Упражнения на формирование мелкой моторики. Развитие мелкой моторики рук, упражнения

Психологи и нейрофизиологи давно доказали прямую зависимость развития речи от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Тренировка ручной ловкости способствует развитию таких необходимых умений и качеств как подготовка руки к письму, развитие пространственного мышления, понятия относительности (больше – меньше, короче – длиннее и т.д.), художественного восприятия, глазомера, обучение коммуникативным навыкам, внимательности, усидчивости и многое другое.

Главное в занятиях такого рода – точно подобрать уровень сложности заданий под конкретный возраст. Слишком простые, как и слишком трудные задания не вызывают у детей интереса. По мере усвоения программного материала игру можно усложнять, увеличив количество предметов или ускорив темп.

Многие домашние дела являются отличными упражнениями по развития мелкой моторики, например:

Перемотка ниток;
завязывание и развязывание узелков;
уход за срезанными и живыми цветами;
чистка металла;
переливание воды, мытье посуды, стирка на руках;
собирание разрезных картинок;
перемешивание руками теста.

Психологи утверждают, что разнообразная предметная деятельность также способствует развитию мелкой моторики:

– застёгивание и расстегивание пуговиц (специальный набор для занятий можно купить в магазине);
– всевозможные шнуровки;
– нанизывание колец на тесьму;
– перебирание круп, зёрен (к примеру, фасоль отделить от гороха).

Очень многие традиционные игры являются прекрасным тренажером для развития пальчиков конструкторы, поделки из пластилина, глины, рисование, вырезание, шитье, игры с бисером и другие.

Вот несколько веселых игр , которые работают на развитие мелкой моторики и очень радуют детей и взрослых.

Игры с мелкими предметами

“Кто запомнит?”

Оборудование: коробочка с цветными палочками разной величины, образцы, нарисованные на таблицах.
Содержание: взрослый показывает ребенку образец 5-10 сек. Ребенок должен внимательно его рассмотреть и запомнить, в каком порядке размещены палочки. Взрослый убирает таблицу, и ребенок самостоятельно выкладывает из палочек рисунок, который он только что видел.

Игры с бумагой.

Работа с бумагой очень значима для ребенка. Нужно учить его складывать и разворачивать, скатывать, скручивать, перелистывать, мять. Можно обводить наперегонки квадратики или кружочки, или нарисовать самый запутанный лабиринт. Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных. Контуры рисунка можно выложить бисером или пуговичками.
Еще одна игра для самых маленьких: нарвите вместе с малышом в ящик бумагу и спрячьте маленькую игрушку. Ее нужно будет найти на ощупь.

Игры с пальчиками.

Выполняя эти упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики, готовит руку к письму и рисованию. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

«Гребешок»

Пальцы сцепить в замок. Концы пальцев правой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони левой руки, прогибая ее так, что пальцы левой руки встают, как петушиный гребень. Затем на тыльную сторону правой руки нажимают пальцы левой - и в петушиный гребешок превращаются пальцы правой руки.

«Кошка выпускает коготки»

Поджать подушечки пальцев к верхней части ладони. Затем быстро выпрямить и растопырить пальцы.

«Быстрое вращение»

Сцепить пальцы рук в замок (не сцеплены только большие пальцы). Большими пальцами делать вращательные движения друг вокруг друга, все быстрее и быстрее.

«Колечки»

Кончик мизинца положить на кончик большого пальца – это маленькое колечко. Затем новое колечко: соприкасаются кончики безымянного и большого пальцев; среднего и большого и, наконец, указательного и большого - это большое колечко.
Всё повторить на другой руке.

«Солнце, заборчик, камешки»

Руки поднять вверх, пальцы обеих рук выпрямлены и широко разведены - это «солнышко».

Затем плотно прижать пальцы друг к другу и выпрямить - это «заборчик». Обе руки сжать в кулаки - это «камешки».

По вашей команде: «Солнышко», «Заборчик», «Камешки» - ребенок показывает пальчиками: «солнышко» с растопыренными пальчиками, «заборчик» с прямыми пальчиками или «камешки» - кулачки. Сначала это упражнение выполняется в медленном темпе, затем все быстрее и быстрее. Чтобы выполнить это задание, ребенок должен быть чрезвычайно внимательным.

