить, занять свои места для дальнейшего путешествия. До следующего города учащиеся передвигаются подскоками.

«Город силачей».

Учитель: и вот вы здесь. Хотите помериться силой? Но для начала разомнемся.

1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа от пола мальчики-15 раз, девочки-10 раз.

2. Поднимание туловища из положения лежа на спине руки за головой 17 раз.

3. Игровые упражнения на развитие силы:

    Борьба коленями.

    Борьба на руках.

    Борьба на пальцах.

    Перетягивание партнера с гимнастической палкой из положения сидя, ноги упираются друг в друга.

    Выталкивание партнера плечом с гимнастического мата (И.П. упор на коленях).

    Бой петухов.

Учитель: ну вот мы проверили вашу силу и оказалось, что вы ей обладаете, да еще какой. Теперь начнем двигаться к следующему месту назначения.

Учащиеся передвигаются ходьбой «нахаленок» (грудь вперед, руки назад ладонями вниз).

«Тропа загадок».

На снегу 2 полосы
Удивились 2 лисы
Подошла одна поближе
Здесь бежали чьи-то (лыжи).

Загадка эта нелегка
Пишусь всегда через два «К»
И мяч, и шайбу клюшкой бей
И называюсь я……….(хоккей).

Белый и пушистый
Легкий, серебристый
На нос попадает
Тут же сразу тает. (снег).

Две новые кленовые
Подошвы двухметровые
На них поставишь 2 ноги-
И по большим снегам беги.(лыжи).

Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки
Обе по снегу бегут
Обе песенки поют. (лыжи)

У меня есть 2 коня
Бойки и ретивы
Только нет у коней
Ни хвоста, ни гривы.
Летом спят на боку
В поле не пасутся,
А зимой не удержать:
Все вперед несутся. (коньки)

Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки.
И несут меня не кони,
А блестящие………(коньки)

Силачом я стать хочу
Прихожу я к силачу:
«Расскажите вот о чем:
Как вы стали силачом?»
Улыбался он в ответ:
«Очень просто: много лет
Ежедневно, встав с постели
Поднимаю я ……….. (гантели)

Льется речка – мы лежим
Лед на речке – мы бежим. (коньки)

Учитель: хорошо ребята, все загадки вы отгадали. Но продвигаясь по тропе вы повредили ногу.

К следующей станции учащиеся продвигаются ходьбой «хромоножка» (левую не сгибать в коленном суставе).

«Город игр».

Игра « Вороны и воробьи». Класс делится на две команды.

3. Заключительная часть.

    Подведение итогов.

    Домашнее задание

Обязательно оценить всех учащихся.

Открытый

Урок акробатики в 6-м классе

Подготовил: Заика В.А.