Вис на согнутых руках на гимнастической стенке. Висы (простые)

Глава 9.

Методика обучения упражнениям в висах и упорах

Упражнения в висах и упорах представляют собой различные положения (горизонтальные, вертикальные и наклонные) и перемещения занимающихся на гимнастических снарядах в этих положениях. Упражнения в висах и упорах доступны детям с 7-8 лет.

В 1 классе учащиеся овладевают лазаньем по гимнастической стенке, скамейке, разными видами лазаний, перелезаний и подлезаний, а со 2 класса приступают к освоению висов и упоров.

Выполнение упражнений в висах и упорах связано с удержанием поз, которые требуют от занимающихся умения хорошо координировать работу многих мышечных групп. Важно и то, что при выполнении упражнений в висах и упорах дети овладевают умениями оценивать положения своего тела в пространстве, различать длительность статических поз и характер мышечных усилий.

Для выполнения упражнений в висах и упорах в зависимости от координационной сложности и наличия соответствующего оборудования могут быть использованы фронтальный, групповой и поточный способы организации учащихся.

На занятиях основной гимнастикой в младших классах упражнения в лазанье проводятся в смешанных упорах и висах. Лазанье в смешанных упорах и висах гораздо легче, нежели на одних руках, так как при выполнении лазанья в смешанных висах в работе принимают участие руки, ноги и мышцы туловища. Учитывая трудность упражнения в лазании, необходимо проводить их, начиная с простых приемов таких, как лазание по наклонно поставленным гимнастическим скамейкам, гимнастической стенке, наклонно и горизонтально подвешенным канатам, а затем уже переходить к изучению приемов лазания по вертикальному канату.

Лазанье по гимнастической стенке выполняется вверх и вниз, одноименным и разноименным способами, а также влево и вправо приставными шагами.

Последовательность обучения:

1. Произвольное лазанье вверх и вниз.

2. Лазанье вверх, наступая на каждую рейку поочередно двумя ногами.

3. Имитация движений рук и ног на полу для лазанья одноименным способом.

4. Лазанье по стенке вверх и вниз одноименным способом.

5. Имитация движений рук на полу для лазанья разноименным способом.

6. Лазанье по стенке вверх и вниз разноименным способом до определенной высоты.

7. Лазанье влево и вправо. Упражнение выполняется приставными шагами с попеременной перестановкой в сторону одноименной ноги и руки.

Перелезание через гимнастическое бревно высотой 60 см может выполняться двумя способами (рис. 15):

Перелезание поочередно перенося ноги;

Перелезание опираясь руками и ногами.

Рис. 15.

Висы. Упражнения в висах выполняются хватом сверху (а), снизу (б) и разным хватом (в) (рис. 16).

Висы бывают: вис стоя на согнутых руках (а), вис стоя (б), вис стоя сзади (в), вис присев (г) (рис. 17), вис присев сзади (д), вис лежа (е), согнувшись (ж), вис лежа сзади (з) (рис. 18).

Начиная со 2 класса, ученики должны выполнять нормативы по физической подготовленности в подтягивании. Мальчики выполняют подтягивание на перекладине из виса, а девочки – из виса лежа.

Упражнения в смешанных и простых упорах (на гимнастической скамейке, бревне, коне):

1. Упор присев на гимнастической скамейке можно выполнять поперек и продольно. Упор присев можно выполнять на коне, козле, бревне.

2. Упор стоя на коленях или упор стоя на одном колене, другую ногу назад.

3. Упор лежа может выполняться на полу, гимнастической скамейке, бревне.

4. Упор лежа сзади выполняется из упора сидя сзади спиной к гимнастической скамейке.

5. Упор лежа боком выполняется на полу, гимнастической скамейке, бревне, коне.

6. Упор стоя с опорой руками о гимнастический снаряд.

9.1. Прикладные упражнения

Лазанье по канату на согнутых руках с захватом ногами скрестно . Последовательность обучения:

1. Вис на согнутых руках (5-6 сек).

2. На гимнастической стенке поднимать согнутые ноги (5-6 раз).

3. Из виса на согнутых руках на гимнастической стенке, медленно разгибая руки, прийти в вис за 6-8 сек. Повторить 2-3 раза.

4. Из виса сидя ноги врозь на канате перейти в вис лежа и поочередным перехватом рук принять вис стоя. Повторить 2-3 раза.

5. Сидя на гимнастической скамейке, захватить ногами гимнастическую палку, имитируя захват каната.

6. Сидя на стуле, взяться за висящий канат руками над головой, захватить его ногами и попытаться выпрямиться, зафиксировав это положение, возвратиться в и.п.

7. То же, но разгибая ноги и одновременно сгибая руки, выполнить вис на согнутых руках.

8. Из виса стоя на согнутых руках захватить канат ногами и, разгибая ноги, перехватить руками выше. После этого вернуться в и.п.

9. Лазанье по канату на высоту 1,5-2 м.

Лазанье по канату в три приема. Последовательность обучения:

1. Повторить подводящие упражнения для обучения лазанью на согнутых руках с захватом каната ногами.

2. Повторить лазанье по канату в висе на согнутых руках с захватом каната ногами.

3. На полу фронтально имитировать основные положения тела в лазанье в три приема:

О.с., руки вверх (и.п. для лазанья в три приема);

Присед, руки вверх – первый прием ;

Из приседа, руки вверх, встать и согнуть руки – второй прием ;

Из о.с. с согнутыми руками – руки поочередно вверх (третий прием, перехват).

4. Эти же движения, но на гимнастической стенке.

5. В висе на канате на прямых руках захватить канат ногами и коленями. Выполнить 2-3 раза.

6. В висе на канате с захватом его ногами, разгибая ноги, подтянуться как можно выше. Повторить 5-6 раз.

7. Лазанье в три приема по канату.

Преодоление препятствий. Задача обучения состоит в том, чтобы научить детей умению использовать изученные способы перелезания в более сложных условиях. Для решения этой задачи увеличивается высота снаряда, используются полосы препятствий. Комбинации упражнений для преодоления полосы препятствий вначале должны быть простыми и состоять из 2-3 элементов. Например, пройти по рейке гимнастической скамейки, перепрыгнуть через другую, перелезть через бревно высотой 80-100 см одним из способов, изученных ранее. Полосы препятствий могут быть самые различные в зависимости от задач урока и соответствующих условий. Для полос препятствий можно использовать обручи, набивные мячи и другие снаряды.

9.2. Примерные комбинации и связки для совершенствования выполнения упражнений в висах и упорах

На перекладине или брусьях р/в:

1. Из виса лежа быстрое сгибание и разгибание рук (6-8 раз).

2. Из виса присев толчком ног вис согнувшись (удержать 2-3 сек) (3-4 раза).

3. Из упора опускание вперед в вис присев.

4. Из упора опускание в вис углом с помощью и без нее (мальчики).

5. Вис присев, толчком двумя, перемах одной, согнув ногу, в висе на одной (завесом) с последующим возвращением в и.п.

6. То же, но перемах двумя в вис на согнутых ногах и руках (вис завесом на двух).

На гимнастической стенке:

1. Лицом к стенке вис на согнутых руках, держать 5-6 сек.

2. Из виса на верхней рейке поочередными перехватами рук опускание вниз.

3. Из виса спиной к стенке поднимание согнутых ног 5-6 раз.

4. То же, но удержание согнутых ног и разгибание их вперед в вис углом и медленное опускание ног в вис.

На гимнастической скамейке:

1. В упоре лежа, руки на скамейке, сгибание и разгибание рук (мальчики – 8-10 раз; девочки – 5-6 раз).

2. В упоре лежа сзади сгибание и разгибание рук (мальчики – 5-6 раз; девочки – 3-4 раза).

3. Из упора лежа, руки на скамейке, покрытой матом, толчком ног в упор присев и прыжок вперед в положение правильного приземления.

Начиная с 5 класса, усиливается дифференцированный подход к мальчикам и девочкам при выборе снарядов, упражнений их дозировке. Мальчики для выполнения висов и упоров используют перекладину и брусья, а девочки - брусья разной высоты (р/в).