По мере освоения ребенком упражнения вносите более сложные элементы: изменяйте последовательность, скорость произнесения слов-команд.

Листик в клеточку

Полезно ребёнку дошкольного возраста учиться пользоваться листочком в клеточку, ведь в 1-ом классе на уроках математике ему придётся работать в тетради. Там надо будет не только выводить красивые буквы, писать узоры, но уметь работать по образцу, который нарисует учитель.

Задание№ 1. «Нарисуй по образцу»

Очень полезно для детей дошкольного возраста-рисование по точкам- дети учатся правильно держать в руках карандаш и правильно направлять его, соединяя точки.

Задание № 2. «Рисование по точкам»

Упражнение включает 6 задач, каждая из которых помещается на отдельном листе специальной книжечки, выдаваемой испытуемому.
Образцами в задачах № 1 и 5 служат неправильные треугольники, в задаче № 2 - неправильная трапеция, в задаче № 3 - ромб, в задаче № 4 - квадрат и в задаче № 6 - четырехлучевая звезда:

Задание № 3. «Лабиринты»

Развиваем моторные навыки, внимание и пространственные представления.

Приветствую вас, мои любимые читатели! Каждый родитель знает, что чем больше наши дети двигаются, тем лучше они развиваются. А двигаться можно по-разному. Так, учёные доказали, что активные движения пальцев рук напрямую связаны с уровнем развития у детей так называемых «речевых» зон.

А ещё они, эти движения, хорошо действуют на кору головного мозга. Так что, упражнения для развития мелкой моторики – это путь к стимулированию умственного развития и настоящий помощник в овладении ораторским искусством.

Если раньше большинство домашней работы делали наши мамы с детьми вручную – полы мыли, бельё стирали-отжимали, вязали-вышивали, крупу перебирали, то теперь наши дети приходят на всё готовенькое.

Две трети, а то и больше, бытовых работ, требующих участия пальцев рук, делает за нас техника – комбайны-пылесосы-стиральные машинки. Вязать-шить мы почти разучились, а кашу варим из пакетиков, где уже всё перебрано. Так давайте-ка сегодня займёмся тренировкой речи и ума. Предлагаю усвоить ряд нехитрых упражнений для младших школьников.

План урока:

Перекатывания

В руках можно катать всё, что угодно: и мячики, и грецкие орехи, и карандаши-шестигранники, и даже мамины бигуди. Самым подходящим материалом для рук станет тот, что, словно ёжик, колется, так как «иголочки» ещё больше прибавят остроты тактильных ощущений и разгонят кровь. Итак, делаем самомассаж.

Катаем карандаш по столу, зажатый между ладонью и рабочей поверхностью. Перекатываем его, пропуская между пальцами как эквилибриста, удерживая в определённом положении. Активно трём его, зажатым между двумя ладошками.

А теперь очередь мячика.

Отлично развивают координацию вместе с моторикой катание мяча по заданной траектории. Можно нарисовать дорожку в виде лабиринта или спирали, по которой зажатый между ладошкой и поверхностью бумаги мячик побежит к заданной цели.

Отлично! Завалялись в хозяйстве два ещё не съеденных грецких орешка? Их тоже можно в дело!

Два орешка зажимаем в одной руке и начинаем перекатывать, словно стараемся их неровные края отшлифовать.

Шнуровка и мозаика

Чей дошкольник может похвастаться тем, что он сам завязывает шнурки? А ведь чем он раньше этому обучится, тем лучше.

Шнуровка – это один из эффективных способов развивать мелкую моторику. Разматывать, развязывать, нанизывать – всё это хорошо для дошкольников. А для детей постарше есть специальные задания, когда требуется зашнуровать по алгоритму — образцу, либо подсоединить при помощи шнурка недостающие в образе детали.

И вообще, для наших модных детей можно найти примеры необычных красивых шнуровок на обуви – пусть тренируются, если хотят быть в тренде!

Схожа со шнуровкой мозаика, которая так же, как навык нанизывания мелких бусин на ниточку, требует способности удерживать в пальцах мелкие детали, которые нужно сложить в рисунок. Здесь в ход может пойти всё: от пуговиц и бусин до макарон и гороха. Главное, — приложить фантазию, и получится настоящее произведение искусства!

