Развитие сферы физическая культура и спорт. Самостоятельные средства (закаливание)

Физическая культура и спорт

Физическая культура - сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»);

Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются:

  • уровень здоровья и физического развития людей;
  • степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве и быту.

Общие сведения

Термин «физическая культура» появился в конце XIX века в Англии в период бурного становления современного спорта , но не нашел широкого употребления на Западе и со временем практически исчез из обихода. В России, напротив, войдя в употребление с начала XX века , после революции 1917 года термин «физическая культура» получил свое признание во всех высоких советских инстанциях и прочно вошел в научный и практический лексикон. В 1918 году в Москве был открыт институт физической культуры, в 1919 году Всеобуч провел съезд по физической культуре, с 1922 года выходил журнал «Физическая культура», а с 1925 года и по настоящее время - журнал «Теория и практика физической культуры». Постепенно термин «физическая культура» получил распространение и в странах бывшего социалистического лагеря и в некоторых странах «третьего мира». Уже само наименование «физическая культура» указывает на ее принадлежность к культуре . Физическая культура - это вид общей культуры, сторона деятельности по освоению, совершенствованию, поддержанию и восстановлению ценностей в сфере физического совершенствования человека по самореализации его духовных и физических способностей и ее социально-значимые результаты, связанные с выполнением им обязанностей в обществе.

Физическая культура является частью общей культуры человечества и вобрала в себя не только многовековой ценный опыт подготовки человека к жизни, освоения, развития и управления во благо человека заложенными в него природой (с религиозной точки зрения - Богом) физическими и психическими способностями, но, что не менее важно, и опыт утверждения и закалки проявляющихся в процессе физкультурной деятельности моральных, нравственных начал человека. Таким образом, в физической культуре, вопреки ее дословному смыслу, находят свое отражение достижения людей в совершенствовании своих как физических, так и в значительной мере психических и нравственных качеств. Уровень развития этих качеств, а также личные знания, умения и навыки по их совершенствованию составляют личностные ценности физической культуры и определяют физическую культуру личности как одну из граней общей культуры человека ..

Средства физической культуры

Основным средством физической культуры, развивающими и гармонизирующим все проявления жизни организма человека, являются сознательные (осознанные) занятия разнообразными физическими упражнениями (телесными движениями), большинство из которых придуманы или усовершенствованы самим человеком. Они предполагают постепенность возрастания физических нагрузок от зарядки и разминки к тренировке, от тренировки к спортивным играм и соревнованиям, от них к установлению как личных, так и всеобщих спортивных рекордов по мере роста личных физических возможностей. В сочетании с использованием естественных сил природы (солнце , воздух и вода - наши лучшие друзья!), гигиенических факторов, режима питания и отдыха и в зависимости от личных целей физическая культура позволяет гармонично развивать и оздоравливать организм и поддерживать его в отличном физическом состоянии длительные годы.

Составные части физической культуры

Каждый из компонентов физической культуры имеет известную самостоятельность, свою собственную целевую установку, материально-техническое обеспечение, различный уровень развития и объем личностных ценностей. Поэтому спорт в деятельностной сфере физической культуры выделяют особо, используя словосочетания «физическая культура и спорт », «физкультура и спорт». В этом случае под «физической культурой», «физкультурой» в узком смысле как раз и можно подразумевать массовую физическую культуру и лечебную физическую культуру .

Массовая физическая культура

Массовую физическую культуру образуют физкультурная деятельность людей в рамках процесса физического воспитания и самовоспитания для своего общего физического развития и оздоровления, совершенствования двигательных возможностей, улучшения телосложения и осанки, а также занятий на уровне физической рекреации.

Физическая рекреация

Рекреация (лат. - recreatio, буквально - восстановление) - 1) каникулы, перемена в школе, 2) помещение для отдыха в учебных заведениях, 3) отдых, восстановление сил человека. Физическая рекреация - это двигательно активный отдых и развлечения с использованием физических упражнений, подвижных игр, различных видов спорта, а также естественных сил природы, в результате которых получается удовольствие и достигается хорошее самочувствие и настроение, восстанавливается умственная и физическая работоспособность. Как правило, занятия на уровне массовой физической культуры для здорового человека не связаны с очень большими физическими и волевыми усилиями, однако, они создают мощный дисциплинирующий, тонизирующий и гармонизирующий фон для всех сторон его деятельности.

Лечебная физическая культура

Другое, также неспортивное по целям, направление физической культуры образует лечебная физическая культура (двигательная реабилитация), использующая специально подбираемые физические упражнения и, как уже отмечалось, некоторые спортивные средства для лечения и восстановления функций организма, нарушенных в результате заболеваний, травм, переутомления и других причин.

Спорт

Адаптивная физическая культура

Специфичность этой деятельностной сферы выражается в дополняющем определении «адаптивная», что подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Познание сущности этого явления - методологический фундамент адаптивной физической культуры. В Санкт-Петербургском Университете физической культуры им. П. Ф. Лесгафта открыт факультет адаптивной физической культуры, задачей которого является подготовка высококвалифицированных специалистом для работы в сфере физической культуры инвалидов .

Физическое воспитание

Под современным широким понятием «физическое воспитание » подразумевается органическая составная часть общего воспитания - учебный, педагогический процесс, направленный на освоение человеком личностных ценностей физической культуры. Иными словами, целью физического воспитания является формирование физической культуры личности, то есть той стороны общей культуры человека, которая помогает реализовать его биологический и духовный потенциал. Основоположником научной системы физического воспитания (первоначально - образования), гармонично способствующей умственному развитию и нравственному воспитанию молодого человека, является в России русский педагог, анатом и врач Петр Францевич Лесгафт (1837-1909). Созданные им в 1896 году «Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования» были первым в России высшим учебным заведением по подготовке специалистов физического воспитания, прообразом современной Санкт-Петербург-ской академии физической культуры имени П. Ф. Лесгафта. Выпускники академии получают высшее физкультурное образование и становятся специалистами в различных сферах физической культуры, в том числе и в области физического воспитания, то есть освоения людьми ценностей физической культуры. Применительно к работе в высших учебных заведениях такого специалиста называют преподавателем физической культуры, или преподавателем кафедры физического воспитания. Следует различать термины «физкультурное образование» как профессиональную подготовку в специальных учебных заведениях и «физическое образование» в его первоначальном (по П. Ф. Лесгафту) смысле физического воспитания. В английском языке термин «physical education» может употребляться и в том, и в другом смысле. Следует также иметь ввиду, что за рубежом не в ходу английский термин «en:physical culture» в смысле нашего широкого понятия «физическая культура». Там в зависимости от конкретного направления физкультурной деятельности используются слова «en:sport», «en:physical education», «en:physical training», «en:fitness» и др. Физическое воспитание в единстве с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием обеспечивает всестороннее развитие личности. Причем эти стороны общего процесса воспитания в значительной мере проявляются и в самом организованном соответствующим образом процессе физического воспитания.

