Учительские университеты. Амвросиевская общеобразовательная школа

КОНСПЕКТ

урока по баскетболу для учащихся 6 класса

Цель: Обучение навыкам владения элементами техники баскетбола.

Задачи:

1.Обучение технике перемещений, технике сочетания приёмов: ведения, броска, подбора мяча..

2.Развитие координации, быстроты, скоростно-силовых качеств.

3.Воспитание активности, самостоятельности, коллективизма.

Тип занятия: Обучающий.

Метод проведения: фронтальный, групповой, индивидуальный, игровой.

Место проведения: Спортивный зал

Инвентарь: баскетбольные мячи, стойки, гимнастические коврики

Время проведения: 45 мин.

Часть

урока

Время

Организационно-методические указания

Вводная

13-15 мин

1. Построение, сообщение задач.

Обратить внимание на спортивную форму, обувь занимающихся.

2. Демонстрация буклета о баскетболе

Использование буклета, выполненного учеником дома;

3. Разновидности бега:

- мяч в руках:

а) лицом вперёд;

б) с захлестыванием голеней;

в) с высоким подниманием коленей;

- ведение мяча:

а) правой рукой;

б) левой рукой;

в) поочерёдное ведение

Бег в колонне, дистанция два шага.

У каждого ученика мяч в руках: мяч держать двумя руками у груди.

Следить за работой кистей рук, отскок мяча до пояса. Наименьший зрительный контроль за мячом

4. Общеразвивающие упражнения с баскетбольными мячами:

Следить за правильностью выполнения

- перебрасывание с руки на руку (по дуге);

Вращение вокруг головы;

Вращение вокруг туловища;

Между ног “восьмёрка”;

Сгибание рук в локтевых суставах (к груди и обратно);

Выпрямление рук вперед и обратно к груди;

Поднять руки вверх, согнуть локти, опустить, вернуть руки в исходное положение;

Мяч за голову, наклоны туловища влево и вправо;

5-6 раз в каждую сторону

Мяч за голову, наклоны туловища вперёд;

Мяч перед грудью, приседания;

Прыжки через мяч.

Основная

минут

1. Техника перемещений:

а) приставной шаг – рывок;

б) передвижения боком приставными шагами «змейкой» спиной вперёд;

в) бег «змейкой» лицом вперёд

Перемещения приставными шагами по треугольнику

6х 6 метров:

1) спиной вперед;

2) лицом вперед;

3) правым боком;

4) спиной вперед;

5) лицом вперед;

6) левым боком.

Порядок выполнения: а) объяснение;

б) показ учениками – помощниками. Следить за правильными перемещениями, работой рук и ног в защитной стойке.

Следить за правильной постановкой стоп, сохранять расстояние между ногами.

2. Техника сочетания приёмов: ведения, броска, подбора мяча;

Ведение, 2 шага, бросок.

Ведение (обводка трёхсекундной зоны) правой рукой, 2 шага, бросок одной рукой (правой) от плеча;

Подбор мяча, ведение левой рукой (обводка) 2 шага, бросок одной рукой (левой) от плеча.

Упражнение выполняют на одной половине площадки – девочки, на другой – мальчики. Оценивается правильное ведение, бросок, подбор, ведение без пробежек, правильный бросок.

4. Учебная игра в баскетбол.

Игра должна вестись в пределах площадки. Нельзя применять грубые приемы, а также бегать с мячом в руках (пока играю мальчики, девочки выполняют упражнения на мышцы брюшного пресса).

Девочки -3 х 12 раз, мальчики – 3 х 15 раз.

5. Штрафные броски

Каждая команда построена в колонну, броски выполняются по очереди (используются все баскетбольные щиты в спортивном зале).

При выполнении штрафного броска встать у линии штрафного броска, сделать 1-2 удара в пол,

глубокий вдох-выдох, и на задержке дыхания выполнить бросок.

Заключительная

4-5 мин

1. Вербально-музыкальная психорегуляция

2. Подведение итогов.

Указать на ошибки. Выделить ребят, которые хорошо справлялись с заданиями. Похвалить всех за работу.

