Учительские университеты. Амвросиевская общеобразовательная школа
КОНСПЕКТ
урока по баскетболу для учащихся 6 класса
Цель: Обучение навыкам владения элементами техники баскетбола.
Задачи:
1.Обучение технике перемещений, технике сочетания приёмов: ведения, броска, подбора мяча..
2.Развитие координации, быстроты, скоростно-силовых качеств.
3.Воспитание активности, самостоятельности, коллективизма.
Тип занятия: Обучающий.
Метод проведения: фронтальный, групповой, индивидуальный, игровой.
Место проведения: Спортивный зал
Инвентарь: баскетбольные мячи, стойки, гимнастические коврики
Время проведения: 45 мин.
Часть
урока
Время
Организационно-методические указания
Вводная
13-15 мин
1. Построение, сообщение задач.
Обратить внимание на спортивную форму, обувь занимающихся.
2. Демонстрация буклета о баскетболе
Использование буклета, выполненного учеником дома;
3. Разновидности бега:
- мяч в руках:
а) лицом вперёд;
б) с захлестыванием голеней;
в) с высоким подниманием коленей;
- ведение мяча:
а) правой рукой;
б) левой рукой;
в) поочерёдное ведение
Бег в колонне, дистанция два шага.
У каждого ученика мяч в руках: мяч держать двумя руками у груди.
Следить за работой кистей рук, отскок мяча до пояса. Наименьший зрительный контроль за мячом
4. Общеразвивающие упражнения с баскетбольными мячами:
Следить за правильностью выполнения
- перебрасывание с руки на руку (по дуге);
Вращение вокруг головы;
Вращение вокруг туловища;
Между ног “восьмёрка”;
Сгибание рук в локтевых суставах (к груди и обратно);
Выпрямление рук вперед и обратно к груди;
Поднять руки вверх, согнуть локти, опустить, вернуть руки в исходное положение;
Мяч за голову, наклоны туловища влево и вправо;
5-6 раз в каждую сторону
Мяч за голову, наклоны туловища вперёд;
Мяч перед грудью, приседания;
Прыжки через мяч.
Основная
минут
1. Техника перемещений:
а) приставной шаг – рывок;
б) передвижения боком приставными шагами «змейкой» спиной вперёд;
в) бег «змейкой» лицом вперёд
Перемещения приставными шагами по треугольнику
6х 6 метров:
1) спиной вперед;
2) лицом вперед;
3) правым боком;
4) спиной вперед;
5) лицом вперед;
6) левым боком.
Порядок выполнения: а) объяснение;
б) показ учениками – помощниками. Следить за правильными перемещениями, работой рук и ног в защитной стойке.
Следить за правильной постановкой стоп, сохранять расстояние между ногами.
2. Техника сочетания приёмов: ведения, броска, подбора мяча;
Ведение, 2 шага, бросок.
Ведение (обводка трёхсекундной зоны) правой рукой, 2 шага, бросок одной рукой (правой) от плеча;
Подбор мяча, ведение левой рукой (обводка) 2 шага, бросок одной рукой (левой) от плеча.
Упражнение выполняют на одной половине площадки – девочки, на другой – мальчики. Оценивается правильное ведение, бросок, подбор, ведение без пробежек, правильный бросок.
4. Учебная игра в баскетбол.
Игра должна вестись в пределах площадки. Нельзя применять грубые приемы, а также бегать с мячом в руках (пока играю мальчики, девочки выполняют упражнения на мышцы брюшного пресса).
Девочки -3 х 12 раз, мальчики – 3 х 15 раз.
5. Штрафные броски
Каждая команда построена в колонну, броски выполняются по очереди (используются все баскетбольные щиты в спортивном зале).
При выполнении штрафного броска встать у линии штрафного броска, сделать 1-2 удара в пол,
глубокий вдох-выдох, и на задержке дыхания выполнить бросок.
Заключительная
4-5 мин
1. Вербально-музыкальная психорегуляция
2. Подведение итогов.
