Явление общей культуры, связанное с физическим и духовным развитием человека, имеющее собственные культурные ценности в виде знаний, двигательных действий и физических упражнений. Техникой физических упражнений принято называть

Под гибкостью понимают морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Измерителем гибкости служит максимальная амплитуда движений. О ней можно говорить, когда скелет человека полностью сформировался. А происходит это примерно в 18 лет. Именно в этом возрасте суставы становятся такими, какими их задумала природа. Их способность к различным движениям и сращениям и называется гибкостью.

Этот показатель зависит не только от тренированности, но и от возраста, от пола. Естественно, что в юности суставы более подвижны. Хрящи, обеспечивающие подвижность соединения костей, еще достаточно гибкие и толстые. Со временем эта прокладка истирается и истончается, да и мышцы и сухожилия вокруг теряют эластичность.

Гибкость, как способность выполнять движения с большой амплитудой, связана с фактором наследственности, однако на нее влияют и регулярные физические упражнения. Она зависит от эластичности мышц и связок. Эластические свойства мышц могут в значительной мере меняться под влиянием центрально-нервных факторов.

Гибкость исключительно важна для сохранения правильной красивой осанки, плавности и лёгкости походки, грациозности движений. Красота и гибкость – почти синонимы.

Гибкость значительно увеличивает диапазон движений, позволяет мышцам работать рационально, затрачивая значительно меньше усилий и энергии для преодоления сопротивления собственного тела как при выполнении самых простых бытовых движений. Так и при движениях требующих отточенного двигательного мастерства.

Достаточная гибкость и эластичность суставов, мышц и связок уменьшают вероятность травм при вынужденных резких движениях, например, при попытки удержать равновесие на льду, выпрямление из глубокого наклона, при неожиданном падении и т.п.

К сожалению, с возрастом происходит естественное снижение гибкости. Процесс старения суставов связан со снижением эластичности связочного аппарата, уменьшением толщины суставных хрящей. Особенно сильно изменяется позвоночник.

Систематическое выполнение упражнений для развития и сохранения гибкости значительно замедляют процессы старения, улучшает тонус мышц, снабжение их кислородом и питательными веществами, способствует выделению шлаков из мышечной ткани. Эти упражнения помогают избежать такого неприятного заболевания, как остеохондроз, проявляющегося в головных болях, головокружения, болях в спине и суставах, повышенной утомляемости, а в некоторых случаях – в нарушении работы внутренних органов. Это обусловливает внимание, которое уделяется упражнениям на гибкость в процессе занятий самыми различными видами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

Гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и военной деятельности, а также в быту. Уровень гибкости обусловливает развитие быстроты, координационных способностей, силы. Трудно переоценить значение подвижности в суставах в случаях нарушения осанки, при коррекции плоскостопия, после спортивных и бытовых травм и т.д.

Упражнения на гибкость можно легко и с успехом, самостоятельно и регулярно выполнять в домашних условиях. Особенно ценны упражнения для улучшения подвижности в суставах в сочетании с силовыми упражнениями. Упражнения на гибкость рассматриваются специалистами как одно из важных средств оздоровления, формирования правильной осанки, гармоничного физического развития.

Любое движение человека производится благодаря подвижности в суставах. В некоторых суставах – плечевом, тазобедренном – человек обладает большой подвижностью, в других – коленном лучезапястном, голеностопном – амплитуда движений ограничена формой сустава и связочным аппаратом. Обычно человек редко использует всю свою максимальную подвижность и ограничивается какой-либо частью от имеющейся максимальной амплитуды движения в суставе. Однако недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, отрицательно влияет на скоростные и координационные способности, снижает экономичность работы и часто является причиной повреждения связок и мышц. При некоторых движениях гибкость человека играет основополагающую роль.

Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений человека, так как ограничивает перемещения отдельных звеньев тела.Благодаря достаточной подвижности позвоночного столба и растянутости плечевых и тазобедренных суставов человек имеет возможность выполнять мягкие, плавные и изящные движения.

Недостаточно развитая гибкость ограничивает проявление таких физических качеств, как выносливость, сила, быстрота реакции и скорость движения. Увеличивая энергозатраты и, снижая экономичность работы, она затрудняет координацию движений человека, так как имитирует перемещение отдельных звеньев тела в пространстве и может привести к травмам мышц и связок при выполнении физических упражнений.

Важнейшими признаками для классификации гибкости являются:

–режим работы мышечных волокон;

– наличие или отсутствие внешней помощи при выполнении упражнений.

На основании этих признаков существует определенная классификация гибкости. По форме проявления различают гибкость активную и пассивную.

При активной гибкости движение с большой амплитудой выполняют за счет собственной активности соответствующих мышц. Под пассивной гибкостью понимают способность выполнять те же движения под воздействием внешних растягивающих сил: усилий партнера, внешнего отягощения, специальных приспособлений и т.п. Причем пассивная гибкость может быть измерена при дозированной внешней помощи (дозированная пассивная гибкость) и при максимальной внешней помощи (максимальная пассивная гибкость). Показатели пассивной гибкости обычно выше, чем активной, причем, чем больше эта разница, тем большей резервной гибкостью обладает человек.

По способу проявления гибкость подразделяют на динамическую и статическую. Динамическая гибкость проявляется в движениях, а статическая – в позах.