3. Домашнее задание

Выучить правила игры «Баскетбол»

4. Организованный уход из зала.

1) Остановка в два шага выполняется в конце ведения для внезапного прекращения движения. На пол ставится сначала одна нога, затем другая, которая делает стопорящий шаг и со­храняет последующее устойчивое

положение тела. Сзади стоящая нога является опорной (осевой), вокруг которой можно выполнять повороты.

2) Вырываниемяча — одиниз активных приёмов игры. Он осу­ществляется рывком на себя и толчком. При первом способе по­сле захвата мяча его одновремен­но с рывком поворачивают вокруг своей оси. При вырывании толчком надо резко надавить на мяч в свободную от захвата сторону и одновременно повернуться спиной к сопернику.

3) Бросок после ведения очень эффективен в напа­дении, так как производится с близкого расстояния и в высоком прыжке. Мяч после ведения нужно поймать под шаг правой ноги и выполнить шаг левой. В это время мяч поднять вверх на кисть бросающей руки. Затем, оттолкнувшись левой ногой, вы­полнить высокий прыжок и мягким движением кисти направить мяч в корзину.

4) Бросок одной рукой от плеча с места выполняется из исходного положения - ступни на одной линии или правая впереди левой, ноги согнуты, мяч удерживается у плеча на кисти бросающей руки, другая поддерживает его сбоку-спереди. В момент броска, одновременно разгибая ноги, мяч выносят вверх-вперед и мягким толчком направляют по высокой дуге в корзину.

5) Передача одной рукой от плеча. Этот приём ис­пользуют для того, чтобы послать мяч на большое расстояние. Сначала мяч держат в двух руках на уровне груди, затем пере­кладывают на кисть одной руки (правой или левой), согнутой над плечом, придерживая его свободной рукой и слегка поворачивая плечи (вправо или влево, в зависимости от руки). В момент пе­редачи нужно резко повернуться и, разгибая руки, кистью на­править мяч в нужном направлении.

6) Защитная стойка используется при всех игровых передвижениях. При этом ноги сильно согнуты в коленях, что позволяет делать мягкие, скользящие шаги, выполняя перекат с пятки на носок, без подпрыгивания (руки согнуты и разведены в стороны).

7) Ведение мяча с изменением направления и высоты от­скока необходимо для того, чтобы обвести защитника слева и справа. Для этого нужно развернуть кисть руки (правой влево, а левой вправо) и с шагом ноги в сторону перевести мяч толчком об пол в левую руку, подставив защитнику плечо, если обводить защитника слева, и в правую, если обводить защитника справа. Изменяя направление, можно снизить и высоту отскока мяча. Для этого нужно сильно согнуть ноги, низко опустить плечи и сразу же встретить отскочивший от пола мяч

МБОУ «Чернышевская школа»

Раздольненского района Республики Крым

План-конспект урока по баскетболу для обучающихся 6-го класса

«В баскетбол играть легко, хорошо играть трудно». Джеймс Нейсмит.

Илимдар Шевкетович, учитель физической культуры

Дата проведения: 11.12.2015 г.

Тема урока: ведение мяча с изменением направления и скорости, с изменением высоты отскока.

Тип урока: образовательно-тренировочная направленность.

Метод проведения: индивидуально-групповой, поточный, фронтальный.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь: баскетбольные мячи, секундомер, свисток, стойки, скакалки, теннисные мячи.

Задачи

Образовательные :

Совершенствования физических способностей:

    обучение техники ведения мяча с изменением направления и скорости;

    совершенствование ловле и передачи мяча на месте и в движении с отскоком от пола;

    совершенствование броска мяча в корзину двумя руками снизу после ведения и от груди после ведения и остановки.

    развитие двигательных качеств посредством эстафет с элементами баскетбола.

Оздоровительные :

    развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;

    формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия;

    правила соблюдения личной гигиены во время и после занятий физическими упражнениями.