Указать на ошибки. Выделить ребят, которые хорошо справлялись с заданиями. Похвалить всех за работу.
3. Домашнее задание
Выучить правила игры «Баскетбол»
4. Организованный уход из зала.
1) Остановка в два шага выполняется в конце ведения для внезапного прекращения движения. На пол ставится сначала одна нога, затем другая, которая делает стопорящий шаг и сохраняет последующее устойчивоеположение тела. Сзади стоящая нога является опорной (осевой), вокруг которой можно выполнять повороты.
2) Вырываниемяча — одиниз активных приёмов игры. Он осуществляется рывком на себя и толчком. При первом способе после захвата мяча его одновременно с рывком поворачивают вокруг своей оси. При вырывании толчком надо резко надавить на мяч в свободную от захвата сторону и одновременно повернуться спиной к сопернику.
3) Бросок после ведения очень эффективен в нападении, так как производится с близкого расстояния и в высоком прыжке. Мяч после ведения нужно поймать под шаг правой ноги и выполнить шаг левой. В это время мяч поднять вверх на кисть бросающей руки. Затем, оттолкнувшись левой ногой, выполнить высокий прыжок и мягким движением кисти направить мяч в корзину.
4) Бросок одной рукой от плеча с места выполняется из исходного положения - ступни на одной линии или правая впереди левой, ноги согнуты, мяч удерживается у плеча на кисти бросающей руки, другая поддерживает его сбоку-спереди. В момент броска, одновременно разгибая ноги, мяч выносят вверх-вперед и мягким толчком направляют по высокой дуге в корзину.
5) Передача одной рукой от плеча. Этот приём используют для того, чтобы послать мяч на большое расстояние. Сначала мяч держат в двух руках на уровне груди, затем перекладывают на кисть одной руки (правой или левой), согнутой над плечом, придерживая его свободной рукой и слегка поворачивая плечи (вправо или влево, в зависимости от руки). В момент передачи нужно резко повернуться и, разгибая руки, кистью направить мяч в нужном направлении.
6) Защитная стойка используется при всех игровых передвижениях. При этом ноги сильно согнуты в коленях, что позволяет делать мягкие, скользящие шаги, выполняя перекат с пятки на носок, без подпрыгивания (руки согнуты и разведены в стороны).
7) Ведение мяча с изменением направления и высоты отскока необходимо для того, чтобы обвести защитника слева и справа. Для этого нужно развернуть кисть руки (правой влево, а левой вправо) и с шагом ноги в сторону перевести мяч толчком об пол в левую руку, подставив защитнику плечо, если обводить защитника слева, и в правую, если обводить защитника справа. Изменяя направление, можно снизить и высоту отскока мяча. Для этого нужно сильно согнуть ноги, низко опустить плечи и сразу же встретить отскочивший от пола мяч
МБОУ «Чернышевская школа»
Раздольненского района Республики Крым
План-конспект урока по баскетболу для обучающихся 6-го класса
«В баскетбол играть легко, хорошо играть трудно». Джеймс Нейсмит.
Илимдар Шевкетович, учитель физической культуры
Дата проведения: 11.12.2015 г.
Тема урока: ведение мяча с изменением направления и скорости, с изменением высоты отскока.
Тип урока: образовательно-тренировочная направленность.
Метод проведения: индивидуально-групповой, поточный, фронтальный.
Место проведения: спортивный зал.
Инвентарь: баскетбольные мячи, секундомер, свисток, стойки, скакалки, теннисные мячи.
Задачи
Образовательные :
правила ведения дневника самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью;
составление плана индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
освоение знаний о физической культуре и спорте, их роли в формировании здорового образа жизни;
история зарождения баскетбола.
Совершенствования физических способностей:
обучение техники ведения мяча с изменением направления и скорости;
совершенствование ловле и передачи мяча на месте и в движении с отскоком от пола;
совершенствование броска мяча в корзину двумя руками снизу после ведения и от груди после ведения и остановки.
