Общая физическая подготовка детей упражнения. Рабочая программа секции по офп

Татьяна Моисеева
Программа кружка «Хочу быть здоровым» ОФП

Пояснительная записка.

«Я не боюсь еще раз повторить : забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский.

Введение :

Здоровье – правильная , нормальная деятельность организма. В Уставе Всемирной организации здравоохранения говорится о том, что здоровье – это состояние полного физического, духовного, социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Хорошее здоровье – один из главных источников счастья, радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять.

На каждом историческом этапе развития человечества существовали различные ценности, однако единственной, поистине вечной ценностью оставалось здоровье . Простые люди и великие ученые задавались одним и тем же вопросом «Как сохранить и укрепить здоровье Актуален этот вопрос и по сей день. Ответы на него пытаются найти медики и педагоги, психологи и экономисты, художники и спортсмены. Использование физических упражнений для предупреждения болезней и продолжения жизни уходят своими корнями в глубину веков. Древние народы использовали гимнастику, плавание и обливание водой разной температуры. Древние философы Аристотель, Гиппократ проповедовали гимнастику, занятия спортом, закаливание водой и солнцем, прогулки , умеренность в питании. Плутарх называл гимнастику «движения кладовой жизни» ,а Платон писал : «Гимнастика есть целительная часть медицины» Не зря гласит восточная мудрость «У кого есть здоровье – у того есть надежда. У кого есть надежда – у того есть все».

Проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте, ведь 75% болезней взрослых заложены в детстве. Временем великих начал мы называем детство. Именно, в этот период жизни у ребенка закладываются основы здоровья , двигательной подготовленности, гармоничного физического развития. Неповторимы условия, в которых протекает жизнь детей в детском саду. Так различен опыт взрослых, занимающихся проблемами физического воспитания и сохранения здоровья . Где она самая верная дорога, ведущая к здоровью ?И как к месту изречение древних : «Можно указать путь, а что будет достигнуто на этом пути, зависит от того, кто пойдет по нему».

При поступлении в дошкольное учреждение с каждым годом увеличивается количество детей с ослабленным здоровьем . Мы не в состоянии повлиять на эту тенденцию, однако стараемся учитывать ее при организации образовательного процесса и жизнедеятельности детей в детском саду.Наш девиз : «Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен для него радостным освоением мира движений». Состояние ребенка, его здоровье зависит от многих факторов, но поскольку ребенок в детском саду находится значительную часть времени, то задача всех работников детского сада – заботиться о его здоровье .

Прежде, чем начать целенаправленную работу по оздоровлению дошкольников , необходимо выявить состояние здоровья детей , уровень физической подготовленности, чтобы в дальнейшем разработать программу оздоровления , эффективную для каждого ребенка. Оздоровительная программа должна быть понятна не только педагогическому персоналу, а самое главное – родителям и полностью отвечать их чаяниям. Реализация программы зависит от всех ее участников : работников детского сада, родителей и детей. Критерий эффективности оздоровительной программы – заболеваемость и уровень физической подготовленности.

За основу работы по оздоровлению дошкольников я взяла комплексную программу «Зеленый огонек здоровья » М. Ю. Картушиной. Опираясь на эту программу , мною была составлена модифицированная программа

«Хочу быть здоровым »

Направленность программы «Хочу быть здоровым » :

оздоровительно-развивающая .

Новизна данной физкультурно-образовательной программы заключается в комплексном решении задач оздоровления : физическое развитие детей организуется при одновременном развитии их интеллектуальных и креативных способностей, эмоциональной сферы, психических процессов.

Программой предусмотрено построение образовательного процесса на основе интеграции образовательных областей (физическое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие) как одного из важнейших принципов организации работы с дошкольниками в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования. В инструментарий мониторинга физического развития детей к традиционным диагностикам добавлены тестирование психомоторного развития и обследование уровня освоения позиции субъекта двигательной деятельности.

Актуальность разработки программы обусловлена поиском более эффективных способов педагогических воздействий в физическом и умственном воспитании детей дошкольного возраста при создании здоровьесберегающей среды в ДОУ .

С точки зрения современного развития дошкольного образования программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования.