9.3. Упражнения на перекладине

Вис. На высокой перекладине это положение является исходным для начала всех упражнений. Особенно важно правильное положение тела в висе для набора маха достаточной амплитуды и последующих размахиваний. В положении виса тело ученика должно быть максимально выпрямлено. Это достигается провисанием в грудино-ключичных и плечевых суставах, а также расслаблением мускулатуры в области поясницы. Правильное положение нижних конечностей обеспечивается напряжением соответствующих мышечных групп, которое сохраняется и при выполнении размахиваний. Сгибание или прогибание в положении виса недопустимо. В правильном положении виса голова удерживается прямо и находится между руками.

Размахивания в висе – серии махов вперед-назад, следующих один за другим. При правильном размахивании должны чередоваться следующие позы:

В крайней точке маха назад-прямое или лежа слегка согнутое положение;

В вертикальном положении – прямое (как в висе) положение туловища;

В крайней точке маха вперед – слегка согнутое положение (ученик должен видеть носки ног).

Начальными элементами в обучении на перекладине являются:

Поднимание прямых ног из виса в угол;

Вис, согнувшись и прогнувшись;

Подъем переворотом в упор;

Упор на руках, перемахи в упоре левой (правой) ногой и повороты на 180 о;

Оборот назад в упоре и вперед из упора верхом;

Подъем разгибом.

Подъем разгибом. Имитационные упражнения для подъема разгибом:

Из и.п. лежа на спине гимнастическая палка в руках впереди, поднять прямые ноги и поднести к гимнастической палке. Сделать разгиб ногами до бедра в упор сидя;

-
из и.п. вис стоя на гимнастической стенке, ноги на второй рейке, руки на высоте бедер, сгибание и быстрое разгибание тела, не сгибая рук.

Т
Рис. 19.
ехника выполнения подъема разгибом.
Проходя вертикальное положение после маха назад, энергично разогнуться в тазобедренных суставах и одновременно отвести руки назад за голову. Не задерживаясь в положении прогнувшись, быстро согнуться в тазобедренных суставах и в плечевых и поднести середину голеней к перекладине. С началом маха назад продолжить сгибание плечевых и начать разгибание в тазобедренных суставах. В результате этих действий тело повернется до положения упора (рис. 19).

Из размахивания изгибами и подтягиванием подъем переворотом в упор . В положении виса поднять ноги вперед в вис углом, энергично опуская ноги вниз максимально прогнуться (повторить 2-3 раза, постепенно увеличивая амплитуду размахивания); с движением ног вперед-вверх подтянуться как можно выше, посылая ноги на перекладину до положения виса согнувшись (на животе). Прогибаясь и выпрямляя руки, выйти в упор.

Последовательность обучения:

Подтягивание в висе;

Размахивание изгибами;

То же со сгибанием рук, одновременно с махом ног вперед-вверх, до положения виса на согнутых руках;

Подъем переворотом на низкой перекладине;

Из размахивания изгибами, подтягиванием, подъем переворотом в упор с помощью.

Из размахивания в висе соскок махом назад . К обучению соскоку махом назад приступают после овладения техникой размахивания в висе на перекладине.

Последовательность обучения:

Размахивание в висе;

В конце маха назад энергичное прогибание без опускания рук;

Соскок махом назад с помощью и страховкой.

Помощь оказывается надавливанием (на мах вперед) под спину и (на махе назад) под грудь. После отпускания рук надо сопровождать обучаемого, передвигаясь вместе с ним в направлении соскока, быть готовым поддержать от падения.

9.4. Упражнения на брусьях

Основные упражнения, выполняемые на брусьях следующие: размахивание в упоре, размахивание в упоре на руках, соскоки, подъемы махом вперед (назад), кувырок из седа ноги врозь.

Размахивание в упоре. Фазы мах назад – вертикальное положение – мах вперед чередуются так же, как при размахивании на перекладине.

Последовательность обучения:

Показав правильное размахивание, предложить ученикам выполнить это упражнение, обратить внимание на наиболее общие ошибки;

Проимитировать (удерживая учеников за голеностопные суставы) правильные позы на махи вперед и назад;

Вновь предложить каждому выполнить упражнение самостоятельно.

Размахивание в упоре на руках. Позы на махе назад и на махе вперед в основном те же, что и при размахивании вообще.

Последовательность обучения. Так же как и при размахивании в упоре, с помощью тренера обозначить позы на махе вперед и назад. Необходимо потребовать от учеников выполнить упор на руках согнувшись махом вперед, через положение, подобное стойке на лопатках в акробатике.

Из седа ноги врозь кувырок вперед в сед ноги врозь. Техника выполнения. Перехватиться руками вперед вплотную к бедрам, затем, сгибаясь и поднимая таз, широко развести локти в стороны, плечи поставить ближе к кистям, голову наклонить вперед и, не отпуская рук, начать кувырок. Уравновесив тело в положении упора согнувшись и соединив ноги, перехватиться руками вперед завершить кувырок в сед ноги врозь.

Обучение:

Из упора ноги врозь на полу кувырок вперед в сед ноги врозь;

На брусьях махом вперед упор согнувшись.

Брусья: из размахивания в упоре сгибание и выпрямление рук (рис. 20).

Упражнение выполняется как на махе вперед, так и на махе назад. Последний вариант более труден. Из конечного положения на махе назад одновременно с началом маха вперед слегка подать плечи вперед и согнуть руки. К моменту прохождения вертикали незначительно согнуться в тазобедренных суставах. С движением ног вперед-вверх разогнуть руки.

Последовательность обучения:

Размахивание в упоре (до положения ног выше жердей);

Сгибание и разгибание рук в упоре (не менее 4-6 повторений);

Размахивание в упоре на согнутых руках (оказывать помощь, поддерживая под спину и грудь);

Размахивание в упоре (в середине брусьев), махом назад развести ноги и мягко опустить их внутренними сторонами стоп на жерди (принять упор лежа на жердях), согнуть руки, свести ноги и махом вперед разогнуть руки (с помощью);

Сгибание и разгибание рук (с помощью и страховкой).

П
омощь
оказывать, надавливая снизу под бедро в момент разгибания рук. Для страховки поддерживать под бедро и спину (особенно высокорослых и имеющих излишний вес).

И
Рис. 21.
з размахивания в упоре на руках махом вперед подъем
(рис. 21).

На махе вперед слегка опустить тело («провиснуть») и незначительно согнуться в тазобедренных суставах. При прохождении ногами линии жердей энергично разогнуться, отталкиваясь плечами от жердей, и, подавая плечи вперед, выйти в упор.

Основные моменты при обучении подъему махом вперед следующим:

Мах вперед должен быть достаточным для подъема;

Раннее начало подъема (когда ноги не дошли еще до линии жердей) приводит к движению тела вперед, а не вперед-вверх в направлении подъема, что является ошибкой.

Последовательность обучения:

Размахивание в упоре на руках;

Подъем махом вперед и сед ноги врозь;

Подъем махом вперед (с помощью и страховкой).

Помощь оказывать нажимом выхода в упор. При падении вперед поддерживать под грудь (падение вперед происходит в том случае, когда обучаемый при оказании очень сильной помощи не «чувствует» себя в упоре и поэтому при махе назад сгибает руки, что и ведет к падению).

Махом вперед соскок боком (рис. 22). Как только ноги на махе вперед пройдут вертикаль перенести центр тяжести тела на правую (левую) руку, послать ноги вперед-вверх в сторону соскока, энергично оттолкнуться левой (правой) рукой и повернуться боком; опираясь на правую (левую) руку, прогнуться и соскочить спиной к брусьям.

Последовательность обучения:

Размахивание в упоре на концах брусьев лицом наружу;

-
Рис. 22
то же, с соскоком боком (на низких брусьях);

То же, но в середине брусьев;

Махом вперед соскок боком (со страховкой).

Страховка: стоя сбоку со стороны опорной руки, быть готовым поддержать при падении.

Обучение упражнениям на брусьях требует прочного овладения техникой размахивания, а также хорошего развития силы мышц рук и плечевого пояса. Преждевременные попытки выполнить упражнение в целом, особенно слабо физически подготовленным и учащимися, могут привести к очень серьезным травмам.

