Офп расшифровка аббревиатуры. Что такое офп в физкультуре

Правильная тренировочная программа поможет обрести хорошую физическую форму, чтобы мобилизовать энергетические резервы организма и повысить устойчивость к стрессу. Эта статья о том, как укрепить здоровье с помощью физических нагрузок. Мы рассмотрим тренировочные программы, «пять столпов» фитнеса и многое другое! Поехали.

Некоторые любители железного спорта стремятся развить максимальную силу и мускулатуру; других интересует рельефность мышц. Но большинству людей все это «до лампочки». Когда меня просят проконсультировать в выборе тренировочной программы, я всегда спрашиваю человека о его целях. В 90% случаев все сводится к улучшению физической формы.

Многих тренеров, в том числе и меня, озадачивает такой ответ. Слишком уж он неопределенный. Нам нужна конкретика. Ведь как иначе можно разработать индивидуальную тренировочную программу – например, для похудения на 15 кг или для увеличения результата в становой тяге на 25 кг?

Дело в том, что большинство людей смотрит на тренинг немного проще. Нередко инструкторы по фитнесу полагают, что обычные посетители спортзалов должны относиться к тренировкам максимально серьезно. Это ошибка.

Нам нужно отталкиваться не от того, как людям следует тренироваться, а от того, как они тренируются и какие цели перед собой ставят. А у большинства людей цель одна – улучшить самочувствие, привести себя в форму и укрепить здоровье. Достижению этой цели способствует комплексная программа общей физической подготовки.

Что такое «общая физическая подготовка»?

На этот вопрос можно ответить по-разному. Для одних людей это способность пробежать кросс не менее 3 км. Для других – выжать 100 кг в с идеальной техникой.

Любой их этих ответов может быть правильным, но давайте посмотрим на фитнес с точки зрения обычного человека: хорошая физическая форма – это такой уровень развития силы, который позволяет выполнять рутинные дела. То есть, вы должны быть в состоянии перенести чемоданы в аэропорту или забросить ручную кладь на верхнюю полку в поезде.

Или же у вас должно быть достаточно сил, чтобы в руках донести пакеты из супермаркета к автомобилю. Тренированный человек не будет пыхтеть, как паровоз, поднявшись по лестнице на несколько этажей.

Для людей, серьезно занимающихся силовым спортом, такие показатели не являются чем-то выдающимся. Но данная статья ориентирована не на серьезных «качков», а на обычных людей, которые желают укрепить свой организм.

Эффективная тренировочная программа поможет обрести хорошую физическую форму, чтобы мобилизовать энергетические резервы организма и повысить устойчивость к стрессу. Более того, правильно подобранные упражнения способствуют выработке серотонина («гормона счастья») – в результате ваше самочувствие существенно улучшится.

Итак, мы получили общее представление, о чем пойдет речь в данной статье. Теперь давайте рассмотрим пять ключевых элементов общей физической подготовки:

1. Сила

В первую очередь рассмотрим такой элемент, как сила. С точки зрения современного образа жизни, развитие силы интересует нас по двум причинам. Во-первых, чтобы быть способным поднимать предметы с земли: тяжелые ящики, бутыли с водой, сумки с продуктами и т.д.

Во-вторых, чтобы поднимать предметы над головой: забросить сумку на верхнюю полку в поезде, положить тяжелую кастрюлю в верхний отсек серванта и т.д. Если человек не может выполнять такие простые вещи, то качество его жизни оставляет желать лучшего.

Двумя основными упражнениями, развивающими силу по этим направлениям, считаются и . Прогресс в данных упражнениях свидетельствует о развитии мышечной силы всего организма.

Освоив технику становой тяги, вы научитесь правильно поднимать предметы с земли. Вы узнаете, на какую ширину нужно ставить ноги, чтобы снять нагрузку с поясницы. Кроме того, вы сможете укрепить мышцы спины.

Далее у нас идут подвижность суставов, гибкость и равновесие. В элитном дивизионе многие атлеты работают с весами более 300 кг в жиме лежа, но не могут дотянуться до кончиков пальцев на ногах. С точки зрения общей физической подготовки, такая ситуация не является нормальной.

Разумеется, никто не требует от вас растяжки, как у циркового акробата, но определенным уровнем равновесия, подвижности и гибкости обладать необходимо. Умение дотягиваться до кончиков пальцев на ногах – простой, но эффективный способ определения гибкости.

Итог: если вы не можете дотянуться до кончиков пальцев, слегка согнув ноги в коленях, ваши мышцы и суставы слишком скованы. Если у вас не получается простоять на одной ноге тридцать секунд, нужно развивать равновесие.


Наконец, способность задержаться в нижней точке глубокого приседа (без штанги) на тридцать секунд свидетельствует о хорошей подвижности суставов. Эти минимальные нормативы подвижности, гибкости и равновесия являются индикаторами общего уровня физического развития любого человека.

Одним людям нужно много работать, чтобы научиться выполнять эти нормативы. А другие обладают такой врожденной гибкостью, которой можно только позавидовать. В любом случае я советую включать в программу общей физической подготовки упражнения на растяжку, а также выполнять их утром после подъема с постели.

Одним из лучших упражнений для развития подвижности суставов считаются хинду-приседания. Упражнение улучшает гибкость ног и кровообращение.

Начинать выполнение упражнения рекомендуется с 25 повторений. Чтобы извлечь максимум пользы из хинду-приседаний, старайтесь глубоко дышать: интенсивный вдох при подъеме из приседа и выдох при опускании вниз. Глубокое дыхание способствует выработке эпинефрина – «гормона счастья», – который укрепляет легкие и снимает стресс.

Существует еще одно хорошее упражнение для улучшения кровообращения и развития гибкости – . Возьмите легкую гирю обеими руками; отведите ее назад между ног и выполните резкий мах вперед с поднятием снаряда над головой. Сделайте 25 повторений для разогрева и . Если у вас нет гири, можно использовать гантель.

Регулярно выполняйте эти упражнения, чтобы иметь хорошую гибкость. А то бывает, что встает человек с постели, завтракает (сидя), едет на работу (сидя), а затем целый день проводит перед компьютером (тоже сидя). Звучит знакомо?

Я часто работаю дома, и мой «путь в офис» пролегает от спальни в гостиную, где лежит ноутбук. В результате я пришел к выводу, что с утра нужно выпить пару стаканов воды, выгулять собаку, а затем выполнить несколько упражнений на растяжку – тогда весь день ощущается бодрость и желание работать. Я не приемлю, когда человек спит восемь часов подряд, просыпается, идет на работу и там опять сидит весь день на одном месте; нужно постоянно двигаться и что-то делать.

Упражнения для развития подвижности и аэробные упражнения можно выполнять по утрам. С силовым тренингом немного по-другому. Как правило, утром мышцы и суставы немного скованы – силовые нагрузки лучше отложить на более позднее время. Упражнения для развития подвижности также можно выполнять непосредственно перед силовыми тренировками.

А как насчет растяжки? Я бы рекомендовал делать растяжку после силовых и аэробных тренировок. Мышцы буду разогреты, станут более гибкими. Эффективность растяжки повысится, а риск получения травмы снизится. В конце статьи приведены примеры упражнений на растяжку, которые можно включать в программу общей физической подготовки.

Для развития равновесия нужно стоять на одной ноге (как на правой, так и на левой): на первых порах как минимум по тридцать секунд. Со временем продолжительность упражнения необходимо увеличивать, пытаясь дойти до одной минуты или больше. После этого можно переходить к выполнению упражнения с закрытыми глазами: начиная с тридцати секунд и пытаясь дойти до девяноста.

Несомненно, нельзя строить программу общефизической подготовки на одних только силовых тренировках (без кардиоупражнений и упражнений на развитие гибкости/подвижности). Мы должны акцентировать внимание не только на силе мышц, но и на нормальной работе сердца/суставов. Однако физический аспект здоровья – это лишь часть уравнения. Давайте перейдем к следующему «столпу» фитнеса, т.е. к питанию.

4. Питание

Тренировки никогда не принесут результата, если человек плохо питается. Конечно, даже самый заядлый сладкоежка может поддерживать нормальную массу тела, если по полдня будет проводить в спортзале. Но между «стройный» и «здоровый» нельзя ставить знак равенства.