Воспитательные :

    приобщение к регулярным занятиям физическими упражнениями;

    воспитание нравственных качеств;

    воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

Содержание урока

Дозировка

Методические приемы обучения

воспитания, организационные моменты,

контроль

Подготовительная часть

12 мин.

Построение. Приветствие.

Сообщение задач урока.

Образовательные вопросы.

Подсчет ЧСС. Инструктаж по ТБ

Строевые приемы.

2 мин.

Фронтальный опрос.

Межпредметные связи: английский язык (история зарождения– basketball );

Валеология (ЗОЖ)

Индивидуально-групповой контроль

2. Ходьба, её разновидности с изменением положения рук (мяч в руках):

на носках руки вверх;
– на пятках руки за спину;
– перекат с пятки на носок;

ходьба на внутренней и внешней сторонах стопы.

1 мин.

Здоровьесберегающие технологии: следить за положением осанки, голову держать прямо, не сутулиться

(профилактика сколиоза).

Следить за дыханием.

Профилактика плоскостопия

Мячи в руках.

Индивидуальный контроль

3. Бег в среднем темпе с изменением направления и скорости по свистку.

Специальные беговые упражнения (мяч в руках)

приставными шагами левым боком вперед;
– приставными шагами правым боком вперед;

5 мин.

Равнение в колонне, соблюдать дистанцию.

По свистку - бег в противоположную сторону (на внимательность)

Следить за правильностью выполнения приставного шага, руки на уровне груди.

Межпредметные связи: география (лицом на юг, правым боком на север и т.д.) Индивидуальный контроль

4. Перестроение и проведение ОРУ и СУ с мячами.

4 мин.

Индивидуальный контроль за выполнением ОРУ. Строевые приемы при перестроении

Исходное положение – ноги на ширине плеч, в руках мяч: наклоны головы

4 круга

Плавные наклоны головы влево, вправо, вперед, назад. Мяч на уровне груди.

Исходное положение – основная стойка, руки к плечам:
1–4 – круговые вращения руками вперед; то же самое назад

4–6 раз

Круг выполняется по полной амплитуде.

Мяч у ног.

Исходное положение – основная стойка, руки разведены: вращение локтями

4–6 раз

Плавные вращения без резких движений по кругу влево, вправо.

Мяч у ног.

Исходное положение – основная стойка, руки на уровне груди:
1–2 – отведение рук с согнутыми локтями;
3–4 – отведение с прямыми руками

4–6 раз

Руки прямые; на счет 3–4 плавный поворот туловища влево, вправо.

Мяч у ног.

Исходное положение – ноги на ширине плеч, в руках мяч:

вращение тазобедренным суставом

4–6 кругов в каждую сторону

Круг плавно выполняется по полной амплитуде.

Мяч на уровне груди.


1–2 – наклон туловища вправо;
3–4 – то же влево

4–6 раз

Спину держать ровно. При наклоне руки над головой в сторону наклона.

Мяч в руках.

Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки над головой:
1 – прогиб назад;

2 – наклон к левой ноге;
3 – наклон вперед;
4 – наклон к правой ноге;

4–6 раз

Ноги не сгибать, плавный прогиб назад – руки над головой.

Мяч в руках.

Исходное положение – присест на правой ноге (левая вытянута в сторону):

перекат на левую

4–6 раз

Ноги в коленях не гнуть, мяч перекатывать по полу в сторону переката.

Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки на коленях:

вращение коленями по кругу

4–6 кругов

Круг выполняется плавно по полной амплитуде, влево, вправо

Мяч у ног.

СУ баскетболиста:

Вращение кистями рук и голеностопом

4–6 кругов

Плавное вращение.

Мяч у ног.

Прыжки на левой ноге, на правой, на двух с касанием коленями мяча.

3×7 раз

Правильное и мягкое приземление, быстрый толчок, мяч в руках на уровне груди

Основная часть

30 мин.

Индивидуальный-групповой контроль

1.Эстафеты с элементами баскетбола:

На средней фишке лежит мяч, первый игрок в колонне по команде начинает движение с мячом в руках, кладёт мяч в первую фишку, со второй берет другой мяч и, перепрыгнув третью фишку, после остановки прыжком совершает бросок в корзину. Назад - в обратном порядке, передавая мяч из рук в руки.