Упражнения на брусьях разной высоты

Размахивания изгибами. Из виса на верхней жерди поднять ноги вперед, сгибаясь в тазобедренных суставах. Затем бросковым движением ног вниз и назад разогнуться полностью в тазобедренных суставах, упруго прогибаясь в пояснице, одновременно подать плечи вперед, сохраняя провисание на прямых руках. Весь этот цикл движений повторяется нужное количество раз, в определенном темпе без задержек.

Последовательность обучения:

1. Вис углом и вис стоя (прогнувшись) на гимнастической стенке.

2. Вис углом и вис лежа ноги сзади на низкой перекладине.

3. Размахивание изгибами в висе на верхней жерди.

Из виса присев на нижней жерди подъем в упор на верхнюю жердь. Из виса присев энергично выпрямить ноги, оттягиваясь по направлению вниз-назад и сохраняя полное провисание ног, резко нажать прямыми руками на верхнюю жердь вперед-книзу и, оттолкнувшись ногами, выйти в упор.

Последовательность обучения:

Из виса присев вис стоя согнувшись на гимнастической стенке;

Из виса стоя согнувшись на гимнастической стенке прямыми руками притягивание к стенке (полусогнувшись) с помощью;

Напрыгивание в упор на нижнюю жердь с помощью;

Из виса присев на нижней жерди подъем в упор на верхнюю жердь.

Страховка и помощь . Преподаватель стоит под верхней жердью справа от занимающегося, поддерживает и помогает: левой рукой под таз, правой – под бедро спереди.

Подъем переворотом в упор на нижней жерди . Из виса стоя на согнутых руках отвести одну ногу назад. Затем махом ею вперед-вверх и толчком другой ноги, не разгибая рук, соединить ноги, энергично направляя их вверх-назад черед жердь и опустить верхней частью бедер на жердь сверху. Напрягая мышцы передней поверхности ног и выпрямляя руки, энергично разогнуться в тазобедренных суставах и спине (не опуская ног), выйти в упор, поднять голову, прогнуться.

Последовательность обучения:

1. Из упора на нижней жерди опускание туловища вперед. Затем, разгибаясь и выпрямляя руки, упор.

2. Махом одной и толчком другой вис прогнувшись на нижней жерди с опорой ногами о верхнюю жердь и затем махом одной и толчком другой подъем переворотом в упор (с помощью).

3. Махом одной и толчком другой подъем переворотом.

Страховка и помощь. Преподаватель стоит слева спереди: левой рукой за ноги, правой – под спину и при выходе в упор левой рукой под плечо, правой – снизу под ноги.

Равновесие стоя на нижней жерди хватом за верхнюю жердь и соскок прогнувшись из упора присев на одной ноге на нижней жерди махом другой назад . Из равновесия, наклоняя туловище вперед и взявшись рукой за нижнюю жердь, принять упор присев на одной, другую вперед. Махом свободной ногой и энергичным отталкиванием опорной ногой перенести массу тела на опорную руку, соединить ноги и прогнуться. В начале движения вниз перехватиться с верхней жерди за нижнюю жердь, другую руку отвести в сторону (рис. 23).

П
оследовательность обучения:

1. Махом одной, толчком другой стойка на руках на полу с помощью.

Рис. 23
2. Стоя боком у гимнастической стенки, хватом одной рукой за стенку, махом одной и толчком другой ногой стойка на руках с помощью.

3. Выполнение соскоков с брусьев разной высоты.

Страховка и помощь : стоя сбоку у места приземления одной рукой поддерживать под плечо опорной руки, другой – под живот.

(брусья разной высоты)

1. Из виса стоя лицом к верхней жерди подъем переворотом махом одной, толчком другой в упор на нижней жерди.

2. Перемах левой с перехватом левой за верхнюю жердь и поворот направо с перемахом левой в сед на левом бедре снаружи, правую руку в сторону.

3. Хватом правой сзади сед углом.

4. Сгибая правую ногу, встать и равновесие на ней.

5. Хватом правой за нижнюю жердь упор присев, левую ногу вперед и соскок, прогнувшись, махом левой назад и толчком правой.

Комбинация для контрольного урока

(параллельные брусья)

1. Из размахивания в упоре на руках подъем махом вперед в сед ноги врозь.

2. Перемахом внутрь упор углом (держать).

3. Махом назад перемах в сед ноги врозь.

4. Кувырок вперед в сед ноги врозь.

5. Перехват сзади, перемах внутрь и мах назад.

6. Соскок махом вперед (углом) вправо (влево).

Вопросы:

1. Какие способы организации занимающихся используются при выполнении упражнений в висах и упорах?

2. Какие бывают хваты при выполнении упражнений в висах и упорах?

3. Какие бывают висы?

4. Какие существуют приемы при лазании по канату?

5. Что такое упор?

6. Что такое вис?

7. Как осуществляется страховка при выполнении подъема переворотом на перекладине?

8. Чем отличается упор от упора на руках?

9. Чем отличаются смешанные висы и упоры от простых?

10. В каком положении находится учащийся при выполнении виса прогнувшись?

Последовательность обучения.

1. Повторить положение упора на коне, бревне.

2. Упор лежа боком на полу и на гимнастической скамейке.

3. Перелезание полностью через коня в ширину(высота

90 см).

Страховка и помощь: стоя сбоку, со стороны, противоположной движению ног, двумя руками за плечо.

Комбинации и связки для совершенствования выполнения упражнений в простых и смешанных висах и упорах

Упражнения в смешанных висах

1. Вис присев - толчком двумя вис лежа - толчком двумя вис присев.

2. Вис стоя спиной к гимнастической стенке, хватом согнутыми руками на уровне головы- разгибая руки, вис стоя с прогнутым телом - возвращение в и. п.

3. Из виса согнувшись спиной к гимнастической стенке, разгибаясь в тазобедренных суставах и отводя руки назад, оттолкнуться ими и встать в о. с.

4. Подтягивание в висе лежа.

Упражнения в смешанных упорах

1. Упор лежа, руки на скамейке - упор лежа боком.

2. Упор сидя сзади на полу спиной к гимнастической скамейке

- упор лежа сзади - упор лежа боком - возвращение в и. п.

3. Упор лежа, руки на скамейке, покрытой матом, - толчком двумя упор стоя на коленях на скамейке- толчком двумя упор присев на скамейке и соскок вперед.

Упражнения в висах и упорах

1. Вис - вис согнув ноги - вис. Выполнить 5-6 раз.

2. Вис на согнутых руках - опускание в вис за 6-8 с. Выполнить 2-3 раза.

3. Подтягивание в висе (мальчики).

4. Из упора стоя прыжком упор на коне, бревне (держать 2-3 с)

- махом назад соскок. Повторить 5-6 раз.

5. Из упора стоя на коне, бревне прыжком упор- упор ноги врозь - упор и соскок махом назад.

Требования к уровню физической подготовленности учащихся III класса в подтягивании в висе (мальчики): 5 раз и больше - высокий; 3-4 раза - средний; 1 раз - низкий.

Требования к уровню физической подготовленности учащихся III класса в подтягивании из виса лежа (девочки): 16 раз и больше

Высокий; 7-11 раз - средний; Зраза и меньше - низкий.

В IV классе начинается обучение лазанью по канату в три приема, продолжается совершенствование навыков перелеза-ния через препятствия. Учащиеся осваивают новые виды висов и упоров, таких, как вис согнувшись и прогнувшись, вис на согнутых ногах и руках (вис завесом на двух), вис углом, продолжают повышать физическую подготовку за счет подтягиваний и подниманий ног в висе.

Лазанье по канату в три приема

Техника выполнения. Первый прием - из виса стоя, сгибая ноги, подтянуть колени к груди и захватить канат подъемами ног скрестно и коленями(рис. 144, а, б); второй прием - разгибая ноги, подтянуться на руках(рис. 144, в); третий прием - перехватиться руками как можно выше(рис. 144, г). Выполнение лазанья в три приема базируется на умении лазать по канату на согнутых руках с захватом каната ногами (III класс).