Случайные нарушения диеты допускаются при наличии правильной программы силового тренинга. В своей замечательной книге «Диета обманщика» Джоэл Мэрион (Joel Marion) пишет, что одноразовое нарушение диеты на протяжении недели способствует повышению в организме уровня лептина – гормона, регулирующего энергетический обмен.

Отличная новость – отойти от диеты раз в неделю не только можно, но и нужно! Помните, речь идет об одном дне, а не обо всех семи. Остальные шесть дней мы должны следовать рекомендациям Ори Хофмеклер (Ori Hofmekler), автора книги «Антиэстрогенная диета», – питаться нижними звеньями пищевой цепочки.

Это значит, что следует налегать на фрукты и овощи с низким : ягоды, и т.д. Это значит, что мы должны получать белок из говядины и молочных продуктов, бобовых, орехов, семян.

И наконец, мы должны выбирать полезные источники жиров: масло из молока буйволицы, орехи и семена. Если употреблять такие продукты питания, эффективность тренировочной программы существенно повысится. Раз в неделю можно кушать все что угодно, без зазрений совести, так как важность нашего отношения к еде трудно преувеличить.

А как насчет количества приемов пищи? Пять раз в день, три раза, один раз? На этот вопрос существует много ответов. Некоторые фитнес-инструкторы и специалисты по диетологии советуют питаться пять раз в день маленькими порциями. Я не могу согласиться с этой точкой зрения по двум причинам.

Во-первых, слишком много времени будет уходить на приготовление пищи. Большинству из нас некогда ходить на кухню так часто (одна только мысль о пятиразовом питании может вызывать раздражение). Производители хорошо об этом знают, поэтому в продаже имеется огромный выбор протеиновых смесей и батончиков. Но употребление продуктов сомнительного качества, которые прошли сложную технологическую обработку, несет определенный риск для здоровья.

Во-вторых, пятиразовый режим питания малоэффективен, так как он не позволяет человеку насытиться: каждый раз вам придется вставать из-за стола с легким чувством голода. Вы будете постоянно думать о еде, с нетерпением ожидая следующего приема пищи (который опять не принесет вам ощущения сытости). Давайте говорить правду – все мы любим хорошо поесть (речь не идет о том, чтобы набить брюхо до отвала; речь идет об обычном утолении голода).

В книгах «Антиэстрогенная диета» и «Диета воина» Ори Хофмеклер пишет, что секрет правильного питания заключается в том, чтобы иметь один плотный прием пищи в день. Лучше, если это будет ужин (когда все проблемы и заботы остались позади). Ведь как приятно после тяжелого трудового дня прийти домой и хорошенько поужинать.

Но это не значит, что весь день мы должны сидеть на голодном пайке – вряд ли кто-то сможет долго выдержать такой режим питания. Наоборот, на протяжении дня нужно организовывать регулярные перекусы: коктейли, салаты с орехами, фрукты, овощи – любые продукты с нижнего звена пищевой цепочки, которые легко усваиваются организмом. Процесс пищеварения отнимает много энергии, что может вызывать усталость и апатию.

Плотный завтрак может стать причиной снижения работоспособности. Плотный обед – хороший вариант,.. если потом можно было бы вздремнуть часок-другой. Только экспериментальным путем вы сможете определить оптимальный для себя режим питания. Кто-то привык питаться чаще, кто-то – реже.

Старайтесь планировать свой день так, чтобы наиболее питательный прием пищи приходился на вечер, в идеале – после тренировки. Ужинать следует за несколько часов до сна. Не в целях профилактики избыточного веса (это миф), а чтобы не иметь проблем с бессонницей.

5. Восстановление

Итак, мы подошли к последнему «столпу» программы общей физической подготовки – восстановлению. (Как раз вовремя, ведь вам непременно захочется отдохнуть после прочтения такой длинной статьи.) Мы живем в обществе занятых людей. Чем больше мы заняты, тем выше наш социальный статус.

Мы презираем лень, хотя процент тучных людей в нашей стране растет. Труд дарит нам полноценную жизнь. Но способность наслаждаться всеми ее радостями прямо зависит от программы восстановления организма. Как автомобиль требует ремонта и обслуживания, так и наш организм нуждается в периодическом отдыхе.

Наиболее важная составляющая программы восстановления – полноценный сон. Проблема нехватки сна широко распространена в нашей стране. Не зря ведь на каждом углу стоят автоматы по продаже кофе. В надежде обмануть природу мы крадем у себя сон, используя искусственные стимуляторы – со временем это приводит к проблемам с надпочечниками.

Важность глубокого сна объясняется несколькими причинами: во-первых, мы видим сновидения, которые необходимы для нормального психического здоровья и душевного равновесия; во-вторых, в организме вырабатываются в больших количествах антивозрастные гормоны (тестостерон, дегидроэпиандростерон, прегненолон и гормон роста); в-третьих, во время сна в организме протекают процессы восстановления и восполнения сил.

Нехватка сна в буквальном смысле ускоряет старение организма (чем меньше вы спите, тем быстрее стареете). Хроническое недосыпание отрицательно сказывается не только на нашем здоровье, но и на людях, которые нас окружают, ведь на них мы сгоняем свою агрессию и недовольство.

Одна из причин неудовлетворительного качества сна заключается в неумении бороться со стрессом. Источником стресса становятся не события, происходящие в жизни человека, а его отношение к этим событиям. Во всем виновато наше восприятие.

Нужно постоянно работать над собой, чтобы научиться преодолевать стресс. Лучше всего для этого подходит медитация. Существуют различные методики медитации. Можно, например, практиковать цигун или тайцзы. Или просто гулять по городу, следя за своим дыханием.

Пока играет музыка, я делаю глубокие вдохи через нос. Во время таких медитаций я почти всегда засыпаю, а когда просыпаюсь, чувству прилив сил. Медитация это не дань моде. Мудрые люди практикуют эту методику уже многие тысячелетия. Я всем рекомендую использовать медитацию в тренировочной программе.

Существует еще одна эффективная составляющая программы восстановления – массаж. Еженедельный сеанс хорошего массажа творит чудеса с нашими мышцами, а также улучшает общее самочувствие. Если вам накладно посещать массажный кабинет каждую неделю, можно делать это раз в две недели. В крайнем случае можно ходить к массажисту раз в месяц. Если и такой вариант вам не по карману, откажитесь от кабельного телевидения и мобильной связи… или найдите работу с более высокой зарплатой.

Качество массажа зависит от специалиста, который его делает; возможно вам придется посетить несколько массажных кабинетов, пока не найдете своего массажиста. Квалифицированный специалист проводит сеанс массажа с учетом особенностей и пожеланий того или иного клиента.

Последний элемент программы восстановления, – который не стоит ни копейки, – это глубокое дыхание. Как только вы чувствуете нарастание стресса, начинайте глубоко дышать. На счет пять сделайте вдох через нос, задержите дыхание на десять секунд, затем на счет пять сделайте выдох. Старайтесь дышать медленно и интенсивно, задерживая дыхание как можно дольше.

Как говорил известный бодибилдер Стив Ривз, глубокое дыхание повышает уровень гормона счастья – эпинефрина. Человек получает кайф без внешних стимуляторов. У животных это заложено на уровне инстинкта, они всегда дышат глубоко.

Сейчас, когда я пишу эти строки, моя собака Мона улеглась на пол и проводит «сеанс дыхательной терапии»; дыхание выполняется, скорее, движением живота, а не грудной клетки. Мона всегда дышит глубоко. В стрессовых ситуациях человек сдерживает дыхание. Это неправильно. Уровень стресса в организме только нарастает. Нужно всегда дышать глубоко и свободно.

Выводы

Вот мы и рассмотрели кратко программу общей физической подготовки! Если кто-то из ваших знакомых когда-нибудь изъявит желание заняться фитнесом, дайте ему/ей почитать эту статью. И напомните, что под лежачий камень вода не течет.

Общая физическая подготовка не является чем-то сложным: главное – знать меру. Основу сбалансированной тренировочной программы составляют «пять столпов» фитнеса. Качайте мышцы, укрепляйте сердце и легкие, развивайте подвижность, кушайте полезную пищу и не забывайте полноценно отдыхать. Легко сказка сказывается, да нелегко дело ратное делается. Поставьте перед собой цель; и уже сегодня начинайте двигаться к ее достижению.