Лепка

Пластилин, солёное тесто, глина – отличные помощники в развитии мелкой моторики у дошкольников и у учеников начальной школы. Здесь не только речевая и умственная тренировка, здесь ещё и «раскручивание» фантазии и творческой составляющей.

Для дошколят это самый настоящий урок, прививающий аккуратность, усидчивость и трудолюбие. Итак, раскатываем «колбаски», катаем шарики, из всего этого составляем объёмные фигуры.

А хотите полезное с приятным совместить? Тогда лепите с малышами пирожки из теста: булочки-крендельки, из слоёного иль дрожжевого – не важно. Главное, — месить-лепить-раскатывать руками. И на обед вкусняшка, и мозгу тренировка.

Бумага

Всё, что можно выстригать-раскрашивать-складывать в аппликации – всё это нам подойдёт для тренировки моторики.

Более ценны, конечно, среди бумажного творчества оригами. В нём нужны обе руки, потому развивается и левое, и правое полушария одновременно. А уж какая нужна сноровка да смекалка, чтобы простой бумажный лист в фигурку сложить. А когда из маленьких треугольничков шедевры бумажные мастерят, это какое ж терпение и усидчивость требуются!

Среди упражнений с бумагой и карандашами педагоги очень рекомендуют штриховку, потому как дошколятам она помогает подготовиться к письму, а младшим школьникам даёт возможность оттачивать мастерство, учась проводить линии без отрыва. Учит штриховка и свободно рисовать с чувством правильного наклона, что немаловажно для почерка.

Ну, а уж говорить про нагрузку на мелкую мускулатуру кисти рук и на пальцы даже не стану – вы об этом сами знаете. Ну, или попробуйте заштриховать что-нибудь — ощутите на собственном опыте.

Полезно и вырезать, так как владение ножницами тоже требует усилий и напрямую связано с развитием моторики. По прямой, по диагонали, кружки и квадраты, овалы и прямоугольники – все эти навыки можно найти в изготовлении… снежинки. Да-да, снежинки, у которой много вычурных линий. Вот там-то придётся попыхтеть!

Пальчиковые игры

Любите театры теней, когда на стене из сложенных правильно пальцев рук вдруг вырастают олешки или лебеди, собачки или кошечки? Это интересная игра тоже развивает моторику.

А ещё полезно играть в домашний кукольный театр. Так что если у Вас дома где-то в углу пылятся кукольные герои сказок, то скорее доставайте их и берите в помощники, ставьте дома сказки и пьесы.

Вот такую игру тоже можно использовать для пальчиков:

В понедельник постирала – трём друг о дружку кулачками,

Пол во вторник подметала – расслабили кисти рук и «метём» по столу,

В среду испекла калач – лепим «пирожок»,

А в четверг искала мяч – делаем руками «козырёк», приставляя поочерёдно ко лбу,

В пятницу я чашки мыла – складываем левую руку горсткой — «чашкой», а пальцами правой водим внутри нашей «чашки»,

А в субботу торт купила – раскрываем ладошки и соединяем друг с дружкой мизинцами, показывая «торт»,

Всех друзей я в воскресенье созвала на день рождения – пальчиками машем по направлению к себе.

Вот такие нехитрые приёмы, которыми можно пользоваться «между делом», помогут вашим детям стать ещё умнее и ещё красноречивее! Удачи!

Ну а если мы что-то упустили, и вы знаете другие интересные способы развития маленьких пальчиков, делитесь ими в комментариях.

Ежедневно мы задействуем наши руки дома и на работе, отдыхая или тренируясь. И мало кто обращает внимание на их состояние и здоровье. Естественно, это вернется неприятной напряженностью и дискомфортом в кистях, хрустом суставов и другими проблемами. Не допустить всего этого помогают специальные упражнения.

Как избавиться от усталости в руках?

Вы много работаете за компьютером? Вручную заполняете множество документов? Значит, вам наверняка знакома ситуация, когда в руках/кистях появляется дискомфорт и слабость. Предлагаем вашему вниманию простые упражнения для пальцев рук. Выполняя их ежедневно, вы сможете поддерживать здоровье суставов, сохраните молодость кожи и избавитесь от боли после долгих рабочих часов.