Последовательность обучения.

1. Повторить подводящие упражнения для обучения лазанью на согнутых руках с захватом каната ногами (III класс).

2. Повторить лазанье по канату в висе на согнутых руках с захватом каната ногами.

3. На полу фронтально имитировать основные положения те ла в лазанье в три приема:

О. с, руки вверх (и. п. для лазанья в три приема);

Присед, руки вверх - первый прием;

Из приседа, руки вверх, встать и согнуть руки - второй прием;

Из о. с. с согнутыми руками - руки поочередно вверх (третий прием, перехват).

4. Эти же движения, но на гимнастической стенке:

- стоя лицом к гимнастической стенке, взяться прямыми руками за рейку повыше (и. п. для лазанья в три приема);

- толчком двумя ногами вис, присев на второй (третьей) рейке,

Первый прием;

- разгибая ноги, согнуть руки - второй прием;

- выполнить перехват повыше - третий прием. Опускание начинать с перехвата:

- перехват руками в вис стоя на согнутых руках;

- разгибая руки, согнуть ноги и принять вис присев;

- опустить ноги на пол и принять и. п.

5. В висе на канате на прямых руках захватить канат ногами и коленями. Выполнить 2-3 раза.

6. В висе на канате с захватом его ногами, разгибая ноги, подтянуться как можно выше. Повторить 5-6 раз.

7. Лазанье в три приема по канату.

Типичные ошибки: 1) неправильный захват ногами; 2) при

выполнении второго приема ноги проскальзывают вниз; 3) при выполнении второго приема тело недостаточно высоко подтягивается; 4) при выполнении третьего приема недостаточно высоко выполняется перехват руками; 5) не соблюдаются приемы при опускании вниз.

Перелезание через бревно высотой 1 м

Техника выполнения. В целом похожа на технику перелезания через бревно высотой 90 см (III класс). Однако из упора перемах надо делать не в упор вне, а сразу в упор ноги врозь одной (упор верхом). Ноги должны быть прямыми. После этого, опираясь на одну руку, перемахом другой ногой сделать соскок с поворотом налево или направо, боком к бревну (рис. 145).

Последовательность обучения.

1. Повторить, упор на бревне.

2. В упоре лежа на полу переносить тяжесть тела с одной руки на другую.

3. То же в упоре на бревне, коне.

4. Стоя перед гимнастической скамейкой, выполнить пере-мах

одной ногой и встать в стойку ноги врозь одной,впередремахом другой ногой встать спиной к скамейке.

5. Держа гимнастическую палку впереди внизу, сделать перемах одной ногой вперед, перемах другой ногой с переводом палки за спину.

Типичные ошибки: 1) перемах выполняется без переноса тяжести тела на опорную руку; 2) перемах выполняется с согнутыми ногами.

Страховка и помощь: при перемахах стоять сбоку на противоположной стороне от ноги, выполняющей перемах, держать за руку двумя руками выше локтя.

Преодоление препятствий

Задача обучения состоит в том, чтобы научить детей умению использовать изученные способы перелезания в более сложных условиях. Для решения этой задачи увеличивается высота снаряда, усложняется техника преодоления препятствий, используются полосы препятствий. Комбинации упражнений для преодоления полосы препятствий вначале должны быть простыми и состоять из 2-3 элементов. Например, пройти по рейке гимнастической скамейки, перепрыгнуть через другую, перелезть через бревно высотой 80-100 см одним из способов, изученных в III классе. Следующий вариант может быть таким: пройти 5 м на носках, руки за головой, пробежать по гимнастической скамейке, влезть по

гимнастической стенке до пятой рейки и пройти приставными шагами влево по всей гимнастической стенке, сойти на пол, пробежать 5 м и прыгнуть в обруч, пройти 3 м и перелезть через бревно.

Можно подготовить и такую полосу препятствий. Около крайних пролетов гимнастической стенки ставят две скамейки поперек, на расстоянии 2 м от концов скамеек устанавливают бревно высотой 1 м; в 3 м от бревна устанавливают стойки для прыжков и натягивают веревочку на высоте 60 см (рис. 146).

Преодоление полосы препятствий начинают двое учеников от исходной линии в 2 м от средних пролетов гимнастической стенки. По команде учителя они подбегают к стенке, влезают до верхней рейки, один передвигается вправо, другой влево до крайних пролетов и, спустившись вниз, проходят по скамейке, руки за голову, соскакивают и подбегают к бревну, перелезают через него любым способом, бегут и перепрыгивают через веревочку, обегая справа и слева стойки и бревно, возвращаются на свои места. Полосы препятствий могут быть самые различные в зависимости от задачи урока и соответствующих условий.

Для полос препятствий можно широко использовать обручи, набивные мячи, булавы и другие снаряды.

Висы и упоры

Вис согнувшись (рис. 147) выполняется на перекладине, брусьях, кольцах. Тело согнуто в тазобедренных суставах примерно под углом 50-70°, спина округлена, голова слегка наклонена к груди, руки прямые. Закончить упражнение можно переходом в вис стоя сзади или, опуская таз, в вис присев.

Вис углом (рис. 148) выполняется на гимнастической стенке, перекладине, кольцах, брусьях. Из виса поднять прямые ноги до горизонтального положения. Можно выполнить и следующим образом: из виса принять вис согнув ноги и после этого разогнуть ноги в вис углом.

Вис прогнувшись (рис. 149) выполняется на гимнастической стенке, перекладине, кольцах, брусьях. к

Вису прогнувшись желательно начинать обучать на гимнастической стенке. Из виса стоя сзади согнувшись к гимнастической стенке толчком ног перейти в вис прогнувшись. В положении виса прогнувшись руки должны быть абсолютно прямыми(не подтягиваться). Затылок, спина, ноги и пятки касаются стенки, голова несколько наклоняется назад(рис. 150). Выполнять с помощью. Помощь оказывать, стоя сбоку, под плечо и ноги.

Вис на согнутых ногах и руках(рис. 151) выполняется на пе-

рекладине или брусьях р/в. Из виса стоя толчком двух ног, сгибая их, сделать перемах двумя и принять вис на согнутых ногах и руках (вис завесом двумя). Можно выполнить и другим способом: из виса стоя сзади с наклоном вперед толчком двумя, через вис согнувшись, вис на согнутых ногах и руках.

Вис на одной (рис. 152): хват на ширине плеч, одна нога, согнутая в колене, кладется на перекладину, жердь, другая - прямая и немного опущена вниз, тело немного прогнуто, голова слегка наклонена назад. Страховать, стоя сбоку, одной рукой за запястье, другой за голень ноги, выполняющей завес. Выполняется из виса стоя сзади, толчком двумя, через вис согнувшись сзади, перемахом одной ногой.

Вис на одной вне (рис. 153) выполняется аналогично вису на одной (завесом), только согнутая нога находится не между руками, а снаружи.

Вис на согнутых ногах (рис. 154) выполняется на перекладине и брусьях р/в. Ноги вместе, согнуты в коленях, тело выпрямлено, слегка прогнуто, голова наклонена назад. Страхуют, стоя сбоку, за

голени, чтобы ноги не разгибались в коленных.суставах Выполнять упражнение из виса на согнутых ногах и руках(виса завесом двумя), опуская руки и выпрямляясь. Вначале руки опускают поочередно, а затем одновременно. При переходе из виса на согнутых ногах и руках в вис на согнутых ногах страхуют одной рукой за голени сверху, а другой поддерживают под спину.

Упор на брусьях (рис. 155), перекладине, брусьях р/в (рис. 156). Руки прямые, туловище и ноги составляют почти прямую линию, голова прямо. Обучение начинать с освоения упора на брусьях после повторения упоров на бревне и коне (III класс).

1. Из упора стоя поперек на концах брусьев прыжком в упор.

2. То же на середине.

3. Из виса стоя на

Комбинации и связки для совершенствования выполнения упражнений в висах и упорах

На перекладине или брусьях р/в

1. Из виса лежа быстрое сгибание и разгибание рук. Повторить

2. Из виса присев толчком ног вис согнувшись (удержать 2-3 с). Повторить 3-4 раза.