На средней фишке лежит мяч, первый игрок в колонне по команде начинает движение с мячом в руках, кладёт мяч в первую фишку, со второй берет другой мяч и с ведением, огибая с дальней от кольца стороны третью фишку, совершает бросок в корзину снизу двумя руками.

Назад в обратном порядке, но передача мяча партнеру с отскоком об пол.

1.3. Челночное ведение:

игрок начинает ведение мяча до середины площадки, переводит мяч в другую руку, спиной назад добегает до линии штрафных бросков, переводит мяч и с ускорением ведет мяч и совершает бросок в корзину.

Второй игрок начинает движение после того, как первый начал ускорение, до этого он на месте, у линии старта, совершает ведение попеременно левой и правой рукой.

После подбора мяча первый игрок по краю площадки возвращается в свою команду, передает мяч свободному игроку, берет скакалку и выполняет прыжки через скакалку.

1.4. Встречная эстафета с передачей мяча

12 мин.

Построение в три колонны.

Следить, чтобы участники выполняли правила эстафет, особое внимание уделять ловле и передаче мяча, правильному ведению и броску мяча:

после ведения бросок двумя руками снизу;

после остановки прыжком – двумя руками от груди.

Индивидуально-групповой контроль.

Подсчет ЧСС.

Норма пульса у детей 12-13 лет в покое 55-90 уд./мин. 70 среднее

Минимальное значение пульса при тренировке: 140 ударов в минуту среднее

Максимальное значение пульса при тренировке: 208 ударов в минуту среднее

Минимальное значение пульса при тренировке можно вычислить по формуле:

Х = ((220 - у) - z) * 0.5 + z, где
У - возраст ученика;
Z - частота пульса до начала тренировки за одну минуту.

Межпредметная связь: математика, биология

Передача мяча из рук в руки, прямая и с отскоком об пол

Эмоциональная разгрузка и совершенствование ловкости:

Передача теннисного мяча одной рукой

из-за головы;

Упражнение на координацию и ловкость:

В колонне по три напротив стены, на расстоянии 2-3 м, у первого ученика мяч. Первый совершает передачу мяча в стену, суметь рассчитать место падения после отскока, и, подпрыгнув, пропустить мяч между ног.

3 мин.

Обратить внимание на работу кисти руки во время приема и передачи мяча. Объяснить различие между передачей, броском и метанием.

2. Совершенствование ловли и передачи мяча на месте:

передача мяча двумя руками от груди

передача мяча двумя руками от груди с отскоком от пола.

Меняем передачу по свистку

(на внимательность)

5 мин.

Перестроение в две шеренги. Продемонстрировать передачу мяча

При ловле руки вытянуть, кисти рук образуют "воронку", ловить мяч пальцами, согнуть руки в локтях, мяч к груди, шаг назад. При передаче мяча: шаг вперед, передача

3. Обучение ведению мяча с изменением направления и скорости, с изменением высоты отскока:

Ведение мяча по кругу дальней от центра площадки рукой, по свистку меняя направление движения в противоположную сторону;

два свистка ведение мяча в присесте;

броски после ведения - двумя руками снизу, после остановки прыжком - двумя руками от груди.

8 мин.

Ведение – продвижение игрока с мячом, ударяя мяч об пол одной или поочередно двумя руками (dribbling ).

Существенные ошибки при выполнении ведения мяча: кисть руки накладывается на мяч ударом (шлепком); неправильная координация работы рук и ног, неумение управлять мячом без постоянного зрительного контроля

Ведение мяча можно выполнять правой и левой рукой, прикрывая мяч, со зрительным контролем либо без него.

Продемонстрировать упражнение.

Упражнения на расслабление.

Упражнение на внимательность.

Аутотренинг (инновационный подход)

3 мин.

Повисеть на гимнастической лестнице.

Быть внимательным.

Расслабиться и слушать.

Заключительная часть

2 мин.