В спорте есть понятие ОФП – общая физическая подготовка, и СФП – специальная физическая подготовка. Если СФП резко отличается в разных спортивных направлениях, то ОФП у всех одна. Она словно фундамент, на котором строятся как спортивные достижения, так и красивая фигура.

Общая физическая подготовка, определение

Общая физическая подготовка это комплексное развитие силы, выносливости и гибкости человека. Если вы бегун, или если вы фигуристка, или даже занимаетесь пауэрлифтингом, вам в любом случае потребуется сильное сердце и выносливость, хорошо развитые мышцы всего тела, безупречная координация движений, гибкие суставы и позвоночник. Развитие этих качеств в человеке и есть главная цель в ОФП.

Чем ОФП отличается от СФП

Специальная физическая подготовка – это развитие своих способностей к чему-то одному. Ну, например, представьте балерину и гимнастку. Как вы думаете, гимнастка сможет танцевать как балерина? А балерина делать все эти сложные гимнастические трюки? Конечно же нет, хотя обе спортсменки, несомненно, будут обладать высокой гибкостью, силой и великолепной координацией движений. Просто у каждой из них собственная СФП.

А вот ОФП у обоих одна и та же.

Как поднять свой уровень ОФП

Несмотря на то, что в итоге в каждом случае хочется получить один и тот же результат – сильного и выносливого спортсмена, тренеры по ОФП работают с каждым человеком очень индивидуально.

Большое значение в подборе программы имеют состояние здоровья, начальный вес. Например, если у вас большая масса тела, то начинать с бега вам опасно, а если у вас заболевание позвоночника, поднимать свою физическую форму придется без работы со штангой.

Даже если вы абсолютно здоровы, не пробуйте сразу начать бегать по 10 км в день и работать с 10-килограммовыми гантелями. А полненьким ослабленным девушкам порой приходится начинать со всего лишь… ходьбы и бассейна. И лишь потом, после нормализации веса и улучшения состояния здоровья усиливать интенсивность тренировок, увеличивать веса.

  • Занимаясь, вы увеличиваете массу мышц в теле и увеличиваете собственную способность к жиросжиганию.
  • Занятия быстро входят в привычку и становятся необходимостью на уровне «еда, сон», если только вы максимально выкладываетесь каждый раз, так как физическая нагрузка способствует выделению гормонов радости.
  • Со временем развивается настоящая зависимость от спорта. Вы больше не сможете жить без физической нагрузки, тело будет «просить» движения.
  • Желание чего-то достичь в спорте изменяет все привычки: вы начнете питаться правильно не просто потому, что надо питаться правильно, а для того, чтобы добиться новых результатов. Это же поможет вам избавиться и от других вредных привычек.

В данной статье вкратце опишу принципы ОФП на примере работы со своим весом. Статья рассчитана в основном для начинающих любителей.

Мне довольно часто задают вопросы — напиши мне программу тренировок на неделю (месяц), что в беге, что в силовых упражнениях. Вообще, дистанционно составлять программы дело не благодарное. У каждого организм разный, и кому-то подойдет одна схема, а другому эта схема не подойдёт. Нужно следить лично за ходом тренировок и за результатами. Но я распишу основные принципы тренировки.

Опять же все начинается с цели, для чего вам ОФП? Хотите стать сильнее физически? Хотите выполнять определенное количество подтягиваний, отжиманий? Нужно сдать зачеты по ФИЗО? Или сделать рельефным тело? Все эти моменты тесно связаны между собой. Но конкретно здесь я буду описывать схему улучшения результата, то есть увеличения количества раз выполняемого упражнения.

Рассмотрим базовые упражнения со своим весом — подтягивания на перекладине, отжимания от пола, приседания (выпрыгивания), пресс лежа на спине, упражнение для мышц спины. Это минимальная необходимая база для поддержания своего тела в тонусе. Остальное — по желанию.

Железо рассматривать не будем, поскольку это специфический вид силовой нагрузки и в нем как нигде высок риск получения травм, поэтому лучше заниматься железом со знающим тренером в спортзале, который будет правильно варьировать нагрузку и технику выполнения.

Важнейшим элементом для улучшения результата в любой физической нагрузке является восстановление, то есть отдых. Да, да, тело становится сильнее не во время выполнения упражнения, а в последующие дни. Организм испытывает стресс, происходит микро надрывы мышц, тело начинает перестраиваться и готовиться к следующим нагрузкам. Именно поэтому количество тренировочных дней в неделю сугубо индивидуально. Нет смысла тренироваться, если вы не успели восстановиться. В идеале на каждую тренировку нужно приходить свежим, с чувством бодрости и желанием выполнять физическую нагрузку. Это показатель того, что организм восстановился и готов переваривать новую порцию стресса. Конечно, я не беру в счёт депрессию, недосыпания и прочее, когда вам просто влом идти тренироваться:). Если вы выполняете каждую тренировку одни и те же упражнения практически на максимум, то нужен полноценный отдых. Лично мне хватает всего 2 силовые тренировки в неделю, чтобы рос результат. Но в моем случае присутствуют и другие физические тренировки. Таким образом, выполняя стандартный сет упражнений — отжимания, подтягивания, приседания, пресс, спина, мне нужно 2-3 дня для восстановления. Можно и чаще, но смысла нет, если и так растёт результат. Я видел случаи, когда люди бестолково пытаются чуть ли не каждый день тренировать, но результат стоит на месте. Запомните — не важно, сколько дней в неделю вы тренируетесь, важно успевать восстанавливаться. Только после осознания важности отдыха у меня пошли результаты как в ОФП, так и в беге. Другой вопрос, если вы разбиваете упражнения на группы мышц. Например ПН — руки (жим лежа), СР — пресс, спина (становая), ПТ — присед(присед с грузом). В таком случае можно увеличивать количество раз в неделю.

Теперь что касается непосредственно самой тренировки. Существует 2 основные схемы выполнения силовых упражнений — «лесенка» и «повторный круговой метод». Всем они хорошо известны. Лесенка, например в подтягиваниях — 1, 2, 3, 4, 5, 6, 6, 5, 4, 3, 2, 1. В данном случае мы доходим до 6. Максимальное число зависит от конкретной подготовки атлета и может гулять от 3х до 10 и более. Это хороший игровой вид, им отлично заниматься с коллегой на пару. Второй вариант — повторный, где мы разбиваем упражнение на серии и определяем число повторений в серии. Например, на зачёт я могу подтянуться за подход 25 раз, но при этом будет тяжело физически и эмоционально. Мы разбиваем серии на подходы, например 4-5 по 10 раз, или 3-4 по 15 (соответственно сумма — 40-50 раз и 45-60 раз). Делая суммарное количество с избытком, в данном случае порядка 40-50 раз, мы приучаем организм к сверх нагрузке. И в будущем, при подходе на максимальное количество раз мне будет легче сделать эти 25 раз. Периодически нужно проверяться и подтягиваться на максимум. С такой схемой вы всегда спустя 2-4 недели будете подтягиваться на несколько раз больше. Потом можно увеличивать число подходов, при этом будет вырабатываться силовая выносливость. Если увеличить число раз в самом подходе, например не по 15 раз, а по 18, то будет расти непосредственно сила. После серии подтягиваний я иду на пресс, потом отжимания, приседания, спина и далее по второму кругу. Это круговая тренировка. Круговая тренировка бывает интенсивной, когда упражнения делаются без перерыва для развития специальной выносливости, и лишь между кругами небольшой отдых (тот же кроссфит). Но лично я делаю между каждым упражнением небольшой отдых и сосредотачиваюсь на технике выполнения. А специальную выносливость нарабатываю бегом и лыжами.

Во время тренировки при выполнении крайних подходов мышцы должны немного гореть, это значит, что идёт «работа», но нельзя излишне забивать мышцы. Однажды я играл в «лесенку» и «загнал» организм слишком сильно. Ещё и перерыв был в тренировках. В результате сильно болели руки наверно месяц и на несколько месяцев вообще результат упал. Поэтому после тренировки мышцы должны быть уставшими, но это должна быть приятная усталость. Никогда на не надо работать на 100% — мы не профессионалы, с таким подходом хорошего ничего не будет. 90% от максимума это оптимально.