3. Из упора опускание вперед в вис присев.

4. Из упора опускание в вис углом с помощью и без нее (мальчики) .

5. Вис присев - толчком двумя перемах одной, согнув ногу, в вис на одной (завесом) с последующим возвращением в и. п.

6. То же, но перемах двумя в вис на согнутых ногах и руках (вис завесом на двух).

На гимнастической стенке

1. Лицом к стенке вис на согнутых руках, держать 5-6 с. Пауза 8- 10 с и еще раз повторить.

2. Из виса на верхней рейке поочередными перехватами рук опускание вниз.

3. Из виса спиной к стенке поднимание согнутых ног. Повторить

4. То же, но удержание согнутых ног и разгибание их вперед в вис углом и медленное опускание в вис.

На гимнастической скамейке

1. В упоре лежа, руки на скамейке, сгибание и разгибание Рук (мальчики - 8-10 раз, девочки - 5-6 раз).

2. В упоре лежа сзади сгибание и разгибание рук (мальчики - 5-6 раз, девочки - 3-4 раза).

3. Из упора лежа, руки на скамейке, покрытой матом, толчком

ног в упор присев и прыжок вперед в положение правильного приземления.

Комбинация упражнений в висах и упорах для контрольного урока

Перекладина (низкая)

Из виса стоя прыжком в упор - опускание вперед в вис присев

- толчком ног перемах ногами под перекладиной в вис согнувшись - поочередно отпуская руки, вис на согнутых ногах - поднимая туловище вперед, вис на согнутых ногах и руках(вис завесом двумя) - разгибая ноги и опуская их назад, вис стоя сзади

- отпуская руки, шагом вперед о. с.

Требования к уровню физической подготовленности учащихся IV класса в подтягивании в висе(мальчики): 5 раз и больше- высокий, 3-4 раза - средний; 1 раз - низкий,

Требования к уровню физической подготовленности учащихся IV класса в подтягивании из виса лежа (девочки): 18 раз и больше

Высокий; 8-13 раз - средний, 4 раза и меньше - низкий.

Начиная с V класса, усиливается дифференцированный подход к мальчикам и девочкам при выборе снарядов, упражнений, их дозировке. Мальчики для выполнения висов и упоров используют перекладину и брусья, а девочки - брусья р/в. Все учащиеся V класса продолжают совершенствоваться в лазанье по канату в три приема и упражнениях в смешанных и простых висах и упорах. Мальчики на перекладине осваивают вис согнувшись прогнувшись, перемахи ногами, упор ноги врозь правой (левой), из упора ноги врозь правой (левой) соскок перемахом одной вперед с поворотом налево (направо). На брусьях - разновидности упоров (упор на предплечьях, руках) и Седов (сед ноги врозь, сед на бедре).

Девочки на брусьях р/в осваивают вис на в/ж, вис присев и лежа на н/ж, вис лежа ноги врозь правой (левой), упор сзади.

И мальчики и девочки продолжают работу по улучшению физической подготовленности, используя для этого подтягивание

и поднимание прямых ног в висе(мальчики) и подтягивание из виса лежа (девочки).

Перекладина (низкая)

Одним из сложных элементов на перекладине является вис прогнувшись (см. рис. 135, IV класс).

Техника выполнения. Из виса стоя сзади согнувшись толчком ногами принять вис согнувшись, разгибаясь в тазобедренных суставах, вис прогнувшись. Тело прогнуто и находится в вертикальном положении головой вниз. Руки на ширине плеч хватом сверху, ноги вместе, носки оттянуты. Голова наклонена назад.

Последовательность обучения.

1. Из виса стоя сзади повторить вис согнувшись.

2. Из виса стоя сзади согнувшись на гимнастической стенке толчком ног в вис прогнувшись (IV класс).

3. Из виса стоя сзади толчком двумя в вис согнувшись на перекладине и вис прогнувшись, опуская ноги назад, вис стоя сзади

и шагом вперед в о. с.

Типичные ошибки: 1) чрезмерно большой прогиб тела; 2) сгибание рук во время выполнения виса прогнувшись; 3) голова наклонена вперед.

Страховка и помощь: стоя сбоку, одной рукой поддерживать за ноги, другой держать за запястье.

Упор ноги врозь одной (упор верхом) и соскок с перемахом другой с поворотом на 90°

Техника выполнения. Из упора перемахом одной принять упор ноги врозь (рис. 157, кадры 1-2). Тело выпрямлено, руки прямые, голова прямо, ноги широко разведены врозь: одна нога вперед, другая назад под одинаковым углом к полу. В зависимости от тогои ", какая нога впереди, упор носит соответствующее название. Например, упор ноги врозь правой, если правая нога впереди. Для выполнения соскока перемахом с поворотом на90°, необходимо предварительно одну руку, одноименную повороту, перехватить в хват снизу. Ногу, вокруг которой выполняется поворот, не опускать и не сгибать (рис. 157, кадры 2-3).

Последовательность обучения.

1. На бревне повторить преодоление препятствий указанным способом (IV класс).

2. Из упора на низкой перекладине перемах в упор ноги врозь

вне правой (левой) - перехватом одной руки упор ноги врозь правой (левой) - перемахом другой соскок с поворотом на 90°. 3. Из упора перемахом одной упор ноги врозь правой (левой) - перемахом левой (правой) соскок с поворотом на 90°.

Типичные ошибки: 1) в первой половине, когда из упора выполняют перемах вперед, сгибают ноги; 2) в упоре ноги врозь ноги мало разведены, туловище согнуто, голова опущена; 3) при выполнении соскока опускается нога, вокруг которой выполняется поворот; перемах делают согнутой ногой, сгибают опорную руку.

Страховка и помощь: аналогичны страховке и помощи при

преодолении бревна высотой 1 м (IV класс).

Комбинация для контрольного урока

Из виса стоя сзади толчком двумя ногами

вис согнувшись

1,0 балла.

Вис прогнувшись

2,0 балла.

Вис согнувшись и перемахом согнув ноги

опускание в вис присев

0,5 балла.

Вис стоя и прыжком в упор

0,5 балла.

Перемах правой в упор ноги врозь

3,0 балла.

Соскок перемахом левой с поворотом

3,0 балла.

Требования к уровню физической подготовленности мальчиков V класса в подтягивании на перекладине в висе: 6 раз и больше - высокий, 4-5 раз - средний, 1 раз - низкий.

Учащиеся V класса совершенствуют выполнение упоров. Для этого рекомендуются следующие упражнения.

1. В упоре провисание и поднимание тела в плечевых суставах.

2. Передвижение в упоре. Например, на концах жердей прыжком принять упор и, поочередно переставляя руки, передвигаться вперед. Дойдя до другого конца жердей, соскочить. Если ученик не может дойти до конца, то соскочить внутрь брусьев.

3. Передвижение в сочетании с поворотами.

Упор на предплечьях

Техника выполнения. Туловище и ноги составляют прямую линию, голова прямо. Кисть несколько смещена кнаружи, а локоть внутрь. Между плечом и предплечьем угол 90°. Такое расположение предплечий позволяет

избежать соскальзывания локтей при выполнении упражнений (рис. 158). Предварительно целесообразно изучить упор лежа и лежа сзади на предплечьях на полу, затем на брусьях научить правильному хвату кистями и расположению предплечий. После этого научить упору на предплечьях.

Упор на руках

Техника выполнения. В упоре тело держат прямо без провисания в плечевых суставах. Кистями рук, незначительно согнутых в локтевых суставах, обхватывают жерди, опираясь на них преимущественно снаружи (рис. 159). При выполнении упора на

руках ширину жердей необходимо определять по длине -пред плечья. Правда, удержаться на таких жердях на первых порах

нелегко, но в процессе занятий мышцы плечевого пояса быстро укрепляются и данная ширина жердей становится привычной и удобной для изучения и выполнения махов. Чтобы не было больно рукам, на жерди можно надевать поролоновые прокладки. Для укрепления мышц плечевого пояса и предотвращения провисания в плечах целесообразно выполнять в упоре на руках поднимание и опускание тела за счет уменьшения или увеличения угла между плечами и жердями. Нормальным

расположением плеч по отношению к жердям считается такое, когда угол составляет около 45°.