Построение в одну шеренгу. Подведение итогов урока. Объявить и выставить оценки за урок. Домашнее задание. Организованный уход из спортивного зала

Отметить лучших, активных учащихся. Пожелать крепкого здоровья, успехов в учебе и спорте.

Библиографический список.

План-конспект урока разработан на основе рабочей программы общеобразовательных учреждений физического воспитания учащихся 5 -11 классы. М. Просвещение 2008 г ., под общей редакцией А.П. Матвеева.

Дополнительная литература:

А.Я. Гомельский «Баскетбол. Секреты мастера», «Управление командой»

Созинова Н.А., Муравьева В.А. Техника безопасности на уроках физической культуры. – М: СпортАкадемПресс, 2001-96с. (Физкультура и спорт в школе).

Журнал «Детский тренер» №3 2008г. статья: «Воспитание волевых качеств у юных спортсменов».

Костикова Л.В. Баскетбол: Азбука спорта. – М.: ФиС, 2001

Внимание на внешний вид учащихся.

    Выполнение стоек на месте осуществлять в шереножном строю, а затем в любых построениях.

    После опробования стойки готовности на месте дальнейшее ее изучение и закрепление проводить в сочетании с передвиже­ниями; использовать преимущественно игровой метод.

    В эстафетах акцентировать внимание занимающихся на рас­положении основных звеньев тела в и.п., за ошибки команды штрафовать очками или непопулярными упражнениями (напри­мер, приседаниями).

    В подвижных играх без мяча вводить дополнительное прави­ло: по сигналу учителя всем играющим «замереть» в стойке готов­ности; за грубые ошибки провинившихся игроков назначать во­дящими.

    В подвижных играх с мячами: водящим выдавать отличные от других (заметные) мячи; салить мячом спину убегающего; можно снабдить играющих несколькими мячами-«выручалками» и ввес­ти правило: игрока, владеющего мячом, салить запрещается, при этом передавать мяч можно только из рук в руки; в этих играх также целесообразно использование правила с «замиранием» иг­рающих в изучаемых стойках по сигналу педагога.

    При выполнении стоек:

    стопы располагать на ширине плеч, впередистоящую ногу направлять носком вперед, сзадистоящую разворачивать несколь­ко в сторону;

    сохранять устойчивое положение, прочно удерживать равно­весие: стопы не смыкать и широко не расставлять; ноги не вы­прямлять; массу тела равномерно распределять на переднюю часть обеих стоп («сидеть на ногах»);

    не сутулиться, голову держать прямо, смотреть перед собой;

    плечевой пояс не закрепощать; плечи не поднимать; кисти держать полусогнутыми на уровне груди;

при держании мяча кистями образовывать «воронку»; прижи­мать мяч подушечками пальцев (надавливать на мяч), ладонями мяча не касаться; пальцы на мяче не сводить; лучезапястные су ставы не закрепощать - они должны быть оптимально подвиж­ными; мяч «взять» на себя, т. е. слегка согнуть кисти вверх; боль­шие пальцы не соединять, направлять их в стороны-вверх;

    высоту поднимания мяча варьировать в зависимости от конк­ретной игровой ситуации: расположения нападающего относительно щита соперников и характера противодействия защитника;

    локти сильно не разводить и к туловищу не прижимать - они должны занимать естественное положение, т. е. быть слегка отве­денными в стороны;

    в стойке с тройной угрозой располагаться лицом к щиту; смот­реть на корзину; мяч, сильнейшую руку и одноименную ногу удер­живать в одной вертикальной плоскости; фиксировать мяч на уров­не плеча на небольшом расстоянии от туловища;

    в стойке для начала ведения мяч опускать до уровня пояса, контролировать его положение над коленом одноименной ноги рабочей кистью, располагать ее сзади-сверху на мяче, другой кистью поддерживать мяч сбоку; локоть рабочей руки отводить назад вдоль туловища; зеркально менять положение звеньев тела для начала ведения другой рукой;

    смену рабочей руки производить дугообразным проносом мяча через сторону над головой с одновременным вышагиванием неопорной ногой;

    при укрывании мяча от близко расположенного или активно атакующего соперника максимально разводить в стороны локти, поворачивать туловище в сторону мяча и выставлять разноимен­ную ногу для защиты мяча.