Выделяют также общую и специальную гибкость. Общая гибкость характеризуется высокой подвижностью (амплитудой движений) во всех суставах (плечевом, локтевом, голеностопном, позвоночника и др.); специальная гибкость – амплитудой движений, соответствующей технике конкретного двигательного действия.

В зависимости от режима работы мышечных волокон, а также наличия или отсутствия внешней помощи выделяют восемь основных разновидностей гибкости: активную статическую (АСГ), активную динамическую (АДГ), пассивную статическую (ПСГ), пассивную динамическую (ПДГ), дозированную пассивно-статическую (ДПСГ), максимальную пассивно-статическую (МПСГ), дозированную пассивно-динамическую (ДПДГ) и, наконец, максимальную пассивно-динамическую (МПДГ). Все разновидности пассивной гибкости измеряются при внешней помощи (например, при помощи груза); что касается максимальных показателей пассивной гибкости, то они достигаются не при дозированной, а при максимальной внешней помощи (например, при помощи партнера или тренера). Виды гибкости отображены на таблице 1.1.

Таблица 1.1 – Основные разновидности гибкости

Режим работы мышечных волокон
Стратегический Динамический
Наличие или отсутствие внешней помощи Активная Активно- статическая Активно-динамическая
Пассивная Пассивно- статическая Пассивно-динамическая
Величина прилагаемой внешней помощи в пассивных упражнениях Дозированная Дозированная пассивно- статическая (удержание позы с внешней помощью
Максимальная Максимальная пассивно-динамическая (пружинистые движения с максимальной внешней помощью)

Под гибкостью понимают морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Измерителем гибкости служит максимальная амплитуда движений. О ней можно говорить, когда скелет человека полностью сформировался. А происходит это примерно в 18 лет. Именно в этом возрасте суставы становятся такими, какими их задумала природа. Их способность к различным движениям и сращениям и называется гибкостью.

Этот показатель зависит не только от тренированности, но и от возраста, от пола. Естественно, что в юности суставы более подвижны. Хрящи, обеспечивающие подвижность соединения костей, еще достаточно гибкие и толстые. Со временем эта прокладочка истирается и истончается, да и мышцы и сухожилия вокруг теряют эластичность.

Впрочем, женщины остаются гибкими даже при минимуме усилий значительно дольше сильной половины человечества. Это одно из важных условий продолжения рода. Женщина просто не может выносить ребенка, если суставы таза и ног потеряют свою гибкость и подвижность.

Гибкость, как способность выполнять движения с большой амплитудой, связана с фактором наследственности, однако на нее влияют и регулярные физические упражнения. Она зависит от эластичности мышц и связок. Эластические свойства мышц могут в значительной мере меняться под влиянием центрально-нервных факторов.

Термин "гибкость" более приемлем, если имеют в виду суммарную подвижность в суставах всего тела. А применительно к отдельным суставам правильнее говорить "подвижность", а не "гибкость", например "подвижность в плечевых суставах". Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений человека, так как ограничивает перемещения отдельных звеньев тела.

Проявление гибкости зависит от ряда факторов. Главный фактор, обусловливающий подвижность суставов, - анатомический. Ограничителями движений являются кости. Форма костей во многом определяет направление и размах движений в суставе (сгибание, разгибание, отведение, приведение, вращение).

На гибкость существенно влияют внешние условия:

  • 1. время суток (утром гибкость меньше, чем днем и вечером);
  • 2. температура воздуха (при 20-30 оС гибкость выше, чем при 5-10°С);
  • 3. проведена ли разминка (после разминки продолжительностью 20 мин. гибкость выше, чем до разминки);
  • 4. разогрето ли тело (подвижность в суставах увеличивается после 10 мин. нахождения в теплой ванне при температуре воды +40 оС или после 10 мин. пребывания в сауне).

Положительные эмоции и мотивация улучшают гибкость, а противоположные личностно-психические факторы ухудшают.

30. Под силой как физическим качеством пони­мается...

а) способность поднимать тяжелые предметы;

б) психофизические свойства человека, обеспечивающие возможность противодействовать внеш­ним силам за счет мышечных напряжений;

в) психофизические свойства человека, обеспечивающие возможность воздействовать на внешние силы за счет мышечных напряжений;

г) комплекс психофизических свойств организма, позволяющий преодолевать внешнее сопротивление либо противодействовать ему.

31. Выберите правильное распределение перечисленных ниже упражнений в занятии по общей физической подготовке (ОФП).

    ходьба или спокойный бег в чередовании с «дыхательными» упражнениями.

    упражнения, постепенно включающие в работу все большее количество мышечных групп.

    упражнения «на выносливость».

    упражнения «на быстроту и гибкость».

    упражнения «на силу».

    дыхательные упражнения.

а) 1, 2, 5, 4, 3, 6; в) 2, 6, 4, 5, 3, 1;

6)6,2,3,1,4,5; г) 2, 1,3, 4, 5, 6.

32. Основная часть урока по общефизической подготовке (ОФП) отводится воспитанию физических качеств. Укажите, какая последовательность
воздействий на физические качества наиболее эффективна.

1.Выносливость.

2.Гибкость.

3.Быстрота.

а) 1, 2, 3, 4; в) 3,2,4,1

б) 2, 3, 1, 4; г) 4, 2,3,1

33. Какие упражнения неэффективны при фор­мировании телосложения?