В высших учебных заведениях процесс физического воспитания студентов осуществляется на кафедре физического воспитания через учебную дисциплину «Физическая культура».

Цель физического воспитания достигается в решении взаимосвязанных оздоровительных, развивающих, образовательных и воспитательных задач.

К оздоровительным и развивающим задачам физического воспитания относятся:

  • укрепление здоровья и закаливание организма ;
  • гармоническое развитие тела и физиологических функций организма;
  • всестороннее развитие физических и психических качеств;
  • обеспечение высокого уровня работоспособности и творческого долголетия.

Считается, что для выполнения этих задач общее время учебно-тренировочных занятий по дисциплине «Физическая культура» и дополнительных самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом для каждого студента должно составлять не менее 5 часов в неделю.

ГЛАВА 4. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

Физическая культура и спорт как отрасль непроизводственной сферы.

С экономической точки зрения физическую культуру и спорт правомерно рассматривать как вид общественно полезной деятельности по оказанию разнообразных услуг, относящейся к непроизводственной сфере и потому не участвующей в создании материального продукта.

Производство и предоставление услуг, удовлетворяющих различные потребности населения, предполагают обеспечение этой деятельности целым рядом условий материально-технического, организационного и кадрового характера, а именно: развитие сети физкультурно-спортивных сооружений и организацию обслуживания их посетителей во время учебно-тренировочных занятий, спортивных соревнований и зрелищных мероприятий; профессиональную подготовку кадров; проведение научно-исследовательской работы; производство и реализацию спортивных товаров; ремонт и прокат спортивного инвентаря и др.

Названные виды деятельности обеспечиваются предприятиями (организациями), отличающимися принадлежностью к разным сферам народного хозяйства и направленностью своей основной деятельности. Их интегрированное функционирование как хозяйственного комплекса с единым координирующим органом управления объективно оправдано тем, что они вместе на основе взаимозависимости удовлетворяют одни и те же потребности людей в занятиях физическими упражнениями и видами спорта. Именно это является одним из важнейших оснований утверждать, что физическая культура и спорт сформировались в отрасль народного хозяйства.

Отрасль это совокупность предприятий и организаций, характеризующихся общностью выпускаемой продукции, технологии производства, основных фондов, профессиональных навыков работающих и удовлетворяемых потребностей.

В каждой отрасли народного хозяйства проявляются экономические отношения, характерные в целом для конкретной страны. Методологической основой для их анализа является общая экономическая теория, предметом которой, как известно, является проблема повышения эффективности используемых ограниченных ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей людей.

Применительно к отрасли «физическая культура и спорт» она находит проявление, например, в следующих вопросах: как повысить конкурентоспособность физкультурно-спортивной организации; как наиболее эффективно использовать сеть физкультурно-спортивных сооружений и каждое из них в отдельности; как реализовать большее количество абонементов для занятий в физкультурно-оздоровительных группах, билетов на спортивные соревнования и др.

Таким образом, предметом экономики физической культуры и спорта как научной дисциплины является проблема выбора наиболее рациональных способов потребления ресурсов (факторов производства) для расширения рынка производимых услуг, максимального приближения их ассортимента и качества к потребительским запросам. Решение этой комплексной проблемы предполагает кроме использования чисто экономических инструментов разработку моделей управления и организации производства, применение социально-психологических методов стимулирования работников, системы маркетинговых средств, продвигающих услуги и товары к потребителям, и др.

В понимании предмета отраслевой экономики обнаруживается взаимосвязь двух основных разделов экономической теории – макроэкономики и микроэкономики.

Макроэкономика исследует экономику как целое, а также важнейшие ее секторы (государственный сектор, бизнес, домохозяйства, промышленность, сельское хозяйство, финансовый и страховой рынки, потребительский рынок и т.д.) с использованием макроэкономических показателей.

Микроэкономика изучает относительно маломасштабные экономические процессы, субъекты, явления. В центре ее внимания находятся конкретные производители и потребители: их решения по поводу объемов производства, продаж покупок, потребления с учетом потребностей, цен, затрат, прибыли.

Очевидно, что выбор оптимальных решение на микроуровне зависит не только от возможностей конкретных физкультурно-спортивных организаций, но и от макроэкономических параметров. Для производителей услуг (товаров) в отрасли «физическая культура и спорт» это предполагает всесторонний анализ факторов, влияющих на спрос и предложение их продукции. Так, например, прогнозируя спрос и выдвигая предложения, нужно исходить из того, насколько значительное место в иерархии потребностей человека занимает потребность проводить досуг в секциях и клубах, заниматься туризмом, посещать зрелищные спортивные мероприятия, что отражает микроэкономический уровень анализа. Но в то же время складывающийся на рынке уровень цен, номинальные доходы, система льгот для определенных категорий населения, т.е. общеэкономические (макроэкономические) параметры, могут изменить тенденции микроэкономических спросоообразующих факторов, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения.

Таким образом, экономика физической культуры и спорта как научная дисциплина, рассматривая экономические отношения общества в их конкретных проявлениях применительно к практическим задачам отрасли, реализует важнейшее назначение этой науки – разрабатывать научно обоснованные рекомендации, способствующие более эффективному производству разнообразных услуг.