развитие двигательных качеств посредством эстафет с элементами баскетбола.
Оздоровительные :
развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;
формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия;
правила соблюдения личной гигиены во время и после занятий физическими упражнениями.
Воспитательные :
приобщение к регулярным занятиям физическими упражнениями;
воспитание нравственных качеств;
воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Содержание урока
Дозировка
Методические приемы обучения
воспитания, организационные моменты,
контроль
Подготовительная часть
12 мин.
Построение. Приветствие.
Сообщение задач урока.
Образовательные вопросы.
Подсчет ЧСС. Инструктаж по ТБ
Строевые приемы.
2 мин.
Фронтальный опрос.
Межпредметные связи: английский язык (история зарождения– basketball );
Валеология (ЗОЖ)
Индивидуально-групповой контроль
2. Ходьба, её разновидности с изменением положения рук (мяч в руках):
– на носках руки вверх;
– на пятках руки за спину;
– перекат с пятки на носок;
– ходьба на внутренней и внешней сторонах стопы.
1 мин.
Здоровьесберегающие технологии: следить за положением осанки, голову держать прямо, не сутулиться
(профилактика сколиоза).
Следить за дыханием.
Профилактика плоскостопия
Мячи в руках.
Индивидуальный контроль
3. Бег в среднем темпе с изменением направления и скорости по свистку.
Специальные беговые упражнения (мяч в руках)
– приставными шагами левым боком вперед;
– приставными шагами правым боком вперед;
5 мин.
Равнение в колонне, соблюдать дистанцию.
По свистку - бег в противоположную сторону (на внимательность)
Следить за правильностью выполнения приставного шага, руки на уровне груди.
Межпредметные связи: география (лицом на юг, правым боком на север и т.д.) Индивидуальный контроль
4. Перестроение и проведение ОРУ и СУ с мячами.
4 мин.
Индивидуальный контроль за выполнением ОРУ. Строевые приемы при перестроении
Исходное положение – ноги на ширине плеч, в руках мяч: наклоны головы
4 круга
Плавные наклоны головы влево, вправо, вперед, назад. Мяч на уровне груди.
Исходное положение – основная стойка, руки к плечам:
1–4 – круговые вращения руками вперед; то же самое назад
4–6 раз
Круг выполняется по полной амплитуде.
Мяч у ног.
Исходное положение – основная стойка, руки разведены: вращение локтями
4–6 раз
Плавные вращения без резких движений по кругу влево, вправо.
Мяч у ног.
Исходное положение – основная стойка, руки на уровне груди:
1–2 – отведение рук с согнутыми локтями;
3–4 – отведение с прямыми руками
4–6 раз
Руки прямые; на счет 3–4 плавный поворот туловища влево, вправо.
Мяч у ног.
Исходное положение – ноги на ширине плеч, в руках мяч:
вращение тазобедренным суставом
4–6 кругов в каждую сторону
Круг плавно выполняется по полной амплитуде.
Мяч на уровне груди.
1–2 – наклон туловища вправо;
3–4 – то же влево
4–6 раз
Спину держать ровно. При наклоне руки над головой в сторону наклона.
Мяч в руках.
Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки над головой:
1 – прогиб назад;
2 – наклон к левой ноге;
3 – наклон вперед;
4 – наклон к правой ноге;
4–6 раз
Ноги не сгибать, плавный прогиб назад – руки над головой.
Мяч в руках.
Исходное положение – присест на правой ноге (левая вытянута в сторону):
перекат на левую
4–6 раз
Ноги в коленях не гнуть, мяч перекатывать по полу в сторону переката.
Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки на коленях:
вращение коленями по кругу
4–6 кругов
Круг выполняется плавно по полной амплитуде, влево, вправо
Мяч у ног.
СУ баскетболиста:
Вращение кистями рук и голеностопом
4–6 кругов
Плавное вращение.
Мяч у ног.
Прыжки на левой ноге, на правой, на двух с касанием коленями мяча.