а) упражнения, способствующие увеличению мышечной массы;

б) упражнения, способствующие снижению веса тела;

в) упражнения, объединенные в форме круговой тренировки;

г) упражнения, способствующие повышению быстроты движений.

34. И для увеличения мышечной массы, и для снижения веса тела можно применять упражнения с отягощением. Но при составлении комплексов уп­ражнений для увеличения мышечной массы реко­мендуется...

а) полностью проработать одну группу мышц и только затем переходить к упражнениям, нагружающим другую группу мышц;

б) чередовать серии упражнений, включающие в работу разные мышечные группы;

в) использовать упражнения с относительно не­большим отягощением и большим количеством по­вторений;

г) планировать большое количество подходов и ограничивать количество повторений в одном подходе.

35. При воспитании силы используются специальные упражнения с отягощениями. Их отличи­тельная особенность заключается в том, что...

а) в качестве отягощения используется собственный вес человека;

б) они выполняются до утомления;

в) они вызывают значительное напряжение мышц;

г) они выполняются медленно.

36. Под быстротой как физическим качеством понимается...

а) комплекс психофизических свойств человека, позволяющих передвигаться с большой скоростью;

б) комплекс психофизических свойств человека, позволяющих выполнять непродолжительную работу в минимальный отрезок времени;

в) способность человека быстро набирать скорость;

г) комплекс психофизических свойств, позволяющих человеку быстро реагировать на сигналы и выполнять движения с большой частотой.

37. Для воспитания быстроты используются...

а) подвижные и спортивные игры;

б) упражнения в беге с максимальной скоростью на короткие дистанции;

в) упражнения на быстроту реакции и частоту движений;

г) двигательные действия, выполняемые с мак­симальной скоростью.

38. Лучшие условия для развития быстроты реакции создаются во время...

а) подвижных и спортивных игр;

б) «челночного» бега;

в) прыжков в высоту;

г) метаний.

39. Под гибкостью как физическим качеством понимается...

а) комплекс морфофункциональных свойств опорно-двигательного аппарата человека, определяющий глубину наклона;

б) способность выполнять движения с большой амплитудой за счет мышечных напряжений;

в) комплекс физических свойств двигательного аппарата, определяющих подвижность его звеньев.

г) эластичность мышц и связок.

40. Как дозируются упражнения «на гибкость», то есть сколько движений следует делать в одной се­рии?

а) упражнения выполняются до тех пор, пока не начнет уменьшаться амплитуда движений;

б) выполняется 12-16 циклов движений;

в) упражнения выполняются до появления пота;

г) упражнения выполняются до появления болевых ощущений.

41. Для повышения скорости бега в самостоятельном занятии после разминки рекомендуется выполнять перечисленные ниже упражнения. Ука­жите их целесообразную последовательность.

1.Дыхательные упражнения.

2.Легкий продолжительный бег.

3.Прыжковые упражнения с отягощением и без.

4. Дыхательные упражнения в интервалах от­дыха.

5.Повторный бег на короткие дистанции.

а) 1, 2, 3,4, 5, 6;

б), 5, 4, 3, 2, 6, 1;

В) 2, 1,3, 4, 5, 6;

г)3, 4, 2,5,4, 1.

42. При воспитании гибкости следует стремить­ся к...

а) гармоничному увеличению подвижности в основных суставах;

б) достижению максимальной амплитуды движений в основных суставах;

в) оптимальной амплитуде движений в плечевом, тазобедренном, коленном суставе;

г) восстановлению нормальной амплитуды движений суставов.

43. Под выносливостью как физическим качеством понимается...

а) комплекс психофизических свойств человека, обусловливающий возможность выполнять разно­образные физические нагрузки;

б) комплекс психофизических свойств человека, определяющих способность противостоять утомлению;

в) способность длительно совершать физическую работу, практически не утомляясь;

г) способность сохранять заданные параметры работы.

44. Выносливость человека не зависит от...

а) функциональных возможностей систем энергообеспечения;

б) быстроты двигательной реакции;

в) настойчивости, выдержки, мужества, умения терпеть;

г) силы мышц.

45. При воспитании выносливости не применя­ются упражнения, характерным признаком которых является...

а) максимальная активность систем энергообеспечения;

б) умеренная интенсивность;

в) максимальная интенсивность;

г) активная работа большинства звеньев опорно-двигательного аппарата.

46. При воспитании выносливости применяют режимы нагрузки, которые принято подразделять на оздоровительный, поддерживающий, развивающий и тренирующий. Какую частоту сердечных сокращений вызывает поддерживающий режим?

а) 110-130 ударов в минуту;

б) до 140 ударов в минуту;

в) 140-160 ударов в минуту;

г) до 160 ударов в минуту.

47. Техникой физических упражнений принято называть...

а) способ целесообразного решения двигательной задачи;

б) способ организации движений при выполнении упражнений;

в) состав и последовательность движений при вы­полнении упражнений;

г) рациональную организацию двигательных действий.

48. При анализе техники принято выделять основу, ведущее звено и детали техники. Что понимается под ведущим звеном техники?

а) набор элементов, характеризующий индиви­дуальные особенности выполнения целостного дви­гательного действия;

б) состав и последовательность элементов, входя­щих в двигательное действие;

в) совокупность элементов, необходимых для решения двигательной задачи;

г) наиболее важная часть определенного способа решения двигательной задачи.