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Её решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет. Современная система оздоровительных методик известна во всем мире как одна из наиболее эффективных и востребованных технологий физкультуры и спорта. Уникальность заключается в том, что базируясь на огромном арсенале движений, он вовлекает в работу все мышцы и суставы организма и эффективно развивает их. Применение в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ методик оздоровления гарантирует детям правильное развитие функциональных систем организма, красивую осанку, легкую походку, является отличной профилактикой сколиоза и плоскостопия, прививает детям коммуникативные навыки, формирует морально-волевые качества, привычку к здоровому образу жизни .

Педагогическая целесообразность.

Методики, приемы и технологии, используемые в процессе реализации Программы , подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии дошкольников.

Образовательную деятельность предполагается осуществлять средствами игры, являющейся основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности, на основе ненасильственного физического воспитания. Роль педагога заключается в создании игровой ситуации и организации игровой предметно-пространственной среды. Педагогическая технология опирается на принцип активности воспитанников, характеризуемый высоким уровнем мотивации, наличием творческой и эмоциональной составляющих. Педагогически значимым итогом освоения программы является содействие всестороннему, гармоничному развитию детей старшего дошкольного возраста.

Принципы построения программы :

Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.

Принцип повторения умений и навыков - один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир . Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.

Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.

Принцип успешности заключается в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить.

Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).

Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья .

Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.

Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Цели и задачи программы «Хочу быть здоровым » :

Цель : повышение физической подготовленности детей, уровня здоровья при одновременном развитии их умственных способностей.

Задачи :

Укреплять функциональные системы организма.

Способствовать профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата, психофизических нарушений.

Создавать оптимальные условия для каждого ребенка в процессе освоения им двигательного опыта.

Развивать психофизические качества, музыкальные, интеллектуальные, сенсорные способности.

Воспитывать привычку к здоровому и активному образу жизни.

Расширять кругозор, формировать познавательные интересы детей.

Особенности программы :

Рассматривается под оздоровительным аспектом .

Акцент оздоровительной работы делается на развитие двигательной деятельности ребенка.

Занятия построены с учетом возрастных критериев.

Использование малых форм народного фольклора.

Проводится в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.

Отличительные особенности программы :

В программе применена комбинация методик :

Методики,направленные на развитие органов дыхания :

Методика дыхательной гимнастики Б. С. Толкачева.

Данный метод физической реабилитации детей, страдающих респираторными заболеваниями, характеризуется сочетанием простых физических упражнений с озвученным выдохом.

Методика парадоксальной дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.

Суть методики – в активном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Выдох происходит самопроизвольно.

Методики,направленные на коррекцию зрения :

Метод коррекции зрения В. Ф. Базарного заключается в том, что для активизации зрительной координации используются схемы зрительно-двигательных проекций.

Метод улучшения зрения У. Бейтса и М Корбетт

Используются приемы, с помощью которых можно снять глазное напряжение.

Методики, направленные на профилактику ОРЗ,на повышение резистентности организма :

Массаж биологически активных зон (по А. А. Уманской)

Массаж активных жизненных точек повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Во время массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства (интерферон) .

Массаж пальцев.

По восточной медицине, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

Самомассаж по китайской методике Шиацу.

Точечный массаж сочетается с поглаживающими, растирающими движениями. Он улучшает питание тканей, терморегуляцию, способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения.

Методики,направленные на развитие речевого аппарата :

пальчиковые игры, логоритмика направлены на коррекцию речевых нарушений, совершенствование общей моторики, регуляции мышечного тонуса, активизации внимания и памяти.

Методики,направленные на профилактику опорно-двигательного аппарата :

Элементы хатха-йоги.

Хатха-йога – система воспитания здорового тела и здоровой психики . Используется часть упражнений хатха-йоги, направленных на улучшение осанки и развитие гибкости.

Упражнения корригирующей гимнастики для профилактики нарушений осанки.

Общефизическое действие упражнений при их правильной дозировке способствует гармоническому развитию мускулатуры ребенка, позволяющей ему длительно сохранять правильную осанку благодаря достаточной выносливости мышц.

Методики, направленные на развитие двигательной активности,повышение работоспособности детей :

Ритмическая гимнастика одна из разновидностей оздоровительной гимнастики , Она укрепляет опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, способствует формированию правильной осанки.

«Эффект Моцарта» Проведение релаксации под музыку Моцарта помогает расслабить и успокоить детей, снять эмоциональное напряжение.

Программа предусматривает вовлечение родителей в образовательный процесс через участие в открытых занятиях, анкетирование, организацию фоторепортажа.