Сед ноги врозь

Техника выполнения. Из упора махом вперед

развести ноги и положить их на жерди задними

поверхностями бедер.

Руки прямые, опираются

сзади, туловище выпрямлено, голова прямо (рис.

160). Упражнение

является

исходным

конечным положением для выполнения подъемов

и стоек в последующих классах.

Сед на бедре

Техника выполнения. Из седа ноги врозь перемахом одной принять сед на бедре(рис. 161). Ноги

расположены снаружи. Одна

согнутая в

колене, опирается всей нижней

поверхностью

бедра на жердь, а другая отведена назад, носки от-

тянуты. Голень согнутой ноги параллельна отве-

денной назад прямой ноге, туловище и голову

держать прямо. Опору на жерди можно выполнять обеими руками

или одной рукой, другую в сторону.

1. На концах жердей прыжком упор

и передвижение до середины брусьев

3,0 балла.

2. Махом ногами вперед сед ноги врозь

2,0 балла.

3. Перемахом правой сед на правом бедре,

держась правой рукой, левую в сторону

2,0 балла.

4. Хватом левой впереди правой ноги толчком

правой руки соскок с поворотом направо кругом,

приземлиться левым боком к брусьям

3,0 балла.

Брусья р/в

Вис на в/ж

С упражнениями в висах учащиеся ознакомились еще IIво классе, где они освоили вис на гимнастической стенке. Различие состоит в том, что, в висе на в/ж тело не зафиксировано, а

свободно. Для совершенствования виса можно предложить следующие упражнения: с помощью принять вис на в/ж - вис согнув ноги - вис - соскок вниз. Следует отметить, что вис является

основным исходным положением для выполнения многих упражнений на брусьях р/в.

Вис присев на н/ж

Техника выполнения. Это такое положение учащихся на брусьях р/в, при котором ученица висит на в/ж и носками согнутых ног опирается о н/ж(рис.

Последовательность обучения: из виса, сгибая ноги, принять вис присев - вис согнув ноги - вис и соскок вниз.

Страховка и помощь: стоя сбоку, поддерживать одной рукой под спину, другой под ноги.

Вис лежа на н/ж

выполнения. В

должно быть прямым и немного прогнутым, го-

лова слегка наклонена назад, руки прямые, опора

задней поверхностью бедер на н/ж (рис. 163).

Последовательность обучения: в V классе вис

лежа на н/ж можно принять

виса через

присев. Из

виса лежа принять

вис лежа со-

гнувшись на н/ж, затем вис согнув ноги и вис, соскок вниз.

Вис лежа ноги врозь одной (верхом)

Техника выполнения. Вис лежа ноги врозь можно выполнить различными способами, но с

последовательности

обучения

целесооб-

опирается задней поверхностью бедра на н/ж, другая находится ниже жердей (рис. 164).

Упор сзади

Техника выполнения. Упор сзади наиболее удобно принять из виса лежа на. нПоследовательными/ж перехватами рук за н/ж перейти в упор -сзади своеобразный сед на жерди (рис. 165).

Комбинация для контрольного урока

Из виса на в/ж вис согнув ноги

1,0 балла.

Вис присев на н/ж

1,0 балла.

Толчком ног вис лежа ноги врозь правой

2,5 балла.

Перемах левой в вис лежа на н/ж

2,0 балла.

Перехватом рук упор сзади

1,5 балла.

Махом вперед соскок с поворотом налево

2,0 балла.

Требования к уровню физической подготовленности девочек V класса в подтягивании из виса лежа: 19 раз и больше - высокий; 10-14 раз - средний; 4 раза и меньше - низкий.

Перекладина низкая

Мальчики VI класса совершенствуют выполнение перемахов, осваивают: упор сзади; соскок махом назад из упора; махом одной, толчком другой подъем переворотом. Продолжают повышать уровень физической подготовленности за счет подтягиваний на перекладине и подниманий прямых ног на гимнастической стенке.

Упор сзади

Техника выполнения. Из упора перемах одной в упор ноги врозь (упор верхом) правой (левой) и перемахом другой принять упор сзади (рис. 166). Руки в упоре сзади прямые, туловище и ноги составляют почти прямую линию, голова прямо. Предварительно повторить упор лежа сзади на полу. То же, но руки на гимнастической скамейке, упор сзади на коне, бревне.

Из упора соскок махом назад

Техника выполнения. В упоре медленно согнуться в тазобедренных суставах, не задерживаясь, быстро разогнуться вверхназад от перекладины. Отталкиваясь руками и разводя их в стороны, прогнуться. Вначале обучения целесообразно соскок -вы полнять в вис стоя.

Страховать, стоя сбоку, за запястье и под бедро.

Подъем переворотом махом одной, толчком другой

Техника выполнения. Из виса стоя на согнутых руках энергичным махом одной ногой вверх-назад(через перекладину) и толчком другой согнуться в тазобедренных суставах, подтягиваясь, перенести прямые ноги через перекладину. Затем, опираясь на нее бедрами и руками, разогнуть руки, отвести голову назад, выпрямиться и принять положение упора (рис. 167).

Последовательность обучения.

1. Из виса на гимнастической стенке поднимание прямых ног повыше (2-3 раза).

2. Из виса стоя спиной к гимнастической стенке толчком одной

и махом другой поднять ноги повыше; опуская ноги, вернуться в

и. п. Повторить 3-4 раза.

3. Из виса стоя на согнутых руках махом одной, толчком другой подъем переворотом с помощью и самостоятельно в упор и соскок махом назад.

Типичные ошибки: 1) в начале упражнения в и. п. таз уводится предварительно назад, ноги находятся не под перекладиной, что вызывает нарушения в координации движений при махе вперед и затрудняет выполнение подъема; 2) мах ногой выполняется не вверх-назад, а вперед-вверх с разгибанием рук и преждевременным наклоном головы назад; 3) отведение головы

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Зерноградский педагогический колледж»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока физической культуры,

проведенного 30.10.2015 г. в 4 «А» классе

МБОУ СОШ УИОП г. Зернограда

студенткой ГБПОУ РО «ЗернПК»

Изосовой Анастасией Александровной

Учитель: О.А. Антипкина

Методист: Ж.А. Тимошенко

_____________________

(подпись)

Зерноград

Класс: 4 «А»

Тема урока: « Гимнастика. Висы на гимнастической стенке ».

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представления о висах на гимнастической стенке.

Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов:

1.Освоение правил здорового и безопасного образа жизни;

2.Развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладения и умения мобилизировать свои личностные и физические ресурсы стрессоустойчивости.

Направленные на достижение метапредметных результатов:

1.Умение планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;

2.Осуществление взаимного контроля;

3.Формирование умения работать в коллективе, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Направленные на достижение предметных результатов:

1.Профилактика осанки;

2.Освоение способов двигательной деятельности;

3. Совершенствование у учащихся техники выполнения висов на гимнастической стенке

Инвентарь для учителя: спортивная форма, свисток, баскетбольные мячи, фишки, объяснительно - иллюстративный материал.

Инвентарь для учащихся: спортивная форма.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

I .Организационный этап

Приветствует обучающихся:

«Здравствуйте! Меня зовут Анастасия Александровна.

И сегодня урок физической культуры проведу у вас я».

Создает эмоциональный настрой на изучение нового материала.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Озвучивает тему и цель урока.

Напоминает про технику безопасности и технику дыхания на уроках физкультуры.

Воспринимают на слух информацию учителя.

Вступают в диалог и вспоминают ТБ при выполнении разминки

Личностные: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку физической культуры.

II. Этап актуализации знаний

Дает команду: «Равняйсь! Смирно!».

Дает команду: «Направо!»

Дает команду «Шагом марш!».

Дает команду «Руки на пояс ставь, на носках марш!»

Дает команду «Руки за голову ставь, ходьба на пятках марш!»

Дает команду: «Обычным шагом марш!»

Дает команду: «Руки на пояс ставь, приставными шагами правым боком марш!»

«Левым боком марш!»

«Обычным бегом марш!»