49. В процессе обучения двигательным действиям используются методы целостного или расчлененного упражнения. Выбор метода зависит от...

а) возможности расчленения двигательного дей­ствия на относительно самостоятельные элемен­ты;

б) сложности основы техники;

в) количества элементов, составляющих двигательное действие;

г) предпочтения преподавателя.

50. Процесс обучения двигательному действию рекомендуется начинать с освоения...

а) основы техники;

б) ведущего звена техники;

в) подводящих упражнений;

г) исходного положения.

1-г; 2-6; З-а; 4-г; 5-в; 6-г; 7-6; 8-а; 9-в; 10-в; 11-6; 12-г; 13-в; 14-6; 15-г;

16-а; 17-а; 18-в; 19-г; 20-6; 21-6; 22-а; 23-а; 24-в; 25-а; 26-в; 27-в; 28-6;

29-в; 30-г; 31-в; 32-в; 33-г; 34-а; 35-в; 36-6; 37-г; 38-а; 39-в; 40-г; 41-6;

42-а; 43-6; 44-6; 45-в; 46-6; 47-а; 48-г; 49-6; 50-6.

Задания по основам знаний по физической культуре

1. Физическая культура представляет собой...

а) учебный предмет в школе;

б) выполнение упражнений;

в) процесс совершенствования возможностей че­ловека;

г) часть человеческой культуры.

2. Физическая подготовленность, приобретаемая в процессе физической подготовки к трудовой или иной деятельности, характеризуется...

а) высокой устойчивостью к стрессовым ситуациям, воздействию неблагоприятных условий внешней среды и различным заболеваниям;

б) уровнем работоспособности и запасом двига­тельных умений и навыков;

в) хорошим развитием систем дыхания, кровообращения, достаточным запасом надежности, эффективности и экономичности;

г) высокими результатами в учебной, трудовой и спортивной деятельности.

3. Под физическим развитием понимается...

а) процесс изменения морфофункциональных свойств организма на протяжении жизни;

б) размеры мускулатуры, форма тела, функциональные возможности дыхания и кровообращения, физическая работоспособность;

в) процесс совершенствования физических ка­честв при выполнении физических упражнений;

г) уровень, обусловленный наследственностью и регулярностью занятий физической культурой и спортом.

4. Физическая культура ориентирована на совершенствование...

а) физических и психических качеств людей;

б) техники двигательных действий;

в) работоспособности человека;

г) природных физических свойств человека.

5. Отличительным признаком физической культуры является...

а) воспитание физических качеств и обучение двигательным действиям;

б) физическое совершенство;

в) выполнение физических упражнений;

г) занятия в форме уроков.

6. Физическими упражнениями называются...

а) двигательные действия, с помощью которых развивают физические качества и укрепляют здо­ровье;

б) двигательные действия, дозируемые по величине нагрузки и продолжительности выполнения;

в) движения, выполняемые на уроках физической культуры и во время утренней гимнастики;

г) формы двигательных действий, способствую­щие решению задач физического воспитания.

7. Нагрузка физических упражнений характеризуется...

а) подготовленностью занимающихся, их возрастом, состоянием здоровья, самочувствием во время занятий;

б) величиной их воздействия на организм;

г) временем и количеством повторений двига­тельных действий;

г) напряжением определенных мышечных групп.

8. Величина нагрузки физических упражнений обусловлена...

а) сочетанием объема и интенсивности двига­тельных действий;

б) степенью преодолеваемых при их выполнении трудностей;

в) утомлением, возникающим в результате их выполнения;

г) частотой сердечных сокращений.

9. Если частота сердечных сокращений после выполнения упражнения восстанавливается до уровня, который был в начале урока, за 60 секунд, то это свидетельствует, что нагрузка...

а) мала и ее следует увеличить;

б) переносится организмом относительно легко;

в) достаточно большая, но ее можно повторить;

г) чрезмерная и ее надо уменьшить.

10. Интенсивность выполнения упражнений можно определить по частоте сердечных сокращений. Укажите, какую частоту пульса вызывает большая интенсивность упражнений:

а) 120 - 130 ударов в минуту;

б) 130 - 140 ударов в минуту;

в) 140 - 150 ударов в минуту;

г) свыше 150 ударов в минуту.

11.Регулярные занятия физическими упражнениями способствуют повышению работоспособности, потому что...

а) во время занятий выполняются двигательные действия, способствующие развитию силы и вынос­ливости;

б) достигаемое при этом утомление активизирует процессы восстановления и адаптации;

в) в результате повышается эффективность и эко­номичность дыхания и кровообращения;

г) человек, занимающийся физическими упражнениями, способен выполнить больший объем физической работы за отведенный отрезок времени.

12. Под здоровьем понимают такое комфортное состояние человека, при котором...

а) легко переносятся неблагоприятные климатические условия и отрицательные экологические факторы;

б) он обладает высокой работоспособностью, быстро восстанавливается после физических и психических нагрузок;

в) он бодр и жизнерадостен;

г) наблюдается все вышеперечисленное.

13. Первая помощь при ударах о твердую поверх­ность и возникновении ушибов заключается в том, что ушибленное место следует...

а) потереть, почесать;

б) нагревать;

в) охлаждать;

г) постараться положить на возвышение и обратиться к врачу.

14. Что понимается под закаливанием?