Работа с родителями :

Познакомить родителей с подвижными играми, используемые в кружковой работе

Консультация «Что такое нарушение опорно-двигательного аппарата»

Устный журнал с участием ортопеда, педиатра детской поликлиники.

кружка

Ознакомление родителей с приемами самомассажа.

Познакомить родителей с комплексом упражнений на профилактику сколиоза и плоскостопия.

кружке

здоровья детей "

Консультация на тему «Как правильно дышать и сохранять осанку»

Консультация «Учим ребенка следить за своим здоровьем »

кружка

кружка «Крепыш»

Познакомить родителей с результатами диагностики

Конкурс «Нестандартное оборудование своими руками» .

Возраст детей :программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста

Количество детей – 10-12 детей

Возраст 5-6 лет

Набор в группу производится в начале учебного года на свободной основе из числа детей основной и подготовительной физкультурной групп при отсутствии следующих медицинских противопоказаний : хронические и острые заболевания почек, органов дыхания; пороки сердца; значительная близорукость с изменением глазного дна; повышенное внутричерепное давление.

Сроки реализации : программа рассчитана на один год обучения, 72 часа.

Формы занятий :

Традиционные

Круговые тренировки

Занятия – путешествия

Обучающие

Познавательные

Режим занятий :

2 раза в неделю

Время проведения – 25- 30 минут

Принципы взаимодействия с детьми :

сам ребенок – молодец, у него - все получается, возникающие трудности – преодолимы;

постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому;

исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий;

сравнение всех результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей;

каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоянным успехом.

Условия реализации программы .

Занятия организуются в форме кружковой работы и дополняют содержание основной общеобразовательной программы по физкультуре в ДОУ.

Каждое занятие начинается с разминки, затем в игровой форме проходит основная силовая часть тренировки, выполняются упражнения на поддержание осанки, укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие координации, упражнения на релаксацию. Для творческого развития даются специальные задания на придумывание игр и упражнений.

Часть материала может органично включаться в основной курс по физической культуре, так как не противоречит его содержанию и программным требованиям .

Обязательно наличие спортивной формы одежды у детей и соответствующего санитарно-гигиеническим нормам помещения.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности :

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы :

Укрепление осанки,улучшение физических качеств : координации, силы, общей выносливости, ловкости, гибкости, скорости, сочетания скорости и силы, равновесия.

Улучшение техники выполнения различных видов основных движений, оптимально возрастным нормам.

Развитие креативных способностей в двигательной сфере.

Улучшение умственных способностей : внимания, быстроты реакции, памяти, воображения.

Развитие эмоциональной сферы, нравственно-волевых черт, коммуникативных способностей.

Показатели освоения программы :

Используется методика экспресс-анализа и оценки детской деятельности (О. А. Сафоновой)

1 блок :

Челночный бег

Прыжок в длину с места

Метание мешочков с песком вдаль правой и левой рукой

Гибкость (наклон вперед сидя)

Сила (бросок набивного мяча)

2 блок :

Умение объединяться с другими детьми в своих действиях;

Интерес к двигательной деятельности;

Знание подвижных игр;

Умение организации и самоорганизации в подвижной игре;

Метод тестирования нарушения осанки

а) Для контроля эффективности занятий были использованы тесты на статическую мышечную выносливость, предложенные И. Д. Ловейко

тест для мышц шеи :

1 - приподнять голову и шею, смотреть на носки и зафиксировать положение.

тест для мышц живота :

И. П. - лежа на спине, руки вниз

1 - поднять ноги до угла 45 и зафиксировать положение.

тест для мышц спины :

И. П. - лежа на животе, руки вверх

1 - прогнувшись и зафиксировать положение

б) Для определения подвижности позвоночника нами использована методика, разработанная научными сотрудниками научно-исследовательского института детской ортопедии им. Г. И. Турнера (г. Санкт-Петербург) О. С. Байловой и К. Ф.Зенкевич :

И. П. - стоя на скамейке, стопы параллельно.

1 - наклон вперед, не сгибая ног в коленях (измеряется с помощью линейки в сантиметрах - 0 от скамейки)

Метод тестирования для выявления плоскостопия :

Осмотр ортопеда

отпечаток стопы

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :

Оформление фотовыставки работы кружка

Инструктивно-методическое занятие по профилактике нарушений осанки и деформации стопы.