3×7 раз
Правильное и мягкое приземление, быстрый толчок, мяч в руках на уровне груди
Основная часть
30 мин.
Индивидуальный-групповой контроль
1.Эстафеты с элементами баскетбола:
На средней фишке лежит мяч, первый игрок в колонне по команде начинает движение с мячом в руках, кладёт мяч в первую фишку, со второй берет другой мяч и, перепрыгнув третью фишку, после остановки прыжком совершает бросок в корзину. Назад - в обратном порядке, передавая мяч из рук в руки.
На средней фишке лежит мяч, первый игрок в колонне по команде начинает движение с мячом в руках, кладёт мяч в первую фишку, со второй берет другой мяч и с ведением, огибая с дальней от кольца стороны третью фишку, совершает бросок в корзину снизу двумя руками.
Назад в обратном порядке, но передача мяча партнеру с отскоком об пол.
1.3. Челночное ведение:
игрок начинает ведение мяча до середины площадки, переводит мяч в другую руку, спиной назад добегает до линии штрафных бросков, переводит мяч и с ускорением ведет мяч и совершает бросок в корзину.
Второй игрок начинает движение после того, как первый начал ускорение, до этого он на месте, у линии старта, совершает ведение попеременно левой и правой рукой.
После подбора мяча первый игрок по краю площадки возвращается в свою команду, передает мяч свободному игроку, берет скакалку и выполняет прыжки через скакалку.
1.4. Встречная эстафета с передачей мяча
12 мин.
Построение в три колонны.
Следить, чтобы участники выполняли правила эстафет, особое внимание уделять ловле и передаче мяча, правильному ведению и броску мяча:
после ведения бросок двумя руками снизу;
после остановки прыжком – двумя руками от груди.
Индивидуально-групповой контроль.
Подсчет ЧСС.
Норма пульса у детей 12-13 лет в покое 55-90 уд./мин. 70 среднее
Минимальное значение пульса при тренировке: 140 ударов в минуту среднее
Максимальное значение пульса при тренировке: 208 ударов в минуту среднее
Минимальное значение пульса при тренировке можно вычислить по формуле:
Х = ((220 - у) - z) * 0.5 + z, где
У - возраст ученика;
Z - частота пульса до начала тренировки за одну минуту.
Межпредметная связь: математика, биология
Передача мяча из рук в руки, прямая и с отскоком об пол
Эмоциональная разгрузка и совершенствование ловкости:
Передача теннисного мяча одной рукой
из-за головы;
Упражнение на координацию и ловкость:
В колонне по три напротив стены, на расстоянии 2-3 м, у первого ученика мяч. Первый совершает передачу мяча в стену, суметь рассчитать место падения после отскока, и, подпрыгнув, пропустить мяч между ног.
3 мин.
Обратить внимание на работу кисти руки во время приема и передачи мяча. Объяснить различие между передачей, броском и метанием.
2. Совершенствование ловли и передачи мяча на месте:
передача мяча двумя руками от груди
передача мяча двумя руками от груди с отскоком от пола.
Меняем передачу по свистку
(на внимательность)
5 мин.
Перестроение в две шеренги. Продемонстрировать передачу мяча
При ловле руки вытянуть, кисти рук образуют "воронку", ловить мяч пальцами, согнуть руки в локтях, мяч к груди, шаг назад. При передаче мяча: шаг вперед, передача
3. Обучение ведению мяча с изменением направления и скорости, с изменением высоты отскока:
Ведение мяча по кругу дальней от центра площадки рукой, по свистку меняя направление движения в противоположную сторону;
два свистка ведение мяча в присесте;
броски после ведения - двумя руками снизу, после остановки прыжком - двумя руками от груди.
8 мин.
Ведение – продвижение игрока с мячом, ударяя мяч об пол одной или поочередно двумя руками (dribbling ).
Существенные ошибки при выполнении ведения мяча: кисть руки накладывается на мяч ударом (шлепком); неправильная координация работы рук и ног, неумение управлять мячом без постоянного зрительного контроля
Ведение мяча можно выполнять правой и левой рукой, прикрывая мяч, со зрительным контролем либо без него.