а) Купание в холодной воде и хождение босиком;

б) приспособление организма к воздействиям внешней среды;

в) сочетание воздушных и солнечных ванн с гимнастикой и подвижными играми;

г) укрепление здоровья.

15. Во время индивидуальных занятий с закаливающими процедурами следует соблюдать ряд правил. Укажите, какой из перечисленных ниже рекомендаций придерживаться не стоит.

1. Чем ниже температура воздуха, тем интенсивнее надо выполнять упражнения, так как нельзя до­пускать переохлаждения.

2. Чем выше температура воздуха, тем короче должны быть занятия, так как нельзя допускать перегревания организма.

    После занятия надо принять холодный душ.
    а)1; б)2; в)3; г)4.

16. Правильное дыхание характеризуется...

а) более продолжительным выдохом;

б) более продолжительным вдохом;

в) вдохом через нос и выдохом ртом;

г) равной продолжительностью вдоха и выдоха.

17. При выполнении упражнений вдох не следует делать во время...

а) вращений и поворотов тела;

б) прогибания туловища назад;

в) возвращения в исходное положение после на­клона;

г) дыхание во время упражнений должно быть свободным.

18. Осанкой называется...

а) качество позвоночника, обеспечивающее хорошее самочувствие и настроение;

б) пружинные характеристики позвоночника и стоп;

в) привычная поза человека в вертикальном по­ложении;

г) силуэт человека.

а) затылком, ягодицами, пятками;

б) лопатками, ягодицами, пятками;

в) затылком, спиной, пятками;

г) затылком, лопатками, ягодицами, пятками.

20. Главной причиной нарушения осанки является...

а) привычка к определенным позам;

б) слабость мышц;

в) отсутствие движений во время школьных уроков;

г) ношение сумки, портфеля на одном плече.

21. Когда спортсмены России впервые участвова­ли в Олимпийских играх, их было всего 5 человек. Тем не менее фигуристу Николаю Панину-Коломенкину удалось стать олимпийским чемпионом. В ка­ком году это было? Программа

... Первой мировой войне из участия в VII Олимпийских играх указывает на ... произошла , когда в 1980 году Соединенные Штаты бойкотировали Олимпийские игры в Москве. Официальным ... Олимпийская идея для России , М., 2000; Чиглинцев Е.А. Возрождение олимпийских игр ...

  • Грязь)? Книга начертанная! Ведь книга праведников, конечно, в иллийуне (возвышенном). А что тебе даст знать, что такое иллийун? Книга начертанная! (Таблица с Письменами)

    Документ

    ... олимпийском идеале говорили: “важна не победа, а участие ”. Почему? А потому, что ИГРА ... они произошли . Например, русские произошли от... России , согласно Откровений, должен стать Хозяином Земли и Первым Майтрейей на ... рыцарей ордена. Официально разгром ордена...

  • Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования 2 17

    Программа

    Принимать участиев ... в официальной обстановке... на ­ше государство, какие важнейшие события произошли ... Первые университеты в России . М.В. Ломоносов. Искусство России ... России Анализировать и отвечать на вопросы по тексту о возрождении Олимпийских игр ...

  • Эффективность спортивной подготовки, а особенно в техническом компоненте во мне связана с важным свойством опорно-двигательного аппарата способности к мышечной релаксации - гибкостью.

    В профессиональной физической подготовке и спорте гибкость необходима для выполнения движений с большой и предельной амплитудой. Недостаточная подвижность в суставах может ограничивать проявление таких физических качеств как сила, быстрота реакции и скорости движений, выносливости, увеличивая при этом энергозатраты и, снижая экономичность работы организма, и зачастую приводит к серьёзным травмам мышц и связок.

    Сам термин "гибкость" обычно используется для интегральной оценки подвижности звеньев тела, т.е. этим термином пользуются в тех случаях, когда речь идёт о подвижности в суставе всего тела. Если же оценивается амплитуда движений в отдельных суставах, то принято говори о "подвижности" в них.

    В теории и методике физического воспитания гибкость рассматривается как морфункциональное свойство опорно-двигательного аппарата человека, определяющее пределы движений звеньев тела. Различают две формы проявления гибкости:

      активную, характеризуемую величиной амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнений благодаря собственным мышечным усилиям;

      пассивную, характеризуемую максимальной величиной амплитуды движении, достигаемой воздействии внешних сил, например, с помощью партнёра, либо отягощения и т.п.

    В пассивных упражнениях на гибкость достигается большая, чем в активных упражнений амплитуда движений. Разницу между показателями активной и пассивной гибкости называют резервной напряженностью или “запасом гибкости”.

    Различают также общую и специальную гибкость. Общая гибкость характеризует подвижность во всех суставах тела и позволяет выполнять разнообразные движения с большой амплитудой.Специальная гибкость - предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность спортивной и профессиональной деятельности.