4.2. Продукт отрасли «Физическая культура и спорт».

Результатом хозяйственной деятельности в любой отрасли народного хозяйства является производство определенного продукта.

Продукт это итог человеческого труда, хозяйственной деятельности, воплощенный в материально-вещественной форме (материальный продукт), в духовной, информационной форме (интеллектуальный продукт) либо в виде выполненных работ и услуг.

Производство материального продукта характерно для отраслей производственной сферы, интеллектуального продукта, а также работ и услуг – для отраслей непроизводственной сферы. Продукт производственно-экономической деятельности в материально-вещественной форме, т.е. материальный и интеллектуальный продукт, выступающий как объект купли-продажи, называется товаром .

Необходимо иметь в виду, что в отрасли «физическая культура и спорт» существуют предприятия по производству спортивных товаров. Однако физическая культура и спорт является одной из отраслей непроизводственной сферы, результатом труда в которой выступают услуги.

Услуга представляет собой специфический продукт труда, который не приобретает вещной формы и потребительская стоимость которого, в отличие от овеществленного продукта (товара), заключается в полезном эффекте живого труда, который может быть объектом купли-продажи, предметом потребления.

Последствия потребления услуг отрасли «физическая культура и спорт» могут иметь материальный и долговременный характер в виде повышения уровня здоровья, физической подготовленности и т.п. Эффект от потребления услуг зависит не только от условий их производства, но и от условий потребления. Так, например, уровень физической подготовленности учащегося определяется не только квалификацией педагога и длительностью занятий физическими упражнениями и видами спорта, но и способностями самого занимающегося. Поэтому полезный эффект услуги является результатом совместных усилий ее производителя и потребителя.

Развитие процессов индивидуализации массовой продукции материального производства в условиях рыночных отношений приводит к взаимопроникновению сфер материального и нематериального производства. Следствием этого является разграничение услуг на два больших класса. Введенный впервые в действие в 1994 г. Государственный стандарт Российской Федерации «Услуги населению» подразделяет услуги, оказываемые населению, по их функциональному назначению на материальные и социально-культурные (нематериальные).

Материальная услуга – это услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг.

В отрасли «физическая культура и спорт» к материальным услугам могут быть отнесены, например, ремонт спортивных товаров, индивидуальное производство спортивного инвентаря для спортсменов высокого класса, прокат спортивного оборудования и т.п. В данном случае результатом производства и объектом потребления является материальная вещь – крайне индивидуализированный товар спортивного назначения. В связи с этим материальная услуга фактически находится на стыке сферы нематериального и материального производства.

Социально-культурная услуга – это услуга по удовлетворения духовных, интеллектуальных потребностей и поддержанию нормальной жизнедеятельности потребителя.

Социально-культурная услуга обеспечивает поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства и др. Подавляющее большинство услуг, производимых и потребляемых в отрасли «физическая культура и спорт», относятся именно к социально-культурным услугам.

Спектр социально-культурных услуг отрасли «физическая культура и спорт» можно классифицировать с использованием различных оснований:

по форме распределения общественных фондов потребления выделяют бесплатные (урок физической культуры в школе и т.п.) и платные (занятия в коммерческом физкультурно-оздоровительном центре и т.п.) услуги;

по мотивам производства услуги могут быть коммерческими (получение производителями прибыли) либо некоммерческими (выполнение производителем социально важных функций);

по форме потребления социально-культурные услуги подразделяются на индивидуальные (самостоятельные занятия физическими упражнениями и видами спорта и т.п.) и массовые (коллективные занятия физическими упражнениями и видами спорта в секциях и т.п.);

по мотивам потребления различают услуги личного характера (занятия спортом конкретного лица) и деловые (аренда спортивных сооружений для проведения соревнований);

по характеру потребности, для удовлетворения которой предназначены те или иные услуги, их можно классифицировать на: физкультурно-оздоровительные, зрелищные, консультационные, образовательные, дополнительного образования, посреднические, коммерческие;

по степени важности для потребителя услуги подразделяются на основные (активные занятия физическими упражнениями и видами спорта на базе научно обоснованных методик, регламентированного времени занятий и т.п.), дополнительные (пассивное оздоровление) и сопутствующие (обеспечение вспомогательного обслуживания в виде предоставления специализированного питания, камер хранения, автостоянок и т.п.).

Важной составной частью государственной социально-экономической политики является всестороннее и эффективное развитие физической культуры и спорта.

Основная цель политики государства в области физической культуры и спорта - оздоровление нации, формирование здорового образа жизни населения, гармоничное воспитание здорового, физически крепкого поколения, а также достойное выступление российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях.

Успешное решение поставленных задач в области физической культуры и спорта невозможно без создания необходимой законодательной и нормативной правовой базы. В течение длительного времени на федеральном уровне отсутствовало комплексное законодательное регулирование физической культуры и спорта. Алексеев С.В. Спортивное право России. М.: Юнити, 2011. С.20.

Федеральный закон от 29.04.1999 №80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» носил декларативный характер, в нем имелись внутренние несоответствия. Со времени его введения был накоплен определенный опыт применения установленных им норм, а также иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области физической культуры и спорта.

В связи с тем, что за последнее десятилетие произошли существенные изменения в бюджетном законодательстве, законодательстве о разграничении полномочий, о труде, в том числе в области физической культуры и спорта, возникла необходимость в подготовке новой редакции указанного федерального закона и иных законодательных актов.

За последние годы в развитии законодательства в области физической культуры и спорта произошли серьезные изменения.

30 марта 2008 года вступил в силу новый Федеральный закон от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее - федеральный закон). Федеральный закон является второй редакцией и третьим по счету законом в истории становления спортивного законодательства в России и направлен на совершенствование государственного регулирования и создание современной законодательной базы в области физической культуры и спорта, соответствующей новому уровню социально-экономического развития. Новости Российского законодательства в сфере физической культуры и спорта. Чиновник. 2011. №5. С. 20.

Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте в Российской Федерации.