Основные ошибки при выполнении стоек нападающего.

1. Полностью выпрямленные в коленных и тазобедренных суставах ноги - удержание равновесия и быстрое начало передвижения затруднены.

    Неустойчивое расположение стоп: сильно сомкнуты или расставлены, масса тела перенесена на носки или пятки - в любой момент возможна потеря равновесия.

    Согнутая спина, опущенная вперед голова, туловище и голова отклонены назад или в сторону - неустойчивое положение.

    Взгляд направлен в пол или отведен в сторону - потеря контроля над игровой ситуацией.

    Излишне закрепощены верхние конечности, опущены или сильно подняты руки - чрезмерная скованность, мешающая своевременному перемещению или надежному владению мячом.

6. При держании мяча пальцы сомкнуты, ладони касаются мяча, ли он удерживается кончиками пальцев, большие пальцы сильно отведены в стороны (направлены навстречу друг другу), кисти силь­но напряжены («деревянные»), локти прижаты к туловищу, мяч
слишком высоко поднят или низко опущен - игрок не готов к
быстрому и эффективному выполнению игрового действия с мячом.

7. В стойке с тройной угрозой:

    неверное расположение мяча - чрезмерно удален от туло­вища или прижат к плечу, сильно опущен вниз или неоправдан­но высоко поднят вверх, отведен в сторону или смещен перед грудью;

    отклонение в сторону от вертикали одного из определяющих результативность бросковых движений суставов: лучезапястного, локтевого, плечевого, тазобедренного, коленного или голено­стопного;

    нерациональное положение рабочей кисти на мяче - «не взве­дена» (отсутствует тыльное сгибание в лучезапястном суставе), находится на боковой поверхности мяча (слишком «скручена» в сторону), излишне закрепощена;

    несоответствующее нацеленности на бросок положение ног - выставленная вперед разноименная с сильнейшей рукой нога.

8. Неэффективное укрывание мяча от защитника: держание мяча
перед собой, отсутствие укрывающего поворота туловища, вы­
ставления вперед локтя поддерживающей руки или вышагивания
ближней к защитнику ногой - создается угроза потери мяча.

ОМУ разновидностям бега

    Обучение технике передвижений в нападении начинать фрон­тальным методом с выполнением заданий в разомкнутом шере-ножном строю; на последующих этапах использовать построения в колонну или любые другие и постепенно варьировать методы организации занимающихся.

    Разновидности передвижений в нападении изучать в сочета­нии со стойками.

    Избегать монотонных, однотипных передвижений по кругу; широко использовать для изменения способов, направления и скорости движения всевозможные ориентиры: разметку площад­ки, набивные мячи, гимнастические скамейки и т.п.; разнооб­разные зрительные и звуковые сигналы: положения рук педагога или партнера, расположение удерживаемого ими мяча относи­тельно плечевого пояса; свистки, различные по стилю подачи, количеству или характеру сочетаний: короткий, длинный, рез­кий, протяжный, сдвоенный, один, два и т.п.

    Постоянно чередовать сочетания способов перемещений.

    На этапе совершенствования активно использовать игровой метод.

    По мере овладения техникой изучаемого приема вводить в упражнения защитника, постепенно увеличивая степень проти­водействия.

    При выполнении передвижений специфическим бегом баскет­ болиста:

    ногу ставить мягко на всю стопу;

    туловище держать прямым;

    смотреть перед собой, голову не опускать;

    плечевой пояс и руки не закрепощать;

    руками совершать ритмичные движения вдоль туловища в такт работы ног.

8. При выполнении передвижений спиной вперед:

    передвигаться часто на носках;

    прямое туловище и поднятую голову слегка наклонять вперед (в сторону, противоположную направлению движения);

    ритмично работать согнутыми руками;

    поворотом головы осуществлять визуальный контроль над положением партнеров, изменением игровой ситуации.