  1. Сжимайте кисти в кулак и вращайте их в разные стороны. Повторяйте упражнение десять-двадцать раз.
  2. Сожмите кулак на всю силу и подержите в таком состоянии полминуты. Разожмите. Дайте рукам отдохнуть (до минуты) и повторяйте упражнение.
  3. Положите руки на стол (подойдет и любая другая твердая поверхность). По одному поднимайте пальцы, другие держите прижатыми.
  4. Сожмите кулак. По одному разгибайте и вновь выпрямляйте пальцы. Помните, что все остальные, не задействованные в упражнении, должны оставаться неподвижными.

Это простейшая тренировка послужит великолепной профилактикой болезней суставов. Также она снимет усталость с кистей после рабочего дня. Главный плюс занятий в том, что делать упражнения для суставов пальцев рук можно даже на работе, устроив себе маленький перерыв.

Программа тренировок для повышения силы пальцев

Для многих людей (спортсмены, скалолазы) имеет значение не только здоровье, но и сила пальцев. Улучшить её помогают специальные упражнения.

  1. Вис на пальцах. Находим турник, прочную ветку дерева или другой подходящий объект. Висим 15-20 секунд, делаем несколько подходов. Тренироваться рекомендуется в перчатках. Если их нет - подкладывайте под пальцы ткань, чтобы не повредить пальцы и избежать появления мозолей.
  2. Вращение запястьями с применением утяжелителей. Подойдут гантели или другие тяжелые, но небольшие по размеру предметы, которые удобно держать в руке. Положите руку на горизонтальную поверхность, возьмите утяжелитель и начинайте упражнение. Стандартная программа - 3-4 подхода по 20 вращений, но вы ориентируйтесь на свои физические возможности.
  3. Тренировка с эспандером. Приобрести его можно в любом спортивном магазине. Модель, количество сетов и повторов подбирайте индивидуально.
  4. Сгибание пальцев со штангой. Используем нижний хват. Данная тренировка способствует укреплению мышц предплечья. Начальная позиция - предплечья находятся на ровной горизонтальной поверхности. Кисти сжимают штангу и нормально свисают над краем. Плавно и аккуратно поднимаем и опускаем штангу.
  5. Отжимания на пальцах. Отжиматься от пола можно на 5, 4, 3, 2 и даже 1 пальце. Естественно, такая тренировка пальцев рук рассчитана на более подготовленных спортсменов. Новичкам следует начинать с малого.

Возможно, поначалу покажется вам сложной. Если вы недавно приступили к комплексу упражнений для развития силы пальцев рук, попробуйте просто стоять на пальцах, постепенно увеличивая длительность занятий и пытайтесь отжиматься.

Соблюдайте технику. Помните простое правило - выполнять упражнения для силы пальцев рук лучше медленно, но точно!

Как улучшить мелкую моторику?

Исследования показывают, что упражнения для моторики пальцев рук у взрослых и детворы способствуют улучшению внимательности, речи, координации и даже памяти. Предлагаем несколько простых и эффективных вариантов тренировки моторики.

  1. Четки. Держим в руке и перебираем бусины.
  2. Конструктор. Отличный вариант для детей.
  3. Мозаики и паззлы с мелкими и крупными частями. Дополнительно улучшает внимательность.
  4. Сортировка сыпучих продуктов. К примеру, смешайте рис и гречку, а потом отделяйте крупы друг от друга.

Учитывайте, что упражнения для улучшения мелкой моторики желательно проводить регулярно. Минимум 1-2 раза в день.

Тренировка пальцев после инсульта

Инсульт - серьезный недуг, с которым сталкиваются люди любого пола и возраста. Восстанавливаться после него долго и сложно. Повседневная жизнь и привычки пациента меняются кардинально. Единственным способом вернуть себе нормальный образ жизни является физиотерапия. Даже если болезнь не затронула двигательную активность рук, тренировки улучшат работу мозга и нервной системы. Это важный элемент успешной реабилитации.