Теперь рассмотрим примерный план тренировок на неделю на моем примере. От этого вы сможете построить свой план:

Сначала, разумеется, разминка бег 10-15 минут, затем растяжка 3-5 минут. Далее круг:

  • подтягивания 15 раз;
  • пресс — 50 раз;
  • отжимания 50 раз;
  • приседания 50 раз;
  • спина 50 раз;

И так 3-4 круга. Количество повторов индивидуально и зависит так же от текущей формы. Например, после длительного перерыва я делаю серии подтягиваний по 10 раз, остальные упражнения по 30, вместо 50. Потом выхожу на норму. И после пары месяцев могу увеличивать подтягивания, к примеру, до 20, пресс до 100 ну и т.д. по силам.

Нет смысла бесконечно увеличивать количество повторений. Лично себе поставил планку и если я ее выполняю, то значит все нормально. Мой уровень — подтягивания 25 раз, пресс, отжимания и приседания по 100 раз. Дальше — можно, но смысла для себя не вижу. Я не работаю на рельеф, моя задача физическая сила и общий тонус тела плюс сдача нормативов по работе. Такие результаты приходят за несколько месяцев регулярных тренировок по вышенаписанной схеме. В каждом индивидуальном случае она естественно будет немного меняться, главное понять принцип. Но, мои результаты это следствие многих лет тренировок. Если начинать с нуля, конечно нужно брать низкую планку и количество раз в подходе сильно уменьшить.

Схема простая, но рабочая. Главное не забывать про обязательные вещи:

  • плавность — мы плавно наращиваем нагрузку и слушаем организм;
  • регулярность. Только регулярные тренировки дают результат. Неделя прогула прощает организму, а более уже результат будет падать;
  • режим дня — обязательно полноценный сон и питание;
  • периодически делать мини-зачёт. Например раз месяц — нужно сделать каждый вид на максимум и исходя из результатов корректировать программу. Только так можно реально проверить растёт результат или нет.
  • если вы чувствуете лёгкость, то можно увеличивать нагрузку или увеличить число тренировок в неделю.
  • давать организму восстановление.

Можно список продолжать, но это основное.

Такая же схема в принципе касается и работы с тяжестями с небольшими изменениями, но по определённым причинам я не даю рекомендации по работе с железом.

Помните, мы занимаемся спортом, чтобы набираться здоровья, а не терять его и получать травмы.

Удачных вам тренировок!

^

1. Белки представляют собой:

а) неорганические соединения, влияющие на обмен веществ;

б) высококалорийный запасной источник энергии;

+ в) основу структурных элементов клеток и тканей.
2. Наиболее важным физическим качеством для здоровья человека является:

б) быстрота;

+ в) выносливость.
3. Высокий уровень здоровья характеризуется:

+ а) оптимальным функционированием жизнеобеспечивающих систем организма при их максимальных резервах;

б) отсутствием дефектов развития;

в) отсутствием заболеваний.
4. К составляющим здорового образа жизни относят:

а) выбор профессии;

+ б) психогигиену;

в) спортивную подготовку.
5. Профилактике умственного и физического переутомления способствуют:

+ а) полноценный сон;

в) курение.
6. Здоровье человека на 50% зависит от:

а) наследственной предрасположенности к тем или иным заболеваниям;

+ б) образа жизни;

в) уровня двигательной активности.
7. В концепцию здоровья человека входит здоровье:

+ а) психическое;

б) экологическое;

в) общественное.
8. Принципы рационального питания:

а) соблюдение правил хранения продуктов;

б) ритмичность приема пищи;

+ в) сбалансированность основных пищевых веществ.
9. Полноценные белки содержатся:

а) в макаронах;

+ б) в рыбе;

в) в моркови.
10. К наиболее богатым аминокислотами растительным продуктам относятся:

+ а) бобовые; картофель;

б) подсолнечное масло;

в) фрукты.
11. Жиры необходимы человеку, так как они:

а) сразу же используются для работы и в восстановительных реакциях;

+ б) участвуют в процессе терморегуляции;

в) играет важнейшую роль в усвоении и продвижении пищи по пищеварительному тракту.
12. Пищевыми источниками углеводов являются:

а) говядина;

б) сливочное масло;

+ в) финики.
13. Углеводы выполняют следующую функцию в организме:

а) регулируют кислотно-щелочное равновесие;

+ б) являются основным источником энергии;

в) защитную.
14. Минеральные вещества – это:

+ а) неорганические соединения, которые принимают активное участие во всех физиологических процессах;

б) специфические органические соединения, обладающие большой биологической активностью;

в) соединения необходимые для образования витаминов.
15. Основным признаком здоровья является:

а) отсутствие дефектов развития;

б) отсутствие заболеваний;

+ в) хорошая приспособляемость (адаптация) организма к внешним условиям.
16. При организации режима труда и отдыха необходимо учитывать:

а) уровень развития физических качеств;

б) эффективность деятельности;

+ в) часы повышенной индивидуальной работоспособности.
17. Критерием эффективности ЗОЖ является:

а) одобрение окружающих;

+ б) увеличение «количества здоровья»;

в) выполнение норм, правил и требований личной и общественной гигиены.
18. К последствиям курения относят:

+ а) увеличение частоты сердечных сокращений в покое;

б) увеличение объема мышечных волокон;

в) повышение кислородной емкости крови.
19. Суть теории моторно-висцеральных рефлексов, заключается в том, что:

+ а) существует связь скелетной мускулатуры с внутренними органами;

б) умственный труд является одним из факторов, повышающих нервно-эмоциональное напряжение;

в) интенсивная физическая тренировка повышает умственную работоспособность.

20. Какой показатель, используют при оценке функционирования дыхательной системы?:

+ а) жизненный показатель;

б) артериальное давление;

в) ЭКГ.
21. Опасность возникновения умственного переутомления связана:

+ а) со способностью ЦНС длительное время работать с перегрузкой;

б) с отсутствием ощущения усталости;

в) с систематическим выполнением работы на фоне недовосстановления.
22. К признакам здоровья относят:

+ а) устойчивость к действию повреждающих факторов;

б) отсутствие резервных возможностей организма;

+ в) отсутствие заболеваний.
23. Табачный дым содержит более 300 вредных веществ,среди них:

а) липиды;

+ б) аммиак;

+ в) синильная кислота.
24. При организации режима труда и отдыха необходимо учитывать:

а) физические качества;

+ б) часы повышенной работоспособности;

в) характер и условия деятельности.

1. Учебный труд студентов характеризуется:

а) невысоким нервно-эмоциональным напряжением;

б) незначительной статической нагрузкой на позвоночник;

+ в) гиподинамией.
2. Утренняя гигиеническая гимнастика выполняется с целью:

а) развития физических качеств;

+ б) «врабатывания» в трудовой (учебный) день;

в) формирования двигательных умений и навыков.
3. Какую форму самостоятельных занятий физическими упражнениями следует выбрать для развития силы?

а) физкультурную паузу;

+ б) тренировочные занятия в свободное время;

в) утреннюю гигиеническую гимнастику.
4. Тренировки в целях повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы наиболее эффективны при нагрузках, повышающих ЧСС для лиц студенческого

возраста, не имеющих отклонения в состоянии здоровья, до:

а) 90 уд/мин;

б) 100-110уд/мин;

+ в) 130-150уд/мин.
5. Умственную и психическую напряженность помогут снять:

а) участие в спортивных соревнованиях;

б) занятия играми, единоборствами;

+ в) упражнения циклического характера, выполняемые с умеренной интенсивностью.
6. Какая нагрузка характеризуются таким сочетанием нагрузки и отдыха, когда организм занимающегося восстанавливается относительно медленно, но не более суток?

а) жесткая;

б) облегченная;

+ в) оптимальная.
7. Какие физические упражнения целесообразно использовать в заключительной части занятия?

+ а) медленный бег;

б) спортивная ходьба;

в) упражнения на ловкость.
8. Какой принцип предусматривает оптимальное соответствие задач, средств и методов физической культуры возможностям занимающихся?

а) принцип сознательности и активности;

б) принцип доступности и индивидуализации;

+ в) принцип систематичности и последовательности.
9. Оздоровительно-рекреативная направленность занятий предусматривает использование средств и методов физической культуры в целях:

а) повышения спортивного мастерства;

+ б) послерабочего восстановления организма и профилактики переутомления;

в) подготовки к профессиональной деятельности.
10. В какой части тренировочного занятия предусмотрено развитие физических качеств?