9. При выполнении передвижений легкоатлетическим бегом (рыв­
ком):

    стартовать за счет акцентированного наклона туловища и го­ловы вперед;

    развивать максимальную частоту движений на первых метрах ускорения;

    беговые шаги выполнять ударными движениями с носка, син­хронно работая руками;

    поднимать туловище на 5 -6-м шаге, постепенно увеличивая их длину, но сохраняя частоту движений ног и рук;

    верхние конечности излишне не закрепощать.

10. Изменение направления движения производить неожидан­
но, со сменой ритма (предыдущее движение - медленно; начало
движения в новом направлении - быстро) и мгновенным пере­
носом веса тела с одной ноги на другую.

Основные ошибки при выполнении разновидностей бега в напа­дении.

    Прямые ноги или отсутствие наклона туловища вперед в и. п.

    Одноименное (симметричное) движение рук и ног во время бега.

    Чрезмерное закрепощение плечевого пояса и рук.

    Во время специфического бега баскетболиста излишне накло­нено туловище или опущена голова; бег на носках или с пятки; жесткая или расслабленная постановка стопы (тяжелый или шле­пающий бег).

    При передвижении спиной вперед прямое (без наклона впе­ред) положение туловища и головы - возможно падение на спину; бег на всей стопе.

6. При стартовом ускорении отсутствие акцентированного наклона туловища вперед; при переходе к дистанционному ускорению несвоевременное (с опозданием) выпрямление туловища; остановка ноги на всю стопу, низкая частота движений конечностями.

Организационно-методические указания.

    При объяснении и показе сообщить занимающимся о целе­сообразности применения каждой стойки в той или иной игровой ситуации; указать на сильные и слабые зоны и стороны в изучае­мой стойке при противодействии передачам соперника, ведению мяча или броскам по корзине.

    Начинать обучение разновидностям стоек защитника одно­временно с изучением приемов нападения, противодействию ко­торым они предназначены.

Выполнение приема на месте осуществлять в одношереножном строю фронтально, а в сочетании с передвижениями (при построениях в колонну по одному, по три и т.п.) - поточным или проходным методом.

4. При выполнении стоек:

    верхние и нижние конечности располагать в соответствии с разновидностью изучаемого приема;

    занимать устойчивое положение на площадке: ноги распола­гать на ширине плеч и сгибать до нужного угла, туловище незна­чительно наклонять вперед; массу тела равномерно распределять на обе стопы в параллельной стойке или перемещать на сзадистоящую ногу в стойке с выставленной вперед ногой;

    избегать закрепощенности в различных звеньях тела.

5. При выполнении стойки с выставленной вперед ногой:

    своевременно переносить массу тела с сзадистоящей ноги в и. п. на впередистоящую в момент движения игрока для накрывания броска и обратно для начала маневрирования по площадке;

    не допускать расположения ступней на одной линии или от­сутствия разворота сзадистоящей ноги носком наружу.

    В эстафетах и подвижных играх выполнение разновидностей стоек осуществлять в и. п., по ходу либо в конце перемещений в ответ на звуковые сигналы водящего или педагога (например,по команде: «Замри!», по свистку и т.п.), а также по ориентирам (разметка площадки, обручи и т.п.).

    При определении победителей в игровом соперничестве учи­тывать качество и непринужденность исполнения совершенствуе­мого приема.

    В заданиях, включающих использование стоек в сочетании с другими приемами техники защиты в условиях игрового противо­борства, подчеркивать и показывать зависимость эффективности защитных действий от верного и. п. (рациональной стойки) и до­биваться его принятия.

Основные ошибки при выполнении стоек защитника.

    Несоответствие в расположении рук и ног: в стойке с вы­ставленной вперед ногой поднята вверх разноименная с впереди-стоящей ногой рука, в параллельной стойке руки опущены вниз.

    Неустойчивое положение игрока: выпрямленные ноги; близ­кое (узкое) или слишком удаленное (широкое) расположение стоп по отношению друг к другу; в стойке с выставленной вперед но­гой стопы располагаются на одной линии и отсутствует разворот сзадистоящей ноги носком наружу, а в параллельной стойке - не на одной линии и отсутствует разворот обеих стоп носками наружу.