Конечно, упражнения для пальцев рук после инсульта, на первый взгляд, кажутся очень легкими. Но человеку, который перенес это заболевание, бывает сложно выполнять их самостоятельно. Поэтому пациентам на период реабилитации понадобится помощь родных. Врачи советуют следовать следующей программе:

  1. Подготовка. Разрабатываем руку и пальцы, растирая и массажируя каждый на протяжении пятнадцати-двадцати секунд.
  2. Ложитесь на спину и кладите ладони на грудь. По очереди разводите и поднимайте пальцы. Потом разверните ладошку и повторяйте упражнение.
  3. По одному поднимайте пальцы, делайте круговые вращения.
  4. Сжимайте и разжимайте пальцы в кулак.
  5. Соедините руки в замок, поднимайте и шевелите пальцами (сразу всеми и поочередно).
  6. Сортировка различных предметов (крупы, разноцветные бусины и пр.). Еще одно упражнение для улучшения моторики.
  7. Сборка кубика Рубика.

Это простейшие упражнения для тренировки пальцев, выполнять которые можно и в домашних условиях. Главное делать их часто, аккуратно и терпеливо.

Упражнения для пальцев рук после перелома

Перелом - распространенное повреждение, с которым многие сталкиваются. Конечно, нельзя назвать эту травму опасной для жизни. Но пациентам все равно не стоит пускать реабилитацию на самотек. После перелома нужно уделять больше времени разработке поврежденного пальца. Существует множество техник и вариантов, способствующих скорейшему восстановлению.

Составлением программы реабилитации должен заниматься врач. Зачастую, пациенту назначат массаж, физиотерапия. Но и дома не стоит забрасывать лечение. Здесь можно делать несложные упражнения для пальцев на руках, которые позволят разработать травмированную конечность.

Положите руки на стол. Плавно поднимайте и опускайте палец. Выполняйте круговые вращения. Попытайтесь нарисовать в воздухе какую-либо картину или написать свое имя. Старайтесь двигать не кистью, а именно кончиком фаланги: так восстановить гибкость пальцев после перелома будет легче.

Упражнения на гибкость пальцев для музыкантов

Хотите научиться играть на гитаре или фортепиано? Новичкам всегда сложно правильно координировать движения пальцев. Поэтому рассмотрим хорошие упражнения для пальцев рук для игры на музыкальных инструментах.

  1. Положите руки на ровную поверхность. Одной медленно и аккуратно хлопайте по столу, а другой - рисуйте круги. Потом меняйте руки.
  2. Едва касаясь поверхности ладонями, рисуйте на столе геометрические фигуры. Делайте одновременно обеими руками. Это упражнение рекомендуется выполнять под метроном.

Занятия для самых маленьких

Упражнения для моторики пальцев рук для детей не только полезны, но и считаются обязательными для нормального развития. Они стимулируют работу мозга, улучшают внимательность, память и воображение.

Для малышей от одного года до пяти лет лучшей тренировкой станет лепка из пластилина или собирание паззлов. Для детей постарше подойдет кубик Рубика. Что касается эффективных и простых упражнений, предлагаем следующие варианты:

  1. Замешивание теста. Ребенку необходимо руками имитировать замешивание теста. Данная тренировка качественно разрабатывает кисти и пальцы.
  2. Сжимание/разжимание кулака. Малышу необходимо поочередно выпрямлять ладони, раздвигать пальцы, сжимать и разжимать их.

Чтобы игры с пальцами рук были интересны для детворы, их желательно сопровождать веселыми историями или делать все это в игровой форме (к примеру, соревнование на скорость с родителями).

Содержимое

Развитие мелкой моторики для детей очень важно - ведь те зоны мозга, которые отвечают за движения пальцев, теснейшим образом связаны с речевыми центрами. Поэтому развивая мелкую моторику у малыша, вы, прежде всего, развиваете его речь, тренируете память, а также приучаете руки к более кропотливой работе - письму, самостоятельному застегиванию пуговиц и так далее.

Пока ребенок не пошел в школу, его развитие в основном проходит при помощи игровой формы. Ниже мы представим несколько лучших упражнений для развития детских пальчиков и речи.

Упражнения

Итак, упражнения проходят при помощи подручных предметов и продуктов. Представляем вашему вниманию следующие упражнения.

С прищепками

Правила просты - задача малыша украсить прищепками картонную фигурку животного, или любой другой предмет. Сначала прищепки одеваются на свои места, а затем снимаются ребенком. Следите, что малыш не сдирал их, а именно снимал нажатием пальчиков. Далее занятие можно усложнить, предложив малышу отсортировать определенные цвета на разноцветном круге.