а) в подготовительной части;

+ б) в основной части;

в) в заключительной части.
11. Для развития общей выносливости применяются следующие виды физических упражнений:

а) прыжки в воду;

б) атлетическая гимнастика;

+ в) плавание.
12. Укажите, с какой целью проводятся физкультурные минутки в процессе учебного труда:

+ а) предупреждения утомления и восстановления работоспособности;

б) развития ловкости и гибкости;

в) повышения уровня физической подготовленности.
13. Укажите оптимальное количество общеразвивающих упражнений для подготовительной части занятия:

а) 10-12 упражнений;

б) 4-5 упражнений;

в) 14-15 упражнений.
14. Одним из средств восстановления после физических нагрузок является:

+ а) переключение на другой вид физических упражнений;

б) обильное питание;

в) участие в соревнованиях.
15. Определите в процентном отношении от общего времени занятия, продолжительность ______________основной части занятия:

+ б) 70-90%;

в) 50-85%.
16. Какие из ниже перечисленных физических упражнений рекомендуются студентам для включения в физкультурную паузу?

а) упражнения, развивающие выносливость;

+ б) упражнения, выполняемые для профилактики отечности нижних конечностей;

в) упражнения на равновесие.
17. К основным формам самостоятельных занятий физическими упражнениями относятся:

а) разминка;

+ б) утренняя зарядка;

+ в) урок физической культуры.
18. Самостоятельные занятия физическими упражнениями гигиенической направленности предполагают:

+ а) использование средств физической культуры в целях оптимизации состояния организма;

б) использование средств физической культуры для всесторонней физической подготовки;

в) использование средств физической культуры для восстановления здоровья или определенных функций организма, сниженных или утраченных в результате заболеваний или травм.
19. Сколько раз в одном занятии может повторяться специальная часть разминки?

а) один раз после общеподготовительной части;

+ б) специальная разминка выполняется каждый раз при переходе к выполнению нового вида физических упражнений;

в) в начале и середине основной части занятия.
20. От чего зависит содержание самостоятельных тренировочных занятий?

+ а) от целей, которые ставит перед собой занимающийся;

б) от времени и места занятия;

в) от уровня физической подготовленности.
21. Самостоятельные тренировочные занятия целесообразно строить из частей:

+ б) трех;

в) шести.
22. Отличие физических упражнений от физического труда заключается в том, что:

+ а) физические упражнения являются специально организованным средством укрепления и совершенствования организма человека;

+ б) физические упражнения помогаю развить силу и выносливость;

в) физические упражнения играют огромную роль в воспитании личностных качеств – решительности, трудолюбия, коллективизма и др.
23. Оптимальный объем двигательной активности студентов должен составлять:

а) 1 час в неделю;

б) 2-3 часа в неделю;

+ в) 6-8 часов в неделю.
.
Тесты:

1. Задачей ППФП является:

а) формирование двигательных умений и навыков, необходимых для будущей специальности;

б) достижение высоких спортивных результатов в прикладных видах спорта;

в) направленная подготовка к соревнованиям.
2. ППФП это:

а) специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями определенной профессии;

б) процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека;

в) специализированный вид подготовки к выступлениям в профессиональном спорте.
3. Основные факторы, определяющие содержание ППФП:

а) состояние здоровья;

б) уровень физической подготовленности;

в) условия и характер труда.
4. Какие из перечисленных вспомогательных средств используются в ППФП?

а) тренажеры, специальные технические приспособления;

б) оздоровительные силы природы и гигиенические факторы;

в) альпинизм.
5. Снять умственную и психическую напряженность поможет:

б) шейпинг, упражнения на координацию;

в) умеренная аэробная нагрузка.
6. Специфика умственного утомления состоит в том, что:

а) при умственном утомлении наблюдается торможение в коре головного мозга, биологически необходимое для предупреждения истощения организма;

б) при систематическом продолжении работы в состоянии умственного утомления, может наступить переутомление;

в) умственное утомление не замечается человеком, так как мозг способен длительное время работать с перегрузкой.
7. Какое физическое качество наиболее важно для работников умственного труда?

а) гибкость;

в) статическая выносливость.
8.

ОФП – общая физическая подготовка (цели и задачи)

Какие органы или группы органов подвергаются утомлению в большей степени у работников умственного труда?

а) сердечно-сосудистая система;

б) зрительный аппарат;

в) органы дыхания.
9. ППФП строится на основе и в единстве с:

а) общей физической подготовкой;

б) специальной подготовкой;

в) подготовкой к труду.
10. Какое специальное физическое качество необходимо развивать работникам умственного труда?

а) устойчивость к длительной гиподинамии;

б) ловкость;

в) сила.
11. Прикладными видами спорта для работников умственного труда являются:

б) игровые виды спорта;
12. Какое психическое качество необходимо развивать работникам умственного труда?

а) устойчивость к гипоксии;

б) устойчивость к гиподинамии;

в) эмоциональная устойчивость.
13. Формой занятий по ППФП могут быть:

а) соревнования по прикладным видам спорта;

б) занятия лечебной гимнастикой;

в) физкультурная минутка.
14. Факторы, снижающие умственную работоспособностьстудента и специалиста:

а) напряженная работа в условиях дефицита времени;

б) функциональное расширение сосудов головного мозга;

в) недостаточная статическая нагрузка на мышцы шеи и плечевого пояса.
15. Для профилактики развития умственного переутомления, профессиональных заболеваний целесообразно использовать:

а) длительные интенсивные нагрузки;

б) кратковременные физические нагрузки, чередующиеся с умственным трудом;

в) упражнения на внимание.
16. Устойчивость к воздействию неблагоприятных фактороввнешней среды формируется в основном с помощью:

а) закаливания организма;

б) физической I_Р±*_@ГJ_тренировки;

в) сочетанием тренировки и закаливания.
17. Основным средством ППФП являются:

а) физические упражнения;

б) специальные технические приспособления, с помощью которых можно моделировать отдельные условия и характер профессионального труда.

в) закаливание организма для повышения устойчивости к воздействию неблагоприятных условий трудовой деятельности.
18. К дополнительным факторам, которые оказывают влияние на содержание ППФП, относятся:

а) индивидуальные особенности личности;

б) географо-климатические условия;

в) режим труда и отдыха.
19. ППФП подразделяется на… этапа:

в) четыре.

20. Эффективными средствами развития инициативности и организаторских способностей в процессе физическоговоспитания являются:

а) выполнение физических упражнений под руководством грамотного преподавателя;

б) самостоятельное проведение тренировочных занятий с группой;

в) организация физкультурных и спортивных мероприятий в группе по личной инициативе.
21. Для формирования статической выносливости применяются динамические и статические упражнения, направленные на:

а) развитие мышц, которые испытывают наибольшую статическую нагрузку в процессе профессиональной деятельности,

б) развитие мышц, которые в процессе профессиональной деятельности, находятся в расслабленном состоянии;

в) развитие мышц плечевого пояса и рук.
^

а) выбранные средства должны обеспечивать не только специальную, но и общую физическую подготовку;

б) необходимо комплексное использование средств физического воспитания;

в) величина тренировочных воздействий на организм при выполнении упражнений должна быть максимальной.
23. При подборе прикладных физических упражнений важно:

а) чтобы их психофизиологическое воздействие было максимально полезно и эффективно для решения конкретных задач ППФП;

б) чтобы физические упражнения были разнообразными;

в) чтобы подбор средств соответствовал уровню физической подготовленности.

ОФП – общая физическая подготовка (цели и задачи)

Общая физическая подготовка (ОФП) – это система занятий физическими упражнениями, которая направлена на развитие всех физических качеств (сила, выносливость, скорость, ловкость, гибкость) в их гармоничном сочетании. В основе общей физической подготовки может быть любой вид спорта или отдельный комплекс упражнений , например гимнастика, бег, бодибилдинг , аэробика, единоборства, плавание, любые подвижные игры. Главное избежать узкой специализации и гипертрофированного развития только одного физического качества за счет и в ущерб остальных.

Цели и задачи общей физической подготовки

1. Здоровье . Общая физическая подготовка нужна в первую очередь для укрепления здоровья. Изменения при развитии физических качеств происходят на молекулярном уровне, изменяя физиологические и биохимические процессы. Увеличивается сопротивляемость организма к неблагоприятным факторам, повышается иммунитет . ОФП сдерживает процессы старения.