Продемонстрировать упражнение.
Упражнения на расслабление.
Упражнение на внимательность.
Аутотренинг (инновационный подход)
3 мин.
Повисеть на гимнастической лестнице.
Быть внимательным.
Расслабиться и слушать.
Заключительная часть
2 мин.
Построение в одну шеренгу. Подведение итогов урока. Объявить и выставить оценки за урок. Домашнее задание. Организованный уход из спортивного зала
Отметить лучших, активных учащихся. Пожелать крепкого здоровья, успехов в учебе и спорте.
Библиографический список.
План-конспект урока разработан на основе рабочей программы общеобразовательных учреждений физического воспитания учащихся 5 -11 классы. М. Просвещение 2008 г ., под общей редакцией А.П. Матвеева.
Дополнительная литература:
А.Я. Гомельский «Баскетбол. Секреты мастера», «Управление командой»
Созинова Н.А., Муравьева В.А. Техника безопасности на уроках физической культуры. – М: СпортАкадемПресс, 2001-96с. (Физкультура и спорт в школе).
Журнал «Детский тренер» №3 2008г. статья: «Воспитание волевых качеств у юных спортсменов».
Костикова Л.В. Баскетбол: Азбука спорта. – М.: ФиС, 2001
Внимание на внешний вид учащихся.
Выполнение стоек на месте осуществлять в шереножном строю, а затем в любых построениях.
После опробования стойки готовности на месте дальнейшее ее изучение и закрепление проводить в сочетании с передвижениями; использовать преимущественно игровой метод.
В эстафетах акцентировать внимание занимающихся на расположении основных звеньев тела в и.п., за ошибки команды штрафовать очками или непопулярными упражнениями (например, приседаниями).
В подвижных играх без мяча вводить дополнительное правило: по сигналу учителя всем играющим «замереть» в стойке готовности; за грубые ошибки провинившихся игроков назначать водящими.
В подвижных играх с мячами: водящим выдавать отличные от других (заметные) мячи; салить мячом спину убегающего; можно снабдить играющих несколькими мячами-«выручалками» и ввести правило: игрока, владеющего мячом, салить запрещается, при этом передавать мяч можно только из рук в руки; в этих играх также целесообразно использование правила с «замиранием» играющих в изучаемых стойках по сигналу педагога.
При выполнении стоек:
стопы располагать на ширине плеч, впередистоящую ногу направлять носком вперед, сзадистоящую разворачивать несколько в сторону;
сохранять устойчивое положение, прочно удерживать равновесие: стопы не смыкать и широко не расставлять; ноги не выпрямлять; массу тела равномерно распределять на переднюю часть обеих стоп («сидеть на ногах»);
не сутулиться, голову держать прямо, смотреть перед собой;
плечевой пояс не закрепощать; плечи не поднимать; кисти держать полусогнутыми на уровне груди;
при держании мяча кистями образовывать «воронку»; прижимать мяч подушечками пальцев (надавливать на мяч), ладонями мяча не касаться; пальцы на мяче не сводить; лучезапястные су ставы не закрепощать - они должны быть оптимально подвижными; мяч «взять» на себя, т. е. слегка согнуть кисти вверх; большие пальцы не соединять, направлять их в стороны-вверх;
высоту поднимания мяча варьировать в зависимости от конкретной игровой ситуации: расположения нападающего относительно щита соперников и характера противодействия защитника;
локти сильно не разводить и к туловищу не прижимать - они должны занимать естественное положение, т. е. быть слегка отведенными в стороны;
в стойке с тройной угрозой располагаться лицом к щиту; смотреть на корзину; мяч, сильнейшую руку и одноименную ногу удерживать в одной вертикальной плоскости; фиксировать мяч на уровне плеча на небольшом расстоянии от туловища;
в стойке для начала ведения мяч опускать до уровня пояса, контролировать его положение над коленом одноименной ноги рабочей кистью, располагать ее сзади-сверху на мяче, другой кистью поддерживать мяч сбоку; локоть рабочей руки отводить назад вдоль туловища; зеркально менять положение звеньев тела для начала ведения другой рукой;
смену рабочей руки производить дугообразным проносом мяча через сторону над головой с одновременным вышагиванием неопорной ногой;
при укрывании мяча от близко расположенного или активно атакующего соперника максимально разводить в стороны локти, поворачивать туловище в сторону мяча и выставлять разноименную ногу для защиты мяча.