    Излишне закрепощены конечности: игрок лишен свободы маневренности.

    Нерациональное расположение туловища и головы: тулови­ще вертикально (без адекватного ситуации наклона вперед), го­лова запрокинута назад или опущена; проекция плеч и головы находится за пределами точек опоры.

5. Опущен взгляд, или повернута в сторону голова: защитник не контролирует игровую ситуацию.

Организационно-методические указания.

    Выполнение приема по разделениям осуществлять с исполь­зованием фронтального или проходного метода по команде педа­гога: «И - раз, и - два» (на «и» - переступанием отставить одну ногу, на «раз» - прийти в и.п., приставляя другую, и т.д.).

    В качестве ориентиров для смены направления и скорости передвижений использовать разметку площадки: трехочковую дугу и т.п.; в качестве звуковых сигналов - свисток, хлопок в ладони, голос педагога или партнера; а в качестве зрительных - различ­ное положение рук педагога или мяча, начало движения партне­ра, соперника или мяча.

    При выполнении разновидностей передвижений приставными шагами в целом:

    начинать движение из соответствующей стойки защитника: вправо или влево - из параллельной стойки; вперед или назад - из стойки с выставленной вперед ногой;

    первый шаг осуществлять впередистоящей по направлению движения ногой;

    после выполнения приставного шага приходить в устойчивое двухопорное положение, соответствующее исходной стойке за­щитника;

    передвигаться на согнутых ногах без чрезмерного закрепоще­ния, массу тела располагать на передней части стоп;

    «скользить» по площадке без подпрыгиваний и вертикально­го колебания общего центра тяжести;

    смотреть перед собой; сохранять положение головы, тулови­ща, рук, характерное для данной стойки защитника.

4. При выполнении скрестного шага-скачка:

— в и. п. находиться на согнутых и «заряженных» ногах, обеспе­чивающих последующий взрывной характер отталкивания;

    своевременно и быстро начинать отталкивание, упреждая действия соперников;

    совершать «стелющийся» скачок на согнутых ногах, без зна­чительных колебаний над площадкой общего центра тяжести;

    максимально быстро приходить в устойчивое двухопорное положение в готовности к дальнейшим защитным действиям; со­хранять оптимальную дистанцию с опекаемым нападающим пос­ле приземления (не нарушать правила блокировки).

    При противодействии нападающим ориентировать занимаю­щихся на своевременное начало движения и сохранение необхо­димой дистанции: игрока без мяча на стороне мяча опекать плот­но; игрока с мячом, не использовавшего ведение, держать на ди­станции вытянутой вперед руки, как и дриблера.

    Для закрепления техники передвижений включать сочетания их разновидностей в эстафеты и подвижные игры: «Салки», «Пят­нашки с мячом» и т. п., регламентировать и постепенно увеличи­вать активность противодействия в парах.

    В подготовительных и учебных играх требовать от занимаю­щихся воспроизведения сочетаний передвижений, адекватных занимаемой защитной позиции и конкретным игровым ситуа­циям.

Основные ошибки при выполнении передвижений приставными шагами.

    Нерациональное положение звеньев тела в и. п. или после приставного шага: опущена голова или руки, туловище сильно наклонено вперед или назад; полностью выпрямлены ноги.

    Передвижения осуществляются на всей стопе, а не на перед­ней ее части: игроку приходится тратить дополнительное время для начала или возобновления перемещений.

    Большие колебания (вверх-вниз) общего центра тяжести: игрок подпрыгивает, а не «скользит» по площадке.

    Скрещивание ног: игрок начинает приставной шаг дальней по направлению движения ногой, что ведет к приходу в неустой­чивое положение и последующему позиционному проигрышу на­падающему.

    Потеря равновесия: стопы после выполнения приставного шага располагаются слишком близко друг к другу или приставля­ющаяся нога переставляется за вышагивающую.

Организованный уход