    Развивают гибкость с помощью упражнений на растягивание мышц и связок. Различают динамические, статические, а также смешанные статодинамические упражнения на растягивание. Зависит проявление гибкости от многих факторов и, прежде всего, от строения суставов, эластичности свойств связок, сухожилий мышц, силы мышц, формы суставов, размеров костей, а также от нервной регуляции тонуса мышц, С ростом мышц и связок гибкость увеличивается. Отражают подвижность анатомические особенности связочного аппарата. Причём мышцы это тормоз активных движении Мышцы плюс связочный аппарат и суставная сумка, в которую заключены концы костей и связок, это тормоза пассивного движения и, наконец, кости - это ограничитель движения. Чем толще связки и суставная сумка, тем больше ограничена подвижность сочленяющихся сегментов тела. Кроме того, размах движений лимитирован напряжением мышц антагонистов. Поэтому проявление гибкости зависит не только от эластичности мышц, связок, формы и особенностей сочленяющихся суставных поверхностей, но и от способности человека сочетать произвольное расслабление растягиваемых мышц с напряжением мышц, производящих движение, т.е. от совершенства мышечной координации. Чем выше способность мышц антагонистов к растяжению, тем меньшее сопротивление они оказывают при выполнении движений, и тем "легче" выполняются эти движения. Недостаточная подвижность в суставах, связана с несогласованной работой мышц вызывает “крепощение” движений, что затрудняет процесс освоения двигательных навыков. К снижению гибкости может привести систематическое, или на отдельных этапах подготовки, применения силовых упражнений, если в тренировочный процесс включаются упражнения на растягивание.

    Проявление гибкости в той или иной степени зависит и от общего функционального состояния организма, и от внешних условий времени суток, температуры мышц и окружающей среды, степени утомления. Обычно до 8-9 часов утра гибкость несколько снижена. Однако, тренировка в утренние часы весьма эффективна. В холодную погоду и при охлаждении тела гибкость снижается при повышении температуры среды и тела - увеличивается.

    Утомление также ограничивает амплитуду активных движений и растяжимость мышечно-связочного аппарата.

    Касаясь возрастного аспекта проявления гибкости можно отметить, что гибкость зависит от возраста. Обычно подвижность крупных звеньев тела постепенно увеличивается до 13-14 лет, объясняется тем, что в этом возрасте мышечно-связочный аппарат более эластичен и растяжим.

    В возрасте от 13-14 лет наблюдается стабилизация развития гибкости, и, как правило, к 16-17 годам стабилизация заканчивается, происходит остановка развития, а затем имеет устойчивую тенденцию к снижению. Вместе с тем, если после 13-14 лет не выполнять упражнения растягивания, то гибкость начнёт снижаться уже в юношеском возрасте. И наоборот, практика показывает что даже в возрасте 40-50 лет регулярные занятия с применением разнообразных средств и методов гибкость повышается. Даже выше уровень, чем в юные годы.

    Гибкость зависит и от пола. Так подвижность в суставах у девушек выше, чем у юношей примерно на 20-30%. Процесс развития гибкости индивидуализирован. Развивать и поддерживать гибкость необходимо постоянно.