Основные ошибки при выполнении стоек нападающего.
1. Полностью выпрямленные в коленных и тазобедренных суставах ноги - удержание равновесия и быстрое начало передвижения затруднены.
Неустойчивое расположение стоп: сильно сомкнуты или расставлены, масса тела перенесена на носки или пятки - в любой момент возможна потеря равновесия.
Согнутая спина, опущенная вперед голова, туловище и голова отклонены назад или в сторону - неустойчивое положение.
Взгляд направлен в пол или отведен в сторону - потеря контроля над игровой ситуацией.
Излишне закрепощены верхние конечности, опущены или сильно подняты руки - чрезмерная скованность, мешающая своевременному перемещению или надежному владению мячом.
6. При держании мяча
пальцы сомкнуты, ладони касаются мяча, ли он удерживается кончиками пальцев, большие пальцы сильно отведены в стороны (направлены навстречу друг другу), кисти сильно напряжены («деревянные»), локти прижаты к туловищу, мяч
слишком высоко поднят или низко опущен - игрок не готов к
быстрому и эффективному выполнению игрового действия с мячом.
7. В стойке с тройной угрозой:
неверное расположение мяча - чрезмерно удален от туловища или прижат к плечу, сильно опущен вниз или неоправданно высоко поднят вверх, отведен в сторону или смещен перед грудью;
отклонение в сторону от вертикали одного из определяющих результативность бросковых движений суставов: лучезапястного, локтевого, плечевого, тазобедренного, коленного или голеностопного;
нерациональное положение рабочей кисти на мяче - «не взведена» (отсутствует тыльное сгибание в лучезапястном суставе), находится на боковой поверхности мяча (слишком «скручена» в сторону), излишне закрепощена;
несоответствующее нацеленности на бросок положение ног - выставленная вперед разноименная с сильнейшей рукой нога.
8. Неэффективное укрывание мяча от защитника: держание мяча
перед собой, отсутствие укрывающего поворота туловища, вы
ставления вперед локтя поддерживающей руки или вышагивания
ближней к защитнику ногой - создается угроза потери мяча.
ОМУ разновидностям бега
Обучение технике передвижений в нападении начинать фронтальным методом с выполнением заданий в разомкнутом шере-ножном строю; на последующих этапах использовать построения в колонну или любые другие и постепенно варьировать методы организации занимающихся.
Разновидности передвижений в нападении изучать в сочетании со стойками.
Избегать монотонных, однотипных передвижений по кругу; широко использовать для изменения способов, направления и скорости движения всевозможные ориентиры: разметку площадки, набивные мячи, гимнастические скамейки и т.п.; разнообразные зрительные и звуковые сигналы: положения рук педагога или партнера, расположение удерживаемого ими мяча относительно плечевого пояса; свистки, различные по стилю подачи, количеству или характеру сочетаний: короткий, длинный, резкий, протяжный, сдвоенный, один, два и т.п.
Постоянно чередовать сочетания способов перемещений.
На этапе совершенствования активно использовать игровой метод.
По мере овладения техникой изучаемого приема вводить в упражнения защитника, постепенно увеличивая степень противодействия.
При выполнении передвижений специфическим бегом баскет болиста:
ногу ставить мягко на всю стопу;
туловище держать прямым;
смотреть перед собой, голову не опускать;
плечевой пояс и руки не закрепощать;
руками совершать ритмичные движения вдоль туловища в такт работы ног.