«Восстановление дыхания.»

«Направляющий на месте – остальные на месте левой, левой 1-2-3.»

Стой! Раз-два! Налево!»

Дает команду: «В две шеренги становись!».

Дает команду: «На вытянутые руки разомкнись!».

Проводит ОРУ на месте (см. Приложение №1) .

Внимательно слушают учителя.

Выполняют ходьбу с заданием.

Выполняют бег с заданием.

Выполняют ОРУ в кругу.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Личностные:

установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

III. Изучение нового материала.

Проводит беседу о висе на гимнастической стенке. (см. Приложение №2 ).

Объясняет технику безопасности при висе на гимнастической стенке. (см. Приложение №3 ).

Объясняет технику выполнения виса на гимнастической стенке. (см. Приложение №4)

Показывает технику выполнения висов на гимнастической стенке.

Контролирует выполнение висов у учащихся.

Микроитог.

Вступают в диалог с учителем.

Учащиеся знакомятся с техникой безопасности на слух.

Наблюдают за техникой выполнения

бега по пересечённой местности.

Внимательно наблюдают за учителем.

Выполняют висы

Познавательные: знакомятся с техникой выполнения бега по пересечённой местности

и четко следуют ей.

Регулятивные: выявление и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; прогнозировать результат усвоения изучаемого материала.

IV. Первичное осмысление и закрепление

Проводит подвижную игру «Охотники и утки.»

Проводит малоподвижную игру

«Маскировка в колоннах.»

(см. приложение №5).

Создает эмоциональный настрой и обеспечивает мотивацию выполнения.

Микроитог.

Принимают активное участие в играх.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу в процессе участия в игре.

V. Итог урока. Рефлексия

Дает команду: «Класс в одну шеренгу становись! Равняйсь! Смирно!».

Подводит итог урока.

Обобщает полученные знания учащихся на уроке:

1.Чем мы сегодня занимались на уроке?

2.Какую технику упражнений мы сегодня повторили?

3. Что такое вис?

4. Главное условие безопасности занятий при выполнении упражнений в висах?

Учащиеся вступают в диалог с учителем и поводят итог урока.

Личностные:

Понимают значение знаний для человека, прогнозируют уровень достигнутого на уроке.

Приложения

Приложение № 1.

Комплекс общеразвивающих упражнений без предмета

1. Наклоны головы.

И. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – наклон головы вперед; 2 – наклон головы назад, 3 – наклон головы вправо, 4 – наклон головы влево.

2. Круговые вращения головы .

И. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – 4 – круговые движения головой вправо; 5 - 8 – в другую сторону.

3. Круговые вращения в плечевых суставах.

И. п. – ноги на ширине плеч, руки к плечам. 1 – 4 – вращения вперед; 5 – 8 – то же назад.

4. Рывки руками с поворотом в сторону .

И. п. – ноги на ширине плеч, руки перед грудью. 1 – 2 – рывки руками перед грудью; 3 – 4 – рывки руками с поворотом вправо.

5. Наклон вперед.

И.п. - ноги врозь, руки в стороны.1-наклон к левой ноге, левую руку за пояс, правую - за голову; 2 - И.п.; 3 - наклон вправо, правую руку за пояс, левую - за голову.

6. Наклоны.

И. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1- наклон туловищем вперед, 2- наклон назад, 3 – наклон вправо, 4 – наклон влево.

7. Выпады вперед.

И. п. - основная стойка. 1 - выпад правой ногой вперед; 2-3 пружинистые движения; 3- прыжок смена ноги.

8. Приседания. И. п. – руки на поясе, ноги вместе. Девочки 10 раз, мальчики 15 раз.

9. Прыжки с хлопком.

И. п.- ноги на ширине плеч, руки на поясе; 1-3 - три прыжка на месте; 4 - прыжок, сгибая ноги вперед и хлопок ладонями о колено.

10. Упражнения на восстановление дыхания.

Приложение №2

Беседа «Вис на гимнастической стенке».

Вис- это положение тела, при котором плечи находятся ниже точек хвата.

Хват- способ удержания за снаряд: сверху, снизу, широкий, узкий.

Виды висов: вис, вис на согнутых руках, - при выполнении которых учащиеся держится за снаряд только руками и смешанные висы: вис стоя, вис лежа, вис присев, где ос наряда можно опираться другими частями тела.

С помощью упражнений в висах решаются задачи не только общефизического, но и прикладного характера. Навыки выполнения упражнений в простых и смешанных лесах используют в туризме на прогулках подвижных играх. Упражнения в весах применяется или развития силы и силовой выносливости, особенно мышц и связок рук и плечевого пояса, брюшного пресса, спины. Они положительно влияют на позвоночник и мышечный корсет, который его окружает. Многие упражнения заканчиваются со скобками и приземление поэтому при обучении следует постоянно соблюдать меры безопасности.

Приложение №3

«Техника безопасности при висе на гимнастической стенке»:

Главное условие безопасности занятий при выполнении упражнений в висах- надежность хватов.

На это следует постоянно обращать внимание учащихся.

Для страховки применяют батут, маты, пояс для страховки, перчатки, ладонные накладки.

Учащийся должен:

Внимательно слушать и четко выполнять задания учителя;

Во время передвижения смотреть вперед, соблюдать достаточные интервал и дистанцию, избегать столкновений;

Учащимся нельзя:

Покидать место проведения занятия без разрешения учителя;

Толкаться, ставить подножки и движении;

Залезать на баскетбольные фермы, виснуть на кольцах;

Жевать жевательную резинку;

Мешать и отвлекать при объяснении задания и выполнении упражнений;

Выполнять упражнения с влажными ладонями;

Резко изменять направление своего движения.

Приложение № 4

«Техника выполнения при висе на гимнастической стенке»:

Демонстрация виса на гимнастической стенке. Демонстрация приемов раскачивания и подтягивания на гимнастической стенке из положения в висе.

Вис спиной к гимнастической стенке.

Нужно подойти шведской стенки, встать на вторую нижнею рейку, руками сделать хват, повернуться спиной к стенке, принять положение виса. При выполнении упражнения быть внимательным. Поднятие ног в висе под прямым углом. В висе поднять ноги до прямого угла. Держать 3 секунды.

Подтягивание в висе.

Выполняют подтягивание у шведской стенки. Исходное положение, вис хватом сверху. Ученик подтягивается до перехода подбородком рейки, без пауз отдыха, раскачиваний, и гипотония ног в коленях. Тело прямое, ноги сомкнутые. Ноги стоят на 2 нижние рейке. Удержание тела зависит держать 15 секунд.

Подтягивание в висе под углом 45 градусов.

Разделить класс на 4 группы.

Нужно подойти к шведской стенке, встать на вторую нижнюю рейку под углом 45 градусов. Руками сделать хват, ноги вместе.

Выполнение подтягивания в висе. Количество 10 раз.

Исходное положение, вис хватом сверху. При выполнении упражнения быть внимательным.

Приложение № 5

Описание подвижной игры «Охотники и утки»

Одна из команд – «утки» - становится в середину большого, заранее очерченного круга, другая – «охотники» - снаружи круга. Охотники стараются попасть волейбольным мячом в уток. Утки, которых коснулся мяч, выходят из игры. Роли меняются, когда охотники пересалят всех уток. Выигрывает команда, которая за меньшее количество времени выбьет уток.

Указания к игре . 1) Утки могут бегать только в кругу, а охотники бить уток только со своего места; 2) Следует обратить внимание играющих на то, что охотникам выгодно перебрасывать мяч друг другу и бить им в уток только тогда, когда те находятся близко от игрока с мячом; 3) можно выигрыш подсчитать не по времени, а по количеству ударов мячом по уткам, причём пасовка за удар не считается.

Малоподвижная игра «Маскировка в колоннах»

Класс построен в круг и во время игры идут по кругу или разбегаются.

По произвольному сигналу учителя «Копна!», «Тропинка!», «Кочки!», играющие образуют круг с поднятыми руками (копна); кладут руки на плечи впереди идущих (тропинка); приседают (кочки).