    Тестовые вопросы по физической культуре. 1.Под физической культурой понимается: а - педагогический процесс по физическому совершенствованию человека; б - регулярные занятия физическими упражнениями, закаливание организма; в - достижения общества, отражающие физическое и духовное развитие человека. 2.Какое из понятий является наиболее емким (включающим все остальные): а - спорт; б - система физического воспитания; в - физическая культура. 3.Процесс, направленный на разностороннее воспитание физических качеств человека, обеспечивающий формирование с детского возраста физически крепкого молодого поколения с гармоничным развитием, называется: а - общей физической подготовкой; б - специальной физической подготовкой; в - гармонической физической подготовкой; г - прикладной физической подготовкой. 4.Состояние организма, характеризующееся прогрессивными функциональными изменениями, произошедшими под влиянием повторения двигательных действий, обозначается как: а - развитие; б - закаленность; в - тренированность; г - подготовленность. 5.К показателям физической подготовленности относятся: а - сила, быстрота, выносливость; б - рост, вес, окружность грудной клетки; в - артериальное давление, пульс; г - частота сердечных сокращений, частота дыхания.6.Совокупность упражнений, приемов и методов, направленных на обучение двигательными и другим умениям и навыкам, а также их дальнейшее совершенствование обозначается как: а - тренировка; б - методика; в - система знаний; г - педагогическое воздействие. 7.Какая страна является родиной Олимпийских игр: а - Рим; б - Китай; в - Греция; г - Египет. 8.Где проводились древнегреческие Олимпийские игры: а - в Олимпии; б - в Спарте; в - в Афинах. 9.Почему античные Олимпийские игры называли праздниками мира: а - они имели мировую известность; б - в них принимали участие атлеты со всего мира; в - в период проведения игр прекращались войны; г - они отличались миролюбивым характером соревнований. 10.Олимпийские игры (летние или зимние) проводятся через каждые: а - 5 лет; б - 4 года; в - 2 года; г - 3 года. 11.Зимние игры проводятся: а - в зависимости от решения МОК; б - в третий год празднуемой Олимпиады; в - в течении последнего года празднуемой Олимпиады; г - в течении второго календарного года, следующего после года начала Олимпиады.12.Здоровый образ жизни (ЗОЖ) предполагает: а - упорядоченный режим труда и отдыха, отказ от вредных привычек; б - регулярное обращение к врачу; в - физическую и интеллектуальную активность; г - рациональное питание и закаливание. 13.Какой фактор играет определяющую роль для состояния здоровья человека: а - образ жизни; б - наследственность; в - климат. 14.При физической работе в душном помещении или одежде, которая плохо пропускает воздух, может возникнуть: а - ожог; б - тепловой удар; в - перегревание; г - солнечный удар. 15.Основными источниками энергии для организма являются: а - белки и минеральные вещества; б - углеводы и жиры; в - жиры и витамины; г - углеводы и белки. 16.Рациональное питание обеспечивает: а - правильный рост и формирование организма; б - сохранение здоровья; в - высокую работоспособность и продление жизни; г - все перечисленное. 17.Физическая работоспособность - это: а - способность человека быстро выполнять работу; б - способность разные по структуре типы работ; в - способность к быстрому восстановлению после работы; г - способность выполнять большой объем работы.18.Люди, систематически занимающиеся физическими упражнениями в сочетании с использованием оздоровительных сил природы, отличаются: а - фагоцитарной устойчивостью; б - бактерицидной устойчивостью; в - специфической устойчивостью; г - не специфической устойчивостью. 19.Что понимается под закаливанием: а - посещение бани, сауны; б - повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных условий окружающей среды; в - купание, принятие воздушных и солнечных ванн в летнее время; г - укрепление здоровья. 20.К объективным критериям самоконтроля можно отнести: а - самочувствие, аппетит, работоспособность; б - частоту дыхания, ЖЕЛ, антропометрию; в - нарушение режима, наличие болевых ощущений. 21.Назовите основные факторы риска в образе жизни людей: а - малая двигательная активность (гипокинезия), психологические стрессы; б - нарушение в питании, переедание, алкоголизм, наркомания, курение; в - все перечисленное. 22.Вероятность травм при занятиях физическими упражнениями снижается, если занимающиеся: а - переоценивают свои возможности; б - следуют указаниям учителя; в - владеют навыками выполнения движений; г - не умеют владеть своими эмоциями. 23.При получении травмы или ухудшении самочувствия на уроке учащийся должен прекратить занятие и поставить в известность: а - учителя, проводящего урок; б - классного руководителя; в - своих сверстников по классу; г - школьного врача.24.Какими показателями характеризуется физическое развитие: а - антропометрическими показателями; б - ростовесовыми показателями, физической подготовленностью; в - телосложением, развитием физических качеств, состоянием здоровья. 25.Формирование человеческого организма заканчивается к: а - 14-15 годам; б - 17-18 годам; в - 19-20 годам; г - 22-25 годам. 26.Главным отличием физических упражнений от других двигательных действий является то, что они: а - строго регламентированы; б - представляют собой игровую деятельность; в - не ориентированы на производство материальных ценностей; г - создают развивающий эффект. 27.Техникой движений принято называть: а - рациональную организацию двигательных действий; б - состав и последовательность движений при выполнении упражнений; в - способ организации движений при выполнении упражнений; г - способ целесообразного решения двигательной задачи. 28.Назовите из предложенного списка неправильно названные физические качества (несколько ответов): а - стойкость; б - гибкость; в - ловкость; г - бодрость; д - выносливость; е - быстрота; ж - сила.29.Это физическое качество проверяют тестом «челночный бег 3 по 10» у учащихся общеобразовательных школ: а - выносливость; б - скоростно-силовые и координационные; в - гибкость. 30.Ловкость - это: а - способность осваивать и выполнять сложные двигательные действия, быстро их перестраивать в соответствии с изменяющимися условиями; б - способность управлять своими движениями в пространстве и времени; в - способность ловко управлять двигательными действиями в зависимости от уровня развития двигательных качеств человека. 31.Быстрота - это: а - способность человека совершать двигательные действия в минимальный отрезок времени; б - способность человека быстро набирать скорость; в - способность человека выполнять упражнения в беге с максимальной скоростью на короткие дистанции. 32.