8. При выполнении передвижений спиной вперед:
передвигаться часто на носках;
прямое туловище и поднятую голову слегка наклонять вперед (в сторону, противоположную направлению движения);
ритмично работать согнутыми руками;
поворотом головы осуществлять визуальный контроль над положением партнеров, изменением игровой ситуации.
9. При выполнении передвижений легкоатлетическим бегом (рыв
ком):
стартовать за счет акцентированного наклона туловища и головы вперед;
развивать максимальную частоту движений на первых метрах ускорения;
беговые шаги выполнять ударными движениями с носка, синхронно работая руками;
поднимать туловище на 5 -6-м шаге, постепенно увеличивая их длину, но сохраняя частоту движений ног и рук;
верхние конечности излишне не закрепощать.
10. Изменение направления движения производить неожидан
но, со сменой ритма (предыдущее движение - медленно; начало
движения в новом направлении - быстро) и мгновенным пере
носом веса тела с одной ноги на другую.
Основные ошибки при выполнении разновидностей бега в нападении.
Прямые ноги или отсутствие наклона туловища вперед в и. п.
Одноименное (симметричное) движение рук и ног во время бега.
Чрезмерное закрепощение плечевого пояса и рук.
Во время специфического бега баскетболиста излишне наклонено туловище или опущена голова; бег на носках или с пятки; жесткая или расслабленная постановка стопы (тяжелый или шлепающий бег).
При передвижении спиной вперед прямое (без наклона вперед) положение туловища и головы - возможно падение на спину; бег на всей стопе.
6. При стартовом ускорении отсутствие акцентированного наклона туловища вперед; при переходе к дистанционному ускорению несвоевременное (с опозданием) выпрямление туловища; остановка ноги на всю стопу, низкая частота движений конечностями.
Организационно-методические указания.
При объяснении и показе сообщить занимающимся о целесообразности применения каждой стойки в той или иной игровой ситуации; указать на сильные и слабые зоны и стороны в изучаемой стойке при противодействии передачам соперника, ведению мяча или броскам по корзине.
Начинать обучение разновидностям стоек защитника одновременно с изучением приемов нападения, противодействию которым они предназначены.
Выполнение приема на месте осуществлять в одношереножном строю фронтально, а в сочетании с передвижениями (при построениях в колонну по одному, по три и т.п.) - поточным или проходным методом.
4. При выполнении стоек:
верхние и нижние конечности располагать в соответствии с разновидностью изучаемого приема;
занимать устойчивое положение на площадке: ноги располагать на ширине плеч и сгибать до нужного угла, туловище незначительно наклонять вперед; массу тела равномерно распределять на обе стопы в параллельной стойке или перемещать на сзадистоящую ногу в стойке с выставленной вперед ногой;
избегать закрепощенности в различных звеньях тела.
5. При выполнении стойки с выставленной вперед ногой:
своевременно переносить массу тела с сзадистоящей ноги в и. п. на впередистоящую в момент движения игрока для накрывания броска и обратно для начала маневрирования по площадке;
не допускать расположения ступней на одной линии или отсутствия разворота сзадистоящей ноги носком наружу.
В эстафетах и подвижных играх выполнение разновидностей стоек осуществлять в и. п., по ходу либо в конце перемещений в ответ на звуковые сигналы водящего или педагога (например,по команде: «Замри!», по свистку и т.п.), а также по ориентирам (разметка площадки, обручи и т.п.).
При определении победителей в игровом соперничестве учитывать качество и непринужденность исполнения совершенствуемого приема.
В заданиях, включающих использование стоек в сочетании с другими приемами техники защиты в условиях игрового противоборства, подчеркивать и показывать зависимость эффективности защитных действий от верного и. п. (рациональной стойки) и добиваться его принятия.
Основные ошибки при выполнении стоек защитника.
Несоответствие в расположении рук и ног: в стойке с выставленной вперед ногой поднята вверх разноименная с впереди-стоящей ногой рука, в параллельной стойке руки опущены вниз.