    Упражнение уголок для пресса является одним из самых эффективных статическим инструментом для прокачки для мышц пресса. В отличие от динамических нагрузок, которые способствуют росту мышц и проявлению рельефа, статические упражнения позволяют увеличить силу мышечного волокна и развить выносливость.

    Поэтому упражнение для пресса «уголок» в меньшей степени подходит для новичков. К тому же, чтобы добиться подтянутой фигуры, больше времени в процессе тренировке лучше уделить динамическим упражнениям, а статические оставить для «добивания» тренируемых мышц в самом конце. Для разной степени подготовки спортсмена существуют различные вариации выполнения этого упражнения. Далее мы рассмотрим особенности каждого из них, изучим технику выполнения, а также узнаем влияние на конкретные мышцы при выборе определенного вида «уголка». Самые популярные виды этого упражнения следующие:

    • Уголок на полу;
    • Уголок на шведской стенке;
    • Уголок на турнике.

    «Уголок» на полу

    Упражнение уголок для пресса на полу выполняется путем подъема и удержания тела на кистях в зафиксированном положении. Рекомендуемое время – 30 секунд по 3-4 подхода. Не случайно мы выбрали этот вид упражнения первым, так как с него мы рекомендуем начинать свой прогресс в уголке всем начинающим.

    Техника выполнения

  1. Исходное положение – сидя на ягодицах, ноги ровные с вытянутыми носками. Спина также прямая. Руки расположены параллельно корпусу,а кисти упираются в пол.
  2. Теперь необходимо с помощью упора кистей рук в пол и приподнимания плеч оторвать ягодицы от пола. Важно! При отрыве корпуса от пола таз немного сдвигается назад.
  3. Теперь при помощи мышц нижнего пресса от пола отрываются вытянутые ноги и удерживаются максимальное количество времени на весу. И не зря же у нас упражнение имеет геометрическое название — уголок. Так вот, как мы знаем, угол может быть разным. Для начала вы можете держать ноги параллельно полу. Со временем можно прогрессировать в упражнении, поднимая ноги все выше и выше. Руки могут быть в трех вариантах расположения — прямые, чуть согнутые в локтях и полностью упор на локтях.

Учащиеся I класса осваивают лазанье по наклонно поставлен­ной скамейке, по гимнастической стенке, подтягивание лежа на животе по горизонтальной скамейке, перелезание через горку матов и гимнастическую скамейку. Лазанье и перелезание свя­заны с преодолением препятствий и имеют прикладное значе­ние. Упражнения в лазанье и перелезаний - это активные дви­гательные действия, при выполнении которых в работу включа­ются все звенья двигательного аппарата. Кроме того, обеспечи­вается общее физическое воздействие на большое количество мышечных групп, что важно для развития силы, скоростной си­лы и ловкости, а также воспитания смелости и уверенности в своих действиях. Наличие большого разнообразия приемов в лазанье по различным гимнастическим снарядам (наклонно по­ставленным гимнастическим скамейкам, гимнастической стен­ке, канатам, шестам), перелезание через гимнастическое брев­но, коня, горку матов делают эти упражнения доступными для Учащихся всех возрастных групп. На занятиях основной гимна­стикой в младших классах упражнения в лазанье проводятся в

смешанных упорах и висах. Лазанье в смешанных упорах и ви­сах гораздо легче, нежели на одних руках, так как при выпол­нении лазанья в смешанных висах в работе принимают участие руки, ноги и мышцы туловища. Учитывая трудность упражне­ний в лазании, необходимо проводить их, начиная с простых приемов, таких как лазание по наклонно поставленным гимна­стическим скамейкам, гимнастической стенке, наклонно и го­ризонтально подвешенным канатам, а затем уже переходить к изучению приемов лазания по вертикальному канату.

Лазанье по наклонно поставленным скамейкам

Техника выполнения. Лазанье в I классе осуществляется по наклонно поставленным скамейкам под углом 30° в упоре при­сев и стоя на коленях одноименным (движение левой ногой со­четается с движением левой рукой или правой ногой и правой рукой) и разноименным (движение левой ногой сочетается с движением правой рукой и наоборот) способами (рис. 115).

Последовательность обучения.

    Выполнять на полу положения упор присев и упор стоя на коленях.

    То же, но на гимнастических скамейках, поставленных па­раллельно друг другу. Ученики по 5-8 человек выстраиваются у каждой скамейки лицом к ней на равном расстоянии друг от друга. По команде учителя садятся верхом на нее, захватывают руками края скамейки и, опираясь на руки, ставят поочередно ноги на скамейку, принимая положения упора присев и упора стоя на коленях (повторять каждое положение 2-3 раза). Уп­ражнения выполняются фронтально всем классом.

    Лазанье по горизонтальным скамейкам в упоре присев од­ноименным способом. Учащиеся выстраиваются в колонне по одному к узкой стороне каждой из 4-5 скамеек. По распоряже-

нию учителя ученики, стоящие первыми в колоннах, опирают­ся руками о края скамейки и начинают передвигаться. Как только первые ученики продвинутся на 1-2 м вперед, лазанье начинают вторые и так далее поточным способом. Ученик, окончивший упражнение, встает сзади своей колонны.

    То же разноименным способом.

    То же, что и упражнения 3, 4, но в упоре стоя на коленях.

    То же, что и упражнения 3, 4, 5, но по наклонно поставлен­ным под углом 30° скамейкам. Для выполнения этих упражне­ний необходимо к скамейкам укрепить крючки для подвешива­ния их к гимнастической стенке.

Типичные ошибки: неправильная координация движений ру­ками и ногами.

После освоения лазанья по скамейкам в упоре присев и упоре стоя можно начинать подтягивание лежа на животе по горизон­тальной скамейке, которое является подводящим упражнением для подтягивания из виса лежа и виса. Упражнение начинается из положения лежа на животе на одном из концов скамейки, го­ловой к ее противоположному концу. Руками взяться подальше за края скамейки и, сгибая руки, подтянуть туловище к рукам, затем сделать перехват руками вперед и снова подтянуть тулови­ще. Таким образом дойти до конца скамейки и закончить упраж­нение. Выполнять поточным способом на 4-6 скамейках.

Лазанье по гимнастической стенке

Техника выполнения. По гимнастической стенке, так же как и по гимнастическим скамейкам, выполняется лазанье вверх и вниз одноименным (рис. 116, а) и разноименным (рис. 116, б) способами, а также влево и вправо приставными шагами. При лазанье смотреть на место перехвата рук.

Последовательность обучения.

    Произвольное лазанье вверх и вниз.

    Лазанье вверх, наступая на каждую рейку поочередно дву­мя ногами.

    Имитация движений рук и ног на полу для лазанья одно­именным способом.

    Лазанье по стенке вверх и вниз одноименным способом.

    Имитация движений рук на полу для лазанья разноимен­ным способом.

    Лазанье по стенке вверх и вниз разноименным способом до определенной высоты.

7. Лазанье влево и вправо. Упражнение выполняется при­ ставными шагами с попеременной перестановкой в сторону од­ ноименной ноги и руки. Сначала передвигаются стоя на нижней рейке по 2-3 пролетам, затем по всей длине стенки. После это­ го лазанье выполняется на большей высоте (до 5-6-й рейки).

Перелезание через гимнастическую скамейку и горку матов

Техника выполнения. Основная задача состоит в том, чтобы научить учащихся перелезанию через вертикальные препятст- в вия (гимнастическая скамейка, горка матов). Класс делится на 4-5 колонн. Упражнение выполняется в каждой колонне пооче­редно, на каждой скамейке по два ученика.

Последовательность обучения.

    Стоя боком к гимнастической скамейке, опереться руками на ее края, поочередно поставить ноги на скамейку в упор стоя на коленях и, поочередно переставляя ноги на другую сторону скамейки, закончить упражнение.

    То же, но через упор присев.

    То же, но перешагнуть вначале одной ногой, затем другой.

    Перелезание произвольным способом через две скамейки, стоящие на полу параллельно на расстоянии 30-50 см.

    Перелезание произвольным способом через гимнастиче­скую скамейку, укрепленную под углом 30°.

    Перелезание произвольным способом через горку матов.