Данный федеральный закон содержит новые подходы к регулированию отношений в области физической культуры и спорта по созданию необходимых условий для развития физической культуры и спорта, физического воспитания населения, подготовки спортивного резерва и сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта для их успешного выступления на международных соревнованиях, в том числе Олимпийских играх.

Федеральный закон подготовлен в соответствии с Конституцией РФ и законами Российской Федерации и направлен на реализацию части 2 статьи 41 Конституции РФ, которой установлено, что в Российской Федерации поощряется деятельность, способствующая развитию физической культуры и спорта, а также статьи 72 Конституции РФ, в соответствии с которой общие вопросы физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

В федеральном законе существенно расширен и уточнен понятийный аппарат, распределены компетенции и зоны ответственности между государством и самоуправляемыми спортивными организациями, созданы экономические и организационные условия для развития как спорта высших достижений, так и массового спорта.

Так, федеральный закон включает в себя:

Систему терминов спортивного законодательства, многие из которых впервые раскрыты на уровне закона (объекты спорта, организатор спортивного мероприятия, спортивная дисквалификация, спортивная федерация, тренер, подготовка спортивного резерва и др.);

Систему принципов спортивного законодательства, обеспечивающих право каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту, запрет дискриминации и насилия в этой области, безопасность жизни и здоровья спортсменов и зрителей;

Перечень субъектов физической культуры и спорта, включающий физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные и спортивно-технические общества, спортивные клубы, центры спортивной подготовки, спортивные федерации, оборонные спортивно-технические организации, а также общественно-государственные организации, обеспечивающие проведение соревнований по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта. Кроме этого, к субъектам отнесены образовательные и научные учреждения, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта, и другие организации. Кроме того, в законе разграничены полномочия между Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления в области физической культуры и спорта; значительно уточнен правовой статус Олимпийского комитета России, Паралимпийского комитета России, Сурдлимпийского комитета России, Специальной олимпиады России. Предусматривается реализация их уставных задач и программ развития физической культуры за счет собственных источников финансирования, в том числе за счет добровольных пожертвований граждан и организаций, а также за счет средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке.

Предусматривается деятельность общественного объединения - спортивной федерации. Это созданная на основе членства организация, целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд. Спортивные федерации могут быть местными, региональными и общероссийскими. Устанавливаются особенности создания, государственной регистрации и реорганизации спортивных федераций, их права и обязанности, а также требования к содержанию уставов. Так, общероссийские спортивные федерации в установленном настоящим федеральным законом порядке вправе организовывать и проводить чемпионаты, первенства и кубки России в соответствующем виде спорта; осуществлять формирование, подготовку и направление спортивных сборных команд Российской Федерации для участия в международных соревнованиях; разрабатывать с учетом правил, утвержденных международными спортивными федерациями, правила соответствующих видов спорта, а также утверждать нормы, устанавливающие права и обязанности, в том числе спортивные санкции, для признающих такие нормы субъектов физической культуры и спорта и др. Новости Российского законодательства в сфере физической культуры и спорта. Чиновник. 2011. №5. С. 21.

Федеральным законом установлены и урегулированы права и обязанности организатора соревнования, а именно: права на телетрансляцию спортивных мероприятий и коммерческие права как важная составляющая ресурсов для развития спорта, в том числе профессионального и детско-юношеского.

В федеральном законе закрепляются такие институты государственного регулирования в сфере физической культуры и спорта, как признание видов спорта и спортивных дисциплин, Всероссийский реестр видов спорта, Единая всероссийская спортивная классификация, Единый календарный план всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий, которые вместе образуют стройную систему.

Разработаны соответствующие юридические нормы, регулирующие основополагающие правоотношения в сфере физической культуры и спорта. В частности, к таковым относятся нормы, регулирующие:

Деятельность в спорте высших достижений, в системе подготовки спортивного резерва по формированию и функционированию сборных команд Российской Федерации;

Взаимоотношения спортсмена и физкультурно-спортивной организации;

Организацию физической культуры и спорта в системе образования, физической подготовки в федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба и иные специальные виды службы, по месту работы, жительства и отдыха населения, развитие физической культуры и спорта среди инвалидов;

Деятельность, направленную на создание и укрепление материально-технической базы, совершенствование образовательного и медицинского обеспечения физической культуры и спорта. Федеральным законом предусмотрено введение с 1 января 2009 года спортивного паспорта, который является документом единого образца, удостоверяющим принадлежность к физкультурно-спортивной или иной организации и спортивную квалификацию спортсмена. Спортивный паспорт содержит следующие сведения о спортсмене: фамилию, имя, отчество; дату рождения; принадлежность к физкультурно-спортивной организации; выбранные виды спорта и спортивные дисциплины; сведения о присвоении спортивных разрядов и званий; сведения о подтверждении выполнения норм и требований, необходимых для присвоения спортивных разрядов; отметку о прохождении спортсменом медицинских осмотров; результаты, достигнутые на спортивных соревнованиях; сведения о дисквалификации; сведения о государственных наградах и иных формах поощрения и другие данные. Осуществление полномочий по оформлению и ведению спортивных паспортов передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов РФ. Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

Введен раздел, посвященный подготовке спортивного резерва, впервые установлены права и обязанности спортсмена, а также меры по противодействию использования допинговых средств и методов в спорте. Новости Российского законодательства в сфере физической культуры и спорта. Чиновник. 2011. №5. С. 23.

Правительству Российской Федерации и Министерству спорта, туризма и молодежной политики РФ предстоит разработать и принять перечень нормативных правовых актов, необходимых для реализации указанного федерального закона.

Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область и одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды.

Физическая культура – одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достижения и др.

Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.

Физическая культура – неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов.

Физическая культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие физической культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения. В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.

В обществе физическая культура, будучи достоянием народа, является важным средством «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства, физкультурное движение опирается на многостороннюю деятельность государственных и общественных организаций в области физической культуры и спорта.

Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение. К вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, и др. в развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления и др.).

Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

Итак, физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры.