Неустойчивое положение игрока: выпрямленные ноги; близкое (узкое) или слишком удаленное (широкое) расположение стоп по отношению друг к другу; в стойке с выставленной вперед ногой стопы располагаются на одной линии и отсутствует разворот сзадистоящей ноги носком наружу, а в параллельной стойке - не на одной линии и отсутствует разворот обеих стоп носками наружу.
Излишне закрепощены конечности: игрок лишен свободы маневренности.
Нерациональное расположение туловища и головы: туловище вертикально (без адекватного ситуации наклона вперед), голова запрокинута назад или опущена; проекция плеч и головы находится за пределами точек опоры.
5. Опущен взгляд, или повернута в сторону голова: защитник не контролирует игровую ситуацию.
Организационно-методические указания.
Выполнение приема по разделениям осуществлять с использованием фронтального или проходного метода по команде педагога: «И - раз, и - два» (на «и» - переступанием отставить одну ногу, на «раз» - прийти в и.п., приставляя другую, и т.д.).
В качестве ориентиров для смены направления и скорости передвижений использовать разметку площадки: трехочковую дугу и т.п.; в качестве звуковых сигналов - свисток, хлопок в ладони, голос педагога или партнера; а в качестве зрительных - различное положение рук педагога или мяча, начало движения партнера, соперника или мяча.
При выполнении разновидностей передвижений приставными шагами в целом:
начинать движение из соответствующей стойки защитника: вправо или влево - из параллельной стойки; вперед или назад - из стойки с выставленной вперед ногой;
первый шаг осуществлять впередистоящей по направлению движения ногой;
после выполнения приставного шага приходить в устойчивое двухопорное положение, соответствующее исходной стойке защитника;
передвигаться на согнутых ногах без чрезмерного закрепощения, массу тела располагать на передней части стоп;
«скользить» по площадке без подпрыгиваний и вертикального колебания общего центра тяжести;
смотреть перед собой; сохранять положение головы, туловища, рук, характерное для данной стойки защитника.
4. При выполнении скрестного шага-скачка:
— в и. п. находиться на согнутых и «заряженных» ногах, обеспечивающих последующий взрывной характер отталкивания;
своевременно и быстро начинать отталкивание, упреждая действия соперников;
совершать «стелющийся» скачок на согнутых ногах, без значительных колебаний над площадкой общего центра тяжести;
максимально быстро приходить в устойчивое двухопорное положение в готовности к дальнейшим защитным действиям; сохранять оптимальную дистанцию с опекаемым нападающим после приземления (не нарушать правила блокировки).
При противодействии нападающим ориентировать занимающихся на своевременное начало движения и сохранение необходимой дистанции: игрока без мяча на стороне мяча опекать плотно; игрока с мячом, не использовавшего ведение, держать на дистанции вытянутой вперед руки, как и дриблера.
Для закрепления техники передвижений включать сочетания их разновидностей в эстафеты и подвижные игры: «Салки», «Пятнашки с мячом» и т. п., регламентировать и постепенно увеличивать активность противодействия в парах.
В подготовительных и учебных играх требовать от занимающихся воспроизведения сочетаний передвижений, адекватных занимаемой защитной позиции и конкретным игровым ситуациям.
Основные ошибки при выполнении передвижений приставными шагами.
Нерациональное положение звеньев тела в и. п. или после приставного шага: опущена голова или руки, туловище сильно наклонено вперед или назад; полностью выпрямлены ноги.
Передвижения осуществляются на всей стопе, а не на передней ее части: игроку приходится тратить дополнительное время для начала или возобновления перемещений.
Большие колебания (вверх-вниз) общего центра тяжести: игрок подпрыгивает, а не «скользит» по площадке.
Скрещивание ног: игрок начинает приставной шаг дальней по направлению движения ногой, что ведет к приходу в неустойчивое положение и последующему позиционному проигрышу нападающему.
Потеря равновесия: стопы после выполнения приставного шага располагаются слишком близко друг к другу или приставляющаяся нога переставляется за вышагивающую.
Организованный уход