2. Общее физическое развитие . ОФП не является спортом, но ни в одном виде спорта без нее не обойтись. Общая физическая подготовка обеспечивает всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. Подготавливает базу для специальной физической подготовки в конкретном виде спорта, в военной или трудовой деятельности. Оценивают уровень общей физической подготовки по следующим показателям или тестам: Скорость – бег на 100м Выносливость – бег на 2 – 3 км Силовая подготовленность – подтягивания, пресс 3. Специальная подготовка . Даже высокий уровень общей физической подготовки не всегда может быть достаточен. В некоторых случаях (определенный вид спорта, личные потребности, профессиональный труд) требуется повышенный уровень специальной физической подготовки. Одним требуется повышенное развитие силы , другим выносливости, третьим гибкости. Поэтому целью общей физической подготовки также является: - Развитие всесторонних и специальных физических качеств. - Общее повышение уровня физических возможностей организма. - Воспитание необходимых двигательных умений и навыков.

Развитие общефизической выносливости

Общефизическую выносливость развивают несложные циклические движения в течение максимально длительного промежутка времени. - Бег на длинные дистанции и переменный бег. - Многократное повторение специфических упражнений через малые промежутки времени или подряд. - Выносливость можно тренировать целенаправленно или опосредованно, т.е. во время тренировки, направленной на развитие тех или иных качеств, также тренируется и выносливость.

Проблема взаимоотношения общего и частного возникает у людей постоянно и во всех сферах. В медицине, например, ее обозначили очень дано, но не решили до сих пор. Хорошие врачи знают, что лечить надо не болезнь, а больного, как они говорят, так как любая болезнь - это проблема всего организма. Однако узкая специализация, технизация, компьютеризация и т.п. процессы в медицине привели к тому, что человек, как объект внимания, для многих врачей вообще исчез. Их интересуют его отдельные органы, анализы, кардиограммы и т.п. Очень часто врачи ведут борьбу с болезнями и их возбудителями так, что от этого человек страдает не меньше, чем от самой болезни. Поэтому, наверно, во всем мире все больше и больше становится и больных людей, и болезней и... да-да, все больше становится врачей. Фронт работ для них обеспечен на столетия. Ведь медицина, формально и являясь частью здравоохранения, имеет в социальном плане совсем противоположные результаты. И именно потому, что не может решить проблему и частного.

В системе физкультуры и спорта об этом многие вообще и не задумываются. Ни потребители, ни, тем более те, кто предлагает физкультуру и спорт как товар, а не как составную и, возможно, одну из основных составляющих здравоохранения.

Сегодня различных видов физкультуры и спорта уже столько, что на них на всех и людей не хватает, а специализация в них проявляется даже активнее, чем в медицине. Поэтому занятия физическими упражнениями в большинстве своем м не помогают людям сохранять и укреплять здоровье. Причем не только в спорте, но и в подавляющем большинстве случаев при занятиях физкультурой. А все потому, что решать свои частные проблемы почти все начинают не то, что без решения, так даже без учета проблем общих. Нет - не мирового масштаба, а своих личных. А зря. Ведь ОФП - не только основа всей системы физкультуры и спорта, но и здоровья.

Стараясь достичь нужной цели в любом виде физкультуры или спорта, и не имея достаточной ОФП, и физкультурник, и спортсмен будут постоянно с этой проблемой сталкиваться, часто даже не сознавая, в чем истинная причина неудач.

Примеры? Да сколько угодно! Начиная с занятий для похудения и кончая плохой игрой в футбол.

Вы думаете, почему так много людей начинают заниматься физкультурой для коррекции фигуры и прекращают их, так ничего и не добившись? Да потому, что в подавляющем большинстве случаев не имеют для этого достаточной ОФП и особенно таких качеств, как выносливость и сила, без которых лишние килограммы жира никак не сжечь и, тем более, дополнительных мышечных объемов не построить.

Ну и футбол наш из-за очень низкой ОФП игроков на международном уровне конкуренции не выдерживает. Там играть, бороться от начала до конца надо, а наши игроки в большинстве своем только и думают, как бы поскорее от мяча избавиться и дух перевести.

Что такое ОФП как вид физкультуры? Это система занятий физическими упражнениями, направленная на развитие всех физических качеств - выносливости, силы, ловкости, гибкости, скорости в их гармоничном сочетании. В основе ОФП может быть любой вид физических упражнений - гимнастика, аэробика, бег, игры, бодибилдинг, плавание, единоборства и т.д. Главное: избежать узкой специализации и гипертрофированного развития одного качества за счет других. Хотя приоритет можно отдать любому. ОФП - не спорт, но ни в одном виде спорта без нее не обойтись. И чем выше уровень спорта, тем большее внимание уделяется ОФП. Для отбора в олимпийские команды, например, устанавливают даже специальные нормативы. Правда для каждого вида спорта они свои. Но говоря здесь об ОФП, я имею в виду ее важность не столько для спортсменов, сколько для обычных людей.

Затрудняюсь сказать, есть ли сейчас специальные группы ОФП (наподобие каланетики, аэробики, шейпинга и т.п.). Конечно же, я не говорю только о названии. Я имею в виду направленность занятий. Но если человек знает, что такое ОФП, и зачем она ему нужна, то он и сам может заниматься ее совершенствованием без занятий в каких-то специализированных группах. Тем более, что названия групп очень часто не отражают их действительной направленности. Например, во времена, когда карате у нас официально было под запретом, большинство людей занималось им именно в группах ОФП.

Лично я вообще всегда, чем бы ни занимался, рассматривал эти занятия как элемент ОФП. В основе занятий у меня всегда был атлетизм, то есть занятия с отягощениями для развития силы и силовой выносливости. Хотя на некоторое время я переключался на игры, единоборства, греблю. И во всех случаях в занятия включалась аэробика (или кардиотренировка) в форме бега и ходьбы на лыжах. В последние годы, правда, их заменили велоэргометр и другие тренажеры. Кроме того в "арсенале" у меня всегда разные гимнастики, в том числе восточные, плавание.

Тем, кто связывает свой жизненный успех со специализацией в каком-то не атлетическом виде спорта (теннис, например), следует усвоить, что приоритет, при прочих равных, всегда за теми, у кого лучше ОФП. Дохляки не нужны нигде, но человек, имеющий хорошую ОФП, может специализироваться в любом виде спорта. Да что специализироваться - побеждать! Тем более в видах атлетических, где многие только за счет ОФП и выигрывают. Но общая физическая подготовка нужна не только в спорте. Вот пример совсем с другой стороны. В медицинской практике бывают случаи, когда очень больным людям задерживают проведение срочной хирургической операции. Почему? Да потому, что у пациента такой низкий уровень физических кондиций, то есть уровень ОФП на уровне минимума-миниморума, как говорят, что операции он просто не выдержит. Что делают в таком случае? Начинают пациента к операции готовить, используя для этого средства ЛФК. Но средства и лечебной физкультуры, и физкультуры вообще, и общей физической подготовки одни и те же - это физические упражнения. Решающий фактор способов их применения - цель и индивидуальные особенности того, кому их назначают. И если пациент так слаб, что не сможет выдержать хирургического вмешательства, то средства и методы ОФП для него должны быть соответствующие.

ОФП - это способ развития или сохранения физических качеств, то есть внутреннего, физиологического, биохимического или на клеточном уровне, как сегодня многие "специалисты" выражаются. Да что на клеточном? Процессы, которые обеспечивают проявление физических качеств, идут в нашем организме на молекулярном и более высоких уровнях, но приводят к изменениям не только физиологическим, но и анатомическим, то есть увеличению мышечной массы, нормализации веса, коррекции фигуры.

Пример из медицинской практики я привел для тех, кто считает себя недостаточно здоровым для занятий физическими упражнениями. Ведь это до чего людей довели! Они уже не понимают, что физкультура и все ее виды должны служить человеку, а не наоборот. Поэтому, чем хуже у кого-то состояние здоровья, тем важнее для него заниматься ОФП. Хотя бы для его стабилизации. Но режим занятий и его формы конечно же должны соответствовать целям и учитывать исходный уровень здоровья, а не определяться на авось или тем, чем просто хочется заниматься.