Демонстрация видеофильма о работе, проводимой в кружке .

Мастер-класс "Упражнения для укрепления здоровья детей "

Дни открытых дверей с просмотром работы кружка

Анкетирование на тему «Ваше мнение о работе кружка «Хочу быть здоровым »

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы :

Месяц Тема

сентябрь Береги свое здоровье

Октябрь Учимся правильно дышать

Ноябрь Правильная осанка

Декабрь Школа мяча

январь Зарядка для хвоста

Февраль В стране Шаромании

Март Волшебное кольцо

Апрель Я здоровье берегу сам себе я помогу

Май Чтобы сильным быть и ловким , всем нужна нам тренировка

Для выполнения поставленных оздоровительно-воспитательных задач программы предусмотрены следующие структуры :

Общая физическая подготовка (ОФП) .

Строевые упражнения.

0бщеразвивающие упражнения (ОРУ) .

Дыхательная гимнастика.

Корригирующая гимнастика.

Упражнения на развитие общей выносливости, силы и быстроты, ловкости.

Специальная физическая подготовка (СФП) .

Упражнения на координацию движений.

Упражнения на гибкость

Различные виды бега

Ритмическая гимнастика

Релаксационные упражнения

Танцевальные движения, различные виды подвижных игр

Занимательные разминки

Различные виды массажа

Пальчиковая гимнастика

Методическое обеспечение дополнительной

образовательной программы :

Название раздела (предмета, дисциплины, образовательной области) учебного курса Материалы, оборудование Учебно-наглядные пособия

Образовательная область- физическое развитие

Спортивное оборудование : скамейки, обручи, мячи большие и маленькие, скакалки, мешочки с песком, набивные мячи флажки, султанчики.

Магнитофон, проектор, диски;

Список литературы :

Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации»

Закон Чувашской Республики №50 «Об образовании в Чувашской Республике» ;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 г. №1155;

Конвенция о правах ребенка, ратифицированная Российской Федерацией 15.09.1990г. ;

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

o СанПиН 2.4.1.3049-13;

Э. Я Степаненкова «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка» Москва, Издательский центр «Академия» 2007;

М. Ю. Картушина «Зеленый огонек здоровья » Программа оздоровления дошкольников , Сфера, Москва 2007;

Играйте на здоровье ! Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет Автор : Волошина Л. Н.Издательство : М. :АРКТИ Год : 2004

Н. И. Николаева «Школа мяча» , Санкт-Петербург, Детство – Пресс, 2008;

23. Моргунова О. Н. «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ» Из опыта работы.- Воронеж : ТЦ “Учитель”, 2005.

О. В. Козырева «Лечебная физкультура для дошкольников» , Москва, Просвещение, 2005;

Т. О. Крусева «Справочник инструктора по физической культуре в ДОУ» , Ростов –на-Дону, Феникс, 2005;

ОФП – общая физическая подготовка. Представляет собой физическое развитие, не только мышц, но и выносливости, ловкости, гибкости. ОФП обеспечивает отличную подвижность всех суставов. Физическая подготовка для любого человека независимо от возраста. Познакомиться с общей физической подготовкой можно, посетив секции ОФП, куда записаться может каждый желающий.

Учреждения (школы, клубы) в разделе ОФП, общая физическая подготовка c бесплатными секциями для детей в Москве

Здесь представлен список всех бесплатных физкультурных секций, клубов общей физической подготовки и спортивных школ для детей 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 лет, для мальчиков и девочек. Поиск подходящего места для бесплатных занятий общей физической подготовкой в Москве можно осуществлять прямо на карте или по списку представленных спортивных организаций. Вы можете выбрать подходящую спортивную секцию рядом с домом, работой или школой ваших детей для последующей их записи. По каждой из спортивных секций доступны: номера телефонов, адреса, цены, фото, описание и условия, чтобы записаться на секцию или уточнить другую информацию, которая вас интересует.

«Олимпийский» - легендарное спортивное сооружение, одна из главных достопримечательностей Москвы. История спорткомплекса насчитывает уже четыре десятилетия. Он был построен к Олимпийским играм 1980 года и долгое время был самым крупным крытым спортивным сооружением в Европе.