Спорт – составная часть физической культуры, а также средство и метод физического воспитания, система организации и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений и подготовительных учебно-тренировочных занятий. Исторически сложился как особая сфера выявления и унифицированного сравнения достижений людей в определённых видах физических упражнений, уровня их физического развития. Спорт в широком смысле охватывает собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней (спортивную тренировку), специфические социальные отношения, возникающие в сфере этой деятельности, её общественно значимые результаты. Социальная ценность спорта заключается в том, что он представляет собой фактор, наиболее действенно стимулирующий занятия физической культурой, способствует нравственному, эстетическому воспитанию, удовлетворению духовных запросов.

В сферу спорта исторически вошли разнообразные элементы человеческой деятельности. Виды спорта, имеющие многовековую историю, развились из самобытных физических упражнений, форм трудовой и военной деятельности, использовавшихся человеком в целях физического воспитания ещё в глубокой древности – бег, прыжки, метания, поднятие тяжестей, гребля, плавание и т. д.; часть видов современного спорта сформировалась в 19-20 вв. на базе самого спорта и смежных сфер культуры – игры, спортивная и художественная гимнастика, современное пятиборье, фигурное катание на коньках, спортивное ориентирование, спортивный туризм и др.; технические виды спорта – на базе развития техники: авто-, мото-, велоспорт, авиационные виды спорта, подводное плавание и др.

В спорте человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. Спорт – это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся физической и духовной необходимостью.

Компоненты физической культуры

Принято выделять следующие разделы физической культуры:

1. Физическое воспитание – это планомерная деятельность, направленная на решение гигиенических, образовательных и воспитательных задач путем применения системы физических упражнений. Это вид воспитания, специфика которого заключается в обучении движениям и управления развитием физических качеств человека.

Включенное в систему образования и воспитания, начиная с дошкольных учреждений, оно характеризует основу физической подготовленности людей – приобретение фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей. Его важными элементами являются «школа» движений, система гимнастических упражнений и правила их выполнения, с помощью которых у ребенка формируются умения дифференцированно управлять движениями, способность координировать их в разных сочетаниях; система упражнений для рационального использования сил при перемещениях в пространстве (основные способы ходьбы, бега, плавания, бега на коньках, на лыжах и др.), при преодолении препятствий, в метаниях, в поднимании и переноске тяжестей; «школа» мяча (игра в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, теннис и др.).

2. Спорт – специфическая форма физической культуры, деятельность которой состоит в достижении, выявлении и сравнении предельных физических и психологических возможностей человека в процессе выполнения разнообразных упражнений. Спорт как деятельность соревновательная по своей сути максимален, независимо от уровня квалификации спортсменов.

3. Физическая рекреация – осуществление активного отдыха с помощью физических упражнений.

4. Физическая реабилитация – деятельность по восстановлению частично утраченных или ослабленных психофизических функций средствами физической культуры.

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Ее разновидностью является лечебная физическая культура, которая имеет широкий комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и другие упражнения), связанных с характером заболеваний, травм или других нарушений функций организма (перенапряжение, хроническое утомление, возрастные изменения и др.). Средства ее используются в таких режимах, как «щадящий», «тонизирующий», «тренирующий» и др., а формами проведения могут быть индивидуальные сеансы-процедуры, занятия урочного типа и др.

Процесс физического воспитания имеет два направления: обучение движениям и воспитание физических качеств. Обучение движениям – процесс формирования двигательных умений и навыков. Воспитание физических качеств это целенаправленное воздействие на организм занимающегося посредством нормирования функциональных нагрузок. Особенности и специфика физического воспитания заключаются в том, что:

– задачи, решаемые физическим воспитанием, едины для любого поколения;

– предметом деятельности здесь служит сам человек; он является не только субъектом, но и объектом деятельности;

– продуктом деятельности является в одном случае оздоровительный и воспитательный эффект (это физическое воспитание), в другом – спортивное достижение;

– физическое воспитание и особенно спорт связаны с необычными, нередко предельными физическими и психическими напряжениями.

Итогом многолетних занятий физической культурой и спортом должно стать стремление к физическому совершенству, под которым следует понимать исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.

В качестве средств физической культуры используются: физические упражнения, естественные силы природы (солнце, воздух и вода, их закаливающее воздействие), гигиенические факторы (личная гигиена – распорядок дня, гигиена сна, режим питания, трудовой деятельности, гигиена тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек). Их комплексное взаимодействие обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект, табл. 1.

Физическое упражнение – это совокупность непрерывно связанных друг с другом движений направленных на достижение определенной цели.

С одной стороны слово упражнение обозначает направленную повторность действия с целью влияния на физические и психические свойства человека. С другой стороны внешним проявлением физического упражнения является перемещение тела человека и его частей в пространстве и во времени. Эффект физических упражнений определяется прежде всего совокупностью физиологических, психологических и биомеханических воздействий на организм человека в процессе выполнения данного упражнения.

Таблица 1.

Средства физического воспитания

Физическое развитие – это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма, определяющий физическую дееспособность человека в течение жизни человека (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.), характеризуется изменениями трех групп показателей:

– показателями телосложения;

Критериями здоровья;

Показателями развития физических качеств.

Физическое развитие управляемо. С помощью физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха можно изменять при необходимом направлении приведенные выше показатели физического развития. В основе управления физическим развитием лежит биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма. Между тем физическое развитие мере обусловлено и законами наследственности, которые необходимо учитывать как факторы благоприятствующие или наоборот препятствующие физическому совершенствованию человека. Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Поэтому вмешиваться в этот процесс с целью управления им можно только с учетом особенностей и возможностей организма в различные возрастные периоды: становления и роста, наивысшего развития форм и функций, старения. Кроме того, физическое развитие связано с законом единства организма и среды и зависит от условий жизни человека, в том числе к географической среды. Поэтому при выборе средств и методов физического воспитания необходимо учитывать влияние указанных законов

Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека. Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности составляет общее жизненное благополучие. Благодаря профессионально-прикладной физической культуре создаются предпосылки для успешного овладения той или иной профессией и эффективного выполнения работы. На производстве это вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, послерабочие реабилитационные упражнения и др.