Если лично вам ОФП нужнее других видов занятий, а специальных групп или клубов нет, то попробуйте просто включить в программу своих занятий как можно больше разнообразных физических упражнений: гимнастику, в том числе силовую, ходьбу, плавание, занятия на тренажерах, игры и т.п. Но не экспериментируйте сами с собой. До начала занятий проконсультируйтесь у грамотных специалистов и определите, какие качества нужно развивать именно вам и в какой степени. Иначе ОФП может превратиться для вас в черную дыру, в которую уйдет и здоровье, и вера в возможности физкультуры.

Многие, к сожалению, думают, что физкультура и спорт - это одно и то же. Хотя для спортивных функционеров из "новых" существует уже только спорт, так как физкультура, по их мнению, просто устаревшее понятие и наследие старого режима. Удивляться тут нечему. Сегодня культура мешает жить не только спортсменам, но и политикам, и бизнесменам, и госчиновникам. Даже так называемая культурная элита вместо того, чтобы просвещать людей и разъяснять им что к чему, сама мало помалу втягивается в спортивную деятельность. Особенно представители средств массовой информации. Нет, не подумайте, что все они начали заниматься спортом, связанным с физической активностью. Каждый из них свою сферу деятельности превращает в спорт - и образование, и медицину, и культуру, и средства массовой информации.

Но несмотря на это, физкультура не только была, но и есть, и будет. Во всяком случае, до тех пор, пока будет существовать здравый смысл. Только физкультура, как и любая другая культура, конечно ж не для всех. Как и здравый смысл. И спорт, несмотря на свое процветание.

Однако людям, которые думают, что физкультура и спорт одно и то же, действительно, есть, от чего запутаться, так как и физкультура и спорт используют для своих целей одни и те же средства - в основном физические упражнения и игры. То есть и в одном, и в другом случае люди могут заниматься бегом, единоборствами и всеми другими видами физических упражнений.

Причем одни и те же физические упражнения для кого-то будут физкультурой, а для кого-то спортом. Бег, например. Ведь одни бегают "от инфаркта", а другие за рекордами, то есть "за инфарктом". В то же время один и тот же человек какие-то физические упражнения может использовать для физкультурных занятий (гимнастика или тот же бег), а какие-то другие для спорта (футбол или теннис, например). Дело в том, что футболисты или теннисисты, тем более из числа профессионалов, для атлетической и общей физической подготовки, для поддержки здоровья, для того, чтобы лучше играть, вынуждены и бегом заниматься, и гимнастикой, а иногда даже лечебной физкультурой.

Разница физкультурного и спортивного вариантов занятий любыми физическими упражнениями не в том, какие из них делать, а в том, зачем и как. Все можно использовать во благо или во вред. Все есть лекарство и все есть яд. Так же и в случае с физическими упражнениями и играми. Тем более что спорт уже давно не только соревновательная и зрелищно-развлекательная деятельность, но и подготовка к ней, то есть спортивный учебно-тренировочный процесс, который внешне очень похож на физкультурный. Причем очень многие спортсмены, особенно занимающиеся "для себя", предпочитают только тренироваться, а в соревнованиях не участвуют. Но разница проявляется уже в тренировках. Если в физкультуре занятия направлены на исправление физических недостатков, на улучшение отстающих качеств и систем, на их совершенствование и общее гармоническое развитие, то в спортивной тренировке развиваются и без того выраженные физические качества и навыки, необходимые для какой-то специфической деятельности. Причем делается это за счет и в ущерб всем другим. И не только физическим, но и интеллектуальным, и духовным. Мало того, спортивный тренировочный процесс по своей вредности часто даже превосходит спортивный соревновательный, так как предполагает перегрузки не меньшие, а даже большие. Но, так как спортивные тренировки проводятся ежедневно, а иногда и по два раза в день, то избежать хронического истощения организма и травм редко кому удается. И это несмотря на всю "научность" тренировочного процесса. Впрочем, эта "научность" направлена именно на то, как выжать из человека все необходимое. А там будь что будет. С другой стороны и физкультура предполагает деятельность очень похожую на соревновательно-демонстрационную. Что я имею в виду? Это выполнение контрольно-нормативных тестов для определения уровня физических кондиций и двигательных навыков, которые в некоторых индивидуальных случаях могут быть гораздо выше достижений в каких-то спортивных дисциплинах. Поэтому здесь очень сложно заметить грань между физкультурностью и спортивностью. Однако, эта грань та же, что и везде - цель и методы ее достижения.

Еще одна причина, по которой многие не видят различий между физкультурой и спортом заключена в самих терминах. Слова физкультура и спорт, кочуя из одного языка в другой, изменили свое первоначальное значение и приобрели новые и дополнительные. Особенно это касается слова спорт, так как его первоначальное значение совсем не то, что многие думают. А какой смысл каждый вкладывает в него сейчас - одному богу известно. Да и то, наверно, не всегда. Как там у Маяковского? - Говорим - Ленин - подразумеваем партия. Говорим - партия - подразумеваем Ленин. Или наоборот? Это он по поводу того "кто более матери-истории ценен" сказал.

Так же с физкультурой и спортом - говорят одно, а думают другое. А вернее наоборот - думают одно, говорят другое, а делают третье. Спортивные функционеры-бизнесмены к примеру. Думают, как бы по больше заработать, говорят, что спортом заниматься полезно для здоровья, а на деле выжимают из спортсменов все жизненные силы и до предела истощают их организм. И еще на зрителях наживаются.

В жизни словами физкультура и спорт очень часто обозначают и сходные по направленности виды занятий физкультурой, и совершенно разные. Поэтому всегда старайтесь четко выяснять значение этих слов и не допускать их произвольного толкования. Не вкладывайте в них и свой смысл, не предупреждая об этом других. Иначе можно все понять наоборот самому или совершенно запутать других. Если, конечно, не путать людей сознательно, как самым беззастенчивым образом делают многие "специалисты", утверждая, что спорт служит целям здоровья, физического и духовного совершенствования и даже престижу государства.

Правда последнее время они уже официально начинают признавать, что спорт, особенно профессиональный и детский, имеет побочные эффекты. Скромничают. Спорт требует жертв на всех уровнях и всегда существовал за счет здоровья.

Учитывая такую путаницу, которая, с одной стороны, поддерживается искусственно, а с другой - основана на физкультурном невежестве основной массы людей, будьте бдительны. В случае, когда, например, врачи предлагают вам для укрепления здоровья заняться спортом, не спешите отказываться, а уточните, что они имеют в виду. Скорее всего, просто группу здоровья, общую физическую подготовку или что-то в этом роде, то есть оздоровительно-профилактический или физкультурный вариант занятий физкультурой, а не развлекательно-соревновательный, то есть спортивный. И наоборот, если те же врачи не рекомендуют или вообще запрещают вам заниматься спортом, это не оправдание для того, чтобы не заниматься физкультурой вообще, так как физкультура, особенно в форме лечебной или оздоровительно-профилактической гимнастики, необходима почти всем. Более того - чем ниже уровень физических кондиций человека, тем важнее ему заниматься физкультурой.

Но вот если друзья приглашают вас на какую-нибудь спартакиаду здоровья, или дети на "семейные старты" по случаю дня физкультурника - рекомендую отказаться. Физкультурой там, скорее всего, и не пахнет. Это явно зрелищно-развлекательные, то есть чисто спортивные сборища. Не верите?

Про олимпийское кредо, согласно которому главное не победа, а участие, слышали? Оно уже принесло вреда здоровью людей не меньше, чем наркотики. Кто только не страдал от таких "оздоровительных" мероприятий, участвуя только ради участия.

Как же так можно? Физкультура - это средство оздоровительно-профилактическое, то есть практически относящееся к системе мер здравоохранительных. Но разве в системе здравоохранения проводятся какие-либо мероприятия без расчета на результат? Причем результат должен быть, безусловно, положительным. А вам предлагают просто участие. Это же провокация какая-то. Или спорт. Но организаторы спорта (если бы только они!), стараясь одурачить как можно больше людей, договорились уже до того, что и в жизни вообще предлагают просто бороться, не думая о результате. То есть они хотят, чтобы в любом деле для нас был важен сам процесс, а не его результаты. Идиотизм какой-то.