Под гибкостью как физическим качеством понимается: а - комплекс морфофункциональных свойств опорно-двигательного аппарата человека, определяющий глубину наклона; б - способность выполнять движения с большой амплитудой за счет мышечных напряжений; в - комплекс физических свойств двигательного аппарата, определяющих подвижность его звеньев; г - эластичность мышц и связок. 33.Сила - это: а - способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины и условиях непредвиденных ситуаций и смешанных режимов работы мышц; б - способность противостоять утомлению, вызываемому относительно положительными напряжениями значительной величины; в - способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему с помощью мышечных усилий.34.Под выносливостью как физическим качеством понимается: а - комплекс психофизических свойств человека, обусловливающий возможность выполнять разнообразные физические нагрузки; б - комплекс психофизических свойств человека, определяющий способность противостоять утомлению; в - способность длительно совершать физическую работу, практически не утомляясь; г - способность сохранять заданные параметры работы. 35.Нагрузка физических упражнений характеризуется: а - величиной их воздействия на организм; б - напряжением определенных мышечных групп; в - временем и количеством повторений двигательных действий; г - подготовленностью занимающихся, их возрастом и состоянием здоровья. 36.Активный отдых - это: а - специфическая подготовка спортсмена к предстоящим соревнованиям; б - двигательная деятельность, снимающая утомление и способствующая восстановлению работоспособности; в - деятельность, направленная на совершенствование двигательного действия в изменяющихся условиях. 37.Подводящие упражнения применяются: а - если обучающийся недостаточно физически развит; б - если в двигательном фонде отсутствуют опорные элементы; в - если необходимо устранять причины возникновения ошибок; г - если применяется метод целостно-аналитического упражнения. 38.Бег на дальние дистанции относится к: а - легкой атлетике; б - спортивным играм; в - спринту; г - бобслею. 39.При беге на длинные дистанции по правилам соревнований применяется: а - низкий старт; б - высокий старт; в - вид старта по желанию бегуна.40.В переводе с греческого «гимнастика» означает: а - гибкий; б - упражняю; в - преодолевающий. 41.XXI зимние Олимпийские игры проходили в: а - Осло; б - Саппоро; в - Сочи; г - Ванкувере. 42.Динамика индивидуального развития человека обусловлена: а - влиянием эндогенных и экзогенных факторов; б - генетикой и наследственностью человека; в - влиянием социальных и экологических факторов; г - двигательной активностью человека. 43.Простейший комплекс ОРУ (обще развивающие упражнения) начинается с упражнения: а - для мышц ног; б - типа потягивания; в - махового характера; г - для мышц шеи. 44.При длительной нагрузке высокой интенсивности рекомендуется дышать: а - через рот и нос попеременно; б - через рот и нос одновременно; в - только через рот; г - только через нос. 45.Правила баскетбола при ничейном счете в основное время предусматривают дополнительный период продолжительностью: а - 3 минуты; б - 7 минут; в - 5 минут; г - 10 минут.46.Два очка в баскетболе засчитывается при броске в корзину: а - из зоны нападения; б - с любой точки площадки; в - из зоны защиты; г - с любого места внутри трех очковой линии. 47.Правилами волейбола каждой команде во время игры предоставлено максимум...... удара (передачи) для возвращения мяча на сторону соперника (не считая касания на блоке): а - 2; б - 4; в - 3; г - 5. 48.Вид деятельности, являющийся предметом соперничества и исторически оформившийся как способ выявления и сравнения человеческих возможностей, принято называть: а - гимнастикой; б - соревнованием; в - видом спорта. 49.Основой методики воспитания физических качеств является: а - простота выполнения упражнений; б - постепенное повышение силы воздействия; в - схематичность упражнений; г - продолжительность педагогических воздействий. 50.Назовите способы передвижения человека (несколько ответов): а - ползание; б - лазанье; в - прыжки; г - метание; д - группировка; е - упор.51.Какие основные базовые виды двигательных действий входят в школьную программу физического воспитания (несколько ответов): а - метание дротика; б - ускорения; в - толчок гири; г - подтягивание; д - кувырки; е - стойка на одной руке. 52.Олимпийский символ представляет собой пять переплетенных колец, расположенных слева направо в следующем порядке: а - вверху - красное, голубое, черное, внизу - желтое и зеленое; б - вверху - зеленое, черное, красное, внизу - голубое и желтое; в - вверху - голубое, черное и красное, внизу - желтое и зеленое; г - вверху - голубое, черное, красное, внизу - зеленое и желтое. 53.Пять олимпийских колец символизируют: а - пять принципов олимпийского движения; б - основные цвета флагов стран-участниц Игр Олимпиады; в - союз континентов и встречу спортсменов на Олимпийских играх; г - повсеместное становление спорта на службу гармонического развития человека. 54.Укажите, кто из выдающихся спортсменов РФ в настоящее время является членом Международного олимпийского комитета (МОК): а - Вячеслав Фетисов; б - Юрий Титов; в - Александр Попов; г - Александр Карелин. 55.Основным показателем, характеризующим стадии развития организма, является: а - биологический возраст; б - календарный возраст; в - скелетный и зубной возраст.56.Систематическое употребление веществ, изменяющих психологическое состояние человека (табака, алкоголя, ингаляторов), специалисты расценивают как: а - асоциальное поведение; б - респективную привычку; в - вредную привычку; г - консеквентное поведение. 57.Игры, проведенные в Москве, были посвящены Олимпиаде: а - 20-ой; б - 21-ой; в - 22-ой; г - 23-ой. 58.Один из способов прыжка в длину в легкой атлетике обозначается как прыжок: а - «с разбега»; б - «перешагиванием»; в - «перекатом»; г - «ножницами». 59.Гиподинамия - это: а - пониженная двигательная активность человека; б - повышенная двигательная активность человека; в - нехватка витаминов в организме; г - чрезмерное питание. 60.Олимпийский девиз, выражающий устремления олимпийского движения, звучит как: а - «Быстрее, выше, сильнее»; б - «Главное не победа, а участие»; в - «О спорт - ты мир!».О т в е т ы: 1 . в 2 . в 3 . а 4 . в 5 . а 6 . б 7 . в 8 . а 9 . в 1 0 . б 1 1 . б 1 2 . в 1 3 . а 1 4 . б 1 5 . б 1 6 . г 1 7 . г 1 8 . г 1 9 . б 2 0 . б 2 1 . в 2 2 . б 2 3 . а 2 4 . а 2 5 . г 2 6 . в 2 7 . а 2 8 . а, г 2 9 . б 3 0 . а 3 1 . а 3 2 . в 3 3 . в 3 4 . б 3 5 . а 3 6 . б 3 7 . б 3 8 . а 3 9 . б 4 0 . б 4 1 . г 4 2 . а 4 3 . б 4 4 . в 4 5 . в 4 6 . г 4 7 . в 4 8 . б 4 9 . б 5 0 . а, б, в 5 1 . б, г, д 5 2 . в 5 3 . в 5 4 . в 5 5 . а 5 6 . в 5 7 . в 5 8 . а 5 9 . а 6 0 . а57.в 58.а 59.а 60.а