Фоновые виды физической культуры. К ним относят гигиеническую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками) и рекреативную физическую культуру, средства которой используются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения). Фоновая физическая культура оказывает оперативное влияние на текущее функциональное состояние организма, нормализуя его и способствуя созданию благоприятного функционального «фона» жизнедеятельности. Ее следует рассматривать как компонент здорового образа жизни. Она особенно эффективна в сочетании с другими компонентами физической культуры и прежде всего с базовой.

Введение


Физическая культура и спорт - исторически обусловленные социальные явления. Их содержание, цели, задачи, формы организации и методы использования подчинены общим закономерностям общественного развития и полностью зависят от характера общественных отношений.

Физическое развитие осуществляется в процессе всей жизнедеятельности человека под влиянием семейного воспитания, в период учебы, трудовой деятельности, занятий физической культурой и спортом во время досуга.

Спорт, сопряженный с высшими достижениями проявления как физических и двигательных возможностей, так и интеллектуальных, психических качеств человека, превратился в исключительно сложную форму человеческой деятельности.

Если не учитывать этих возможностей человеческого организма, то добиться высоких спортивных результатов, как правило, не удается.

Одной из главных задач творческого содружества тренера-педагога и спортсмена является достижением индивидуально различного уровня тренировочной нагрузки, обеспечивающей спортивный успех.

Таким образом, занятия физической культурой и спортом - лишь один из факторов, влияющих на физическое развитие человека.

Особенности отрасли «Физическая культура и спорт»


Физическая культура и спорт - одна из сфер общественной деятельности. Развитие этой сферы происходит в условиях единого экономического комплекса.

Физическая культура и спорт как отрасль экономики представляет собой систему предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих деятельность, направленную на обеспечение всестороннего физического совершенствования человека.

При отнесении того или иного вида общественной деятельности к физической культуре и спорту как отрасли экономики исходят из необходимости создания лучших условий для повышения эффективности труда физкультурных работников и качества подготовки физкультурников и спортсменов.

Важнейшим условием формирования физической культуры и спорта как отрасли экономики является достижение большого масштаба работ по удовлетворению потребности членов общества в физическом развитии и появление на этой основе предприятий, организаций и учреждений, связанных единством управления, целенаправленностью своей деятельности и функциональной ролью.

Формирование физической культуры и спорта как отрасли экономики обусловлено необходимостью обеспечения согласованных действий всех служб и взаимосвязанных подразделений этой сферы-- повышения эффективности управления этой сферой, координации усилий, направленных на равномерное распределение основных фондов и кадров по территории страны.

Все это должно способствовать более успешному осуществлению мероприятий по развитию физической культуры и спорта и повышению производительности труда.

Физическую культуру и спорт следует отнести к «потребительскому производству». Пользуясь плодами материального производства (спортивные сооружения, инвентарь, одежда и т. п.), физическая культура производит свою специфическую продукцию - спортивные услуги, нематериальные блага, расширяя фонд личного потребления общества.

Физическая культурами спорт располагают своими специфическими элементами «потребительского производства».

Это, во-первых, средства труда: спортивные сооружения, их оборудование, спортивный инвентарь;

во-вторых, труд физкультурных работников; в-третьих, предмет труда - физкультурники и спортсмены.

Действующая классификация относит физическую культуру к агрегированной отрасли «здравоохранение физическая культура и социальное обеспечение».

Согласно классификации отраслей экономики, применяемой в настоящее время в практике статистического учета и планирования, к отраслям производственной сферы относятся: промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, строительство, транспорт грузовой, связь по обслуживанию предприятий производственной сферы, геология и разведка недр, торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовка, прочие виды деятельности сферы материального производства.

К непроизводственной сфере относятся такие отрасли, как просвещение, культура, искусство, наука, жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание, пассажирский транспорт и связь по обслуживанию населения и организаций непроизводственной сферы деятельности, кредитование и государственное страхование, управление и общественные организации, а также здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение.

О принципах построения классификации отраслей экономики и границах производственной и непроизводственной сфер экономики, отдельных производств и видов деятельности, отнесения их к той или иной сфере нередко высказываются диаметрально противоположные мнения. Вместе с тем все относят физическую культуру и спорт к непроизводственной сфере. Однако и здесь есть разночтения.

Проблема заключается не только в том, чтобы определить место физической, культуры в том или ином перечне непроизводственных отраслей, но и выявить уровень ее выделенное, взаимосвязи с другими отраслями, тенденции развития.

Только на этой основе можно характеризовать экономические отношения, возникающие в физической культуре как отрасли экономики, закономерности ее внутреннего развития и связей с другими отраслями.

В статистических сборниках данные о физической культуре до 1973 г. публиковались в разделе «Здравоохранение», а с 1973 г. - в разделе «Рост материального благосостояния».

В. Лозовой употребляет понятие «физкультура и спорт» и относит их к оздоровительно-воспитательной деятельности, куда, кроме здравоохранения, домов отдыха и санаториев, включает детские ясли и сады, а также дома для престарелых и инвалидов.

Исследователь непроизводственной сферы Д.И. Правдин предлагает объединить в одну отрасль организацию отдыха, физической культуры и спорта и т. д.

Характерно, во-первых, что во всех публикациях последних лет физическая культура и спорт выделяются как самостоятельная отрасль непроизводственной сферы.

Во-вторых, включение физической культуры и спорта в разные сочетания с другими отраслями свидетельствует об определенной трудности анализа, связанной с полифункциональными свойствами этой отрасли.

В-третьих, ясно, что необходимо специально анализировать место и роль физической культуры и спорта в структуре народного хозяйства и их отражение в классификации.

Физическую культуру и спорт можно рассматривать как «чистую» отрасль, «хозяйственную» или «ведомственно-управленческую» в зависимости от того, какие элементы структуры она включает. Без этого невозможно точно определить ни ее роль в народном хозяйстве, ни ее место в структуре; невозможно правильно организовать руководство ею.