В конце 2017 года объект приобрела группа компаний «Киевская площадь» Года Нисанова и Зараха Илиева. В настоящее время холдинг проводит реконструкцию комплекса, которую планируется завершить в 2023 году.

В новом «Олимпийском» оборудуют многофункциональную арену, предназначенную для концертных, спортивных и цирковых мероприятий, пространство для проведения выставок и конференций, многозальный кинотеатр, детский развлекательный центр, электронную библиотеку, медицинско-диагностический центр, также в проекте предусмотрен планетарий. На его крыше заработают движущиеся панорамные рестораны.

После реконструкции «Олимпийский» сохранит свою спортивную функцию. В обновленном «Олимпийском» вновь заработают плавательный и прыжковый бассейны, крытый каток, гимнастические залы, а также появятся аквапарк, дайвинг-центр, теннисные корты, спа- и фитнес-зоны и т.д. Кроме этого, будет расширена парковка, что сделает посещение «Олимпийского» более комфортным.

Многие мечтают, чтобы их физическое развитие было всесторонним и гармоничным. Практика показывает, что об этом нужно задуматься как можно раньше — с детских лет. И в этом может помочь общая физическая подготовка (ОФП) — комплекс мер, который направлен на повышение основных физических качеств. Это будет полезно и для общего развития, и для подготовки к занятиям по тому или иному виду спорта.

Опытные тренеры, владеющие разнообразными методиками ОФП, поспособствуют развитию ловкости, выносливости, силы и других важнейших качеств у ребят нашего города. Большую роль играет гармоничное, правильное развитие основных групп мышц — брюшного пресса, поясничной области, бицепсов, трицепсов и пр. Главная задача — полностью раскрыть потенциал человека. А этого можно достичь за счет упорных тренировок, верных методик, огромного желания и хорошей восприимчивости к нагрузкам.

Как известно, почти каждый исторический этап налагал свои требования на некий физический эталон человека, играли роль и географические, и национальные условия. Что было «классикой», допустим, в Древнем Риме, отличалось от «стандартов» Египта, свои особенности были и в Спарте... Однако времена меняются, но неизменно мнение о том, что физическое развитие является одним из важнейших показателей общего развития человека.

Занимаемся физкультурой дома. Что помнить родителям дошкольника?

Физическая активность - обязательное условие для любого человека. Конечно, не все могут похвастаться одинаковой выносливостью, или, говоря научным языком, толерантностью к нагрузкам, но это не самое главное. Важно, чтобы упражнения доставляли удовольствие и приносили ощутимую пользу. А для этого нужно соблюсти несколько правил. В частности, продолжительность одного занятия зависит от того, сколько какого возраста ребенок: так, для детей 3-4 лет оптимальным временем будет 15-20 минут, а ребятам 5-7 лет можно выделить и полчаса. Важно, чтобы количество различных упражнений было не менее 6. И каждое необходимо повторять от 2 до 6 раз. Конечно же, даже в самом непродолжительном занятии нужны перерывы. Сами упражнения лучше подавать в игровой форме, можно оригинально их назвать, чтобы ребенок запомнил необычное слово. Безусловно, во время занятий должны развиваться различные группы мышц и физические качества детей и при этом стоит учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Как проводятся занятия ОФП в детском саду?

Не стоит полагать, что любая активность детсадовцев зависит только от них: кто хочет - тот бегает, прыгает, играет в прятки или качается на качелях. Это касается только свободного времени и прогулок. Существуют определенные правила проведения занятия физической культурой и в детском саду - как в помещении, так и на улице. На нём мальчиков и девочек учат строиться и перестраиваться (например, из одной шеренги в несколько, меняться местами и пр.), практикуется бег и ходьба, а также происходит обучение основным видам движений. Помимо ходьбы и бега, это прыжки, лазанье, метание, ползание, бросание. От занятия к занятию увеличивается их длительность, а также дозировка упражнений, что позволяет развивать выносливость ребят.

О правилах закаливания


Физкультура и закаливание практически всегда шли «рука об руку». Их взаимосвязь подчеркивалась и подчеркивается не только любителями, но и учеными, профессиональными тренерами и учителями. Закаляться можно не только водой, но и воздухом и даже солнцем! Какие же три главных правила этой полезной процедуры выделяют? Первое: начать никогда не поздно, но лучше не затягивать, хотя наверстать всегда можно. Второе: несистематическое закаливание практически бесполезно. Если проводить такие процедуры «по большим праздникам» - например, раз в месяц, то никакого эффекта добиться нельзя. Если закаливание началось, не нужно искать повод, чтобы его пропускать! И третье правило: время проведения процедур следует увеличивать пошагово. Иначе можно добиться противоположного: ребенок может заболеть.