Сортировка крупы

Безусловно, такое занятие достаточно нудное для ребенка. Поэтому мы будет пользоваться игровой формой. Например, предложите рассортировать фасоль и гречку, чтобы покормить курочку и петуха. Еще один вариант - поставить в ряд изображения петуха, курицы и цыпленка. Первому кладем в корзинку фасоль, второй - горошинку, ну а цыпленку самое маленькое зернышко гречки.

Еще одно упражнение с крупой. Ставим перед малышом 2 миски. В одну из них насыпаем гречку или другую крупу. Даем ребенку ложку из пластика и пусть он пересыпает содержимое в пустую миску. Вообще, упражняться с крупами хорошо на кухне. Например, маме нужно приготовить обед, а малыш отвлекает ее. Даем ему мисочку с любыми зернышками и продолжаем спокойно готовить. Только кроха должен обязательно находиться в поле зрения.

С применение крупы можно сыграть в игру Мешочки. Для этого в тканые мешочки засыпаем фасоль, гречку, пшено и рис. Зашиваем их или завязываем. Даем ребенку прощупать и угадать, какая крупа где. Такое занятие подходит для деток от 3 лет.

Чтобы заинтересовать малыша, берем пластиковую бутылочку из-под йогурта и прорезаем отверстие. Рядом приклеиваем изображение птички. Предложите ребенку покормить птичку через дырочку. Всем детям очень понравится!

Рисование ватными палочками

Вы наверняка замечали, что большинство деток неправильно берут ручку или карандаш. Чтобы научить их делать это правильно, дайте ребенку порисовать ватной палочкой. Ее, как правило, детки берут правильно. Теперь дайте задание поставить точки на платье у нарисованной принцессы или на любом другом рисунке. Постепенно рука будет тренироваться.

Как вариант - попросите помазать болячки у нарисованного слоника зеленкой.

Или же начинайте игровое упражнение - вылечи зуб. На нарисованном зубе карандашом рисуем кариес. Сверху на эти места капаем клей. Предложите ребенку приклеить кусочки ваты при помощи ватной палочки.

Рисование на манке

На плоскую тарелку насыпаем слой крупы. Теперь предложите малышу нарисовать солнышко, дождик, тучи и прочие. Выполняя такое задание, ребенок осуществляет массаж пальчиков. Подобное задание - провести раскопки в гречневой крупе. Насыпьте крупу в миску и заройте в ней несколько мелких игрушек. Попросите малыша найти их.

На темном листе бумаги рисуем снежинку клеем ПВА. Теперь малыш может взять манку и посыпать контуры рисунка. Как только клей подсохнет, стряхиваем остатки манки - шедевр готов! Можно рисовать не только снежинку, но и любые другие орнаменты.

Лепка из мягкого пластилина

Пожалуй, самое любимое занятие малышей. Оно к тому же очень полезно! Ребенок может катать колбаски, делать шарики. Очень полезно также размазывание пластилина по листу бумаги. Пример - нарисуйте варежку. Ребенок размазывает пластилин в пределах контура. Затем попросите его украсить варежку фасолью, пшеном, фигурными макаронами и прочими продуктами.

Делаем простую фигурку. Лепим из пластилина ежика - шарик. Затем малыш должен воткнуть в него спички, имитируя иголки. В принципе, так можно изготовить любое, даже несуществующее животное. Пусть ребенок проявляет фантазию.

Из подручных материалов

Налейте в глубокую миску воды и положите туда много некрупных предметов. Пусть ребенок вылавливает их по-одному.

Опускание мелких предметов в отверстия. Например, фасоли. Чтобы заинтересовать малыша, берем пластиковую бутылочку из-под йогурта и прорезаем отверстие. Рядом приклеиваем изображение птички. Предложите ребенку покормить птичку через дырочку. Детям понравится выполнять такое упражнение!

На бумаге рисуем контур животного или цветка. Смазываем клеем ПВА. Попросите малыша порвать разноцветные салфетки на мелкие клочки. Их затем нужно приклеить на бумагу в хаотичном порядке. Так можно делать также море, лес или облака.

На прогулке чаще кормите птичек старым хлебом, пшеном. Детям очень нравится такое занятие! Кстати, покормить птичку можно и дома, если вдруг вы не смогли пойти на улицу. Для этого на большом листе бумаги рисуем птичку. Даем ребенку крупу и просим покормить, к примеру, курочку. Кроха будет сыпать зернышки на лист бумаги. Как только птица будет сыта, она обязательно скажет спасибо и улетит.