Как «чистая» отрасль физическая культура и спорт состоят из спортивных клубов, физкультурных учебных заведений, самостоятельных спортивных сооружений и некоторых других физкультурных и спортивных организаций, структурно включенных в другие отрасли.

В последние годы значительно больше внимания уделялось росту качественных показателей физкультурной работы. Об этом свидетельствует быстрый рост числа спортивных школ, количества подготовленных спортсменов-разрядников и мастеров спорта по сравнению с ростом численности физкультурников и всего населения страны.

В ведомственно-управленческой структуре народного хозяйства физическая культура и спорт занимают гораздо более скромное место, чем в структуре «чистых» отраслей.

Что касается физической культуры и спорта, то сейчас в эту отрасль, кроме физкультурных и спортивных организаций - «производственного звена», - входят научно-исследовательские и учебные институты, организации обслуживания и материального обеспечения, проектные институты и собственные органы управления.

Короче говоря, физическая культура и спорт как отрасль имеют все необходимые элементы современной организационно-управленческой отрасли и от других самостоятельных отраслей не отличаются.

Единым государственным органом управления отраслью в настоящее время является Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму. Однако значительное количество физкультурно-спортивных организаций определенного типа управляются другими министерствами (ведомствами).

Так, управление современной системой спортивных школ характеризуется ярко выраженной межотраслевой раздробленностью: в ведении Министерства образования Российской Федерации находится 63,8% спортивных школ; Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму - 16,4 %; профсоюзов - 13,6%; других министерств (ведомств) - 6,2%.

Физическая культура и спорт как «ведомственно-управленческая» отрасль отражает существующее на данном этапе ее хозяйственно-организационное строение. В отрасль включены предприятия, производящие спортивные товары, хозяйственные организации спорткомитетов и ДСО.

Но сюда не входит часть физкультурных работников и организаций, которые включены в состав других ведомственно-управленческих отраслей народного хозяйства, как производственных, так и непроизводственных (в частности, лечебная физическая культура в организациях здравоохранения и отдыха, врачебио-физкультурные диспансеры, отделы (сенторы) физической культуры в других организациях).

Таким образом, вывод может быть лишь один: физическая культура и спорт являются самостоятельной отраслью народного хозяйства и потому должны выделяться не только как «чистая» отрасль, но и как отрасль ведомственно-управленческая.»

Межотраслевые связи отрасли «Физическая культура и спорт»


В наше время ни одна отрасль экономики не может успешно развиваться, не опираясь на сознательное использование экономических законов, присущих всей экономики страны как в целом, так и в данной отрасли в отдельности. Физическая культура и спорт как сфера общественной деятельности функционируют в рамках сложившихся общественных отношений.

В отраслях непроизводственной сферы создаются условия для занятий трудящихся физической культурой и спортом.

Здесь функционируют службы, связанные с другими отраслями единого народнохозяйственного комплекса.

С каждым годом увеличивается число физкультурных кадров с высшим и специальным средним образованием.

Все это свидетельствует не только о росте физкультурного движения, но и об усложнившихся и усилившихся связях физической культуры и спорта с другими отраслями экономики и о все большей дифференциации их как самостоятельной отрасли.

Взаимосвязь и взаимозависимость между физической культурой и обществом выражаются законами общественного развития и изучаются рядом наук, и в частности социологией физической культуры и спорта, которая рассматривает воздействие на физическую культуру и спорт всех форм общественных отношений: экономических, политических, и др. Она призвана исследовать физическую культуру и спорт как целостную социальную систему с присущей ей структурой, функциями, закономерностями развития.

Экономические отношения представляют собой сложную структуру. Они изучаются системой экономических наук. К межотраслевым научным дисциплинам относятся, например, народнохозяйственное планирование, экономическая статистика, экономика труда, экономическая кибернетика, экономическая география. К отраслевым экономическим наукам и научным дисциплинам относятся: экономика промышленности, строительства, здравоохранения и т. д.

Экономика физической культуры и спорта является конкретной, отраслевой дисциплиной. Она имеет свой предмет изучения, решает свои специфические проблемы. Предметом экономики физической культуры и спорта является изучение экономических отношений, складывающихся между членами общества в процессе производства спортивных услуг.

Теоретической основой экономики физической культуры и спорта, как и других экономических наук, является политическая экономия социализма. Она изучает производственные отношения, выясняет экономические законы, управляющие производством, распределением, обменом и потреблением жизненных благ в социалистическом обществе.

Поэтому экономика физической культуры и спорта - это звено в общей совокупности экономических наук. Задача экономики физической культуры и спорта как науки - изучить конкретный механизм проявления экономических законов в этой сфере.

Он отличается своеобразием материально-технической базы, особенностями экономических отношений, и прежде всего отношениями собственности на средства труда, на средства физкультурной и спортивной деятельности, особенностями труда и его результата.

Народное хозяйство страны обеспечивало физическую культуру и спорт не только увеличивающимся числом работников, но и значительными материальными средствами (залы и другие спортивные сооружения), а также финансовыми ресурсами.

В стране сложилась многоступенчатая система спортивных сооружений. Особенно быстро увеличивается количество крытых плавательных бассейнов, плоскостных сооружений с искусственным покрытием, лыжных трамплинов, спортивных комплексов для подготовки олимпийских резервов и других дорогостоящих спортивных баз.

Все это свидетельствует не только о росте физкультурного движения, но и об усложнившихся и усилившихся связях физической культуры и спорта с другими отраслями народного хозяйства и о все большей дифференциации их как самостоятельной отрасли.

Производство спортивных услуг характеризуется постоянно развивающимися связями физической культуры и спорта с отраслями непроизводственной и производственной сфер.

Основой существования и развития физической культуры и спорта является материальное производство, производственная сфера. В производственной сфере создаются материальные блага физкультурной и спортивной деятельности (спортивные сооружения, их оснащение техническими средствами, спортивный инвентарь, одежда и обувь, продукты питания и т. д.).

В отраслях непроизводственной сферы создаются условия для занятий трудящихся физической культурой и спортом. С экономической точки зрения физическую культуру и спорт правомерно рассматривать как вид общественно полезной деятельности по оказанию разнообразных услуг, относящейся к непроизводственной сфере и потому прямо не участвующей в создании материального продукта.