Для детей 8–11 лет

Физическая подготовка юных футболистов – один из важнейших факторов их

Дальнейшего прогресса в обучении техники и тактики футбола. Особенности детей 8–11

Лет позволяют направленно воздействовать на развитие таких качеств как быстрота,

Ловкость, гибкость, сила и координация.

Перед началом процесса обучения необходимо выявить уровень развития физических

Качеств учащихся. Оценка сдачи тестирования необходимо тренерам для корректировки

Планов в учебно- тренировочной работе по общефизической подготовке.

Для этого нужно сдать простейшие тесты: бег на 15 метров, бег на 30 метров, прыжки в

Длину с места, а также оценить ловкость.

Упражнения для оценки ловкости выполняются на площадке длиной 25 метров. Старт и

Финиш – на одной линии. Весь 25-метровый участок разделен на 5-метровые отрезки.

Отрезки обозначены фишками. Первые 5 метров – бег лицом вперед, вторые 5 метров –

Бег приставным шагом левым боком, затем разворот на 90 градусов, бег спиной вперед,

Разворот на 90 градусов, бег приставным шагом правым боком и финиш лицом вперед.

Таблица нормативов для учащихся 8-11 лет:

8 лет 9 лет 10 лет 11 лет

Бег 15 метров (сек) 3:50-3:30 3:30-3:15 3:15-3:00 3:00-2:85

Бег 30 метров (сек) 5:80-5:60 5:60-5:40 5:45-5:30 5:30-5:15

Прыжок в длину (см) 150-160 160-165 165-170 170-180

Ловкость (сек) 8:00-7:30 7:30-6:40 6:40-6:10 6:10-5:80

Когда исходный уровень физической подготовки юных футболистов известен, можно

Приступить к работе, которая позволит нам поднять эти физические качества на более

Тренировочное занятие по футболу. Для детей 8-9 лет рекомендуется проводить 3-4

Занятия по футболу в неделю, для детей 10-11 лет – 4-5 занятия.

Примерный перечень упражнений для занятий по

Общефизической подготовки

Ходьба – обычная в умеренном темпе, на носках, на пятках, высоко поднимая колени,

Перекатом с пятки на носок, левым правым боком с пятки на носок (двумя ногами вместе), на внешней и внутренней стороне стопы, скрестным шагом, выпадами, спиной вперед и т.

Бег обычный; по прямой и дугам; змейкой (с высоким подниманием колен); широким,

Мелким шагом с захлестыванием голени; скрестным шагом; прыжками, замедляясь и

Ускоряясь; с перепрыгиванием препятствий; прыжками; с изменением направления;

Челночный; поднимая вперед прямые ноги; старты из различных положений спиной

Вперед; приставным шагом; различные сочетания бега.

Подскоки на носках; на одной, на двух ногах; подпрыгивая с ноги на ногу; спрыгивание с

Различной высоты с прыжком вверх и перепрыгиванием через препятствие; в длину и

Высоту с места; со скакалкой, вращая ее вперед, назад, на двух ногах, попеременно меняя

Ноги с продвижением вперед; вверх с касанием мяча головой; через предметы различной

Высоты; с ноги на ногу, подскоки на месте с поворотами вправо, влево, на 180 и 360

Градусов; прыжок вверх на двух ногах и на одной с двух трех шагов; последовательно

Через несколько препятствий различной высоты; бег прыжками, прыжки правым, левым

Боком с продвижением вперед и т. п.

Помните, что в этом возрасте голеностопный сустав еще слабо развит и у детей идет

Формирование осанки, поэтому серьезное внимание нужно уделять упражнениям для

Укрепления мышц спины и стопы.

Упражнения на воспитание быстроты и ловкости

Беговые упражнения

Все упражнения выполяются в парах для поддержания соревновательного духа. В

Беговых упражнениях на финишной линии можно поставить мяч, и соревнования на

Быстроту и ловкость приобретут чуть более интересный характер – задача, кто быстрее

Доберется до мяча.