Но сами-то эти ребята живут в соответствии с другим и совершенно противоположным "кредо" - победа любой ценой. А, вернее, победа за чужой счет. И в спорте и в жизни. Точнее для них спорт - это средство достижения личного успеха в жизни. А для обеспечения победы им все средства хороши - что массовые старты, что детский спорт, что спорт профессиональный. Победителей не судят, а цель оправдывает средства. Запретов для них не существует и моральных норм тоже. Примерно по такому же поводу Президент медицинской комиссии МОК принц Александр де Мерод заметил, что основной угрозой Олимпийского движения ХХI века будет именно забвение этики. Но он что, с луны свалился? Какая в спорте этика? Разве что спортивная. В спорте никогда не было аморальных вещей, если они способствовали победе.

Об этом редко говорят публично, но уж спортсмены-то знают, что в случае проявления агрессии или нарушения правил, большинство тренеров и особенно владельцев команд их не осудят (и зрители тоже) ...Для них важно не то, как ты играешь, а выигрываешь ты или нет.

В подтверждение любой Фома Неверующий может сравнить положение и доходы тренеров и спортсменов, работающих на победу любой ценой и тех, кто верит в "идеалы" спорта и честную борьбу. Такие обычно и проигрывают. И в спорте и в жизни.

Понимаете, что происходит? "Трудитесь, терпите, жертвуйте", - говорят попы. "Главное участие", - говорят спортивные функционеры.

А знаете, что впервые олимпийское "кредо" о том, что главное не победа, а участие, сформулировал тоже поп, а никакой не барон Кубертен.

Кубертен, правда, насочинял в своей "Оде спорту" еще больше. Сознательно или по невежеству, но в спорте испокон веков врали так напористо и агрессивно, шумно, непонятно и околонаучно, что нормальная человеческая мораль даже не могла допустить, что можно так врать. Особенно это относится к роли спорта в совершенствовании и гармоничном развитии человека и всего общества.

Но где же результат, ребята? Народ-то во всем мире только жиреет и хиреет. А бывшие спортсмены? Сплошь и рядом больные и инвалиды. Так что, прежде чем верить спортивным функционерам и, тем более, делать то, что они предлагают, хорошенько подумайте и посмотрите, занимаются они сами тем, во что втягивают других. В жизни вообще никогда не будет лишним стремление понять: кому, действительно, выгодно то, что очень. Ведь сейчас те, кто раскручивают спорт, делают это не просто агрессивно, но и очень профессионально. Не зря основным объектом спортивного информационного террора являются в первую очередь дети и молодежь, для которых спорт представляет наибольшую опасность, так как подрывает жизненные силы в наиболее важный период формирования физических, интеллектуальных и духовных качеств, отвлекает от учебы и дезориентирует в выборе моральных ценностей. Причем в детском спорте действует как бы естественный отбор наоборот. Объясняю: от спорта в наибольшей степени страдают физически здоровые дети, то есть носители здорового генотипа. Больные и слабые, как неперспективные, быстро отсеиваются и в меньшей степени подвергаются длительным физическим и психо - эмоциональным перегрузкам. А здоровые остаются в спорте до конца, то есть до тех пор, пока из них не высосут все, что нужно. Но, так как они на какой-то период времени были вырваны из нормальной жизни, то их место занимали. Кто? Да те же генетически слабые ребята. И еще очень важный момент. Пока никто серьезно не изучал отсроченные последствия длительных физических и психо - эмоциональных перегрузок, которым подвергаются дети и молодежь в спорте. Тем более никто не изучал влияние этих нагрузок на потомство или репродуктивные функции.

Нас уже десятки лет кормят брехней о спортивном здоровье и молодости на долгие годы. Но где это здоровье и где эта молодость, если за последнее время резко сократилась и средняя продолжительность жизни, и рождаемость, а смертность наоборот увеличилась. Катастрофически увеличивается и заболеваемость, особенно сердечно-сосудистыми заболеваниями. Не результат ли это занятий спортом в детские годы и спортивных бумов прошлых лет? Да, сегодня определили множество факторов, истощающих жизненные силы человека: экстремальные климатические условия, космические излучения, загрязненная окружающая среда, плохое питание, гиподинамия, вредные привычки, опасные условия труда и тому подобное. Но все эти факторы и признаются как вредные, а вот спорт преподносится как занятие оздоровительное и общеукрепляющее. Хотя практически он не менее вреден для большинства людей, чем та же гиподинамия или вредные привычки. Вредность занятий спортом проявляется не только в виде травм и заболеваний, которые возникают непосредственно на соревнованиях и тренировках. Постоянные физические перегрузки, особенно в период развития организма, то есть в детском и юношеском возрасте, приводят к истощению жизненных сил и проявляются не сразу. Отсроченные последствия физических и психо- эмоциональных перегрузок преследуют человека всю оставшуюся жизнь. Причем не только на физическом, но и духовном уровне. В связи с этим не совсем понятна позиция минздрава, который мог бы предупреждать, что занятия спортом, как и курение, опасно для здоровья. Подумайте об этом. Но помните, что кроме спорта существует еще и физкультура. Еще существует.

Почти все люди, как они обычно говорят, занимаются физкультурой и спортом ради здоровья и считают его высшей ценностью. Но неплохо бы узнать, что они имеют в виду конкретно. А то, получается, как со счастьем и любовью - когда они приходят, их все сразу узнают, а до этого ждут, ищут, но чего, точно сказать не могут. Со здоровьем, правда, совсем не так и даже почти наоборот - когда оно есть, его никто не замечает, а когда пропадает...Ну совсем как дети. Так чего беречь-то и за что бороться?

Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье, как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Кто-то пытается это определение уточнять, дополнять, изменять, но лучше, как мне кажется, у них все равно не получится. В этом определении есть все. Кроме конкретности разве что. Ну, да что с них взять? Организация-то всемирная. У них масштаб какой! Зато наличие в этом определении духовной и социальной составляющих придают ему суперценность. О том, что все болезни от нервов слышали? Это как раз и есть духовное и социальное, а не просто нервная система. Правда в духовном и социальном благополучии скрывается один маленький нюансик. Возможно ли оно у нормального человека? Особенно сегодня. Только идиоты и религиозные фанатики в нем пребывают. А у большинства людей такое счастье бывает очень редко. Какие-то мгновения. Может быть во сне. Ну, выпивши и закусивши. У кого-то. Но все остальное время жизнь - это борьба, где поражений больше, чем побед. Особенно в спорте. Так что по этому определению век нам здоровья не видать.

Существует и другой подход к определению здоровья. Задолго до появления ВОЗ классики марксизма (и чего их все ругают?) определяли болезнь как естественную в своей свободе жизнь. То есть больной, в сравнении со здоровым, чего-то как бы не может. Понимаете? Развивая эту мысль можно очень глубоко заблудиться! Зато пользуясь методом от противного, здоровье можно рассматривать как жизнь свободную и не стесненную. Но разве это возможно? Кругом одни ограничения - и физические, и духовные, и социальные. А законы природы? Какое уж тут здоровье? Но классики были ребята очень умные и хитрые. Свободой-то они называли осознанную необходимость. Знаете, что это такое? Это, когда вы делаете не то, что хотите, а то, что надо и с превеликим удовольствием. Мало того. И хотеть-то нужно только то, что необходимо. Каково, а? Но это же значит, что человек потому и больной, то есть стесненный чем-то в своей свободе, так как просто не осознает или не делает осознанно то, что необходимо. Или осознает, но не делает. Или осознает, что делает не то, но делает. Или вообще не знает, что делать. Много всяких вариантов. А уж на практике...

Но вы подумайте, какой универсальный метод предотвращения болезней и избавления от них вырисовывается. Живи и делай то, что надо, и будешь здоров. Зря классиков ругают. Ничего плохого они не говорили. Возможно, в чем-то и заблуждались, но уж так нагло, как многие другие говоруны, особенно сейчас, не врали. Правда часто и сами не все делали так, как надо или как других учили. А в остальном... Да и кто у нас без греха?

Возвращаясь к здоровью, нужно отметить, что и раньше, и сейчас многие авторы говорили и говорят примерно то же - живи согласно своей природе, то есть так, как надо, и будешь здоров. Так что здоровье можно определить и как жизнь в соответствии с законами природы и со своей природой. Только кто же эту свою природу знает? Многие даже в половой принадлежности путаются и не понимают кто они - мужчины или женщины. Опять же непонятно, как можно жить в соответствии со своей природой, когда кругом столько других людей, которые тоже хотят жить, но в соответствии со своей, а не вашей природой. Значит снова борьба. Ведь природа у всех родная.