Производство и предоставление услуг, удовлетворяющих различные потребности населения, предполагают обеспечение этой деятельности целым рядом условий материально-технического, организационного и кадрового характера, а именно: развитие сети физкультурно-спортивных сооружений и организацию обслуживания их посетителей во время учебно-тренировочных занятий, спортивных соревнований и зрелищных мероприятий; профессиональную подготовку кадров; проведение научно-исследовательской работы; производство и реализацию спортивных товаров; ремонт и прокат спортивного инвентаря и др.

В каждой отрасли народного хозяйства проявляются экономические отношения, характерные в целом для конкретной страны. Методологической основой для их анализа является общая экономическая теория - экономика, предметом которой, как известно, является проблема повышения эффективности используемых ограниченных ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей людей.

Эта общая для народного хозяйства любой страны проблема характерна и для каждой отрасли. Применительно к отрасли «физическая культура и спорт» она находит проявление, например, в следующих вопросах: как повысить конкурентоспособность физкультурно-спортивной организации; как наиболее эффективно использовать сеть физкультурно-спортивных сооружений и каждое из них в отдельности; как реализовать большее количество.

Важно отметить, что основным фактором практической реализации физического воспитания служит активная двигательная деятельность, которая обеспечивает формирование рациональных способов выполнения двигательных действий и других педагогических задач.

Учитывая, что психология - наука о закономерностях развития и функционировании психики как особой формы жизнедеятельности, можно сделать вывод, что основное предназначение психологии физического воспитания - это оптимизация воспитательно-образовательного процесса, осуществляемого в типичных формах физической культуры, используя закономерности и особенности психического развития человека для формирования его личности как социального существа.

Таким образом, психология физического воспитания обусловлена педагогической направленностью, а ее содержание составляет круг вопросов, связанных с рассмотрением психологических особенностей как учителя физической культуры, так и учащихся, а также организации педагогического процесса. физический культура спорт производство

Психология спорта исследует закономерности психической деятельности отдельных людей и коллективов в условиях тренировок и соревнований. Спортивная деятельность весьма специфична: она существенно отличается от других видов деятельности, во-первых, целями, а во-вторых, способами их достижения.

Что включает в себя область спортивной деятельности? Это подготовка к соревнованиям (тренировка) и участие в них, требующие от спортсменов специальных качеств, навыков, знаний и умений и предельного напряжения физических и духовных сил.

Общение внутри спортивных команд или групп тоже весьма специфично, и управление ими требует специальных знаний и умений, поэтому психология спорта учитывает положения общих психологических знаний, но строится в основном на результатах собственных исследований.

В ней выделяются свои разделы психологии: обучение и воспитание в спорте; физическая, техническая и тактическая подготовка спортсменов; психологические особенности личности спортсмена, тренера, руководителя спортивной команды (группы), психология спортивного коллектива, психодиагностика и спортивная психогигиена и др.

Большое значение для спортивной практики имеют разделы, в которых изучаются особенности отдельных видов спорта (психология плавания, психология пулевой стрельбы, футбола, шахмат и т.д.). Особое место в психологии спорта занимает решение проблем, существующих в соревновательной деятельности по отдельным видам спорта.

Психология спорта призвана раскрывать закономерности психической деятельности спортсменов и тренеров в конкретных специфических условиях тренировок и соревнований, чтобы с помощью специальных психологических методов и средств сделать процесс подготовки и участие спортсменов в спортивной борьбе оптимальным и продуктивным. Психология взаимосвязана со всеми этими группами наук и находится в центре.

По аналогии можно определить место психологии и в системе спортивных наук: философские основы спорта - общетеоретическое основание для психологии спорта, социальные основы дают ему социальную ориентацию, а естественные выявляют «природную» организацию субъекта спортивной деятельности, создавая материальную основу психологии спорта.

В свою очередь, все эти основы спортивной научной базы имеют обратную связь с психологией спорта: философские основы черпают соответствующий материал (психологические данные о субъекте спортивной деятельности) для философского обобщения; социальные - используют данные психологических исследований при решении социальных проблем спорта; а естественные, Учитывая психологические закономерности и особенности спортивной деятельности человека, выделяют более значимые стороны человеческого организма в сфере спорта.

Заключение


В целях преодоления имеющих место негативных тенденций, а также дальнейшей стабилизации позитивных тенденций в развитии отрасли «физическая культура и спорт» в последние годы исполнительной властью Российской Федерации был принят ряд важных решений.

Одним из них явилась разработка Правительством Российской Федерации в 1996 г. «Социальных нормативов и норм», к числу которых относятся и те, которые характеризуют перспективы развития отрасли «физическая культура и спорт».

Анализ динамики основных показателей физической культуры и спорта в масштабах страны свидетельствует о наличии в развитии отрасли ряда тенденций, приобретающих в последние годы позитивный характер. К основным из этих тенденций следует отнести:

прогрессивное, в отличие от предшествующего периода, развитие сети физкультурно-спортивных сооружений, рост числа коллективов физической культуры и спортивных клубов, а также численности занимающихся физической культурой и спортом;

систематический рост численности физкультурных кадров, а также количества физкультурно-оздоровительных центров предприятий и организаций.

Список использованной литературы


1.Галкин В.В. Экономика спорта и спортивный бизнес. - М., 2006

2.Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. - М., 2002. - 288 с.

Золотов М.И., Платонова Н.А., Вапнярская О.И. Экономика массового спорта. - М., 2005.

4.Кедров Б.М. Классификация наук. - М., 1985.

5.Кузьмак Б.С., Осинцев А.А. Социально-экономические проблемы физической культуры и спорта. - М., 1981. - 280 с.

6.Лозовой В. Об основах классификации отраслей народного хозяйства. - Экономические науки, 1973, № 2, с. 11.

Менеджмент и экономика физической культуры и спорта. - М., 2001. - 432 с.

Правдин Д. И.. Развитие непроизводственной сферы при социализме (темпы, пропорции, перспективы). М., Экономика, 1976.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.