A. Исходное положение – лицом вперед. По первому сигналу тренера учащиеся

Выполняют быстрый бег (“частоту бега”) на месте, по второму сигналу – рывок вперед на

10-15 метров до финишной черты. Сделать 2–3 серии по 5–7 раз, пауза между сериями

– 3–5 минут.

B. Исходное положение – повернувшись левым боком, правым боком или спиной к линии

Старта. По сигналу тренера быстро развернуться лицом к линии старта и сделать рывок

Вперед на 5–15 метров. То же самое только из положения сидя лицом вперед, спиной,

Левым или правым боком; лежа в упоре на руках. Каждое упражнение выполняется по 3–

C. Исходное положение – левым или правым боком к стартовой линии. По первому

Сигналу – частота бега на месте, по второму – развернуться лицом вперед и сделать

Рывок на 10–15 метров вперед до финишной черты. Повторить 3–5 раз.D. От стартовой линии через каждые 5 метров стоят 2 конуса. По сигналу учащиеся

Делают рывок до первого конуса, дотрагиваются до него рукой, возвращаются на линию

Старта бегом спиной вперед, дотрагиваются рукой до линии старта и делают рывок лицом

Вперед до второго конуса. Упражнение выполняется от 3–8 раз. Пауза для отдыха между

Повторениями – 1 минута.

E. Исходное положение – дети встают на расстоянии 50-60 сантиметров лицом друг к

Другу и боком к стартовой линии. Стартуют после того, как один из партнеров дотронется

До второго. Задача второго – догнать первого на дистанции 10-15 метров и осалить

(“запятнать”) его. Упражнение выполняется 4–8 раз. Пауза для отдыха между

Повторениями – 1 минута.

F. На дистанции 15 метров выставляются три барьера высотой от 20 до 30 сантиметров.

Исходное положение – дети встают на расстоянии 50-60 сантиметров лицом друг к другу

И боком к стартовой линии. Старт по сигналу тренера. Задача стартующих быть первыми

На финише, перепрыгнув через эти препятствия. Два повторения. Пауза между ними – 1

G. Один из спортсменов стоит на линии старта спиной к направлению движения, другой –

Лицом к первому спортсмену в полутора метрах от линии старта. По сигналу тренера

Стоящий спиной быстро разворачивается на 180 градусов и старается первым пересечь

Линию финиша, которая находится в 10-15 метрах от старта. Задача второго партнера –

Осалить первого до этой линии. 2–4 повторения. Пауза между ними – 1 минута.

Командные эстафеты

A. На дистанции 12 метров через каждые 3 метра стоят конусы (всего 4 штуки).

Стартующие с мячом в руках обегают вокруг каждого конуса. Обежав четвертый,

Возвращаются назад и передают мяч следующему участнику. Побеждает команда,

Последний участник которой первым придет к финишу.

B. На дистанции 15 метров через каждые 5 метров стоят конусы (всего 3 штуки). Между

Первым и вторым конусом расставлены семь фишек примерно в 50 сантиметрах друг от

Друга. На следующем пятиметровом отрезке – два барьера высотой 20 сантиметров.

Стартующие на скорости обегают 7 фишек, преодолевают барьеры, обегают третий конус,

Возвращаются назад и передают эстафету следующему участнику.

C. На дистанции 12 метров через каждые 4 метров стоят конусы (всего 3 штуки). По

Сигналу участники бегут до первого конуса, затем от первого до второго прыгают на левой

Ногой ноге, от второго до третьего – на правой. Достигнув третьего конуса, обегают его и

Возвращаются, передавая эстафету следующему партнеру.

Подвижные игры

1. Игра «День и Ночь»

В игре принимают участие две команды – «День» и «Ночь». Чертится средняя линия,

Разделяющая площадку. Каждая команда имеет свой «дом» (линию, на расстоянии 10–15

Метров от центральной линии в ту и другую сторону), в котором соперник не имеет право

Осалить. Команды выстраиваются на линии своих «домов» и по сигналу тренера идут

Навстречу друг другу (к центральной линии), когда до центральной линии остается метр–

Полтора тренер называет какую-либо команду (например, «День»). Тогда эта команда должна быстро развернуться и прибежать в свой «дом», а игроки другой команды

(«Ночь») должны попытаться осалить соперника до линии «дома». Выигрывает команда,

Игроки которой осалят больше игроков соперника.