Правила выполнения

Чтобы ребенку и родителям было комфортно заниматься, нужно придерживаться нескольких правил:

  1. Организуйте ребенку рабочее место - небольшой столик и стульчик.
  2. Обязательно приступайте к упражнениямтогда, когда у ребенка хорошее настроение. Иначе развивающие упражнения будут ассоциироваться у него с негативными эмоциями.
  3. Приучите ребенка к порядку - для этого в конце упражнений вместе соберите все предметы и уберите их. Заведите отдельную папку для детских рисунков и поделок.
  4. Нельзя оставлять ребенка без присмотра! Особенно опасны в этом плане мелкие предметы, которые малыш может запихнуть в нос или рот.
  5. Включите веселые детские песенки, чтобы упражнения проходили на позитиве.
  6. Если ребенок не хочет играть, не настаивайте. Предложите сделать это позже.

Тренировка и развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет - одно из важнейших направлений педагогической работы, которую необходимо планомерно проводить взрослым. Период подготовки к школе предъявляет к будущим ученикам особые требования, одно из которых - точность, ловкость микро-движений пальцев. Этот навык необходим для успешного освоения письма, а также он способствует общему развитию познавательных процессов ребенка.

Как проводить занятия

Педагогам и родителям следует соблюдать несколько правил, которые помогут проводить развивающие занятия с детьми максимально эффективно.

  • Любые упражнения для развития мелкой моторики должны обязательно соответствовать возрасту дошкольников. Многие задания для них напоминают те, которые можно предлагать , но содержание их должно быть абсолютно другим, намного более сложным. В 6-7 лет полезно (как и в более младшем возрасте):

– раскрашивать, но рисунки должны быть уже с очень мелкими деталями;

– складывать мозаику, но из большого числа маленьких элементов;

– обводить пунктирные изображения, но без «сползания» с контура, без ошибок.

  • Подбирайте такие материалы, упражнения, игры для развития моторики, которые будут интересны ребенку. Возможно, стоит найти прописи с его любимыми героями сказок, динозаврами или пиратами. Любое задание важно выполнять не только максимально старательно, но также непременно с желанием, позитивным настроем.
  • Темп выполнения упражнений одного типа должен увеличиваться постепенно. Сначала ребенок должен научиться уверенно использовать карандаш или ручку для выполнения заданий на бумаге, а потом, с совершенствованием навыка, их можно будет делать даже на время.
  • Не стоит учить ребенка писать прописные буквы до школы. Сначала он должен привыкнуть правильно держать карандаш, повторять очертания несложных линий, объектов. Дошкольный период - подготовительный, не стоит торопиться, начиная осваивать программу 1 класса раньше времени.
  • Занятия должны быть регулярными, но не слишком утомительными. Перед началом каждого полезно провести специальную гимнастику для пальчиков.
  • Важно, чтобы малыш выполнял все задания только ведущей рукой. Также нужно следить за его осанкой, а также хорошим освещением во время работы.

Задания

Большинство заданий для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста предполагают выполнение специальных упражнений на бумаге. Это не только тренирует ловкость рук, но также совершенствует глазомер ребенка, его произвольное внимание, умение ориентироваться на листе. Вот несколько самых популярных вариантов заданий для будущих первоклассников:

Контуры

Предложите ребенку обвести того из двух представителей одной природной группы (птиц, животных, рыб, насекомых), про которого составлена загадка. Нужно аккуратно провести все контурные линии, не «спутывая» их, не выходя за пределы изображений.

Дополнительные задания для каждой странички помогут увлечь ребенка процессом, сформировать мотивацию для работы, а также они являются еще одним этапом тренировки ловкости, внимания, сообразительности.
























Задания по точкам

Попросите дошкольника нарисовать одну из представленных простых фигур (животное, птицу, цветок) по опорным точкам, по образцу. Задания такого типа тренируют не только мелкую моторику рук, но еще навыки счета, умение ориентироваться на листе, координацию движений.




Забавные персонажи торопятся домой! Пусть ваш малыш поможет насекомым, рыбкам, космическим кораблям, волчкам двигаться ровно и красиво.

Каждый лист этой серии оформлен таким образом, что первые две строчки нужно провести линию внутри заданной «дорожки», а следующие две – уже без опоры на внешние границы. Дополнительные препятствия (камушки, звёздочки, облака) важно обходить максимально аккуратно!








Штриховка

Этот комплекс составлен по принципу: от простого к сложному. Его задания помогут дошкольнику научиться повторить на бумаге различные графические элементы, которые пригодятся ему затем при освоении письма.

Важный нюанс - рисовать линии нужно от выделенной точки, по направлению, которое указывает стрелка.






























Обведи и раскрась (с прописями)

Большой сюжетный рисунок и несколько строчек небольших миниатюрных элементов позволяют ребенку тренировать не только моторику, но также внимание, терпение, умение самостоятельно находить свои ошибки.

Обращайте внимание малыша на размер изображений, включенных в прописи, расстояние между ними, наклон. Важно постараться сохранить эти характеристики, выполняя задание при рисовании и раскрашивании фигурок.









Задания по клеточкам

Этот комплекс поможет малышу не только нарисовать животных, обитающих в жарких странах, но станет отличным тренажером ловкости рук. В каждом задании, созданном на бумаге в клетку, присутствует крупное изображение, мелкий объект, узоры или орнамент. Иногда встречаются короткие слова, составленные из печатных букв. Такие раскраски для развития мелкой моторики отлично тренируют не только мотрику, но и глазомер.









Графический диктант

Перед вами подборка увлекательных упражнений, совершенствующих графические навыки дошкольника, а также его внимание, усидчивость, сообразительность. Каждый лист представляет собой тематическую подборку, которая включает:

  • стихотворение об изображаемом персонаже или объекте (животные, техника);
  • цветную иллюстрацию к тексту;
  • словесную инструкцию процесса рисования на клетчатой бумаге, которая должна быть выполнена ребенком, точно и последовательно;
  • графическое изображение, которое получится в итоге.

Эти здания можно использовать в формате диктанта или как образец для самостоятельной работы ребенка по образцу. Загадка и рисунок делают урпажнения более привлекательными для малышей.






Игры

Конечно, для детей 6-7 лет игра остается самым любимым видом деятельности, что очень хорошо для будущих учеников! Ведь ловкость пальчиков и мелкая моторика отлично тренируется не только с помощью специальных графических заданий, но также в ходе полезных развлечений. Вот несколько их вариантов:

Вам понадобится несколько обычных шнурков, а также набор некрупных бусин. Соберите цветные шарики (15-20 штук) в определенной последовательности, а затем предложите ребенку повторить узор. Можно попросить выполнить задание на время или соревнуясь с другими детьми.

Игры с пуговицами

Предложите детям выложить из разных пуговиц узор или изображение какого-то объекта, это интереснее делать на время. Пуговки лучше всего брать мелкие, а основу для картины сделать из плотного картона, покрытого сверху слоем пластилина (он поможет надежно зафиксировать все детали «мозаики»).

Пинцет и бусины

Возьмите несколько маленьких пластиковых пинцетов, много мелких бусинок, посуду с узким горлышком (небольшие баночки или бутылочки, по числу играющих). Один игрок или несколько получают задание собрать определенное количество бусин пинцетом в сосуд. Побеждает тот, кто быстрее справится с задачей. Если участник один, то он может фиксировать свои результаты по времени, а потом стараться побить собственный предыдущий рекорд.

Разрезные картинки

Собирать целое изображение из кусочков одинакового размера не только очень увлекательно, но и полезно. Детям старшего дошкольного возраста нужно предлагать картинки, разрезанные на 10-12 частей. Еще лучше давать ребенку части парных неидентичных карточек с рисунками (например, два похожих снеговика, самолета, собачки) в наборе и просить собрать обе.

Используйте разнообразные ребенка.

Работа по совершенствованию мелкой моторики старших дошкольников должна вестись до начала школьного обучения. Это одна из важнейших целей педагогики этого периода, которая актуальна для любого ребенка.

Особенно нужно стараться уделять достаточное количество времени специальным упражнениям для тренировки графических навыков тем детям, которые имеют трудности в речевом развитии.

Стимулирование тактильных ощущений способствует активизации определенных центров в коре головного мозга, что, в свою очередь, благоприятно влияет на формирование детской речи.

Федорова Екатерина

логопед-дефектолог