2. Игра «Простые салки»

Игроков в командах. Одна команда (А) находится вне прямоугольника, а другая (Б) –

Внутри. По сигналу один из игроков команды «А» (водящий) старается за 20 секунд

Осалить как можно больше игроков из команды «Б», которые бегают только внутри

Прямоугольника. Осаленные игроки выходят за пределы прямоугольника. После смены

Водящего все возвращаются на площадку, и игра продолжается до тех пор, пока все из

Команды «А» не сыграют. Затем команды меняются ролями. Выигрывает команда, которая

За отведенное время осалила больше игроков соперника.

3. Игра «Рыбаки и Рыбки»

Игра происходит на квадратной площадке, размеры которой зависят от количества

Игроков в командах (если в командах по 10 человек, размеры площадки примерно 20х20

Метров). Игроки делятся на две команды – «Рыбаки» и «Рыбки». Рыбаки берутся за руки, а

Рыбки свободно перемещаются по площадке. По сигналу рыбаки за определенное время

(1–2 минуты) стараются поймать рыбок, окружив их цепью и замкнув ее. По окончании

Определенного времени подсчитывается улов. Затем команды меняются ролями.

3. Игра «Найди своего капитана»

Все играющие распределяются на несколько групп, и образуют круги. Внутри каждого

Круга находится игрок с мячом., так называемый капитан группы. По сигналу, все

Играющие разбегаются по площадке. По второму сигналу останавливаются, приседают и

Закрывают глаза. В это время «капитаны» меняются местами. По следующему сигналу все

Бегут к своим «капитанам» и образуют первоначальный круг. Группы собравшиеся

Первыми у своих «капитанов»-выигрывают.Три четыре повторения, пауза между ними 1

4. Игра «Найди свой мяч»

На земле чертятся два вложенных друг в друга круга – маленький (диаметром 4 метра) и

Большой (диаметром 16 метров). Играющие (12 человек) встают по периметру малого

Круга. По периметру большого круга на равном расстоянии выкладываются 10 мячей. По

Первому сигналу тренера игроки начинают легкий бег по своему кругу, по второму –

Делают рывок и стараются овладеть одним из мячей. Те, кому мячей не досталось,

Выбывают из игры. На каждому следующем этапе число участников и число мячей

Уменьшается на два.

Упражнения на укрепление мышц спины

A. Исходное положение – лечь на живот, руки вытянуть вперед. На счет раз-два поднять

Одновременно руки и ноги от пола, на три-четыры – опустить. Выполнить 10–15 раз.

B. Исходное положение – лечь на живот, руки согнуть за головой. На счет раз-два

Оторвать тело от пола, развернуться и через правое плечо посмотреть на свои пятки, на счет три-четыре - опуститься в исходное положение. На пять-шесть поднять тело и

Посмотреть через левое плечо, на семь-восемь – опуститься в исходное положение и т. д.

Выполнять 6–10 раз, в зависимости от уровня подготовки.

C. Упражнение выполняется в парах. Исходное положение – игроки ложатся на живот

Лицом друг к другу на расстоянии 3–4 метра. У одного из партнеров в руках мяч. Игроки

Бросают друг другу в руки мяч, отрывая тело от пола. Выполнить две серии по 10-16

Бросков. Пауза между сериями – 1 минута.

Упражнения для мышц брюшного пресса

A. Упражнение выполняется в парах. Исходное положение – игроки ложатся на спину

Ногами друг другу. Игроки одновременно поднимаются и передают мяч из рук в руки.

После передачи ложатся и принимают исходное положение. Выполнить две серии по 10–

14 передач. Пауза между сериями – 1 минута.

B. Исходное положение – игроки ложатся на спину, ноги сгибают в коленях, стопы – на

Полу, руки согнуты в локтях, ладони за головой. Занимающиеся должны поднять туловище

И достать правым локтем левое колено, затем левым локтем правое колено и т. д.

Выполнить от 10 до 20 раз.

C. сходное положение – игроки ложатся на спину, руки в стороны, ноги согнуты в коленях

И подняты вверх (голень паралельно полу). На счет раз-два игроки опускают ноги справа

От себя, не отрывая рук от пола; на счет три-четыре принимают исходное положение; на

Пять-шесть опускают ноги слева от себя, на семь-восемь – в исходное положение.

Выполнить по 6–10 раз в каждую сторону.

Упражнения на развитие силы

Упражнения A–D выполняются в парах.